Данная работа моей ученицы победила в номинации "Реализованные Ламы" во всероссийской НПК "Святые места" 28 февраля 2023 года
Вложение | Размер |
---|---|
kuzhuget_aliyana.doc | 82.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кызыл-Дагская средняя общеобразовательная школа
имени Хертек Анчимаа-Тока
села Кызыл-Даг муниципального района
«Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»
ДОКЛАД
Роль Саая Когела Мижитеевича в возрождении буддийской религии в Туве
Выполнила ученица 7 класса
Кужугет Алияна Айдыновна
Руководитель-Кужугет Ольга
Болат-ооловна
Кызыл-Даг-2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1.Роль Саая Когела Мижитеевича в возрождении буддийской религии в Туве.
Заключение.
Литература.
Информаторы.
Приложения.
ВВЕДЕНИЕ
В каждом селе были и есть люди глубокого мудрого ума, большие мастера своего дела, одарённые от природы умельцы, тонко чувствующие прекрасное, здоровые телом и духом- истинные носители народной культуры. Таких людей, которых мы называем «Живыми энциклопедиями», в нашем селе Кызыл-Даг очень много, и среди таких людей был и Саая Когел Мижитеевич, мастер-камнерез, член Союза художников России, «Человек века», кешпи-лама вновь построенного Коп-Соокского хурээ. Он был великим человеком, у которого, можно сказать, был девиз жизни: «Унаследовать, впитать в кровь и душу поколений опыт предков, возрождая утерянное, сохраняя и развивая уцелевшее». Когел Мижитеевич в своей жизни был религиозным деятелем, который дал второе дыхание жизни разрушенному в 30-х годах 20 века Коп-Соокскому хурээ, и память о таком прекрасном человеке с большой буквы мы должны сохранить и донести до следующих потомков. С этой целью мы хотим рассказать о роли Саая Когела Мижитеевича в возрождении буддийской религии в Туве.
Для достижения цели работы мы поставили перед собой следующие задачи:
-изучить биографию Саая Когела Мижитеевича;
- изучить историю Коп-Соокского хурээ;
- встретиться с информаторами по сбору информации о жизни и творчестве Когела Мижитеевича.
Объект работы.
Жизнь Саая Когела Мижитеевича, как ламы, восстановившего Коп-Соокское хурээ.
Практическая значимость работы.
Работу можно продолжить для изучения творчества Саая Когела Мижитеевича студентами, учителями, учёными.
Саая Когел Мижитеевич был почетным жителем Бай-Тайгинского кожууна.Он был и ламой,и камнерезом, и врачевателем, и учителем, и наставником молодых. Лауреат государственной премии Российской Федерации имени Е.Репина, заслуженный художник Тувинской АССР, член Союза художников России, обладатель Ордена Республики Тыва, герой Почетной книги «Люди 20 века». Всю свою долгую жизнь Когел Мижитеевич оставался верным своей Бай-Тайге- жил, работал и творил в своём родном селе Кызыл-Даг.
Бай-Тайга в переводе с тувинского языка означает «Богатая тайга». Говорят, что в древние времена здесь паслись бесчисленные стада. И до сих пор на склонах гор сохранились тропы, вытоптанные некогда овцами. А маленькое её село Кызыл-Даг стало колыбелью камнерезного искусства.
О своем родном крае Когел Мижитеевич рассказывал так: « Когда-то в местечке Коп-Соок («Много костей») высился буддийский храм, в котором служили триста монахов. До сих пор сохранилась легенда, которая говорит, что некогда на местных мирных жителей напали завоеватели с намерением угнать скот. Но с небес грянул каменный град, и все чужеземцы погибли. Поэтому это место называется Коп-Соок (« ковей соок»- «много костей»).
Возможно, это небыль, но может быть и быль о метеорите. Но в этих краях и сейчас можно отыскать в земле кости, которые применяются в народной медицине. Сохранились здесь и огромные камни, заложенные в фундамент хурээ, буддийского храма, который был сожжен ревсомольцами в 1929 году».
В 1991 году в центре села Кызыл-Даг многими мастерами вновь было построено новое хурээ под руководстом Когела Мижитеевича. Об истории возникновения нового буддийского храма так говорил мастер-камнерез Кочаа Сергей Хомушкуевич: «Взялись мы строить школьную мастерскую. Решили возвести здание в восточном стиле. Выбили денег на строительство двухквартирного дома. Но денег оказалось катастрофически мало. Тогда, чтобы привлечь народ к строительству, мы решили, что на втором этаже будет хурээ, а первый отдадим камнерезам и их воспитанникам».
Помещение храма украсили местные художники. Скульптуру буддийского божества прекрасно сделал член Союза художников Хеймер-оол Донгак. Заслуженный художник России Дондук Дойбухаа вырезал из агальматолита Саган- Тарийга- Белого Тару. Всю роспись по дереву осуществил народный мастер Когел Мижитеевич Саая.И в новое хурээ привезли культовые буддийские предметы, которые находились в тайнике в пещере: это щоны, тридцать две книги, медные чаши, бубен, прекрасно сохранившиеся сутры, стрела, лампадка и даже масло к ней. По завещанию своего отца, ламы старого Коп-Соокского хурээ, этот тайник показал житель села Тээли Доржу Салчак. Так появилось новое Коп-Соокское хурээ, где Когел Мижитеевич стал работать ламой.
Саая Когел Мижитеевич родился 10 июля 1931 года в сумоне Аксы-Барлык Барун-Хемчикского кожууна в многодетной аратской семье. В его родословной четыре поколения подряд были потомственными кузнецами. Мастер вспоминал, что у них был очень талантливый прапрадедушка, звали его Тырык-Кара, который был прославлен народным мастером. Он изготавливал декоративные изделия из золота, серебра, дерева и кожи. У прапрадедушки Тырык-Кара был сын Дарган-Хелин, который был ламой Коп-Соокского хурээ, и он умел красиво вырезать из дерева и делать статуи разных бурханов. А папа Когела Мижитеевича был сыном Дарган-Хелина. У них в семье было восемь детей, вырос и воспитывался он среди народных мастеров и научился резьбе по дереву, кузнецкому мастерству и росписи по дереву.
На вопрос: «Как Когел Мижитеевич стал мастером на все руки?» отвечал он коротко: « Я, сын Мижитея, научился всему творчеству, что я умею, от своего дедушки Дарган-Хелина».
Родители Саая Когела Мижитеевича жили на территории Коп-Соока, Хонделена, Оорга-Кыры и на территории тайги Ажыг-Кара-Суг, что находится в Бай-Тайге. В близлежащих стоянках жили аймаки очень талантливых кузнецов, мастеров. Это семьи Кужугета Дуктуг-оола, Кандана Хертека, Мижит-Доржу Хертека, Тойбухаа Хертека.
Маленький Когел всегда находился в кругу мастеров, любил наблюдать, как из их рук выходят прекрасные изделия для быта, для украшения. Особенно ему нравилась резьба по камню-чонар-даш. Постепенно он даже сам не заметил, как оказался в мире творчества и красоты. Именно от своего дедушки, ламы Дарган-Хелина, Когел Мижитеевич получил азы буддийской религии.
Когел Мижитеевич с малых лет был очень разносторонним в творческих интересах. Он не смог получить никакого профессионального образования, его школой являлась «школа народных мастеров», учился в начальных классах, много лет работал шофёром, чабаном. Но этот простой человек настолько был одарён редким педагогическим даром и тактом, умеющим привлечь к искусству и буддийской религии молодежь, что все жители к нему обращались добрым и уважительным словом «Башкы» («Учитель»).
