В данном исследовании ребята рассказали об обитателях речки нашего села.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_obitateli_nashey_rechki.docx | 325.39 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» БРАТСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Итоговый проект
«Обитатели нашей реки»
Направление: окружающий мир
Выполнили
ученики 4 класса МКОУ
«Александровская СОШ»
Матьков Павел и Астапова Алина.
Руководитель проекта
Кривенко Галина Викторовна,
учитель начальных классов
с. Александровка, 2022 г
Содержание
№п\п | Тема | Страница |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Основная часть Модель реализации Описание деятельности | 3 - 4 4 - 7 |
3 | Заключение | 7 |
4 | Литература | 7 |
5 Приложение № 1 8
І. Пояснительная записка
Экологический проект: «Обитатели нашей реки» - это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность учащихся четвёртого класса. Идея проекта появилась у ребят во время экскурсии по теме «Весенние изменения в природе». Мы выяснили, что ученик нашего класса, Матьков Павел увлекается рыбалкой. Много и увлечённо рассказывал нам о том, как он ловит рыбу вместе со своим отцом. Мы решили провести исследование и выяснить, всё о рыбах, обитающих в нашей реке.
Актуальность.
Каждый раз, когда мы начинаем думать о рыбах, пред нами встает длинная вереница разнообразных картин. Спокойно дремлющая на дне неглубокой реки зеленоватая щука и оживленная игра веселых ершей. Каждая из таких картин вызывает множество мыслей, которые нам и хочется прояснить и уточнить.
Цель проекта.
Познакомиться с рыбами, обитающими в нашей реке.
Задачи проекта:
II. Основная часть
Модель реализации
№ п/п | Этапы проекта | Действия | Ответственные за выполнение | сроки |
1 | Подготови-тельный | 1.Составление плана действий. | учитель | сентябрь |
2 | Исследователь-ская работа: | 1.Сбор и изучение литературы по рыбам, обитающим в нашей реке;
2.Встреча с учителем биологии Астаповой Л. Н и рыбаком нашего села Тимофеевым В. Е.
| учитель учащиеся | в течение года |
3 | Практическая работа. | Сходить на рыбалку вместе со своими родителями. | учащиеся родители | сентябрь - октябрь |
4 | Представление результатов исследования |
| родители учащиеся учитель | февраль |
5 | Оценка результатов исследователь-ской работы |
| учитель учащиеся. | март - май |
Описание деятельности.
Мы совершим путешествие в страну рыб. Мы ходили на рыбалку сами, искали материал о рыбе в интернете, встречались с учителем биологии нашей школы, Астаповой Людмилой Николаевной, с жителем нашего села Тимофеевым Виктором Егоровичем, провели анкету среди ребят нашей школы.
Мы провели анкетирование ребят 2, 3 и 4 классов и выяснили, что ребята знают об обитателях нашей реки, какую пользу получает человек от рыбы, как готовят рыбу в семье.
Приняли участие в анкетировании 17 человек.
Людмила Николаевна рассказала о том, что рыбы – водные жители, их тело покрыто скользкой чешуей. Большинство рыб имеют обтекаемую форму. По питанию рыбы распределяются на 3 группы: растительноядные, хищные и всеядные. Рыбы нашей реки размножаются, вымётывая икру. Из икры появляются мальки, они вырастают и становятся взрослыми рыбами. Рыбы имеют следующее строение: голова, туловище, жаберная крышка, хвост, спинной плавник, хвостовой плавник, брюшные и грудные плавники. А возраст можно определить по количеству колец на чешуе. Одно кольцо – это один год жизни.
Виктор Егорович показал и рассказал нам о рыбе реки «Тангуйка». Показал рыболовецкие снасти, объяснил, как ими пользоваться. От него мы узнали, что сорога и плотва относятся к одному классу, только у сороги глаза красные, а у плотвы жёлтые.
Всё что мы узнали, сегодня поделимся с вами.
Стой, плотва и караси!
И пощады не проси!
Я хозяйка здесь, в пруду.
На охоту я иду.
Щука одна из самых больших хищных рыб. Она прирожденный хищник, умеющий выслеживать добычу. Голову щуки невозможно перепутать с другой рыбой, она длинная, плоская, с хищной зубастой пастью.
От рыбалки мало проку,
Не клюёт, хоть тресни, окунь.
Он смеется надо мной.
Окунь речной - хищная рыба, живущая стаями. Его окраска меняется от места обитания, поэтому его туловище имеет разные оттенки. Взрослый окунь - настоящий хищник, он кормится не только водными насекомыми, но и рыбой. Свою добычу подстерегает из засады.
Изловить его не просто,
Ведь плавник у рыбы острый!
Хищник, лучше не тревожь,
Защищен надежно ѐрш.
Ерш - рыба небольшая. В длину достигает 13 см. Внешним видом он напоминает окуня, но имеет колючий спинной плавник. При опасности ерш так растопыривает свои плавники и надувает щеки, что становится похож на колючий шарик. От этого он и получил свое название. Даже щуки не трогают ерша. Питается мелкими рачками, насекомыми.
Где живет огромный сом,
Он по весу чемпион,
Хоть совсем сойдешь с ума,
Не поймаешь ты сома!
Сом – большая, очень умная и хитрая рыба. Чтобы привлечь добычу, он шевелит усами, имитируя движение червей, и при этом открывает пасть. Сом втягивает в себя воду вместе с доверчивой добычей. Сом всю свою жизнь проводит в одной и той же яме и редко выходит на охоту.
Сорога – рыба с красными глазами и серебристыми боками. Питается личинками насекомых и растениями.
Карп – большая всеядная рыба. Карп имеет усы с каждой стороны верхней челюсти.
Лещ является крупной стайной рыбой, он любит глубокие места. Питается в холодное время года мотылем, рачками, мормышкой. Весной и летом лещ питается пиявками, личинками насекомых, червяками и зелеными водорослями.
Карась - хищник покрытый чешуйками и на каждой чешуйке темное пятнышко. Кормится растительной пищей и мелкими животными. В нашей реке появился не сам. Его мальки были запущены в Братское море рыболовецким хозяйством города Иркутска.
Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и рыбы получают его из воды при помощи жабр. Жабры устроены таким образом, что способны удерживать кислород, который при помощи крови разносится по всему организму. Если вода загрязнена различными отходами человеческой деятельности, то на теле рыб появляются различные ранки и язвы. Рыба может погибнуть. И перед нами стоит задача – следить за чистотой воды в нашей реке. Только от нас зависит, будут ли наши дети и внуки видеть рыбу в нашей реке.
III. Заключение.
Проведя своё исследование, мы научились:
Наш вывод: рыбы – часть живой природы, это очень интересные и удивительные существа. Они нуждаются в нашей защите. Вода – среда обитания рыб. Без неё не сможет прожить ни одно живое существо. Нужно, чтобы люди не загрязняли водоёмы, не вылавливали редких рыб и не занимались браконьерством!
IV. Литература
Приложение 1.
Анализ анкеты
Ответ | Количество |
1. Какая рыба водится в водоёмах нашего края. | |
Щука | 17 |
Карась | 16 |
Сом | 16 |
Окунь | 15 |
Налим | 5 |
Плотва | 4 |
Сазан | 4 |
Карп | 3 |
Елец | 2 |
Ерш | 2 |
Сорога | 0 |
2.Твой папа и дедушка любят рыбачить. | |
Круглый год | 4 |
Только летом | 7 |
Предпочитают зимнюю рыбалку | 3 |
Рыбачат осенью | 1 |
Весной | 4 |
Не увлекается рыбной ловлей | 1 |
3.Какие блюда из рыбы готовят у вас в семье. | |
Солят | 4 |
Сушат | 6 |
Варят уху | 17 |
Запекают в духовке | 1 |
Пироги рыбные | 3 |
Жарят рыбу | 11 |
Котлеты из рыбы | 9 |
Коптят | 2 |
4.Что знаете о пользе рыбных продуктов. | |
Укрепляет здоровье | 8 |
Укрепляет кости | 8 |
Укрепляет память | 10 |
Придаёт силы | 3 |
Содержит много белка | 2 |
Содержит кальций | 2 |
Содержит фосфор | 1 |
Приняли участие в анкетировании 17 человек.
Петушок из русских сказок
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Для чего нужна астрономия?
Заяц-хваста
Снеговик