Каждый дорожит своей малой родиной и считает, что нет на свете ее прекраснее. Знать любить и беречь свой край, это наша прямая обязанность, которую унаследовали мы от наших предков. В истории еще очень много белых пятен, и нельзя допустить, что бы они так и остались неизученными, или покрылись тенью «Псевдоистории». Прогуливаясь в детстве по тропинкам и лесам деревни Станище, даже не предполагала , что у нее такое богатое прошлое.
Вложение | Размер |
---|---|
Мой край. Деревня Станище Смоленской области. | 25.62 КБ |
МУНИЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Д.Е. КУДИНОВА
Исследовательская работа на конкурс «Мой край»
«Деревня Станище Смоленской области Вяземского района. Легенды и правда»
Работу выполнила:
Обучающаяся 9 класса А
МБОУ СОШ №10
Меркушева Софья
Руководитель:
Меркушева Наталья Ивановна
Вязьма 2023
1. Введение
Купола разбиты, окон нет,
Навсегда огни свечей померкли,
Не горит лампадок дивный свет.
В древни-стары годы в ней венчались,
И детей крестили; от беды
У икон молились; причащались
И несли домой святой воды.
Всё теперь сгнило и обветшало,
Неф, алтарь бурьяном заросли,
Ни путей и ни дорог не стало:
Чудные иконы не спасли.
Но витает Божий дух незримо
Среди стен, расколотых в огне,
Он взывает к нам, идущим мимо:
«Я люблю вас, приидите ко Мне!»
Так же фрески с ликами святыми,
Злобною распятые рукой,
Вновь явились яркими, живыми
И зовут, зовут нас за собой…
Мы склонили головы понуро,
Помоги нам, Иисус Христос,
Чтобы совесть в сердце не уснула,
Путь к Тебе бурьяном не зарос.
Васильев В.Д.
Каждый дорожит своей малой родиной и считает, что нет на свете ее прекраснее. Знать любить и беречь свой край, это наша прямая обязанность, которую унаследовали мы от наших предков. В истории еще очень много белых пятен, нельзя допустить, что бы они так и остались неизученными, или покрылись тенью «Псевдоистории». Прогуливаясь в детстве по тропинкам и лесам деревни Станище, даже не предполагала , что у нее такое богатое прошлое. Хорошо, что еще живы жители этого населенного пункта в Вяземском районе, которые могут рассказать легенды, правду об этой деревушке. Что же в ней такого необычного? Вот это и предстоит узнать
ЦЕЛЬ: привлечь внимание к красоте нашего края, рассказать об его истории
ЗАДАЧИ
Изучение литературы по данной теме, интернет ресурсов
Общение с местными жителями
Сделать фотографии и составить презентацию
АКТУАЛЬНОСТЬ: В наше непростое время, когда забываются истинные ценности, знать и изучать свой край просто необходимо. В Смоленской области расположены существенные и значимые для всей страны объекты, живут и жили прекрасные люди, которыми мы гордимся . Работая над исследованием нашего края, я узнала много из истории моей родины ещё раз убедилась как прекрасен и разнообразен мир вокруг меня.
Методы исследования: Сбор и анализ материалов библиотеки , работа с периодической печатью, книгами, фотоматериалами, опрос коренных жителей и старожилов
Объект исследования: История развития и достопримечательности Смоленской области Вяземского района.
Предмет исследования: значимые природные ,культурные, исторические объекты на исследуемой территории.
В данной работе даётся краткое описание исследуемых объектов, так как чтобы изучить всё более подробно и углубленно, необходимо потратить больше времени и приложить больше усилий. Работа рассчитана на привлечение внимания к смоленской области, к Вяземскому району для дальнейшего его изучения.
Исследование проводилось на территории Смоленской области, Вяземского района, села Станище.
2.Основная часть.
1.2.Краткая история деревни Станище
Деревня Станище находится в двадцати трех километров к западу от Вязьмы. Недалеко от старой смоленской дороги на живописных берегах реки Осьмы. По состоянию на сегодняшний день ее численность составляет двадцать человек. Свое название она получила потому, что в ее окрестностях находились станы или стоянки польских войск. И действительно, в семнадцатом веке именно здесь проходила русско-польская граница. Первое известное на данный момент упоминание Станище относится к 1646 году, когда деревня располагалась на территории Дорогобужского уезда и находилась на тот период в составе Речи Посполитой - польско-литовского государства, захватившего в период Смуты основную часть Смоленского края. Станище входило в имение казацкого ротмистра Александра Адамова. Польский король дал разрешение Адамову продать свое имение шляхтичу Яну Хрестовскому. Кроме Станища в это имение входили Лужки, Максимово, Филипинки, Староселье . в 1647 году Александр Адамов продал свои деревни Яну Христовскому за 920 рублей.
Позднее Станище было куплено у Христовского шляхтичем Казимиром Дукштой. Его вдова Акинфья второй раз вышла замуж за Владимира Куроша и мужнино имение в качестве приданного перешло к Курошу по грамоте царя Алексея Михайловича 1661 года. В переписных книгах 1668 года деревня Станище числится за Владимиром Курошем. В ней было 8 дворов крестьянских, 2 бобыльских, 2 двора пустых, пашни - 6 жеребьев.
В 1716 г. деревня Станище числилась за полковником Дмитрием Каховским. Вскоре деревня перешла в поместье Арсеньевых, в частности, Якова Никитича Арсеньева – отставного полковника, наследника обширных имений в Дорогобужском, Вяземском, Медынском уездах. К 1762 году он разделил свои дорогобужские поместья между сыновьями. Станище оказалось во владении полковника Венедикта Яковлевича Арсеньева (22), который родился в 1720 году и имел жену Анна Степановну (урожденная Нечуй-Каховская, род. в 1724 г.) (23). В поместье Венедикта Арсеньева, по данным третьей ревизии (1762 г.), было сельцо Какушкино с деревнями и 504 души крестьян мужского пола.
К 1776-1779 гг. деревня Станище оказалась в поместье брата В.Я. Арсеньева – ротмистра Евграфа Яковлевича Арсеньева (род. 1734 г.) .
На рубеже XVIII-XIX веков имением владела майорша П.В. (урожденная Арсеньева 1750-1805 гг.), в середине ХIХ века – штаб-ротмистр П.П. Шагаров .
Павел Платонович Шагаров – один из самых уважаемых вяземских дворян. В 1840 году П.П. Шагаров был депутатом Смоленского губернского дворянского собрания от дворянства Вяземского уезда . О его авторитете говорит тот факт, что при выборах в комиссию «для рассмотрения отчетов в употреблении сумм дворянской кассы, а равно и земских повинностей» он получил 25 голосов из 27 (16). В 1856-1858 гг. Павел Платонович был Вяземским уездным предводителем дворянства.
Можно предположить, что Павел Платонович Шагаров был рачительным хозяином и добрым христианином. В 1862 году он построил в селе Лужки новый каменный храм , а в 1870 году был избран председателем приходского попечительства при церкви села Лужки Вяземского уезда . Вероятно, и похоронен Павел Платонович был возле Лужковской церкви.
В 1883 году на 7-й трехлетний срок был выбран церковным старостой крестьянин Матвей Иоакимович Солнцев .
В 1897 году церковной земли было 36 десятин, из них: под пашнями – 16 десятин, сенокосов – 11 десятин, лесом поросло – 5 десятин, под неудобной болотной – 4 десятин. Церковного капитала имелось 400 рублей.
Священнослужителями в 1897 году были: священник Михаил Михеевич Александровский, сын дьячка, окончил курс семинарии по 1 разряду. В 1850-х годах в это село перемещен из села Сосници Гжатского уезда (8). Священник Иоанн Гаврилович Соколов, 1873 года рождения, священник с 1897 года, жалованье получал 108 рублей; диакон Василий Федорович Чаусов, 1872 года рождения, из духовной семинарии, в сане диакона с 1893 года; исполняющий должность псаломщика Онисим Александрович Ольховский, 1860 года рождения, из духовного училища, в должности с 1894 года, жалованье получал 36 рублей .
В начале ХХ века имением Станище в 400 десятин земли владела помещица Елена Федоровна Дейт .
В 1904 году в селе было 3 двора по числу трех членов причта: священник, диакон и псаломщика. В них жило 5 мужчин и 5 женщин. В селе проходили базар 22 мая и 1 июня и Владимирская ярмарка 26 августа (ст.ст.). В Станище имелась водяная мельница и церковноприходская школа . В 1892 году была открыта школа грамоты, когда она была преобразована церковноприходскую школу, неизвестно. В школе грамоты заведующим и законоучителем был священник Иоанн Чамов, учителем Иван Николаев, учащихся 23 человека.
При селе находилась владельческая усадьба, в ней было 3 дома, в которых проживало 1 мужчина и 1 женщина. В помещичий усадьбе находился липовый парк, в нем недалеко от церкви около дорожки к ручью стояла каменная статуя плачущей девушки с чашей, в эту чашу бросали деньги для церкви. За рекой Осьма расположилась деревня Станище, в ней было 38 дворов, в которых проживало 86 мужчин и 101 женщина.
В 1920 году при имении помещицы Дейт в Станищи был организован совхоз «Станище».
В 1932 году с храма были сняты купола и колокола, разрушена верхняя часть колокольни, над ней была сделана крыша, как и в храме. После чего в церкви была открыта школа в три класса: 5, 6, 7. Школа просуществовало до 1973 года . В годы Великой Отечественной Войны деревня была оккупирована немцами. Местный жители рассказывали, как один из их односельчан (имя мне неизвестно) оказался предателем. Однажды нашли его повешенным прямо на двери Храма. То ли сам повесился, то ли местные помогли. Но, им верится , что не обошлось без промысла Божьего.
2.2 Легенды и правда деревни Станище
Не обошла Станище война с французами 1812 года. Из воспоминаний местной жителницы Гуковой Татьяны Прокопьевны « В 2-х верстах от села был так называемый Протасов мост через реку Осьму, где был дан бой французам. Они были задержаны, а жители Вязьмы смогли покинуть город. А в в 1912 году во время празднования 100-летия победы в Отечественной войне был Крестный ход, и икону Божией Матери Смоленскую (Одигитрию) заносили на службу в храм в Станище... Кстати был тогда такой случай в моей семье: моя прапрабабушка собралась идти на Крестный ход, а ее муж, мой прапрадед, так как не верил в Бога, не пускал ее и запер дома, сказав: "что ты пойдешь какой то "доске" кланяться"(про Одигитрию). Но бабушка все-таки сумела уйти, а когда вернулась - увидела, что ее мужа парализовало. Вот и думайте - связано это как то с наказанием Божьим, или простое совпадение... Знаю еще, что в церкви в Семлево, что в восьми километрах от Станища, ночевал Наполеон... Так вот, так как Станище находится прям на Старой Смоленской дороге, то многие проезжающие могли там останавливаться на ночлег, отдых и др .»
Есть одна легенда связанная с кладом спрятанном поблизости от Станище. Считается, что его закопали еще при царе Федоре Ивановиче. Опись клада хранилась у церковной старосты. Его спрятали в двух верстах от прихода Станище. Там по центру болота расположен курган состоящий из извести и песка. По предположениям клад находится именно там. При раскопках были найдены останки людей и доски дуба. Скорее всего там находился населенный пункт. В описи указано, что возле этого села и были закопаны бочки с серебром и золотом, церковная утварь. На сегодняшний день в окрестностях Станище сохранились десятки курганов . Могильник ХI – ХIII веков – у юго-восточной окраины левобережной части деревни, склон левого берега реки Осьма (левый приток реки Днепр), 150 – 200 метров от русла. Сохранились три насыпи округлой в плане формы, высотой 0,8 – 1,8 метра, диаметром 10 – 18 метров, располагающиеся на высоте 8 – 14 метров над рекой. Курганы находятся на значительном расстоянии друг от друга: два и з них – в 40 метрах, третий – в 800 метрах от этих двух курганов. Исследованы (Е.Н.Клетнова, 1915) пять курганов, содержавших трупоположения на древнем горизонте с западной (с отклонениями) ориентировкой. В мужских погребениях найдены железный нож и стержень, бронзовые поясная пряжка и орнаментированные накладки, гончарные горшки, в женских – серебряные браслетообразные височные кольца, пластинчатые орнаментированные браслеты, монетовидные привески, бусы.
3.2.Церковь Владимирской иконы Божьей Матери
В 1785 году помещик Венедикт Яковлевич Арсеньев в сельце Станище устроил домовую, стоящую отдельно каменную церковь в честь иконы Владимирской Божьей Матери. Она была приписана к селу Беломир.
В 1808 году образовался самостоятельный Станищенский приход, домовая церковь обращена в приходской храм. Сельцо Станищи стало называться селом Владимирским по названию церкви
В 1859 году в селе было 6 дворов, в них проживало 17 мужчин и 19 женщин.
В 1871 году на украшение своего храма прихожане пожертвовали 155 рублей.
В 1873 году к храму был пристроен теплый каменный придел в честь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии. На средства церковного старосты крестьянина Матвея Солнцева , при содействии местного священника Иоанна Чамова.
В народе церковь называют Богородицкой, по той причине, что в ней два престола посвящены иконам Пресвятой Богородицы.
Храм состоял из невысокого здания в стиле позднего барокко в плане крестообразное, вытянутое с запада на восток. Притвор, соединяющий храм с колокольней, и с юга – западный придел – более низкие. Наличники крупных окон имеют барочные уши и сережки. Ленточные рамки над проемами имитируют окна второго света. Дверь северной стороны храма с высоким крыльцом, спуск с трех сторон, над дверями двухскатный кованый навес. Все углы подчеркнуты пилястрами, карниз над ними раскрепован. На юго-западном приделе пилястры помещены не только на углах, но и в простенках между арочными окнами. Верхние ярусы колокольни утрачены, так же, как и завершение над храмом . Внутри храма полы и потолок деревянные.
Вот воспоминания одной местной жительницы:
«Я, Исправникова Вера Васильевна, родилась в 1930 году. А церковь разрушили в 1930-х годах, когда точно не помню. Мне было лет 5, когда мы с мамой пошли в церковь. Была зима, Крещение. К службе звонили колокола. Один был очень большой, остальные маленькие. Церковь делилась на два придела: зимний и летний. В летнюю церковь был главный вход, по ступеням. Алтарь был небольшой, как заходишь с левой стороны. Вход в зимнюю церковь был с другой стороны, она располагалась там, где сохранились фрески.
Колокольня была надстроенной, деревянной. Когда церковь разрушали, сбросили колокола и подожгли ее. Все иконы выносили и сжигали напротив церкви, под черемухой. Никому не разрешали взять даже маленькую икону, все бросалось в костер. Купола так же сбрасывали.
Убранство церкви было очень богатым. Я запомнила то, что все сверкало от свечей. Много было икон с золотым окладом. Был красивый дубовый пол, положенный как паркет «елочкой». На окнах были кованые решетки. На потолке были фрески, точно помню образ Николая Угодника. Цвет церкви точно не помню, вроде серый был или желтый. Очень красиво пел дьякон. Такого пения я больше нигде не слышала. Церковь была ограждена кирпичным забором, на входе в церковь возле ворот забора в лощине стояла часовня, у этой часовни стояла статуэтка Богоматери с протянутой рукой, у нее текли слезы, и каждый кто проходил, клал ей в руку монетку.
Местный почтальон рассказывал, что на Пасху около церкви устраивались гулянья, проводились кулачные бои. На Крещение на реке делали прорубь в виде креста.»
В настоящее время небольшим коллективом местного населения и Вяземской Епархией ведутся консервационные работы по храму. Состояние храма, конечно оставляет желать лучшего, крыша практически везде обвалилась, местами начинает размывать открытые участки стен. Чудесным образом сохранились фрески на стенах, датируемые примерно 1873 годом:
Из воспоминаний местной жительницы
Гуковой Татьяны Прокопьевны.
«Когда церкви уже не было. Нам казалось, что перед праздниками мы слышали пение. Станем вечером возле храма и слушаем, прямо отчетливо слышим и «Богородицы Дево...», и «Помилуй...» Может ветер шумел, но только уж отчетливо слышалось. Как - то на душе становилось тяжело, видно Святые стены напоминают нам, людям, о том грехе, который мы совершили.»
4.2 Родники Станище
Еще одна легенда утверждает, что поблизости в лесу расположен Святой ключ. На его месте неизвестный установил столбик, где размещена икона Святого Тихона. Местный жители передают из уст в уста сказание, что здесь когда-то была церковь, но она ушла под землю. Один из крестьян утверждал, что ему трижды снился сон, что именно там находятся мощи неизвестного ему Дмитрия целителя.
Действительно родников в Станище очень много. Можно весной наблюдать как десятки ручейков , выбиваясь из земли стремят к реке. Но, родник за деревенским кладбищем, где раньше находилась леревны Колошево – необычный. Вода в нем не замерзает никогда. И в любую погода всегда холодная.
Из воспоминаний местной жительницы
Гуковой Татьяны Прокопьевны. «… Когда я была маленькая, мама всегда ранней весной отправляла нас к роднику. Еще снег везде лежал в марте, а по берегам разлитой из родника водицы уже росла трава. Мы собирали ее для скота. Ох, водица какая там вкусная! Пьешь, пьешь, а напиться неможешь»
«…В годы Великой Отечественной Войны немцы ходили туда за водой. Говорили, что очень чистая и целебная.»
Сегодня родник зарос. А вода и правда, очень вкусная. Возможно и целебная, но это уже предстоит узнать в следующей исследовательской работе.
Из воспоминаний местного жителя Петрова Петра Кузьмича
«… Вода у нас в деревне очень чистая. Потому, что освящена самой Богородицей. Прокипятите ее и осадка не останется. Зайдите на кладбище , что за церковью, посмотрите сколько лет жили наши станищенские. Молодыми никто не помирал, потому, что воду чистую пьем»
Вывод.
Каждый живущий человек в России может испытать некоторую боль в сердце, узнав о том, какое культурное, духовное, нравственное, историческое наследие теряет российский народ, в виду исторических событий советского периода и неспокойных 90-х годов Сегодня деревня Станище почти заброшена. Туда летом приезжают только дачники. Церковь разрушена, но своей красоты не потеряла. Даже не имея окон, дверей, крыши, это прекрасный памятник архитектуры, а для верующих людей это ещё и напоминание о том, что душа наша пока ещё жива. Не убивайте в себе человека, любите друг друга, свой край. Россия будет жить лишь тогда, когда жива будет Вера!
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Отчего синичка развеселилась
Тигрёнок на подсолнухе
Кто грамотней?
Белый лист