Вложение | Размер |
---|---|
научная работа | 128.38 КБ |
презентация к работе Влияние обиды на самооценку | 2.86 МБ |
Борзинский филиал
государственного профессионального образовательного учреждения
«Краснокаменский промышленно-технологический колледж»
XI научно-практическая конференция студентов
«Шаг в будущее-2023»
Влияние обиды на самооценку
Выполнил: студентка 107 группы «Мастер по обработке цифровой информации» Коренева Ульяна Евгеньевна Научный руководитель: Арчакова Людмила Юрьевна, педагог-психолог |
г. Борзя
2023
Содержание
Аннотация………………………………………………………………………………………...3
План исследования………………………………………………………………………………4
Научная статья……………………………………………………………………………….…..5
Введение…………………………………………………………………………………….……5
Теоретическая часть. Особенностей обиды и самооценки подростков……………………….…6
Причины обиды ………………………………………………………………………………..8
Как справиться с обидой………………………………………………………………………..8
Практическая часть………………………………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………………………...11
Список литературы……………………………………………………………………………..12
Приложения……………………………………………………………………………………..13
Влияние обиды на самооценку
Коренева Ульяна Евгеньевна
Российская Федерация
Забайкальский край, г. Борзя
Борзинский филиал ГПОУ «КПТК»
Группа 107
Аннотация
Любые неприятные чувства и эмоции являются скрытым опытом нашей жизни. Каждое негативное переживание формирует знание и помогает получить личностный ресурс или разрушает социальные связи. Эмоциональный интеллект является важнейшим условием гармоничного развития личности. Эмоции либо стимулируют активность человека, либо подавляют её. Эмоциональный интеллект и эмоциональная сфера личности — два связанных понятия. Они формируются и развиваются одновременно. Среди разнообразия негативных переживаний особое место занимает обида, которая порождает гнев, ненависть, мысли о мести. Умение прощать, присущи зрелой личности, а подростки в связи с формирующимся чувством взрослости становятся уязвимы, возрастает конфликтность, снижается самооценка. В нашей работе мы ответим на вопросы: что становится причиной обиды? Существует ли зависимость обиды и самооценки?
Изучив теоретическую и практическую литературу, мы пришли к выводу, что проблема данного явления актуальна в подростковой и молодежной среде.
В практической части проведен опрос студентов в количестве 89 человек. Изготовили буклет с рекомендациями для студентов «Как справиться с обидой».
Объект исследования: обида и самооценка подростков;
Предмет исследования: влияние обиды на уровень самооценки подростков;
Цель данной работы – изучить взаимосвязь обиды и уровня самооценки у подростков
Задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования;
2. Узнать, что такое обида и каковы причины её возникновения;
3. Разработать буклет для студентов
4. Провести беседу в группе 107 «МОЦИ» - «10 граней обидчивости»
Выводы: получены новые знания о причинах и последствиях обиды, способах её преодоления и повышения самооценки личности.
Влияние обиды на самооценку
Коренева Ульяна Евгеньевна
Российская Федерация
Забайкальский край, г. Борзя
Борзинский филиал ГПОУ «КПТК»
Группа 107
План исследования
Проблема: в моей группе имеется немало людей, которые нуждаются в специальной помощи в преодолении данного эмоционального переживания.
Гипотеза: мы предполагаем, что обида, как отрицательное эмоциональное состояние тесно связана с самооценкой.
Для решения данной проблемы мы:
1. Изучили теоретический и практический материал по теме обида и самооценка:
- Проанализировали литературу и интернет-материалы по данной теме;
- Изучили определение обиды и самооценки
- Рассмотрели влияние окружения человека на формирование самооценки и уровня обидчивости.
2. Провели опрос студентов используя google форму и методику диагностики самооценки.
3. Обобщили полученные данные.
4. Разработали буклет и провели беседу в группе 107 «МОЦИ» - «10 граней обидчивости»
Влияние обиды на самооценку
Коренева Ульяна Евгеньевна
Российская Федерация
Забайкальский край, г. Борзя
Борзинский филиал ГПОУ «КПТК»
Группа 107
Научная статья
Введение
Любые неприятные чувства и эмоции являются скрытым опытом нашей жизни. Каждое негативное переживание формирует знание и помогает получить личностный ресурс или разрушает социальные связи. Эмоциональный интеллект занимает одно из важнейших мест в жизни человека и является важнейшим условием гармоничного развития личности. Эмоции либо стимулируют активность, либо наоборот, подавляют и разрушают её. В них выражается оценка индивидом своего взаимодействия со средой.
Эмоциональный интеллект и эмоциональная сфера личности — два связанных понятия. Они формируются и развиваются одновременно. Среди разнообразия негативных переживаний особое место занимает обида, которая порождает гнев, ненависть, мысли о мести. Умение прощать, присущи зрелой личности, а подростки в связи с формирующимся чувством взрослости становятся уязвимы, возрастает конфликтность, снижается самооценка.
Новизна состоит в том, что мы изучили обидчивость, рассмотрели взаимосвязь с самооценкой и подготовили рекомендации и упражнения для управления обидой. Проработали негативное состояние обида в группе 1 курса, где я обучаюсь.
Проблема: в моей группе имеется немало людей, которые нуждаются в специальной помощи в преодолении данного эмоционального переживания.
Гипотеза: мы предполагаем, что обида, как отрицательное эмоциональное состояние тесно связана с самооценкой.
Предмет исследования: влияние обиды на уровень самооценки подростков;
Цель данной работы – изучить взаимосвязь обиды и уровня самооценки у подростков
Задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования;
2. Узнать, что такое обида и каковы причины её возникновения;
3. Разработать буклет для студентов
4. Провести беседу в группе 107 «МОЦИ» - «10 граней обидчивости»
Выводы: получены новые знания о причинах и последствиях обиды, способах её преодоления и повышения самооценки личности.
Практическая значимость: полученные знания будут полезны классным руководителям, кураторам и активу группы при формировании личностных ресурсов для преодоления обиды и повышения самооценки. В том числе в период адаптации первокурсников или возникновения конфликтов в группе.
Теоретическая часть
Особенностей обиды и самооценки подростков
Обида – это первобытный вариант самозащиты. Несправедливо причинённое огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувство[5].
В идеографическом словаре русского языка - переживание несправедливости по отношению к себе; реакция на обманутое ожидание хорошего отношения[4]. В этимологическом словаре отмечено, что в диалектах означает «позор, поношение, бесчестье»[3]. Мы видим, что определение «обида» рассматривается через чувство, связанное с оценкой несправедливости во взаимоотношениях: огорчение, оскорбление, порицание и другие чувства и эмоции.
Если мы обижаемся на кого-то и испытали неприязнь к нему на уровне сознания, это значит, что мы хотим увеличить дистанцию, не хотим больше с ним встречаться, иметь общие дела. Обида — это самый эффективный способ манипулирования людьми, для необходимости достигать цель и получить желаемое без вложений усилий и навыков договариваться.
Считаю важным рассмотреть энергию обиды, которая заключается в сдерживании чувства или выплеске эмоций. Например, вы понимаете, что обидчик сильнее вас или вы в чём-то зависимы (работа, обучение, социальный статус). В таких случаях психика понимает, что открытое предъявление претензий может привести к ещё большим неблагоприятным последствиям и пытается достигнуть своих целей другими способами. Обиженный обычно показывает своё недовольство, удручённый вид, чтобы вызвать жалость и в итоге присутствует вероятность изменения ситуации.
Для людей которые выбрали своим образом жизни использование обиды в качестве манипуляций рано или поздно ждет одиночество, так как окружающие не любят обиженные и речи и грустные лица.
Мы попытались разобраться, почему же дети, а позже и взрослые могут надолго застревать в обидах. Выясняется, что отклонения от нормы самооценки приводят к поиску виновных, и не ищет решений трудных ситуаций.
Адекватная самооценка позволяет найти выход их сложившихся ситуаций, а завышенная самооценка провоцирует обижаться на все, что не нравиться человеку. Заниженная самооценка наталкивает человека на то, что он самый несчастный человек, его никто не ценит и не понимает. Окружающие люди – как будто специально хотят обидеть и причинить боль. И все свою жизнь он пытается доказать правильность этого утверждения, постоянно ищет повод обидеться и испытать чувство» несправедливости. Обида мешает увидеть свои возможности, свою силу и реализовать себя в полной мере. И в том и другом случае, обида не дает признать тот факт, что сам человек тоже может быть в чем-то неправ. Поэтому первый шаг на пути избавления от обид — это принятие на себя ответственности за свою жизнь, а для этого надо почувствовать свою уверенность в себе.
