Тема исследовательской работы "Существует ли проблема патриотизма в среде современной молодёжи?"
Автор: Белькова Любовь
Управление образования администрации МО "Баргузинский район"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Сувинская средняя общеобразовательная школа", 11 класс
Научный руководитель: Зотова Надежда Анатольевна.
Цель исследовательской работы - проанализировать отношение молодого поколения к своему Отечеству, понимание патриотизма не только учащимися МБОУ "Сувинская СОШ, но и участниками сайта "В Контакте"
задачи:
- дать общую характеристику понятию "патриотизм", "патриот";
- рассмотреть среду формирования патриотических чувств;
- проанализировать результаты социологического опроса среди учащихся 5 - 11 классов, педагогов, а также пользователей социальной сети "В Контакте"
Объект исследования: патриотизм
Гипотеза: Если семья и школа будут сотрудничать в вопросах патриотического воспитания, то молодое поколение заинтересуется прошлым своей Родины и будет гордиться своей страной.
Методы: поисковый - работа с дополнительной литературой, аналитический, обобщение, анкетирование.
Вывод: Необходимо проводить подобные опросы регулярно. Это позволит за возрастными изменениями и отношением к патриотизму в определенные периоды времени. После исследований будет видна реальная картина того, как происходит патриотическое воспитание в семье, школеи какие факторы влияют на становление подростка как самостоятельной личности со своей гражданской активностью.
Управление образования администрации муниципального образования «Баргузинский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сувинская средняя общеобразовательная школа»
671618, Республика Бурятия,Баргузинский район,с.Суво, ул. Кабашова, д.10,
тел.95-331, факс (30131)95-331 эл. адрес:suvoschool@rambler.ru.
Существует ли проблема патриотизма в среде современной молодёжи?
Работу выполнила: Белькова Любовь, ученица 11 класса
Научный руководитель: Зотова Надежда Анатольевна,
учитель истории и обществознания
Суво
2019
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть
1. 1. Что такое патриотизм?………………………………………………………………….4
1.2. Среда формирования патриотического воспитания…………………………………..4
2. Практическая работа…………………………………………………………………………4
Заключение……………………………………………………………………….....................9
Список литературы……………………………………………………………………………10
Приложение
Введение
Патриотизм в России всегда был символом мужества, доблести и героизма, несгибаемой силой народа. Многовековая история россиян свидетельствует, что без патриотизма невозможно создать сильную державу и отстоять ее рубежи.
Актуальность. Любая страна может перестать существовать, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, общие ценности. В настоящее время воспитание чувства патриотизма в молодом поколении, любви к своей Родине, своему народу стало одной из главных задач нашего государства. И было бы очень хорошо, если бы каждый из нас развивал дух патриотизма не только в себе, но и в окружающих.
Цель исследовательской работы проанализировать отношение молодого поколения к своему Отечеству, понимание патриотизма не только учащимися МБОУ «Сувинская СОШ», но и участниками сайта «В Контакте».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику понятию «патриотизм», «патриот»;
- рассмотреть среду формирования патриотических чувств;
- проанализировать результаты социологического опроса среди учащихся 5 - 11 классов, педагогов, а также пользователей социальной сети «В Контакте».
Объект исследования: патриотизм
Предмет исследования: существует ли проблема патриотизма в молодежной среде?.
Проблема исследовательской работы: Снижение интереса современной молодежи к изучению истории своей Родины, где показан патриотизм и героизм русского народа.
Гипотеза: Если семья и школа будут сотрудничать в вопросах патриотического воспитания, то молодое поколение заинтересуются прошлым своей Родины и будет гордиться своей страной.
Основные методы: поисковый - работа с дополнительной литературой, аналитический, обобщение, анкетирование.
«Не спрашивай,
что твоя Родина может сделать для тебя,
- спроси, что ты можешь сделать
для своей Родины.»
1. 1. Что такое патриотизм
Каждый человек слышал такое слово как «патриотизм». Однако далеко не каждый может дать четкое определение этому понятию. Что такое патриотизм? Откуда произошел этот термин? И какого человека можно назвать патриотом? Обратимся к словарю Д.Н. Ушакова и дадим толкование этому термину: Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу. Более новый источник - педагогический энциклопедический cловарь дает следующее определение патриотизма: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культуре. Ясное осознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма…».
Своими корнями слово «патриотизм» уходит в Древнюю Грецию. В переводе с греческого языка (Patris) это понятие обозначает «отечество, соотечественник». Уже в самом древнем значении слова «патриотизм» отражается связь между человеком и местом его рождения.
Определим значение слова «патриот». В толковом словаре В.И. Даля (по словарю В.И. Даля, т3 С3) слово Патриот означает - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Таким образом, это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу. Патриот тот, кто действительно способен проникнуться чужими проблемами, кто с детства воспитывался на конкретных примерах, для кого чужой подвиг - это не просто слова.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что патриотизм включает в себя: готовность ради Отчизны к самопожертвованию, верность Родине, ведущей борьбу с врагами, гордость за социальные и культурные достижения своей страны, уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям, привязанность к месту жительства.
1.2. Среда формирования патриотического воспитания
Сегодня молодежь интересует интернет и игры на мобильных телефонах, компьютерах. У них нет дела, полезного обществу. К сожалению, они мало знают о том, что рядом с ними живут люди, которые совершали героические поступки, будучи детьми в годы Великой Отечественной войны, о юных героях, таких как: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, которые погибли на войне.
На формирование личности оказывают влияние различные факторы, в том числе: среда (семья, государство, школа, друзья, средства массовой информации).
Элементы патриотизма, в виде привязанности к родной земле, языку, традициям, формируются уже в детском возрасте, в первую очередь, в семье. Семья является средой, которая потенциально обладает большими возможностями для разностороннего воспитания ребенка, так как, все, что закладывается в семье, человек переносит через всю жизнь. Но если родители не занимаются патриотическим воспитанием, не читают книги вместе с детьми, не обсуждают фильмы и спектакли на данную тему, не рассказывают детям об истории своей семьи, то, ни о каком достойном патриотическом воспитании не может быть и речи.
Большое влияние на формирование чувства патриотизма у молодежи оказывает государство, это проявляется в проведении патриотических акций, таких как «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Вахта памяти», «Свеча памяти», онлайн проекты, такие как Всероссийский студенческий проект «Живая история», который создан для размещения информации о фестивалях патриотической направленности.
Данные мероприятия проводятся и на территории Бурятии. В республике созданы патриотические клубы, секции и кружки по воспитанию патриотизма среди молодого поколения. Например: команда «Юнармейцы», отряд «Рысь», проводятся патриотические спартакиады, волонтерское движение, создаются пионерские и комсомольские организации.
Важной средой в организации патриотического воспитания подрастающего поколения в нашем селе является школа. Мы живем в стране, которой есть, кем и чем гордиться, с кого брать пример: с ветеранов Великой Отечественной войны нашей страны, родного села, с героев, чьим именем названы улицы. Это ли не пример героизма и мужества, пример любви к своей Родине. А чтобы ими гордиться, надо знакомить учащихся с воспоминаниями ветеранов об участии их в войне, о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться в годы Великой Отечественной войны, с биографией героев исторических событий в родном крае. И эти данные образы предстают как образцы патриотизма, нравственности, духовности, самоотверженности, мужества, воли к победе и т. п. О военных битвах, городах-героях, знаменитых маршалах и полководцах, о памятных датах и ратных подвигах, мы можем узнать из различных источников, но в первую очередь, в школе.
В нашей школе этому вопросу уделяется внимание на уроках и классных часах, внеклассных мероприятиях. Качества патриота и гражданина формируются на ярких эмоциях, насыщенных примерах прежней и современной боевой славы нашего народа. Примером служат часы общения, такие как: «8 февраля – День юного героя антифашиста», «Сталинград», «Блокадный Ленинград», подготовка и проведение праздника, посвященного Дню Победы.
С 2017 г. наша школа принимает участие в патриотической акции «Бессмертный полк», отдавая дань уважения ветеранам Великой Отечественной войны и героям событий. Хотим отметить, что в 2017 г. в акции участвовали коллектив школы и учащиеся, в 2018 г. к данному мероприятию присоединились жители с. Суво.
Высока роль телевидения в формировании чувства патриотизма у молодого поколения. Эта фильмы на военную тематику, художественные исторические фильмы, документальные. Например, фильм «Офицеры», о настоящей мужской дружбе, чести и любви к Родине, «В бой идут одни старики» и многие другие на которых воспиталось не одно поколение молодежи, радиопередачи, которые говорят о подъеме патриотизма в стране.
Таким образом, патриотическому воспитанию в среде молодого поколения, способствуют различные факторы, влияющие на формирование чувства любви к Родине.
2. Практическая работа.
В Практической части нашей работы мы попытались выявить степень сформированности чувства патриотизма у обучающихся нашей школы, педагогов «Сувинской Сош», молодого поколения сети Интернет.
Количество респондентов ближнего социума 30 человек. Анкетирование состояло из 6 вопросов.
(Приложение 1)
Анализ результатов
Анализируя вопрос №1 «Считаете ли вы себя патриотом своей страны»?
Из 30 опрошенных ответили да –19 человек (63%), затрудняюсь ответить - 9 человек (30 %), нет –2 человека.
Большая часть респондентов считают себя патриотами. Меньшая часть затрудняются ответить, наименьшая патриотом себя не считают, а впрочем, может они понимают, что ещё ничего не сделали для общества, для своей страны, чтобы считать себя таковыми или не понимают значение этого термина.
Анализируя вопрос №2 «В чем на ваш взгляд проявляется истинный патриотизм»? ответы нас порадовали, так как все учащиеся ответили Любовь к Родине, среди учащихся старших классов есть варианты таких ответов: Готовность защищать свою страну, служба в армии. Объяснить это очень просто. Учащиеся старших классов вполне реально представляют важность воинской службы.
Анализируя вопрос №3 «Какие чувства вы испытываете по отношению к нашей стране?» Выяснилось, что большинство испытывают любовь и уважение к России. Хотя, среди опрошенных есть и те, кто не может выразить свои чувства по отношению к стране. Один учащийся не доволен социальной политикой проводимой государством.
Анализируя вопрос №4 «Знаешь ли ты историю своей страны?» Большинство учащихся ответили, что не знают историю своей страны, но считают, что ее нужно изучать. Данные ответы подтверждают проблему нашего исследования о снижении интереса современной молодежи к изучению истории своей Родины, где показан патриотизм и героизм русского народа.
Анализируя вопрос №5 «Собираешься служить в армии, когда вырастешь?» (вопрос для мальчиков) мы узнали, что мальчики нашей школы собираются служить в армии, когда вырастут. Так же 2 девочки отметили, что так же хотят служить в рядах Российской армии.
Анализируя вопрос №6 «Как вы относитесь ко Дню Победы?» есть такие ребята, которые не могут выразить словами свое отношение ко Дню Победы. Тем не менее, мы думаем, что подростки все же понимают и принимают как ценность это важное событие в истории нашей страны. Среди учащихся есть варианты таких ответов, которые было приятно услышать, это гордость за Победу, уважение к ветеранам, радость за своих предков, гордость за Россию.
Результаты исследования позволяют нам сделать следующие выводы: учащиеся нашей школы любят и уважают страну, в которой родились. Ученики смогли объяснить понятия: «патриот», «патриотизм», и в то же время стало ясно, что не все еще могут выражать свои патриотические чувства. Полученные результаты о знании истории своей страны, к сожалению не утешительны.
Вторым этапом нашей работы было анкетирование участников сайта «В Контакте» Анкета состояла из 4 вопросов.
(Приложение 2)
1. Кто или что играет решающую роль в воспитании патриотизма?
2. Готовы ли вы при необходимости встать на защиту Родины?
3. Какие чувства вы испытываете по отношению к нашей стране?
4. Что Вы подразумеваете под понятием патриотизм?
5. Считаете ли Вы себя патриотом?
Результаты опроса представлены в таблице (Приложение 3)
Анализ ответов на вопрос № 1. «Кто или что играет решающую роль в воспитании патриотизма?» 56% опрошенных считают семья, военно-патриотические клубы 17%, школа и другие учебные заведения 17 %, затрудняются ответить 10%. Один участник ответил, зачем патриотизм нужен.
Анализ ответов на вопрос № 2. «Готовы ли вы при необходимости встать на защиту Родины?» вариант да выбрали 82 % пользователей, предпочтение варианта нет составило 5 %, пункту затрудняюсь ответить отдали голос 13%.
Анализ ответов на вопрос № 3. «Какие чувства вы испытываете по отношению к нашей стране?» показал, что чувства надежды, любви и восхищения испытывают 73 %, так же Россия получила и негативные оценки 10 % молодежи; затруднились ответить на данный вопрос 17 %.
Анализ ответов на вопрос №4.«Что Вы подразумеваете под понятием «патриотизм»? показал, что Любовь к Родине испытывают 77%,служение всему обществу, населению своей страны выбрало 8 % опрошенных, преданность государству 9 %, вариант затрудняюсь ответить 6 %.
Результаты опроса позволяют сделать следующие выводы: современная молодежь, любит и уважает страну, в которой родились. И в тоже время, стало ясно, что еще не всем понятны слова - «патриотизм», «патриот». Был сделан вывод, что у молодого поколения имеется понимание своего отношения к Родине.
И не случайно хочется привести слова Василия Розанова: «Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что то конкретное для нее делать».
Заключение
В ходе проведенной работы был исследован вопрос о существовании проблемы патриотизма в среде молодежи.
В процессе работы, мы дали характеристику понятиям патриотизм, патриот, выяснили среду патриотического воспитания.
Проанализировав ответы участников социологического опроса, было выявлено, что проблема патриотизма в среде современной молодежи не глобальна. Однако у молодого поколения есть проблемы связанные с формированием патриотического сознания. Поэтому сегодня необходимо больше обращать внимание на воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважения к старшему поколению, прививать интерес к изучению истории.
При решении задачи рассмотреть среду, влияющую на формирование патриотизма у молодого поколения, проведенный социологический опрос показал, что большинство молодежи считает, что семья и школа являются средой формирования патриотических чувств.
Следует отметить, что необходимо проводить подобные опросы регулярно. Это позволит проследить за возрастными изменениями и отношением к патриотизму в определенные периоды времени. После исследований будет видна реальная картина того, как происходит патриотическое воспитание в семье, в школе и какие факторы влияют на становление подростка как самостоятельной личности со своей гражданской активностью.
Таким образом, мы доказали нашу гипотезу, что если семья и школа будут сотрудничать в вопросах патриотического воспитания, то молодое поколение заинтересуется прошлым своей Родины и будут гордиться своей страной.
Список литературы
Приложение 1
Вопросы анкеты
1. Считаете ли вы себя патриотом своей страны?
2. В чем на ваш взгляд проявляется истинный патриотизм?
3. Какие чувства вы испытываете по отношению к нашей стране?
4. Знаешь ли ты историю своей страны?
5. Собираешься служить в армии когда вырастешь? (вопрос для мальчиков)
6. Как вы относитесь ко Дню Победы?
Приложение 2
Вопросы анкеты участников сайта «В Контакте»
1. Кто или что играет решающую роль в воспитании патриотизма?
2. Готовы ли вы при необходимости встать на защиту Родины?
3. Какие чувства вы испытываете по отношению к нашей стране?
4. Что Вы подразумеваете под понятием патриотизм?
Приложение 3
Вопрос | Результаты опроса | ||||
1 | Кто или что играет решающую роль в воспитании патриотизма? | Семья (56%) | военно-патриотические клубы (17%) | школа и другие учебные заведения (17 %) | затрудняются ответить (10%) |
2 | Готовы ли вы при необходимости встать на защиту Родины? | да (82 %) | нет (5 %) | затрудняюсь ответить (13%) | |
3 | Какие чувства вы испытываете по отношению к нашей стране? | чувства надежды, любви и восхищения испытывают (73 %) | Россия получила и негативные оценки (10 %) | затрудняюсь ответить (17 %) | |
4 | Что Вы подразумеваете под понятием патриотизм? | Любовь к Родине (77%) | служение всему обществу, населению своей страны (8 %) | затрудняюсь ответить (6 %) |
Мост из бумаги для Киры и Вики
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Одеяльце
Горка
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?