Тема, выбранная для исследования, «Проблема «новичка» в литературе для подростка» (на примере повестей Л. Чарской «Некрасивая», В. Железнякова «Чучело», Е. Муращовой «Класс коррекции») является актуальной, так как исследование отношений учеников к «новенькому» дает более глубокое понимание его внутреннего состояния, его мыслей, поступков. Попадая в новый, уже сложившийся коллектив, новый ученик вынужден заново выстраивать свои отношения с одноклассниками. В результате новенький либо становится изгоем, либо "вливается" в класс.
Вложение | Размер |
---|---|
Проблема новенького ученика в литературе для подростков | 974 КБ |
«Проблема «новичка» в литературе для подростков»
(на примере повестей: Л.Чарской «Некрасивая», В.Железнякова «Чучело»,
Е.Мурашовой «Класс коррекции»)
Осенних Валерия Вячеславовна
Россия
Ханты – мансийский автономный округ – Югра
г.Нижневартовск
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
7 класс
Введение
Жизнь так устроена, что детям, по независящим от них причинам, порой приходится менять место жительства и вследствие этого учебное заведение. Некоторым школьникам довольно сложно адаптироваться к новым условиям и заводить новых друзей.
Когда в класс приходит новый ученик – это всегда большое событие для всех. Но в первую очередь для самого новичка. "Мученик" проходит через несколько фаз адаптации: сначала ребята к нему осторожно присматриваются и держатся поодаль, затем находятся один-два ученика, которые берут на себя разъяснительную функцию, далее формируется общее коллективное мнение о новом ученике.
Многое зависит от личностных качеств пришедшего, его коммуникабельности. И тут возможно несколько развитий сюжета: либо ученик стесняется, замыкается в себе и приобретает статус "белой вороны", либо с самых первых дней старается стать для всех своим, либо может просто скромно держать нейтралитет, что, как правило, сложнее всего.
.
Тема, выбранная для исследования, «Проблема «новичка» в литературе для подростка» (на примере повестей Л. Чарской «Некрасивая», В. Железнякова «Чучело», Е. Муращовой «Класс коррекции») является актуальной, так как исследование отношений учеников к «новенькому» дает более глубокое понимание его внутреннего состояния, его мыслей, поступков. Попадая в новый, уже сложившийся коллектив, новый ученик вынужден заново выстраивать свои отношения с одноклассниками. В результате новенький либо становится изгоем, либо "вливается" в класс.
В процессе исследования я выявила, что именно эту проблема - проблема адаптации новенького ученика была поднята писателями еще в 19 веке - в начале 20 века (Лидия Чарская « Некрасивая»), а затем нашла свое продолжение и в 90-е годы 20 века в произведениях В. Железнякова «Чучело», Е.Мурашовой «Класс коррекции».
Подобное исследование, на основе названных выше произведений, как в литературе, так и в интернет – ресурсах отсутствует.
Таким образом, главным в моем исследовании является вопрос: изменилось ли отношение к новеньким ученикам в подростковой литературе различных периодов.
Интерес к изучению проблемы «новенького» определил цель моей работы.
Цель:
проанализировать отношение к «новичкам» на основе произведений Л.Чарской «Некрасивая», В. Железнякова «Чучело», Е.Мурашовой «Класс коррекции».
Практическая значимость данного исследования состоит в возможности использования полученного материала на уроках литературы, внеклассного чтения в 5, 6,7,8 классах, на классных часах, в беседах с учениками, а также на занятиях факультатива и литературного кружка.
Для достижения поставленной цели и решения задач изучены научные труды:
В процессе работы над исследованием
На первом этапе своей работы я изучила понятия «адаптация», «белая ворона», «коррекция». Данные понятия необходимы для глубокого понимания научной литературы по исследуемой проблеме, а также для проведения детального анализа на основе прочитанных повестей. По определению ряда словарей:
-адаптация [1] – это (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды;
-коррекция [2] - — это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей;
-Бе́лая воро́на [2] — метафора, используемая в русском языке для обозначения лица, имеющего поведение или систему ценностей, отличные от других лиц своей общности.
Повесть Лидии Чарской «Некрасивая»
Из-за внешности, она не вызывает у одноклассниц симпатии, ее скромность принимают за гордость, а ошибки, сделанные по незнанию, с первого дня делают ее врагом класса. Девочка страдает от одиночества, от непонимания окружающих. И с каждым новым происшествием все дальше отдаляется от класса.
Но первым шагом к примирению и пониманию становится то, что на очередную очень злую шутку, Лиза, несмотря на все обиды, находит в себе силы не мстить, а ответить на зло добром. Лиза во враждебной остановке сумела остаться человеком, и мне кажется это действительно важно.
Повесть В.Железнякова «Чучело»
Одной из таких повестей является « Чучело», в которой он раскрывает особенности конфликта между Леной Бессольцевой, прозванной Чучелом, и классом.
правильное решение – никогда не становиться на сторону толпы, которая травит беззащитного только за то, что он не похож на остальных.
