В основу исследовательской работы положено сравнение героев Тома Сойера (анализ персонажа произведения М. Твена на английском языке в оригинале) и Дениски ( анализ персонажа "Денискины рассказы" В. Драгунского).Данная работа прошла на очный этап городского конкурса исследовательских работ "Открытие мира".
Слет научных обществ учащихся образовательных организаций общего и дополнительного образования детей города Нижневартовска
в 2016-2017 учебном году
Исследовательская работа по теме:
«Хулиганский образ главных героев повести «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и сборника «Денискины рассказы» Виктора Драгунского.
Автор: Мочалова Екатерина Дмитриевна
ученица 5 «б» класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя школа №23 с углубленным
изучением иностранных языков»
Руководитель: Сапоненко Луиза Радмировна
учитель английского языка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя школа №23 с углубленным
изучением иностранных языков»
Нижневартовск 2017г.
2
«Хулиганский образ главных героевповести «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и сборника «Денискины рассказы» Виктора Драгунского.»
Мочалова Екатерина Дмитриевна
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область), г.Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков», 5Б класс
АННОТАЦИЯ
При проведении исследовательской работы мною был прочитан роман Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и рассказы Виктора Драгунского «Денискины Рассказы». В качестве методов я использовала метод сравнения и метод анализа и синтеза, что позволило мне подтвердить выдвинутую гипотезу. В своем исследовании я подтвердила, что главные герои рассказов Том Сойер и Дениска очень похожи между собой. Практическая значимость моей работы заключается в том, что я составила словарь языковых выражений и крылатых фраз из произведения «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, которыми можно обогатить свою разговорную речь.
3
«Хулиганский образ главных героевповести «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и сборника «Денискины рассказы» Виктора Драгунского.»
Мочалова Екатерина Дмитриевна
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область), г.Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков», 5Б класс
ВВЕДЕНИЕ
Дети являются героями многих известных произведений мировой литературы. Так, хрестоматийными стали романы Марка Твена о приключениях Тома Сойера и его друга Гека Финна. Этими произведениями до сих пор зачитываются мальчишки и девчонки во всех странах мира.
И в русской литературе можно найти «побратимов» озорных героев Твена. К ним я бы отнесла Дениску и Мишку – персонажей книги «Денискины рассказы» Виктора Драгунского.
Актуальность: Чтение книг не теряет своей актуальности и по сей день. Большой интерес молодого поколения к книгам объясняется тем, что нередко вышедшие в свет фильмы или компьютерные игры основаны по мотивам какого-либо произведения. И поэтому, понравившееся кино подталкивает к тому, чтобы взять первоисточник – книгу, прочитав которую можно узнать больше информации о любимых героях и заново испытать все чувства и эмоции, переживая за их судьбу.Книги развивают в нас фантазию, творческий подход и способность к визуализации. Книги обогащают наш словарный запас, повышают грамотность и качество нашей устной и письменной речи. А английский язык сегодня используется практически везде. И в том числе многие современные электронные устройства адаптированы на английском языке и их инструкции написаны на нем. Знание английского языка дает возможность читать иностранную литературу в оригинале и самостоятельно делать анализ того, что хотел передать автор через свое произведение, тем самым расширяя свой кругозор.
Гипотеза: Герои произведений Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и Виктора Драгунского «Денискины рассказы» имеют схожий, хулиганский образ.
Цель исследовательской работы заключается в том, чтобы на примере главных героев произведений «Приключения Тома Сойера» и «Денискины
4
«Хулиганский образ главных героевповести «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и сборника «Денискины рассказы» Виктора Драгунского.»
Мочалова Екатерина Дмитриевна
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область), г.Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков», 5Б класс
рассказы» Виктора Драгунского доказать, что их характеры подобны и соответствуют образу мальчишки-хулигана.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Прочитать роман «Приключения Тома Сойера» Марка Твена
2. Прочитать рассказы «Денискины рассказы» Виктора Драгунского
3. Произвести сравнительный анализ главных героев этих произведений.
4. Сделать выводы
В ходе данного исследования мы использовали следующие методы:
Сравнительно-сопоставительный анализ, описательно-аналитический метод, общенаучные методы анализа и синтеза.
5
«Хулиганский образ главных героевповести «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и сборника «Денискины рассказы» Виктора Драгунского.»
Мочалова Екатерина Дмитриевна
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область), г.Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков», 5Б класс
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Краткое содержание сборника «Денискиных рассказов» ……………..7
2. Сравнительный анализ героев……………….…………………..…….......9
2.1 Сравнение главных героев по критериям .…..……………………..…...10
2.2 Анализ лексических единиц, подтверждающих гипотезу…………….11
3. Словарь языковых выражений и крылатых фраз из повести «Приключе-ния Тома Сойера»…………………………………………………………….. 12
4.Заключение…………………………………………………………….……..14
5.Литература……………………………………………………………….…...16
6
«Хулиганский образ главных героев повести «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и сборника «Денискины рассказы» Виктора Драгунского.»
