Значение транспортной инфраструктуры в обеспечении устойчивого развития Курской области
Подробнее https://disk.yandex.ru/d/ie7snVVmdjgjEQ
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 318 КБ |
![]() | 1.07 МБ |
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Михайловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Владимира Федоровича Нестерова» Черемисиновского района Курской области
Итоговый индивидуальный проект на тему
«Значение транспортной инфраструктуры в обеспечении устойчивого развития Курской области»
Проект выполнил:
обучающийся 10 класса
Петрищев Иван
Руководитель
Учитель географии
Дубровкина Елена Васильевна
2023 год
Паспорт индивидуального проекта
Название проекта | «Значение транспортной инфраструктуры в обеспечении устойчивого развития Курской области» |
Исполнитель | Петрищев Иван Алексеевич 10 класс |
Руководитель проекта | Учитель географии Дубровкина Елена Васильевна |
Учебный год, в котором разрабатывается проект | 2022-2023 |
Цель |
|
Задачи | - познакомиться с транспортной системой области; - узнать о значении транспорта; - дать характеристику видов транспорта; |
Предмет(ы), к которому (ым) проект имеет отношение | География |
Тип проекта | Информационный |
Сроки реализации проекта | Краткосрочный сентябрь 2022- март 2023 г |
Продукт проектной деятельности | презентация, доклад. |
Содержание
Введение | 4-6 |
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ | 6 |
1.1.ЭГП Курской области | 6-10 |
1.2.Транспорт, его роль в жизни Курской области | 10-11 |
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ | 12 |
2.1.Характеристика функционирования и показатели работы транспортной инфраструктуры. | 12 |
2.1. 1.Основные виды транспорта курской области | 12 |
2.1.2. Автомобильный транспорт | 12-13 |
2.1.2.1.Автомобильные линии | 13-15 |
2.1.2.1.Автомобильные перевозки | 15-17 |
2.1.3. Железнодорожный транспорт | 17 |
2.1.3.1.История развития железнодорожного транспорта. | 17-18 |
2.1.3.2.Станция Курск. | 18-20 |
2.1.3.3.Железнодорожные перевозки | 20-21 |
2.1.3.4.Железнодорожные магистрали | 21-22 |
2.1.4. Воздушный транспорт | 22 |
2.1.4.1.История развития и становления аэропорта «Курск Восточный» | 23-25 |
2.1.4.2.Аэропорт Восточный Курск | 25 |
2.1.4.3.Маршрутные сети международного аэропорта Курск | 25-27 |
2.1.4.4.Взлётно-посадочные полосы международного аэропорта Курск | 27-28 |
2.1.5. Трубопроводный транспорт | 28-29 |
2.1.5.1.Нефтепроводы | 29 |
2.1.5.3.Газопроводы | 29-31 |
2.1.6. Другие виды транспорта | 31-32 |
2.1.7. Прогноз на будущее | 32-33 |
2.1.7.1.Дельтапланерное передвижение | 33-34 |
2.1.7.2. Проекты дорожного строительства | 34-37 |
2.1.7.3.Прогноз транспортного спроса, объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов по видам транспорта | 37-39 |
2.2. Внешнеэкономическая деятельность | 39 |
2.2.1. Общие итоги внешней торговли Курской области за 2021 год | 39-42 |
Заключение | 43-44 |
Список литературы | 45 |
Приложение | 46 |
Введение
Эффективность развития региона напрямую зависит от состояния его инфраструктуры. В связи с этим вопросы развития региона тесным образом связаны с развитием его инфраструктуры.
Инфраструктура влияет на отдельные элементы территориального развития: товарные отношения, формирование территориальных систем и производственных связей; изменение количества и размеров хозяйствующих субъектов, структуру населения и уровень качества его жизни. Транспорт Курской области — отрасль экономики Курской области.
Актуальность.
Тема транспорта на сегодняшний день является очень важной и актуальной, так как транспорт выполняет важнейшие экономические и социальные функции, поэтому Современные виды транспорта обеспечили сближение самых удаленных уголков области.
Цель:
- изучить транспортную систему области, выявить достоинства и недостатки каждого вида транспорта.
Задачи:
- познакомиться с транспортной системой области;
- узнать о значении транспорта;
- дать характеристику видов транспорта;
- выявить проблемы и перспективы развития транспортной системы Курской области.
Оценка транспортной инфраструктуры проводилась по основным её компонентам: грузооборот, пасажирооборот, экономические связи региона.
В процессе проведения исследования было установлено, что в целом транспортная инфраструктура Курской области имеет тенденцию к развитию.
Предмет исследования: Предметом исследования является значение транспортного комплекса области
Объектом исследования является транспорт области.
Методы и методики
Данная тема является достаточно изученной в экономико- географической литературе, но, тем не менее, проблемы транспорта в этой литературе освещены недостаточно и требуют дополнительных исследований.
На защиту выносится:
презентация Power Point, доклад
Новизна проекта:
Для Курской области, имеющей важное геополитическое и экономическое значение для России, располагающейся на границе государства, развитие транспортной инфраструктуры является не только желаемым, но и необходимым условием долгосрочного устойчивого развития.
Практическая значимость:
материал может использоваться на уроках географии при изучении раздела «География Курской области».
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни Курской области являются международные экономические отношения. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила не эффективно или не производила вовсе. Внешне экономические связи в ходе эволюции перестроили внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений - мировое хозяйство, затрагивающее интересы всех государств мира и регионов.
1.1. ЭГП Курской области
Территория Курской области лежит на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности, в пределах лесостепной зоны на пересечении транспортных потоков из России в промышленно развитые центры Украины, страны ближнего зарубежья и Кавказского региона.
Курская область входит в состав Центрально-Черноземного экономического района и Центрального Федерального округа. В настоящее время в Курской области насчитывается 540 муниципальных образований, в том числе 28 районов, 10 городов, 22 посёлка городского типа, 480 сельских советов. (Приложение №1)
Находится в центре России на Восточно-Европейской равнине между 51 градусом 00 минутой и 52 градусом 20 минутой северной широты и 34 градусом 00 минутой и 38 градусом 30 минутой восточной долготы и занимает площадь 29,9 тыс. кв. км. (Приложение №1а)
Расстояние между крайними точками с востока на запад 305 км, с севера на юг - 171 км.
Численность населения области по данным Росстата составляет 1 118 915 чел. (2014). Плотность населения — 37,3-1 чел./км2 (2014). Городское население — 66,47 % (2013)
Протяженность границ - 1250 км, из них имеют статус государственной границы России с Украиной (Сумская область) 245 км. На северо-западе на протяжении 120 км область граничит с Брянской областью, на севере с Орловской - 325 км, на северо-востоке с Липецкой - 65 км, на востоке с Воронежской - 145 км, на юге с Белгородской - 335 км.
Экономика области развивается на использовании двух основных видов природных ресурсов: добываемых в Михайловском карьере железных рудКурской магнитной аномалии и плодородных сельскохозяйственных земель. В Курской области лидирует сельскохозяйственная продукция, производство сахара, добыча железной руды, выработка электроэнергии (см. Курская АЭС), продукция легкой промышленности.
Основные отрасли промышленности:
добыча и обогащение руды; машиностроение (производство электротехнических изделий, счетных машин, мельнично-элеваторного оборудования, подшипников, буровых установок, кузнечно-прессового оборудования);
химическая и нефтехимическая (производство химического волокна, резинотехнических изделий), пищевая (производство сахара),
легкая (трикотажная, пенькообрабатывающая) промышленность; производство стройматериалов.
Структура экономики Курской области в 2019-2022 гг.
