В начале ХХ века почти каждый молодой литератор придумывал себе псевдоним.
По каким причинам многие писатели и поэты брали себе псевдонимы?
Объектом моего исследования является поэтический псевдоним. Решил я взять именно эту тему, потому что мне было интересно, почему творческие люди, то есть писатели, поэты, артисты, художники и певцы часто берут себе псевдонимы. Мне близка именно область литературы, поэтому я решил попытаться выяснить, каковы причины, побудившие писателей и поэтов выдумывать себе псевдонимы, что скрывается под маской вымышленного имени?
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 45.77 КБ |
Презентация к исследовательской работе | 326.55 КБ |
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Магистральнинская средняя общеобразовательная школа № 22»
Научно – исследовательская работа
«Псевдонимы детских писателей»
Тихоненко Игнат, 4б класс
Груздева Светлана Петровна
Учитель начальных классов
МБОУ «Магистральнинская СОШ № 22»
п. Магистральный
2017 – 2018 учебный год
Оглавление
IV.Список используемых источников………………………………….. 13
V.Приложение …………………………………………………………….14
Актуальность работы.
В начале ХХ века почти каждый молодой литератор придумывал себе псевдоним.
По каким причинам многие писатели и поэты брали себе псевдонимы?
Объектом моего исследования является поэтический псевдоним. Решил я взять именно эту тему, потому что мне было интересно, почему творческие люди, то есть писатели, поэты, артисты, художники и певцы часто берут себе псевдонимы. Мне близка именно область литературы, поэтому я решил попытаться выяснить, каковы причины, побудившие писателей и поэтов выдумывать себе псевдонимы, что скрывается под маской вымышленного имени?
Тема псевдонимов, как мне кажется, всегда была актуальной, актуальна она и сейчас, так как в Интернете я часто сталкиваюсь всё с теми же псевдонимами., только называются они по - другому. Это ники и никнеймы.
Данная работа помогает пополнить знания и развить кругозор, сформировать представление о возникновении псевдонимов и о причине их использования. Своими знаниями я могу поделиться с одноклассниками и другими слушателями.
Цель моей исследовательской работы:
Задачи работы:
Тип проекта: информационный
Содержательная область: монопредметный
Продолжительность выполнения: 2 месяца.
Количество участников: 1.
Предмет и объект исследования: литературное чтение 4 класс, УМК «Школа России»; псевдонимы детских писателей
Гипотеза исследования: я предполагаю, что многие писатели пользовались псевдонимами, чтобы скрыть свою настоящую фамилию.
Методы исследования: изучение теоретического материала по теме; анализ и обобщение материала.
Этапы работы:
Псевдоним в переводе с греч. ψευδής «псевдо»— «ложный» и греч. Όνομα «онима» — «имя».
В словаре С.И. Ожегова слово «псевдоним» означает вымышленное имя человека.
В литературной энциклопедии дается следующее определение псевдонима — вымышленное имя, заменяющее собой настоящее, которое по тем или иным причинам надо скрыть.
Обычай заменять свое имя другим возник давно, еще до изобретения книгопечатания. Наши предки верили в таинственную власть имени над судьбой человека. Считалось, что имя может защитить человека от злых духов, поэтому получается, что первые псевдонимы появились вместе с именем. Ребенку давали два имени: одно, которым его называли все, и второе, настоящее, которое знали только жрецы (священнослужители), родители и сам человек. Таким образом, все имена, которые находились в пользовании, были на самом деле псевдонимами.
Настоящие имена создателей многих эпических произведений до нас не дошли, но мы знаем прозвища их авторов. Так, один из первых индийских поэтов, написавший «Рамаяну» (V в. до н. э.), известен как Вальмики, то есть «муравейник» (на санскрите). Легенда гласит, что в юности он занимался разбоем, а в старости, покаявшись и став отшельником, долгие годы сидел так неподвижно, что муравьи построили на нем свое жилище.
Неизвестно нам настоящее имя древнеиндийского поэта, чья драма «Шакунтала» (о любви царя и простой девушки) обрела мировую славу. Знаем мы лишь прозвище автора – Калидаса, то есть раб Кали, богини, олицетворявшей рождение и смерть всего живого.
Некоторые прозвища были связаны с внешним обликом автора. Так, первый древнеримский поэт, чьи произведения дошли до нашего времени, известен не как Аппий Клавдий, а как Аппий Клавдий Слепой. Имя знаменитого римского оратора – Цицерон – прозвище, полученное за бородавку (cicero – горошинка), а первые два, родовые: Марк и Туллий, отошли на второй план.
Древнеримские поэты Овидий и Гораций также имели третьи имена, отмечавшие особенности их внешности: первый – Назон (носатый); второй – Флакк (лопоухий).
Порой прозвище подчеркивало какую-нибудь черту в характере автора, его жизни или творчестве. Так, римский баснописец, впервые введший в литературу жанр сатиры, где под видом животных изображались люди, был прозван Федром (по-гречески – веселый). Он жил в I веке н. э.
Европейские средневековые авторы (чаще всего монахи), независимо от национальности, писали по-латыни. Пушкин отмечает, что «в ХIV столетии… латинский язык почитался первым признаком образованного человека». Поэтому и псевдонимы у многих авторов тех времен были латинские. Так, один из первых английских историков, слепой Бэда, известен под именем Венерабилис (достопочтенный).
В основе вымышленного имени могло быть также занятие, звание, общественное положение автора. Один византийский поэт VI века известен под именем Павел Силенциарий, так как занимал при дворе императора Юстиниана пост начальника дворцовой стражи, которая именовалась силенциариями, то есть блюстителями тишины.
Австрийский поэт ХIII в. вошел в литературу как Вернер дер Гертнер, т. е. Вернер-садовник: он был долгое время садовником монастыря. Прозвище Протопресвитер Итский испанского поэта ХIV в. Хуана Руиса говорит о том, что он был священнослужителем.
Часто жизнь псевдонима была короткой: вымышленное имя, под которой начинающий автор из осторожности или по другим соображениям вступал на литературное поприще, оказывалось ненужным и отбрасывалось. Но порой, и не так уж редко, псевдоним полностью вытеснял настоящую фамилию как на страницах книг, так и в жизни.
Современный английский словарь псевдонимов насчитывает около 60 тысяч, а немецкий - около 83 тысяч вымышленных фамилий. В Дании словарь псевдонимов включает 10 тысяч.
Русские литературоведы и библиографы этому вопросу также уделяли этому вопросу большое значение. В 1874 году Г.Геннади составил «Список русских писателей, использовавших вымышленные имена».
Советский библиограф И.Ф.Масанов собрал свыше 80 тысяч русских писателей, учёных и общественных деятелей. Его словарь состоит из четырёх томов и является сейчас наиболее полным справочником этого рода.
Однако, из всех этих словарей и справочников можно узнать только, кто стоит за тем или иным псевдонимом, а истинную причину использования псевдонимов большинство писателей унесли с собой в могилу.
История рождения, да и имени знаменитого писателя, переводчика и литературоведа Корнея Ивановича Чуковского вообще похожа на приключенческий роман. Николай Васильевич Корнейчуков был незаконнорожденным сыном полтавской крестьянки Екатерины Корнейчук и петербургского студента знатного происхождения. После трех лет совместной жизни отец бросил незаконную семью и двоих детей — дочь Марусю и сына Николая. По метрике у Николая как незаконнорождённого вообще не было отчества. С начала литературной деятельности Корнейчуков, долгое время тяготившийся своей незаконнорожденностью, использовал псевдоним «Корней Чуковский», к которому позже присоединилось фиктивное отчество — «Иванович». Позднее Корней Иванович Чуковский стало его настоящим именем, отчеством и фамилией. Дети писателя носили отчество Корнеевичи и фамилию Чуковские. Детский писатель Корнейчуков , вероятно, в целях благозвучия разделил фамилию на имя и фамилию.
Так образовался псевдоним Корней Чуковский.
Находясь в годы гражданской войны на территории белогвардейцев, печатался в журнале «Утро Юга» под псевдонимом Доктор Фрикен. Лишь псевдоним, тщательно оберегаемый редакцией, помог Маршаку избежать расправы за то, что он высмеивал генералов - самодуров.
Д.Н.Мамин-Сибиряк (Мамин) вспоминает: «Пробовал я подписываться фамилиями Рассказов и Томский – не то! А мою фамилию еще в бурсе просмеяли: мы, мол, все мамины, почему не тятин? И решили, что самый подходящий псевдоним – Сибиряк: ведь Екатеринбург – за Уралом, и в представлении российских Сибирь и Зауралье сливаются в одно понятие!»
4. Антон Павлович Чехов
За свою жизнь Антон Павлович Чехов (Чехонте) создал около 900 произведений, среди которых «Ванька», «Мальчики», «Зиночка» , «Каштанка», «Белолобый» и др. У Антона Павловича Чехова было много шуточных псевдонимов. Сотрудничая в "Стрекозе" и других журналах конца XIX века, он подписывался: Врач без пациентов (намек на свой врачебный диплом), Гайка №6, Шампанский, Человек без селезенки.
Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг). В семье, где рос Александр было 5 детей, двоих из них звали Саша. Блондина называли «Белый», брюнета – «Чёрный» - отсюда и псевдоним.
Фамилия Фет (точнее, Фёт) стала для поэта, как он впоследствии вспоминал, «именем всех его страданий и горестей». Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через месяц у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин. При рождении записан (вероятно, за взятку) законным сыном своих родителей, хотя родился через месяц после прибытия Шарлотты в Россию и за год до их брака. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца, и лишен дворянского титула. Таким образом, его отцом стал считаться первый муж Шарлотты, немец Фёт; кто в действительности был отцом Афанасия неизвестно. Это лишало его привилегий, дававшихся потомственным дворянам. Отныне он должен был носить фамилию Фет, богатый наследник внезапно превратился в "человека без имени", сына безвестного иностранца сомнительного происхождения. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.
В 1873 году он официально вернул себе фамилию Шеншин, но литературные произведения и переводы продолжал подписывать фамилией Фет.
(Даниил Иванович Ювачев). Первые стихи подписывал - Даниэль Шарм. Но именно в 1925 году он становится собственно Даниилом Хармсом. «Charm» по – английски значит «обаяние, очарование» (и по – французски, и по – немецки, кстати). Стало быть, «Charm», выходит, «чары», «обаяние в квадрате». И жизнь и творчество доказывали это.
7. Алексей Максимович Пешков
Сразу же стоит сделать важную оговорку: Максим Горький – это литературный псевдоним писателя, в действительности же его звали – Алексей Максимович Пешков. Будущий литератор родился в Нижнем Новгороде. В достаточно раннем возрасте Максим остался без родителей: его отец умер от холеры, а мать – от туберкулёза. Своим воспитанием подрастающий Горький был обязан бабушке с дедушкой, которые учили его всему тому, что знали сами. С самых малых лет мальчик впитывал в себя бунтарский дух борьбы. К двенадцати годам паренёк уже имел за плечами опыт работы на пароходе, а также разнорабочим. По сути, Максим Горький стал взрослым, не успев вкусить прелести детства. Однако именно этот горький опыт юного бунтаря и натолкнул впоследствии Максима взять псевдоним – Горький
Причин появления и приёмов создания псевдонимов писателей и поэтов существует много. По результатам исследования 7 псевдонимов, наиболее распространенными причинами для обращения к ложному имени писателей являются:
1) родственные связи ( недовольство родителей родом деятельности и др.);
2) избежание преследований цензуры;
3) замена фамилии на более благозвучную, лаконичную.
Изучив указанные псевдонимы, можно сказать, что эти имена, являясь ложными, вымышленными, говорят нам о писателе или поэте. Именно Чуковского мы знаем и любим, а не Корнейчукова, именно Саша Чёрный привлёк нас своими произведениями, а не Александр Гликберг. И пусть псевдонимы образовались разными способами и по разным причинам, одно ясно, писателю это очень нужно было.
В рамках данного исследования было проведено анкетирование среди учащихся 4 классов. Меня интересовало, знают ли сверстники псевдонимы писателей и поэтов, как относятся к проблеме использования вымышленного имени.
По результатам анкетирования, далеко не всех писателей, имеющих псевдоним, знают сверстники.
На уроке литературы в 4 классах был проведен опрос. В опросе принимало участие 41 человек. Учащимся в форме анкетирования были заданы вопросы и получены следующие ответы:
Знаете ли Вы, что такое псевдоним?
- Да (34 чел.- 82,9 %)
- Нет (5 чел.- 12,2 %)
- Затрудняюсь ответить (2 чел.- 4,9 %).
Сколько авторов, скрывавших свое настоящее имя в литературе, вы знаете?
- Одного (18 чел.- 43,9 %)
- Двоих (12 чел.- 29,3 %)
- Больше двух (11 чел.- 26,8 %).
Зарегистрированы ли Вы в социальных сетях?
- Да (32 чел.- 78 %)
- Нет (9 чел.- 22 %).
Знаете ли Вы, что такое никнейм?
- Да (38 чел.- 92,7 %)
- Нет (3 чел.- 7,3 %).
В ходе подведения итогов опроса было выявлено, что ребята хорошо ориентируются в современном мире интернета. Знают, что здесь очень распространены никнеймы, особенно в блогах, чатах. В анкете не содержалась просьба привести примеры известных «ников», но ребята были готовы привести разные примеры «ников»: и смешных, и мультяшных, и даже злых. Немного расстроило то, что учащиеся мало знают о настоящих псевдонимах в истории литературы. Поэтому данная работа помогла ребятам обогатить свои знания по этой теме.
