Проект содержит предложения по проведению конкретных мероприятий, направленных на воспитание бережного отношения к природе
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_ekologo-pravovaya_kultura_-_osnova_blagopriyatnoy_ekologii.docx | 934.43 КБ |
Управление образованием Администрации
городского округа Истра
МОУ ЛИЦЕЙ Г. ИСТРЫ
Российская Федерация
Московская область, Истринский район, г. Истра, ул.Босова , д. 17а
тел/факс 8 (49831)5-2-06
e-mail: licey-istra@mail.ru
Директор: Оличева Ольга Анатольевна
Болабонова Александра Сергеевна, 10 класс
Контактный телефон 6 89680813530
e-mail: alya.bolabonova@mail.ru
Тема работы:
«Эколого-правовая культура - основа благоприятной экологии»
Руководитель: Мельникова Светлана Викторовна,
учитель истории и обществознания,
тел: 89055512817, e-mail:svetulekmb48@gmail.com
2021 год
Содержание
Введение . ………………………………………………………… 3
1.Право на благоприятную окружающую среду ………………. 5
2.Проблемы эколого-правовой культуры .……………………… 8
Заключение ………………………………………………………. 11
Список использованной литературы …………………………… 12
Приложение 1 …………………………………………………… 13
Приложение 2 .…………………………………………………….. 15
Приложение 3 …………………………………………………….. 19
Приложение 4 ……………………………………………………… 20
«Ели вы думаете на год вперед – сажайте зерна,
Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека».[11]
Введение
В современном обществе экологическая повестка становится все более актуальной по всему миру. На мой взгляд, в первой четверти XXI века человечеству наиболее полно пришло осознание того, что если цивилизация продолжит развиваться бесконтрольно, нашим потомкам достанется совсем другой мир. Чтобы всем в мире хватило места и ресурсов, чтобы Земля будущего осталась прекрасной голубой планетой, необходимо действовать иначе. Мировое научно-педагогическое сообщество стало рассматривать экологическое образование в качестве платформы для благополучного экологического развития человечества и природы.
Школьный возраст – важнейший этап развития личности человека. Сегодняшний школьник – это будущий специалист, политик, родитель, а в первую очередь, и активный гражданин – это все те, кто каждый на своем месте строят экологическое будущее своего города, страны и планеты. Надо так же сказать, что современные школьники – это активные молодые люди, воспринимающие знания как руководство к действию. В подтверждение своих слов я хочу привести высказывание участника Всероссийской олимпиады школьников по экологии, которое характеризует понимание роли благоприятной экологической среды для дальнейшего существования человечества: «Дорогие взрослые! Мы хотим обратиться к вам от будущих поколений, от молодежи. Мы понимаем больше, чем вы думаете. Своей жадностью вы уничтожаете мир, который создал вас. Вы хотите вкладывать деньги в защиту природы, но при этом продолжаете засорять ее. Мы, дети, хотим помочь спасти мир, который создан для радости, но для этого вы, взрослые, должны помочь нам, став скромнее в потребностях и желаниях наживы» [8]
К слову, в Федеральных Государственных стандартах второго поколения в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личночти гражданина России к традиционным источникам нравственности относят природу . Согласно определения, «природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание» [10]
Подтверждением актуальности проблемы эколого-правовой культуры так же служат результаты анкетирования (см. приложение1,2) и самооценки учащихся (см. приложение 3) старших классов нашего Лицея. Так, среди причин экологических проблем 72,5 % опрошенных видят низкий уровень эколого-правовой культуры, а меры экологической защиты соблюдают всего 69,3%.При этом, всего 38 % опрошенных участвовали в экологических мероприятиях, а 58% затрудняются ответить, куда обращаться в случае обнаружения экологического вреда. Вызывает беспокойство и то, что знание международных и Российских природоохранных правовых актов школьники оценивают чуть выше среднего.
Все выше сказанное подтверждает необходимость эколого-правового воспитания современного общества, и, прежде всего, молодежи.
Цель моей работы, соответственно - изучение основополагающих международных и отечественных нормативных актов с точки зрения гарантий права человека на безопасную экологическую среду и уровня эколого- правовой культуры молодежи, внесение предложений по совершенствованию эколого-правовой культуры населения.
Задачи:
«Человечество является частью огромной развивающейся Вселенной. Наш дом - живая планета Земля, которая несет на себе уникальное живое сообщество. Силы природы делают существование опасным и непредсказуемым, однако Земля обеспечивает все условия, необходимые для развития жизни. Способность к восстановлению живого сообщества и благополучие человечества зависят от сохранения здоровой биосферы со всеми ее экологическими системами, богатым разнообразием растений и животных, плодородной почвой, чистой водой и воздухом. Забота о глобальной окружающей среде, ресурсы которой не бесконечны, является задачей всех народов. Защита Земли, ее разнообразия и красоты – наш священный долг» - так записано в преамбуле документа « Хартия Земли».[2]
Согласно «Конвенции о правах ребенка», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, государства – участники (к ним относится Россия)признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь , обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Так же признается право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, нравственного и социального развития ребенка. Полагаю, что для такого развития необходима благоприятная экологическая среда, хотя конкретно на данное требование Концепция не указывает. И только в последнем пункте «е» статьи 29, касающейся образования детей, упомянуто «воспитание уважения к окружающей природе». [1]
Что касается законодательства РФ, то оно максимально конкретно регулирует правоотношения, связанные с экологической безопасностью. Так, конституционные права граждан РФ включают право каждого: а) на благоприятную окружающую среду; б) достоверную информацию о ее состоянии; в) на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением;[3]
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» содержит систему прав граждан, включающую права на: а) благоприятную окружающую среду; б) ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера; в) достоверную информацию о состоянии окружающей среды; г) возмещение вреда окружающей среде; а также права: д) создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; е) направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; ж) принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях; з) выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; и) оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; к) обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; л) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; м) осуществлять другие предусмотренные законодательством права.[4]
Поскольку наше государство закрепило эти фундаментальные условия жизни и экологические права, то оно берет на себя обязанности признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, в том числе экологические права и интересы своих граждан (человека, каждого?!), и должно считать выполнение этих обязанностей своими первостепенными целями и долгом. В частности, выполнение подобных обязательств отражается в Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года. Вот, только, речь об экологической культуре идет в III главе и на 11-ой позиции из 13 в п. 9:
«…9. Достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития обеспечивается решением следующих основных задач:…
л) формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания;[5]
Как видим, и в этом государственном документе, подписанном Президентом нашей страны в 2012 году, экологическое воспитание далеко не на 1 месте среди задач по достижению стратегической цели в области экологического развития. Ведь именно низкий уровень эколого-правовой культуры старшеклассники указали как одну из основных причин экологических проблем. Сколько бы законов не было , если человек считает их необязательными для исполнения, навести порядок в охране природы будет очень сложно. И в муниципальной программе городского округа Истра «Экология и окружающая среда» на 2020-2024 мероприятия, направленные на воспитание эколого-правовой культуры обозначены в общем. Подобные «недомолвки» в программах экологического развития различных уровней заставляют, на мой взгляд, все громче говорить о воспитании эколого-правовой культуры наших граждан, особенно, молодого поколения.
В XXI веке дымящий завод и повсюду разбросанный мусор никого уже не удивляют. Мы привыкли к тошнотворному запаху и к тому, что воду из-под крана нельзя пить ни при каких условиях. Мы едим фрукты и овощи, выращенные в парниках и не имеющие никакой вкусовой и пищевой ценности. На данный момент есть хотя бы такая возможность. А дальше? Человек истощает природные ресурсы, вырубает леса, загрязняет атмосферу. Из-за этого разрушается озоновый слой и меняется климат. Человек убивает животных, многие виды потеряны безвозвратно. При существующем темпе роста уничтожения естественных экосистем к 2030 году их не останется совсем.
Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой.
У детей школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает: эмоциональную сторону (восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения; деловую готовность (возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, начала «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии, интеллектуальную готовность .
Мы , дети, связаны с природой изначально. Они лазают по деревьям, бегают по полям, играют с животными, удивляются волнам на море и водной глади озера, ловят ртом снежинки и весело шлёпают по лужам. Дети как никто другой понимают подлинную ценность природы. Сегодня стоит обратить внимание на детей, которые нуждаются в изучении природы и экологии
Я считаю, необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.
Но, чтобы сформировать у учащегося полноценную эколого-правовую культуру, только нормативных актов недостаточно. Надо действовать! На мой взгляд, необходимо расширить практико-ориентированный подход к экологическому воспитанию. Почему, например, программа по профориентации школьников «Билет в будущее» существует и успешно реализуется- все школы массово проходят тесты и участвуют в мастер-классах, есть программа он-лайн уроков по финансовой грамотности, в которой участвуют все классы по графику, а о подобной программе по эколого-правовой грамотности мы не знаем?
На сегодняшний день, на мой взгляд, непрерывное экологическое образование не сформировано как система, которая связывает все звенья образовательной системы на всех уровнях, и требует развития. Чтобы экологическое образование стало повсеместным, нужна координация всех структур образования и природоохранных ведомств, нужен общественный запрос на то, чтобы экообразование и экопросвещение стали приоритетными. Вместе с тем Полученные знания о природе, обществе, человеке недостаточны для формирования у молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения. В связи с этим низка степень их участия в поиске решений проблем сохранения природы.
Я считаю необходимым создать федеральную образовательную платформу по эколого-правовому воспитанию школьников и на законодательном уровне вменить ее обязательное подотчетное изучение во всех школах.
В свою очередь, хочу предложить для такой платформы два направления:
1) эколого-просветительское,
2) социально- прикладное.
Большей частью образовательная платформа, на мой взгляд, будет служить именно экологическому просвещению- доносить до школьников информацию об экологических правовых нормах, способах утилизации отходов, очистки воды в домашних условиях, организациях, в которые нужно обращаться в случае обнаружения экологического вреда, о финансовых последствиях дополнительных мероприятий, например, по ликвидации мусора.
В социально-прикладном направлении могут быть предложены сценарии различных мероприятий экологической направленности. Это может быть флэшмоб «Бросай в цель!»: организаторы акции заранее изготавливают надписи «Не бросайте мимо» и расклеивают их на урнах, расположенных в близлежащих к школе дворах и в общественных местах (автобусные остановки), таким образом. Привлекают внимание прохожих к тому, чтобы брошенный мусор действительно попал в урну, а не остался на дороге. А может быть и конкурс моделей «Наряд из ничего» : учащиеся изготавливают платье/костюм из вторсырья. В качестве материала могут использовать полиэтиленовые пакеты, ленты видеокассет, компьютерные диски и т.п.
Акция «Вторая жизнь пластиковой бутылки» по изготовлению поделок из пластиковых бутылок подскажет, как в быту можно использовать пластиковую посуду, бывшую в употреблении, а это заставит задуматься, все ли надо выбрасывать, соответственно, сократится количество твердых бытовых отходов.
Заключение
Право граждан на благоприятную окружающую природную среду - это возможность для каждого российского гражданина и всего многонационального народа России проживать в условиях такого состояния биосферы России, которое обеспечивает максимальный уровень физического и психического здоровья, а также использовать систему средств, устраняющих угрозы биосфере страны, которые вызваны человеческой жизнедеятельностью. Реализация данного права обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных , общественных, и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства.
Право на благоприятную окружающую среду имеет каждый человек, который обладает правом на жизнь и на свободу. В процессе социализации человека, на этапах экологического воспитания формируется экологическая культура, которая обращает внимание в первую очередь на ту среду обитания в которой человек находится, а именно на окружающую среду.
Список использованной литературы
Приложение 1
Дорогие друзья! Мы – неотъемлемая часть экосистемы.
От нас многое зависит. Прошу Вас максимально подробно ответить на вопросы. Это поможет определить необходимые меры для повышения уровня эколого-правовой культуры.
Класс ____________
Возраст ______________
(отметьте нужное)
Приложение 2
Результаты анкетирования старшеклассников
В чем Вы видите причины экологических проблем? (%)
Видят причину экологических проблем в низком уровне эколого-
правовой культуры населения
Видят причину экологических проблем в иных причинах
Видят причину экологических проблем в недостатках
природоохранного законодательства
Видят причину экологических проблем в недостаточности
специальных научных знаний в природоохранной сфере
Как часто Вы интересуетесь экологическим состоянием Вашего города? (%)
Один раз в месяц
Один раз в неделю
Реже одного раза в месяц
Ежедневно
Какое мероприятие Вы считаете необходимым для улучшения экологии в городе ? (%)
Ввести в школах программу эколого-правового воспитания
Улучшить работу городских властей в данной области
Перевести транспорт на экологически чистый вид топлива
Увеличить расходы бюджета на решение экологических задач
Увеличить штрафы предприятиям за загрязнение окружающей
среды
Улучшить организацию «уличной уборки» (субботник)
Вопрос | Да, % | Нет, % | Затрудняюсь ответить, % |
Согласны ли Вы с мнением о том, что экологические проблемы влияют на ухудшение здоровья населения? | 98 | 2 | |
Вы соблюдаете меры экологической защиты, не требующие дополнительных средств/действий? | 69,3 | 21,7 | |
Приходилось ли Вам участвовать в мероприятиях по улучшению окружающей среды вашего города? | 36,2 | 63,8 | |
Намерены ли Вы в будущем уделять гораздо больше внимания экологии? | 100 | 0 | |
Знаете ли Вы, куда обратиться (позвонить), если обнаружите экологическую проблему в своем районе, по месту жительства | 24 | 18 | 58 |
Приложение 3
Критерии для самооценки учащимися экологических
знаний, умений и деятельности. (по 10- бальной шкале)
Критерии оценки | Самооценка (баллы) |
Я владею основными понятиями и терминами современной экологии (экология, экосистема, экологическая проблема, экологический кризис и др.) | 7,2 |
Я могу рассказать о глобальных экологических проблемах (парниковый эффект и изменение климата, озоновый слой, кислотные дожди и др.) | 5,8 |
Я знаю об экологических проблемах Московской области и г.о.Истра | 4,9 |
Я учитываю экологические ценности в повседневной жизни | 5,7 |
Я знаю о международных и российских экологических организациях и фондах | 5,3 |
Я знаю о международных и российских экологических законах | 7,2 |
Я знаю о правилах раздельного сбора мусора | 9,8 |
Активно участвую в различных экологических проектах и акциях | 3,8 |
Оценка собственного уровня экологической культуры | 6,2 |
Приложение 4
В нарядах из подручных материалов
Елочные игрушки из пластиковых бутылок
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Весенняя гроза
Снег своими руками
Самодельный телефон
Ворона