Доля, % | Годы | Изменение% | |||
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | ||
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 | - |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 15,1 | 14,5 | 13,4 | 18,9 | 3,8 |
Добыча полезных ископаемых | 18,0 | 14,3 | 14,9 | 8,6 | 9,4 |
Обрабатывающие производства | 11,9 | 14,5 | 16,0 | 19,0 | 7,1 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 17,9 | 11,0 | 10,3 | 7,9 | 10,0 |
Строительство | 4,0 | 5,2 | 6,7 | 6,9 | 2,9 |
Оптовая и розничная торговля | 8,3 | 13,5 | 8,3 | 8,5 | 0,2 |
Гостиницы и рестораны | 0,4 | 0,5 | 0,4 | 0,5 | 0,1 |
Транспорт и связь | 8,5 | 7,6 | 9,4 | 6,1 | 2,4 |
Финансовая деятельность | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 3,7 | 4,4 | 6,4 | 7,8 | 4,1 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование | 4,6 | 6,1 | 5,7 | 5,8 | 1,2 |
Образование | 3,5 | 3,7 | 3,7 | 4,2 | 0,7 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 3,0 | 3,6 | 3,6 | 4,2 | 1,2 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 1,4 | 0,5 |
К особенностям природно-ресурсного потенциала Курской области следует отнести такое обстоятельство, как приграничное положение территории к соседнему государству – Украина. Особое значение приобретает транзитная роль региона, так как он вызывает к жизни возникновение значительного количества пограничных проходов, ускоряющая продвижение продукции к потребителю и расширению сферы услуг, благодаря чему создаются новые рабочие места и повышается активность государственных интересов. Усиливается роль приграничных регионов в международной торговле.
Непосредственное соседство с государством, имеющим прямой выход на европейский рынок, наличие мощной рудной базы (КМА), межрегионального энергетического центра – Курской АЭС, практически не освоенных рекреационных ресурсов, транзитная часть международных нефте- и газопроводов реально превращают Курскую область в многофункциональный центр международной корпорации. Это послужит основой организации мощного транспортного коридора стратегического назначения: восток – запад. Подготовленные на этой ресурсной основе проекты, безусловно, привлекут внимание отечественных и зарубежных инвесторов, а выделенные ими денежные средства помогут решить финансовые проблемы области.
1.2 Транспорт, его роль в жизни Курской области
Транспорт области играет огромную роль в экономике области и является её составной частью. (Приложение №2)
В регионе сложилась относительно разветвлённая транспортная сеть, включающая ж.-д., автомобильный, трубопроводный и воздушный виды транспорта.
Железнодорожный транспорт в Курской области является одной из важнейших составляющих частей транспортной системы региона. На территории области находится 65 железнодорожных станций, железнодорожная сеть региона представлена транзитными железнодорожными магистралями Москва - Курск - Харьков, Москва – Касторное - Луганск и другими железнодорожными линиями.
Эксплуатационная длина железнодорожных путей составляет 1561,2 км, из них 500 км — подъездных путей.
Протяжённость электрифицированных линий — 242 км. По густоте железных дорог Курская область занимает одно из первых мест в России. Крупнейшие железнодорожные узлы области — Курск, Льгов, Касторное. Железнодорожные линии общего пользования на территории области относятся к Московской и Юго-Восточной железным дорогам.
Основные ж.-д. магистрали: Москва – Курск – Харьков, Брянск – Льгов
– Харьков, Москва – Касторная – Донецк, Киев – Воронеж. Эксплуатационная длина ж.-д. путей общего пользования – 1061 км, плотность – 356 км на 10 тыс. км2 (4-е место в РФ). Главные автомобильные магистрали: Москва – Симферополь, Курск – Воронеж, Москва – Киев. Протяжённость автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием – 6186 км, плотность –208 км на 1 тыс. км2 (8-е место в РФ).
Через территорию Курской области проходят 6 магистральных газопроводов и 2 нефтепровода. В Курске расположен международный аэропорт.
Глава II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Характеристика функционирования и показатели работы транспортной инфраструктуры.
Курская область характеризуется развитой транспортной инфраструктурой. Железнодорожный транспорт: Протяженность железных дорог на территории области составляет свыше 1 100 км. (Приложение 3)
В Курском регионе общая протяженность автомобильных дорог составляет 7222,85 км, из них дорог федерального значения 423,85 км, территориальных общего пользования – 6799 км, в т.ч.: с твердым покрытием
– 6646,858 км (92 %); без покрытия – 576 км (8 %). В 2020 году плотность автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования на 1000 км2 территории составила – 377,8 км. По показателю плотности автомобильных дорог Курская область стоит на 17 месте среди областей ЦФО . 1078 населенных пунктов области, а это 38,9% вообще не имеют дорог с твердым покрытием.
Возросла потребность в сотовой подвижной связи. По этому индикатору наблюдается уверенный рост с 188,8 в 2020 году до 190,3 в 2021 году.
Развитию сети межхозяйственных, межрайонных и федеральных дорог, связывающих Курскую область с Москвой и крупнейшими промышленными центрами соседних экономических районов способствует расположение в центре Русской равнины. (Приложение №4)
На автомобильный транспорт приходится более половины перевозимых грузов и пассажиров. Особенно большое значение имеет этот вид транспорта в экономическом развитии малых городов и посёлков городского типа, а также в развитии локальных агропромышленных комплексов, при подвозе грузов и пассажиров к железнодорожным магистралям. Его часто называют транспортом «от порога до порога», так как он очень удобен, маневрен.
По густоте автомобильных дорог общего пользования (423,9 – федерального значения) с твердым покрытием - 243 км на 1000 кв. км территории - Курская область занимает 4-е место среди регионов Центрального федерального округа.
Число автобусов общего пользования на 100 000 человек населения на конец 2009 года в Курской области
История развития автомобильного транспорта области свидетельствует о том, что семьдесят лет назад вся численность транспортных средств созданной Курской автотранспортной конторы составляла семь грузовых автомобилей, один легковой, шесть автобусов и более сорока... лошадей. В 1934 году по маршруту Красная площадь - железнодорожный вокзал стали курсировать первые два отечественных автобуса. Первый дальний маршрут на Харьков был открыт через четверть века. В тот период по дорогам Курской области ездили «полуторки», «Эмки», «ЗИСы-5» и «ГАЗики».
2.1.2.1.Автомобильные линии
С севера на юг область пересекает магистраль международного значения Москва- Симферополь (М-2 "Крым"). Важная асфальтированная дорога проходит и с запада на восток - Рыльск-Льгов-Курск-Тим-Воронеж-Борисоглебск. Трасса Москва - Киев проходит по северо-западной периферии области, через Железногорский, Дмитриевский и Хомутовский районы ("Тросна - Калиновка"). (Приложение №5)
Структура соотношения автодорог общегосударственного (федерального) и местного значения за последние годы существенно не изменилась. Основную часть транспортной сети по-прежнему составляют дороги местного значения. Наметилась прогрессивная тенденция - рост протяжённости дорог с твёрдым покрытием высокого качества. (Приложение №6)
По категориям автомобильные дороги подразделяются:
а) автодороги федерального значения (423,85 км): | б) автодороги территориального значения (6223 км): |
I категории - нет; | I-А категории - 32 км; |
II категории - 50,4 км; | II категории - 81 км; |
III категории - 373,45 км; | III категории - 1008 км; |
IV категории - нет; | IV категории - 4807 км; |
V категории - нет; | V категории - 295 км; |
По типам покрытия автомобильные дороги классифицируются:
а) автодороги федерального значения: | б) автодороги территориального значения: |
цементобетонные - 110,8 км; щебеночные - нет; чернощебеночные - нет; асфальтобетонные - 313,05 км; грунтовых - нет; | цементобетонные - 178 км; щебеночные - 40 км; чернощебеночные - 71 км; асфальтобетонные - 5932 км; грунтовых - 576 км; булыжная мостовая - 2 км. |
Протяженность автодорог района с твердым покрытием составляет 7% от величины этого показателя по России в целом. В 2021 г. всеми владельцами грузового транспорта во всех отраслях народного хозяйства (на государственной и коммерческой основе) магистральным автомобильным транспортом было перевезено 39 млн.т грузов.
Автомобильный транспорт осуществляет как местные, так и транзитные перевозки грузов.
Транзитное значение имеют:
автомагистраль международного значения Москва — Харьков — Симферополь и федеральные автомагистрали Москва — Воронеж — Ростов и Москва — Тамбов — Волгоград;
по автодорогам местного значения перевозятся руда и флюсы на металлургические комбинаты, строительные материалы, сахарная свекла, зерновые.
Насущной необходимостью для жителей областного центра становится строительство Курской кольцевой автомобильной дороги (ККАД), которая разгрузила бы улицы города от транзитного транспорта из северо- восточной и юго-восточной части области и других регионов, значительно улучшила экологическую обстановку среды обитания человека. Существующая Курская объездная автомобильная дорога (КОАД) не в полной мере удовлетворяет потребности областного центра и окружающих населённых пунктов.
