Работа посвящена детям войны, чье детство непосредственно соприкоснулось с войной. О судьбах детей из оккупированных территорий
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад о детях войны | 25.13 КБ |
Курумканское районное управление образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дыренская средняя общеобразовательная школа»
Районная научно – практическая конференция
«Путь к успеху»
Секция: «История района в лицах и судьбах»
Тема: «Дети и война»
Автор: Максимова Дышигма,
учащаяся 8 класса
МБОУ Дыренская СОШ
Руководитель: Шагдуров А.С.,
учитель истории и обществознания
МБОУ Дыренская СОШ
с. Алла
2022 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………. 3
§ 1. Дети и война………………………………………………………………………… 5
§ 2. Мои земляки – дети войны ………………………………………………………… 6
Заключение ………………………………………………………………………………. 9
Список использованных источников и литературы ……………………………………10
Введение
Каждую весну мы встречаем долгожданную Победу! Семьдесят семь лет отделяют нас от последних залпов Великой Отечественной войны. Но, несмотря на давность событий, потомки ветеранов войны и все россияне продолжают вспоминать героизм солдат, которые отдавали свою жизнь за нашу возможность жить и радоваться миру.
С каждым годом становится все меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы еще другие свидетели войны, те, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками.
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.
Сегодня многие ветераны войны – это и есть те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха… Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство и, несмотря на то, что некоторые моменты стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они ее знают и помнят.
Работая над данной темой, я поняла самое главное: что всё уходит в прошлое – страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы не только о боевых, но и о трудовых подвигах в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе. В музее школы я нашла два воспоминания наших землячек, которые в годы войны были на оккупированных территориях и вживую видели фашистов, и решила провести исследовательскую работу.
Людям, потерявшим детство, моим землякам, я посвящаю свою исследовательскую работу «Дети и война».
Проблема исследования: тема детей и войны является одной из самых малоисследованных в истории. И это не случайно: сражение, битвы и ратные подвиги испокон веков считалось уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть и еще помогать по дому. Война – это страшное зло, искалечившее не только жизни взрослых людей, но и лишившее детства самую юную часть населения нашей страны.
Цель исследования: Показать на примере жизни детей, переживших войну, что наши сверстники так и не узнали настоящего детства; выявить воздействие войны на жизнь и быт детей.
Задачи исследования:
При выборе методов исследования я использовала встречи и беседы с теми, кто хорошо знал героев моего исследования - их родственниками, соседями, изучила художественную и научную литературу, архив школьного историко – краеведческого музея.
Методы исследования:
Исследовательская работа включает в себя:
§ 1. Дети и война
Мы ведь дети войны,
Счастья детства не знали,
Нам его не дано,
Счастье наше украли.
Нас не надо жалеть,
Мы из камня и стали,
Наша гордость жива
И душа не устала.
Люди, дайте вздохнуть,
Не губите нам старость,
Нам от детства беды
На две жизни досталось.
С каждым годом все меньше остается живых свидетелей тех трагических событий и тем дороже для нас каждое их воспоминание. Конечно, все они сейчас – это люди преклонного возраста, им сейчас за 80 лет. Но детское восприятие трагедии той страшной войны, стойкости духа нашего народа представляет особую ценность для молодого поколения XXI века.
Во время сбора информации были выделены основные темы исследовательской работы. Из изученного материала я узнала, какая тяжелая участь в военные годы легла не только на плечи взрослого населения, но и детей. Дети совмещали учебу с работой на полях, фермах нашего родного края, писали на фронт письма, собирали посылки.
С первых дней войны вместе со взрослыми вступали в бой с фашистами школьники фронтовых и прифронтовых районов, городов и сел ближнего и дальнего тыла: они дежурили в госпиталях, заботились о престарелых и семьях фронтовиков, выращивали овощи.
Буквально с первых дней войны женщины, старики и подростки заняли все рабочие места. На протяжении всех лет войны в работу включалось все большее число подростков школьного возраста (от 12 до 16 лет).
За цифрами государственных поставок – дни и ночи непосильного труда сельских жителей от мала до велика. А сами они жили или, лучше сказать, выживали мизерной выдачей по трудодням да скудной помощью пришедшего в упадок личного подворья. Но в каждой семье воевал отец или сын, брат или муж, или все разом, и желание своим трудом хоть как-то облегчить их фронтовую участь было в те годы едва ли не самой главной двигательной силой сельского хозяйства. А вместо мужчин в колхозах оставались женщины, трудились и за себя, и за отцов, мужей, братьев. А дети старались помогать матерям, вставали к станку или трудились на колхозных полях. Рядом со старшими братьями и сёстрами трудились и самые юные граждане нашей страны – пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим.
Посильный вклад в развитие сельского хозяйства в годы Великой Отечественной войны внесли жители нашего села. В летнее время они работали на колхозных полях и огородах. Ученики были разбиты на звенья, каждое из которых прикреплялось к определенному участку, и соревновались между собой.
Село в годы войны было лишено значительной части техники и тягловой силы. На фронт ушли специалисты – механизаторы, молодежь. На селе остались женщины, старики и дети. Помощь школ сельскому хозяйству в годы войны приобрела важное народно – хозяйственное значение.
Вывод: война обрушилась на детей так же, как и на взрослых, - бомбежкой, голодом, холодом, разлуками. Но и в эти годы дети были первой заботой народа. Выживут дети – выживет страна, её история, её будущее. Многие из тех, на чью долю выпало военное детство, продолжали учиться. Кто-то работал на заводе ил в колхозе. Кто-то оказался на линии фронта, а кто-то и за ней, в лагерях смерти…
§2. Мои земляки – дети войны
В суровые дни войны делалось все возможное, чтобы защитить, уберечь детей от страданий, но порой дети все-таки оказывались на фронте, приписывая себе года. В тылу они заменяли взрослых, работая на заводах, фабриках, на полях и фермах. Дети вынесли то, что, казалось бы, не всегда под силу взрослому человеку, вели себя, как герои и как герои погибали. Они выдержали испытание войной и, вместе со взрослыми, победили. Дети военной поры, рано повзрослев, все-таки оставались детьми.
Несмотря на суровое время, они ходили в школу, учились. Не было бумаги – писали на газетах, не было чернил – писали сажей, карандашами, заточенными палочками. В классах было холодно. Но, несмотря на все это, каждое утро дети шли в школу, писали, читали, учили стихи…
Село Алла – это место, где я родилась и выросла, где я учусь. Здесь рядом со мной живут замечательные люди. Собирая материал для своей работы, я встречалась с некоторыми из них, и никто не отказался меня принять и выслушать. Люди, с которыми я встречалась, получала информацию, уже не молодые, кто-то на пенсии, кто-то ещё работает, медсестра, учитель, воспитатель в детском саду. Они в своё время встречались с героями моего исследования, жили соседями, соприкасались по работе.
Я хочу показать своим ровесникам, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие военные годы, лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность.
Вместе с родителями дети выходили на поля. Много приходилось работать детям. Бригадир ходил по домам и собирал детей – подростков на работу. Посильное участие в сельскохозяйственных работах принимали и младшие школьники. Многое выпало на долю детей военного времени, они рано повзрослели, позабыв на долгое время любимые игры…
Две наши односельчанки – Телятникова Антонина Александровна и Котова Галина Лаврентьевна в годы войны были на оккупированной немцами территории, воочию видели немцев.
Телятникова (Заварзина) Антонина Александровна родилась 23 мая 1936 года в селе Клименки Вейгелевского района Воронежской области. Она рассказывала: «Когда началась война, мне было 5 лет. В наше село немцы вошли летом 1943 года. Они уничтожили в нашем селе всех кур, гусей и свиней. Мы, дети, собирали остатки – головы, ноги кур- варили их, так как еды не было. Немцы заходили в каждый дом, искали что –то, выворачивали все. Отбирали все, что могли. В нашем селе они пробыли три дня. Они не любили замки на дверях домов. Когда мы в первый раз замкнули дом и пошли на огород, они зашли в дом через окно. Я увидела, как толстый немец, вылезая через окно, разбил яйца, которые были у него за пазухой. Он начал кричать, показывая на замок. У него не было ружья, и он показывал рукой, как будто стреляет. Мы очень испугались. Сейчас я думаю, что будь у него ружье в то время, то он мог бы убить нас. Немцы могли нагрянуть в любое время суток. Мы боялись и сидели на печке. Когда началось наступление наших войск, они, наспех собрав все, убежали. Наша мама успела спрятать поросенка в подвале. В этом наступлении участвовал наш отец. Когда он приехал домой, мы забили поросенка. А через три дня отец уехал и так и не вернулся с войны. Много работы было в поле. Мы работали на волах и коровах, пахали, сеяли, возили сено, молотили хлеб, сортировали его. Все шло на фронт. В стране был голод. Людям приходилось делить маленький кусочек хлеба на десять человек, чтоб каждый мог съесть хоть крошку. А когда приходила весна, люди питались корнями растений. Умирало очень много народа. Вот так прошло мое детство. В день Победы я находилась на поле, вместе со своими занималась прополкой свеклы. Пришла долгожданная победа, омытая кровью и потом советского народа, мы гордимся своими достижениями, это наша Победа.»
Антонина Александровна вышла замуж за нашего земляка Ивана Якимовича Телятникова, который в то время служил в Карелии, и приехала с ним на родину мужа. Работала в школе. Вместе с мужем родили и воспитали 3 дочерей и сына. Антонина Александровна умерла летом 2021 года.
Другая наша односельчанка Котова Галина Лаврентьевна родилась в 1936 году в деревне Кондрыково Богушевского района Витебской области. К началу войны она была маленькая, 5-6 лет. Рассказывает сын Галины Лаврентьевны Александр Борисович: «Вместе с матерью она носила партизанам еду, в основном картошку. От них уносили листовки. Мама рассказывала, что в то время она вместе со взрослыми и своими сверстниками работали, копали окопы. Она гордилась тем, что и ее часть детского труда помогла вести борьбу с фашистской нечистью. Потом началась эвакуация, но она не помнит куда. Так для нее закончилась война. День Победы встретила дома. Мама ее работала в колхозе, а сама она училась в школе. Вышла замуж за Котова Бориса Ефимовича. Вместе с ним объездила всю страну. Имеет двоих детей». Умерла Галина Лаврентьевна в 2012 году.
Моих героинь в живых уже нет. Поэтому я провела опрос у тех, кто знал их.
Светлана Цынгеевна, бывшая соседка Антонины Александровны: «С тётей Тоней и с дядей Ваней мы прожили соседями больше 20 лет. Училась вместе с их сыном. Тётя Тоня всю жизнь проработала в нашей школе техработником, дядя Ваня механизатором в совхозе. Всю жизнь трудились, всегда жизнерадостные, гостеприимные, имели своё хозяйство. Рассказывали, что дядя Ваня после службы в Карелии привез жену, тётю Тоню, красивую, молодую девушку, построили дом, начали жить, вырастили троих дочерей и сына».
Дальше, все мои респонденты - это Любовь Сандановна Батуева, Евдокия Гомбоевна Дондупова, Светлана Цынгеевна Шагдурова и Елизавета Санданжаповна Бадармаева, вспоминая Антонину Александровну Телятникову, приходят к мнению, что она была скромной, доброй, много работала, содержали с мужем большое хозяйство, любила заниматься огородничеством, сидеть за прялкой, в доме было много цветов, до пенсии работала в школе техничкой, мало рассказывала о войне, о своём детстве. Приехала она в наше село молоденькой, привез её вместе с маленькой дочкой Иван Телятников, который отслужил в армии, в пограничных войсках в Карелии.
А говоря о Галине Лаврентьевне Котовой характеризуют её необщительной и скрытной. Хозяйство не держали, с мужем приехали в наше село работая в Майском леспромхозе. Жили втроём с сыном, работали на делянах. Сын потом женился и стал жить отдельно. Галина Лаврентьевна рассказывала, что к концу войны их эвакуировали куда-то в Сибирь, так она оказалась здесь. Молчаливость она объясняла тем, что в Западной Белоруссии предвоенные годы было не так спокойно, лишнее слово, сказанное не вовремя, могло обернуться бедой. И это вошло в привычку.
Заключение
9 мая 1945 года стало всеобщим торжеством победы советского народа над фашистской Германией.
Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы, художественных и документальных фильмов. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы должны с уважением относиться к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняться перед ними. Нам есть чему у них поучиться.
Выполняя исследовательскую работу, я сделала следующие выводы:
Результаты работы:
Практическое значение работы:
На уроках истории, литературы и географии мы изучаем историю нашей Родины, родного края. Немало времени педагоги уделяют изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. А тема «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны» чаще всего остается в стороне. Занимаясь вместе с учителем, мы больше всего старались собрать материал об участниках Великой Отечественной войны. Но в ходе сбора информации мы узнали, что есть и такая категория ветеранов, как «дети войны». Меня заинтересовала данная тема и я взяла ее для своей работы. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в военные годы мы почти ничего не знали. Но в ходе исследования я многое узнала о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. Теперь с этой информацией я должна ознакомить как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей исследовательской работы. Я считаю, что данную работу можно использовать на уроках истории, классных часах, посвященных Великой Отечественной войне и труженикам тыла.
Список использованной литературы
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Шелковая горка
Северное сияние
Смекалка против Змея-Горыныча
Красочные картины Джастина Геффри