Автор рассматривает сходство и различие семантики эпитета "крассный" в произведениях литературы на рубеже 19 - 20 веков; трансформацию восприятия красного цвета в произведениях искусства разных эпох.
Вложение | Размер |
---|---|
simvolika_epiteta_krasnyy_v_proizvedeniyah_russkoy_literatury_na_rubezhe19_-_20_vekov.docx | 122.79 КБ |
XI межрегиональный конкурс научных работ «Формирование молодёжной научно-интеллектуальной элиты России»
Филологические науки (литература)
Символика эпитета «красный» в русской литературе конца XIX – начала XX вв.
Автор: Боненкова София,
обучающаяся 11 А класса
Научный руководитель: Жукова Раиса Михайловна,
учитель русского языка и литературы
Курск, 2022 г.
Оглавление
эпитетов………………………………………………………. 4-5
Каждая эпоха находит свои формы, методы, художественные средства для выражения идеи и содержания произведения. Нельзя не заметить, что последнее десятилетие XIX века – начала XX века ознаменовано красным цветом. Это в одинаковой мере относится и к живописи, и к литературному творчеству, и к общественно-политической символике.
Проблема состоит в отсутствии сопоставительной характеристики эпитета «красный» в произведениях литературы данного периода.
Актуальность исследования заключается в необходимости поиска общих принципов в выборе художественных средств выразительности.
Предметом исследования являются произведения В.М. Гаршина (рассказ «Красный цветок»), Л.Н. Андреева (рассказ «Красный смех»), М.А. Булгакова (рассказ «Красная корона»).
Объект исследования – эпитет «красный», представленный в контексте эпохи.
На основе читательского опыта мы можем выдвинуть гипотезу: множественные значения эпитета «красный» отражают разрушение гармонии в общественном и художественном сознании автора.
Цель: выявить семантику эпитета «красный» в литературном контексте на рубеже XIX – XXвеков. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю и причины возникновения новых значений эпитетов;
- определить исходное значение цветового эпитета «красный»;
- проследить символику данного цвета в общественно-политической жизни эпохи;
- выявить новые значения прилагательного «красный» в произведениях литературы.
В ходе проведения исследования мы будем использовать аналитический, описательный, сопоставительный, ассоциативный методы исследования.
По определению А.Н. Веселовского, «эпитет – одностороннее определение слова, либо подновляющее его нарицательное значение, либо усиливающее, подчеркивающее какое-нибудь характерное, выдающееся качество предмета» [1: 73]. Указывая на древнее происхождение данного тропа, автор «Исторической поэтики» считает историю эпитета «историей поэтического стиля» [1: 73].
Нам важно определить причины и условия возникновения новых значений эпитетов. Исследуя зарождение образного и понятийного мышления в эпоху дородовых отношений, О.М. Фрейденберг приходит к выводу: «Переходя от одного мифологического образа к другому, тождественному, эпитет изменяет свои значения в сторону всё большей расширительности и переносности»[2: 324]. Итогом тысячелетнего отбора словесного материала, по А.Н. Веселовскому, являются «ряды формул, наполняющихся содержанием очередных общественных миросозерцаний» [1: 76].
Этимология прилагательного «красный» в русском языке полно представлена в этимологических словарях и лингвистических исследованиях по теме. Так, в «Кратком этимологическом словаре» Н.М. Шанского оно отнесено к общеславянским: «Образовано с помощью суф. –ын- (совр. -н) от краса. Первоначальное значение «красивый» [3: 76]. В значении цвета красный стало употребляться позднее, в эпоху раздельного существования восточнославянских языков (в общеславянском языке понятие «красный» выражалось словами, производными от червь)» [4: 167].
«Для каждой эпохи необходимо и новое искусство», - писал художник-суппрематист Казимир Малевич [5]. Эпоха модернизма была отмечена возвратом к первоначальному значению «красивый», но в контексте времени. Традиционные краски народной лубочной картинки – красный, жёлтый, чёрный, и древнерусской иконописи – красный, жёлтый, синий, художники использовали для выражения содержания новой эпохи. Так, на картине Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня» (1912 г.) доминирующий красный цвет, укрупнённый силуэт коня, сдерживаемого юным седоком, - символ грядущих перемен. Создавая жанровую сценку, автор «сознательно начал придавать ей черты монументальности» [6]. А накануне Первой мировой войны полотно и вообще стало пророческим. Похожая судьба и картины «Красный квадрат» (1915 г.) Казимира Малевича. Назвав полотно «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях», художник позднее признавал, что «в общежитии он («Красный квадрат» - авт.) получил ещё значение» как сигнал революции [5].
Прямым символом революции воспринимается красный цвет на картине Бориса Кустодиева «Большевик» - красный цвет напоминает горящий факел (огонь Прометея) в руках нового героя времени. Плакатное искусство, возникнув в конце XIX века, в лаконичной форме выражало сюжеты «на злобу дня». Это был своеобразный новояз в живописи, позволяющий в упрощённой форме выразить дух времени. Красный цвет сквозным образом-символом проходит через все произведения.
Таким образом, примеры живописи наглядно показывают, что цветовые эпитеты, опираясь на традиции народного творчества, в каждую эпоху приобретают новые смыслы, наполняясь событиями своего времени.
Важным обстоятельством нам представляется сходство биографических фактов, определивших отношение писателей к войне.
Конец XIX – XX вв. ознаменован тремя крупными военными кампаниями, в которые была втянута Российская империя: Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг., в которой Россия выступила на стороне Балканских славянских стран; Русско-японская война 1904-1905 гг. и Первая мировая война 1914 года.
Кровавые события породили резкое неприятие военных событий со стороны населения, поражение в войне с Японией обострило внутренние противоречия. Расстрел мирной манифестации 1905 года, названной «Кровавым воскресеньем», привёл к «революционному взрыву» [7].
События Гражданской войны 1920 – 1922 гг. продолжили кровавый период в истории России.
Таким был исторический контекст эпохи, в которой обозначился этап модернизма с поиском новых форм и средств выражения художественных образов.
Гаршин – весь сын своего времени…
В.Г. Короленко
«Никто не являлся таким истинным и глубоким выразителем духа нашего беспокойного времени», - писал С. Степняк-Кравчинский в предисловии к изданию рассказов В.М. Гаршина [Цит. по: (8: 3)].
Во время Русско-турецкой войны Гаршин не смог остаться в стороне от событий и, будучи студентом, в 1877 году вступил в Болховский полк. Боевое братство, утрата близких людей, ужасы войны – всё это впоследствии легло в основу его произведений. А вместе с этим пришло понимание, что «война есть общее горе, общее страдание» [Цит. по:(8: 13)].
Рассказ «Красный цветок», написанный в 1883 году, - это история «душевнобольного интеллигента», который «видит перед собой социальное зло в мировом масштабе»[Цит. по: (8: 20)]. Цветовые образы, всплывающие в воспалённом сознании, выражены четырьмя цветами. Представим их в виде кластера, передающего контекст произведения.
Читая рассказ, мы видим, как реалистическое описание сумасшедшего дома постепенно дорастает до символического обобщения. Банная комната, в которой стены выкрашены«тёмно-красною масляною краской», с «целой системой медных трубок» в больном сознании пациента ассоциируется с «адом», «инквизицией»[8].С этого момента красный цвет в любых проявлениях: на колпаке с красным крестом, в «обнажённой красной ссадине», «в широких красных полосах»- воспринимается им как опасность, вызывая ответную агрессию. Момент, когда солдат грубо содрал у больного на затылке «мушку с верхним слоем кожи», кажется ему отрубанием головы. Но главным символом мирового зла для душевнобольного становится «яркий красный цветок» на клумбе, мерцающий, как «два красных уголька».
Художественное пространство рассказа дополнено ещё тремя цветами: белым, жёлтым и чёрным. «Белое здание больницы», «белая стена мертвецкой», «белый, вязанный из бумаги колпак», «звёзды на чёрном небе» «большая, крупная и редкая, желтая с красными крапинками далия» дополняют картину мира, заполненную красным цветом «мирового зла» и насилия над человеком.
По свидетельству биографов Л.Н. Андреева, «непосредственной причиной создания «Красного смеха» стали события русско-японской войны, начавшейся в январе 1904 года» [9: 110]. К этому периоду писатель сложился как мастер символизма, а «эмоциональное воздействие символико-мифологического хронотопа» в его произведениях соответствует принципам экспрессионизма [9: 118].
Повествование представляет собой «поток сознания» человека, вернувшегося с фронта калекой. Физическое состояние (он лишился обеих ног) отступает перед картинами ужаса, которые рождает его воспалённый мозг. Образ «красного смеха», вобравший в себя весь мрак страданий и смерти, появился у героя ещё на фронте и не отпускал его в мирной жизни.
Нельзя не заметить, что цвет для Л.Н. Андреева является средством создания художественных образов и атмосферы,«об этом свидетельствует чрезвычайно важная роль контрастных светоцветовых деталей пейзажа, интерьера, портрета» [9: 118]. В «цветовом мире» произведения сразу ощущается контраст: Дом («клочок голубых обоев», «лампа с зелёным колпаком») и Красный смех – им окрашены «обожжённые затылки», «голова лошади с красными безумными глазами», «кожа на теле», лица, из которых «лила кровь»; «всё кругом», «небо», «солнце».
Красный цвет, при этом, остаётся доминирующим. Выразим это при помощи кластера.
Белый цвет («добела раскалённые штыки», «белое тело», «белое, как свет лицо гонца») контрастирует с красным, как «жизнь» и «смерть».
Жёлтый («желтоватый налёт, как в копчёном мясе (о мёртвом)», «лежал на спине, жёлтый, остроносый», «закат был жёлтый, холодный», «лица в этом зловещем свете были желты, как лица мертвецов») ассоциируется с миром мёртвых. Казалось бы, жёлтый цвет заключает в себе значения «тёплый», «светящийся», но в одном ряду с эпитетом «холодный» он тоже приобретает значение смерти. Всё это происходит на фоне «огромных чёрных окон», «чёрного неба с <…> огнистыми полосами», «чёрных, ничем не освещённых <…> туч», «земля под ним <…> черна».
«Отвечая на упрёки и недоумение критиков, Андреев вынужден был объяснять, что в его планы входило изображение не конкретных «фактов войны», а их восприятие человеком XX века» [9: 111].
Рассказ М.А. Булгакова создан в 1922 году, и, хотя в нём нет точного исторического указания на события, мы понимаем, что в нём речь идёт о Гражданской войне.
Для героя-рассказчика, соприкоснувшегося с ужасами братоубийственной войны, всё кажется «странным маскарадом». Мы вновь наблюдаем противопоставление двух миров: Дома и ада разрушения и смерти. Дом для героя – это «пианино с партитурой «Фауста», «старенькая мебель красного плюша», «уютное кресло с треснувшей ножкой». Мы ясно ощущаем жизнь нескольких поколений, создававших тепло и уют жилища.
Центральным образом в рассказе становится «красная корона», что отразилось в названии произведения: «Уехал в серенькой фуражке, вернулся в красной». Красный цвет доминирует в цветовой гамме рассказа.
Представим это в виде кластера.
Картину ужаса дополняет «жёлтая громада в семь этажей», резкий контраст белого и чёрного: исчезающие из глаз «белые буквы», «мутные клубы белой пыли», «белое здание» на фоне «чёрных клубов», «чёрного щита». Между ними – промежуточный серый цвет. «Сумерки, - по признанию героя, - страшное и значительное время суток.
_______________________________________________________________
Проанализировав три произведения русской литературы на стыке XIX – XX веков, отметим сходство в отборе художественных методов и образов.
Н.Н. Третьяков в книге «Образ в искусстве» дал негативную оценку современного искусства авангарда и постмодернизма, определив его как «бунт против природы, против мира как творения Божьего». При этом автор указывает на определяющие признаки авангардизма: «разрыв», «замкнутый круг условных знаков». [11:13] Данное определение Н.Н. Третьякова вполне можно отнести и к эпохе модернизма на рубеже XIX–XX веков. Чтобы «расшифровать» новый язык искусства, нужно учитывать культурный и исторический контекст эпохи.
Составим смысловое наполнение в переходный период и восприятие этих же цветов нашими современниками.
В качестве респондентов выберем четыре возрастные категории: младший, средний и старший школьный возраст; взрослую группу.
Результаты исследования показывают, что для детей 8 – 9 лет, не имеющих, казалось бы, негативного жизненного опыта, красный цвет вызывает ассоциации с «паникой», «агрессией», «войной», «огнём», «опасностью». Доминантой является ассоциация с кровью. У детей 12 – 13 лет агрессивность красного снижена до одного уровня нейтрального отношения.
При высоком негативном показателе старшеклассников в значении «красный» добавляются такие понятия, как «любовь», «страсть», «жертва». У взрослых респондентов (40+) снижен уровень отрицательного восприятия, но этот цвет уже ассоциируется с личностными качествами: «вниманием», «самоуверенностью», «агонией».
Кровь для всех возрастных категорий является основным образом красного.
Согласно исследованиям, чёрный цвет не вызывает позитивных чувств у респондентов, смыслы ассоциаций связаны с депрессивным состоянием, страхом, войной, смертью. Можно сделать вывод, что эти два цвета в искусстве эпохи модернизма в целом отражают реальные образы, составляющие внутренний мир человека.
А вот с жёлтым и белым цветом дело обстоит иначе: жёлтый цвет у всех возрастных категорий вызывает только позитивное восприятие, символизирующее «жизнь», «тепло», «счастье» и т.д. (сравним с символом смерти в произведениях модернистов); белый – преимущественно жизнеутверждающий (в отличие от цвета больницы, воспалённого сознания, бесцветного мира).
Исследовав литературный материал конца XIX–начала XX вв., мы убедились в том, что ответы на поставленные вопросы можно получить лишь тогда, когда предмет исследования рассматривается как культурологическое явление определённой исторической эпохи. Такой подход позволил нам сделать следующие выводы:
Данное исследование поможет всем интересующимся искусством русского модернизма глубже представить литературный процесс этой эпохи.
Литература
Приложение I.
Результаты опроса респондентов по теме «Ассоциативное восприятие цвета»
Младший школьный возраст (2 Б кл.)
Красный | Жёлтый | Чёрный | Белый | ||
кровь (6) | солнце (10) | уголь | лист (2) | ||
огонь | пчела | камень | салфетка | ||
яблоко | банан (2) | лак | картон | ||
опасность | карандаш | мышь | кран | ||
закат (2) | подсолнух | куртка | облако (3) | ||
роза | лимон | кот | пёс | ||
злость (3) | песок | очки | спокойствие (2) | ||
война | радость | мрак (3) | небо | ||
любовь (2) | веселье | плохое настроение | хорошее настроение | ||
сердце | грусть | сахар | |||
агрессия | зло | красота | |||
паника | тьма | добро | |||
снег |
Средний школьный возраст (6 класс)
Красный | Жёлтый | Чёрный | Белый | ||
рубины | янтарь | безысходность | мир | ||
мужество | тепло | ужас | туман | ||
закат (2) | солнце (5) | страх (2) | спокойствие | ||
мороз | лето | ночь (3) | пустота | ||
мама | семья | космос | зима | ||
красота | веселье | злость (2) | одиночество | ||
опасность (2) | счастье | таинственность | милый | ||
бешенство | богатство | ад | Ангел-спаситель | ||
сердце | радость | пиджак | холод | ||
кровь (5) | оптимизм | чернила | чистота души | ||
любовь | надежда | тьма (2) | рай | ||
драгоценность | жизнь | камень | Бог | ||
цветок | свет | земля | облако (4) | ||
ручка | подсолнух | небо | чистота | ||
птица | блеск (2) | ||||
осень | снег | ||||
листва | лист (2) | ||||
песок |
Старший школьный возраст (10 А кл.)
Красный | Жёлтый | Чёрный | Белый | ||
пламя (2) | хитрость | поэзия | звёзды | ||
кровь(10) | ананас | униформа (2) | снег(8) | ||
опасность(5) | цыплёнок | ночь(6) | моряки | ||
закат | солнце (11) | похороны(8) | больница | ||
любовь(3) | светло | темнота(2) | спокойствие | ||
огонь(5) | радость | неудача | тишина | ||
флаг(2) | тепло | кошка(3) | Чистота(4) | ||
жертва | успех | бездна | Свобода(4) | ||
страсть(4) | ручка | война(2) | врач | ||
Звезда(2) | земля | зима(4) | |||
доброта | шины | туман | |||
открытость | бесконечность | богатство | |||
золото | элегантность | Облака(3) | |||
банан | пустота | ||||
осень(4) |
Старшее поколение (40 +)
Красный: | Жёлтый | Чёрный | Белый | |
флаг | песок | бандиты | проигрыш | |
внимание (2) | тревога (2) | неизвестность | чистота (6) | |
агрессия (2) | солнце (4) | темнота (2) | нежность | |
опасность | одуванчики | тоска | открытость | |
кровь (2) | подсолнух (2) | контраст | безупречность | |
Победа (2) | нежность | благородство | верность | |
праздник | радость | грусть (3) | надежда | |
самоуверенность | осень | тучи | снег | |
страсть | весна | мрак | молоко | |
агония | тепло | траур | праздник | |
огонь | жизнь | строгость (2) | ||
пламя | оптимизм | ночь | ||
бык | безысходность |
Швейня
3 загадки Солнечной системы
Машенька - ветреные косы
Новый снимок Юпитера
Смекалка против Змея-Горыныча