В работе анализируются повести М.Булгакова "Морфий" и Ч.Айтматова "Плаха"
Вложение | Размер |
---|---|
ya_vybirayu_zhizn.docx | 65.96 КБ |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей№3»
Городская научно-практическая конференция школьников
«Старт в науку»
Исследовательская работа
Я выбираю жизнь …
(проблема наркомании в произведениях М. Булгакова «Морфий»
и Ч. Айтматова «Плаха»).
Автор: Юницкая Софья 9Б класс
МБОУ «Лицей №3» г.Братск
Руководитель: Абакумова Н.С.
Учитель литературы
МБОУ «Лицей №3» г.Братск
Братск 2020
Содержание
| 3 |
| |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 10 |
| 11 |
Введение
На протяжении всей истории своего существования человечество искало все новые и новые пути для быстрого и легкого получения удовольствия. Но ни для кого не секрет, что не только современные технологии являются источником желанных для человечества "острых" ощущений. Всевозможные наркотические вещества и смеси, ничуть не уступающие разнообразием достижениям науки, но, в отличие от них, несущие в себе смерть, представляют собой одну из самых серьёзных проблем. Люди нашли способ справиться с огромным количеством болезней, усмирили силы природы, подчинили себе многие процессы на Земле. Однако до сих пор сотни, тысячи, миллионы людей отдают свои жизни за горсть белого порошка или таблеток, не в силах справиться с зависимостью, властной над всеми их мыслями и желаниями. У каждого времени были свои сложности и трудности. Опыт стран, столкнувшихся с проблемой наркотиков значительно раньше России, показал, что решить её только с помощью запретительных и юридических ограничений невозможно. Основные усилия должны быть сосредоточены на формировании «внутренних» ограничителей, то есть на воспитании личностной устойчивости к наркотическому соблазну. Одной из действенных профилактических мер должно стать знание правды о последствиях употребления наркотиков. И такую правду можно увидеть при прочтении повести М.А.Булгакова «Морфий» и Ч.Айтматова «Плаха». Исследование на литературном материале даёт возможность увидеть и прочувствовать весь трагизм героев, степень их деградации, разрушение связей с окружающим миром и с людьми вследствие распада личности.
Я понимаю, что популяризацией книг наркоманию не победить, но пусть эта «капля» внесёт свой вклад в дело борьбы с наркоманией. Если моя работа поможет задуматься о последствиях употребления наркотиков хотя бы одного человека, значит, я выполнила эту работу не зря.
Цель моей работы: показать на примерах произведений М.А.Булгакова «Морфий» и Ч.Айтматова «Плаха», как может деградировать человек, принимая наркотики, и заставить задуматься своих ровесников о том, стоит ли это делать.
Задачи, которые я поставила для достижения цели:
- изучить проблему наркозависимости на протяжении истории развития человечества;
- проанализировать произведения М.Булгакова «Морфий» и Ч.Айтматова «Плаха»;
- провести социологический опрос «Влияние художественной литературы на формирование негативного отношения к наркотикам» среди обучающихся 9-х классов;
- создать буктрейлер по произведениям М.Булгакова «Морфий» и Ч.Айтматова «Плаха».
Актуальность вопроса несомненна, потому что любые действия, которые могут рассказать правду о последствиях употребления наркотиков, будут являться важными в обществе, где проблема наркомании среди подростков стоит на первом месте.
Почему именно вышеназванные повести привлекли моё внимание? На мой взгляд, именно эти произведения особенно актуальны сегодня, когда нам угрожает беда. Эта беда – наркомания. Сейчас возраст наркоманов становится все ниже и ниже, и 20% от всего числа наркозависимых - это школьники. Поэтому, я считаю, что данные повести могли бы стать духовным ориентиром для молодого поколения. Это предупреждение тем молодым людям, которые могут неразумно увлечься наркотиками и окончательно погубить себя.
Методы исследования: анализ художественных произведений, изучение информации в сети Интернет, анкетирование, анализ результатов опроса.