Она поступает в местную школу, искренне надеясь завести здесь новых друзей. Но одноклассники практически сразу начинают издеваться над ней. Их забавляет её непосредственность и наивность в сочетании с нескладной внешностью. Ленка внешне не похожа на остальных, но в ней есть внутренняя сила, позволяющая противостоять толпе, лжи и сохранить духовное начало. В отличие от всех персонажей героиня - сильная личностью: ничто не способно толкнуть её на предательство. Она не теряет человеческого достоинства и сохраняет умение понимать, прощать, верить и любить, хотя и уезжает из города вместе со своим дедушкой
Повесть Е. Мурашовой «Класс коррекции»
появляется новенький мальчик с ДЦП и сложным заболеванием сердца. Юрка сразу же пришелся ко двору, потому его физическая ущербность не мешает особой духовной силе, которую почувствовали в новичке остальные ребята. Юра не только объединяет 7-й «Е» класс – он неожиданно проявляет в ребятах умение терпеть и защищать, заботиться и сопереживать, думать и мечтать.
Юра обладает особым даром – уходить от страданий и безысходности в параллельный мир, где сбываются все желания. Мир «вечной весны», где есть земляничная поляна и придорожный кабачок «Три ковбоя», город с фонтанами и замок принцессы, мир, где можно обойтись без коляски и костылей, и куда Юра организует «экскурсии» для своих одноклассников.
Таким образом, на данном этапе исследования я установила, что проблема «новенького» ученика существовала в литературе и 19, и 20 веков. Героям поветей пришлось пройти через тяжелые нравственные испытания, добиваясь признания в новом классом коллективе. Но самое главное им удалось сохранить человеческое достоинство, нравственность, честность, доброту.
II Практическая часть.
2.1. Отношение к «новеньким» в литературных произведениях и современных школьников
На следующем этапе своего исследования я провела анкету (Приложение 1) среди учеников своей школы, и еще раз прочитала повести Л. Чарской «Некрасивая», В. Железнякова «Чучело», Е. Муращовой «Класс коррекции» для того, чтобы провести детальный анализ поведения класса в литературных произведениях и сравнить с данными, полученными в результате анкетирования. (Приложение2)
Приведу примеры:
Вопрос анкеты | Цитата из произведения- как «литературные» одноклассники отнеслись к «новеньким» | Ответы респондентов (82 ученика) - |
Как бы Вы отнеслись к новенькому однокласснику? Какую позицию бы заняли: --позитивную, --негативную, -нейтральную, -позицию игнорирования и почему? | Л.Чарская « Некрасивая» «Ага! Новенькая! Господи, какая уродка». «Её сиятельство графиня Гродская! –зазвенел с ближайшей скамейки чей- то насмешливый голосок.» «Да ты не умираешь ли новенькая? О, пожалуйста, не умирай! Голубушка!» Такая кисляйка!» « Её и без того толстые губы выпятились вперед с выражением явного презрения…Черные глаза метали негодующие пламя. Очевидно, девочка презирала мою слабость» | -учился бы дальше и не обращал внимания; -держала позицию игнорирования; - я не хочу новых друзей, поэтому я бы его не замечал; - занял бы позицию выжидания, понаблюдал бы за его поведением; - новеньким надо помогать; -я бы начал с ним сразу же дружить; -подошел бы и познакомился с ним; - с пониманием; |
В. Железняков «Чучело» «Ребята, у нас такая новенькая! – и зашелся хохотом». «По-те-ха! Ну и потешная ты, Бессольцева Лена! Не потешная она. А чучело!» «…смерила меня презрительным взглядом и отвернулась». «Сам ты чучело, и не огородное, а обыкновенно – рыжее,- заступился Димка, «Мы тебя заяц, заяц, задерем!-завопил Лохматый и крутнул меня». | ||
( Е.Мурашова «Класс коррекции» «Ты как, видишь хорошо?Или тебе лучше вперед? – спросил Пашка.» «…в общем нашли общий язык. Это хорошо. Если Пашка будет защищать Юру, то его никто не обидит.» «В конце дня стало ясно, что Юрка ему в полный кайф.» ( Е.Мурашова «Класс коррекции» | - сделал так, чтобы ему легче было бы привыкнуть к новому классу; | |
2. Какими качествами должен обладать новый одноклассник, чтобы получить расположение к себе Вашего классного коллектива? | Л.Чарская «Некрасивая» «о, ты, великодушная! С той минуты ты мне сердце повернула, все сердце наизнанку, когда…Когда за нас с Незабудкой наказание приняла, не выдала ни одним словом.» « О, как ты, отплатила мне за принесенное тебе зло, добрая, моя чудная, моя смелая Лиза!» | Новый одноклассник должен обладать следующими качествами: Быть дружелюбным; Общительным; Добрым; Умным; Уметь сдавать сдачу; Не врать; Иметь свое мнение; уметь постоять за себя; быть самим собой; не ставить себя выше Не обзываться Справедливым; Веселым; Не считать себя крутым; Быть хорошим человеком; Не должен быть неженкой; Уметь драться; разговорчивым; Не выскочкой понимать юмор; |
В. Железняков «Чучело» «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода». «Не ожидала я такого от Чучела. Всем врезала. Не каждый из нас на это способен. А вы все – хлюпики. Сами не знаете, что хотите. | ||
Е.Мурашова «Класс коррекции» «И ещё был один момент, который меня очень занимал и которого я в Юрке не понимал. Он был слишком нормальным. Никто, кроме него, в нашем классе не умел шутить над собой. Кроме того, он спокойно относился ко всем своим неудачам. |
Таким образом, на данном этапе исследования я выявила, что из 82 респондентов, если бы в класс пришел «новенький» заняли бы следующую позицию:
Вывод: отношение к «новичку» в классе остаются неоднозначными. Одноклассники занимали и занимают нейтральную и негативную позицию, как в литературных произведениях, так и в жизни сегодня. И только герою повести «Класс коррекции» удалось сразу расположить к себе класс.
Авторы повестей и ученики нашей школы обозначили одни и те же качества, которыми должен обладать новый одноклассник: быть добрым, умным, веселым, общительным, иметь свое мнение.
2.2. Адаптация «новеньких» в литературных произведениях и в современной школе.
Для того, чтобы провести сравнительный анализ, как же живется «новенькому» классном коллективе на страницах литературных произведений и сегодня в современной школе, я провела анкетирование (Приложение 1) 14 новеньких учеников 5-8 классов, прибывших в это учебном году, и еще раз сосредоточилась на чтение повестей Л. Чарской «Некрасивая », В. Железнякова «Чучело», Е. Муращовой «Класс коррекции».
Результаты получились следующие (Приложение 3):
Вопрос анкеты | Цитата из произведения | Ответы респондентов |
Как Вас приняли в классе? | Чарская « Некрасивая» « Голубые, синие, серые, карие и черные глаза впились мне в лицо с самым бесцеремонным любопытством. Глаза, разглядывавшие меня с такой настойчивостью, с таким красноречивым удивлением, что хотелось сквозь землю провалиться в этот миг. | Меня приняли в классном коллективе: Негативно- 3чел. Равнодушно- 7чел. Дружелюбно- 4чел. |
В. Железняков «Чучело» « …все, кто был в классе, окружили меня и с восторгом рассматривали. А я встала, и улыбочка снова растянула мой рот – не могу, когда меня в упор разглядывают» | ||
Е.Мурашова « Класс коррекции» Человек десять изумленно присвистнули. Никто из наших не хмыкал, не ржал, не свистел, не показывал пальцем, не отпускал идиотских шуточек. | ||
Как к Вам относятся одноклассники? | Л.Чарская «Некрасивая» « Ага! Новенькая! Господи, какая уродка!» « ..и она снова захохотала во все горло, не переставая смотреть на меня». « Я увидела насмешливо улыбающуюся Незабудку, и ещё с десяток девочек, смотревших на меня с вызовом и враждебно» | Ко мне одноклассники относятся по-разному: Смеются – 2чел; Обзываются -5чел; Не замечают – 3чел; Хорошо – 4 чел |
В.Железняков «Чучело» «…они надо мною смеялись» « Не потешная она. А чучело. « …они стали хохотать, « Шмакова подошла и смерила меня презрительным взглядом и отвернулась» | ||
Е.Мурашова «Класс коррекции» «Понятно, что почти сразу же Юру стали дразнить. Передразнивали его походку, уродливые ужимки. | ||
Кем Вы себя чувствуете в классе? | Л. Чарская «Некрасивая» «Ах, если бы эта девочка согласилась бы сблизиться со мной стать моей подругой, помочь мне переносить мое одиночество в этих холодных, серых стенах», « ..она быстрым и резким движением отодвинулась от меня» | Я себя чувствую в классе: «белой вороной» - 2чел; держу нейтралитет – 3чел; чувствую себя одиноким – 5ч; стал своим для всех – 4 чел |
В.Железняков «Чучело» « Ну что же она такое страшное сделала, что они оттолкнули её от себя, презрели и гоняли, как зайца», «…страшно, когда один против всех, даже если ты прав». « Я им верила, а они надо мною смеялись» | ||
Е.Мурашова «Класс коррекции» «Сам же понимаешь, что экстерьер у меня для гимназически-показательного класса неподходящий. Я же урод. Да и пишу я. Ты видел как. Так что меня вполне «Е» устраивает. Куда лучше, чем дома сидеть. Да и вас я вроде тоже не очень напрягаю?» |
Вывод: Сравнивая героев произведений с реальными школьниками – новичками, я поняла, что отношения к «новенькому» ученику на протяжении ста лет не изменилось, так же издеваются, не замечают, игнорируют, так же «новенький» чувствует себя среди одноклассников одиноким, «белой вороной», и только немногим удалось сразу же найти «общий язык со всеми и стать своим для всех.
Выводы:
10 осенних мастер-классов для детей
Сказка "Узнай-зеркала"
Муравьиная кухня
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
И тут появился изобретатель