Именно по инициативе Когела Мижитеевича был восстановлен буддийский храм на старом месте в местечке Тейлер недалеко от села Кызыл-Даг, где сохранились руины старого храма. Это место священно тем, что оно было выбрано по предложению Богдо-Гегена. В восстановлении храма участвовали дети и внуки мастера, народные мастера, жители села Кызыл-Даг, помогали и учащиеся нашей школы. Когелу Мижитеевичу удалось объединить вокруг своей идеи сотни земляков. В Кызыле и Тээли прошли благотворительные марафоны для восстановления храма. Ход стройки храма можно считать особенностью сельской жизни. Это «Школа народных мастеров», она играет большую роль в духовно-нравственном росте подрастающего поколения. Это такая хорошая традиция, благотворно влияющая на воспитание детей. В селе на помощь любому большому делу собираются по 15-20 мужчин с напутственными словами «Ууле бутсун!» («Пусть хорошо сбудется благородное дело!») Помощь оказывается всегда бесплатно. Все это происходит на глазах детей и с их участием. Дети, наблюдая за работой взрослых, незаметно становятся учениками «Мира сотворения красоты и духовности руками человека». В этом есть самое ценное этой доброй традиции. Так и прошла стройка нового буддийского храма. Почти все учащиеся и учителя помнят новоселье Коп-Соокского хурээ, помнят бескорыстный труд строителей, художников, помнят помощь в новостройке всех жителей сумона. В работе по художественному оформлению хурээ участвовали дети Когела Мижитеевича Саая Чечен-оол Когелович,Саая Чечен-кыс Когеловна, внук мастера Саая Дарыма, ученики Кужугет Белек(9кл.), Кужугет Белек (11кл.),Ондар Алдын-Сай, Бичелдей Сайын и другие. И не случайно выпускник нашей школы Серен-Чимит Сергек стал первым профессиональным буддийским художником после окончания монгольского буддийского училища.
Когел Мижитеевич говорил: «Древние люди верили в духов земли, воздуха, воды и неба. Эта языческая вера и стала причиной появления росписи. Именно на человеческих суевериях и базировались первые узоры росписи. Каждый символ, использовавшийся в росписи, имеет свое значение. поэтому роспись по дереву играет большую роль в буддийской религии».
С 2000 по 2010 годы Когел Мижитеевич работал мастером экспериментальной площадки «Национальная культура в сфере образования» на базе Кызыл-Дагской средней школы. Он преподавал курс «Роспись по дереву». Свои занятия Когел Мижитеевич проводил в хурээ, где воспитанники не только обучались у великого мастера росписи по дереву, но и практически выполняли росписи буддийского храма. Здесь они узнавали от ламы о буддийских традициях, об устройстве мира и назначении в нем человека. Когел Мижитеевич всегда давал напутственные слова молодому поколению, особенно, когда он приходил в качестве гостя на урок «Основы мировых и религиозных культур, и , конечно же, во время праздника Шагаа. Это усвоение и претворение в жизнь 10 добродетелей (буян кылыры), «белых дел», которые являются основой нравственности человека:
-не лишать жизни живого существа;
-не воровать;
-не совершать развратных действий;
-не лгать;
-не злословить;
-не грубить;
-не заниматься пустословием;
-не завидовать;
-не проявлять злонамеренности;
-избегать ложных взглядов.
Результатом его духовной деятельности являются хорошие результаты в различных конкурсах по духовно-нравственному воспитанию учащихся нашей школы. Например, ученик Конгар-оол Аганак (руководитель Кужугет О.Б.) стал победителем международного детского творческого конкурса «Сказка красивого сердца» в рамках проекта «Я выбираю доброжелательность» ЮНЕСКО - в номинации «Письменная работа в жанре сказки эпической, поэтической или драматической формы». Его «Сказка красивого сердца о мальчике Маадыре» на буддийских мотивах имеет большой воспитательный характер.
На основе этой сказки центром дополнительного образования села Тээли «Авырал» был создан мультипликационный фильм, который является победителем многих всероссийских и региональных конкурсов анимационных фильмов.
Когел Мижитеевич всегда болел душой за свою малую родину и безвозмездно помогал музеям реставрировать важные исторические экспонаты. Например, он отреставрировал для Тувинского республиканского краеведческого музея им. 60-ти богатырей несколько буддийских божеств (бодхисатв). Большое внимание мастер уделял ещё изготовлению предметов культового назначения.
