Северное многоборье имеет экзотический вид состязаний, в котором спортсмены, соревнуются в пяти традиционных для малых народов Севера дисциплинах. Каждый из видов программы северного многоборья связан с традиционными промыслами коренного населения Севера и имеет собственную красивую легенду.На севере национальный спорт является фактором мира и доброжелательности он по истине несёт согласие между всеми народами. Традиционные виды спорта направлены не на рекорды и финансы, а на развитие выносливого, сильного и гармоничного человека. Совмещая традиции самобытной культуры и достижения современной цивилизации северное многоборье является визитной карточкой оригинального, неповторимого, эстетического мира народов севера и неотъемлемой частью наследия человеческой цивилизации требующей сохранения и развития.
В работе представлен материал: Специфика особенностей каждого вида дисциплин «Северного многоборья», сценарий урока, проведение урока - соревнования и исследования результатов среди учащихся 9 класса.
Вложение | Размер |
---|---|
severnoe_mnogobore.pptx | 2.07 МБ |
Слайд 1
«северное многоборье» (Урок – соревнование) Работу Выполнила : Ученица: 9 нано класса Бурякова Екатерина Руководитель: Сиваченко Светлана Анатольевна г. Новый Уренгой 2023 год Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя школа № 17» Проектная работа по теме:Слайд 2
Введение 1. Теоретическая часть История «Северного многоборья» Специфика особенностей каждого вида дисциплин «Северного многоборья». Эмпирические исследования среди учащихся в соревнованиях «Северного многоборья». 2. Практическая часть 2.1 Урок - соревнование 3. Вывод. Заключение 4 . Источники 5. Приложение № 1 Сценарий урока № 2 Приложение протоколы № 3 Грамоты № 4 Фотоотчёт № 5 Рефлексия по уроку
Слайд 3
Введение На уроке физической культуры учитель предложил для получения дополнительных оценок выполнить проектную работу. Было предложено несколько тем. У меня появилась проблема – какую тему выбрать? Проанализировав все «за» и «против» я остановила свой выбор на теме: Национальный вид спорта «Северное многоборье» потому, что для меня – этот вид спорта не знаком, а так как я живу и учусь на севере то обязана знать традиции малых народов Севера. Северное многоборье имеет экзотический вид состязаний, в котором спортсмены, соревнуются в пяти традиционных для малых народов Севера дисциплинах. Каждый из видов программы северного многоборья связан с традиционными промыслами коренного населения Севера и имеет собственную красивую легенду.
Слайд 4
Цель проекта: Узнать информацию о «Северном многоборье», ознакомить с полученным материалом одноклассников и провести с учителем физкультуры урок – соревнование в своём классе. Задачи , которые предстоит решить : Собрать сведения в Internet е и материалах СМИ о «Северном многоборье» проанализировать историю возникновения; Разработать и провести урок - соревнование в классе; Проанализировать полученные результаты выявить сильнейших среди юношей и девушек в классе; Сделать вывод; Оформить исследование, познакомить с ним одноклассников;
Слайд 5
Для работы над проектом, мне потребуются знания русского языка, информационных технологий, а также навыки публичных выступлений. Моя проектная работа адресована всем, кто пожелает приобщиться к интересному и увлекательному миру традиций малых народов Севера, кто любит спорт и ценит важность спортивных занятий .
Слайд 6
Разработка идеи проекта И, так, тема моей проектной работы урок - соревнование по физкультуре « Северное многоборье » Работа над проектом включает три этапа: 1. Поисковый. Я обозначаю проблему, ставлю цели и планирую задачи. 2 . Технологический. На данном этапе я придумаю свои упражнения, которые так или иначе будут отражать суть «Северного многоборья», проведу соревнование и получу результаты. 3. Заключительный. На этом этапе я должна буду проанализировать достигла ли я поставленную цель, решила ли задачи, насколько хорошо у меня получилось задуманное. Правильно спланировав работу и подобрав необходимые материалы я должна достигнуть свою цель .
Слайд 7
Чтобы ничего не упустить в работе, я составила опорную схему работы над проектом. Выполняя поэтапно свою работу, я смогу доступно изложить материал с максимальной пользой для тех, кто пожелает познакомиться с ним.
Слайд 8
История создания: Северное многоборье является одним из популярных видов спорта коренных народов Севера. Оно включает в себя пять дисциплин: метание топора на дальность, бег с палкой по пересечённой местности, тройной национальный прыжок, метание тынзяна на хорей и прыжок через нарты. Существует множество легенд о возникновении этих видов программ. Одна из легенд о тройном национальном прыжке повествует о том, как нашёл спасение от стаи волков охотник-тундровик. Собрав все силы, он прыгнул сразу двумя ногами на первый в речке камень, с него на второй, со второго на берег. Это позволило ему остаться в живых. Предание о появлении метания топора на дальность гласит, что оленевод, любуясь полетом стаи лебедей, начал искать вокруг предметы, которые смогли бы взлететь, как птица в небо. Тут ему подвернулся топорик. Тундровик вырезал его ручку под вид птичьего крыла и запустил в небо.
Слайд 9
Метание тынзяна на хорей связано с охотой северных народов на оленей. Тынзян - это аркан, с помощью которого пастухи отлавливают оленя. Метание тынзяна на точность - экзамен на аттестат зрелости для оленевода. На соревнованиях его набрасывают на хорей - длинный шест, которым погоняют оленей. Возникновение бега с палкой, как одной из дисциплин северного многоборья, связано с образом жизни народов Севера. Палка служит помощницей тундровику при переходе болот и оврагов. Многоборцы, как и тундровики, бегут не по ровной дорожке стадиона, а по пересечённой местности, где палка помогает им преодолевать естественные препятствия дистанции. Прыжки через нарты с незапамятных времен были забавой оленеводов. На празднике Дня оленя, который по традиции проводится в тундре в начале августа, оленеводы соревнуются в прыжках через сани. Спортсмены многоборцы прыгают через стилизованные нарты высотой 50 см, поставленные по 10 штук в ряд.
Слайд 10
Метание топора на дальность относится к одному из сложных соревновательных упражнений северного многоборья, которое требует специальной организации места для проведения в связи с соблюдением техники безопасности. В связи с этим предъявляются особые требования к площадке, где производится метание топора. Она должна быть ровной, хорошо обозреваемой во все стороны (открытое поле). Площадка состоит: из сектора для разбега - 20 м от начала разбега до линии запуска топора, коридора приземления топора шириной 50 м, который должен быть размечен метражными линиями через каждые 10 метров, по краям коридора устанавливаются метражные планшеты. Основной спортивный снаряд - топорик. Форма топорика и топорища произвольные. Топорик состоит из 2-х частей: металлическая часть сам топорик и рукоятка. Металлическая часть топорика состоит из лезвия и обуха. Способы метания топора: для удобства технику метания топора делят на три основные фазы: разбег, во время которого происходит увеличение скорости метателя со снарядом; обгон снаряда, когда нижние звенья тела обгоняют верхние и снаряд; финальное усилие, когда метатель ускоряет движение руки со снарядом до начальной скорости вылета. Метание топора на дальность .
Слайд 11
Самое загадочное название – метание тынзея на хорей. Тынзеем в тундре называют аркан, а хорей – палка, которой погоняют оленей. Метание тызея на хорей – тест на профпригодность для тамошних оленеводов и абсолютно практическая дисциплина. Характеристика инвентаря: сечение готового аркана 5 мм. В переднем конце аркан имеет костяшку-сармик с двумя отверстиями - малым и большим, через которые просунут сам тынзян и этим образовывается петля. Тынзян должен быть изготовлен из кожи оленя. Длина тынзяна не ограничена. Хорей - деревянная палка высотой - 3 м, диаметром 3-5 см. Характеристика метания аркана-тынзяна на хорей, его прикладное значение. Особенности площадки, на которой проводится метание аркана-тынзяна на хорей. Выбор точки по кругу, откуда производится метание. Влияние направления ветра на полет и раскрытие петли аркана-тынзяна. Метание аркана-тынзяна на хорей состоит из техники его сбора и броска на хорей. Технику метания аркана-тынзяна на хорей можно разделить на следующие фазы: держание собранного аркана-тынзяна в одной руке, а свободного его конца в другой; положение метателя перед броском; разгон 3-5 шагов; бросок, выпуск аркана-тынзяна. Бросок и финальное усилие: одновременное отталкивание сзади стоящей ноги и бросковое движение руки с собранным арканом-тынзяном создает поворот туловища, выпад вперед опорной ноги; выпуская аркан-тынзян вперед вверх, руки остаются в выпрямленном положении . Метание тынзяна на хорей.