Исторические данные о проблеме наркотической зависимости на протяжении истории развития человечества
История «взаимоотношений» человека и наркотиков началась еще во времена зарождения первых цивилизаций. Наши предки наблюдали за животными, потреблявшими наркотические вещества, и пытались подражать им. 5000 до н.э. Шумеры начали использовать опиум. В их языке существовала специальная идеограмма для обозначения этого растения, переводимая как «радость». Позже люди начали изучать наркотики с целью выявления их лекарственных свойств. Так, например, наркотики применялись в медицинских целях в таких странах, как Египет, Центральная и Южная Америка. Стоит отметить, что в тот период употребление наркотических веществ не влекло за собой пагубных последствий.
2700 до н.э. В Китае уже использовали коноплю (в виде настоя, как чай): император Шен Нунг предписывал своим подданным принимать ее в качестве лекарства от подагры и рассеянности.
2500 до н.э. Самое ранее историческое свидетельство о поедании маковых зерен людьми. Люди жили на территории нынешней Швейцарии.
Во времена средневековья научные исследования были подавлены влиянием церкви, и наркомания на время перестала существовать как феномен.
Пришедшая на смену Средним векам эпоха Возрождения расколола привычный человеческому разуму примитивный мир. Многочисленные достижения науки в разнообразных сферах, географические открытия, переход от феодального общественного устройства к буржуазному спровоцировали резкую смену приоритетов и ценностей. Люди ощутили потребность в духовном развитии. Интеллект и познание стали теми самыми определениями подлинного счастья, к которому стремилась, в первую очередь, социальная элита. Каким образом человек в то время мог достичь духовного просветления, приобщиться к чему-то высокому и прекрасному? Способов хватало: живопись, литература, музыка… И наркотики. Именно к эпохе Возрождения относится начало масштабной наркомании.
1525 г. Парацельс (1490-1541) начинает использовать настойку мака в медицинской практике.
Личность человека развращалась не сразу и не вдруг, но в 17 веке возникло новое течение, которое оказывало все большее влияние на отношение к галлюциногенам, стимуляторам, наркотикам и алкоголю. Научные исследования выделили алкалоиды (морфин, кодеин, опий) из опийного мака, их использование повлекло эпидемии наркомании в отдельных регионах мира.
1805 г. Фридрих Сертюрнер, немецкий химик, выделяет и описывает морфин.
С 17 по 19 век наркотики были неотъемлемой частью человеческого быта. Особенным пристрастием к ним все еще отличалась богема, но также они проникли в армейские структуры (в связи с употреблением солдатами наркотических веществ во время войн для улучшения боеспособности), и в средние слои населения (покупающих лекарства и пищу с добавлением наркотиков).
1898 г. В Германии синтезирован героин. Заявлено, что эффект привыкания к нему отсутствует
Борьба с наркоманией в большей части цивилизованного мира началась в первой половине 19 века, но уже в 60-х годах вспыхнула неудержимая «эпидемия» пристрастия к наркотикам, спровоцированная формированием нового поколения, стремящегося к разрушению общепринятых устоев.
1906 г. Первый закон, запрещающий покупку и продажу препаратов, содержащих морфин, героин, кокаин, без надлежащих ярлыков. В дальнейшем проблема наркозависимости лишь набирала силу – открывались все новые синтетические формы наркотических веществ, расширялся черный рынок, все больше возрастал спрос.
1961 г. ООН ратифицирует «Конвенцию о наркотиках».
Из этих данных можно сделать вывод, что в историческом масштабе рост потребности человечества в наркотиках прямо пропорционально зависим от расширения человеческого самосознания в целом. В процессе прогрессивного развития общества роль и ценность отдельной личности становились все менее значимыми. Наступившее господство капиталистического строя в нашем мире не просто приравняло человека к шестеренке огромной непредсказуемой машины, но и дало ему возможность полностью осознавать ничтожность своей роли. Наряду с этим все более разрастающаяся в наше время «паутина» социальных сетей обесценивает потребность человека в личном взаимодействии с другими людьми, упрощая процесс общения до набора символов на экране гаджета.