В настоящее время все районные центры области имеют надежную связь с Курском по автомобильным дорогам с твёрдым покрытием. Однако качество автомобильного полотна недостаточно высокое.
2.1.2.2.Автомобильные перевозки
Укрепление государственной материальной базы и оснащение современным оборудованием цехов и участков в условиях социально- экономического кризиса было осложнено. Одной из главных проблем предприятий АО «Курскавто» является совершенствование грузовых и пассажирских перевозок с использованием достижений научно- технического прогресса. Ускоренными темпами стал развиваться частный сектор пассажирских и грузовых перевозок.
В настоящее время перевозка пассажиров по областным автобусным маршрутам в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется 23 предприятиями автомобильного транспорта. В последние годы увеличился объем перевозок пассажиров на транспорте индивидуальных предпринимателей.
Число автомобилей в области имеет тенденцию к резкому увеличению. Возрастает объём перевозок (особенно частным сектором), расширяется сеть улучшенных дорог (асфальтированных, грейдерных).
Показатели большинства крупных и средних автотранспортных предприятий, выполняющих грузовые перевозки, объясняется снижением предлагаемых объемов перевозок строительных грузов и сформировавшейся ранее структурой парка, во многом не отвечающей сложившемуся в последнее время коммерческому спросу. Сложное финансовое состояние предприятий не позволяет обновлять имеющийся подвижной состав, и уровень показателей воспроизводства основных фондов автотранспортных предприятий снижается.
В сложившейся инфраструктуре рынка грузовых перевозок наиболее привлекательными, экономически выгодными являются международные перевозки.
В Курской области автотранспортом за год перевезено 27,5 миллиона тонн грузов. Грузовой автомобильный транспорт остается одним из самых востребованных в нашем регионе, сообщили в Курскстате. Доля грузов, перевезенных автотранспортом Курска и районов области в 2021 году, составила 53,6% всех перевозок грузов (железнодорожным транспортом соответственно — 46,4%).
Перевозки грузов автомобильным транспортом в 2021 году осуществляли 444 организации всех видов экономической деятельности (без микропредприятий), из них 70 организаций оказывали услуги по перевозке грузов на коммерческой основе.
Автопарк региона на начало 2022 года насчитывал 5590 грузовых автомобилей, 544 пикапа и легковых фургона. Приборами навигации спутниковой системы ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS оборудовано 3237 грузовых автомобилей (57,9%).
Автотранспортом организаций всех видов экономической деятельности (без микропредприятий) в 2021 году было перевезено 27,5 миллиона тонн грузов, что на 15,1% меньше, чем в 2020-м. Грузооборот вырос на 10,8% и составил 1828,2 млн т-км, в том числе грузооборот, выполненный индивидуальными предпринимателями, вырос на 14,6% (его доля в 2021 году – 53,2%). На коммерческой основе в 2021 году организациями было перевезено 5068,6 тыс. тонн грузов, что на 1,3% меньше, чем в 2020-м, грузооборот составил 312,1 млн. т-км, это на 71,9% больше, чем в 2020 году.
Средняя дальность перевозок грузов на автотранспорте Курской области в 2021 году составила 67 километров.
Автомобильный транспорт Курской области, всё более приобретающий частный характер, тесно взаимодействует с традиционно государственным - железнодорожным.
Протяженность железной дороги, которая находится на территории Курской области, составляет 1061,2 километров. Всего насчитывается 65 станций. Курская область отличается от других регионов страны большой плотностью железных дорог: на 100 квадратных километров приходится 3,56 километров железных дорог. По этому показателю Курская область может претендовать на первое место в России.
2.1.3.1.История развития железнодорожного транспорта.
Первые составы ходили по направлению от Курска до Орла. Это произошло в 1868 году. В скором времени поезда уже начали курсировать до Ворожбы, Бровары и Харькова. Курск стал крупным железнодорожным узлом довольно быстро.
В июне 1893 вступила в строй железная дорога "Курск - Воронеж". В 1895 открылось движение по железной дороге "Курск - Льгов", протянувшейся впоследствии на Украину до Киева.
За годы Великой Отечественной войны многие станции были разрушены практически полностью, так как это территория была оккупирована фашистками войсками. Но в историю Курская железная дорога вошла во время подготовки к Курской битве. За 31 день была построена железнодорожная линия «Дорога Мужества», которая позволила ускорить доставку грузов и техники на фронт.
Вплоть до середины 20 в. единственным видом локомотивов являлись паровозы. В начале 1950-х произошёл полный переход на тепловозную и электротягу и паровозы стали достоянием истории техники. Магистраль "Москва - Курск" была электрифицирована и перешла на электровозную тягу в 1959 г. Несколько позже был электрифицирован участок "Курск - Харьков".
Железнодорожный транспорт современной Курской области представлен четырьмя железнодорожными магистралями, пересекающими Курскую область с севера на юг:
Москва - Курск - Харьков (протяжённость 146 км)
Санкт-Петербург - Арбузово - Льгов - Харьков" (протяжённость 190
км)
Москва - Касторная - Луганск (протяжённость 70 км) Орша - Унеча - Ворожба (протяжённость 64 км)
А так же магистралью, пересекающей Курскую область с запада на восток: "Киев - Льгов - Курск - Касторная - Воронеж" (протяжённость около 350 км) и магистралью "Орёл - Арбузово - Льгов" (протяжённость 122 км). (Приложение №7)
Расстояния по железной дороге
до Москвы – 582 км до Воронежа – 333 км до Орла – 154 км | до Белгорода – 160 км до Брянска – 287 км до Липецка – 337 км |
Перевозку пассажиров пригородным железнодорожным транспортом на территории региона осуществляют две пригородные пассажирские компании. Всего в Курской области существует 27 маршрутов.
2.1.3.2.Станция Курск.
Курск — узловая железнодорожная станция Орловско-Курского отделения Московской железной дороги РЖД. Основная пассажирская железнодорожная станция города Курск, является также грузовой и сортировочной. Станция расположена на пересечении железнодорожной магистрали. На станции расположено ремонтное вагонное депо. Через Курск проходит меридиональная железнодорожная магистраль, соединяющая Москву с Северным Кавказом, Крымом и юго-восточной Украиной; на востоке, через Касторное - важнейшая магистраль Москва - Донбасс; на северо-западе, через Льгов - линия Харьков - Брянск; на западе, через Глушковский район - железнодорожная ветка Ворожба-Унеча. Большое значение имеет железная дорога широтного направления: Саратов- Воронеж- Курск-Киев. (Приложение №8)
На территории области расположены три крупных железнодорожных узла: Курск, Льгов, Касторная (Восточная, Новая) и 65 железнодорожных станций, работают предприятия промышленного железнодорожного транспорта: «Промжелдортранс» и «Железногорское предприятие промышленного железнодорожного транспорта». Кроме выше перечисленных, станций Московской железной дороги Дмитриев-Льговский, Железногорск и Рыльск также являются одновременно и крупными узлами автомобильных дорог, в которых происходит перевалка грузов и пересадка пассажиров с автомобильного транспорта на железнодорожный и наоборот. Общая протяжённость железнодорожных путей - 1561 км, в том числе 242 км электрифицированных. В структуре объема перевозок грузов транспортомобщего пользования наибольшая доля приходится на автомобильный транспорт (включая ведомственный) - 84%; на железнодорожный транспорт - 16%.
На станции Курск останавливается большое количество транзитных поездов, связывающих Санкт-Петербург и Москву с городами Украины: Днепропетровском, Донецком, Керчью, Мариуполем, Николаевом, Полтавой, Севастополем, Симферополем, Харьковом; а также с российскими городами: Кисловодском и Адлером (через Харьков), Валуйками, Белгородом, Льговом. Кроме того, через Курск проходят поезда Киев — Воронеж и Калининград — Адлер. В летнее время пассажиропоток значительно возрастает, назначаются дополнительные поезда на Анапу, Бердянск, Евпаторию, Новороссийск, Сочи, Смоленск, Феодосию. (Приложение №9)
Совсем скоро из Москвы в Курск пустят скоростной поезд «Сапсан». В планах РЖД – запуск «Сапсанов» по маршрутам Москва – Сочи, Москва – Самара и Москва – Курск. «Сапсан» способен развить скорость до 250 километров в час. «Сапсан» вмещает 604 пассажира. (Приложение 5)
2.1.3.3.Железнодорожные перевозки
Роль железнодорожного транспорта во внешних, дальних перевозках выше, чем других видов, хотя в последние годы для него характерно снижение объёма перевозок. Сильную конкуренцию ему составляют автопарки компаний, где можно заказать большегрузные автомобили: фуру-рефрижератор и оперативно перевозить скоропортящиеся грузы больших объёмов на дальние расстояния или фургонные и тентованные фуры различных объёмов: 82-84 куб. м., 96-100 куб. м. и 120 куб. м
Увеличению перевозки грузов и пассажиров способствует то, что основные железнодорожные линии электрифицированы. Железные дороги составляют жёсткий «каркас» всей транспортной инфраструктуры, по густоте которых (более 20 км на 1 тыс. кв. км) область занимает одно из ведущих мест в Центрально-Чернозёмном районе. Развитая сеть железных и автомобильных дорог позволяет доставлять грузы практически в каждый населённый пункт области, а также в любую точку России, страны Ближнего и Дальнего зарубежья. (Приложение №10)
Орловско-Курский регион обеспечивает треть объемов грузовых перевозок Московской железной дороги.
За истекший период года погрузка составила более 22 миллионов тонн. На 8 % по сравнению с прошлым годом увеличился и пассажиропоток. Поезда дальнего следования перевезли более 670 тысяч человек.
Обновляется подвижной состав, совершенствуется расписание поездов. Скоро будут курсировать ещё 2 полюбившиеся пассажирам «Ласточки». Украшается внешний облик вокзала. Установлено новое освещение, обновлено более 500 кресел в зале ожидания. Оборудована современная комната матери и ребенка. Курскими железнодорожниками совместно с администраций области планируется интересный и нужный проект — транспортно-пересадочный узел. Эксплуатационный парк локомотивов составляет: в грузовом движении 219 ед., в пассажирском — 166 ед.
В перспективе привокзальная площадь должна стать местом отправления автобусов, курсирующих по всей территории области. Это значительно облегчит путешествия жителей районов: с поезда дальнего следования — сразу в автобус до места назначения.
2.1.3.4.Железнодорожные магистрали
Размещение железных дорог характеризуется относительной равномерностью. Из 28 административных районов только 5 расположены вне железных дорог (Хомутовский, Большесолдатский, Медвенский, Фатежский и Тимский). Удаление территорий этих районов от железных дорог небольшое (по воздушным путям 4-15 км).
Самые крупные железнодорожные узлы находятся в Курске, Льгове и Касторном. Данная железная дорога относится одновременно и к Московской и к Юго-Восточной магистралям.
Юго-Восточная железная дорога пролегает по территории областей, расположенных в южной и юго-восточной части европейской России, -Белгородской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Курской, Рязанской, Волгоградской, Пензенской, Саратовской, Тульской, Ростовской.
Дорога граничит с рядом железных дорог:
Название пути | Станции |
Московской | (ст. Ряжск, Павелец, Елец, Ефремов, Волово, Касторная-Курская, Курск, Готня), |
Приволжской | (ст. Ду-плятка, Благодатка, Абадурово), |
Куйбышевской | (ст. Кривозеровка), |
Северо-Кавказской | (ст. Чертково) |
Южной дороги | (ст. Выстрел, Соловей, Нежеголь, Красный Хутор, Казачок, Илег-Пеньковка) |
Длина главных путей составляет 6,8 тыс. километров, из них - 52% на бетонном основании.
Протяженность бесстыкового пути 3368,6 км. Дорога располагает преимущественно двухпутными линиями.
В состав дороги входят отделения: Мичуринское, Елецкое, Ртищевское, (с 1985 г.), Лискинское, Белгородское (с 1991 г.) и Воронежское (как филиал дороги с 2000 г.).
Основные станции и узлы: Богоявленск, Кочетовка, Елец, Казинка, Мичуринск, Лев Толстой, Тамбов, Грязи, Воронеж, Отрожка, Лиски, Касторная, Ртищево, Балашов, Поворино, Россошь, Валуйки, Старый Оскол, Белгород, Готня. (Приложение №11)
Юго-Восточная железная дорога связывает южные районы России с Центральным районом, Поволжьем и Уралом. Её недаром называют магистралью металла и хлеба. Она обеспечивает перевозки рудодобывающих предприятий Курской магнитной аномалии, Новолипецкого металлургического и Оскольского электрометаллургического комбинатов, предприятий химической и перерабатывающей промышленности, районы развитого сельского хозяйства.
К крупнейшим железнодорожным станциям, обслуживающим промышленные комплексы, относятся: Стойленская, Котел, Лебеди (Белгородская область), Павловск-Воронежский, Придача (Воронежская область), Курбакинская, Михайловский Рудник (Курская область), Новолипецк, Чугун 1 и 2, Елец (Липецкая область) и Никольское (Тамбовская область).
Кроме того, значительные объемы грузовой работы имеют станции, находящиеся на границе России с Украиной, — Соловей и Красный Хутор (Белгородская область) и через которые осуществляются транспортно- экономические связи со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Важную роль в быстрых перевозках пассажиров и срочных малога- баритных грузов играет авиационный транспорт. Международный аэропорт Курск представляет собой авиатранспортный узел совместного базирования средств гражданской и военной авиации. Деятельность гражданской авиации впервые состоялась в 1945 году, и по данным на 2013 год, пропускная способн6ость аэровокзального комплекса составляет 120 человек в час. В пригороде Курска находится достаточно крупный аэропорт с современной взлетно-посадочной полосой, которая позволяет принимать большие пассажирские, грузовые, а также военно-транспортные самолеты. Многие административные районы связаны с областным центром воздушными линиями и даже из самого отдаленного районного центра можно было быстро добраться в Курск и другие города или населённые пункты. Но вследствие сокращения числа пассажиров из-за низких доходов населения основной части населения, увеличения тарифов за перевозку и наземных услуг, внутренние рейсы становились убыточными. (Приложение №12)
Первый аэроплан («Фарман-IV») куряне увидели 5 мая 1911 г., когда с гастролями в Курск пожаловал Сергей Уточкин, тогда уже известный российский пилот. Показательные полеты проходили на курском ипподроме, переполненном зрителями (ныне на этом месте расположен завод «Маяк»). (Приложение №13)
В годы войны курские летчики доставляли на фронт боеприпасы, вооружение, медикаменты, продовольствие, вывозили раненых, бомбили вражеские объекты. В конце 1945 г. - начале 1946 г. гражданский воздушный флот перестраивался на работу в мирных условиях. Завершающим этапом этой перестройки стало расформирование участвовавших в войне всех предприятий, полков и дивизий ГВФ. Летно-технический состав, а также самолетный парк переданы территориальным управлениям ГВФ, что позволило в короткий срок создать новые транспортные авиаотряды и авиаотряды специального применения. Сразу после освобождения Курска авиазвено самолетов ПО-2 было возрождено. Первыми пилотами этого звена стали Иван Михайлович Марченко, Серафим Никитович Шонин.
В декабре 1945 г., по решению Главного управления ГВФ, из Польши в Курск направлена 109-я Отдельная авиаэскадрилья ГВФ. На базе прибывшей авиаэскадрильи и действовавшего Курского авиазвена в начале 1946 г. создан 203-й Курский авиаотряд Московского Управления спецприменения и местных воздушных линий.
Первым командиром Курского авиаотряда стал М. С. Слота, его заместителем — Сергей Максимович Картамышев, командирами звеньев — С. Н. Шонин и Сергей Федорович Тупоносов.
5 мая 1947 г. начато регулярное движение пассажирских самолетов, связавших Курск с Ленинградом, Минеральными Водами и Симферополем.
Во второй половине 80-х годов аэродром начал использовать самолеты Ан-24. Всего во владении аэровокзала находилось 52 самолета разного типа. Стоит отметить, что большая часть летательных аппаратов упорно трудились в сельском и народном хозяйстве края. Предприятие имело передовые достижения в стране, за счет этого очень часто самолеты и пилоты аэропорта
«Курск Восточный» выполняли работы на Архипелаге Шпицберген и Антарктиде. Очень часто услугами предприятия пользовались другие страны мира, такие как Польша, Ливия, Чехословакия, ГДР. Также пилоты отправлялись на длительные командировки в Африку и страны Южной Америки.
Ежегодно увеличивались объемы работ по применению авиации в народном хозяйстве. Обработка площадей сельскохозяйственных угодий достигла 1 млн. 50 тыс. га в год. Только экипаж Ю. С. Сидорова в 1981 г. обработал свыше 50 тыс. га. посевных площадей
Курский авиаотряд по праву называли «кузницей летных кадров» для Московского аэроузла. Многие его воспитанники летают в настоящее время (2004) на самолетах ИЛ-62, ИЛ-76, ТУ-154, ТУ-134 и др.
Курские авиаторы выполняли авиационные работы в Чехословакии, ГДР, Польше, Ливии, Иране. Неоднократно лучшие специалисты авиапредприятия обеспечивали работу экспедиций в Антарктике, на архипелаге Шпицберген, авиакомпании «Самара» в Сирию и Объединенные Арабские Эмираты.
Курский аэропорт, который обладает неповторимым географическим расположением, связывает воздушным путем центр Центрально- черноземного региона со многими городами России и странами Ближнего зарубежья. В июле 1997 года аэропорт получил международный статус. В результате открылись уникальные возможности для строительства международного грузопассажирского аэропорта, который решит проблему транспортировки грузов из стран Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Северной и Латинской Америки на территорию Российской Федерации и транзита во все страны. При незначительной реконструкции взлетно- посадочной полосы и установки современной навигационной системы, предусмотренных проектом, который разработан фирмой "Сименс", аэропорт может принимать тяжелые транспортные самолеты такие как "Боинг-747". (Приложение №14)
Очень сложным и кризисным для аэропорта «Курск Восточный» стал 1996 год. Очень снизилось количество заказов, кроме того, значительно увеличилась цена на авиауслуги. Убытки были очень велики. Чтобы выйти с подобного положения руководство аэропорта начало подготовку самолетов и пилотов к разовым полетам за границу. Были налажены чартерные рейсы в Грецию, Болгарию и Турцию.
С 1998 года «Курск Восточный» получил статус международного аэропорта, что позволило обслуживать иностранные рейсы. В этом году из-за достаточно высокой стоимости сельскохозяйственные объединения полностью отказались от использования малой авиации.
По состоянию на начало 2014 года, аэропорт Курск используется не так интенсивно, как это происходит сейчас. На сегодняшний день международный аэропорт Курск сотрудничает с четырьмя российскими авиакомпаниями, среди которых «АэроСервис», «РусЛайн», «ЮТэйр» и «ПсковАвиа».
Регулярные авиарейсы выполняются в города Москва, Анапа, Степанаван (Армения), Бургас (Болгария). (Приложение №15)
Местные авиалинии были отменены из-за экономической неэффектив- ности. Оставалось ограниченное число внугриреспубликанских маршрутов: Курск-Сызрань-Екатеринбург, Курск-Москва и другие.
Сегодня Курский аэропорт расширяет географию полетов. Аэропорт соединен авиалиниями с крупными городами и курортными центрами страны. В настоящее время из Курского международного аэропорта стартуют авиарейсы в Сочи и Анапу, а также в Санкт-Петербург. Он выполняет и различные грузовые перевозки. Перспектива строительства в Курске нового международного аэропорта, способного обслуживать до 2 млн. пассажиров в год, создаёт возможности установления экономических связей с помощью воздушных линий не только со странами Евразии, но и других континентов. За время сотрудничества курского аэропорта с авиакомпанией «Регион- Авиа» не было зарегистрировано задержек рейсов, аварийных ситуаций. Разработана программа развития авиатранспорта на ближайшую и отдалённую перспективу. Срочные меры по её реализации были приняты в связи с резким повышением числа аварий и катастроф в мире. Осваиваются международные рейсы в страны Ближнего Зарубежья и Ближнего Востока (Таджикистан, Турцию, Египет, Сирию, Объединенные Арабские Эмираты и др.).
На базе Курского аэропорта - Аэропорта международного класса при соотношении пассажирских и грузовых перевозок в пределах, близких к соотношениям, 30% к 70%. После небольшой реконструкции взлетно- посадочной полосы - и установки современной навигационной системы аэропорт может принимать тяжелые транспортные самолеты типа «Боинг- 747»
Завершаются переговоры с администрациями аэропортов Франкфурта и Брюсселя о строительстве на базе аэропорта г. Курска международного пассажирского и грузового аэропорта (общей стоимостью около 50 млн. долл. США).
2.1.4.4.Взлётно-посадочные полосы международного аэропорта Курск
Взлётно-посадочная полоса у международного аэропорта Курск имеется только одна. Её совокупная протяжённость составляет 2500 метров, ширина 40 метров, а в качестве слоя покрытия используется бетонная составляющая. (Приложение №16)
Максимальный взлётный вес воздушных судов, обслуживаемых аэропортом Курск не должен превышать 190 тонн, а в частности, сам авиаузел способен обслуживать самолёты 2, 3 и 4 класса с рядом ограничений ввиду типа базируемых здесь ВС.
Добраться в аэропорт Курск можно на личном автомобильном транспорте, либо воспользовавшись рейсовым автобусом или такси.
С января по октябрь 2021 года воздушным транспортом воспользовались почти 88 тысяч жителей области. Это на 83% больше, чем за то же время в прошлом году. За 10 месяцев чисто рейсов составило 1423, это на 40% больше, чем в прошлом году.
Сейчас приобрести билеты из Курска в Калининград можно по цене от 4 500 рублей. Улететь из областного центра в Минводы, Санкт-Петербург и Сочи – от 5 640. Стоимость билетов в столицу — от 2 250 рублей, сообщают в администрации региона.
С 2022-го из Курска открываются новые рейсы и можно будет улететь в Казань, Краснодар и Геленджик.
Все выше перечисленное благоприятно сказывается как на экономике области в целом, так и на экономической безопасности в частности. Но, по моему мнению, область еще достаточно зависима от поставок сырья и материалов из других регионов, особенно эта зависимость выражена в сельском хозяйстве (поставки азотных удобрений.)
Удобное географическое расположение Курской области и близость границы с Украиной, наличие собственно таможенной и пограничной служб, двух крупных железнодорожных узлов, двух автомагистралей Федерального значения, позволит Международному аэропорту в Курске добиться быстрой доставки в Центральный и Центрально-Черноземный районы России, на Урал, в Поволжье, на Украину, в Республику Беларусь, Республики Закавказья и т.д. различных грузов.
Через территорию области проходят 6 магистральных газопроводов и два нефтепровода, транзитом проходящие здесь из Западной Сибири в Западную Европу (Уренгой-Помары-Ужгород), где потребности в голубом топливе растут с каждым годом. Бурный рост цен на уголь, мазут и дрова обостряет проблему теплоснабжения населённых пунктов области. Трубопроводный транспорт получает, в связи с этим, дополнительные возможности развития. Уровень газификации Курской области достигает свыше 70%, в том числе в сельской местности свыше - 45%. Газопроводы государственного и международного значения пролегают по области не только с востока на запад, но и с юга на север. С востока на запад её пересекает нефтепровод, проходящий также транзитом в страны Восточной и Западной Европы. Небольшой приграничный город Суджа, в связи с изменившимся экономико- географическим и стратегическим положением, приобрёл большие преимущества.
Большое влияние на перевозочный процесс оказывает трубопроводный транспорт, имеющий разветвленную сеть продуктопроводов. Наиболее крупные из них: Уфа -- Западное направление, Самара -- Брянск, Стальной Конь -- Западное направление, Никольское -- Воронеж -- Белгород -- Сумы.
Кроме того, через Центрально-Черноземный район проходит нефтепровод «Дружба», связывающий нефтедобывающие районы Среднего Заволжья со странами Европы, и газопроводы: Ставрополь -- Москва, Уренгой -- Помары -- Елец -- Ужгород.
Определяющим критерием экологической безопасности трубопроводов является их надежность -- один из основных показателей качества любой конструкции (системы), заключающийся в способности выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные свойства в течение требуемого промежутка времени "жизненного цикла".
Наибольшую потенциальную опасность для окружающей среды представляют магистральные трубопроводы, являющиеся линейно- протяженными объектами с высоким уровнем экологической опасности. Поэтому поиск эффективных путей, направленных на гарантированное обеспечение конструктивной надежности трубопроводов, -- весьма актуальная задача с высокой экологической ответственностью.
По территории области проходит магистральны нефтепровод
«Дружба» «Мичуринск-Кременчуг». Диаметр нефтепровода составляет 720 мм. Протяженность нефтепровода – 272,5 км. Рабочее давление 31 кг/см2. Максимальная масса перекачиваемой нефти 1339 т./час. Количество нефти, находящейся в нефтепроводе составляет 106845 т, что значительно превышает величину порогового количества, определенного для ЛВЖ (50000 т). Магистральный нефтепровод по гражданской обороне не категорируется. Коридор нефтепровода проходит вдали от населенных пунктов, НПС расположены на удалении более 2 км от ближайших населенных пунктов. Средняя глубина заложения нефтепровода по всем направлениям составляет от 0,8-1,5 м. С 2007 года транспортировка нефти по нефтепроводу не осуществляется.
Нефтепровод на территории области пересекает железные дороги в 3 местах, реки в 4 местах. (Приложение №17)
По территории области проходят 2 магистральных газопровода:
Уренгой – Помары – Ужгород.
В эксплуатации с 1981 года.
Протяженность по области 246 км.
Газопровод выполнен в 5-ти ниточном исполнении, что позволяет дублировать подачу газа потребителям области при разгерметизации одной или нескольких нитей: (Приложение №18)
-«Ямбург-Западная граница» диаметр трубы 1420 мм, рабочее давление 75 атм; производительность 95 млн. м3/сут.;
-«Елец-Кривой Рог» диаметр трубы 1420 мм, рабочее давление 75 атм; производительность 95 млн. м3/сут.;
-«Уренгой-Ужгород» диаметр трубы 1420 мм, рабочее давление 75 атм; производительность 95 млн. м3/сут.;
-«Елец-Курск-Диканька» диаметр трубы 1220 мм, рабочее давление 55 кг/кв.см, производительность 65 млн. м3/сут.;
-«Елец-Курск-Киев» диаметр трубы 1220 мм, рабочее давление 55 кг/кв.см, производительность 45 млн. м3/сут.
Газопровод проходит через 6 районов области: Черемисиновский, Щигровский, Курский, Медвенский, Б.Солдатский, Суджанский. Имеет 11 газопроводов-отводов высокого давления к 11 ГРС, в том числе городов Рыльск, Щигры, Льгов и Суджа. Насчитывает 10 воздушных переходов через овраги протяженностью от 38 до 48 метров.
Шебелинка-Курск-Брянск. В эксплуатации с 1960 года. Протяженность по области составляет 165,7 км. Диаметр трубы 1020 мм; рабочее давление 55 атм, производительность 13 млн. м3/сут. Глубина заложения газопровода 1- 1,2 м. Имеет 3 воздушных перехода через овраги от 18 до 30м протяженностью. Газопровод проходит через 4 района области: Фатежский, Курский, Медвенский, Обоянский. Имеет 17 газопроводов – отводов высокого давления (к 17 ГРС), в том числе к ГРС г.Курска и Курского района.
На территории области газопроводы пересекают линии железной дороги в 2-х местах и водные преграды в 5-х местах.
На территории области эксплуатируются 3 газонаполнительные станции сжиженного углеводородного газа общей емкостью до 3600 т.
В соседние области по курской территории проложены высоковольтные линии электропередач (ЛЭП).
Особенности современного географического положения Курской области, то есть нахождение её на водоразделах рек Среднерусской возвышенности и на значительном удалении от океанов и морей, расположение в густонаселённой местности с густой сетью автомобильных и железных дорог, обусловили слабое развитие водного транспорта, но когда-то распространённого. (Приложение №19). Он представлен сегодня небольшими речными катерами и лодками, которые ходят по речным системам Сейма и Псла. (Приложение №20)
В последнее время отмечается некоторое оживление в развитии гужевого транспорта. Этот вид транспорта, самый распространённый в течение нескольких тысячелетий до начала прошлого столетия, сегодня характерен лишь для небольших предприятий, сферы индивидуальной трудовой деятельности. Лошадь - это не только вид транспорта для русского человека. С ней связаны традиции ведения натурального хозяйства, культура и психология целого слоя сельского населения. Этот экзотический вид транспорта, наряду с недостатками, имеет ряд преимуществ. Отличается он способностью работать в любую погоду и своей близостью к первооснове жизни - природной среде. Летом он использует грунтовые дороги, а зимой санные пути. (Приложение №21)
В последние годы оживилось велосипедное передвижение, что связано не только с сокращением финансирования транспортных организаций, но и нарушениями пассажирских перевозок на недалекие расстояния (5-15 км), а также с возрастающими в них потребностями, распространением физической культуры и спорта. (Приложение №22)
В городах области функционируют автобусные, а в городе Курске и троллейбусные, трамвайные транспортные системы. Электрические виды транспорта (троллейбусный и трамвайный) решают проблемы перевозки пассажиров в областном центре, где 31 км трамвайных путей. Создание троллейбусного движения в Курчатове имеет большие перспективы, вследствие относительно дешевой электрической энергии. В структуре пассажирских перевозок транспортом общего пользования доля автобусного и город- ского электрического транспорта составляет 97%, железнодорожного — 3%.
Широкое распространение получил современный вертикальный транспорт — лифты (пассажирские и грузовые), как разновидность городско го транспорта.
По оценке Областного комитета государственной статистики, объём перевозок грузов в последние годы уменьшился. Пассажирооборот транспорта общего пользования также снизился. С трудом выполняются плановые рейсы городских автобусов, троллейбусов, трамваев и потребности населения в пригородных перевозках. Оказывается меньше услуг населению предприятиями транспорта общего пользования. Однако, следует иметь ввиду, что грузовые и пассажирские перевозки частным сектором, которые справляются с этими задачами, трудно поддается строгому статистическому учёту.
Дальнейшее развитие получили в Курской области электронный и информационный виды транспортас расширением своеобразных интел- лектуальных потребностей населения на основе использования электриче- ской энергии, интенсивного внедрения в практику и науку электронно- вычислительной техники.
Таким образом, транспортные системы Курской области характеризуются многообразием и высокой степенью развитости. Они составляют органическую часть транспортной системы нашей области. Реконструкция и модернизация производственной и социальной транспортной инфраструктуры позволяет преодолевать сложности в их работе, связанные с внедрением рыночных отношений в хозяйственную и непроизводственную сферы. С помощью транспорта область осуществляет разветвленные внутренние и внешние экономические связи.
2.1.7. Прогноз на будущее
События последних пяти лет на Украине, оказали существенное влияние на всю внешнеэкономическую политику Курской области в целом. Они подтолкнули курян на развитие внешних связей и смену вектора взаимодействия.
Многие курские предприятия изменили свою логистику, открыли для себя Вьетнам, стали более внимательно относиться к Китаю. Ведутся переговоры со странами СНГ: планируется новое соглашение с Арменией при уже имеющемся заделе во взаимоотношениях. Укрепляются связи с Узбекистаном. На новый уровень выходят отношения со Словацкой республикой, Румынией. География значительно расширяется за счёт новых партнёров таких как, в частности, Вьетнам и Иран.
После согласования со всеми федеральными министерствами у нас уже готово к подписанию соглашение Курской области с провинцией Ниньтхуан республики Вьетнам. Ведём переговоры о соглашении с Ираном, интерес к портовой провинции Бушер проявляет и Михайловский ГОК, и предприятие «Русский дом». У иранцев есть интерес в поставках нашего зерна, а также желание инвестировать в производство пищевой промышленности. Уже на конец июля начало августа текущего года запланирована встреча главы региона с послом Ирана в Москве, на которую, вероятно, прибудут представители провинции Бушер. Состоится презентация Курского региона, ну а дальше выход на стадию подписания.
2.1.7.1.Дельтапланерное передвижение
Сокращение местных воздушных пассажирских и грузовых перевозок открывает перспективы для расширения своеобразного вида передвижения — дельтапланерного, и не только как спортивного, но и использования его в качестве средства малой авиации для нужд хозяйства. Мотодельтапланы значительно дешевле вертолётов. Они могут использоваться сотрудниками госавтоинспекции для обнаружения с воздуха угонщиков автотранспорта и борьбы с нарушителями правил дорожного движения.