Слайд 12
Название тройной прыжок полностью объясняет суть соревнования: кто продвинется дальше, тот и чемпион. Единственный нюанс – отталкиваться нужно двумя ногами. Тройной прыжок состоит из разбега, трех прыжков, выполняемых без остановок, отталкиванием одновременно двумя ногами, последнее приземление осуществляется на обе ноги. Тройной национальный прыжок с одновременным отталкиванием двумя ногами зависит от исходного положения прыгуна перед разбегом, длиной разбега, от развития двигательных способностей и скоростных качеств прыгуна, от движения рук и их эффективности, от движения отдельных частей тела в момент отталкивания и в фазе полета. • Место первоначального отталкивания: доска (длина-120-130 см, ширина-20-25 см,толщина-4-5 см) вкапывается в землю перпендикулярно линии разбега, чтобы она была вровень с поверхностью земли, посыпается песок с одного края доски или накладывается планка для определения заступа; • Зона прыжков и приземления: длина-15-20 м, ширина коридора-2 м Тройной национальный прыжок с отталкиванием двумя ногами.
Слайд 13
Прыжки через нарты. Нарты – сани. Их в условиях соревнований имитируют деревянные барьеры высотой 50 см. Они ставятся по 10 вряд. Побеждает тот, кто перепрыгивает быстрее. В Книге рекордов Гинесса значится достижение некоего Александра Тасьманова, который перепрыгнул через нарты 820 раз.Основным инвентарем в данном виде являются макеты нарт. Макеты изготавливаются из брусков 2,5-5 см. Макеты спортивных нарт - малые нарты: высота и ширина вверху по 30см., ширина в основании 50 см. - средние нарты: высота и ширина вверху по 40см., ширина в основании 60 см. - большие нарты: высота и ширина вверху по 50см., ширина в основании 70 см. Нарты располагаются на ровной местности в ряд на расстоянии 50 см друг от друга для детей и юношей до 15 лет и на расстоянии 55 см для старших юношей и взрослых. Для тренировок и соревнований расставляют 10 нарт. Прыжок нужно выполнять с места с одновременным отталкиванием двух ног через нарты. Ноги при переноси через нарты должны сгибаться только прямо перед собой. Важные моменты: Исходное положение прыжков через нарты. Предварительное движение рук и туловища перед отталкиванием. Отталкивание. Техника отталкивания. Подтягивание ног и положение рук. Приземление. Повторные отталкивания и движения рук. Движения во время последующих отталкиваний, положение в полете, приземление. Техника приземления и полета в «висячем» положении. Особенности прыжков через нарты на продолжительность.
Слайд 14
Бег с палкой по пересеченной местности. Дисциплина бег с палкой – это, как ни странно, обычный бег с палкой, но уже не с хореем. Соревнования проходят в пересеченной местности и «инвентарь» используется для преодоления естественных препятствии, как делали из поколения в поколения ямальские охотники. Дистанция, по которой проводятся соревнования, прокладывается по лесным тропинкам, грунтовым дорогам в тундре, а на отдельных участках должны быть естественные препятствия в виде канав, ручейков, ям и т.д., при преодолении которых спортсмен мог бы использовать палку. Желательно, чтобы дистанция была проложена по замкнутому маршруту со стартом и финишем в одном месте, на одной площадке. Соревнования можно проводить по разомкнутому маршруту, но в данном случае старт и финиш располагаются на разных местах, что вызывает определенные трудности в работе судейской коллегии. Во время бега необходимо следить за тем, чтобы движения были экономны и свободны и выполнялись в ритмичном темпе. Этому способствует ритмичность дыхания. При небольшой скорости бега один дыхательный цикл выполняется на 6 шагов, а при увеличении скорости на 4 шага. Дышать следует через рот, акцентируя выдох, а не вдох. Тогда поступающий в легкие богатый кислородом дыхательный воздух смешивается с меньшим количеством остаточного и резервного воздуха, в котором содержание кислорода значительно ниже, а содержание углекислого газа выше, чем в атмосферном воздухе
Слайд 15
Приложение 1 До проведения урока ребята ознакомились с проектом и планом соревнований через ZOOM Техника безопасности При выполнении упражнений многоборья следует соблюдать определенные правила безопасности: 1. Перед началом состязаний провести разминку; 2. Участвовать строго в спортивной форме; 3.Допускаются к участию 1группа здоровья; 4.Быть предельно осторожным при выполнении бега и прыжков и метаний : не производить произвольных бросков, обратно катить мяч по полу, не пересекать зону прыжков, бега и метаний. Соблюдать дисциплину, быть дружелюбным, помочь , поддержать одноклассников у кого не всё получается.
Слайд 16
Сценарий урока – соревнования «Северное многоборье » Цель: Формировать интерес к культуре северных народов через знакомство с национальным видом спорта «Северное многоборье». Задачи: Ознакомить с историей национального вида спорта «Северное многоборье»; Провести инструктаж по технике безопасности при выполнении конкурсных заданий; Провести конкурсы и выявить победителей; Вступительное слово учителя: На севере национальный спорт является фактором мира и доброжелательности он по истине несёт согласие между всеми народами. Традиционные виды спорта направлены не на рекорды и финансы, а на развитие выносливого, сильного и гармоничного человека. Совмещая традиции самобытной культуры и достижения современной цивилизации северное многоборье является визитной карточкой оригинального, неповторимого, эстетического мира народов севера и неотъемлемой частью наследия человеческой цивилизации требующей сохранения и развития. Сегодня мы окунёмся в мир народов севера и проведём соревнование по пяти традиционным видам «Северного многоборья» выявим победителей среди мальчиков и девочек в классе.
Слайд 17
Просмотр видеофильма Инструктаж ТБ Разминка: Участие в конкурсах; Бег с палкой; Тройной национальный прыжок с отталкиванием двумя ногами; Метание набивного мяча 1 кг с разбега одной рукой; Метание длинной верёвки с привязанным утяжелением в цель. Прыжки через гимнастические скамейки; Общее построение, подведение итогов; Рефлексия; Организованный выход удьи ребята освобождённые по состоянию здоровья от уроков физической культуры. Просмотр видеофильма Инструктаж ТБ Разминка: Участие в конкурсах; Бег с палкой; Тройной национальный прыжок с отталкиванием двумя ногами; Метание набивного мяча 1 кг с разбега одной рукой; Метание длинной верёвки с привязанным утяжелением в цель. Прыжки через гимнастические скамейки; Общее построение, подведение итогов; Рефлексия; Организованный выход из зала; Судьи ребята освобождённые по состоянию здоровья от уроков физической культуры.
Слайд 18
Приложение Личная карточка участника Ф.И Бег с палкой 500м( t Тройной прыжок (м) Метание н/м (м) Метание колец в цель (очки) Прыжки через скамейки (кол-во) Карабчиков Тимофей
Слайд 19
Сводный протокол по классу Юноши №п/п Ф.И Бег с палкой 500м( t Тройной прыжок (м) Метание н/м (м) Метание колец в цель (очки) Прыжки через скамейки (кол-во) Итог Место Рез - т Место Рез - т Место Рез - т Место Рез - т Место Рез - т Место 1 Дементьев Давид 04,03 7 6,66 6 9,48 11 30 7 55 7 38 VIII 2 Довганюк Никита 05,00 13 4,40 12 10,60 10 0 11 20 13 59 XII 3 Казимов Шакир 03,55 4 6,80 5 8,70 13 180 1 56 6 29 V 4 Карабчиков Тимофей 04,45 12 4,30 13 9,00 12 0 12 22 12 61 XIII 5 Касумов Ахмед 03,50 2 5,50 10 14,80 5 40 8 46 9 34 VII 6 Кашапов Тимур 04,24 8 7,22 4 17,80 3 40 9 60 3 27 IV 7 Крашанинин Кирилл 04,30 10 4,55 11 13,70 7 100 4 50 8 40 IX 8 Кушнарев Алексей 03,68 5 7,70 1 16,30 4 120 3 68 2 15 II 9 Лиматулаев Камиль 03,50 3 7,50 3 18,40 2 80 5 58 5 18 III 10 Сабанов Павел 04,02 6 6,20 7 14,00 6 60 6 60 4 29 VI 11 Сафронов Максим 03,42 1 7,63 2 20,12 1 160 2 80 1 7 I 12 Сипкин Архип 04,28 9 6,00 8 12,24 9 20 10 40 10 46 X 13 Чурсин Александр 04,38 11 5,80 9 13,00 8 0 13 30 11 52 XI Сводный протокол
Слайд 20
Девушки №п/п Ф.И Бег с палкой 500м ( t ) Тройной прыжок (см) Метание н/м (см) Метание колец в цель (очки) Прыжки через скамейки (кол-во) Итог Место Рез - т Место Рез - т Место Рез - т Место Рез - т Место Рез - т Место 1 Агафонова Татьяна 04,28 1 820 1 10,80 2 60 3 44 1 8 I 2 Демченко Виолетта 04,45 7 645 5 9,12 5 0 7 30 5 29 VI 3 Исмагилова Алсу 04,30 2 724 3 5.00 8 50 4 33 4 21 IV 4 Керимова Виолетта 04,34 4 674 4 10,04 3 120 1 42 2 14 II 5 Миллер Виктория 04,58 8 800 2 12,00 1 100 2 36 3 16 III 6 Поликарпова Дарья 04,31 3 510 7 5,00 9 0 8 20 7 34 VIII 7 Чернявская Виолетта 04,38 6 512 6 6,20 6 10 6 20 8 32 VII 8 Шумская Диана 04,35 5 480 8 9,30 4 20 5 30 6 28 V 9 Ягудина Лейсен 04,58 9 400 8 6,09 7 0 9 15 9 43 IX Сводный протокол по классу
Слайд 21
Приложение 2
Слайд 23
Вывод Моя работа завершена. У меня получилось отлично донести всю информацию до одноклассников и провести с учителем физической культуры насыщенный эмоциями, соревновательный урок. Победителями соревнований стали Сафронов Максим и Агафонова Татьяна, что меня несколько не удивило так как эти ребята серьёзно занимаются спортом и активно участвуют в различных спортивных мероприятиях за школу. В целом я очень довольна своей работой. Теперь можно с уверенностью сказать, что я и мои одноклассники знают, что такое «Северное многоборье» и могут рассказать о нём своим друзьям, а также привлечь их к активному досугу с использованием подобранных мной упражнений в соревновательном методе .
Слайд 24
Заключение Выполняя поэтапно все задачи, я продвигалась к достижению цели. На данный момент цель достигнута, задачи решены. Своей работой я очень довольна. У меня всё получилось. Я оцениваю свою работу положительно и очень довольна ей. Считаю, что моя работа оригинальна, познавательна и полезна, самое главное – она помогла воспитать во мне такие качества как целеустремленность, усидчивость, аккуратность, развить лидерские качества, помогла совершенствовать мои навыки и умения в проектной деятельности, которые, несомненно, пригодятся мне в учебе.
Слайд 25
Источники https://ok.ru/video/1592053666251 https://vk.com/video/@public193982892?z=video-193982892_456239039%2Fclub193982892%2Fpl_-193982892_-2
Слайд 26
Спасибо за внимание!
Привередница
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Ледяная внучка
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Щелкунчик