В течение жизни человек регулярно получает оценку своей личности со стороны окружающих людей. Обсуждению подлежат и внешность, и слова, и поступки. При этом мы и сами имеем о себе мнение, в соответствии с которым действуем в социуме.
Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [5].
Самооценка имеет ряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой.
Адекватная самооценка – реалистичная оценка самого себя, своих способностей и поступков, помогает подростку правильно соотнести свои силы с различными задачами и требованиями окружающих. Подростки с адекватной самооценкой имеют много интересов, межличностных контактов. Их активность умеренна и целесообразна, направлена на познание других и себя в процессе общения.
Завышенная самооценка – неадекватно высокое оценивание подростком своих умений и способностей. Подростки с завышенной самооценкой имеют большую направленность на общение, причем малосодержательное. Они меньше склонны выражать себя через продуктивную деятельность.
Заниженная самооценка – неадекватное недооценивание себя, принижение своих достоинств, что может спровоцировать депрессивные состояния. Человек с низкой самооценкой очень раним и не уверен в себе. Неприятные мелочи могут быть адресованы не ему, но он их примет на свой счёт.
Как мы видим чувство обиды взаимосвязано с низкой самооценкой. Потребность человека в получении от других подтверждения своей значимости, мнение о себе тесно связано с оценкой и поведением окружающих людей. Обида запускается в те периоды жизни, когда человек ощущает недостаток внимания, чувствует недоверие, не замечает уважения к себе со стороны близких людей.
Причины обиды
В детстве появляется реакция обижаться на мир за неоправданные ожидания со стороны взрослых. Маленький ребенок просит, чтобы его пожалели, защитили, помогли. В подростковом возрасте личность сталкивается с несправедливостью (недостойное обращение и оскорбление, неоправданные ожидания).
Причины обиды:
В состоянии стресса люди становятся более уязвимы и обидчивы. Частые обиды испытывают лишь те люди, которые слишком сильно себя жалеют и любят. Их могут расстроить даже самые безобидные шутки или замечания, сказанные в их адрес.
Никогда не обижаться трудно - это чувство хоть иногда да будет переживаться нами, а вот контролировать данную эмоцию мы можем. Следует помнить, что в психологии есть и такое понятие, как обидчивость, то есть склонность к постоянным обидам на всех и вся. Вот от обидчивости избавиться можно и нужно. Ведь это уже не столько чувство, сколько отрицательная черта характера.
Как исправиться с обидой
Важно понять, что ваш обидчик может не догадываться, что вы на него обижаетесь, что он вам сделал больно. Если вы это осознаете, то поймете и то, что нет смысла обижаться на человека, который об этом не знает. Возможно вам придется рассказать ему о своих негативных чувствах и ваша обида так или иначе пройдет.
Китайские мудрецы считают - обида разрушает человека изнутри, человек погрузившись в обиду живет в постоянном стрессе и разрушает свою душу, причиняет вред самому себе.
Если человек вас обидел, значит, он задел за ваше больное место, сказал правду в глаза (ведь очень часто мы обижаемся именно на неприятную правду). Постарайтесь понять, почему сказанное вас так задело, признайтесь хотя бы себе, что в словах обидчика есть доля истины, и поблагодарите его, что он говорит неприятные вещи вам в глаза. Одно это достойно уважения, а не обиды.
Очень часто люди обижаются на то, что другой человек не оправдал их ожиданий. Поймите, никто не может читать мысли окружающих, и если вы хотите, чтобы человек поступил определенным образом, нужно попросить его об этом, а не ждать, пока он сам догадается о вашем желании, а потом еще и обижаться, если этого не произошло.
Если у вас не получается забыть обиду, а все уговоры, что обижаться бессмысленно и глупо, не помогают, тогда выполните следующие упражнение. Возьмите листок бумаги, напишите на нем имя того, на кого вы обижаетесь, и выскажите все письменно, что у вас наболело. Затем перечитайте свой список и сожгите, представляя, как вместе с листком сгорают ваша обида и агрессия.
Справиться с негативными эмоциями помогут ресурсы вашей личности: творчество, спорт (мышечная разрядка), музыка.
Американские ученые из Стэнфордского университета доказали, что обида провоцирует многие болезни, причем не только душевные, но и физические. Был проведен опыт, 90% участников которого, долгое время не прощавшие своих обидчиков, наконец-то простили их, и у всех этих людей постепенно начало улучшаться самочувствие. Пропали головные боли и боли в спине, нормализовался сон и восстановилось душевное равновесие. Это достаточно веский повод, чтобы простить обидчиков и «отпустить» свою обиду, не так ли?
Поэтому первый шаг на пути избавления от обид — это принятие на себя ответственности за свою жизнь, а для этого надо почувствовать свою уверенность в себе. Не обижаться — тоже навык, ему надо учиться. И проще всего это делать, когда человек объективно оценивает себя и уважает других. А значит, адекватная самооценка – это важно.
Практическая часть
Для оценки личного вклада в данную работу мы провели опрос студентов. В google форме создан тест "Выявление уровня обидчивости" (приложение 1). Для исследования самооценки использована методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан (приложение 2).
Всего в исследовании приняло участие 89 студентов 1 и 2 курса.
Количественный анализ опроса показал следующие результаты:
Таблица 1
Результаты google тестирования "Выявление уровня обидчивости"
Обидчивы и мстительны | Обидчивый человек | Не обидчивый человек |
36 человек – 40 % | 24 человека – 27 % | 29 человек – 32 % |
Таблица 2
Результаты исследования самооценки
Низкий уровень самооценки | Средний уровень самооценки | Высокий уровень самооценки | Очень высокий уровень самооценки |
7 чел. – 8 % | 35 чел. – 39 % | 37 чел. – 42 % | 10 чел. – 11 % |
Для закрепления результатов исследовательской работы изготовили буклет с рекомендациями для студентов «Как простить обиду» (приложение 3).
Влияние обиды на самооценку
Коренева Ульяна Евгеньевна
Российская Федерация
Забайкальский край, г. Борзя
Борзинский филиал ГПОУ «КПТК»
Группа 107
Заключение
Работая над темой проекта, мы убедились, что тема актуальна, интересна и требует грамотного подхода. Умение справляться с негативными эмоциями – одна из частей формирования личности.
Изучив теоретический и практический материал по теме, мы пришли к выводу: проблему развития эмоционального интеллекта нужно решать сейчас и начинать надо, прежде всего с себя и своего окружения.
В основе всех обид лежит непринятие происходящего и страх. Как следствие, появляется боль, чувство несправедливости, обида, злость и другие негативные проявления эмоций.
Анализ теоритической литературы показала, что связь между самооценкой и уровнем обиды имеется, а согласно нашим результатам исследования наша гипотеза не подтвердилась, но нами выполнены три основных требования:
1. ознакомиться с литературой по своей теме;
2. провести собственный эксперимент – исследование;
3. сделать вывод по проведенному исследованию.
Мы проанализировали практическую и теоретическую литературу, интернет источники по данной проблеме. Изготовили буклет с рекомендациями для студентов «Как справиться с обидой» и провели беседу в группе, где я обучаюсь на тему «10 граней обидчивости».
И то, что первоначальная гипотеза не подтверждается, вполне является результатом. Отсутствие связи между самооценкой и обидой - не менее важный результат, а работа по налаживанию взаимоотношений в группе будет продолжена.
Список литературы
Приложение 1
Тест "Выявление уровня обидчивости"
1. Мне легко испортить настроение. а) да б) иногда в) нет.
2. Если меня кто-то обидел, я долго потом помню этот случай.
а) да б) иногда в) нет.
3. Я долго переживаю из-за мелких неприятностей. Это может быть опоздание на автобус, работу. Случайно разбила чашку, испачкала пролившимся кофе, рукав одежды.
а) да б) иногда в) нет.
4. Я могу в течение продолжительного времени, находиться в состоянии, когда не хочется никого видеть и ни с кем разговаривать. а) да б) иногда в) нет.
5. Посторонние шумы и разговоры, очень меня отвлекают. Не могу сосредоточиться и заниматься своим делом. а) да б) иногда в) нет.
6. Я могу в течение длительного времени, анализировать свои переживания, чувства, поступки. Проигрывая в уме, разные варианты своего поведения.
а) да б) иногда в) нет.
7. Мои действия направляются сиюминутным порывом. Сначала делаю, а потом думаю. а) да б) иногда в) нет.
8. Мне часто снятся кошмары. Бывает, что просыпаюсь в холодном поту.
а) да б) иногда в) нет.
9. Меня тревожит мысль, что я чем-то хуже других. Это угнетает меня и портит настроение. а) да б) иногда в) нет.
10. У меня очень часто меняется настроение. а) да б) иногда в) нет.
11. В моем голосе во время спора, начинают звучать низкие или высокие тона, которые обычно мне несвойственны.
а) да б) иногда в) нет.
12. Мне ничего не стоит выйти из себя. а) да б) иногда в) нет.
13. Если у меня плохое настроение, даже вкусная еда не сможет мне его поднять.
а) да б) иногда в) нет.
14. Если меня не понимают, меня это сильно раздражает.
а) да б) иногда в) нет.
А теперь, перейдем к расшифровке теста. Если вы набрали от 0 до 16 баллов:
Вы обидчивы, мстительны. Как правило, болезненно реагируете на то, как по отношению к вам ведут себя окружающие. Ваше настроение меняется ежеминутно.
Расслабьтесь! перестаньте обижаться на облака за то, что они плывут слишком медленно. Мир создан вовсе не для того, чтобы досаждать вам!
Если у вас 17 - 22 балла:
Вы обидчивый человек. Это создает немало проблем, причем не только вам, но и окружающим. Выходите из себя очень легко, что нередко заканчивается конфликтом с близкими и коллегами. Не стоит так заводиться из-за пустяков, поберегите нервы (как свои, так и чужие).
Если у вас 23 - 28 баллов:
Гордитесь! вы не обидчивый человек. Небольшие разногласия не способны вывести вас из состояния душевного равновесия. Возможно, некоторые сочтут вас равнодушным. Не обращайте внимания. Скорее всего, вам просто завидуют!
Приложение 2
Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн.
(Модификация А.М. Прихожан)
Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.
Инструкция. Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:
1) здоровье;
2) ум, способности;
3) характер;
4) авторитет у сверстников;
5) умение многое делать своими руками, умелые руки;
6) внешность;
7) уверенность в себе.
Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
Задание: Изображено семь линий, длина каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально - с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.
Обработка результатов
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная - "здоровье" - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).
1. По каждой из шести шкал определить:
а) уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы ("О") до знака "х";
б) высоту самооценки - от "0" до знака "х";
в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - расстояние от знака "х" до знака "-", если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.
Оценка и интерпретация отдельных параметров
Уровень притязаний
Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный - сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов - обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он - индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки
Количество баллов от 45 до 74 ("средняя" и "высокая" самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности - "закрытости для опыта", нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют "группу риска", их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и "защитная", когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.
Приложение 3
Как простить и отпустить обиду
Перейдем к технике прощения. Время техники зависит от глубины вашей обиды. Вам понадобятся ручка и листки бумаги, и еще несколько про запас. Возьмите их и сядьте где-нибудь в тихом месте, где вас никто не побеспокоит. Если вы не сделаете этого сейчас, то, вероятно, не сделаете никогда. Не позволяйте обиде и дальше забирать ваши силы и энергию, не давайте ей больше возможности влиять на вашу жизнь. Освободите себя от этого тяжкого бремени прямо сейчас.
Главное условие данных упражнений – включиться в процесс целиком и полностью. Не ленитесь, прочувствуйте и пропишите все, что необходимо. Это ваша жизнь, и в ваших руках ее освобождение от обид.
Xl научно практическая
конференция студентов
«Шаг в будущее-2023»
студентка 107 группы
«Мастер по обработке цифровой информации»
Коренева Ульяна Евгеньевна
Научный руководитель:
Арчакова Людмила Юрьевна,
педагог-психолог
Борзинский филиал
ГПОУ «КПТК»
Как простить обиду
Каждый из нас сталкивался с ситуациями, когда обидно, когда несправедливо, когда хочется отомстить обидчику, когда проигрываешь разные варианты ответа и действий. К сожалению, нас не особо-то учили, как справляться с подобными эмоциями. К счастью, сейчас есть разные методы как рожить их и отпустить правильно.
г. Борзя, 2023
Черный список обид
Возьмите первый лист бумаги и напишите сверху посередине имя того, на кого вы больше всего обижены. Ниже напишите список всех ваших обид на этого человека, подробно..
Вероятно, вам откроются обиды, о которых вы и не подозревали. Например, наконец поймете, почему вы все это время несли в себе обиду.
Все в этой жизни мы делаем с какой-то выгодой для себя. Иногда эта выгода бывает неосознанной, или по-другому – вторичной.
Подумайте, в чем состоит ваша вторичная выгода каждой из обид? Запишите эти выгоды и придумайте для каждой выгоды другой способ удовлетворения. Запишите его. И с этого момента начните получать выгоду новым придуманным вами способом.
Прочувствуйте обиду
Возьмите еще один листок бумаги. Напишите на нем письмо своему обидчику. Пусть оно начинается так: «Дорогой (имя), у меня на тебя обида за то, что… я ненавижу тебя за то, что… мне больно оттого, что… я обижен на тебя за то, что… я испытываю ярость, ненависть за то, что…»
В этом письме важно описать свои чувства, ощущения, эмоции. И прочувствовать их так, как будто это происходит сейчас.
Прописывая, воспроизводите обиду в памяти. Вспомните все в мельчайших деталях: какой тогда был день, что произошло перед этим, что вы чувствовали в тот момент, когда вас обидели. Что вы чувствовали на следующий день. Что именно вам сказали, что конкретно из этих слов или действий задело вас? Если бы с вами также поступил другой человек, обидело бы вас это или нет? Почему для вас важен был именно этот человек?
Представьте, вспомните все, как будто это было вчера. Пронесите через себя заново все те чувства и эмоции, которые вы испытывали в тот день, а также вспомните все то, что вы чувствовали по отношению к обидчику до сегодняшнего дня. Воспроизведите в своей голове каждую из обид, возникших когда-то у вас на этого человека.
Возможно, всплывут те воспоминания и ощущения, о которых вы давно забыли. Опишите и их тоже. Прочувствуйте свою обиду так сильно, как никогда раньше. Ведь сегодня вы прощаетесь с ней навсегда.
Возьмите на себя ответственность
Обида – это ваш выбор, который чаще всего не осознается. Между стимулом и реакцией всегда есть выбор – как реагировать. Так, между оскорблением и обидой на это оскорбление лежит выбор, обижаться вам или пройти мимо. Проблема в том, что, как правило, вы не успеваете осознать этого и обижаетесь сразу.
Замечали ли вы когда-нибудь, что некоторые люди не обижаются, когда их критикуют? Они осознанно выбрали это. Итак, третий шаг и третий листок. Начните его так: «Дорогой (имя)! Я понимаю, что я сам выбрал обидеться на тебя тогда. Я несу полную ответственность за то, что обиделся, за то, что возненавидел тебя…» Продолжите сами. Напишите в этом письме своему обидчику, почему вы выбрали обидеться. Что именно вас задело тогда. Все это время вы переносили ответственность за обиду на обидчика. Но теперь вы берете ответственность на себя.
Простите и отпустите
Четвертый листок начните так: «Дорогой (имя), я прощаю тебя за то…».
Напишите все, что хотели сказать, но не смогли. Вложите в это письмо всю свою любовь, все теплые и приятные чувства, которые вы испытываете к этому человеку. Представьте его сидящим перед вами и поговорите с ним мысленно. Поблагодарите своего обидчика за то, что он дал вам возможность увидеть ваши зоны роста. Теперь вы знаете, где вам нужно расти и развиваться, какие качества улучшать.
Упражнение-якорь
Вы проделали технику прощения, представленную в этой статье. Но вдруг случилось так, что вы снова, может, по привычке, вспомнили свою старую обиду. В этом случае добавьте к вашему воспоминанию еще одно. После того, как обидчик говорит вам те неприятные слова (или совершает неприятные действия), он подходит к вам близко, смотрит в глаза, берет вас за руки и говорит: «Пожалуйста, прости меня. Я не хотел сделать тебе больно. Не держи на меня зла. Отпусти свою обиду».
Каждый раз, когда вы мысленно возвращаетесь к той обиде, добавляйте в свое воспоминание этот новый эпизод. Со временем новый эпизод закрепится в ваших мыслях вместе с обидой, и они будут вспоминаться вам только вместе. Будьте уверены, в скором времени вы сможете простить.
Хитрый коврик
Что есть на свете красота?
Невидимое письмо
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики