Тема, выбранная для исследования «Раскрытие внутреннего мира гоголевского героя через мимику и жесты» (на примере сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», является актуальной, потому что исследование жеста и мимики для глубокого раскрытия образа литературного героя, способствует приобретению нестандартных навыков работы с текстом, а также дает более глубокое понимание героя, его мотивов, поступков и внутреннего мира.
Вложение | Размер |
---|---|
«Раскрытие внутреннего мира гоголевского героя через мимику и жесты» | 364.83 КБ |
«Раскрытие внутреннего мира гоголевского героя через мимику и жесты»
(на примере сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»)
Осенних Валерия Вячеславовна
Россия
Ханты – мансийский автономный округ – Югра
г.Нижневартовск
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
6 класс
Введение
Жест и мимика – движение души, а не тела. Ф. Шаляпин |
На протяжении многих веков литература пытается понять человека – героя, его внутренний мир.
Николай Васильевич Гоголь - один из самых удивительных и своеобразных мастеров художественного слова. Давно всем известны выражения - гоголевский язык, гоголевский пейзаж, гоголевский юмор, гоголевская манера в изображении портрета героя, раскрытии его внутреннего мира. Правдиво раскрыть героя для Гоголя означало верно изобразить его внутренний мир.
На уроках литературы характеристика героя чаще всего дается нами – учениками через описание жилья, через анализ его поступков и речь. И практически мы не обращаем внимания на жесты и мимику героя.
Природа наделила людей богатейшей палитрой чувств и эмоций, которые имеют многочисленные проявления. Важнейшие среди них мимика и жест. Именно они «выдают» истинное о человеке и являются точными показателями его душевного состояния, мыслей, эмоций и желаний.
Тема, выбранная для исследования «Раскрытие внутреннего мира гоголевского героя через мимику и жесты» (на примере сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», является актуальной, потому что исследование жеста и мимики для глубокого раскрытия образа литературного героя, способствует приобретению нестандартных навыков работы с текстом, а также дает более глубокое понимание героя, его мотивов, поступков и внутреннего мира.
Кроме того, в процессе данного исследования выявлено, что достаточно глубоко значение жестов и мимики для раскрытия образов героев изучено на произведениях Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П. Чехова, а вот подобная информация на основе произведений Н.В.Гоголя отсутствует. Хотя Гоголь – непревзойденный мастер психологического портрета.
Т.о. главным в моем исследовании является вопрос о том, как жест и мимика отражают внутренний мир и образность гоголевского героя.
Интерес к изучению образа героя через жесты и мимику определил цель моей работы.
Цель:
Проанализировать жесты и мимику как средство создания художественного образа героя на примере сборника Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Задачи:
Гипотеза: жесты и мимика героев являются одними из основных способов раскрытия внутреннего мира, мыслей и поступков героев в произведениях Н.В.Гоголя. |
Объектом исследования является сборник рассказов Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», а также характеристика внутреннего мира героя через жесты и мимику. Предметом исследования являются жесты и мимика как средства воплощения образов героев Н.В.Гоголя. |
Методы исследования:
|
Практическая значимость данного исследования состоит в возможности использования полученного материала на уроках литературы в 6 классе в процессе выявления характерных особенностей героев Н.В. Гоголя, а также на занятиях факультатива и литературного кружка.
Для достижения поставленной цели и решения задач изучены научные труды:
|
В процессе работы над исследованием
I.Теоретическая часть. Классификация жестов и мимики.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» написаны Гоголем в 1829- 1832году. Н.В.Гоголь обратился к народной жизни и создал образы простых людей Украины. Сборник повестей ценен тем, что в них Гоголь показал душевную силу народа, его человечность, чувства, богатство его языка через жесты и мимику героев.
На первом этапе работы я изучила понятия жест и мимика, научную классификацию жестов, их значение.
По определению ряда словарей, Жест [1] – это выражение людьми разнообразных эмоций и значений. Это может быть движение рук и тела, выражающее оскорбление, враждебность, дружелюбие, одобрение или указание, а также ритм речи человека, который способен передать эти эмоции с помощью голоса.
Согласно классификации Владимира Пронникова [2] жесты бывают внутренние, внешние, смешанные. | |
Внешние - это жестикуляция и подвижность тела, речевой ритм и голосовая интонация. Внутренние – душевное состояние человека, образное восприятие мира. А смешанные – это движение тела и эмоциональность речи. |
В. Пронников в своей классификации также придает жестам эмоциональные оттенки, т.е. делит жест на «решительный, выразительный, энергичный». Таким образом, жест может выражать одобрение, отрицание, дружелюбие, испуг, обиду, увлечение, оскорбление, прощание, намек, предупреждение, призыв, враждебность, учтивость. Причем для внешнего жеста характерны жесты – одобрения, жесты-прощания, жесты-враждебности. Для внутреннего жеста присуще намек, предупреждения, испуг, обида, призыв. Смешанный жест, в основном, охватывает подвижные эмоции и движения
Мимика [1] — выразительные движения лица человека, которые происходят в соответствии с тем или иным состояниям человека.
Особое место в раскрытии внутреннего состояния героя Гоголь уделяет мимике лица. Лицо и многие мимические жесты, такие как поднимать брови, надувать губы, закусить губу, наморщить лоб, движение мышц глаз и другие соотносятся с конкретными эмоциями. Лицо-это место выражения чувств, внутреннего состояния человека.
Изучая мимику героев повестей, можно разделить её на два разряда[3] :
2.1. Жесты внешние, внутренние и смешанные
На следующем этапе своего исследования я еще раз прочитала повести Н.В.Гоголя для того, чтобы найти все жесты, которые использует автор, и разграничила их на внешние, внутренние и смешанные (по классификации В.Пронникова) (приложение№1)
Приведу примеры внешних жестов:
«Тут голова поднял палец вверх и голову привел в такое положение, как будто бы сам он прислушался к чему-нибудь» («Майская ночь, или Утопленница»). В данном примере подчеркивается превосходство героя над другими и попытка заставить остальных прислушаться к его мнению.
Или: «Достал рожок: прежде, однако ж, чем стал насыпать, осмотрелся хорошенько, нет ли кого рядом: кажись, что нет. («Заколдованное место»). Этот жест указывает на осторожность и осмотрительность героя.
Чтобы обратить внимание читателя на нежные отношения между героями, автор использует следующий жест: «Посмотри, посмотри»,- продолжала она, положив голову на плечо ему и подняв глаза вверх. (« Майская ночь, или Утопленница»).
Для раскрытия душевного состояния героев, Гоголь использует внутренние жесты.
Чтобы показать любопытство и интерес к герою, автор использует следующий жест: «Вишь, как ругается!»,- сказал парубок, беспокойно глядя на нее. («Майская ночь, или Утопленница»)
Изображая страх главной героини, писатель обращает внимание на жест: «А ведьма?»- боязливо прервала Ганна. («Майская ночь, или Утопленница»).
А чтобы показать и движение тела, и эмоциональность речи Гоголь использует смешанные жесты.
«Провалитесь, проклятые сорванцы!»- кричал голова, отбиваясь и притоптывая на них ногами («Майская ночь, или Утопленница»). Это жест отчаяния и нежелания показывать своё бессилие перед молодыми людьми.
