Актуальность работы состоит в следующем: проблема домашних обязанностей детей во все времена является одной из главных в каждой семье, потому, что именно обязанности с детского возраста развивают трудовые навыки, воспитывают в детях трудолюбие и чувство ответственности. Данный материал может быть использован на уроках окружающего мира, а также для проведения классного часа и родительского собрания.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Какие домашние обязанности у сельских детей" | 495.56 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Разъезженская средняя школа»
Какие домашние обязанности имеют сельские дети?
Автор: Шевлякова Анна, ученица 3 класса
Руководитель: Орешкова Н.В.
учитель начальных классов
с. Разъезжее, 2023 г.
Введение
Я живу в селе Разъезжее. У меня большая семья, мама, дядя Саша, старший и младший братья, маленькая сестренка. Мама в большой семье постоянно занята домашними делами, много времени тратит на присмотр за младшей сестрой, ей один год. Я должна помогать своей маме. Я решила узнать, какие домашние обязанности имеют сельские дети.
Объект исследования: детские обязанности.
Предмет: выполнение детьми обязанностей по дому.
Гипотеза: предположим, что каждый сельский ребёнок имеет обязанности по дому.
Цель исследования: выяснить, какие обязанности по дому имеют сельские дети.
Задачи:
Методы исследования:
- анализ литературы и других источников информации;
- анкетирование учащихся и их родителей;
- интервью с бабушкой.
Дата и место проведения моего исследования.
Исследование проводилось в МБОУ «Разъезженская средняя школа», в январе - феврале 2023 года.
Актуальность работы состоит в следующем: проблема домашних обязанностей детей во все времена является одной из главных в каждой семье, потому, что именно обязанности с детского возраста развивают трудовые навыки, воспитывают в детях трудолюбие и чувство ответственности. Данный материал может быть использован на уроках окружающего мира, а также для проведения классного часа и родительского собрания.
1. 1. Из истории детских обязанностей на селе.
Обязанность – это совокупность дел, поручений, возложенных на кого-либо и обязательных для выполнения; определенный круг действий, связанных с исполнением какой-либо должности. [2]
В другом источнике обя́занность, -и, ж. Круг действий, возложенных на кого-н. и безусловных для выполнения. [1]. То есть, обязанности – это какие – либо дела, поручения, которые мы обязаны выполнять.
Какие же обязанности выполняли мои сверстники, живущие на селе, раньше? Во времена Древней Руси обязанности полагалось распределять в зависимости от пола ребенка. При этом воспитание строилось таким образом, что ребенок точно знал свои обязанности, и родителям не приходилось напоминать о них ребенку. Привлекая ребенка к совместной работе, предлагая ему дело по силам, родители поддерживали в нем ощущение радости от сопричастности к делу вместе со взрослыми, удовольствия от выполняемого труда. Стремясь походить на своих постоянно занятых трудом родителей, видя с их стороны доброжелательное отношение к попыткам научиться делу, слушая приятную похвалу в свой адрес, дети не могли себе представить, что можно не работать, не уметь прясть, шить, наколоть дров, прибить оторвавшуюся доску, не помочь отцу или матери [3].
Девочки присматривали за младшими братьями и сёстрами, помогали матери по хозяйству, учились у неё прясть пряжу, ткать полотно, шить одежду.
Помимо выше перечисленного, девочка к десяти годам помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину (Рисунок 1).
Мальчиков учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, теплыми, непромокаемыми. Интересен факт, что мальчик не был обязан ухаживать за младшими братьями и сестрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжелой работе девочек не привлекали. Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. В зимнее время мальчики ухаживали за скотом, плотничали, занимались несложными видами мастерства.
Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям [5].
Прихожу к выводу, обязанности на селе распределялись в зависимости от пола ребёнка и времени года.
Мы составили примерный перечень обязанностей для детей младшего школьного возраста, который затем включили в анкетирование.
Обязанности, которые выполняют дети в зависимости от места проживания, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Обязанности городских и сельских детей | Обязанности сельских детей |
Утилизация мусора | Прополка гряд |
Полив комнатных растений | Посадка растений |
Уборка в своей комнате | Посев семян |
Помощь в приготовлении пищи | Копка картофеля |
Мытьё посуды | Полив огорода |
Мытьё полов | Принос дров с улицы в дом |
Разбор купленных продуктов | Расчистка дорожек от снега |
Присмотр за младшими братьями и сестрами | Сбор урожая (ягод, фруктов и овощей) |
Кормление домашних животных (кошек, собак, хомяков и др.) | Присмотр за домашней птицей (цыплятами, утятами, гусятами) |
Покраска несложных изделий (забора, скамейки и др.) |
Таким образом, у детей, живущих в сельской местности и в настоящее время много домашних обязанностей.
2.1. Мои домашние обязанности
До школы я жила с моей бабушкой Ниной. Моя бабушка говорит, что выполнять домашние обязанности очень полезно. Бабушка рассказала мне, как я ей помогала до школы (аудиозапись): «Когда Аня была маленькая, помогала мне в огороде. С 3-х лет она ходила со мной в огород, собирала огурцы, морковку дергала и лук. С 4-х лет мы с ней стали по грибы в лес ходить. Перебирать помогала все грибы. Посуду помогала мне мыть, пирожки стряпать. С 4-х лет начали учить с ней буквы. К 5 годам мы с ней начали потихоньку читать. Аня в 5 лет красиво рисовала, лепила хорошо. Послушная и хорошая девочка, росла помощницей»
Сейчас, я самостоятельно убираю свою комнату. Стараюсь не разбрасывать вещи, чтобы уборка не занимала много времени: вытираю пыль с мебели и подоконника, пылесошу ковер и мою пол (фото 1).
Фото 1
Недавно моя мама принесла в дом маленькую собачку, заботы у меня теперь добавилось. Я кормлю её (она ест уже почти всё, любит больше всего мясо, хотя ей 1 месяц), мы с ней играем в «догоняшки», я слежу, чтобы она не напакостила. Мы назвали собачку Лялей. На улице у нас живёт Грей, он уже взрослый и большой, наша с братьями обязанность его кормить. Я иногда отцепляю его и играю с ним в ограде. Я много времени уделяю уходу за домашними животными. Мне нравится ухаживать за ними. Я давно уже решила, что стану ветеринарным врачом (фото 2).
У меня младшая сестрёнка Лена, мне нравиться с ней играть. Я люблю нянчиться с малышами, поэтому часто хожу в гости к моей тёте Анжеле, у неё двое маленьких девочек, я помогаю тёте за ними присматривать. Мои маленькие сестрёнки называют меня няней, мне это очень нравится.
Помогаю на кухне в приготовлении пищи. Мою овощи и фрукты, очищаю яйца от скорлупок. Тётя Анжела научила меня заводить тесто на блины и даже наливать его на сковороду (фото 3).
В зимнее время обязанностей не так уж много: помочь подбелить печку, подмести от снега крылечко.
Летом работы в сельской местности прибавляется, так как необходимо помогать на огороде. С братьями мы пололи и поливали грядки.
Собирали урожай: ягоду (у нас много клубники), из которой я сама умею готовить домашний йогурт (молоко смешать с ягодой и сахаром), кабачки (мы с мамой делали кабачковую икру). В начале осени много времени уходит на копку картофеля. В этом году картошка уродилась на славу (фото 4).
Осенью мы делали ремонт. Я помогала окрашивать пол.
Мне нравится выполнять мои обязанности.
2.2. Обязанности детей начальной школы.
Анкетирование в начальных классах мы провели с целью выяснить, какие обязанности есть у моих сверстников дома, выполняют ли они их. Также мы опросили и родителей с целью узнать выполняют ли обязанности ребята, и как к этому относятся родители. Вопросы анкет в некоторых случаях совпадали. Всего в анкетировании приняли участие 12 детей и их родителей.
Первый вопрос анкеты показал, что все мои сверстники помогают родителям и родители эту информацию полностью подтвердили. Второй вопрос был задан с целью выяснить мнение опрашиваемых, необходимы ли домашние обязанности. Все, родители и дети считают, что домашние обязанности у сельских детей должны быть. Анализ третьего вопроса показал, что детям на 100% нравиться помогать, и 93% родителей устраивает детская помощь (диаграмма 1).
Цель четвёртого вопроса была: выяснить, по какой причине ребёнок помогает родителям. Результаты показали, что 8 детей помогают по своему желанию, проявляя свою инициативу, остальных нужно просить, заставлять детей, чтобы помочь родителям не приходится (диаграмма 2).
Пятый вопрос показал, что дети начали выполнять свои обязанности в возрасте от 3 до 7 лет. Причём ответы детей абсолютно совпали с ответами родителей (диаграмма 3).
Проанализировав ответы, на следующий вопрос, мы выяснили, сколько времени тратят дети на выполнение домашних обязанностей. Первоклассники и второклассники тратят от 30 минут до 1, 5 часа. Учащиеся 3-4 классов от 1, 5 до 3 часов.
Ответы на следующий вопрос мы сделаем в сравнении. В этом вопросе были перечислены обязанности, которые могут выполнять дети моего возраста. Размещу только те обязанности, которые выбрали более половины детей. Результаты представлены на диаграммах 4 и 5.
Таким образом, в ходе анкетирования были выявлены обязанности, которые выполняют мои сверстники, живущие в сельской местности.
Заключение
В ходе выполнения исследовательской работы моя гипотеза подтвердилась. Действительно, мы выяснили, что у всех детей есть обязанности по дому. Мы узнали, какие обязанности были раньше и сейчас. Составили перечень детских обязанностей, разделив их в зависимости от места проживания. Рассказывая о своих обязанностях, я поняла, как это важно с малого возраста помогать своим родителям.
Список литературы:
Сказка об одной Тайне
Два Мороза
Сила слова
Ледяная внучка
Фокус-покус! Раз, два,три!