Наркотики в данном процессе занимают роль компенсации, «убежища» для людей, неспособных справиться с существующим устройством мира. Если раньше эти вещества были лишь дополнением к человеческой реальности, позволяющей избавиться от болевых ощущений, бессонницы или подавленного настроения, то теперь наркотики заменяют собой реальность для зависимой личности. Именно поэтому процесс лечения наркозависимости так сложен и не несет в себе гарантий полного выздоровления – организм способен справиться с нехваткой наркотика на биохимическом уровне, но способна ли психика? Далеко не у всех.
Анализ произведений М.Булгакова «Морфий» и Ч.Айтматова «Плаха»
Является ли доктор Поляков прототипом автора?
"Морфий" - рассказ, некоторыми исследователями булгаковского творчества называемый также повестью, опубликован в журнале «Медицинский работник» 1927г., №№45-47.
«Морфий» примыкает к циклу "Записки юного врача", имеет, как и рассказы этого цикла, автобиографическую основу, связанную с работой Булгакова земским врачом в селе Никольское Сычевского уезда Смоленской губернии с сентября 1916 г. по сентябрь 1917 г., а также в уездном городе Вязьме той же губернии с сентября 1917 г. по январь 1918 г. В «Морфии» отразился морфинизм Булгакова, пристрастившегося к наркотику после заражения дифтеритными пленками в ходе трахеотомии, описанной в рассказе "Стальное горло". Это случилось в марте 1917 г, вскоре после его поездки в Москву и Киев, пришедшейся на дни Февральской революции.
Т. Н. Лаппа, первая жена Булгакова, позднее характеризовала его состояние после приема наркотика: "Очень такое спокойное. Спокойное состояние. Не то чтобы сонное. Ничего подобного. Он даже пробовал писать в этом состоянии". Ощущение наркомана Булгаков передал в дневниковой записи главного героя «Морфия» доктора Полякова: "Первая минута: ощущение прикосновения к шее. Это прикосновение становится теплым и расширяется. Во вторую минуту внезапно проходит холодная волна под ложечкой, а вслед за этим начинается необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности. Абсолютно все неприятные ощущения прекращаются. Это высшая точка проявления духовной силы человека. И если б я не был испорчен медицинским образованием, я бы сказал, что нормальный человек может работать только после укола морфием".
Булгаков страдал морфинизмом и после перевода в Вяземскую городскую земскую больницу в сентябре 1917 г. Как вспоминала Т. Н. Лаппа, одной из причин отъезда в Вязьму стало то, что окружающие уже заметили болезнь: "Потом он сам уже начал доставать (морфий), ездить куда-то. И остальные уже заметили. Он видит, здесь, (в Никольском) уже больше оставаться нельзя. Надо сматываться отсюда. Он пошел - его не отпускают. Он говорит: "Я не могу там больше, я болен", - и все такое. А тут как раз в Вязьме врач требовался, и его перевели туда".
Очевидно, морфинизм-хроническое употребление алкалоида опия, морфина, — в значительном большинстве случаев развивается у лиц после повторного применения морфина в качестве обезболивающего средства при соматическом заболевании,у Булгакова не был только следствием несчастного случая с трахеотомией, но и проистекал из общей унылой атмосферы жизни в Никольском. Молодой врач, привыкший к городским развлечениям и удобствам, тяжело и болезненно переносил вынужденный сельский быт. Наркотик давал забвение и даже ощущение творческого подъема, рождал сладкие грезы, создавал иллюзию отключения от действительности.