Страх за своих детей и негодование наблюдаем мы в реплике «Колдун показался снова»,- кричали матери, хватая на руки детей своих. («Сорочинская ярмарка»)
Во время работы над классификацией жестов, я обратила внимание, что Гоголь использует эмоциональные оттенки жестов, чтобы донести до читателя эмоциональное состояние героев. Определить эмоциональные жесты героев Гоголя, их значение и стало моим следующим шагом в исследовании. Итак, автор использует следующие эмоциональные жесты:
Значение жеста | Пример из повести Н.В.Гоголя | Название повести |
Одобрение | «Добре! Добре!-сказал Солопий, хлопнув руками | «Сорочинская ярмарка» |
Обида | «Тут он отвернулся, насунул набекрень свою шапку и гордо отошел от окошка, тихо перебирая струны бандуры» | «Майская ночь, или Утопленница»). |
«Вдруг вошел Катеринин отец, рассержен,нахмурен, приступил к дочке и сурово стал выспрашивать её…» | («Страшная месть» | |
Дружелюбие | «И опять положил руки на стол с каким-то сладким умилением в глазах, приготовляясь слушать еще | «Майская ночь, или Утопленница»). |
Испуг | «Воздушная Катерина задрожала». | «Заколдованное место» |
«Ради бога, добродетельнаяСолоха, - говорил он, дрожа всем телом.» | «Ночь перед Рождеством» | |
« Ничего!», - отвечал кум, трясясь всем телом. | «Сорочинская ярмарка» | |
Призыв | «О чем загорюнился, Грицько» - вскричал высокий загоревший цыган, ударив по плечу нашего парубка» | «Сорочинская ярмарка» |
Учтивость | «Заботливо поглядел Бурубальш на молодую жену, которая в испуге качала на руках кричавшее дитя, прижал её к сердцу и поцеловал в лоб». | «Страшная месть» |
« Оставь, сват, отдохнуть!» - сказал винокур, удерживая его за руку | «Майская ночь, или Утопленница» | |
Предчувствие | «Нет,Катерина, чует душа близкую смерть. Что- то грустно становится на свете, времена лихие приходят..». | «Страшная месть» |
«Тут Черевик наш заметил и сам, что разговорился чересчур, и закрыл в одномгновение голову свою руками, предполагая, без сомнения, что разгневанная сожительница не замедлит вцепиться в его волосы своими супружескими когтями». | («Сорочинская ярмарка») |
ВЫВОД: Эта классификация жестов помогла мне понять, что Гоголь больше всего использует смешанные жесты и эмоциональные, так как именно они способны более полно раскрыть внутренний мир героев.
2.3.Мимика героев в повестях Н.В.Гоголя.
Как сказано ранее, Гоголь особое место в раскрытии внутреннего состояния героя уделяет мимике лица, лицо - это выражения чувств, внутреннего состояния человека.
Изучая мимику героев повестей, я ее разделила на два разряда:
Приведу примеры:
Эмоциональное состояние человека (Приложение 2)
Значение мимики | Пример из повести Н.В.Гоголя | Название повести |
Интерес | «Славная дивчина! «- продолжал парубок в белой свитке, не сводя с нееглаз. | «Сорочинская ярмарка» |
Счастье | «Ай!» - вскрикнула Оксана, переступив через порог и увидев кузнеца, и вперила с изумлением и радостью в него очи. | «Ночь перед Рождеством» |
Удивление | «Что ж делать! – произнес, пожимая плечами, кум. («Ночь перед Рождеством»). «Вишь, как ругается!» - сказал парубок, вытаращив на неё глаза | «Сорочинская ярмарка» |
Гнев | «Экие проказы!» - продолжал он, рассматривая его на руке пылающимвзглядом | «Майская ночь, или Утопленница» |
Стыд | «Бог знает что вы выдумываете, Афанасий Иванович» - сказала Хивря, стыдливо потупив глаза свои | «Сорочинская ярмарка» |
Радость | «На произнесении сих слов глазки винокура пропали; вместоихпротянулись лучи до самых ушей | «Майская ночь, илиУтопленница» |
Печаль | «А ведьма?»-боязливо прервала Ганна, устремив на него прослезившиеся глаза. | «Майская ночь, или Утопленница» |
Состояние и потребность (Приложение 3)
Значение мимики | Пример из повести Н.В.Гоголя | Название повести |
Одобрение | «И опять положил руки на стол с каким то сладким умилением в глазах» | «Майская ночь, или Утопленница» |
Нервозность | «Рот его покривился…» | «Майская ночь, или Утопленница» |
Подчинение | «Помилуй, пан голова! – закричали некоторые, кланяясь в ноги | «Майская ночь, или Утопленница» |
Высокомерие | «Когда нужно черта, то ступай и ступай к черту!»- ответил Пацюк, не поднимая на него глаз и продолжая убирать галушки. | «Ночь перед Рождеством» |
Угроза | «Голова, прищуривши глаз свой | «Майская ночь, или Утопленница» |
Таким образом, в прочитанных мною повестях Н.В.Гоголь использует 18 раз мимику, выражающую эмоциональное состояние человека и 7 раз – состояние и потребность. Гоголь обращает на это особое внимание, потому что именно мимика помогает глубоко понять внутренний мир героя, его эмоциональное настроение.
Если собрать все это в единую систему, то мы сможем проанализировать внутренний мир героев Н.В.Гоголя через жест и мимику. Проанализировано 5 главных героев: Вакула, Оксана, Левко, Ганна, Данила Бурульбаш. (Приложение 4).
Например:
Вакула – кузнец – главный герой повести « Ночь перед рождеством», предстает перед нами как настойчивый, трудолюбивый, честный, способный свою любовь доказать делом, верный, сильный, независимый, простодушный, набожный человек. В начале повести мы внимание на поведение Вакулы |
видим его беспокойное, неуверенное, даже растерянное внутреннее состояние, о чем говорят повторяющиеся жесты: «опустил руки», «думал про себя, повеся голову», «стоял как вкопанный», «все жилки в нем вздрогнули», но затем мы наблюдаем, что наш герой, который обладал «недюжинной силой: «мог согнуть и разогнуть пятак и лошадиную подкову», становится все настойчивее в достижении своей цели: «вскрикнул радостно, ухватив башмак», «тут осмелился поднять голову», «подошел взял за руку и тихо поцеловал».
Таким образом, мы видим, что у главного героя повести жесты совпадают со словесной характеристикой и помогают понять его душевное состояние.
Или:
Ганна – гордая, восторженная, мечтательная, поэтичная, умеющая искренне любить, скромная, веселая, честная девушка. В ее портрете больше сравнений, чем конкретных деталей: «будто звездочки ясные очи», «щеки тихо горели», |
«ясноокая красавица». Наблюдая за мимикой и жестами героини, мы понимаем её душевное состояние: мечтательность «задумчиво уставив на него свои очи», восторженность: «положив голову на плечо ему и подняв глаза вверх, где необъятно синело теплое украинское небо», скромность: «робко огляделась», стыдливость: «краска, стыдливо вспыхнувшая на щеках её», чувствительность: «боязливо прервала, устремив на него прослезившиеся очи», проявление любви: «прижимаясь лицом своим к щеке его и обнимая его».
Таким образом, мимика и жесты, которые носят больше эмоциональный характер, раскрыли нам внутренний мир героини, помогли понять и увидеть не только внешнюю красоту Ганны, но и внутреннюю. |
Итак, можно сделать вывод, что жесты и мимика совпадают с портретными характеристиками героев и помогают раскрыть их внутренний мир, душевное состояние. Герои всех повестей очень много жестикулируют, это говорит об их эмоциональных чертах характера. А также подробное описание жестов и мимики героев помогают более полно раскрыть проблему произведения.
В процессе работы я обратила внимание, что у Гоголя присутствуют жесты и мимика, которые он использует чаще всего. Из мимики – это выражение глаз.
Сорок девять раз обращает Гоголь внимание на мимику глаз. И среди этого количества повторяющейся мимики, можно выделить наиболее значимые: «уставив очи»-7раз; «устремив глаза» -5раз; «протирая очи»– 3раза; выпучив глаза» - 3раза; «прищурив глаза» -3раза»; « блеснул очами» -3раза.
Вывод: Гоголь часто использует выражение глаз для того, чтобы ещё раз подчеркнуть, что «глаза – это зеркало души», в них находит отражение внутреннее состояние героев, а так как героями повестей Н.В.Гоголя являются простые люди, то именно через мимику глаз можно понять душу, человечность, глубину чувств. Мимика глаз раскрывает такие внутреннее качества героев, как: искренность: «не сводя испытывающих глаз», чистосердечность :«не спуская с него глаз», нежность: «сладкое умиление в глазах», стыдливость:«потупивши очи в сонную воду» (остальные примеры см. в приложении №5)
Также я просчитала, сколько и какие чаще всего жесты использует Н.В.Гоголь. Из 53 жестов рук чаще всего повторяются: «всплеснул ладошками»-4 раза; « хлопнув руками»-3раза, «указывая пальцем» - 6 раз. Этими жестами Гоголь выделяет такие качества, как : досада, отчаяние, одобрение. (Приложение 6).
Вывод: Изображая людей из народа, Гоголь повторяющимися жестами руки, хотел подчеркнуть, что руки для простого народа являются орудием труда, защиты, проявления любви и гнева. Через жесты можно понять, что думает герой на самом деле. Жесты способны раскрыть внутренний мир героя и подчеркнуть его эмоциональное состояние.
5.Литературная игра по произведениям Н.В.Гоголя.
Глубоко изученные повести Н.В.Гоголя, исследование жестов и мимики в раскрытии внутреннего мира героев позволили мне создать литературную игру «Своя игра» по повестям: «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Сорочинская ярмарка», «Заколдованное место». Эта игра поможет шестиклассникам более глубоко изучить героев Н.В.Гоголя в интересной форме, а учителя литературы смогут ее использовать не только на уроке, но и при проведении литературных кружков и факультативов. (приложение 7)
Выводы:
Список литературы:
Приложение 1
Жестикуляция | Повесть Н.В.Гоголя | Примеры из повестей согласно классификации жестов |
Внешняя | «Майская ночь, или Утопленница | « Посмотри, посмотри»- продолжала она, положив голову на плечо ему и подняв глаза вверх»; « О! –это «О! голова произнес, поднявши палец вверх»; « Славная песня, сват»- сказал винокур, наклоняя немного набок голову и оборотившись к голове, остолбеневшему от удивления при виде такой дерзости» « Тут голова поднял палец вверх и голову привел в такое положение. Как будто бы она прислушивалась к чему - нибудь» |
«Сорочинская ярмарка» | « Слышал ли ты, что поговаривают в народе? – продолжал с шишкой на лбу, наводя на него искоса свои угрюмые очи»; « Ленивою рукой обтирал он катившийся градом пот со смуглого лица и даже капавший с длинных усов…» « Все боязливо стали осматриваться вокруг и начали шарить по углам» | |
«Ночь перед Рождеством | « Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую..» «Кум…обсмотрелся, почесал палочкой батога свои плечи.и отправился в дорогу» | |
«Заколдованное место») | «Достал рожок; прежде, однако ж, чем стал насыпать, осмотрелся хорошенько, нет ли кого рядом: кажись, что нет» | |
Внутренняя | « Майская ночь, или Утопленница | « А ведьма?» -боязливо прервала Ганна; « Изумленная не менее их, она, однако, немного очнулась и сделала движение, чтобы подойти к ним»; |
«Ночь перед рождеством | « Кум, не выразив на лице своем ни малейшего движения досады» | |
«Сорочинская ярмарка» | « Вишь, как ругается! – сказал парубок, вытаращив на не нее глаза,как будто озадаченный таким сильным залпом неожиданных приветствий…» « Другой цыган, ворча про себя, поднялся на ноги..» | |
«Заколдованное место» | « Нет, не понюхаю табаку, - подумал дед, спрятавши рожок, -опять заплюет сатана очи» | |
Смешанная | «Сорочинская ярмарка» | «..не думая долго, схватил он комок грязи и швырнул вслед за нею» «Эх, сват! За это люблю! – говорил Черевикин, немного подгулявши и видя, как нареченный зять его наливал кружку величиною с полквартиры и, нимало непоморщившись, выпил до дна, хватив потом вдребезги»; « мужик оглянулся и хотел что-то промолвить дочери» |
«Страшная месть» | « Колдун показался снова! – кричали матери.хватая на руки детей своих | |
«Майская ночь, или Утопленница» | « Добро ты, одноглазый сатана! –вскричала она, приступив к голове, который попятился назад и все еще продолжал её мерять своим глазом |
Приложение 2
Эмоциональное состояние человека
Значение мимики | Пример из повести Н.В.Гоголя | Название повести |
Интерес | «Добро ты, одноглазый сатана! – вскричала она, приступив к голове, который попятился назад и все еще продолжал её мерить своимглазом» | «Майская ночь, или Утопленница» |
«Славная дивчина! «- продолжал парубок в белой свитке, не сводя с нееглаз. | «Сорочинская ярмарка» | |
«Не за двадцать, а за пятнадцать отдам, если не солжешь только» - отвечал парубок, не сводя с него испытующих очей | «Сорочинская ярмарка» | |
«Право мне нравится это простодушие!» - продолжала государыня, устремив глаза на стоявшего | «Ночь перед Рождеством» | |
Счастье | «Ай!» - вскрикнула Оксана, переступив через порог и увидев кузнеца, и вперила с изумлением и радостью в него очи. | «Ночь перед Рождеством» |
«Нет!Нет! мне не нужно черевиков!»- говорила она, махая руками и не сводя с него очей | «Ночь перед Рождеством» | |
«Э, да тут лежит целый кабан!» - вскрикнула она, всплеснув от радостив ладоши». | «Ночь перед Рождеством» | |
Удивление | «Что ж делать! – произнес, пожимая плечами, кум. («Ночь перед Рождеством»). «Вишь, как ругается!» - сказал парубок, вытаращив на неё глаза | «Сорочинская ярмарка» |
«Перед вами нечего таиться», - сказал он, вдруг оборотившись и неподвижно уставив на них свои глаза | «Пропавшая грамота» | |
Гнев | «Будто не хороша?» - спросил голова, гневно устремив на него глаз свой» | «Майская ночь, или Утопленница» |
«Экие проказы!» - продолжал он, рассматривая его на руке пылающимвзглядом | «Майская ночь, или Утопленница» | |
Стыд | «Будто не хороша?» - спросил голова, гневно устремив на него глаз свой» | «Майская ночь, или Утопленница» |
«Экие проказы!» - продолжал он, рассматривая его на руке пылающимвзглядом | «Майская ночь, или Утопленница» | |
«Бог знает что вы выдумываете, Афанасий Иванович» - сказала Хивря, стыдливо потупив глаза свои | «Сорочинская ярмарка» | |
Радость | «На произнесении сих слов глазки винокура пропали; вместоихпротянулись лучи до самых ушей | «Майская ночь, илиУтопленница» |
Печаль | «О, ты мне не надоел» - молвила она, усмехнувшись. | «Майская ночь, или Утопленница» |
«А ведьма?»-боязливо прервала Ганна, устремив на него прослезившиеся глаза. | «Майская ночь, или Утопленница» | |
«Прощай, Левко!»- говорила Ганна, задумчиво вперив очи на темный лес | «Майская ночь, или Утопленница» |
Приложение 3
Состояние и потребность
Значение мимики | Пример из повести Н.В.Гоголя | Название повести |
Одобрение | «И опять положил руки на стол с каким то сладким умилением в глазах» | «Майская ночь, или Утопленница» |
Нервозность | «.. и устремление глаза исподлобья вокруг давало догадываться..» | «Майская ночь, или Утопленница» |
«Рот его покривился…» | «Майская ночь, или Утопленница» | |
«Беда будет! – говорили старые, крутя головами | «Страшная месть» | |
Подчинение | «Помилуй, пан голова! – закричали некоторые, кланяясь в ноги | «Майская ночь.или утопленница» |
Высокомерие | «Когда нужно черта, то ступай и ступай к черту!»- ответил Пацюк, не поднимая на него глаз и продолжая убирать галушки. | «Ночь перед Рождеством») |
Угроза | «Голова, прищуривши глаз свой | «Майская ночь, или Утопленница» |
Приложение 4
Вакула – кузнец – главный герой повести « Ночь перед рождеством», предстает перед нами как настойчивый, трудолюбивый, честный, способный свою любовь доказать делом, верный, сильный, независимый, простодушный, набожный человек.Обращая внимание на поведение Вакулы в начале повести, мы видим его беспокойное, неуверенное, даже растерянное внутреннее состояние, о чем говорят повторяющиеся жесты: «опустил руки»,«думал про себя, повеся голову», «стоял как вкопанный», «все жилки в нем вздрогнули», но затем мы наблюдаем, что наш герой, который обладал «недюжинной силой: « мог согнуть и разогнуть пятак и лошадиную подкову», становится все настойчивее в достижении своей цели: «вскрикнул радостно, ухватив башмак», «тут осмелился поднять голову», «подошел взял за руку и тихо поцеловал».
Вывод: мы видим, что у главного героя повести жесты совпадают со словесной характеристикой и помогают понять его душевное состояние.
Оксана - капризная, избалованная, гордая, честная, скромная девушка. Вот как описывает её Гоголь: «Оксане не минуло ещё и семнадцати лет…свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу». Характер героини прослеживается на протяжении всей повести через её жесты и мимику, которые носят эмоциональный характер: высокомерие «надменно взглянула | на Вакулу», |
кокетство «принаряживалась и жеманилась», сменяются переживанием « лицо выражало только сильное смущение: слезы дрожали на глазах», смущением «вперила с изумлением и радостью в него очи», скромностью «махая руками и не сводя с него очей, покраснела», «красавица и очи потупила»
Вывод: Для того чтобы полно раскрыть характер своей героини, Гоголь использует не только портретную характеристику, но при помощи жестов и мимики раскрывает нам её внутреннее состояние, которые помогают нам увидеть изменения, происходящие с героиней.
Левко – сын Евтуха Макогоненко, местного Головы. Бандурист с карими очами и « черным усом»; влюбленный в семнадцатилетнюю «ясноокую красавицу Ганну, гордый, смелый, мечтательный, смышленый молодой человек – главный герой повести «Майская ночь, или утопленница» Гоголь не дает нам портретной характеристики героя, но через жесты и мимику показывает его внутренний мир. Мы можем наблюдать, как из мечтательного: «очнувшись от своего изумления», любопытного: «протянул шею, стараясь не проронить ни слова», он постепенно становится гордым « насунул набекрень свою шапку и гордо отошел в сторону», смелым:« вдруг указав на неё пальцем», « не мог удержать гнева, подошедши на три шага к нему, замахнулся» , решительным :« вырвался с необыкновенной силою», умеющим по-настоящему любить: « прижимая её к своей груди», « обнял её крепче, поцеловал и ушел».
Вывод: жесты и мимика помогли понять душевное состояние героя, его мысли, чувства, желания, психологический настрой.
Ганна – гордая, восторженная, мечтательная, поэтичная, умеющая искренне любить, скромная, веселая, честная девушка.В ее портрете больше сравнений, чем конкретных деталей: «будто звездочки ясные очи», « щеки тихо горели», « ясноокая красавица». Наблюдая за мимикой и жестами героини, мы понимаем её душевное состояние: мечтательность «задумчиво уставив на него свои очи», восторженность: «положив голову на плечо ему и подняв глаза вверх, где необъятно синело теплое украинское небо», скромность: « робко огляделась», стыдливость: краска, стыдливо вспыхнувшая на щеках её», чувствительность: «боязливо прервала, устремив на него прослезившиеся очи», проявление любви: « прижимаясь лицом своим к щеке его и обнимая его».
Таким образом, мимика и жесты, которые носят больше эмоциональный характер, раскрыли нам внутренний мир героини, помогли понять и увидеть не только внешнюю красоту Ганны, но и внутреннюю.
Данилу Бурульбаша – главного героя повести « Страшная месть», Н.В.Гоголь рисует смелым, бесстрашным защитником родной земли. Сам герой ценит вольность, мужественный и суровый дух казачества. Но автор изображает его не только воином, но и любящим мужем, нежным отцом, хотя патриотический долг ставит выше семейного долга. Обращая внимание на жесты и мимику, можно увидеть внутреннее состояние героя: нервозность: «левая рука постоянно гладила молодецкие усы», суровость: «очи твои так сурово надвинулись на очи твои», смелость, бесстрашие «машет дамской саблей, и рубит с правого и левого плеча», « весь закипел от ярости», нежность: «заботливо поглядывал, прижимал её к сердцу и целовал в лоб»
Приложение 5
Мимика глаз в повестях Н.В.Гоголя
Выражение глаз | Значение |
Не сводя с него глаз | чистосердечность |
Вытаращив на нее глаза | любопытство |
Наводя на него искоса свои угрюмые очи | Сомнение и недоверие |
Не сводя испытующих очей | искренность |
Стыдливо опустив глаза свои | скромность |
Задумчиво уставив на него свои очи | внимательность |
Подняв глаза вверх | |
Не спуская глаз с него | чистосердечность |
Устремив на него прослезившиеся очи | отчаяние |
Задумчиво вперив очи в темный лес. | внимательность |
Рассматривал пылающим взглядом | любовь |
Сладкое умиление в глазах | нежность |
Голова, прищуривши глаз свой | сомнение |
Устремив глаза исподлобья | враждебность |
Продолжал её мерять своими глазами | испытание |
Подымаясь на ноги и протирая глаза | недоверие |
Не спуская глаз с пруда | увлеченность |
Опустив совсем густые ресницы | расстройство |
Выпучив на него свои глаза | любопытство |
Остановил взгляд | внимательность |
Не подымая на него глаз | стыдливость |
Сказал, выпуча глаза | удивление |
Устремив глаза на стоявшего | искренность |
Плюнула прямо в глаза | презрение |
Слезы дрожали на глазах | печаль |
Вперила с изумлением и радостью в него очи | любовь |
Не сводя с него очей | искренность |
Очи твои надвинулись бровями | расстройство |
Потупивши очи в сонную воду | стыдливость |
Очи дико блеснули | жестокость |
Блеснул странно очами | коварство |
Вперила она бледные очи свои | испуг |
Протирая очи шитым рукавом | |
Очи метали огонь | ярость |
Закрывши ясные очи | |
Блеснул очами | Коварство, злоба |
Не спускала с него очей | чистосердечность |
Страшно вонзила в него очи | и |
Не сводя очей с святой книге | искренность |
Начал прищуривать глаза | злой умысел |
Протирая глаза | Недоверие, сомнение |
Отвел глаза в сторону | Ведет неискренне, боится разоблачения |
Место глазок протянулись лучи до самых ушей | восторг |
Остановил глаза на мешках | внимательность |
Вакула уставил на него свои глаза | удивление |
Чуб выпучил глаза и не знал чему дивится | удивление |
Приложение 6
Часто повторяющиеся жесты
Жест | значение | ||
Дергая изо всей силы за руку | Привлечь внимание | ||
Уклоняясь от взмаха руки | настороженность | ||
Схвачен дюжими руками | |||
Заложенными назад руками | недовольство | ||
Хлопнув руками | одобрение | ||
Складывая им руки | предупреждение | ||
Указывая пальцем на дом | Указывающий | ||
Смеясь и грозя пальцем | |||
Махая рукой парубкам | приветствие | ||
Ударив рукою по струнам бандуры | взволнованность | ||
Ударив ногою в ногу и хлопнув руками | удаль | ||
Удерживая его за руку | Заостряет внимание | ||
Таща за руку человека | |||
Произнес, поднявши палец вверх | Самоутверждение в глазах других | ||
Засунув руку в карман | настороженность | ||
Схватив за руки приведенных пленников | |||
Указав на него пальцем | Указывающий | ||
Разогнул свою руку, которая судорожно была сжата | |||
Отступая от удивления и опуская руку | отчаяние | ||
Голова поднял палец вверх | утверждение | ||
Хлопнув по рукам их | Согласие.одобрение | ||
Всплеснул руками | досада | ||
С досады хватил кулаком по столу | отчаяние | ||
И уже было руку поднял | задумчивость | ||
И уже протянул руку, но вдруг одернул её. | испуг | ||
Схватил обеими руками месяц | неуверенность | ||
Перекладывая из одной руки в другую | нервозность | ||
Подхватил её под руки | любезность | ||
Кузнец и руки опустил | растерянность | ||
Схватив её слегка за шею | Знаки внимания | ||
Протирая руки | предвкушение | ||
Махнул рукою и убежал | растерянность | ||
Руки не хочет поднять | леность | ||
Черт всплеснул руками | досада | ||
Поднял руку для крестного знамения | запугивание | ||
Произнес, опустя руки | разочарование | ||
Проворно хватила кочергою мужа по рукам | недовольство | ||
Всплеснув от радости в ладоши | восторг | ||
Нарочно поднимал он руку почесать голову | издевательство | ||
Не толкнул его под руку | напоминание | ||
Подошел ближе, взял её за руку | Проявление чувств | ||
Хватая на руки детей | испуг | ||
Указывая пальцем на кладбище | внимание | ||
Указывая по сторонам | наблюдательность | ||
Ухвативши его за руку и повиснув на ней | Проявление страха за мужа | ||
Колдун погрозил пальцем | угроза | ||
Закрыв лицо руками и рыдая | отчаяние | ||
Не подам руки спасти его | пренебрежение | ||
Вплеснула руками Катерина и повалилась на сноп | отчаяние | ||
Протянув руки и ударив каблуками | удаль | ||
Руками подперся в боки | Давление на окружающих | ||
Поплевал было в руки | удовольствие | ||
Тихо поднял он руки вверх |
Где спят снеговики?
Солдатская шинель
Развешиваем детские рисунки дома
О чем поет Шотландская волынка?
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым