В настоящее время в образовании назрела проблема. На десять женщин педагогов в школах приходится всего один мужчина. Статистика удручающая. У многих уже сложился гендерный стереотип, что с детьми в школах должны заниматься только женщины, так как педагогика у них в крови. В современных школах встретить учителя мужчину – редкая удача. А между тем, из истории следует, что самыми лучшими, успешными учителями были мужчины. Вспомните имена Песталоцци и Ушинского, Сухомлинского и Шаталова - они не считали, что педагогика - не достойное мужчин дело, а, наоборот, видели в этом служении будущему свой гражданский долг.
Вложение | Размер |
---|---|
muzhchiny_issledovatelskaya_rabota_1.docx | 528.92 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 г. Вяземского имени Героя Советского Союза Феодосия Порфирьевича Котляра Вяземского муниципального района
Хабаровского края
Районная научно-практическая конференция
«Шаг в науку»
секция: социально-гуманитарное направление
Исследовательская работа на тему:
«Для чего педагоги мужчины в школе?»
Выполнила:
Павлушина Ольга, Шандра Лидия
учащиеся 11 класса
МБОУ СОШ № 20 г. Вяземского имени Ф.П. Котляра
Руководитель:
Лесняк Елена Алексеевна учитель физической
культуры МБОУ СОШ № 20 г. Вяземского имени
Ф.П. Котляра
г. Вяземский
2023 г.
Актуальность. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Указ об объявлении 2023 года Годом педагога и наставника. Учитель во все времена был уважаемым человеком в обществе. Его роль в становлении будущего страны невозможно переоценить. Он один из главных образцов, на которые ориентируется ребенок в период взросления. Поэтому, кроме вполне понятной задачи - научить, передать знания по предмету, в задачи учителя входит и передача ценностей, то есть, формирование разносторонне развитой и гармоничной личности. Психолог Виталий Бамбур писал: «Когда преподаватель транслирует определенные ценности и сам поступает, опираясь на них, это отличный пример. Дети это видят, впитывают и повторяют».
Родители доверяют педагогам самое ценное, что у них есть – своих детей. И они, конечно, желают получить положительный результат от процесса обучения. Но будет ли он положительным? В настоящее время в образовании назрела проблема. На десять женщин-педагогов в школах приходится всего один мужчина. Статистика удручающая. У многих уже сложился гендерный стереотип, что с детьми в школах должны заниматься только женщины, так как педагогика у них в крови. В современных школах встретить учителя мужчину – редкая удача. А между тем, из истории следует, что самыми лучшими, успешными учителями были мужчины. Вспомните имена Песталоцци и Ушинского, Сухомлинского и Шаталова - они не считали, что педагогика - не достойное мужчин дело, а, наоборот, видели в этом служении будущему свой гражданский долг.
Можно долго спорить о том, кто должен учить детей женщины или мужчины. Но не найдется ни одного человека, который бы сказал, что неполная семья – это идеальная семья. Только в семье, где есть мама и папа ребенок получает образец мужского и женского воспитания, то есть гармоничное развитие. А школу мы все называем вторым домом. Именно здесь ребенок проводит большую часть времени. Так о каком же полноценном, а точнее сбалансированном воспитании можно говорить, если мужчина у школьной доски скорее исключение, нежели практика?
В настоящее время наблюдается нестабильная обстановка в нашей стране, да и во всем мире. Именно в этот момент российскому обществу необходима полная сплоченность. Каждый из нас должен быть готов защитить страну, в которой родился и вырос, защитить своих родных и близких. Чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, стремление к совершенству, дисциплина, настойчивость и упорство, все это необходимые составляющие современного гражданина нашего государства. А где, как не в школе ребенок приобретает эти ценные качества. Именно сегодня в школах нужны педагоги - наставники, примеры мужественности и патриотизма.
Новизна работы. В работе будет проведено исследование, доказывающее значимость мужского начала в образовании и развитии подрастающего поколения, впервые рассказано о достойных представителях сильного пола Вяземского района, для которых воспитание и обучение детей не просто работа, а дело большой государственной важности.
Целью данной работы является:
Доказать значимость мужского участия в воспитании подрастающего поколения.