С Вязьмой связывались надежды на перемену образа жизни, однако это оказался, по определению Т. Н. Лаппа, "такой захолустный город". По воспоминаниям первой жены Булгакова, сразу после переезда, "как только проснулись - "иди, ищи аптеку". Я пошла, нашла аптеку, приношу ему. Кончилось это - опять надо. Очень быстро он его использовал (по свидетельству Т. Н. Лаппа, Булгаков кололся дважды в день). Ну, печать у него есть - "иди в другую аптеку, ищи". И вот я в Вязьме там искала, где-то на краю города еще аптека какая-то. Чуть ли не три часа ходила. А он прямо на улице стоит меня ждет. Он тогда такой страшный был... Вот, помните его снимок перед смертью? Вот такое у него лицо. Такой он был жалкий, такой несчастный. И одно меня просил: "Ты только не отдавай меня в больницу". Господи, сколько я его уговаривала, увещевала, развлекала... Хотела все бросить и уехать. Но как посмотрю на него, какой он - как же я его оставлю? Кому он нужен? Да, это ужасная полоса была".
В «Морфии» роль, которую в реальности исполняла Т. Н. Лаппа, во многом передана медсестре Анне - любовнице Полякова, делающей ему уколы морфия. В Никольском такие уколы Булгакову делала медсестра Степанида Андреевна Лебедева, а в Вязьме и в Киеве - Т. Н. Лаппа.
В конце концов жена Булгакова настояла на отъезде из Вязьмы в попытке спасти мужа от наркотического недуга. Т. Н. Лаппа рассказывала об этом: "...Приехала и говорю: "Знаешь что, надо уезжать отсюда в Киев". Ведь и в больнице уже заметили. А он: "А мне тут нравится". Я ему говорю: "Сообщат из аптеки, отнимут у тебя печать, что ты тогда будешь делать?" В общем, скандалили, скандалили, он поехал, похлопотал, и его освободили по болезни, сказали: "Хорошо, поезжайте в Киев". И в феврале (1918 г.) мы уехали".
После приезда в Киев автору «Морфия» удалось избавиться от морфинизма. Муж В. М. Булгаковой И. П. Воскресенский (около 1879 - 1966) посоветовал Т. Н. Лаппа постепенно уменьшать дозы наркотика в растворе, в конце концов полностью заменив его дистиллированной водой. В результате Булгаков отвык от морфия.
В «Морфии» автор как бы воспроизвел тот вариант своей судьбы, который реализовался бы, останься он в Никольском или Вязьме. Скорее всего, в Киеве автор «Морфия» был спасен не только врачебным опытом И. П. Воскресенского, но и атмосферой родного города, после революции еще не успевшего потерять свое очарование, спасен встречей с родными и друзьями. В М. самоубийство доктора Полякова происходит 14 февраля 1918 г., как раз накануне булгаковского отъезда из Вязьмы.
Повесть «Морфий»
Повествование происходит от имени доктора Владимира Михайловича Бомгарда, который раньше работал на отдаленном фельдшерском участке в Горелове, а затем волею судьбы перебрался на должность педиатра в больницу уездного города. Его очень радовало новое место, общение с коллективом и город, но когда доктор почти стал забывать свой участок, оттуда неожиданно приходит письмо, написанное рукой его старого знакомого Сергея Полякова. Этот несчастный, занявший мест Бомгарда в Горелове и сам тяжело заболел. Он просил помощи у коллеги, и в его мольбе звучало отчаяние. Владимир Михайлович чрезвычайно озадачился этим письмом, он не мог понять, отчего Поляков не пишет о самой болезни ее симптомах, однако же решил прийти на помощь больному. Но, не успел выехать в Горелов, так как среди ночи пришла весть о том, что врач застрелился. Полякова доставили из Горелова в хирургическое отделение больницы, в который выполнял свои обязанности Бомгард. Но, все оказалось напрасно, от полученный раны он скончался. В руки Бомгарда попал завещанные ему дневник самоубийцы, и доктор с жалостью и страхом стал читая их, осознавать, что Поляков стал жертвой наркомании.
Чаще всего причинами наркозависимости становятся социальные и личные факторы. Среди социальных причин можно упомянуть общественные неурядицы, распространенность наркомании в регионе, профессии, связанные с легким доступом к наркотикам. Из личных факторов главное место занимают семейные проблемы, недостаток внимания и любви, отсутствие гармонии во взаимоотношениях.
В случае, описанном Михаилом Булгаковым, доктор Поляков заболел вследствие сочетания социальных и личных причин. Он пережил личную драму, от него ушла горячо любимая жена, к тому же, находясь в состоянии депрессии, Сергей уезжает в глухую провинцию, замыкается в себе, и имея свободный доступ к наркотическим веществам, начинает делать инъекции морфия.
«И слава богу: чем глуше, тем лучше. Видеть людей не могу, а здесь я никаких людей не увижу, кроме больных и крестьян» – начинает записи в своем дневники Поляков. «…конечно, недостойно, доктор Поляков. Да и гимназически - глупо с площадной бранью обрушиваться на женщину за то, что она ушла! Не хочет жить- ушла. И конец. Как все просто, в сущности. Оперная певица сошлась с молодым врачом, пожила год и ушла. Убить ее? Убить? Ах, как все глупо, пусто. Безнадежно! Не хочу думать. Не хочу...» - с горечью восклицает он, обращаясь к самому себе. Но, первая доза морфия не становится случайно. Расстроенные нервы будущего наркомана дали о себе знать физическими недугами. В первую очередь желудочными болями.
«Вчера ночью интересная вещь произошла. Я собирался ложиться спать, как вдруг у меня сделались боли в области желудка. Но какие! Холодный пот выступил у меня на лбу… Со стоном добрался до кухни, где ночует кухарка с мужем своим, Власом. Власа отправил к Анне Кирилловне. Та ночью пришла ко мне и вынуждена была впрыснуть мне морфий».
Таким образом, фельдшерица, желающая помочь страждущему, сослужила дурную службу, сделав первый укол, первый шаг на пути к страшной болезни. О чем позже она и жалела.
За первым уколом последовал и второй, сделанный самим Поляковым из оставшегося сырья. После инъекции Сергей ощутил то обманчивое облегчение, уверенность в себе, своих силах и спокойный сон пришел к нему после многих бессонных ночей. Спустя еще четыре укола он стал забывать жену, разбившую ему сердце. Тайной женой Полякова стала Анна Кирилловна, продолжавшая делать уколы морфия. «Но вот уже полмесяца, как я ни разу не возвращался мыслью к обманувшей меня женщине. Мотив из партии ее Амнерис покинул меня. Я очень горжусь этим. Я - мужчина. Анна Кирилловна стала моей тайной женой. Иначе быть не могло никак. Мы заключены на необитаемый остров» - констатирует врач и описывает далее ощущения начинающего наркомана во время приема зелья.
«Первая минута: ощущение прикосновения к шее. Это прикосновение становится теплым и расширяется. Во вторую минуту внезапно проходит холодная волна под ложечкой, а вслед за этим начитается необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности. Абсолютно все неприятные ощущения прекращаются. Это высшая точка проявления духовной силы человека. И если б я не был испорчен медицинским образованием, я бы сказал, что нормально человек может работать только после укола морфием».
Но, Анна Кирилловна, как человек с медицинским образованием, понимает все угрозу, таящуюся в морфии. Сергей убеждает ее в том, что силы воли у него достаточно, чтобы справится с привычкой. Не так ли делают и все остальные, кто болен наркоманией на ранней стадии.
У Полякова наступает стадия более глубоко привыкания. Он постоянно, даже на работе находится в наркотическом бреду. На качестве работы, по его же словам, это не отражалось, но страшно представить врача, практикующего в состоянии токсического бреда.
После относительного спокойствия, подаренного морфием, у Полякова проявляется агрессия и крик. «Тут я впервые обнаружил в себе неприятную способность злиться и, главное, кричать на людей, когда я не прав».
Больной и далее отрицает свою зависимость. Возможно, где-то в глубине души, он начинает ее осознавать, но не в силах признать и начать борьбу. Именно в этот момент наркоману очень нужна поддержка близких и понимание общества. Но, у Анны не находится моральных сил предпринять решительные меры. И ее тоже можно понять, ее законный муж в плену, и в этих бесконечных снегах и лишениях, Сергей – единственная отрада.
Спустя время, больной уже не удовлетворяется только морфием, он переходит на кокаин, более тяжелый наркотик.
«Черт в склянке. Кокаин - черт в склянке. Действие его таково: При впрыскивании одного шприца 2%-ного раствора почти мгновенно наступает состояние спокойствия, тотчас переходящее в восторг и блаженство. И это продолжается только одну, две минуты. И потом все исчезает бесследно, как не было. Наступает боль, ужас, тьма» - продолжает описание следующей стадии наркомании Поляков в дневнике. Еще откровеннее звучат сроки: «Я - несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, и, предупреждаю всех, кому выпадет на долю такая же участь, как и мне, не пробовать заменить морфий кокаином. Кокаин - сквернейший и коварнейший яд. Вчера Анна еле отходила меня камфарой, а сегодня я - полутруп...»
В глубокой наркотической зависимости у Полякова возникает и не отпускает его ощущение, что кто-то кроме Анны может узнать тайну его болезни. Страх перед коллегами, которые могут заметить пропажу морфия и расширенные зрачки доктора, перед аптекарем, отпускающим большие дозы вещества, еще глубже разъедают психику. Стыд и страх – спутники больного наркоманией, но они не сильнее самой болезни.
Поляков пытается отказаться от употребления морфия вообще, но ему это не удается, ломка и последующие галлюцинации берут верх. «Не тоскливое состояние, а смерть медленная овладевает морфинистом, лишь только вы на час или два лишите его морфия. Воздух не сытный, его глотать нельзя... в теле нет клеточки, которая бы не жаждала... Чего? Этого нельзя ни определить, ни объяснить. Словом, человека нет. Он выключен. Движется, тоскует, страдает труп. Он ничего не хочет, ни о чем не мыслит, кроме морфия. Морфия!»
Страдает и душа и тела. Моральный распад личности наркомана продолжается и он сам уже не может осознать его глубину. Запущенная стадия наркомании усугубляется общественным непониманием. «На другой день, сделав укол, ожил и вернулся к доктору N. Он встретил меня жалостливо, но сквозь эту жалость сквозило все-таки презрение. И это напрасно. Ведь он - психиатр и должен понимать, что я не всегда владею собой. Я болен. Что ж презирать меня?» - спрашивает измученный Поляков.
Анна заболевает и, сообщая о том, что фельдшер уже осведомлен о наркомании Полякова, просит его уехать и продолжить лечение. Доктор пишет записку Бомгарду, взывая о помощи. «Люди! Кто-нибудь поможет мне? Патетически я стал восклицать. И если кто-нибудь прочел бы это, подумал - фальшь. Но никто не прочтет» - звучит горечь в последних строках записок доктора.
Роман Ч.Айтматова «Плаха»
Следующее произведение, напрямую связанное с темой данного исследования – роман «Плаха» Ч.Айтматова.
«За неимением иного счастья кайф его горький заменитель»
Всего лишь одной этой строкой можно передать общий смысл поднимаемой в произведении проблемы наркотической зависимости среди молодежи. Она не единственная в романе, наряду с ней присутствуют проблемы противоречий в религии, взаимоотношений человека и природы, неприятия обществом индивидуальности. Но в рамках исследования обратимся к теме наркомании.
В центре истории находится внештатный сотрудник областной комсомольской газеты Авдий Каллистратов, изгнанный за ересь из духовной семинарии. В молодом человеке живой и пытливый ум переплетается с крайней религиозной фанатичностью. Именно поэтому его исследование путей проникновения наркотика анаши в молодёжную среду европейских районов страны включало в себя намерение обратить встреченных в процессе «гонцов» в истинную веру и отвернуть их от преступного мира контрабандистов: «… помимо частных и личных причин, порождающих склонность к пороку, существуют общественные причины, допускающие возможность возникновения этого рода болезней молодежи», «…жаждал… личным примером доказать им, что выход из этого пагубного состояния возможен лишь через собственное возрождение и что в этом смысле каждому из них предстоит совершить революцию в масштабах хотя бы своей души».
Несмотря на все усилия, главному герою не удается воплотить свои планы в реальности. Причиной этому стали освещаемые в данном исследовании социальные проблемы общества, а именно обесценивание человеческой личности и подмена приоритетов – материальное вытесняет духовное.
Одна из таких острых социальных тем романа — проблема наркомании. Автор показывает гонцов, устремляющихся в Моюнкумскую саванну в поисках дикорастущей конопли и ищущих не столько денег, а прежде всего возможность пожить в иллюзиях. Автор глубоко проникает в сущность этой проблемы, но все-таки, на мой взгляд, он не показывает всех самых черных красок. Автор пытается понять этих зависимых людей. Он хочет найти способ, как им помочь. Писатель вводит такого героя, как Авдий Каллистратов — сын священника, изгнанный как «еретик-новомысленник» . Авдия мучает мысль о спасении хотя бы одного человека. Он не хочет ждать, пока человек придет к Богу, и сам устремляется навстречу падшим. Авдий, по замыслу писателя, вряд ли может помочь наркоманам, хотя он незаурядный по своему духовному складу человек. Этим писатель хочет показать, что для того, чтобы справиться с этой чумой XX века, нужна не одна пара рук. Протянуть руку помощи должны все. В произведении чувствуется призыв писателя: «Эй, вы! Сильные духом. Пора строить лепрозорий» — и в то же время автор показывает, как мало людей, которые протягивают эту руку помощи. Надо честно признать, что неудачи Авдия в борьбе с наркоманией отражают реальное положение в нашем обществе. Поступки Авдия достойны глубокого уважения, но одного его слишком мало.
Авдий, в силу своей увлеченности идеалистскими идеями, не в силах осознать глубину конфликта мировоззрений, происходящего у него с контрабандистами. Эти люди, в силу тех или иных причин отвергнутые обществом, не имеющие любящих семей, верных друзей и ощущения собственной значимости, нашли смысл существования в протесте против системы. И пусть их наркотический кайф мимолетен, а деньги, полученные за «товар», быстро утекают сквозь пальцы – ничего другого, лучшего, получить от жизни они уже не надеются.
Не последнюю роль в таком разочаровании играет лицемерная социальная политика государства, о чем и говорит в своем диалоге с Авдием руководитель преступной группы Гришан: «Человеку так много насулили со дня творения, каких только чудес не наобещали униженным и оскорбленным: вот царство Божье грядет, вот демократия, вот братство, а вот счастье в коллективе, хочешь – живи в коммунах, а за прилежность вдобавок ко всему наобещали рай. А что на деле? Одни словеса!»
Главный герой так и не смог отказаться от своего убеждения, что возврат к вере в Бога способен «очистить покаянием, заставить… увидеть подлинность счастья в другом». До последнего он пытался нести свое видение истины людям, ожесточенных необходимостью выживать в одиночестве, давно забывших о доверии и сострадании к ближнему. Жизненный путь героя обрывается в результате одной из таких попыток. Авдий Каллистратов умирает подобно Христу, распятый за стремление нести добро людям, не способным это добро принять.
В романе Чингиза Айтматова “Плаха” затронуты многие проблемы современного общества. Писатель коснулся очень важных вопросов, которые могут встать перед человеком, если ему небезразлична судьба наша собственная и судьба будущих поколений. Чингиз Айтматов коснулся проблем наркомании, пьянства, экологии, а также различных нравственных проблем общества. Если эти проблемы не будут решаться, то в конце концов они приведут человечество к “плахе”.
