Доклад на тему "Типы интеллекта и изучение английского языка. Оценка эффективности собственной субъектной деятельности по овладению иноязычной речью".
Всероссийский конкурс научно-исследовательских,
изобретательских и творческих работ обучающихся
«НАУКА, ТВОРЧЕСТВО, ДУХОВНОСТЬ»
___________________________________________________
Направление: лингвистика
Тема:
Типы интеллекта и изучение английского языка. Оценка эффективности собственной субъектной деятельности по овладению иноязычной речью
Автор:
Степанов А. Д.
студент 4 курса СПО, группа 0334-02
направление подготовки «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Научный руководитель: ст. преподаватель
кафедры экономики и гуманитарных наук
Ковалева А. С.
Место выполнения работы:
Филиал ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет»
г. Великие Луки, Псковская область
2022
Изучение иностранного языка в современном мире становится насущной необходимостью. Студенты понимают, что для успешной карьеры и престижной работы нужно владеть одним или двумя иностранными языками. Способность осуществлять эффективную коммуникацию с коллегами из иностранных компаний, взаимодействовать с представителями иноязычной культуры в профессиональной сфере и в условиях повседневного общения высоко ценится потенциальным работодателем и существенно увеличивает шансы на получение высокооплачиваемой должности.
Актуальность нашей работы определяется тем, что часто, в процессе получения общего, среднего профессионального, высшего образования в неязыковых вузах изучение иностранного языка реализуется фрагментарно и непоследовательно, так как меняются преподаватели, учебные программы, учебники, условия обучения, формат (например, очное и дистанционное обучение). В связи с этим, к сожалению, уровень владения иностранным языком абитуриентов и выпускников технических вузов оставляет желать лучшего. На наш взгляд, достичь высоких результатов в овладении иноязычной речевой деятельностью как в рамках учебной программы, так и за ее пределами, студент может с помощью сознательного подхода к собственной субъектной деятельности по изучению иностранного языка, под которой мы понимаем деятельность студентов как субъектов образовательного процесса, учитывающую особенности выполнения ими упражнений, выбор способов, приемов деятельности, предпочтения в работе (индивидуальная или групповая, с подробными инструкциями преподавателя или автономно). Сознательный подход к субъектной деятельности, по нашему мнению, заключается в том, чтобы, во-первых, адекватно оценивать ее эффективность на занятиях по иностранному языку, а во-вторых, поскольку изучение иностранного языка на СПО предполагает большой объем самостоятельной работы, творческую и проектную деятельность, регулировать ее, по своему усмотрению выбирая наиболее походящие способы, упражнения, приемы для решения поставленных учебных задач.
Таким образом, целью работы является оценка собственной субъектной деятельности по овладению иностранным языком.
Объектом исследования: является процесс изучение иностранного языка.
Предмет исследования: субъектные свойства в овладении иноязычной речевой деятельностью.
Для достижения цели исследования мы ставили перед собой следующие задачи:
- познакомиться с теорией множественного интеллекта американского ученого Г. Гарднера и c исследованиями в области ее применения в обучении иностранному языку [1; 2; 3; 4];
- с помощью методики определения уровней развития типов интеллекта в контексте изучения иностранного языка А. С. Ковалевой [5], разработанной на основе теории множественного интеллекта, определить степень развитости собственных типов интеллекта в контексте изучения иностранного языка как субъектных свойств, используемых в данной деятельности;
- проанализировать свои слабые и сильные стороны в изучении дисциплины «Иностранный язык»;
- сделать выводы о собственной субъектной деятельности по изучению иностранного языка.
Теория множественного интеллекта (далее – ТМИ) была впервые опубликована в 1983 году [6], ее автор отрицает существование единого интеллекта, измеряемого тестами IQ, и утверждает, что каждый индивид является обладателем «набора» из восьми типов интеллекта: логико-математический интеллект, визуально-пространственный интеллект, физико-кинестетический интеллект, музыкально-ритмический интеллект, межличностный или коммуникативный интеллект, внутриличностный интеллект, натуралистический интеллект, вербально-лингвистический интеллект.
Визуально-пространственный интеллект (Spatial Intelligence) определяет способность человека к восприятию и воссозданию зрительных образов, окружающего пространства, тонкостей цветовой гаммы, форм предметов, линий. Человек, у которого развит визуально-пространственный тип интеллекта, прекрасно ориентируется на местности, не испытывает трудностей в работе со схемами, картами. Такие люди хорошо решают головоломки, умеют обрабатывать фотографии и видео; обладают способностями интерпретировать графики, диаграммы и другие изображения. Они любят изобразительное искусство, часто хорошо рисуют и имеют красивый почерк.
Вербально-лингвистический интеллект (Linguistic Intelligence) определяет способности к работе со словами в устной и письменной форме, он реализуется через речь, письмо и языки. Преобладание вербально-лингвистического интеллекта у человека характеризует его как потенциально хорошего писателя, оратора, учителя, лингвиста. Эти люди, как правило, много и с удовольствием читают, имеют грамотную речь и способность доходчиво объяснять свою точку зрения.
Логико-математический интеллект (Logical-Mathematical Intelligence) проявляется в хорошо развитом логическом мышлении, что позволяет человеку без особого труда решать математические задачи и производить сложные вычислительные действия, анализировать проблемы, находить логические связи между вещами и понятиями. Логико-математический интеллект помогает людям проводить экспериментальную работу, рассуждать, находить решение сложных проблем, делать корректные выводы.
Моторно-двигательный (телесно-кинестетический) интеллект (Kinesthetic Intelligence) характеризуется высокой физической активностью и способностью хорошо ощущать и четко контролировать собственное тело. Интеллект данного типа высоко развит у спортсменов, такие люди отличаются ловкостью, выносливостью, отличной координацией. Они любят также танец, работу, связанную с использованием крупной и мелкой моторики. Обучающиеся с преобладающим моторно-двигательным интеллектом запоминают информацию не с помощью зрения или слуха, а имеют моторную помять, то есть при помощи действия.
Музыкально-ритмический (музыкальный) интеллект (Musical Intelligence). Люди с высоким музыкально-ритмическим интеллектом характеризуются хорошим восприятием и реакцией на звуковые ощущения, они обладают ярко выраженными способностями к занятиям музыкой: музыкальный слух, чувство ритма, чувство темпа, чувство высоты звука и т. д. Поэтому, часто, они играют на музыкальных инструментах или занимаются вокалом; или же просто им нравится слушать музыку и петь.
Межличностный интеллект (Interpersonal Intelligence) характеризуется способностью продуктивно взаимодействовать с другими людьми. Такой человек умеет давать корректную оценку действиям других людей, он может распознавать чувства, эмоции, желания и мотивы окружающих, их намерения (и даже мысли) и адекватно действовать в конкретной ситуации общения. Таким образом, человек с высоким уровнем межличностного интеллекта умеет хорошо ладить с людьми, окружающие тянутся к нему. Развитый межличностный интеллект определяет способность человека быть хорошим руководителем, поскольку он умеет договариваться, разрешать конфликтные ситуации, владеет навыками совместной деятельности, а также уважает других людей и мотивирует их к продуктивной работе.
Внутриличностный интеллект (Intrapersonal Intelligence) можно противопоставить межличностному. Такие люли, в отличие от предыдущего типа, не испытывают потребности в общении с другими, они прекрасно ощущают себя в одиночестве, имеют склонность к рефлексии и самоанализу. Развитый внутриличностный интеллект помогает человеку осознавать и оценивать собственные чувства, эмоции, потребности; отличается предпочтением индивидуальной формы работы по отношению к групповой.
Натуралистический интеллект (Naturalist Intelligence) воплощает связь человека и его стремление к гармонии с природой. Таким образом, естественно, что люди с развитым натуралистическим интеллектом предпочитают работать с растениями и животными, желательно в условиях окружающей их природы, вне помещения. Они характеризуются способностью обучаться посредством природы. Им нравится изучать такие дисциплины, как биология, ботаника, зоология и т. д. В отношении других дисциплин, хороший уровень натуралистического интеллекта определяет высокую способность классифицировать, систематизировать, каталогизировать информацию, работать с наглядными материалами
Все типы интеллекта в разном соотношении присутствуют в каждом человеке и задействуются в большей или меньшей степени при решении определенной проблемы, задачи (как по одному, так и в любом сочетании), поэтому могут быть использованы для учета образовательного потенциала детей и взрослых [2]. Например, в известном конкурсе «Большая перемена» ТМИ используется для определения факторного профиля интеллекта посредством теста «Твой вектор», который помогает обучающимся выявить свои сильные стороны и выбрать направление будущей проектной деятельности.
Поскольку одним из принципов теории является принцип контекстности, который заключается в том, что уровни развития типов интеллекта отличаются в зависимости от контекста деятельности, использованная нами методика позволила определить 1) уровни типов интеллекта в контексте повседневной жизни (см. рис. 1), 2) уровни типов интеллекта в контексте изучения иностранного языка (далее – ИИЯ) (см. рис. 2). Уровни интеллектов в контексте ИИЯ и условия их развития мы определяли с помощью анкеты через оценку своей работы с различными видами упражнений по иностранному языку, которые анализировали по следующим параметрам: 1) частота, 2) личное отношение, 3) успешность (см. рис. 3). Отвечая на вопросы о том, насколько часто, охотно и успешно мы выполняем задания, относящиеся к одному или другому типу интеллекта, мы смогли проанализировать свою субъектную деятельность по изучению иностранного языка и понять, как в дальнейшем увеличить ее эффективность.
Рис. 1. Интеллектуальный профиль в контексте повседневной жизни.
Рис. 2. Интеллектуальный профиль в контексте изучения иностранного языка.
Рис. 3. Интеллектуальный профиль в контексте изучения иностранного языка, частота использования типов интеллекта на занятиях, предпочтения (личное отношение) к использованию типа интеллекта в процессе изучения иностранного языка.
На рисунке 1 (см. рисунок 1) мы видим, что типы интеллекта в контексте повседневной жизни имеют похожий показатель и имею средний уровень развития (кроме музыкально-ритмического) при том, что максимально возможный показатель в анкете – 40 баллов. Действительно, можно отметить, что автор не обладает особыми способностями к игре на музыкальных инструментах, пению, хорошим музыкальным слухом.
Рисунок 2 (см. рисунок 2), типы интеллекта в контексте изучения иностранного языка, демонстрирует другие результаты, где наиболее высоко развиты визуально-пространственный и моторно-двигательный интеллекты, внутриличностный и вербально-лингвистический имеют средний показатель, логико-математический и натуралистический – ниже среднего, а музыкально-ритмический – развиты плохо. Это означает, что наиболее эффективно автор воспринимает учебный материал через зрительное восприятие (картинки, фото и видео, графики, таблицы), а также через упражнения, в которых задействуется мелкая и общая моторика (письменные задания, игры, задания у доски, проекты). Также можно отметить, что автор предпочитает индивидуальные формы работы парным и групповым и у него неплохо получается работать с текстами. Что касается слабых сторон, таковыми являются анализ, классификация понятий, самостоятельное изучение грамматики, выделение главной информации из текста и заполнение таблиц.
Попробуем проанализировать причины недостаточного развития музыкально-ритмического и межличностного типов интеллекта в контексте ИИЯ с помощью рисунка 3 (см. рисунок 3). Здесь мы видим, что данные интеллекты во-первых, достаточно резко использовались во время занятий, а во-вторых, являются мало предпочтительными для автора. Более того, как мы видим на графике, чем выше частота и личные предпочтения использования заданий, в которых задействуется тот или другой тип интеллекта, тем выше уровень развития интеллекта данного типа.
Таким образом, проведенное исследование собственной субъектной деятельности: ответы на вопросы анкеты, построение графиков и их анализ, позволило автору сделать следующие выводы:
(1) типы интеллекта автора развиты неодинаково;
(2) уровни развития одних и тех же типов интеллекта автора различаются в зависимости от контекста;
(3) уровни типа интеллекта в контексте ИИЯ зависят от личных предпочтений и частоты их использования в процессе изучения иностранного языка;
4) высокий уровень развития типа интеллекта в контексте ИИЯ характеризуется высокой эффективностью усвоения учебного материала с помощью упражнений, задействующих данный интеллект;
5) типы интеллекта в контексте ИИЯ можно развивать, увеличив частоту и интенсивность их применения во время занятий.
В ходе работы мы проанализировали собственную субъектную деятельность по изучению английского языка, увидели свои стильные и слабые стороны, причины высокого и не достаточно высокого развития субъектных свойств. По итогам нашего исследования, мы также заключили, что 1) можно добиться повышения эффективности усвоения учебного материала, если использовать свои сильные стороны, то есть наиболее развитые или ключевые типы интеллекта, 2) можно существенно увеличить эффективность занятий по иностранному языку, целенаправленно развивая свои слабые стороны, то есть не достаточно развитые, или ресурсные типы интеллекта.
Литература:
Для чего нужна астрономия?
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Две лягушки
Лепесток и цветок
Рукавичка