V. Заключение
Работая по данной теме, я выяснил, как выбирался писателем тот или иной псевдоним.
Было интересно узнать, что один и тот же человек за свою творческую жизнь использовал не один псевдоним. Выяснилось, что такими были Чехов, Горький.
Решая задачу за задачей, мне удалось раскрыть псевдонимы 7 писателей и поэтов, показав тем самым любопытные страницы их литературной жизни.
На данный момент – это только начало списка псевдонимов, изучая литературу далее, этот список, безусловно, будет пополняться и ещё много интересного можно узнать.
В будущем предполагается не только пополнять список писателей, скрывших свои имена, но и обратиться к происхождению псевдонимов артистов, певцов, а возможно, и людей политики.
Безусловно, это научная, трудная работа, но интересная и притягивает некой таинственностью.
VI. Литература
1. Ведина, Т.Ф. Тайны псевдонимов: Словарь для любознательных / Т.Ф. Ведина, Н.В. Лебедева. – М., 1983.
2. Воронова О.Н. и др. Биографический [и библиографический] словарь: [В 3 частях] / Главный редактор альманаха С. Самсонов; Координатор проекта И. Линкова. – М.: Либерея; Российская государственная детская библиотека, 1999.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование», 2004. – 1200 с.
4. Шалаева Г.П. Большой библиографический справочник «Кто есть кто ?»М.: СЛОВО, Эксмо, 2007. – 1264 с.
5. Энциклопедия для детей. Т. 15. Всемирная литература. Ч.2. XIX и ХХ века / глав. ред. В.А. Володин. – М., 2001.
6. http:// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. http:// www. fiction book.ru
8. http:// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
VII. Приложение
Анкета
1. Знаете ли Вы, что такое псевдоним?
2. Сколько авторов, скрывавших свое настоящее имя в литературе, вы знаете?
3. Зарегистрированы ли Вы в социальных сетях?
4. Знаете ли Вы, что такое никнейм?
Слайд 1
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение « Магистральнинская средняя общеобразовательная школа № 22» Тихоненко Игнат, 4б класс Груздева Светлана Петровна Учитель начальных классов МБОУ « Магистральнинская СОШ № 22» Научно – исследовательская работа «Псевдонимы детских писателей»Слайд 2
Объектом моего исследования является поэтический псевдоним. Решил я взять именно эту тему, потому что мне было интересно, почему творческие люди, то есть писатели, поэты, артисты, художники и певцы часто берут себе псевдонимы . Тема псевдонимов, как мне кажется, всегда была актуальной, актуальна она и сейчас, так как в Интернете я часто сталкиваюсь всё с теми же псевдонимами, только называются они по - другому. Это ники и никнеймы .
Слайд 3
Цель моей исследовательской работы : Выяснить значение слова «псевдоним» Проследить историю возникновения псевдонимов. Составить список детских авторов, писавших под псевдонимами. Выявить причины возникновения псевдонимов
Слайд 4
Задачи работы : С помощью толкового словаря выяснить значение слова «псевдоним». Найти портреты писателей. Изучить биографии авторов, работавших под псевдонимами. Провести анкетирование с учащимися четвёртых классов.
Слайд 5
Гипотеза исследования: Я предполагаю, что многие писатели пользовались псевдонимами, чтобы скрыть свою настоящую фамилию.
Слайд 6
Методы исследования : изучение теоретического материала по теме; анализ обобщение материала.
Слайд 7
1. Понятие псевдонима Псевдоним в переводе с греч. ψευδής «псевдо»— «ложный» и греч. Όνομ α «онима» — «имя». В словаре С.И. Ожегова слово «псевдоним» означает вымышленное имя человека. В литературной энциклопедии дается следующее определение псевдонима — вымышленное имя, заменяющее собой настоящее, которое по тем или иным причинам надо скрыть.
Слайд 8
2. История возникновения псевдонимов Обычай заменять свое имя другим возник давно, еще до изобретения книгопечатания. Наши предки верили в таинственную власть имени над судьбой человека. Считалось, что имя может защитить человека от злых духов, поэтому получается, что первые псевдонимы появились вместе с именем. Ребенку давали два имени: одно, которым его называли все, и второе, настоящее, которое знали только жрецы (священнослужители), родители и сам человек. Таким образом, все имена, которые находились в пользовании, были на самом деле псевдонимами.
Слайд 9
Некоторые прозвища были связаны с внешним обликом автора . Порой прозвище подчеркивало какую-нибудь черту в характере автора, его жизни или творчестве . В основе вымышленного имени могло быть также занятие, звание, общественное положение автора . Часто жизнь псевдонима была короткой: вымышленное имя, под которой начинающий автор из осторожности или по другим соображениям вступал на литературное поприще, оказывалось ненужным и отбрасывалось. Но порой псевдоним полностью вытеснял настоящую фамилию как на страницах книг, так и в жизни.
Слайд 10
Русские литературоведы и библиографы этому вопросу также уделяли большое значение. В 1874 году Г.Геннади составил «Список русских писателей, использовавших вымышленные имена». Советский библиограф И.Ф.Масанов собрал свыше 80 тысяч русских писателей, учёных и общественных деятелей. Его словарь состоит из четырёх томов и является сейчас наиболее полным справочником этого рода.
Слайд 11
Портреты писателей, писавших под псевдонимами
Слайд 12
Корней Иванович Чуковский (Николай Иванович Корнейчуков )
Слайд 13
Самуил Яковлевич Маршак (Доктор Фрикен )
Слайд 14
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (Д. М. Мамин)
Слайд 15
Антон Павлович Чехов (Антоша Чехонте )
Слайд 16
Саша Чёрный ( Александр Михайлович Гликберг).
Слайд 17
Афанасий Афанасьевич Фет (Афанасий Афанасьевич Шеншин )
Слайд 18
Даниил Иванович Хармс (Даниэль Шарм) (Даниил Иванович Ювачёв)
Слайд 19
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)
Слайд 20
Вывод: Причины п оявления псевдонимов: Родственные связи (недовольство родителей родом деятельности); Избежание преследований цензуры; Замена фамилии на более благозвучную, лаконичную.
Слайд 21
Практическая часть Анкетирование среди учащихся 4-х классов (41 человек) 1 . Знаете ли Вы, что такое псевдоним? - Да (34 чел.- 82,9 %) - Нет (5 чел.- 12,2 %) - Затрудняюсь ответить (2 чел.- 4,9 %). 2. Сколько авторов, скрывавших свое настоящее имя в литературе, вы знаете? - Одного (18 чел.- 43,9 %) - Двоих (12 чел.- 29,3 %) - Больше двух (11 чел.- 26,8 %). 3. Зарегистрированы ли Вы в социальных сетях? - Да (32 чел.- 78 %) - Нет (9 чел.- 22 %). 4. Знаете ли Вы, что такое никнейм ? - Да (38 чел.- 92,7 %) - Нет (3 чел.- 7,3 %).
Слайд 22
В ходе подведения итогов опроса было выявлено, что ребята хорошо ориентируются в современном мире интернета. Знают, что здесь очень распространены никнеймы , особенно в блогах , чатах. В анкете не содержалась просьба привести примеры известных « ников », но ребята были готовы привести разные примеры « ников »: и смешных, и мультяшных , и даже злых. Немного расстроило то, что учащиеся мало знают о настоящих псевдонимах в истории литературы. Поэтому данная работа помогла ребятам обогатить свои знания по этой теме.
Слайд 23
Заключение Псевдонимы используют в основном творческие люди: писатели, актёры, многие современные певцы ; Происхождение псевдонимов писателей связано с их жизнью ; Псевдонимы характеризуют Даниила Хармса, Корнея Чуковского, А.П. Чехова как оптимистичных, жизнерадостных и остроумных людей.
Слайд 24
Литература 1. Ведина , Т.Ф. Тайны псевдонимов: Словарь для любознательных / Т.Ф. Ведина , Н.В. Лебедева. – М., 1983. 2. Воронова О.Н. и др. Биографический [и библиографический] словарь: [В 3 частях] / Главный редактор альманаха С. Самсонов; Координатор проекта И. Линкова. – М.: Либерея ; Российская государственная детская библиотека, 1999. 3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр . – М.: ООО «Издательство «Мир и образование», 2004. – 1200 с. 4. Шалаева Г.П. Большой библиографический справочник «Кто есть кто ?»М.: СЛОВО, Эксмо , 2007. – 1264 с. 5. Энциклопедия для детей. Т. 15. Всемирная литература. Ч.2. XIX и ХХ века / глав. ред. В.А. Володин. – М., 2001. 6. http:// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 7. http:// www . fiction book.ru 8. http:// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Слайд 25
Спасибо за внимание!
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Почему Уран и Нептун разного цвета
Ночная стрельба
Рисуют дети водопад
Весенние чудеса