Социологический опрос: «Влияние художественной литературы на формирование негативного отношения к наркотикам»
При работе над данным исследованием я пришла к следующим выводам: своими произведениями писатели хотят предостеречь сотни и тысячи тех, кто еще не стал наркоманом, показывает всю глубину этой пропасти, куда нетрудно попасть, но откуда уже практически нельзя выбраться. М.Булгакову и Ч.Айтматову веришь сразу и безоговорочно. Жаль только, что многие молодые люди не читали эти произведения, иначе не сделали бы первого рокового шага. Я думаю, что эти произведения должны быть включено в обязательную школьную программу по литературе, чтобы остановить подростков, предостеречь их от роковой ошибки, за которую расплата — смерть. Что ждет наркомана — кошмар бытия в поисках дозы, слезы близких и ранняя смерть.
Я провела опрос среди учеников 9-х классов Лицея №3 для того, чтобы исследовать отношение моих сверстников к наркотикам и к людям, употребляющим их. Всего в опросе приняло участие _ человека. (Приложение )
Результаты показали, что:
48% - есть желание помочь
60% - не встречали в классической и современной литературе произведения связанные с наркозависимостью;
47% - положительно относятся к данным произведениям, т.к. считают что это может быть достаточно поучительно;
50%- учеников затронули бы эту тему в своих сочинениях.
В ходе исследования выяснено, что отношение учащихся к данному вопросу неоднозначно. Мои сверстники считают, что главными причинами обращения человека к наркотику являются проблемы личного характера, желание получить удовольствие, слабохарактерность и плохая компания.
Заключение
Нужны ли такие произведения о таких людях? Может не стоит рассказывать о таких мрачных страницах человеческого бытия?
М.Булгаков пишет: «По-моему, нужны. Теперь, когда прошло десять лет,— жалость и страх, вызванные записями, ушли. Это естественно, но, перечитав эти записки теперь, когда тело Полякова давно истлело, а память о нем совершенно исчезла, я сохранил к ним интерес. Может быть, они нужны? Беру на себя смелость решить это утвердительно».
Если сравнивать два приведенных выше произведения, то можно увидеть, что рассказ «Морфий» акцентирует большее внимание на явлении «одиночества в толпе», когда даже среди людей человек чувствует себя изолированным, а роман «Плаха» - на социальных проблемах общества, толкающих людей на протест против сложившихся условий и признание наркотиков единственным оставшимся выходом.
При проведении данного исследования я пришла к выводу, что повесть «Морфий», входящая в цикл «Записей юного врача» обязательна для прочтения всем, особенно молодым людям. Она с поразительной точность и психологическими деталями описывает заболевание, передает страдания наркомана, приводящие к его гибели. Нужно заметить, что морфий как яд фигурирует и в других рассказах этого цикла. Опыт М.Булгакова бесценен, ибо он как человек творческий сумел передать позже все муки наркомана на страницах свей повести. Однако доля его героя оказалось более трагичной. Возможно этим, писатель желал подчеркнуть всю опасность наркомании.
Выбирая свой жизненный путь, каждый должен помнить, что цели, которые он перед собой ставит, должны быть благородными. Человек сам решает, как прожить свою жизнь, что оставить после себя: дом, дерево, книгу, детей, добрую память или пустыню, неприязнь, зло. Ведь после смерти жизнь продолжается в его творениях, делах, поступках.
Список литературы
Приложения
Приложение 1
Анкета «Влияние художественной литературы на формирование негативного отношения к наркотикам»
Результаты анкетирования
48% - есть желание помочь
60% - не встречали в классической и современной литературе произведений, связанных с проблемой наркозависимости
47% - положительно относятся к данным произведениям, т.к. считают, что это может быть достаточно поучительно
50%- учеников затронули бы эту тему в своих сочинениях
"Морская болезнь" у космонавтов
За еду птицы готовы собирать мусор
Юрий Алексеевич Гагарин
Сказки пластилинового ослика
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт