Старообрядческий епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока Афана́сий (в миру Амвро́сий Феофа́нович Федо́тов ) родился 30 ноября 1880 года в селе Тарбагатай, Верхнеудинского уезда, Забайкальской области. Осенью 2001 г. в Москве на Освященном соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви священномученика епископа Афанасия (Федотова), причислили к лику святых, за веру Христову от безбожия пострадавшего.
Спустя многие десятилетия, память о владыке Афанасии, о его духовном подвиге, жива на его Родине - в Бурятии и в сердцах староверов. Церковная молитва о нём не прекращалась даже тогда, когда запрещалось его имя произносить. Ныне староверы Забайкалья гордятся своим земляком, молятся ему, отдавая дань памяти человеку и таким, как он, воинам Христовым, благодаря которым отеческая старая православная вера жива и пребудет до скончания века.
Актуальность: на сегодняшний день данная тема весьма актуальна в связи с абсолютной недостаточной ее изученности, а также той ролью, которую она играет в истории культуры регион.
Цель: показать в данной работе жизнь и деятельность священномученика епископа Афанасия (Федотова) в сохранении и распространении древлеправославной веры, его духовный подвиг.
Задачи:
* выяснить, какую роль сыграл священномученик епископ Афанасий (Федотов) в сохранении и распространении древлеправославной веры семейских;
* выяснить в чем заключается суть духовного подвига епископа Афанасия;
* ознакомиться с литературными и архивными источниками по исследуемой теме;
* выяснить отношение ныне действующей старообрядческой церкви к епископу Афанасию, для чего провести встречу со Священнопротоиреем настоятелем Русской Крестововоздвиженской Древлеправославной церкви Отцом Сергием (в миру Палий Сергей Николаевич);
* провести опрос жителей села Тарбагатай – земляков епископа Афанасия;
* обработать и определить сквозные исследовательский материал;
* написать исследовательскую работу и использовать ее в проведении классных часов, во внеклассных мероприятиях, уроках истории, различного уровня научно-исследовательских конференциях, т.к. биография епископа служит иллюстративным материалом к вопросу о личности в истории.
Методы исследования:
* Эмпирический: формирование проблемы, гипотезы, задач, составление плана работы, оформление результатов исследовательской работы.
* Теоретический: анализ архивных и литературных данных, Интернет-источников.
* Социологический: опрос, беседа, экскурсии, интервью с жителями села Тарбагатай.
Объект и предмет исследования:
Жизнь и деятельность Епи́скопа Афана́сия (в миру Амвро́сия Феофа́новича Федо́това) - духовного лидера семейских Бурятии.
Старообрядческая культура Бурятии.
Вложение | Размер |
---|---|
Нравственный подвиг Святого епископа (Амвросия Феофановича Федотова) | 83.5 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное образование «Тарбагатайский район»
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
«Заводская СОШ»
IV Межрегиональный тур VII Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся 5-7 классов «Тропой открытий В.И.Вернадского».
Номинация: «Гуманитарные науки »
«Нравственный подвиг Святого епископа (Амвросия Феофановича Федотова»
Автор: Будажапов Жамсаран Гармажапович
Ученик 6 класса
МБОО «Заводская СОШ»
Руководитель: Черниговская Ульяна Павловна, учитель истории и обществознания, 89243954604
Оглавление.
Введение………………………………………………………............... стр.1-3
1. Основная часть………………………………………………………… стр.4-9 Раздел 1.Характеристика района исследования……………………… стр. 4
Раздел 2.Семья и крестьянский период жизни епископа Афанасия .......стр. 4-5
Раздел 3. Переход на службу церкви.....................................................стр.5-8
Раздел 4.Канонизация и увековечение памяти епископа Афанасия..... стр.8
Заключение ………………………………………………………………...стр.9.
«Мы должны быть благодарны старообрядчеству за то,
в первую очередь,
что на добрых три столетия оно продлило
Русь в ее обычаях, верованиях, обрядах, песне,
характере, устоях и лице.
Эта служба, быть может, не меньше,
чем защита отечества на поле брани»
Валентин Распутин.
Тема: «Нравственный подвиг святого епископа Афанасия (Амвросия Феофановича Федотова) –духовного лидера семейских Бурятии"
Введение
Старообрядческий епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока Афана́сий (в миру Амвро́сий Феофа́нович Федо́тов ) родился 30 ноября 1880 года в селе Тарбагатай, Верхнеудинского уезда, Забайкальской области. Осенью 2001 г. в Москве на Освященном соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви священномученика епископа Афанасия (Федотова), причислили к лику святых, за веру Христову от безбожия пострадавшего.
Спустя многие десятилетия, память о владыке Афанасии, о его духовном подвиге, жива на его Родине - в Бурятии и в сердцах староверов. Церковная молитва о нём не прекращалась даже тогда, когда запрещалось его имя произносить. Ныне староверы Забайкалья гордятся своим земляком, молятся ему, отдавая дань памяти человеку и таким, как он, воинам Христовым, благодаря которым отеческая старая православная вера жива и пребудет до скончания века.
Актуальность: на сегодняшний день данная тема весьма актуальна в связи с абсолютной недостаточной ее изученности, а также той ролью, которую она играет в истории культуры регион.
Цель: показать в данной работе жизнь и деятельность священномученика епископа Афанасия (Федотова) в сохранении и распространении древлеправославной веры, его духовный подвиг.
Задачи:
* выяснить, какую роль сыграл священномученик епископ Афанасий (Федотов) в сохранении и распространении древлеправославной веры семейских;
* выяснить в чем заключается суть духовного подвига епископа Афанасия;
* ознакомиться с литературными и архивными источниками по исследуемой теме;
* выяснить отношение ныне действующей старообрядческой церкви к епископу Афанасию, для чего провести встречу со Священнопротоиреем настоятелем Русской Крестововоздвиженской Древлеправославной церкви Отцом Сергием (в миру Палий Сергей Николаевич);
* провести опрос жителей села Тарбагатай – земляков епископа Афанасия;
* обработать и определить сквозные исследовательский материал;
* написать исследовательскую работу и использовать ее в проведении классных часов, во внеклассных мероприятиях, уроках истории, различного уровня научно-исследовательских конференциях, т.к. биография епископа служит иллюстративным материалом к вопросу о личности в истории.
Методы исследования:
* Эмпирический: формирование проблемы, гипотезы, задач, составление плана работы, оформление результатов исследовательской работы.
* Теоретический: анализ архивных и литературных данных, Интернет-источников.
* Социологический: опрос, беседа, экскурсии, интервью с жителями села Тарбагатай.
Объект и предмет исследования:
Жизнь и деятельность Епи́скопа Афана́сия (в миру Амвро́сия Феофа́новича Федо́това) - духовного лидера семейских Бурятии.
Старообрядческая культура Бурятии.
Раздел 1. Характеристика района исследования
Тарбагатай, село в Бурятии, в 52 км к юго-востоку от Улан-Удэ. Через тарбагатайские леса и степи 350 лет назад проходил расстрига протопоп Аввакум. Во второй половине XVIII века старообрядцев насильственно переселили сюда из Польши, Белоруссии и Украины. Первая партия старообрядцев прибыла в 1765 году и была поселена недалеко от Верхнеудинска (г. Улан-Удэ) в селах Тарбагатай, Куйтун, Бурнашово, Жирим, Большой Куналей, Десятниково, (ныне последние два села признаны "Лучшими селами России") где проживают уже два с половиной века. Переселяли семьями, отсюда и повелось название - "семейские". Этническая самобытность с. Тарбагатай на сегодняшний день привлекает множество туристов из нашей страны и за ее пределами. Их привлекает особая исконно русская культура, которая в 2001 году в Париже «ЮНЕСКО» провозгласило «Шедевром устного и нематериального наследия человечества».
Раздел 2. Семья и крестьянский период жизни епископа Афанасия
Епи́скоп Афана́сий (в миру Амвро́сий Феофа́нович Федо́тов ) родился в крестьянской семье старообрядцев-семейских Феофана Ивановича и Фёклы Никитичны Федотовых. В семье было трое детей — Анна, Амвросий и Илья. (Мать рано умерла и отец женился во второй раз — на Агафье, от которой у него было еще четверо дочерей — Марья, Елизавета, Анна и Иулиания.)
В молодости Амвросий Федотов женился на Марье, также происходившей из старообрядческой семьи. У них родились две дочери — Екатерина и Анна. По воспоминаниям земляков Амвросий Федотов занимался крестьянским трудом, и при этом хорошо читал для сельчан церковные книги, прекрасно пел в церкви. В его житии сказано, что он любил жизнь. Любил жизнь во всех её благих проявлениях. В воскресный день заходил на гору к осьмиконечному поклонному кресту, что красовался над Тарбагатаем, и пел праздничные стихеры. Пел так, что в селе слышали и говорили: «Во! Наш Абросим поёт!». А ещё он не жалел времени на чтение духовных книг. Мог, живя в селе и имея немалое хозяйство, со своими друзьями зачитываться древними поучительными книгами, сравнивать, сопоставлять, изучать и часами полемизировать о Церкви и вере. Он был «жаден» до духовных знаний. Читал всё, что мог найти по вопросам веры. А когда книги заканчивались, выписывал их из других регионов и даже из-за границы. В его деревенском доме стоял большой шкаф, полностью заполненный церковной литературой.
После императорского указа 1905 года о веротерпимости и смягчения политики государства по отношению к старообрядцам, семья Федотовых и их родственники построили в селе деревянную старообрядческую Знаменскую часовню. Первоначально в ней не было постоянного священника и Амвросий ездил в Новониколаевск (ныне Новосибирск) за священниками, приглашая их для «разового» совершения богослужений. Эти священники ранее принадлежали к новообрядческой церкви, но по разным причинам перешли к старообрядцам — таким образом, его община в селе Тарбагатай была «беглопоповской». Однако вскоре Амвросий разочаровался в их духовных качествах (например, они не строго соблюдали посты) и стал инициатором перехода прихода в юрисдикцию Белокриницкой иерархии.
Раздел 3. Переход на службу церкви
После гражданской войны Амвросий Федотов перешёл границу и добрался до Харбина, где в это время жил в эмиграции епископ Иркутско-Амурский Иосиф (Антипин), который рукоположил его в сан священноиерея. 5 марта 1923 г. по инициативе Амвросия Федотова священноиереем Иоанном Емельяновым настоятелем старообрядческой церкви во имя верховных апостолов Петра и Павла с. Тарбагатай было подано заявление властям о возврате Тарбагатайской старообрядческой церкви во имя святителя Николы Чудотворца из никонианского единоверия. Благодаря активным действиям Амвросия Федотова 17 марта 1923 г. эта церковь насильственно обращенная никонианами в единоверческую церковь в 1841 г. была возвращена старообрядцам с. Тарбагатай.
Весной 1923 года он вернулся в родное село, где начал служить в храме. Вскоре его жена скончалась, дочери вышли замуж. С 17 апреля 1924 г. о. Амвросий Федотов стал настоятелем Тарбагатайского храма во имя святителя Николы Чудотворца с окормлением староверов с. Куйтун. Он много трудился на ниве Божией, проводил беседы, участвовал в публичных диспутах со староверами не присоединившимися к святой Древлеправославной Церкви. Уже в 1924 г. Амвросий организовал приходы в городе Верхнеудинске, селах Надеино, Десятниково, Ягодное, Саратовка, Бичура, Мотня. К нему приезжали семейские из разных сел для бесед с целью принятия благодатного священства Древлеправославной Христовой Церкви. Он всех выслушивал и со всеми старался найти общий язык, всем разъяснял святую истину и проповедовал Святоотеческое Писание. Сам священноиерей Афанасий создал в своём доме воскресную школу, служил в Тарбагатае, Верхнеудинске, Надеино, Куйтуне, Десятниково и в Ягодном близ Щучьего озера, обучал старообрядцев уставу, церковному чтению и крюковому, знаменному пению.
В 1927 году епископ Иосиф Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока скончался в Харбине.
25 июня 1928 г. в с. Тарбагатай Бурят-Монгольской АССР состоялось «Объединенное собрание представителей приходов Иркутско-Амурской древлеправославной старообрядческой епархии», на котором присутствовали представители старообрядческих общин г. Иркутска, с. Доно Читинского округа, сел Тарбагатай, Куйтун Верхнеудинского округа, и другие общества, входившие в состав последних (Тарбагатая и Куйтуна) при участии временно заведывающего Иркутско-Амурской епархией епископа Тихона Томского-Алтайского. На этом собрании священноиерей Амвросий Федотов был выдвинут кандидатом в епископы на вдовствующую епархию. Освященный Собор Древлеправославной Христовой Церкви утвердил 8 кандидатов для участия в выборах епископа на Иркутско-Амурскую и всего Дальнего Востока епархию.
После решения всех приходов Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии и по благословению архиепископа Мелетия Московского 19 мая 1929 г. в г. Томске в храме Успения Пресвятой Богородицы епископом Амфилохием в сослужении епископа Тихона Томского и Алтайского была совершена хиротония во епископа Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока священника о. Амвросия Федотова с наречением имени Афанасий. Новопоставленому епископу были вручены пастырский жезл и особая грамота удостоверяющая епископскую хиротонию.
24 и 25 июня 1929 г. по возвращении из Томска епископ Афанасий (Федотов) провел первую архиерейскую службу в своей епархии в храме во имя Покрова Пресвятой Богородицы города Иркутска. По отзывам очевидцев староверы г. Иркутска остались очень довольны смирением и назиданием своего архипастыря.
Епархиальное управление стало находиться в селе Тарбагатае, а Никольский храм стал кафедральным. Епископская хиротония привела к оживлению религиозной жизни в близлежащих приходах. Владыка Афанасий вел большую переписку с общинами Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии, которые находились не только на территории СССР, но и находящимися за «железным занавесом» в Китае: в г. Харбине, в г. Хайларе, в Трех-речье на хуторе Верх-Кули и в с. Покровка. Если в советской России старообрядческие церкви властями закрывались, то в Китае по благословению епископа Афанасия начали строиться: на хуторе Верх-Кули Трех-речье старообрядческая церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в 1932 г.; в с. Покровка Трех-речье старообрядческая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в 1933 г.
По воспоминаниям очевидцев, родственников и прихожан, владыка Афанасий был очень грамотным и образованным человеком. Кроме знания духовной литературы и канонических правил, которыми он владел в совершенстве, его интересовали естественные науки, история, литература. У родственников сохранились дореволюционные издания с его пометками на полях. У владыки был очень красивый почерк, он одинаково хорошо писал и славянским, и гражданским шрифтом.
В 30-е годы сложилось трудное время для церкви. Репрессии со стороны властей вскоре привели к массовым арестам церковнослужителей и сокращению количества прихожан — церковные службы совершались тайно, даже по ночам, из опасения репрессий. Понимая неизбежность ареста, владыка раздавал молодым старообрядческим семьям личные вещи и предметы обихода. В то же время он предпринял меры для того, чтобы спасти церковное имущество — иконы, книги и утварь: епископ тайно по ночам перевозил их на телеге в лесную пещеру, находившуюся в 10—15 км от села. Спустя много лет, в 1950-х годах местный охотник случайно нашёл церковное имущество и сообщил о нём властям, которые вывезли ценности на двух грузовых машинах в Тарбагатай и свалили во дворе районного отделения милиции. По одним данным, иконы и книги разобрали христиане, по другим они были увезены в запасник исторического музея в Улан-Удэ.
Уже в 1931 г. началось раскулачивание и ссылка семьи дочерей. Муж дочери Екатерины был осужден на 10 лет лагерей. Епископ Афанасий незадолго перед своим арестом, предрекая мучительную кончину и в связи с этим, возможные репрессии со стороны государства своих детей, предложил своей дочери Анне выехать за пределы Бурятии, в г. Новосибирск, что она и сделала. Разыскав в г. Новосибирске местную старообрядческую общину, она стала в ней активнейшим деятелем, а позже одним из символов эпохи 1960-80-х годов, заслужив уважение у прихожан всех возрастов, став примером для подражания. Ее заслуги прослеживаются и сейчас в современной старообрядческой общине г. Новосибирска.
В середине 1930-х годов по распоряжению властей у епископа отобрали дом (он переехал жить к родственникам), но он продолжал служить в Никольском храме.
20 октября 1937 года епископ причастил на дому больную девочку и в тот же вечер был арестован сотрудниками НКВД, обвинившими его в «незаконной религиозной деятельности». После этого церковь была закрыта. Кафедральный храм во имя святителя Николы Чудотворца в с. Тарбагатай был национализирован властями и переоборудован под больницу и по настоящее время в нем находится сельская районная поликлиника.
Епископ находился в заключении с октября 1937 года – по февраль 1938 г. в г. Улан-Удэ. Ему предлагали освобождение из-под стражи и даже помощь в карьере в случае отказа от сана и сотрудничества с НКВД, однако владыка Афанасий ответил отказом. Виновным себя не признал, несмотря на пытки: на допросах ему жгли бороду и усы, тушили о лицо папиросы, но он ответил следователям: «С моим телом вы можете делать всё, что хотите, с душой моей вам ничего не удастся сделать» (Из протокола допроса).
16 марта 1938 года епископ Афанасий был приговорён к расстрелу по статьям 58-10 и 58-11 Уголовного кодекса за контрреволюционную агитацию и пропаганду. Приговор приведен в исполнение 18 апреля 1938 года. Место захоронения по сведениям ФСБ неизвестно.
В октябре 1989 года - Епископ Афанасий был реабилитирован в виду отсутствия состава преступления (посмертно).
Раздел 4. Канонизация и увековечивание памяти епископа Афанасия
С 2001 года епископ Афанасий почитается старообряцами Забайкалья как местночтимый святой.
20 июля 2002 года в селе Тарбагатай была установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь до 1937 года находился Старообрядческий храм, в котором служил святой священномученик Афанасий, епископ Иркутско-Амурский (Федотов А. Ф.) (1880—1938), пострадавший за веру Христову».
В 2001 году на Освященном соборе Русской православной старообрядческой церкви епископ Афанасий был причислен к лику святых в числе всех священномучеников и исповедников, за веру Христову от безбожия пострадавших. Было издано житие владыки, написана икона.
Вот уже на протяжении нескольких лет в селе Тарбагатай возрождается информационно-историческое наследие священномученика епископа Афанасия Тарбагатайского. Издаются архивные и семейные материалы.
В 2004 г. старообрядцы России и Забайкалья в месте хранения православных святынь установили поклонный Крест, чин освящения провел предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Андриан.
В 2011 году установлен Поклонный крест священномученику Афанасию в честь столетия епархии и 10-летия причисления его к лику святых возле Никольского храма (в котором находится районная больница). В 2012 году памятник подвергся нападению местных вандалов (отломлена часть мраморного креста).
В 2013 году из-под пера старообрядческого историка и краеведа Сергея Петровича Петрова вышла книга «Старая православная вера за Байкал-морем. Епископ Афанасий Тарбагатайский, Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока».
В марте 2015 года был учреждён Фонд содействия сохранению наследия Священномученика Епископа Афанасия Тарбагатайского Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии, имеющего важное духовное и историческое значение. Учредителем Фонда стал Борисов Семен Иванович, внук епископа Афанасия. Он живет в Новосибирске, но часто приезжает в Тарбагатай, чтобы сделать всё необходимое для сохранения памяти и наследия знаменитого деда, невинно пострадавшего за Веру Христову.
Под эгидой Фонда 16 марта 2015 г. в небольшом доме под № 33 по улице Промышленная в селе Тарбагатай был открыт музей священномученика епископа Афанасия Тарбагатайского. Специально по этому поводу в Тарбагатай прибыли епископ Новосибирский и Всея Сибири Силуян (Килин) и епископ Иркутско-Забайкальский Патермуфий (Артемихин) , которые провели молебен, освятили и окропили святой водой дом и территорию музея. В основу музейных экспонатов легли фотоматериалы и статьи Ю.Козлова в "Районной газете "Тарбагатайская Нива".
После богослужения епископ Силуян в своем слове нарек это событие «благословенным свыше», а также поблагодарил за внимание к памяти священномученика Афанасия, равно как и за то, что «уделили место для паломничества людей в этот дом, где присутствует сам священномученик Афанасий».
В сентябре 2015 г. в с. Тарбагатай вновь открылся мемориал «Всем старообрядцам России, пострадавшим за Веру Христову». Его расположение весьма символично: знак находится возле поликлиники. Тарбагатайская ЦРБ занимает бывшее здание Никольского кафедрального собора Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии, где служил епископ Афанасий (Амвросий Феофанович Федотов). Памятник был капитально реконструирован. Священноиерей Карп Утенков, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы (Улан-Удэ) провел молебен, освятил и окропил святой водой мемориал, рассказал о жизненном пути св. Афанасия.
Заключение.
Русская православная старообрядческая церковь веками гонимая свято хранила веру, традиции, обычаи народа. В русском старообрядчестве было много великомучеников принявших смерть за свою веру и убеждения, начиная с протопопа Аввакума, выступившего против реформ Никона. В советский период таким великомучеником становится епископ Афанасий, который не побоялся выступить в защиту веры в дни новых великих гонений на нее. Духовный подвиг епископа Афанасия сродни подвигу протопопа Аввакума. И он по праву канонизирован Русской Православной Старообрядческой Церковью.
Жива память о нем и как о человеке, гражданине, земляке, который служит примером того, как достойно надо прожить жизнь на земле, как надо отстаивать добро, справедливость и у жителей многонациональной нашей Республики. В сентябре 2008 г., к 85-летию Республики Бурятия, был проведен конкурс «Лучшие люди Бурятии», на который Региональная общественная организация «Общество культуры семейских Республики Бурятия» выдвинула в число претендентов на это звание священномученика епископа Афанасия Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока. По итогам конкурса в десятке лучших, вторым в списке был назван священномученик епископ Афанасий (Федотов).
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Фокус-покус! Раз, два,три!
Рисуем ананас акварелью
Загадка старого пирата или водолазный колокол
5 зимних аудиосказок