Практическая значимость работы: Практическая значимость работы заключается в том, что она является доказательной базой, определяющей всю ценность и необходимость мужского участия в воспитании и становлении личности ребенка.
Учитель. Как много смысла в этом слове. Для каждого человека оно имеет различную окраску. Учитель помогает вступить во взрослую жизнь, учит уважению, любви к ближнему, вечным ценностям, вкладывает нравственные понятия в души своих учеников. Талант учителя заключается в умении передать знания другому и в умении делать трудные вещи легкими. Учителем надо родиться. Он должен быть сам воспитан, чтобы воспитывать других. И как сказал М. Монтень: «Для того, чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому». Учитель хорош лишь в том случае, если его слова не расходятся с делом (8).
Сегодня сложно представить школу, где большинство учителей – мужчины. Профессиональные и эмоциональные качества женщины в школе ценятся лучше. Гендерные различия стираются, и на первый план выходит человек, личность. Всё зависит от специфики школы и опыта преподавания. Педагоги женщины в силу более выраженного их стремления к упорядоченности, конкретного и прагматического мышления, ориентированы на получение необходимого результата, и они лучше справляются с образовательными задачами, чем мужчины-педагоги (3). А почему? Существуют гендерные различия деятельности и личности педагогов. Понятие гендер (англ.hender - социальный пол) зачастую рассматривают как обнаружение различий между психологическими характеристиками мужчин и женщин. Наверное было бы главным рассматривать личностные проблемы мужчин и женщин, порождаемых дифференциаций их психических характеристик и иерархичностью их социальных ролей, статусов, позиций в микро- и макросоциуме, затрудняющих их самореализацию в профессиональных сферах(в данном случае педагогической, обучающих сферах). Мужской контингент, более склонный к самоанализу и рефлексии, постепенно был вытеснен из школы. Нельзя не видеть естественного предрасположения женщин к учительской профессии, сочувствие и терпение, приветливость и веселость, заботливость и трудолюбие женщин внесли многие из благороднейших черт учителя (Г. Мюнстенберг.,2003. с.311). С.А. Гаранин (1993) выявил, что учителя женщины в большей степени, чем учителя мужчины, стремятся к расширению своих знаний, в то время как учителя-мужчины больше стремятся к научному осмыслению своей педагогической деятельности, к экспериментированию в работе и к изучению динамики развития своих учеников. Болгарский психолог С.В. Иванов (1990) выявил, что у учителей женщин проявляется больше, чем у учителей мужчин, стремление к показу и объяснению учебного материала, они дают учащимся как положительные, так и отрицательные эмоциональные оценки, чаще используют на уроке шутки. Указания, требования, ультимативные рекомендации, прямые распоряжения чаще используют учителя мужчины. У них проявляется большее стремление к конкретным указаниям по организации работы (6).
Сам факт присутствия мужчин в школах имеет большое социально-педагогическое значение, потому что в современной России подавляющее число детей растет в ситуации разведенной семьи. Редкие учителя мужчины хоть как-то могут показывать парням, как ведут себя мужчины в разных ситуациях. То, что мужественность как качество перестает быть главной у мужчин, во многом "виновата" школа. Женщины учителя не умеют воспитывать мужественность. В развитии ребенка огромное значение имеют правильно скоординированное взаимодействие семьи, школы и социума. Ведь от того, какое влияние на ребёнка окажут эти институты в определённое время, и зависит его формирование как личности, формирование его гражданской позиции, и в целом формирование нового поколения людей. В реализации этих задач большую роль играет пример мужчины-отца, мужчины-учителя и мужчины-наставника. Мужчины педагоги во все времена были новаторами: внедрять, преобразовывать, реформировать – это их дело. И сегодня каждый мужчина, решивший пойти по этому пути, является настоящим героем Отечества, вопреки стереотипам создающим условия для гармоничного развития наших детей. Женщина не может полностью заменить мужчину в области воспитания не только мальчиков, но и девочек. У подростков может возникнуть кризис идентичности, что приводит к тяжелым психическим последствиям. В некоторых случаях тяжелое переживание кризиса идентичности может привести к суициду. Для девочек же отсутствие мужчин в школе может сказаться на адекватном формировании образа мужчины. Недостаток мужского воспитания в школе, по мнению психологов, оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка. Исправить эти перекосы поможет не только психолог, которым опять же, чаще всего, является женщина, но и учитель мужчина (2).
Профессор кафедры детской и семейной психотерапии Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Татьяна Гаврилова подчеркивает, что сегодня психологи много внимания уделяют тому, как помочь преодолеть негативные последствия домашней власти женщин. «К сожалению, властная женщина не пойдет к психотерапевту, – считает Гаврилова. – Эффективнее всего бороться с этим (дисбалансом мужского и женского начала) на стадии формирования семьи. Существует и индивидуальная, и групповая терапия, позволяющая скорректировать детско-родительские отношения или развить у девушки больше женственности, а у юноши больше мужественности! Психологи и социологи, изучающие семьи матерей-одиночек, отмечают, что немалое число матерей мужественность и смелость часто ставят на последние места в списке необходимых качеств у своих сыновей. И понятно почему: серьезный и спокойный ребенок не создаст проблем для них. Он, без лишних проблем и хлопот, ей удобен. Но вот незадача: тем самым мать искажает саму мужскую природу мальчика. Потом он не в силах дать сдачу в случае необходимости, терзается постоянными страхами, которые успела внушить ему мать (5).
Преобладающее число женщин в образовании было и во времена СССР. И, если посмотреть данные за те годы, то год от года заметно постепенное (хоть и небольшое) снижение количества мужчин в сфере образования. И можно отметить, что количество мужчин в этой сфере обусловлено культурой и традициями народов. Например, в прибалтийских странах количество женщин в образовании зашкаливало – 90%. А в других республиках СССР их было 65–70%. Но с годами, как мы видим, ситуация совсем не улучшилась. И с этим надо что-то делать. Как отмечает психолог Владимир Собкин, отсутствие мужчин в социальном воспитании и образовании так же плохо, как и неполная семья. По данным международного исследования TALIS, в России в школах работает 15% мужчин, в других развитых странах – около 32%. В Японии, например, мужчин в школах больше, чем женщин. В Китае в сфере образования занято 42% мужчин (4).
Глава 2.
Таблица № 1. Предметы, которые преподают педагоги мужчины
№ | ФИО учителя | Предмет | Школа |
1 | Ванаков Сергей Владимирович | технология | МБОУ ООШ с. Дормидонтовка |
2 | Дювенжи Борис Иванович | физкультура | МБОУ ООШ с. Отрадное |
3 | Захаров Семен Владимирович | преподаватель организатор ОБЖ | МБОУ СОШ № 1 |
4 | Захаров Владимир Семенович | технология | МБОУ СОШ № 20 |
5 | Котоян Гарик Унанович | Английский язык | МБОУ ООШ с. Дормидонтовка |
6 | Кутищев Илья Иванович | физкультура | МБОУ СОШ п. Дормидонтовка |
7 | Палтусов Алексей Дмитриевич | физика | МБОУ СОШ № 2 |
8 | Петренко Владимир Алексеевич | история | МБОУ СОШ № 20 |
9 | Романов Андрей Юрьевич | физкультура | МБОУ СОШ № 2 |
10 | Салиновский Вячеслав Геннадьевич | физкультура | МБОУ ООШ с. Котиково |
11 | Страшко Роман Владимирович | технология | МБОУ СОШ № 2 |
12 | Сухорослов Валерий Федорович | математика | МБОУ СОШ № 2 |
13 | Федоров Павел Павлович | физика | МБОУ СОШ № 1 |
14 | Яровенко Евгений Андреевич | директор | МБОУ СОШ с. Аван |
Если мы заговорили о семье, не лишним бы было узнать, сколько неполных семей воспитывают наших учеников. На этот вопрос мне помогли ответить классные руководители учащихся 5-11 классов. Суммарно подсчитав количество неполных семей, я выяснила, что в среднем и старшем звене нашей школы в 48 семьях нет отца. Это достаточно большое количество. Чем страшна эта цифра? Страдают ли дети, если нет в семье мужского начала? А что такое «Мужское начало»?
Александр Александрович Павлушин родился 12 сентября 1975 года в городе Вяземском. После окончания школы № 20 поступил и успешно окончил Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище им. маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского. Военную службу проходил в г. Хабаровске в воинской части № 51460. У Александра большая крепкая семья, с супругой Эльзой у них трое детей, старший Максим уже прошел службу в армии и сейчас работает в полиции в должности кинолога. Дочь Ольга и сын Ярослав - ученики школы № 20. ⠀ В трудовой книжке Александра всего три места работы: с 2002 года по 2013 год – преподаватель-организатор ОБЖ в профессиональном училище №47. С конца 2013 года работает в молодежном центре Вяземского района в должности преподавателя-организатора ОБЖ и руководит военно-патриотическим клубом «Отечество». Он всегда с детьми, среди детей. Работал по авторской программе, используя инновационные формы военно-патриотической работы. Курсанты ВПК «Отечество» всегда принимали активное участие и являлись главным украшением районных патриотических мероприятий. Ребята вместе с руководителем осуществляли поисковую работу по паспортизации воинских захоронений, организовывали военно-патриотические акции. Совместно с районным советом ветеранов проводили работу по восстановлению имен ветеранов Великой Отечественной войны, не внесенных в краевую книгу Памяти. С 2016 года Александр Александрович является инициатором проведения выездных мастер-классов для руководителей и воспитанников военно-патриотических клубов сельских поселений. В рамках Всероссийской акции «Бессмертный полк» Павлушин А.А. создал электронную книгу памяти «Вечный огонь», где размещена вся информация о земляках, участниках Великой Отечественной войны. Александр Павлушин имеет опыт реализации социальных проектов. Так, в 2019 году молодежный центр выиграл грант Губернатора Хабаровского края, направленный на создание Центра военно-патриотического воспитания подростков и допризывной молодежи в здании бывшего ДОСААФ. А в 2021 году Александр Александрович стал соавтором проекта «Салют! Героям!», посвященного 76-летию Победы в Великой Отечественной войне. На деньги этого гранта было создано салютное отделение военно-патриотического клуба «Отечество» и установлены информационные стенды с информацией о героях-земляках Великой Отечественной войны. С 2017 года Александр руководил районным отделением ЮНАРМИИ. В 2016 году за успехи в работе с допризывной молодёжью награжден грамотой генерала армии заместителя председателя Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов М.А. Моисеева. В 2016 году Павлушину А.А. присвоено почетное звание «Гордость Вяземского района». В 2017 году он стал лауреатом премии Губернатора Хабаровского края в области государственной молодежной политики. С сентября 2022 года мой отец выполняет свой гражданский долг, участвуя в СВО на Украине.
Еще с одним педагогом мужчиной я заочно познакомилась благодаря учителю нашей школы Лесняк Елены Алексеевны. Она рассказала мне об учителе физической культуры Кутищеве Илье Ивановиче.
Илья Иванович родился и вырос в поселке Дормидонтовка. После службы в армии без колебаний выбрал профессию учителя. Выбор этот не случаен, ведь он всегда держал равнение на свою маму, учителя русского языка и литературы Елену Зиновьевну. Успешно окончив Хабаровский институт физкультуры, с 2015 года Илья Иванович работает учителем в средней общеобразовательной школе поселка Дормидонтовки. Его уроки, говорят коллеги, отличаются яркой воспитательной направленностью. Всей душой Илья болеет за то, чтобы физкультурой и спортом ребята занимались не с целью спортивных достижений, а для ежедневного оздоровления своего организма, поднятия духа. Он «сражается» за каждого трудного подростка, увлекает мальчишек и девчонок занятиями в разных секциях. Илья Иванович готовит команды по мини-футболу, волейболу, которые ежегодно становятся призерами и победителями соревнований. И даже в таком новом для района проекте, как тек-регби, дормидонтовский учитель стал лучшим. Команда школы заняла в этих соревнованиях первое место в районе и стала участником региональных игр. Илья Вместе с Александром Павлушиным с сентября месяца находится на Украине, выполняя свой гражданский долг. Его с нетерпением ждёт не только школьный коллектив. Он – прекрасный семьянин. Супруга, Юлия Фаритовна, тоже работает в местной школе учителем начальных классов. У них подрастает сынишка.
