Проблема привлечения старшеклассников к чтению классических произведений в школе не нова. Исследователями изучены причины угасания интереса к чтению. Методистами разработаны и представлены всевозможныермы, приёмы, методы по развитию интереса к произведениям русской классики. Но учителя отмечают неуклонное снижение количества учеников основной школы, которые могут прочитать произведение «от корки до корки», а затем и проанализировать его. Мы решили взглянуть на эту проблему одновременно с двух сторон: с точки зрения учителя и с точки зрения десятиклассника.
Вложение | Размер |
---|---|
statya_privlechenie_starsheklassnikov_k_chteniyu.docx | 17.8 КБ |
Абакумова Н.С.
Филипчук М
МБОУ «Лицей №3» г.Братск Иркутская область
Привлечение старшеклассников к чтению классической литературы: вопросы и ответы.
Проблема привлечения старшеклассников к чтению классических произведений в школе не нова. Исследователями изучены причины угасания интереса к чтению. Методистами разработаны и представлены всевозможные формы, приёмы, методы по развитию интереса к произведениям русской классики. Но учителя отмечают неуклонное снижение количества учеников основной школы, которые могут прочитать произведение «от корки до корки», а затем и проанализировать его. Уже неудивительно, что их может быть 2-3 человека на класс. Так что же должны изменить в своей работе учителя литературы, чтобы популяризировать чтение среди старшеклассников?
Мы решили взглянуть на эту проблему одновременно с двух сторон: с точки зрения учителя и с точки зрения десятиклассника. В опросе и обработке результатов принимала участие ученица 10 класса, которая является соавтором данной статьи.
Одинаковые вопросы были заданы учителям литературы, преподающим в старших классах, и десятиклассникам. Этих вопросов было всего два:
Результаты, которые мы поучили, были скорее ожидаемы. Для меня, как для учителя, они не стали открытием.
Ответы учителей:
1 вопрос. Непонятны значения слов. Отсутствие читательской грамотности. Неспособность воспринимать большое количество информации. Кратковременная память.
Ответы десятиклассников:
1 вопрос. Большой объём (пугает). Непонятны значения слов. Незнание истории, непонятна цепь событий. Другое мировоззрение
2 вопрос. Давать задания с использование современных IT-технологий, гаджетов. Например: создать страницу героя в соцсети; написать переписку литературных героев в соцсети; «поселить» героя в 21 век. Познакомиться с кругом чтения учеников и как-то сопоставить классическую литературу с произведениями, которые интересны подросткам
Как видим, ответы получились различные. Так может, проблема чтения программной литературы в старших классах в том, что ученики и учителя по-разному смотрят на классику? Из опыта работы уверенно могу сказать: старшеклассники читают, читают разные книги, и им это нравится. Своими ответами при проведении этого исследования они ясно дали понять нам, учителям, что они хотят читать книги. Именно читать, а не изучать. И хотели бы читать понятные современным школьникам произведения.
Данное исследование может стать одним из шагов по привлечению старшеклассников к чтению и пониманию литературы.
«Течет река Волга»
Компас своими руками
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Юрий Визбор. Милая моя
Лепесток и цветок