Нарушение осанки – частая проблема многих людей разного поколения. Она может начинаться еще с юношеского возраста, когда у ребенка только начинает формироваться и укрепляться опорно-двигательная система.
Нарушение осанки чаще всего происходит из-за малой физической активности, также из-за неправильного положения спины во время какой-либо сидячей работы и т.п.
В школьном возрасте у детей часто возникают проблемы с искривлением позвоночника, все это потому, что они не следят за своей осанкой. Многие родители и педагоги не обращают внимания на то, как ученик сидит во время выполнения заданий, поэтому и возникают причины нарушения осанки.
Актуальность: значимость данной темы велика. В настоящее время многие люди борются с этой проблемой, поэтому мне хотелось бы узнать о ней побольше. К тому же, форма дистанционного обучения часто настигает нас, поэтому я хочу, чтобы дети обратили внимание на данный проект и никогда не встретились с такими проблемами.
Цель исследовательской работы: Выявление возможных причин, вызывающих нарушения осанки учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект на тему: «Нарушение осанки человека» | 93.71 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Исследовательский проект на тему:
«Нарушение осанки человека»
Выполнила работу: Упорова Светлана Григорьевна
Ученица 11 «А» класса
Руководитель: Мелькова Светлана Михайловна
Пионерский, 2022
Содержание
1. Распространенные болезни нарушения осанки 4
2. Нарушение осанки у школьников. Проведение соц. опроса 7
3. Причины нарушения осанки у детей 11
3.1. Рекомендации по исправлению осанки у детей 11
3.2. Рабочее место для правильной осанки 13
Нарушение осанки – частая проблема многих людей разного поколения. Она может начинаться еще с юношеского возраста, когда у ребенка только начинает формироваться и укрепляться опорно-двигательная система.
Нарушение осанки чаще всего происходит из-за малой физической активности, также из-за неправильного положения спины во время какой-либо сидячей работы и т.п.
В школьном возрасте у детей часто возникают проблемы с искривлением позвоночника, все это потому, что они не следят за своей осанкой. Многие родители и педагоги не обращают внимания на то, как ученик сидит во время выполнения заданий, поэтому и возникают причины нарушения осанки.
Актуальность: значимость данной темы велика. В настоящее время многие люди борются с этой проблемой, поэтому мне хотелось бы узнать о ней побольше. К тому же, форма дистанционного обучения часто настигает нас, поэтому я хочу, чтобы дети обратили внимание на данный проект и никогда не встретились с такими проблемами.
Цель исследовательской работы: Выявление возможных причин, вызывающих нарушения осанки учащихся.
Задачи:
1. Изучить научно-популярную литературу по теме;
2. Провести анкетирование среди учеников;
3. Выявить причины, приводящие к нарушению осанки школьников;
4. Провести беседу с тренером по плаванию и узнать, как плавание влияет на позвоночник;
5. Рассмотреть профилактические меры для сохранения хорошей осанки;
6. Создать плакат-памятку для учеников младших классов.
Гипотеза: Я считаю, что возникновение дефектов позвоночника происходит тогда, когда человек не соблюдает правильное положение спины во время статической работы.
Объект исследования: дети школьного возраста.
Предмет исследования: опорно-двигательная система детей и подростков – позвоночник.
Методы исследования: наблюдение, опрос, собеседование, сравнение, анализ, изучение и обобщение, знаковое моделирование.
Продукт проекта: плакат-памятка для учеников младших классов.
Позвоно́чник — основная часть осевого скелета человека. Состоит из 32-34 позвонков, последовательно соединённых друг с другом в вертикальном положении]. Позвонки разделяют на отдельные типы: шейные, грудные, поясничные, крестцовые (срастаются в крестец) и копчиковые.
Нарушения осанки — искривление позвоночника, протекающее с усилением или сглаживанием физиологических изгибов в одном из четырех отделов позвоночника: шейном, грудном, поясничном, крестцовом или нескольких одновременно. Изгибы могут обращены выпуклостью вперед (лордозы) и назад (кифозы), в бок (сколиозы). Кривизну позвоночника рассматривают, как состояние предболезни, которое в будущем приводит к остеохондрозу, мышечной слабости, заболеваниям внутренних органов [3].
Лордоз позвоночника — изгиб позвоночного столба выпуклостью назад. Небольшое дугообразное искривление в шейном и поясничном отделах есть у всех людей. Патологический лордоз развивается в тех же местах, реже в грудном отделе, при избыточном прогибе позвоночного столба. Он появляется из-за травм, физических перегрузок, врожденных и приобретенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
Разновидности лордоза:
Учитывают место локализации: шейный и поясничный отдел позвоночника.
По форме лордоз бывает трех типов:
1. Физиологический. Формируется с рождения до года, характеризуется слаженной работой всех структур костно-мышечной системы;
2. Избыточный патологический лордоз или гиперлордоз. Возникает на любом этапе жизни, характеризуется чрезмерным искривлением шейных и грудных позвонков с выпуклостью вперед; 3. Выпрямление физиологических изгибов или гиполордоз. Уменьшены изгибы в сегменте позвоночного столба. Дефект определяют по плоской спине [3].
Причины появления лордоза:
Врожденный лордоз возникает из-за неправильного формирования позвоночника во внутриутробном развитии, из-за инфекций и родовых травм. Риск лордоза особенно актуален в детском и подростковом возрасте. Приобретенный лордоз может быть из-за: опухоли в области позвонков, смещения позвонков относительно друг друга, травм спины, нарушения осанки — кифоза, сколиоза, снижения плотности костей, остеохондроза, ревматоидного артрита, межпозвоночной грыжи, мышечной дистрофии, детского церебрального паралича, хронической инфекции, вывихов в тазобедренном суставе, наследственных болезней, неправильного положения сидя, ожирение, в частности чрезмерного скопления жира на животе, неправильной ходьбы [3].
Кифоз – это искривление позвоночника в передне-задней (саггитальной) плоскости. Может быть как физиологическим (нормальным), так и патологическим. Патологический кифоз чаще развивается в грудном отделе, нередко сопровождается болями в спине. При значительном искривлении возможно сдавление нервных корешков и спинного мозга с соответствующей симптоматикой (слабость в ногах, нарушения чувствительности, тазовые расстройства). В особенно тяжелых случаях может наблюдаться нарушение деятельности сердца и легких. Физиологический кифоз определяется у всех людей в грудном отделе позвоночника. О патологии говорят в тех случаях, когда угол изгиба составляет 45 и более градусов. Кифоз может наблюдаться как отдельно, так и в сочетании со сколиозом (искривлением позвоночника в боковой плоскости). Самой частой причиной развития патологического кифоза являются переломы позвонков [3].
В зависимости от характера искривления кифоз может быть угловым или дугообразным.
Разновидности кифоза:
Кифоз классифицируют на виды по отделу позвоночника, в котором он локализуется, и причинам происхождения:
По локализации, месту возникновения: грудной отдел; поясничный отдел; шейный отдел.
По причинам происхождения:
1. Врождённый кифоз. Проявляется из-за аномалий внутриутробного развития
2. Генотипический — наследственная предрасположенность
3. Физиологический. Проявляется в 7–8 лет в грудном отделе, в период полового созревания — в поясничном. Проходит сам по себе
4. Травматический — возникает после переломов позвонков и неудачно проведенных операциях
5. Дегенеративный — изменения в позвоночнике, которые перешли в хроническую форму.
Причины возникновения кифоза:
Может проявиться врожденный кифоз. Он появляется из-за неправильного внутриутробного развития, когда плод оказывается сдавленным или неправильно лежит. Если болезнь приобретенная, она появляется из-за: генетической предрасположенности; малоподвижного образа жизни, который приводит к ослаблению мышечного корсета, спины и груди; чрезмерных перегрузок — неправильной техники выполнения силовых упражнений; перенесённых травм и последствий неудачно проведенных операций; дегенеративных процессов в позвоночнике — остеохондрозе и остеопорозе; других заболеваний опорно-двигательного аппарата — туберкулеза, рахита; заболеваний с парезом и параличом мышц — полиомиелит, ДЦП и другие [3].
Сколиоз – это заболевание опорно-двигательного аппарата, выраженное боковым искривлением позвоночника с одновременным поворотом и нарушением формы нескольких позвонков [3].
Классификация сколиоза:
В зависимости от времени появления сколиоза разделяют врожденные (диспластические) и приобретенные формы. Врожденные формы сколиоза проявляются на первом году жизни ребенка и вызваны неправильным развитием тел, дужек и отростков позвонков при внутриутробном развитии. Приобретенные формы сколиоза развиваются у растущего ребенка или появляются вследствие различных заболеваний. Так, статический сколиоз возникает из-за укорочения одной из ног. В этих случаях перекос таза ведет к разбалансировке равновесия, и мышечный каркас пытается выровнять его за счет искривления позвоночного столба. Рахитический сколиоз развивается вследствие нарушения окостенения тел позвонков. Из-за разрежения костной ткани и одновременно мышечной слабости позвоночник не выдерживает нагрузки и искривляется. Нейрогенный сколиоз вызывается нарушением нервно-мышечной передачи из-за поражения спинного мозга, например, вследствие полиомиелита.
Группа сколиотических изменений имеет идиопатическую природу, когда непосредственная причина заболевания не выяснена. Кроме того, сколиоз классифицируют по отделу позвоночника, в котором расположены пораженные позвонки (шейный, грудной, поясничный и комбинированный) и направленности дуги искривления (правосторонний и левосторонний).
Самыми опасными периодами в отношении развития и прогрессирования сколиоза являются этапы интенсивного роста: от 4 до 6 лет лет и от 10 до 14 лет [3].
В своей школе я провела опрос среди учеников 6, 9 и 11 классов. Мои вопросы были такими:
1. Знаете ли Вы, как нужно правильно сидеть за партой? (диаграмма 1);
2. Посещаете ли Вы спортивные секции/кружки? (Где нужны активные двигательные действия) (диаграмма 2);
3. Сколько времени Вы проводите сидя за компьютером? (диаграмма 3);
4. Следите ли Вы за свой осанкой на уроках в школе и дома при выполнении домашнего задания? (диаграмма 4);
5. Есть ли у Вас нарушения в осанке? (Диагноз, подтвержденный врачом) (диаграмма 5).
Диаграмма 1. Вопрос 1. Знаете ли Вы, как нужно правильно сидеть за партой?
Диаграмма 2. Вопрос 2. Посещаете ли Вы спортивные секции/кружки? (Где нужны активные двигательные действия)
Диаграмма 3. Вопрос 3. Сколько времени Вы проводите сидя за компьютером?
Диаграмма 4. Вопрос 4. Следите ли Вы за свой осанкой на уроках в школе и дома при выполнении домашнего задания?
Диаграмма 5. Вопрос 5. Есть ли у Вас нарушения в осанке? (Диагноз, подтвержденный врачом)
По результатам опроса я сделала следующие выводы:
Вопрос 1: я поняла, что большинство учеников знают, как нужно правильно сидеть за партой.
Вопрос 2: многие ученики занимаются спортом, но все же не все. Малоактивный образ жизни часто ведет к нарушению осанки.
Вопрос 3: достаточно много учеников долгое время проводят за компьютером.
Старшеклассники, вероятнее всего, изучают дополнительные материалы для сдачи экзаменов, на это уходит много времени. Дети в младших классах часто играют в компьютерные игры, то есть активность проявляется мало, отчего и возникают нарушения в позвоночнике.
Вопрос 4: многие ученики не следят за своей осанкой дома. Всегда нужно следить за положением своей спины.
Вопрос 5: результаты опроса показывают, что, чем старше ученик, тем чаще возникают нарушения. Я думаю, что это связано, опять же, с подготовкой к экзаменам, во время которой мы сидим в одном положении долгое время.
Я решила задать вопрос врачу хирургу-ортопеду-травматологу Пионерской больницы Мозго Марату Васильевичу: «Когда у школьников чаще всего начинают появляться нарушения в осанке?». Марат Васильевич ответил: «Чаще всего нарушения в позвоночнике начинаются у ребят в 4-6 классе».
Нарушения осанки у детей сегодня диагностируются все чаще, а показатели медицинской статистики не позволяют не задумываться о серьезности проблемы. Ведь различные проблемы с осанкой обнаруживаются у 15—17% дошкольников, у 33% учеников средней школы и у 57% старших школьников! Это чревато не только возникновением эстетических недостатков, но и появлением головных болей, дискомфорта в грудной клетке и спине, а также развитием астеновегетативного синдрома.
Астеновегетативный синдром – расстройство работы нервной системы, сопровождающееся медленно прогрессирующим ухудшением памяти, снижением внимательности, быстрой утомляемостью и нарушениями сна.
Нарушения осанки могут быть врожденными и приобретенными. В 90% случаев дефекты развиваются в течение жизни. Непосредственными причинами деформации позвоночника выступают:
-малоподвижный образ жизни;
-длительное неправильное положение и установка тела;
-слабая освещенность рабочего места;
-неудобная мебель, не соответствующая росту и возрасту;
-неравномерное распределение нагрузки с упором на одну руку, например ношение портфеля, ведение малыша во время прогулки за одну и туже руку;
-ожирение;
-дефицит витаминов и микроэлементов;
-неправильный режим.
Нарушения осанки могут быть следствием дегенеративных и дистрофических процессов в костно-мышечной системе, и возникают при таких заболеваниях, как:
-рахит;
-остеомиелит;
-полиомиелит;
-плоскостопие;
-перелом бедра, голени, стопы;
-дисплазия тазобедренного сустава;
-вальгусная деформация стопы;
-кривошея;
-подвывих позвонков.
Врожденные нарушения осанки связаны с родовыми травмами, неправильным внутриутробным формированием позвоночника, дефектами соединительной ткани, дистонией (замедленным расслаблением мышц) [3].
3.1. Рекомендации по исправлению осанки у детей
1. Научите ребенка правильно сидеть за письменным столом. Расскажите ему про то, как важно держать спину прямой на уроках и дома. Не забудьте также упомянуть про нахождение локтей на столе во время письма и прямой угол в коленях при сидении на стуле [1,2].
2. Правильно подберите ранец. Для младших и средних классов рекомендуется приобретать рюкзак с двумя лямками, который будет равномерно распределять нагрузку на позвоночник.
3. Позаботьтесь об освещении рабочего стола ребенка. Чем темнее – тем больше ребёнок сутулится, чтобы рассмотреть написанное. Поэтому при недостатке света лучше включить настольную или навесную лампу.
4. Через каждые 50 минут сидения за столом ребёнку нужно делать перерыв. Периодическое отвлечение от уроков на 5-10 минут снимает нагрузку с позвоночника. И в этот момент дитю лучше не лежать, а размять и потянуть затёкшие мышцы [1,2].
5. Запишите ребёнка в секцию по плаванию. Этот вид спорта укрепляет практически все мышцы тела. При этом во время занятий в бассейне отсутствует осевая нагрузка на позвоночник, что делает плавание эффективным и безопасным способом исправления осанки.
6. Занятия лечебной физкультурой предотвращают искривления позвоночника. Правильно подобранный комплекс упражнений может исправить даже серьёзные нарушения осанки.
7. Лечебный массаж.
Неправильная осанка школьника – ещё не диагноз, но может к нему привести. К счастью, осанку в детском и подростковом возрасте можно исправить, что требует внимания со стороны взрослых и самодисциплины от ребёнка [1,2].
Обсудив данную тему с тренером по плаванию – Серебряковой Валентиной Викторовной (тренер в бассейне «Дельфин» в п. Малиновском), я узнала, как плавание влияет на осанку. Плавание считается самым многофункциональным и эффективным видом спорта, способствует устранению нарушений осанки, плоскостопия, гармонично развивает все группы мышц. Почему выбирают именно плавание? При проблемах с осанкой назначают плавание потому, что все опорные мышцы самого позвоночника расслаблены, сильных нагрузок на спину особо нет. Плавание полностью разгружает нервную систему, закаливает, разгоняет кровообращение, часто помогает при каких-либо защемлениях. Характер мышечной деятельности при плавании обеспечивает равномерное укрепление всех мышечных групп туловища и конечностей, выравнивая возникший в мышцах дисбаланс, что способствует укреплению мышечного корсета.
При необходимости ребенку назначают ношение ортопедического корсета. Он будет поддерживать позвоночник в правильном положении и препятствовать усугублению уже имеющейся деформации. Благодаря ему родители могут немного ослабить контроль над положением спины ребенка, так как корсет не позволит сутулиться и горбиться. Для каждого ребенка ортопедический корсет подбирается индивидуально. Также важно разработать и придерживаться правильного режима дня ребенка и обеспечить его полноценным питанием. Необходимо подбирать обувь в соответствии с размером ноги, а не на вырост. Она, как и матрас и подушка для сна, должна быть ортопедической. Детям важно создать условия для полноценной физической активности и занятий спортом, а также организовать рабочее место школьника в соответствии с его ростом.
3.2. Рабочее место для правильной осанки
Столешница рабочего места ребенка в идеале имеет уклон около 15 градусов. Когда ребенок сидит за рабочим столом, его тазобедренные, коленные и (это важно!) голеностопные суставы должны находиться под углом 90 градусов. То есть ноги упираются в пол, а соотношение высоты стола и стула таковы, чтобы в спокойном положении сидя ребенок мог, не сгибаясь положить руку (от локтя до кисти) на стол. Оптимальная глубина сиденья составляет 2/3-3/4 длины бедра ребенка. Спинка стула должна позволять ребенку опереться на нее спиной, а между грудиной и кромкой стола помещается ладошка. Ортопеды крайне не рекомендуют школьникам покупать стулья на колесиках, так как отсутствие твердой опоры в пол не позволяет принять правильное положение.
При правильно оборудованном рабочем месте снижается и правильно распределяется нагрузка на мышцы шеи и спины, что позволяет удерживать ровную осанку [1,2].
Выводы
Правильная осанка важна не только с точки зрения эстетики. Оптимальный баланс всех сегментов тела, который она обеспечивает, предохраняет опорно-двигательный аппарат человека от перегрузок и травм. Нарушение этого баланса отрицательно влияет на работу внутренних органов. Мышечный дисбаланс, возникающий в результате привычки неправильно сидеть, может вызывать у ребенка рефлекторные боли в спине. Если неправильное статическое положение фиксируется, это может плохо сказываться на зрении.
Кроме того, неправильное положение любого сустава в нашем организме неотвратимо приводит к перераспределению давления. В результате уже в молодом возрасте у человека могут появляться такие заболевания суставов, как артрозы, остеохондроз.
При написании данной работы были найдены ответы на все поставленные задачи.
1. Сутулость, неправильная осанка, искривление позвоночника – для сегодняшних школьников это не редкость, а почти правило. Большинство родителей сталкиваются с подобными проблемами уже в начальных классах. Что не удивительно: наши дети много времени проводят, сидя днем за партой, а вернувшись из школы, вновь усаживаются – выполнять домашние задания, играть за компьютером, смотреть телевизор.
Я узнала, что бывает 3 вида искривления позвоночника: лордоз, кифоз и сколиоз.
2. Провела анкетирование среди учащихся 6, 9 и 11 классов и сделала соответствующие выводы.
3. Выявила причины нарушения осанки у школьников, они бывают врожденные и приобретенные, чаще в нашей жизни встречаются приобретенные нарушения осанки и могут возникать из-за длительного неправильное положение и установка тела, слабой освещенности рабочего места, неудобной мебели, не соответствующей росту и возрасту;
4. Провела беседу с тренером по плаванию и узнала, как плавание влияет на осанку. При занятии данным видом спорта идет большая нагрузка на спинные мышцы, что позволяет держать спину правильно, так как мышечный корсет очень важен при осанке.
5. Рассмотрела профилактические меры для сохранения правильной осанки. Необходимо иметь хорошее освещение на рабочем месте, также немаловажно, чтобы мебель была удобна и подходила под рост и возраст учащихся, правильно подобранный ранец оказывает немалое влияние на осанку детей и, конечно, при долгой работе за компьютером необходим правильный отдых.
6. Создала плакат-памятку для учеников.
Список литературы:
Серебряное копытце
Разноцветное дерево
Галка в чужих перьях
Два плуга
Юрий Визбор. Милая моя