Вот эти люди являются яркими представителями педагогической профессии. Именно на таких педагогов надо равняться! Своим примером они показывают каким должен быть настоящий мужчина, гражданин, патриот, защитник, герой!
Выводы:
Заключение.
Исследования, проведенные в работе, доказывают, что для гармоничного развития личности ребенка в школе необходимы как учителя женщины, так и педагоги мужчины. Недостаток мужского воспитания в школе оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка. Нравственные принципы мужчины, его модель социального поведения, привычки, манеры – все это является примером для подражания.
Положительный аспект мужского воспитания состоит в том, что у детей развивается ответственность и требовательность к себе и другим, происходит формирование таких положительных качеств, как мужество, упорство, решительность, трудолюбие, инициативность, воспитание чувства ответственности перед обществом, уважения к старшим, готовности защищать свою Родину и своё достоинство.
В результате исследования подтвердилась выдвинутая рабочая гипотеза. Действительно, мужчины педагоги в школе – это примеры мужества, патриотизма и нравственности.
Я думаю, моя исследовательская работа поможет учащимся, родителям и всей педагогической общественности осознать важность участия мужчин в обучении и воспитании подрастающего поколения. И будет являться призывом к немедленным ответным действиям со стороны административного аппарата, отвечающего за подбор педагогических кадров.
Список литературы.
Интернет-ресурсы:
1.Дефицит учителей-мужчин так же критичен, как и неполная семья /Образование/ https://www.ng.ru/education/2022-10-19/8_8569_family.html
2. Как привлечь в школу мужчин – Учительская газета https://ug.ru/kak-privlech-v-shkolu-muzhchin/
3.Мужчина в образовании: герой, необходимый современной России https://urgaps.ru/news/81
4.Мужчины и женщины в школах мира. - URL: http://fevt.ru/publ/muzhchiny_shkoli_mira/25-1-0-253
5.Мышев Ю. Школе нужны мужчины! - Статьи – Литературная газета https://lgz.ru/article/N18--6222---2009-04-29-/Shkolе-nuzhnы-muzhchinы!8679/
6. Независимая газета https://www.ng.ru/education/2022-10-19/8_8569_family.html
7. Фролов О. Верните мужчину в школу: [интервью с писателем В. П. Васильевым]. http://old.dvkomsomolsk.ru/vernite-muzh chinu-v-shkolu/8
8. Хохлова, В. А. Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях, его влияние на развитие ребёнка https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11291/
9. Семейные архивы.
Таблица № 1. Предметы, которые преподают педагоги мужчины
№ | ФИО учителя | Предмет | Школа |
1 | Ванаков Сергей Владимирович | технология | МБОУ ООШ с. Дормидонтовка |
2 | Дювенжи Борис Иванович | физкультура | МБОУ ООШ с. Отрадное |
3 | Захаров Семен Владимирович | преподаватель организатор ОБЖ | МБОУ СОШ № 1 |
4 | Захаров Владимир Семенович | технология | МБОУ СОШ № 20 |
5 | Котоян Гарик Унанович | Английский язык | МБОУ ООШ с. Дормидонтовка |
6 | Кутищев Илья Иванович | физкультура | МБОУ СОШ п. Дормидонтовка |
7 | Палтусов Алексей Дмитриевич | физика | МБОУ СОШ № 2 |
8 | Петренко Владимир Алексеевич | история | МБОУ СОШ № 20 |
9 | Романов Андрей Юрьевич | физкультура | МБОУ СОШ № 2 |
10 | Салиновский Вячеслав Геннадьевич | физкультура | МБОУ ООШ с. Котиково |
11 | Страшко Роман Владимирович | технология | МБОУ СОШ № 2 |
12 | Сухорослов Валерий Федорович | математика | МБОУ СОШ № 2 |
13 | Федоров Павел Павлович | физика | МБОУ СОШ № 1 |
14 | Яровенко Евгений Андреевич | директор | МБОУ СОШ с. Аван |
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Как нарисовать зайчика
Девчата
Нарисуем попугая цветными карандашами
Осенняя паутина