Внимание играет огромную роль в жизни каждого человека. Без него восприятия мира было бы неполноценным. Для выполнения различных видов деятельности, в том числе учебной, необходимо задействовать внимание.
После урока физической культуры мною было замечено, что мне трудно стало сосредоточиться на изучении нового материала. Кроме того, в дальнейшем другие учащиеся воспринимают информацию до урока физической культуры и после неё по - разному. В связи с этим мне стало интересно, как оказывает ли физическая нагрузка влияние на внимание
Вложение | Размер |
---|---|
vnimanie_fizicheskoy_nagruzki_na_vnimanie.docx | 169.9 КБ |
vliyanie_fizicheskoy_nagruzki_na_vnimanie_2.pptx | 1.59 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийский район «Средняя общеобразовательная школа».
Тема: «Влияние физической нагрузки на внимание».
Выполнила:
Степанова Валентина Сергеевна
11 класс
Руководитель:
Зайцева Елена Юрьевна
Педагог по физической культуре и спорту
МБОУ Ханты-Мансийский район
П.Горноправдинск
2021г.
Актуальность:Внимание играет огромную роль в жизни каждого человека. Без него восприятия мира было бы неполноценным. Для выполнения различных видов деятельности, в том числе учебной, необходимо задействовать внимание.
После урока физической культуры мною было замечено, что мне трудно стало сосредоточиться на изучении нового материала. Кроме того, в дальнейшем другие учащиеся воспринимают информацию до урока физической культуры и после неё по - разному. В связи с этим мне стало интересно, как оказывает ли физическая нагрузка влияние на внимание.
Целью нашей работы является изучение влияния физических нагрузок на внимание.
Объект: внимание
Предмет: изменение внимания под влиянием физических нагрузок
Задачи:
1. Рассмотреть виды внимания на основе анализа научной литературы;
2. Провести эксперимент по теме исследования.
Гипотеза: мы предлагаем, что физические нагрузки уменьшают концентрацию и устойчивость внимания.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы
2. Социологический метод.
3. Статистические методы.
4. Обобщение результатов.
Практическая значимость: результаты исследования можно использовать во внеурочной деятельности для просвещения учащихся об особенностях их организма, так же при разработке режима своего дня.
Новизна исследования заключается в попытке с помощью эксперименте определить влияние физических нагрузок на внимание среди школьников.
Внимание –психическое свойство человека, которое характеризуется способностью концентрироваться на каком-либо объекте и игнорировать отвлекающие факторы[2]. Оно тесно связано с другими познавательными процессами (например, памятью, мышление), поэтому без него невозможна любая умственная деятельность.
Основная функция внимания заключается в отборе из общего потока информации только той, которая нужна в конкретный момент для совершения конкретного действия и мобилизации психических процессов на выполнение задачи. Внимание выступает в роли организатора психической деятельности и имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, в основе которого лежит ориентировочный рефлекс, а вторые – произвольным, связанным с активной настройкой субъекта на восприятие определенной информации при отфильтровывании остальных сигналов, не представляющих значимости. Психологи выделяют внимание как самостоятельный процесс и также считают его частью других познавательных процессов, с которыми оно тесно связано, поэтому без него невозможна любая умственная деятельность. В общем внимание характеризуется способностью концентрироваться на каком-либо объекте и игнорировать отвлекающие факторы.
Психологами выделяются следующие основные виды внимания[2]:
− непроизвольное внимание;
− произвольное внимание;
−послепроизвольное внимание.
Непроизвольное внимание, в отличие от произвольного внимания, по своему биологическому происхождению, характеризуется большей пассивностью. Оно может возникать и поддерживаться бессознательно, без напряжения сил и энергии человека. Произвольное внимание является волевым, активным, преднамеренным, так как оно необходимо для достижения осознанно поставленной цели и управляется ей. Послепроизвольное внимание, как и произвольное, отличается целенаправленным характером и волевыми усилиями[2,с.133].
Произвольное внимание всегда связано с проявлением волевых актов, детерминирующих направленность достижения определенной деятельности. Основными характеристиками произвольного внимания являются:
− целенаправленность, которая определяется задачами, поставленными перед деятельностью;
− организованный характер деятельности, который заключается в том, что ребенок направляет свое внимание на конкретный предмет, организуя при этом необходимые психологические процессы;
− устойчивость, заключающаяся в том, что внимание продолжается более или менее длительное время, и зависящая от задач деятельности. Выделяются такие свойства произвольного внимания, как[2, с.133]:
− устойчивость (способность к длительной концентрации внимания на одном и том же определенном предмете);
− колебания (периодическое ослабление внимания);
− сосредоточенность (концентрация);
− интенсивность (характеризуется затратой нервной энергии при выполнении определенного вида деятельности);
− объем (количество информации, которую ребенок может воспринимать в определенный момент, количество объектов, которые ребенок воспринимает одновременно достаточно ясно и отчетливо);
− распределение (способность выполнять разнородные действия одновременно);
− переключаемость (способность ребенка включаться в новые условия). Выделяются следующие разновидности произвольного внимания:
− собственно произвольное внимание, которое характеризуется тем, что намеренное обращение внимания протекает легко и без помех;
− выжидательное внимание, характеризующееся волевым характером в решении задач на бдительность;
− спонтанное внимание, которое имеет качества как произвольного, так и непроизвольного внимания.
Периодом интенсивного развития всех познавательных процессов является подростковый возраст, критический и самый продолжительный переходный период, связанный с половым созреванием и неравномерным развитием, характеризующийся эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения.
В подростковом периоде (11–15 лет) во время пубертатного кризиса внимание становится более рассеянным, гормональные изменения приводят к эмоциональной нестабильности и нестабильности внимания. В это время происходит интенсивное развитие личности, мыслительных способностей и рефлексии. Внимание подростков уже преимущественно произвольное, они способны сосредоточиться на рутинной и трудной работе ради ее будущего результата[3].
Развитие внимания напрямую зависит от таких факторов как возраст человека, целенаправленность его стремлений, интерес к изучаемому предмету или явлению, регулярность выполнения специальных упражнений. На возникновение непроизвольного внимания оказывают влияние субъективные (эмоции, потребности, интерес) и объективные (интенсивные, временные, динамические) факторы.
Таким образом, внимание является важным оставляющим любого процесса деятельности, в том числе и учебного. При организации определенной деятельности необходимо учитывать факторы, влияющие на внимание человека
Нами было проведено исследование по определению влияния физических нагрузок на внимание.
Цель: выявление физических нагрузок на внимание учащихся 15-16 лет
Объект: внимание
Предмет: изменение уровня внимания после физических нагрузок у учащихся 15-16 лет.
Материалы и методы исследования. Диагностический аппарат исследования составили: методики для определения свойств внимания (корректурная проба (тест Бурдона)), метод статистической обработки эмпирических данных.
Методика применялась для исследования степени концентрации внимания. Исследование проводилось с помощью специальных бланков, на которых расположены ряды со случайным порядком букв (см.рис.1).
Методика. Корректурная проба (тест Бурдона)[1]
Цель: определение устойчивости внимания, умения его концентрировать.
Задание для испытуемых звучало так: сейчас необходимо подчеркивать каждую букву Л и зачеркивать каждую букву Я, просматривайте каждую строчку, как при чтении, выполнять задание нужно максимально быстро, но внимательно, начинайте работать по команде. Когда услышите «Черта!», поставьте вертикальную линию там, где в этот момент работаете.
В эксперименте участвовало 3 человека.
Рис.1. Бланк
Эксперимент проводился в несколько этапов:
1. Подготовительный этап
На данном этапе были определены цель, ресурсы и методики проведения эксперимента. Также было выбрано место и время проведения, участники эксперимента.
2. Основной этап
На основном этапе был проведен эксперимент. Перед физическими нагрузками мы предложили пройти тест Бурдона.
Затем был проведен урок по спортивным играм, т.е. респонденты испытали физическую нагрузку. Сразу после нагрузки предлагалось выполнить этот же тест, но зачеркивать они будут уже другую комбинацию цифр: подчеркивать каждую букву К и зачеркивать каждую букву Т.
3. Заключительный этап.
На данном этапе статистическими методами обработали информацию. Сделали выводы.
Были задействованы следующие ресурсы: человеческие(учащиеся 15-16 лет, учитель физической культуры), материальные(листы для банков и ручки).
Нами были обработаны результаты.
Результаты пробы оценивались по количеству пропущенных не зачёркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Концентрация внимания оценивалась по формуле:
К = С2 / П, где
С - число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П - количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Расшифровка показателей: Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала.
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:
A = S / t, где
А - темп выполнения,
S - количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
t - время выполнения.
Расшифровка показателей устойчивости внимания:
Таблица 1.
Результат в % | Расшифровка |
0–20 | Очень высокая |
21–40 | Высокая |
41–60 | Средняя |
61–80 | Низкая |
81–100 | Очень низкая |
По результатам эксперимента были получены следующие данные(таблица 2):
Таблица 2.
Опытная группа до тренировки (средний показатель) | Опытная группа после тренировки (средний показатель) | |
Устойчивость (в %) | 83 | 63 |
Концентрация | 6,3 | 5,2 |
Результаты эксперимента показали, что после тренировки снижается уровень внимания, т.е. устойчивость и концентрация. Для определения причин такого явления нами была проанализирована литература. Оказалось, что такой результат обусловлен тем, что в моторной зоне корыформируется доминантный очаг, вследствие чего происходит торможениетех зон коры, которые отвечают за процессы памяти, внимания иумственной работоспособности [4]. По данным литературы, примышечном утомлении отмечаются снижение функциональнойподвижности нервных процессов и появление торможения
Стоит отметить, что среди респондентов есть спортсмен, который занимается систематически физическими упражнениями.
Обратим внимание н спортсмена-респондента. В –первую очередь, уровень его внимания до тренировки был больше, чем у остальных респондентов. Это говорит о том, что систематические занятия спортом приводят к развитию внимания. По нашему мнению, для занятия спортом и достижения успехов в нем спортсмен должен обладать психологической подготовкой, в том числе развитым вниманием. Спортсмен должен обладать умением концентрироваться, отключаться от помех. Кроме этого необходим большой объем внимания, позволяющий контролировать одновременно несколько объектов и явлений.
Полученные в работе результаты должны учитываться в учебно – воспитательном процессе, а также при составлении расписания и режима дня школьника. Не стоит забывать, что школьники должны получать достаточную физическую нагрузку для оптимального функционирования их организма.
В результате работы были сделаны следующие выводы:
Внимание обеспечивает человеку, в том числе ребенку, отбор нужной информации, сохранение должного контроля над своим поведением и т.д. Внимание характеризуется сосредоточенностью деятельности субъекта в определенный момент времени на каком-либо объекте, которым может быть предмет, событие, образ, рассуждение и др. Внимание характеризуются такими качествами и свойствами, как объем, устойчивость, концентрация или сосредоточенность, распределение, переключаемость.
Внимание является важным психическим свойством для процесса обучения. В связи с этим нами был проведен эксперимент, выявляющий влияние физической нагрузки на внимание.
Результаты исследования свидетельствуют, что сразу после физической нагрузки устойчивость внимания снижается. Однако, оно повышается через некоторое время после физических нагрузок, например после отдыха. Кроме того, систематические нагрузки способствуют развитию внимания, поэтому у спортсмена оно может быть выше, чем у людей, не занимающихся спортом.
Таким образом, гипотеза доказана частично, так как внимания зависит от тяжести физической нагрузки, от физической подготовленности человека.
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийский район «Средняя общеобразовательная школа». Тема: «Влияние физической нагрузки на внимание». Выполнила : Степанова Валентина Сергеевна 10 класс Руководитель: Зайцева Елена Юрьевна Педагог по физической культуре и спорту МБОУ Ханты-Мансийский районСлайд 2
ОГЛАВЛЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3-4 1. Понятие внимания…………………………………………………...5-6 2. Исследование влияния физических нагрузок на внимание………7-9 3. Результаты…………………………………………………………….10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...11 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….12
Слайд 3
АКТУАЛЬНОСТЬ. После урока физической культуры мною было замечено, что мне трудно стало сосредоточиться на изучении нового материала. Кроме того, в дальнейшем другие учащиеся воспринимают информацию до урока физической культуры и после неё по - разному. В связи с этим мне стало интересно, как оказывает ли физическая нагрузка влияние на внимание.
Слайд 4
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ. Целью нашей работы является изучение влияния физических нагрузок на внимание. Задачи: 1. Рассмотреть виды внимания на основе анализа научной литературы; 2. Провести эксперимент по теме исследования .
Слайд 5
ПОНЯТИЕ «ВНИМАНИЕ». Внимание – психическое свойство человека, которое характеризуется способностью концентрироваться на каком-либо объекте и игнорировать отвлекающие факторы.
Слайд 6
ВИДЫ ВНИМАНИЯ послепроизвольное внимание непроизвольное внимание произвольное внимание
Слайд 7
Описание исследования. Цель : выявление физических нагрузок на внимание учащихся 15-16 лет Объект : внимание Предмет : изменение уровня внимания после физических нагрузок у учащихся 15-16 лет. Материалы и методы исследования . Диагностический аппарат исследования составили: методики для определения свойств внимания (корректурная проба (тест Бурдона)), метод статистической обработки эмпирических данных.
Слайд 8
ЭТАПЫ ЭКСПЕРЕМЕНТА.
Слайд 9
МЕТОДИКА. КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА (ТЕСТ БУРДОНА). Цель : определение устойчивости внимания, умения его концентрировать.
Слайд 10
РЕЗУЛЬТАТЫ. группа до тренировки (средний показатель) группа после тренировки (средний показатель) Устойчивость (в % ) Концентрация
Слайд 11
ВЫВОДЫ Внимание обеспечивает человеку, в том числе ребенку, отбор нужной информации, сохранение должного контроля над своим поведением и т.д. Внимание является важным психическим свойством для процесса обучения. Результаты исследования…
Слайд 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Корректурная проба (Тест Бурдона) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.107-111. 2. Крамаренко, А. С. Сущность понятия "внимание": виды, критерии, свойства / А. С. Крамаренко, М. Е. Клименко, Д. А. Кураева // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 29(41). – С. 133-135. 3. Ксенда , О. Г. Особенности внимания современных подростков / О. Г. Ксенда // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. – 2020. – № 2. – С. 98-107. 4. Сологуб, Е.Б., Ажицкий К.Ю. Классические и современные аспекты формирования моторной доминанты у человека // Физиологический журнал СССР им. Сеченова, 1975. – Т. 61. - №6. – С. 838-844
Слайд 13
Спасибо за внимание.
Ветер и Солнце
Цветение вишни в лунную ночь
Два Мороза
Две снежинки
Ералаш