В перспективе возможно развитие в Курске и парапланеризма. Летящие под разноцветными куполами парапланов люди, с моторами ранцевого типа — самых безопасных летательных аппаратов в мире, которыми любой физически здоровый человек способен научиться управлять за 3-5 дней, уже появляются над Москвой. Аппарат имеет крыло-парашют, который опускается с высоты на землю очень медленно и даже в случае поломки мотора спокойно совершает посадку. Небольшой вес и малые габариты позволяют хранить параплан в квартире и перевозить в багажнике легкового автомобиля. В то же время он имеет достаточную мощность для поднятия человека на 4-х километровую высоту. Зимой, при оснащении мотора специальными лыжами, он легко превращается в аэросани, а если укрепить движок на лодке — она становится быстроходным глиссером. (Приложение №23)
Парапланы находят широкое применение в практической деятельности. По парамоторному спорту уже проводятся чемпионаты мира и Европы. Используются они и для воздушных путешествий, осмотра достопримечательностей с высоты птичьего полёта, а также в прикладных целях: при обследовании заповедников, лесопарков, сельскохозяйственных угодий, транспортировки небольших грузов.
Наиболее существенные проблемы в развитии транспортной инфраструктуры:
В сфере железнодорожного транспорта:
-высокий уровень износа основных фондов;
-недостаточная инвестиционная привлекательность отрасли для привлечения инвестиций в модернизацию и развитие железнодорожного транспорта; значительный износ парка городских и пригородных автобусов, городского электрического транспорта;
-увеличение на маршрутах численности автобусов малой вместимости; недостаточный уровень развития автоматизированных систем управления транспортными потоками в крупных городах и на автомагистралях;
-недостаточное финансирование содержания и развития транспортной инфраструктуры;
-разрыв между пропускной способностью автомобильных дорог и темпами автомобилизации населения;
-максимальное количество автомобильных пассажирских маршрутов в г. Курске, что приводит к скоплению автобусов на маршрутах и остановках, большой плотности графиков движения;
-соответственно, к снижению безопасности перевозок; в сфере воздушного транспорта:
-резкое отставание инфраструктуры и оборудования аэропорта от уровня развития международной гражданской авиации, отставание по внедрению современных средств и технологий в сфере организации воздушного движения, систем автоматической посадки и других радиотехнических систем;
-отсутствие современного транспортно-логистического центра и мощностей терминально-складского хозяйства;
-высокий уровень износа основных фондов
К главным проблемам развития сети автомобильных дорог Курской области можно отнести:
Одним из наиболее важных проектов в области дорожного строительства является разработка проекта платной скоростной автомагистрали, которая проходит от Москвы до Украины и далее до Севастополя. Она будет проходить по территории Тульской, Орловской, Курской, Белгородской областей и соответствует международным стандартам. Фирмы, связанные с инвестированием этого проекта, получают право бесплатной аренды основных участков вдоль автотрассы для строительства автозаправок, кафе, ресторанов, мотелей.
Существует проект изыскательных работы по строительству автомобильной трассы Короча-Губкин-Горшечное (протяжённостью 6,3 км) в обход посёлка Горшечное (1995 г.). Старая дорога перестала удовлетворять потребностям движения и безопасности жителей. Завершению сооружения способствовали транспортные и экологические потребности, и внешние факторы, а именно движение автотранспорта через посёлок по густонаселенной улице в Старый Оскол, Губкин, Белгород, Харьков и в противоположную сторону - Воронеж, Курск и в более далёкие города и регионы.
Подлежат реализации крупные инфраструктурные проекты по газификации и развитию дорожной сети.
Ускоренное развитие газификации с привлечением средств ОАО «Газпром» и других инвесторов, в т.ч. населения, организаций, позволит к 2025 году достичь практически полной газификации области (93,4%).
В результате Курская область к 2025 году должна стать:
-территорией с максимально благоприятными условиями (политическими, экономическими, технологическими, социальными, экологическими) для проживания населения;
-центром инновационно — технологического развития для обеспечения новой инновационной экономики;
-устойчиво развивающимся регионом, активно влияющим и занимающим достойное место в общероссийской экономике и в пространственном развитии РФ, обеспечивающим рациональное использование природно-ресурсного, человеческого и экономического потенциалов;
-контактным регионом России со странами СНГ (Украиной, Белоруссией, Молдовой) на территории которого отрабатываются механизмы процессов интеграции и взаимодействия стран СНГ.
Основной ожидаемый результат – это освоение нового экономического пространства, выход на качественно другие параметры социально- экономического развития региона.
Ожидается увеличение валового регионального продукта в 2025 году в 3 раза к 2020 году; рост инвестиций в основной капитал — в 2,6 раза; рост объемов торговли и платных услуг — в 5 раз; увеличение реальных денежных доходов на душу населения почти в 5 раз; уменьшение доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума до 5%
2.1.7.3. Прогноз транспортного спроса, объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов по видам транспорта
Железнодорожный транспорт
Прогнозируется продолжение использования для перевозки грузов и пассажиров. Спрос на пассажирские услуги железнодорожного транспорта также будет возрастать в выходные, праздничные дни, а также в период детских каникул и летних отпусков.
Спрос на грузоперевозки железнодорожным транспортом будет неоднородным и зависеть от ряда явных и неявных факторов. Наибольшим спросом также будет пользоваться Московское направление и в г. Санкт- Петербург, а также южное направление в сезон массовых отпусков и каникул. Прогнозируется увлечение спроса на южное направление с 2019 года в связи с открытием моста через Керченский пролив.
Воздушный транспорт
Прогнозируется продолжение использования для перевозки пассажиров и грузов. Спрос на услуги воздушного транспорта прогнозируется неоднородным и непостоянным, так как постоянно будут меняться маршруты и перевозчики. Наибольшим спросом будет пользоваться маршрут Курск-Москва и обратно. Возможен спрос на южные направления. Спрос напрямую будет зависеть от ценовой политики перевозчиков. Электротранспорт 57 Прогнозируется использование только для перевозки пассажиров. Спрос будет повышаться за счет введения платных парковок и повышения цены на ГСМ. В утренние часы спросом будут пользоваться маршруты, ведущие в центр города, а также к крупным предприятиям и учреждениям, а вечерние часы – к жилым районам. В выходные и праздничные дни спрос неоднородный на услуги электротранспорта. Спросом также будут пользоваться новые введенные маршруты.
Автомобильный транспорт
Наибольшим спросом будет пользоваться автомобильный транспорт. Автомобильный транспорт будет использоваться для перевозки пассажиров, грузов, а также в личных целях. Прогнозируется изменение спроса в сторону услуги пассажирского автомобильного транспорта за счет введения платных парковок и повышения цены на ГСМ.
В ходе реализации областных целевых программ развития пассажирских перевозок в Курской области осуществляется системное обновление парка транспортных средств на общественных и социально значимых маршрутах. За 2016 - 2020 годы автотранспортными предприятиями приобретено 193 единицы подвижного состава, открыто 56 новых маршрутов. В 2009 году построены новая троллейбусная линия в г. Курске протяженностью 11,6 км и две тяговые подстанции.
Продолжается работа по внедрению на автомобильном транспорте навигационной спутниковой информационной системы "ГЛОНАСС". Такими приборами оборудовано 965 транспортных средств г. Курска и Курской области или 98% от общего количества. Создано ООО "Спутниковые навигационные системы" для оснащения системами навигации пригородного и междугородного пассажирского транспорта Курской области.
В рамках договоров о сотрудничестве, заключаемых Администрацией области с организациями железнодорожного транспорта, развивается железнодорожная инфраструктура области. На участке Московской железной дорогой введены в эксплуатацию два тоннеля под железнодорожными мостами станции Курск; Юго-Восточной железной дорогой выполнен ремонт автомобильного моста через железнодорожные пути на станции Касторная – Восточная
В то же время, темпы модернизации транспортного комплекса еще недостаточны, что может стать системным ограничением социально- экономического развития Курской области.
2.2. Внешнеэкономическая деятельность
Внешняя торговля Курской области сегодня охватывает все страны СНГ и более 50 государств дальнего зарубежья.
2.2.1. Общие итоги внешней торговли Курской области за 2021 год
По данным таможенной статистики Центрального таможенного управления внешнеторговый оборот Курской области за 2021 год составил 2228,0 млн. долларов США и увеличился по сравнению с аналогичным показателем 2020 года на 53,4%.
Экспортные поставки Курской области в общем объеме внешнеторгового оборота занимают 73,2% или 1631,4 млн. долларов США (195,6% к уровню 2020 года); импортные поставки составляют 26,8% или 596,6 млн. долларов США (96,5% к уровню 2020 года). (Приложение №24)
Сальдо внешнеторгового оборота по итогам 2021 года сложилось положительное и составило 1034,7 млн. долларов США. Экспорт товаров из Курской области по стоимости превышает импорт в 2,7 раза.
В течение 2021 года предприятия и организации, зарегистрированные в Курской области, осуществляли торговлю со 101 страной мира.
Основными торговыми партнерами Курской области по итогам 2021 года были:
1) из стран СНГ: Украина – 151,1 млн. долларов США (6,8% от общего объема внешнеторгового оборота Курской области); Беларусь – 134,5 млн. долларов США (6,0%); Казахстан – 62,7 млн. долларов США (2,8%);
2) из стран дальнего зарубежья: Словакия – 268,0 млн. долларов США (12,0% от общего объема внешнеторгового оборота Курской области); Франция – 255,3 млн. долларов США (11,5%); Германия – 156,5 млн. долларов США (7,0%); Турция – 128,4 млн. долларов США (5,8%); Швейцария – 119,9 млн. долларов США (5,4%); Польша – 103,2 млн. долларов США (4,6%).
Номенклатуру экспортных поставок Курской области составляют: руды и концентраты железные (65,6% от общего объема экспорта), продовольственные товары и сырье (18,8%), продукция химической промышленности, каучук (7,6%), текстиль, текстильные изделия и обувь (3,7%), металлы и изделия из них (1,8%), машиностроительная продукция (1,5%), прочие товары (1,0%). (Приложение №25)
Хозяйствующими субъектами области было поставлено товаров в страны СНГ на сумму 408,1 млн. долларов США, что на 17,7% больше аналогичного показателя за 2020 год. Преобладающую долю в объеме экспорта в страны СНГ занимают поставки в Беларусь – 91,2 млн. долларов США (37,0% от общего объема экспорта Курской области в страны СНГ); Украину – 70,0 млн. долларов США (28,4%); Казахстан – 39,8 млн. долларов США (16,1%).
Объем экспорта в страны дальнего зарубежья по итогам 2021 года увеличился по сравнению с показателем предыдущего года в 2,2 раза и составил 1384,7 млн. долларов США, в том числе в: Словакию – 267,6 млн. долларов США (19,3% от общего объема экспорта Курской области в страны дальнего зарубежья); Францию – 249,2 млн. долларов США (18,0%); Турцию – 120,1 млн. долларов США (8,7%); Германию – 119,1 млн. долларов США (8,6%); Швейцарию – 105,4 млн. долларов США (7,6%); Латвию – 85,1 млн. долларов США (6,1%); Румынию – 72,3 млн. долларов США (5,2%).
Ведущими экспортерами являются:
АО «Михайловский ГОК им. А.В.Варичева», АО «КОНТИ – РУС», ООО «Курскхимволокно», ООО «Курский мясоперерабатывающий завод», ООО «Биаксплен», АО «Русский Дом», ООО «ТОР», ООО «Рязцветмет», ООО «Фарос», ООО «Совместное предприятие «Бел-Поль», АО «Курский электроаппаратный завод», ООО НПО «Композит», Группа компаний «ГОТЭК», ОАО «Кореневский завод низковольтной аппаратуры», ЗАО Курский комбинат хлебопродуктов» и другие.
Импортные поставки составляют: продукция химической промышленности, каучук (40,5% от общего объема импорта), машиностроительная продукция (32,5%), продовольственные товары и сырье (7,2%), металлы и изделия из них (6,7%), текстиль, текстильные изделия и обувь (5,3%), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (3,8%), прочие товары (4,0%).
Лидерами по объему поставок в Курскую область из стран СНГ являются: Украина, Беларусь, Казахстан; из стран дальнего зарубежья – Швейцария, Китай, Польша, Ирландия, Германия, Италия, Нидерланды.
Главным торговым партнёром курян вот уже несколько лет является Швейцария.
По данным таможенной статистики Центрального таможенного управления, основными торговыми партнёрами Курской области по итогам 1 квартала 2020 года стали следующие страны: Швейцария, с оборотом 97 миллионов долларов; Украина 50,7 млн; Беларусь 39,2 млн; Китай 22,8 млн; Словакия 20,9 млн; Польша 10,3 млн; Казахстан 9,7 млн. Столь высокий показатель Швейцарской Конфедерации целиком и полностью обусловлен поставками фармакологических средств.
В целом внешнеторговый оборот Курской области в 1 квартале текущего года составил 329,2 миллионов долларов США (по отношению к 1 кварталу 2018 года темп роста 131,7 %). Причем на экспорт продукции приходится 131,5 млн. (темп роста 101,6 %), а на импорт 197,7 млн. (темп роста 163,9 %). Как видим, пока импорт (то есть ввоз продукции) превышает экспорт на 66,1 миллион долларов.
Несмотря на полный политический разрыв, из стран «ближнего зарубежья» лидирующее положение в торговле по-прежнему занимает Украина. Большое падение на 70 % наблюдалось только в 2014-2015 годы, но очень быстро ситуация выправилась, и товарооборот возобновился. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что в общеукраинский показатель входят также данные внешнеэкономического оборота с непризнанными республиками ДНР и ЛНР.
Мне не хотелось бы обсуждать высокую политику. Но я могу прокомментировать это с точки зрения приграничного региона. Процессы, которые проходят на Украине, мы ощущаем в реальном мире, поскольку живём здесь. Недавно у нас состоялись мероприятия Курской Коренской ярмарки, Среднерусского экономического форума, и предприятия с Украины в частности, с Сумской области начинают к нам возвращаться. Это вполне закономерно, потому что есть политика, а есть экономика. И показатели цифровые налицо.
Заключение.
Важность разгосударствления всех отношений при переходе от плановой системы к рыночной порождает ошибочное представление о, якобы, необходимости устранения государства из сферы экономических преобразований. Происшедшее в реальности, в частности в российской переходной экономике, умаление роли государства в надежде на всесильную творческую роль рынка привело к дополнительным издержкам и трудностям в трансформационном процессе. На деле, роль государства при некотором изменении его функций в переходной экономике возрастает. Если в прежней системе всесильное тоталитарное государство во внешнеэкономической сфере, прежде всего, осуществляет функцию сохранения сложившейся и разъедаемой усиливающимся кризисом плановой экономики, то в переходном процессе оно призвано активно способствовать формированию новой будущей системы. Из данной работы можно сделать следующие выводы: внешнеэкономическую деятельность курской области, с точки зрения экономической безопасности, в целом можно охарактеризовать положительно.
Но есть ряд моментов, на которые стоит обратить внимание:
Вывод.
Наличие развитой инфраструктуры позволяет более эффективно обслуживать рыночные процессы в регионе. Статистический анализ и оценка состояния инфраструктуры необходимы для измерения её влияние на отрасли экономики и характеристики эффективности использования. Анализ статистических данных показал, что отдельные составляющие инфраструктурного обеспечения Курской области отстают от нормативных показателей. Следовательно, дальнейшее совершенствование элементов инфраструктуры региона является необходимым условием увеличения валового регионального продукта и достижения высокого уровня жизни населения
Список использованных источников
1.Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения.
Избранное. - М.: Эксмо, 2007. – 960 с.
2. Кларк Дж. Бейтс. Распределение богатства. – М.: Гелиос АРВ, 2000. - 368с.
3.Тощенко Ж. Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. -М., 2000. – 664 с.
4.Пробст А. Е. Проблемы размещения социалистической промышленности.- М., 2007. – 216 с.
5.Жамин В.А. Инфраструктура при социализме // Вопросы экономики. - 1977. - № 2. - С. 14-34.
6.Федько В.П., Федько Н.Г. Инфраструктура товарного рынка. - Р. н/Д: Феникс, 2000. - 512 с.
7.Статистический сборник Курской области. 2016 г.: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. - Курск, 2016. – 448 с.
Свинья под дубом
Для чего нужна астрономия?
Солдатская шинель
Всему свой срок
Новый снимок Юпитера