Когел Мижитеевич очень хорошо знал пользу растительного мира и в искусстве, и в народной медицине. Он помогал и лечил жителей народной медициной. Он, наверно, один из редких мастеров современности, знал тайну изготовления красок для росписи по дереву из растений. Хочется отметить то, что Когел Мижитеевич успел в своей жизни выполнить свою миссию- миссию добродетеля : и в творчестве, и в педагогике, и в религии. В 2019 году после встречи с Когелем Мижитеевичем Шолбан Валерьевич Кара-оол, Глава Республики Тыва, писал так: «Преклоняюсь перед людьми, которые, прожив долгую-долгую жизнь, сделав сполна добрых дел, сохраняют способность мечтать и, самое главное, добиваться исполнения сокровенных желаний. Уважаемый Когел Мижитеевич Саая, лама, врачеватель и художник, удостоенный госпремии России за камнерезное искусство, снова удивил меня своим неуёмным желанием к созиданию. Он уже построил в родной Бай-Тайге буддийский храм, подняв на это дело сотни земляков. В свои 86 лет он продолжает говорить о приобщении людей к вере, добрым делам. На этот раз речь идет о строительстве в селе Кызыл-Даг статуи божества Ченрезиг, своего рода хранителя мирной жизни, и конечно, нашего народа. Это предложение, от которого невозможно отказаться, особенно, когда мудрый старец обосновывает это завещанием предков. Будучи 15 –летним подростком Когел Мижитеевич получил такое наставление от старшего поколения буддийских лам. Причем они предрекли ему это событие и даже предсказали знамения, про которые он, как сам признался, забыл, и, только к 85 годам увидел тот самый знак, о котором его предупредили более 70 лет назад. Это и привело сегодня Когела Мижитеевича, он добрался до города и рассказал мне эту историю». После таких слов благодарности Шолбана Валерьевича мы тоже хотим сказать, что преклоняемся перед Когелом Мижитеевичем, перед уникальным человеком 20 века, который сыграл большую роль в возрождении буддийской религии в Туве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Человеком с большой буквы, который передавал свое уникальное творчество, национальную культуру, тайну и загадку красоты искусства тувинского народа, духовную культуру являлся Саая Когел Мижитеевич, мастер на все руки. Сегодня с нами нет великого мастера, но с нами живут и радуют нас его бесценные работы, его дело в развитии духовности. И очень важно, чтобы в скором времени вышла книга о творчестве ВЕЛИКОГО МАСТЕРА. .
Литература
1.Каталог произведений художников автономных республик России.-М,1971. 2.Кривдик В.Стал камнерез фермером.\\ «Жизнь национальностей»,№1,1995. 3.Салчак В.Ш.Подготовка камнерезов.\\ «Башкы»,№4,2005. 4.Тыва улусчу ус-тывыш уран чуулунун технологияларынга белеткээринин ооредилге-методиктиг комплекизи.7-9 класстар. Программалар.Методиктиг сумелер.Словарьлар.К.,2010. 5. Тувинско-русский словарьМ., 1968г. 6. Червонная С.М. Художники Республики Тыва.-С.-Пб., 1995 7.https://kizil.bezformata.com/listnews/vstretilsya-so-starejshim-kamnerezom-kogelom/63216569/ Информаторы: 1.Артаа Чечек Хертековна, 1946 г.р., с. Кызыл-Даг. 2.Кужугет Ольга Болат-ооловна, 1967 г.р.,с. Кызыл-Даг. 3.Биче-оол Роза Болат-ооловна, 1970 г.р.. с.Кызыл-Даг. 4.Сурун Александра сарыгларовна, 1942 г.р., с.Кызыл-Даг. 5.Сарыглар Светлана Монгушовна, 1955 г.р., с.Кызыл-Даг. Приложения 1.Документальный фильм о Саая К.М. ЦДО «Авырал» 2.Презентация 3.Мультфильм «Сказка красивого сердца»
|
|
Басня "Две подруги"
Барсучья кладовая. Александр Барков
На горке
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Рисуем осень: поле после сбора урожая