Мочалова Екатерина Дмитриевна
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область), г.Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков», 5Б класс
ВВЕДЕНИЕ
Дети являются героями многих известных произведений мировой литературы. Так, хрестоматийными стали романы Марка Твена о приключениях Тома Сойера и его друга Гека Финна. Этими произведениями до сих пор зачитываются мальчишки и девчонки во всех странах мира.
И в русской литературе можно найти «побратимов» озорных героев Твена. К ним можно отнести Дениску – персонажа книги «Денискины рассказы» Виктора Драгунского.
Гипотеза: Герои произведений Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и Виктора Драгунского «Денискины рассказы» имеют схожий, хулиганский образ.
Цель исследовательской работы заключается в том, чтобы на примере главных героев произведений «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и «Денискины рассказы» Виктора Драгунского доказать, что их характеры подобны и соответствуют образу мальчишки-хулигана.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Прочитать роман «Приключения Тома Сойера» Марка Твена
2. Прочитать рассказы «Денискины рассказы» Виктора Драгунского
3. Произвести сравнительный анализ главных героев этих произведений.
4. Сделать выводы
В ходе данного исследования мы использовали следующие методы:
Сравнительно-сопоставительный анализ, описательно-аналитический метод, общенаучные методы анализа и синтеза.
7
«Хулиганский образ главных героев повести «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и сборника «Денискины рассказы» Виктора Драгунского.»
Мочалова Екатерина Дмитриевна
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область), г.Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков», 5Б класс
1.1 Краткое содержание повести «Приключения Тома Сойера».
«Приключения Тома Сойера»- это книга о приключениях мальчика Тома Сойера, который воспитывался теткой Полли, вместе со своим сводным братом Сидом и кузиной Мэри. Том являет собой подростка хулигана и непоседу, он всегда в центре каких-то событий. У Тома есть закадычный друг Гекльберри Финн, сирота который живет на улице, вместе с ним они попадают в различные приятные и не очень истории. Большая часть приключений, о которых рассказано в книге «Приключения Тома», взяты из жизни: одно-два пережитых самим автором, остальные мальчиками, учившимися вместе с ним в школе. Гек Финн списан с натуры, Том Сойер также, но не с одного оригинала – он представляет собой комбинацию черт, взятых у трех мальчиков, которых он знал.
1.2 Краткое содержание сборника «Денискины рассказы».
Это Книга весёлых рассказов. Его изобретательный герой Дениска Кораблев настоящий проказник. Дениска любознателен, непоседлив, неутомим в выдумках. Его озорство не бывает злым, да и сам он во всем видит только положительные стороны. Жизнь мальчишки невероятно интересна: и его дружба с Мишкой, и поход в цирк, и весёлый школьный карнавал, и смешные происшествия на уроках, и появление в семье новорождённой сестрёнки Ксении… Это и есть настоящее чудо – детская жизнь, полная фантазий. Книга «Денискины рассказы» дает возможность окунуться в мир детства, почувствовать себя беззаботным школьником, озорным ребенком, которому все по плечу и у которого всегда в голове имеется фонтан свежих идей.
8
«Хулиганский образ главных героев повести «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и сборника «Денискины рассказы» Виктора Драгунского.»
Мочалова Екатерина Дмитриевна
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область), г.Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков», 5Б класс
2.1 Сравнение общего представления о героях
Том Сойер | Дениска Кораблев | |
Вряд ли Томаса Сойера можно назвать хулиганом, скорее уж он – озорник 11 лет. И, что важнее, у него есть время и возможность заниматься всеми этими проказами. Да, Тома наказывают, но, несмотря на это, он живет вполне благополучно. Он сметлив, находчив, как почти каждый ребенок его возраста (примерно 11-12 лет). Твен наделяет своего героя, беззаботного мальчика с веснушками и штанами на помочах, склонностью к приключениям и авантюрам. Сойер, как большинство ребят-сорванцов, вовсе не хочет прокисать в школе, а жаждет романтики. | Кораблев Денис добрый мальчик, ценит дружбу, дорожит ею. Это обычный мальчишка, с которым то и дело происходят смешные или курьёзные случаи. Он жил вместе с мамой и папой, в полноценной семье в центре Москвы, прямо рядом с цирком. Впоследствии у него появилась младшая сестра. Действие рассказов происходит в начале 1960-х годов в Москве . Это мир глазами ребенка, многие суждения которого поражают своей правдивостью, рассудительностью и прямотой. |
9
«Хулиганский образ главных героев повести «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и сборника «Денискины рассказы» Виктора Драгунского.»
Мочалова Екатерина Дмитриевна
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область), г.Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков», 5Б класс
2.2 Сравнение главных героев по критериям.
Отношение к учебе.
Том Сойер в школе | Дениска Кораблёв в школе |
«Monday morning always found him so--because it began another week's slow suffering in school… » В понедельник утром всегда так бывало, потому что с понедельника начиналась новая неделя мучений в школе… | «Папа считал, что я лентяй и что такого скоро выгонят из школы. » |
He'll play hookey this evening, * and [* Southwestern for "afternoon"] I'll just be obleeged to make him work, to-morrow, to punish him. Нынче он отлынивает от школы; придется мне завтра наказать его - засажу за работу. | «А я, вместо того чтобы учиться, запускал во дворе змея в космос. » |
Хулиганские поступки.
Том Сойер хулиганит | Дениска Кораблёв Проказничает |
«Tom contrived to scarify the cupboard with it, and was arranging to begin on the bureau,… » Том ухитрился изрезать этим ножиком буфет и уже подбирался к комоду,… | «Попробовал – ну, невозможно есть! … взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол…И к нам вошел какой-то дяденька…На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша…» |
10
«Хулиганский образ главных героев повести «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и сборника «Денискины рассказы» Виктора Драгунского.»
Мочалова Екатерина Дмитриевна
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область), г.Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков», 5Б класс
«So Tom pried his mouth open and poured down the Pain-killer… Aunt Polly entered in time to see him throw a few double summersets, deliver a final mighty hurrah, and sail through the open window, carrying the rest of the flower-pots with him.» Том открыл ему рот и влил туда ложку лекарства… Тетя Полли вошла как раз вовремя и увидела, как Питер перекувырнулся несколько раз, в последний раз испустил мощное "ура" и прыгнул в открытое окно, увлекая за собой уцелевшие горшки с цветами. | «И я уже набрал воздуху и хотел крикнуть погромче, но в это время в трубе что-то ка-ак свиснет да ка-ак даст! И труба отлетела от второй ступени и стала подлетать, и падать, и дым!...А потом как бабахнет!...БАХ!БАХ!БАХ! » |
«The next moment he was "showing off" with all his might --cuffing boys, pulling hair, making faces…» В следующую минуту он уже старался из всех сил: колотил мальчишек, дергал их за волосы, строил рожи… | «…папа…кричал: - Слыханное ли дело выливать в банку коллекционный черный «Мускат» урожая 1954 года и разбавлять его жигулёвским пивом?! » |
11
«Хулиганский образ главных героев повести «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и сборника «Денискины рассказы» Виктора Драгунского.»
Мочалова Екатерина Дмитриевна
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область), г.Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков», 5Б клас
Наказания за проступки.
Наказания Тома Сойера | Наказания Дениски Кораблёва |
«After breakfast his aunt took him aside, and Tom almost brightened in the hope that he was going to be flogged; but it was not so. » После завтрака тетка подозвала его к себе, и Том обрадовался, надеясь, что его только выпорют, но вышло хуже. | « - Хохочите ? Что ж, хохочите! А между прочим, этот рыцарь сведет меня с ума, но лучше я его раньше выдеру. И папа стал искать ремень.» |
"Well, I know. It's jam--that's what it is. Forty times I've said if you didn't let that jam alone I'd skin you. Hand me that switch. The switch hovered in the air--the peril was desperate—» А я знаю. Это — варенье, вот что это такое. Сорок раз я говорила тебе: не смей трогать варенье, не то я с тебя шкуру спущу! Дай-ка сюда этот прут. Розга взметнулась в воздухе — опасность была неминуемая.
| «И хотя Раиса Ивановна смеялась до слез, но двойку она мне влепила, будь здоров. » |
«- Но я объявляю вам всем устный выговор за нарушение правил поведения в помещениях! Кроме того, у вас будут снижены отметки за поведение. » | |
The teacher, a grave, elderly man, interfered; then turned his back a moment and Tom pulled a... Tom, quaking with fear, yielded, and put his eye to the... | «Ужас!...Да, здорово нам тогда влетело. Мама меня вовсе не хотела во двор пускать. » |
12
«Хулиганский образ главных героевповести «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и сборника «Денискины рассказы» Виктора Драгунского.»
Мочалова Екатерина Дмитриевна
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область), г.Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков», 5Б класс
3. Словарь языковых выражений и крылатых фраз из повести «Приключе-ния Тома Сойера» Марка Твена
1) «Can't learn an old dog new tricks, ...»
Старую собаку не выучишь новым фокусам…
«There comes a time in every rightly constructed boy's life that he has a raging desire to go somewhere and dig for hidden treasure.»
В жизни каждого настоящего мальчишки наступает время, когда его обуревает неистовое желание найти зарытый клад.
«Tom Sawyer, the Black Avenger of the Spanish Main. What are your names.
- Huck Finn the Red Hand, and Joe Harper, Storm Oceans. - Tom had read these lush nickname of his favorite books.»
– Том Сойер, Черный Мститель Испанских Морей. Назовите ваши имена.
– Гек Финн, Кровавая Рука, и Джо Гарпер, Гроза Океанов. – Том вычитал эти пышные прозвища из своих любимых книжек.
“The boy remained as dismal as a hearse.”
Мальчик оставался унылым, как катафалк.
“I ain't doing my duty by that boy, and that's the Lord's truth, goodness knows.”
Не выполняю я своего долга, что греха таить!
"This final feather broke the camel's back."
Последнее перышко сломало спину верблюда.
But old fools is the biggest fools there is.
Но нет хуже дурака, чем старый дурак.
13
«Хулиганский образ главных героевповести «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и сборника «Денискины рассказы» Виктора Драгунского.»
Мочалова Екатерина Дмитриевна
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область), г.Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков», 5Б класс
“…auntPollywas retiring fromthe field witha slipper inherhandandtriumphinhereye.”
…тетя Полли удалялась с театра военных действий с туфлей в руке и торжеством во взоре.
“This was a thunderbolt out of a clear sky. Walters was not expecting an application from this source for the next ten years.”
Это был гром среди ясного неба. Мистер Уолтерс никак не ожидал, что Том может потребовать библию, – по крайней мере в течение ближайших десяти лет.
“Spare the rod and spile the child, as the Good Book says.”
Ведь сказано в писании: кто щадит младенца, тот губит его.
“Thesedespisedthemselves, asbeingthe dupes ofawilyfraud, a guileful snake in the grass.”
Они сами себя презирали за то, что дались в обман хитрому проныре и попались на удочку.
“I don't want to be a king and have only just a given name, like a nigger.”
Я бы не хотел быть королем, раз у них даже фамилии нет, вроде как у негров.
"Speak out, my boy-don't be diffident. The truth is always respectable.”
Говорите же, мой мальчик, не стесняйтесь. Истина всегда почтенна.
14
«Хулиганский образ главных героев повести «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и сборника «Денискины рассказы» Виктора Драгунского.»
Мочалова Екатерина Дмитриевна
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область), г.Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков», 5Б класс
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главный герой Дениска из «Денискиных рассказов» знаком мне с детства. Эту книгу читали мне родители. После, я перечитывала их сама, в том числе на уроках литературы. И вместе с озорным Дениской Кораблёвым часто попадала в поучительные и удивительные истории. «Денискины рассказы» читаются легко, «на одном дыхании». Читая небольшие, но содержательные рассказы Виктора Драгунского, я научилась фантазировать и мечтать, со смехом и задором относится к своим и чужим поступкам.
Методы, которые я использовала в ходе проведения исследовательской работы: анализ, синтез и метод сравнения.
Том неповторимый – как бы нам не хотелось, сложно было бы повторить его «подвиги», но мы видим в образах Тома и Гека собственные черты, черты своих друзей, находчивых неугомонных фантазеров. Так как целью писателя было не только развлечь ребят и девушек, но и «напомнить взрослым, какими они были сами когда-то, что ощущали, как разговаривали и в какие странные авантюры попадали».
Каждый из читателей находит что-то свое в этой книжке.
Мы читали повесть «Приключения Тома Сойера» на уроках домашнего чтения. Чтение было увлекательным не только для меня,но и для моих одноклассников. Том Сойер и Дениска Кораблев очень похожи между собой и по характеру, и по поступкам. Оба немного хулиганы, но если нужно для дела - могут и приврать. Но в то же время и выручат в трудную минуту, и дружеское плечо вовремя подставят. Мальчишки есть мальчишки. Любят загадки, тайны, приключения. Им хочется произвести друг на друга впечатление, показать, что они уже «стреляные воробьи», побывали в разных переделках. Предприимчивые и находчивые. В какие только ситуации ни попадали Том и Денис благодаря своей бьющей ключом
15
«Хулиганский образ главных героев романа «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и сборника «Денискины рассказы» Виктора Драгунского.»
Мочалова Екатерина Дмитриевна
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область), г.Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков», 5Б класс
энергии. Иногда они способны на почти героические поступки. Эти мальчики олицетворяют собой беспечность и замечательный мир детства.
Гипотеза, выдвинутая вначале исследовательской работы, доказана.
И если меня спросят, какое из этих произведений прочитать, я смело посоветую оба.
16
«Хулиганский образ главных героев романа «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и сборника «Денискины рассказы» Виктора Драгунского.»
Мочалова Екатерина Дмитриевна
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область), г.Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков», 5Б класс
ЛИТЕРАТУРА
Как нарисовать небо акварелью
Сказка "Узнай-зеркала"
Что есть на свете красота?
Сказочные цветы за 15 минут
Почему люди кричат, когда ссорятся?