Работа Ринчиновой Сэлины посвящена изучению мотива сна в лирике М.Ю. Лермонтова.
Выбранная для изучения тема актуальна, поскольку мотив сна является одним из основных в творчестве М.Ю. Лермонтова и вызывает большой интерес у литературоведов. Данная работа может помочь углубить знания о сне как литературном приеме, его функциях и роли в произведениях великого поэта.
Вложение | Размер |
---|---|
motiv_sna_kratko_okonchatelnyy.docx | 101.57 КБ |
Министерство образования РБ
Управление образования МО «Баргузинский район»
МБОУ «Улюкчиканская основная общеобразовательная школа»
Секция: русская литература
Мотив сна в произведениях М.Ю. Лермонтова
Работу выполнила: Ринчинова Сэлина Эрдыниевна,
ученица 8 класса МБОУ «Улюкчиканская ООШ».
Научный руководитель: учитель русского языка и
литературы МБОУ «Улюкчиканская ООШ»
Очирова Екатерина Дмитриевна.
2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .........................................................................................................................................3
Глава 1. Сон как литературный прием.........................................................................................4
Глава 2. Мотив сна в лирике М.Ю. Лермонтова.........................................................................5
Глава 3. Практическая часть .......................................................................................................10
Заключение....................................................................................................................................11
Список использованной литературы.
Приложения.
Введение.
Сон всегда был загадкой для человека. Интерес к снам характерен для всех эпох человеческой культуры. Известно немало фактов, когда решение житейской или научной задачи приходило на ум не днём, а ночью, в сновидении. Так, немецкий химик Кекуле увидел во сне структурную формулу бензола. Дмитрию Ивановичу Менделееву сон помог создать периодическую таблицу химических элементов.
Сновидения – одна из самых загадочных сторон человеческого бытия и неотъемлемая часть культуры. По мнению В. П. Руднева, «мотив сна – один из самых устойчивых в мировой литературе». Введение сновидения как литературного приема, мотива сна в художественную ткань произведения является исконной, долговечной традицией русской литературы. Сны персонажей продолжают привлекать внимание отечественных и зарубежных исследователей и в настоящее время, что свидетельствует об актуальности этой темы для современного литературоведения.
Проблему литературных сновидений поднимали такие исследователи как М. Бахтин, Ю. Лотман, В.М. Маркович, Д. Нечаенко, О.В. Федунина, Ю.Н. Чумаков и другие. Существует целый ряд исследований, посвященных мотиву сна и поэтике сновидения в русской литературе.
Вместе с тем проблема сновидческого текста остается одной из наименее изученных.
Актуальность данного исследования определяется тем, что толкование снов всегда было и будет популярным занятием, привлекающим своей мистичностью. Выбранная тема может быть интересна многим, в особенности увлекающимся литературой. Сны, описанные в произведениях литературы, могут быть интерпретированы читателями по-разному. Главное – понимать их значимость в масштабе целых произведений, соотнося этот художественный прием с общей картиной сюжета.
Целью данной научной работы является определение смысла, значимости сна как художественного приема в лирических произведениях М.Ю. Лермонтова.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
При выборе произведений сложность заключалась в большом количестве художественных произведений, в которых присутствовал мотив сна. Были отобраны наиболее сложные с точки зрения анализа мотива сна художественные тексты.
Объектом исследования послужили следующие произведения: поэма-исповедь «Мцыри», лирические стихотворения «Сон», «Выхожу один я на дорогу...».
Предметом исследования послужили роль и функции сна в выбранных произведениях.
При написании работы были использованы следующие методы: метод комплексного изучения литературы, анализа и синтеза, типологический.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: если изображение сна весьма распространенный художественный прием, то можно предположить, что его использование в произведениях М.Ю. Лермонтова является важным средством для отображения психологического состояния героя, его характеристики; сон также может принимать на себя функции посредника между мирами и сам становиться особой реальностью.
Практическая значимость: работа имеет практическую направленность и представляет интерес для учащихся и всех, кто интересуется литературой. Она поможет глубже изучить место и роль сна литературных героев Лермонтова, лучше понять произведение, поступки героев и их характер.
Глава 1. Сон как литературный приём. Различные подходы к его изучению.
Сны и сновидения во все времена интересовали писателей и поэтов. Можно вспомнить произведения мировой литературы, в названия которых вынесено слово «сон»: «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира, «Сон» Дж. Г. Байрона, «Сновидение» А.С. Пушкина, «Дядюшкин сон», «Петербургские сновидения в стихах и прозе», «Сон смешного человека» Ф.М. Достоевского, «Тяжелые сны» Ф. Сологуба и др.
В русской литературе сны всегда играли большую роль. Многие писатели делали сон полноценным действующим лицом своих произведений. Сны героев позволяют лучше понять характеры, причины их поступков, отношение к людям и к себе. Во сне освобождается подсознание человека, поэтому он не может лгать, притворяться. Сон одного из действующих лиц литературно – художественного произведения может служить как бы рамкой или обрамлением основного сюжета, своеобразно подчеркивая его и выделяя на фоне второстепенных подробностей. Очень часто сны носят символичный смысл, «предсказывают» развитие сюжета.
Особенность сна литературного героя заключается в том, что читатель, имея возможность сравнить его содержание с последующими событиями в судьбе персонажа, может угадать логику автора и раскрыть значения символов. Сон в литературном произведении – выделенный фрагмент текста, имеющий следующие отличительные особенности:
Сон как композиционный элемент имеет свои функции: комментирование и оценка изображенных событий; психологическая характеристика персонажа; осмысление идейного содержания произведения; «чужой пророческий голос» - общение с божественным [13, с. 98].
Литературные сны неоднократно становились предметом научного анализа. По мнению Ремизова, русского писателя XX века, в снах проявляются и отражаются индивидуальность человека, его жизнь и быт, дневные впечатления и занятия. В книге «Огонь вещей. Сны и предсонье» писатель пишет: «Редкое произведение русской литературы обходится без сна. В снах не только сегодняшние обрывки дневных впечатлений, недосказанное, недодуманное, в снах дается и познание, и сознание, и провидение, жизнь, изображаемая со сновидениями, развертывается в века и до веку» [10, с. 136]. Сон понимается автором как послание высших сил, существующих не только вне человека, но и внутри него. А. Ремизов называет сны в литературе «снами в рассказах» [10, с. 137].
Считается базовым определение, данное Ю. Лотманом: «сон – знак в чистом виде, так как человек знает, что есть сон, видение, знает, что оно имеет значение, но не знает – какое. Это значение нужно расшифровать» [3, с.123].
Глава 2. Мотив сна в лирике М.Ю. Лермонтова.
2.1. Мотив сна в поэме «Мцыри».
Разберём эпизод сна Мцыри. Упав в бессилии возле святой обители, Мцыри видит сон, в котором в символических, ярких образах передаются его страдания, горькое сожаление о неудавшемся побеге, прорыв к свободе. Герой видит себя на дне глубокой чистой реки. Вокруг него вьются «рыбок пестрые стада», одна из них, с золотой чешуей, «серебристым голоском» начинает шептать ему «странные речи», уговаривая остаться – «в воде привольное житье».
Хотелось бы отметить то, что сон этот является следствием бесплодных усилий Мцыри, его тяжелых скитаний. Он отражает прежде всего «физическое состояние героя», его бессилие, болезнь и усталость. Мучимый жаждой, голодом и страшной жарой, герой мечтает об отдыхе и прохладе. Это отмечает исследователь А.С. Немзер [7, с. 36]. Однако, он также замечает, что смысл этого сна гораздо глубже. Река, на дне которой находится герой, ассоциируется в его сознании с монастырем, рыбка – с монахом, который наиболее близок к Мцыри. Жизненное пространство Мцыри ограничено монастырём точно так же, как река ограничивает пространство своих обитателей. Стада рыбок напоминают ему о монахах, братьях, живших вместе с ним в обители. Перекликаются с этой ассоциацией и «странные речи» золотой рыбки: «Я созову своих сестер: /Мы пляской круговой /Развеселим туманный взор/ И дух усталый твой.
«Сестры» здесь напоминают о «братьях», то есть монахах, живущих в монастыре. Рыбка с золотой чешуей пытается уговорить Мцыри остаться на дне, где «привольное житье», «холод и покой», мягкая постель, где «незаметно пройдут года» «под говор чудных снов». Так же тихо и неспешно течет жизнь и в монастыре, так же, вероятно, уговаривал Мцыри приютивший его монах, видя боль и страдания ребенка. Ассоциативно здесь приходит на ум поговорка: «нем, как рыба». В метафорической форме сон этот отражает разочарование героя от его неудачного побега, его сожаление.
По мнению Д. Максимова, сон Мцыри вводит в поэму мотив забвения, ухода от своего идеала в мир мечты, волшебного сна. Рыбка как будто предлагает измученному жизнью герою альтернативный вариант – уйти от жизни «в мечтательное безволие», капитулировать перед ней и тем самым фактически примириться с жизнью в монастыре. Мотив свободы, появляющийся во сне, является романтическим элементом. «Рыбка-русалка» – второй женский образ поэмы (первый – грузинка). Эпизод с рыбкой по своему композиционному значению аналогичен некоторым другим повторным темам произведения: на совершенно новой основе в нём повторяется эпизод с грузинкой. «Образ грузинской девушки и вид её сакли смущает юношу мыслью о сладости любви и отдыха. Рыбка-сирена манит Мцыри космической безмятежностью и бездонным покоем полного растворения в природе...» – замечает исследователь. [5]. Мотив сна является одним из самых распространенных и устойчивых во всей мировой литературе, но в особенности в те периоды её развития, которые характеризуются повышенным интересом и устремлённостью к идеалу, находящемуся за пределами земной реальности, что свойственно прежде всего романтическому типу мышления. Герои русалочьих стихотворений Гете и Гейне («Рыбак» и «Лорелей») поддаются искушению поющих сирен и погибают. Измученный блужданиями Мцыри должен тоже погибнуть, но не потому, что золотая рыбка сбила его с пути, не потому, что он соблазнился приманками красоты и тайны, как это случилось с героями Гете и Гейне. Романтические иллюзии в духе Жуковского, призрачная игра мечты, уводящей от жизни, не увлекает Лермонтова и его персонажей. Никакого «соглашения» Мцыри с рыбкой в поэме не происходит. Мцыри не переходит черты, отделяющей любование от подчинения и самоотдачи. Он «физически» теряет сознание, уступая «бессилью тела», но не теряет свою внутреннюю свободу и не изменяет мечте о родине.
Композиционно и стилистически эпизод сна Мцыри выделяется из всей поэмы, ритм которой очень чёток и динамичен, интонации эмоциональны и экспансивны. Эпизод же сна отличается плавностью и созерцательностью, спокойным, убаюкивающим ритмом. Напевность и мелодичность речи усиливают аллитерации («Как лед холодная струя, /Журча, вливалася мне в грудь...»), эпитеты-определения («холодная струя», «таинственная мгла», «рыбок пёстрые стада», «взор её зеленых глаз», «дух усталый»), анафора («Люблю как вольную струю, /Люблю как жизнь мою...»).
Таким образом, функции сна в поэме различны: раскрывая основную идею произведения – бескомпромиссность человеческого идеала, – сон ярко характеризует Мцыри, передаёт его чувства и мысли о собственной судьбе, предваряет будущие события. Также сон является переломным моментом в произведении. Поэма делится на «до» и «после».
2.2. Философское осмысление сновидений в лирическом стихотворении «Сон».
Современники поэта говорили, что Лермонтов обладал даром провидца. Он не только талантливый поэт, но и в отношении своей судьбы он был пророком, каким-то непостижимым образом он предугадал свою смерть. В.С. Соловьев дал ставшую классикой интерпретацию стихотворения «Сон»: «Лермонтов видел … не только сон своего сна, но и тот сон, который снился сну его сна, – сновидение в кубе». Действительно, прочитав стихотворение «Сон», можно с уверенностью сказать, что здесь присутствует три сна.
Первый сон: сон лирического героя, который видит себя умирающим на песке долины в горах Кавказа. Хотя в самом стихотворении нигде не указано, что это приснилось лирическому герою или Лермонтову. В.С. Соловьев сказал, что это «сновидение в кубе», но в самом тексте указывается лишь два сна. Здесь стоит обратить внимание на заглавие – «Сон».
Второй сон: лирический герой, умирая в полном одиночестве, находясь в состоянии между жизнью и смертью, видит сон «о вечернем пире в родимой стороне». Во сне все его друзья и близкие веселятся на вечернем пиру «в родимой стороне» и говорят именно о нем. Третья строфа в отличие от предыдущих строф более яркая, пропитана счастьем и весельем. Там он видит грустную девушку, настроение которой отличается от настроения окружающих ее людей.
Третий сон: сон девушки, которая предвидела смерть возлюбленного. Поэтому она не участвует в светской беседе и сидит одна в раздумье. «Но в разговор веселый не вступая, /Сидела там задумчиво одна, /И в грустный сон душа ее младая /Бог знает чем была погружена;»
В данный момент речь идет о двух персонажах - девушке и лирическом герое. Один, умирая в далекой жаркой пустыне, видит во сне девушку, которая переживает из-за своего сна, она же видит своего возлюбленного, умирающего в пустыне.
С помощью сна сквозь пространство они взглянули друг на друга, почувствовали свою любовь. Такой прием Б. М. Эйхенбаум и Ю. М. Лотман называют «зеркальной». «Сон героя и героини - это как бы два зеркала, взаимно отражающие действительные судьбы каждого из них и возвращающие друг другу свои отражения» [14, с. 43]. На пересечении двух снов в повествовании рождено главное чувство стихотворения — сверхчувство, метачувство, объединяющий всю эстетическую структуру центр.
Попробуем изобразить эту метафору графически. Перед умирающим героем видение любимой девушки, которая в то же самое время видит его. Между ними как бы происходит зрительный контакт почти мистического характера. Это можно изобразить так:
Рисунок 1
круг (все стихотворение – сон повествователя); внутри него пересекающиеся краями два круга (его сон и ее сон); заштрихованная часть – поле взаимного зрительного контакта.
Наличие таких двух персонажей говорит о том, что стихи написаны о любви, а не о смерти. Любовь была до смерти, она остается в момент смерти, ее дух подразумевается навечно. Герои отчуждены от окружающего мира: «Лежал один я» — «Сидела там задумчиво одна». Но, отчужденные от мира, они незримыми духовными нитями связаны друг с другом. Работают векторы памяти, ему снится она, он — ей. Движение навстречу остается лишь отдельно в каждом герое, не встречаясь в точке пересечения. Но оно все же и есть главная ценность. [15].
Таким образом, автор оставляет надежду герою на то, что он не будет более одинок. Смерть для него перестает быть трагедией. Хотя в начале стихотворения он делает акцент на одиночество лирического героя: «Лежал один я на песке долины». Но здесь есть один недостаток. Так как девушка является нам во сне лирического героя, нет никакого доказательства того, что она действительно существует. Ее пророческий сон также является сном во сне, то есть мы никак не можем быть уверенными в том, что ее сон реален. Возникает чувство загадочности и мистики. Ю. М. Лотман об этой особенности стихотворения писал следующее: «…умирающий герой видит во сне героиню, которая видит во сне умирающего героя. Повтор первой и последней строф создает пространство, которое можно представить в виде кольца Мёбиуса, одна поверхность которого означает сон, а другая –явь» [3, с. 511].
Рисунок 2 Кольцо Мёбиуса.
В последней строфе фраза «знакомый труп» констатирует факт гибели героя, что подтверждает видение девушки. Если до этого повествование ведется от первого лица, то в последней строфе рассказ ведет уже отлетевшая душа мертвого героя. Сон девушки убеждает героя в собственной смерти и замыкает кольцо Мёбиуса. Таким образом, стихотворение имеет кольцевую структуру, последняя строфа возвращает читателя в первую строфу.
Категория сна необычайно многозначна в стихотворении. Она, безусловно, входит в образную систему, являясь выражением эмоционального состояния личности. Это, конечно, и элемент лирического хронотопа — переживание вглубь и по времени и по пространству. Это и категория идеальности, мечты, покоя, создающая основной принцип композиции стихотворения.
Это и категория пророчества, свойственная всей поэзии Лермонтова, мучительная и трагическая для него. Сон — состояние ни жизни, ни смерти, совершенно особое, в котором мобилизованные внутренние силы действуют независимо от воли человека в одновременном бытии прошлого, настоящего и будущего. Сон дает возможность духовного соединения, смерть — нет.
Философское осмысление мотив сна получает в стихотворении «Выхожу один я на дорогу...». В нем находят отражение размышления поэта о сущности жизни. «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова начинается с мотивов одиночества. Образ дороги символизирует собой жизненный путь человека. Будущее словно в тумане, эпитет «кремнистый» указывает на трудность судьбы. Природа же, наоборот, находится в умиротворении и согласии с Богом. Для ее изображения поэт выбирает величественные слова, стараясь в красках описать всю красоту ночи. Мятущаяся душа персонажа противопоставляется спокойному пейзажу. Хаос и внутреннюю борьбу лирического героя передают риторические вопросы, восклицания. Размышления о прошлом и будущем снова возвращают нас к образу дороги, но персонаж больше не хочет идти по ней. Он жаждет остановки, «забвения», «покоя». Возникает образ сна. Лермонтов подчеркивает, что это не могильный сон. Скорее это погружение в параллельное измерение, в котором существует природа и где нет противоречий. В финале возникает образ дуба как символ вечной жизни, неиссякаемой силы. Это ось мира, «космическое» древо, которое должно стать живым памятником душе, заснувшей глубоким сном. [9]. Однако в этой гармонии герой чувствует себя лишним. В основе сюжета заложен контраст: космической красоте противостоит космический же пессимизм. Лирический герой не верит в жизнь, в собственное возможное счастье и потому желает найти освобождение во сне: «Я ищу свободы и покоя!/ Я б хотел забыться и заснуть!» Однако, несмотря на неверие в жизнь, он жаждет ее и стремится во сне стать частью мира, найти гармонию и любовь: «Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб дыша вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел». Обращение к форме сна в соотношении со смертью связано со стремлением к уничтожению границ между действительностью и ирреальным пространством, к переживанию запредельного состояния, в котором лирическому герою открывается скрытое, невидимое. Кроме того, сон, замещающий смерть, дает возможность отменить власть как времени, так и пространства.
Сон становится символом общности жизни и смерти. Покой, сон, смерть сливаются в одно состояние-переживание, но при этом становятся знаками не отказа от жизни, а особого, опосредованного и смягченного ее приятия.
Глава 3. Практическая часть.
Чтобы выявить частотность употребления слов со значением «сон, я провела небольшое статистическое исследование. Мною было проанализировано 90 стихотворений позднего периода творчества Лермонтова (Приложение 1). Исходя из исследования можно заметить, что Лермонтов, выстраивая свою картину мира, довольно часто обращается к сновидению как универсальной единице бытия, пытаясь с помощью сна обозначить отношения лирического героя с миром. Его сон соотносится, с одной стороны, со смертью («Сон» 1841 г.), с другой – утверждает полноту бытия («Выхожу один я на дорогу…»).
Также я провела небольшой опрос среди 8-9 классов. Я задавала им вопросы открытого типа. В ответе на вопрос «В каком произведении встречается сон персонажей?» большинство ребят отметили такие произведения как «Капитанская дочка» А.С. Пушкина и «Светлана», балладу В.А. Жуковского.
На вопрос о том, в каком произведении Лермонтова встречается мотив сна, около 44% учеников не смогли дать ответ, 56% отметили поэму «Мцыри».
На вопрос «Для чего в произведение вводится мотив сна», 44% ответили, что сон вводится для предсказания сюжета, 38% не знают ответа на вопрос, 19% - для характеристики персонажа.
Проанализировав ответы учащихся 8-9 классов о произведениях, в которых присутствует сон персонажей, я пришла к выводу, что категория сна как литературного приема им знакома, но в основном они вспоминают такие произведения как «Капитанская дочка» А.С. Пушкина и балладу «Светлана» В.А. Жуковского. Этот факт еще раз указывает на важность проведенной мной работы, ведь в лирике М.Ю. Лермонтова мотив сна занимает не последнее место. Также можно сделать вывод, что большинство ребят запомнили сновидения из прозаических произведений или же произведений, больших по объему, чем стихотворение. Мотив сна в лирических стихотворениях из опрошенных никто не вспомнил.
Заключение.
Мотив сна является одним из ведущих в творчестве Лермонтова.
В ходе анализа 3 лирических произведений М.Ю. Лермонтова, я пришла к мысли, что функции сна в его произведениях были различны и подчинялись тем задачам, которые ставил автор перед собой.
Так, сон Мцыри служит для раскрытия основной идеи произведения – бескомпромиссности человеческого идеала перед лицом любых опасностей и искушений. Через эпизод сна проходит главная идея поэмы - отказ покориться судьбе, пусть даже за это придётся заплатить жизнью.
В стихотворении «Сон» сон даёт возможность влюбленным взглянуть друг на друга в последний раз сквозь пространство и время. Ни в какой другой плоскости их встреча невозможна. На пересечении двух снов рождается сверхчувство. Герои отдалены друг от друга, однако связаны между собой незримыми духовными нитями. Лирический герой более не одинок, смерть перестает быть для него трагедией. Сон дает возможность духовного соединения героев.
В стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» сон становится символом общности жизни и смерти. Покой, сон, смерть сливаются в одно состояние-переживание, но при этом становятся знаками не отказа от жизни, а особого, опосредованного и смягченного ее приятия. Появляется мотив волшебного сна, через который лирический герой желает переместиться в гармоничное пространство. Но это не смерть, а дивное забвенье, сон-жизнь.
Итак, сон в литературном художественном произведении помогает читателю проникнуть в глубинные, природные пласты подсознания литературных героев. Сон играет либо компенсаторную роль нереализованного желания, либо имеет ощущение поворотного момента в жизни человека. Сон служит средством психологической характеристики персонажа, «предсказания» сюжета, осмысления идейного содержания произведения, оценки изображенных событий, в романтизме – это способ преодоления границы между реальностью и мечтой. Таким образом, подтверждается ранее выдвинутая гипотеза.
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Весенние чудеса
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Два Мороза
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым