Исследовательская работа "Защита персональных данных" была выполнена в рамках учебного курса "Основы исследовательской деятельности" в 9 классе. Содержит материал, важный для каждого современного человека, активного пользователя информационных ресурсов.
Вложение | Размер |
---|---|
shchekotov_k.docx | 50.84 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Мельниковская средняя общеобразовательная школа»
Способы защиты персональных данных
Автор: Щёкотов Кирилл, учащийся 9 класса
Руководитель:
Кияткина Мариина Геннадьевна
Мельниково
2023
Содержание
2. Теоретическая часть…...............................................4-10
2.1. Что такое личные данные? ......................................4-5
2.2. Как личные данные попадают в сеть?.....................6-7
2.3. Способы защиты личных данных …………………8-10
3. Практическая часть.................................................. 11-12
3.1. Опрос-анкетирование.......................................11
3.2. Памятка-рекомендация.......................................12
4. Заключение………………………………....................13
5. Список литературы………………………...................14
6. Приложение………………………………...................15-18
В XXI веке количество онлайн пользователей с каждым годом растёт, и использование различных онлайн услуг и сервисов становиться обычной практикой. Но также и увеличивается количество мошенников, которые желают завладеть вашими средствами и данными.
Актуальность моей исследовательской работы заключатся в том, что много людей подвергаются проблеме утечки личных данных из-за невнимательности или неопытности. А как правильно защищать свои данные знают не многие, поэтому я решил изучить проблему и найти способы решения её.
Объект исследования: персональные данные.
Предмет исследования: способы защиты персональных данных.
Цель исследовательской работы: выявить способы защиты личных данных.
Задачи исследовательской работы:
1.Определить, что такое личные данные?
2.Выявить причины утечек персональной информации.
3.Найти способы защиты личных данных.
4.Провести исследование “Правильно ли я защищаю свои персональные данные” среди учителей и учеников старшей школы.
5. Составить рекомендации на основе исследования.
Гипотеза: защита персональных данных — это необходимость, которая позволит обезопаситься от хакерских атак и обеспечить спокойствие за свою конфиденциальность.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что с её помощью можно узнать, как правильно защитить свои персональные данные.
2.Теоретическая часть
2.1 Что такое личные данные?
Персональные данные — это любая информация, прямо или косвенно относящаяся к физическому лицу, и позволяющая его определить.
К персональным данным, согласно закону (3 ФЗ «О персональных данных», от 27.07.2006 № 152-ФЗ), относят:
Но стоит учитывать, что некоторые из этих данных сами по себе, без связки с другими данными, персональными являться не могут. Если номер телефона сам по себе не является персональными данными, то в базе оператора, с указанием ФИО владельца — является.
Адрес электронной почты в формате Фамилия_Имя_Год Рождения — уже относится к персональным данным, как и ФИО, с привязкой к ИНН, номеру телефона или месту регистрации.
Также существует классификация персональных данных. Их подразделяют на:
Такая классификация дана в Постановлении Правительства от 1 ноября 2012 г. № 1119.
Немного подробнее по каждой категории.
Общедоступные — те, на доступ к которым дано согласие субъекта персональных данных, а не те, которые можно найти в общем доступе в интернете.
Специальные — информация о расе, национальности и религии; политических и философских взглядах, здоровье, подробностях личной жизни, судимостях.
Биометрические — информация о физиологических и биологических особенностях человека. Это отпечатки пальцев, генетическая информация, рисунок радужной оболочки глаз, образцы голоса, фотографии.
К иным данным относится все остальное. Это электронная почта или геолокация, информация о принадлежности к определенной социальной группе, стаж работы и пр.
Также стоит упомянуть, кто является субъектом персональных данных, а кто оператором. Соответственно, субъект — физическое лицо, чьи данные обрабатывают.
А оператор персональных данных — юридические лица, государственные организации или ведомства. Они данные собирают, обрабатывают, хранят, передают и уничтожают.
2.2 Чем опасны утечки персональных данных.
Завладев паспортными или другими персональными данными, мошенники могут:
Получив доступ к персональным данным, можно совершать и другие юридические действия: незаконные манипуляции с чужой недвижимостью, перевод долгов, открытие так называемых фирм-однодневок.
Конечно, в некоторых случаях мошенникам нужны пособники, например, нечистые на руку сотрудники компаний или учреждений. Хотя навредить может даже рассекреченный номер телефона и не самая закрытая информация, например место работы. Этого достаточно, чтобы интернет-магазин включил вас в спам-рассылку или мошенник выудил данные, используя социальную инженерию. Кстати, по той же причине не стоит раскрывать слишком много информации о себе в социальных сетях: это зацепки, которые преступники смогут использовать против вас.
Социальная инженерия — в контексте информационной безопасности — психологическое манипулирование людьми с целью совершения определенных действий или разглашения конфиденциальной информации. Следует отличать от понятия социальной инженерии в социальных науках - которое не касается разглашения конфиденциальной информации. Совокупность уловок с целью сбора информации, подделки или несанкционированного доступа, от традиционного "мошенничества" отличается тем, что часто является одним из многих шагов в более сложной схеме мошенничества.
2.3 Способы защиты личных данных
3. Практическая часть
3.1 Опрос-анкетирование.
Для того, чтобы определить, что учащиеся 8-9 класса о способах защиты личных данных, я провел опрос и анкетирование в социальной сети.
Учащимся были заданы следующие вопросы (см. приложение 1)
При обработке результатов выяснилось следующее:
-67% опрошенных используют разные пароли, 33% ограничились одним
-20% меняют пароль каждый месяц, 33% каждые 3 месяца, 30 каждые 6-12 месяцев,17% никогда не меняли свой пароль
-67% хорошо знают, что такое личные данные, остальные 33% не имеют полного представления, о том, что относится к личным данным
-16% опрошенных предоставляют доступ к своей странице своему другу/близкому, что небезопасно, 84% не передают доступ другим
-65% опрошенных сохраняют конфиденциальность личных данных их соц. Сети и предпочтут не делиться необязательными данными, 35% наоборот, действуют более открыто
-77% знают куда обращаться за защитой персональных данных, 23% не знают
-60% опрошенных подвергались утечки личных данных, 40% нет
Для более подробной статистики см. приложения 2
3.2 Памятка-рекомендация
-Следует, не реже одного раза в три месяца менять пароли от учетных записей», — рассказала руководитель группы консалтинга одной из ведущих компаний в сфере информационной безопасности Cross Technologies Елизавета Тутова.
-Ни в коем случае не передавать данные от вашей учётной записи, даже лучшим друзьям
-Использовать антивирус и не заходить на подозрительные сайты, тем более не оставлять там личные данные
-Воздержаться от указания необязательных персональных данных в соц. Сетях и прочих площадках.
4. Заключение
Таким образом проведя исследование по данной теме, я считаю, что с поставленной целью и задачами справился, выявил способы защиты личных данных, составил памятку – рекомендацию для учащихся 8-9 класса, сделал вывод.
Я думаю, что проблема защиты персональных данных в XXI веке с каждым годом всё актуальнее и люди просто не знают как правильно защитить личные данные, а это довольно не сложно достаточно углубиться в проблему и найти для себя новые способы защиты своей конфиденциальности, которыми до этого возможно не пользовались.
5. Список литературы
6. Приложения
Приложение 1
Опрос по теме “ Правильно ли я защищаю свои персональные данные”
1.Используете ли вы разные пароли?
а) да
б) нет
2.Как часто вы меняете свой пароль?
а) каждый месяц
б) каждые 3 месяца
в) каждые 6–12 месяцев
г) никогда
3. Как Вы думаете, что из перечисленного является персональными данными?
а) фамилия, имя и отчество;
б) национальность;
в) личная фотография;
г) всё вышеперечисленное.
4. Что из перечисленного не может являться персональными данными? (возможно несколько вариантов)
а) город проживания;
б) модель телефона;
в) адрес электронной почты;
г) размер одежды;
д) кличка питомца.
5. Могут ли Ваши друзья заходить в Ваш аккаунт в социальных сетях и отправлять от Вашего имени сообщения или файлы?
а) да, потому что он мой друг, и я ему доверяю;
б) нет, ведь имея доступ к моему аккаунту, друг может иметь доступ не только к тем файлам, которые я размещаю, но и ко всем остальным данным.
6. Какой доступ видимости к информации установлен у Вашей странички в социальной сети?
а) мою страничку в социальной сети можно найти через поисковый запрос;
б) мою страничку в социальной сети нельзя найти через поисковый запрос, но вся информация обо мне доступна всем пользователям социальной сети;
в) информацию обо мне в социальной сети видят только мои «друзья».
7. При размещении новой фотографии в своем профиле в социальной сети я предпочту (возможно несколько вариантов):
а) не указывать свою геолокацию;
б) подробно описать при каких обстоятельствах была сделана фотография и/или рассказать историю о себе;
в) отметить друзей на фотографии или упомянуть их в комментариях;
г) ничего из вышеперечисленного.
8. Куда следует обращаться за защитой персональных данных?
а) Роскомнадзор;
б) Минкомсвязь;
в) Роспотребнадзор.
9. Что из перечисленного с тобой случалось за последние 12 месяцев? (возможно несколько вариантов ответа)
а) мои фотографии из странички в социальной сети распространили в интернете;
б) я нашел информацию о себе в «Интернете», которую я не размещал;
в) на мой адрес электронной почты приходит рекламная рассылка, адресованная лично мне;
г) ничего из вышеперечисленного.
Приложение 2
Рыжие листья
Рисуем ананас акварелью
Осенняя паутина
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Астрономический календарь. Март, 2019