Работа выполнена в рамках образовательной программы "Индивидуальный проект". Может быть использована на уроках кареведения, при изучении регионального компонента на уроках географии.
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный проект по географии | 142.62 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждения
<<Средняя общеобразовательная школа №65 г. Улан-Удэ имени А.С Асеева>>
Направленность: Естественно-научная.
Геральдика. Символика гербов Республики Бурятия.
Выполнил:
Лыгденов Аюр Пурбоевич
ученик 10 «А»
МАОУ «СОШ №65 г.Улан-Удэ
Имени Г.С.Асеева»
Руководитель:
Иконникова Вера Александровна,
Учитель географии высшей категории
МАОУ «СОШ №65 г.Улан-Удэ
Имени Г.С.Асеева»
Пояснительная записка
Каждый учащийся знает, что у каждого района Республики Бурятия есть символы, которые отличают нас друг от друга. Рассматривая их, нас особенно заинтересовал герб самой Республики Бурятия и изображённые на нём образы.
Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну. А олицетворяют родную землю ее символы. Охватить в одной работе историю всех символов республики невозможно, и мы решили остановиться на истории происхождения герба нашей Бурятии. Герб Республики Бурятии – это часть истории, воплощение её великих и трагических страниц, отражение жизни народов нашей республики. Именно поэтому мы выбрали эту тему.
После опроса, проведенного среди обучающихся и сотрудников школы, было выявлено, что наши сверстники располагают недостаточными знаниями о гербе и значении символов, использованных в нём.
Классификация проекта
Гипотеза:
Цели проекта:
Задачи проекта:
Актуальность:
На данный момент люди стали любопытней и начали увлекаться историей своей родины, а начать нужно с лица Республики Бурятия. Геральдический материал является как одним из средств в постижении исторического прошлого, так и непосредственным объектом изучения политической, культурной истории.
Объект исследования:
Предмет исследования:
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Этап | Цель | Направления | Период реализации |
1 этап | Выбор темы | 1) Выбор области исследования 2 )Выбор темы исследования совместно с руководителем | Сентябрь-Декабрь, 2020 г. |
2 этап
| Собрать основные сведения по теме исследования | 1) Знакомство и подбор источников информации 2 )Обработка информации | Январь-Март, 2021 г. |
3 этап | Систематизировать собранного материала | 1) Написание и оформление исследовательской работы | Апрель – май, 2021 г. |
4 этап | Подготовка к защите проекта | 1) Создание презентации 2) Создание учебной презентации | Сентябрь-Ноябрь, 2021 г. |
5 этап | Защита проекта, представление результата работы | 1) Написание автореферата. 2) Создание презентации-защиты проекта 3) Представление результатов работы | Март , 2022 г. |
6 этап | Рефлексия | Оценка своей деятельности | Апрель, 2022 г. |
Реализация проекта
«Появление районных гербов Республики Бурятии. Появление герба Республики Бурятии»
Направление | Цели и задачи | Содержание работы | Результат |
1.Гербы районов Республики Бурятия и самой Республики Бурятия. | 1.Собрать информацию о рождении гербов из разных источников. 2.Показать их важность в истории Республики Бурятии. 3.Узнать больше об истории гербов. . | 1.Раскрыть символику гербов Бурятии. 2.Показать их в новом свете для учеников. 3.Определить возможные способы для распространения о возникновении гербов. | 1.Изучение объекта исследования и создание миниатюрной карты Бурятии. 2.Использование материала для обучения детей в школе. 3.Выставка в интернете и изучение за пределами Республики Бурятии. |
Источники финансирования:
Представленный проект является бюджетным, поскольку предполагает минимальные затраты: канцелярские расходы (папка, бумага, распечатка), USB-накопитель, электроэнергия.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждения
<<Средняя общеобразовательная школа №65 г. Улан-Удэ имени А.С Асеева>>
Направленность: Естественно-научная.
Геральдика. Символика гербов Республики Бурятия.
Выполнил:
Лыгденов Аюр Пурбоевич
ученик 10 «А»
МАОУ «СОШ №65 г.Улан-Удэ
Имени Г.С.Асеева»
Руководитель:
Иконникова Вера Александровна,
Учитель географии высшей категории
МАОУ «СОШ №65 г.Улан-Удэ
Имени Г.С.Асеева»
г. Улан-Удэ
2022 г.
№ | Название глав | Страница |
Введение | ||
«Геральдика» и «Герб» | ||
1 | Понятие геральдики и герба | |
2 | Описание и обоснование районных гербов Республики Бурятия | |
Заключение | ||
Список литературы |
СОДЕРЖАНИЕ
Геральдика (гербоведение; от лат. heraldus - «глашатай») -специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования. Является частью эмблематики -группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что строение, употребление и правовой статус гербов соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур. Корни геральдики уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный геральдический язык.
Герб (от польск. herb, от нем. Erbe — «наследие») — визуальный (то есть, существующий прежде всего в виде изображения) опознавательный знак (подвид эмблем), составленный и употребляемый по правилам геральдики, служащий для отличия владельца (личности, семьи, рода; населённого пункта, города, территории, государства, межгосударственного объединения; общественной, профессиональной, социальной или иной корпорации) от других.
Геральдика решила проблему определения статуса человека. Если человек идёт в одежде с гербом, то это значит, что он является вассалом того феодала, чей герб изображён на его одежде. Гербы помогали отличить своих от врагов. Представьте себе средневековое сражение… Мягко говоря, бой походил на мясорубку, когда одна толпа «рубила» другую в ближнем бою. И чтобы воин, который вошёл в раж, не убивал своих – придумали знаки отличия.
Именно поэтому геральдика зародилась в периодах между первым и вторым крестовым походом (12 век). Первые гербы изображали каких-либо животных, символизирующих определённого человека. Так как читать умели тогда немногие, то надписи почти не помещались на гербы. Обычно, гербовое животное было ещё и прозвищем феодала. А потому, старались изображать сильных и красивых животных.
Геральдика
Впоследствии герб закреплялся не только за конкретным человеком, но и за всем последующем поколением. Так появились знатные роды. Знатность стала культом. А потому иногда требовалось иметь знатных предков в нескольких поколениях, чтобы считаться «по-настоящему» знатным.
Средневековье стало значительным этапом в истории геральдике. Однако окончательную систематизацию геральдика получила в 17 веке с трудом французского священника Клода Франсуа Менестрье «Истинное искусство геральдики и происхождение гербов».
Те, кто стал изучать геральдику в 17 – 19 веках столкнулись с проблемой систематизации. По началу считалось, что средневековая геральдика пришла со времён Римской Империи. Однако оказалось, что каждая крупная цивилизация или государство придумывали свои правила геральдики. Более того, не было точного определения геральдики, а потому под категорию геральдики подпадали арабские гербы и прочее. Актуальность темы заключается в том, что геральдика развивается и в наши дни. Геральдика тесно связана с нумизматикой, археологией и рядом других исторических дисциплин, но в первую очередь со сфрагистикой, генеалогией и фалеристикой.
1. Понятие геральдики и герба
Под геральдикой подразумевают две вещи: во-первых, это практическая деятельность по составлению гербов и сама совокупность гербов, а во-вторых, это научное знание о гербах, историческая наука, которая занимается их исследованием и анализом. Слово «герб» в русском языке через посредничество других славянских языков восходит к немецкому слову со значением «наследство». Тем самым в самом названии уже заложена очень важная информация об одной из «частей» геральдики — родовой, где герб передается по наследству от предков к потомкам. Во многих же европейских языках слово «герб» соотносится со словом «оружие», что демонстрирует генезис геральдики: первые геральдические изображения действительно появились на вооружении.
Герб — это частный случай эмблемы, то есть визуального воплощения символа, однако не всякая эмблема является гербом. Звезда с различным количеством концов, крест во всех его вариациях и тому подобное — эмблемы сами по себе гербами, разумеется, не являются. Чтобы быть гербом, эмблематическое изображение должно отвечать целому ряду условий. Прежде всего, оно должно быть создано в соответствии с определенными писаными или неписаными правилами и традициями. Геральдика — это определенная эмблематическая система, в которой сложился свой эмблематический язык, сформировались возникшие на практике особенности изображения и расположения отдельных элементов, выработалась структура герба и принципы его описания. Иными словами, это не какой-то хаотический набор изображений, а четко выделяемая система, имеющая свою структуру, внутреннюю логику и свои характерные черты. К примеру, главным визуально-опознавательным элементом герба является щит, и если вы какую-либо эмблему поместите в щит, то уже придадите ей некоторую геральдичность. Символический язык геральдики условен. Задача состоит не столько в изображении чего-то реального (например, железнодорожных локомотивов), сколько в отражении этой реальности с помощью тех или иных условных эмблем (например, стилизованных серебряных коней с красными глазами и развевающимися гривами, как на одном из литовских городских гербов). Именно поэтому нелепым было бы увидеть в гербе компьютерный монитор с клавиатурой — попробуйте обозначить то же самое, но с помощью иных, опосредованных эмблематических изображений.
Второй момент, по причине которого, собственно, и появилась геральдика, — это функция идентификации. Герб означает своего носителя, идентифицирует его, является его визуальным знаком и поэтому индивидуален. В качестве таковых носителей (гербовладельцев) могут выступать конкретная личность (личный герб), род (родовой), корпорация (корпоративный), город (городской), административно-территориальная единица (территориальный) и, наконец, государство (государственный). Разумеется, раньше всех появились личные гербы, которые затем становились родовыми (хотя может существовать и личный герб как таковой). Многие старые государственные гербы обязаны своим происхождением также родовым гербам, то есть гербам династий, которые правили в этих странах. В любом случае герб так или иначе несет определенный символический смысл, обладает некоей семантикой, нередко совершенно неочевидной, которая тем или иным способом репрезентирует своего владельца: от этимологии имени или названия, зачастую условной, «наивной» (так называемые гласные гербы), до отражения в гербе истории и генеалогии рода, города или страны.
2.Описание и обоснование районных гербов Республики Бурятия
1) Герб Республики Бурятия
Герб Республики Бурятия представляет собой геральдический щит традиционной формы, на котором размещен трехцветный круг (сине-бело-жёлтый цвета национального флага). В верхней части круга — золотое соёмбо — традиционный символ вечной жизни. В центре круга — одинаковой ширины сине-белые полосы — волны Байкала, а также светло-зелёного и темно-зелёного фона горные вершины, характерные для местного ландшафта. Нижнюю часть круга обрамляет голубая лента «хадак» — символ гостеприимства народа Бурятии. Центральная часть хадака служит основанием герба. Лента равномерно один раз с каждой стороны нижней части круга обвивает герб. Концы её ниспадают по обе стороны герба над его основанием.
Гербом города Улан-Удэ является исторический герб города Верхнеудинск. В верхней части щита расположена башенная корона, указывающая на статус города Улан-Удэ — столицы субъекта Российской Федерации, изображенная на центральном зубце короны «соёмбо» — указывающая на принадлежность к Республике Бурятия. В нижней части щита — лента Ордена Трудового Красного Знамени.
2) Геральдическое описание Баргузинского района:
В зелёном поле лазоревый столб чешуйчато тонко окаймленный серебром и обремененный вверху золотым Соембо. Поверх всего бегущий обернувшийся золотой соболь. Щит увенчан золотой территориальной короной установленного для муниципальных районов образца.
Обоснование символики герба Баргузинского района:
Бегущий золотой соболь в зелёном поле – символ природного богатства района, знаменитого Баргузинского соболя, который перепрыгивая через окаймленный серебром чешуйчатый (остро волнистый) лазорев столб соединяет берега оз. Байкал, на одном из которых находится Баргузинский район. "На сине-голубом поле щита, под главой проходит горизонтальный рисунок эвенкийского орнамента «Оленьи рога», в символическом овале эвенкийского бубна изображен олень". - баунтовский
В лазоревом (синем, голубом) поле серебряный столб, сопровождаемый по сторонам положенными в столб и выгнутыми к краям щита: слева - серебряной ветвью сибирского абрикоса с золотыми плодами, справа - золотым снопом колосьев пшеницы. Синие части щита символизирует реки Хилок и Чикой. - бичурский
3) Геральдическое описание Заиграевского района:
Герб муниципального образования «Заиграевский район» представляет собой круг (коричневый).
В верхней части круга – знак угалза, символизирующий единство народов.
В правой части круга – золотистые колосья, характеризующие развитие сельского хозяйства на территории района.
В левой части круга – зеленая кедровая ветвь с шишками темно-коричневого цвета, символ бескрайних лесов.
В центре круга на белом фоне расположены шестерня темно-синего цвета, означающая промышленную направленность в развитии экономики района; железная дорога темно-синего цвета, определяющая особенность района с развитой сетью железных дорог, горы синего цвета с белым треугольником в центре, символизирующие характерный ландшафт района, а также наличие значительного запаса полезных ископаемых преимущественно известнякового происхождения. Нижнюю часть круга обрамляет хадак - символ гостеприимства народов Бурятии, в центральной ее части - в виде национального флага Республики Бурятия. На его фоне расположена надпись "Заиграевский район". Все элементы герба помещаются в поле четырехугольного, заостренного снизу геральдического щита, светло серого цвета, обрамленного полосой коричневого цвета.
4) Геральдическое описание Джидинского района:
Герб Джидинского района представляет собой круг, в котором на желто-охристом фоне изображены скачущий конь, горы, слово «Джида» и лента «хадак».
Желто-охристый фон круга характеризует степную долину Джиды. В верхней части круга – красное соембо – традиционный символ вечной жизни (солнце, луна, очаг). В центре верхней части круга – коричневый скачущий конь – одна из пяти жемчужин бурятского народа, символизирующий, сегодняшнюю Джиду в движении вперед.
Расположенные по центру круга синие и зеленые горы вместе с цветом фона характеризуют природу Джиды. В нижней часть и круга изображены слово «Джида» и синяя лента «хадак», символизирующая гостеприимство, добрососедство и доброжелательность джидинцев. Основанием герба является флаг Джидинского района, на котором замкнуты полосы цвета флага Российской Федерации, подчеркивающие, что Джида является неотъемлемой частью Российской Федерации.
В лазоревом поле под главой, четырехкратно пересеченной лазурью, золотом, серебром, червленью и зелёнью, - серебряный, летящий вверх с распростертыми крыльями, лебедь с золотыми клювом и лапами.
Обоснование символики:
Село Сосново-Озерское - центр Еравнинского района основан в конце XIX в. в результате слияния двух деревень - Большой и Малой Сосновки.
Свое название - Еравнинский, район получил по названию одноимённой местности - "Еравнинские озёра", на территории которой расположены знаменитые в Забайкалье и Бурятии группы озёр, наиболее значительные - Большое Еравное, Малое Еравное, Сосновое (лазоревое поле герба).
Лебедь - гордая и величавая птица, символ красоты, постоянства, верности, чистой любви; лебедь, устремленный верх, олицетворяет прогресс, развитие, устремление.
Полосы во главе герба - пять бурятских хадаков, означают:
- зелёный - основа жизни - плодородие земли и цветущую весну; символизирует достаток, процветание, стабильность;
- червлень (красный) - очаг домашнего огня (гал гулагма); символизирует труд, красоту, праздник.
- серебро - чистоту души народов; символизирует веру, искренность, чистосердечность, благородство, откровенность.
- золото - солнце, тепло, радость; символизирует прочность, силу, великодушие;
- лазурь - космос, вселенную; символизирует возвышенные устремления, мышление, искренность и добродетели.
5) Геральдическое описание Закаменского района.
В лазоревом поле с золотой костылевидной оконечностью вверху - золотое соембо (безант, сопровождаемый внизу отворенным вверх полумесяцем, вверху — пламенем о трёх языках), внизу - серебряная друза кристаллов
Первоначальное описание герба: в лазоревом поле шита вверху золотое соёмбо (безантом, сопровождаемым внизу полумесяцем, отворенным вверх, вверху — пламенем о трёх языках) обременённое внизу серебряной друзой кристаллов, внизу молоточный орнамент.
Обоснование символики:
Синий цвет — символизирует доброту, верность, постоянство.
Друзы (кристалл) — символ района, богатого месторождением различных природных ископаемых, в том числе вольфрамовых и молибденовых руд, имеющих историческое и экономическое значение для района.
Соёмбо — символ вечной жизни (солнце, луна, очаг), у монголоязычных народов.
Орнамент «меандр» или молоточный орнамент «алхан хээ» выражает идею вечного движения. В данном случае — народное искусство, уважение, любовь к ремеслу и талант народа.
6) Геральдическое Описание Иволгинского района
На серебрянном щите, обрамленной золотой рамкой, изображен символ «Хорло» - основавероучения, или «Тооно», купол жилища кочевых народов, макет конструкции Вселенной, связывающей людей с вечно синим небом, также понимается как солнечные часы. Рисунок герба символизирует, что Иволгинский район является центром духовности и верований разных конфессий. Символ герба монголоязычных народов и Байкальского региона «Соембо» соединяетконцы государственных флагов Российской Федерации и Республики Бурятия, которые как хадакобвязывают золотой обод. Также на ободе в верхней части написаны «Ивалгын аймак» на бурятском языке, а внизу «Иволгинский район» на русском языке. В центре «Хорло», под символом «Соембо» на старомонгольском языке написано слово «Ивалга», наименование аймака на бурятском языке. На фоне изображена святыня Иволгинского района гора «Баян Тугад».
7) Геральдическое описание Кабанского района.
В пересеченном серебряном и зеленом поле круглая фигура, образованная сообразно пересечению вверху – из лазоревого полукруга, обремененного серебряным волнисто выщербленным поясом и, над ним, летящей вправо с распростертыми крыльями чайкой; внизу – из золотой половины колеса.
Обоснование символики:
Серебряный щит - символ государственности, единства и целостности государства, населяющих его народов.
Нижняя половина диска представляет собой Золотистое Колесо - символ вечного Движения и Путешествий.
В то же время колесо-диск указывает на то, что район расположен на стыке всех коммуникаций с исторических времен. По территории-пространства района пролегли великий Московский тракт, великий Чайный путь.
Сегодня - это автомобильные, железнодорожные магистрали водные пути сообщений. [Изображение колеса - символ индустрии и промышленности.
В верхней половине диска на синем небосводе - символе Вселенной, космического Пространства - белые (серебристые) волны священного Озера-Моря Байкал с парящей белой Чайкой – символ Чистоты экологического равновесия человека и природы.
Круг - диск окантован золотистым поясом, символизирующим наш край.
В гербе заключены символы благополучия, мира, развития.
8) Геральдическое Описание Кижингинского района.
Эмблема Кижингинского района представляет собой комплекс самых узнаваемых символов национальной культуры, нравственных и духовных начал, единства и целостности многонационального народа. Имеет значение оберега, талисмана.
В отдельности: Цветок лилии (улаалзай), занесенный в Красную Книгу Бурятии, является олицетворением чистоты и первозданности природы родного края и бережном отношении к ней. Лебедь – тотем Хори-бурят – (оберег).
Солнце – источник жизни, жизненной силы, богатства и изобилия.
Коновязь березовая – это символ гостеприимства, открытости души наших земляков. Надпись «Хэжэнгэ», приобретая форму полумесяца, символизирует собой таинство бытия и движения времени.
Флаг Республики Бурятия, приобретая форму нотного знака, подчеркивает особый музыкальный талант жителей Кижингинской долины Республики.
В эмблеме также изображена буддийская субарга "Джарун Хашор" - памятник истории и культуры. На заднем плане видна гора Челсана – одно из самых почитаемых мест.
9) Геральдическое описание Курумканского района.
«В лазоревом (синем, голубом) поле зеленая островерхая гора с серебряной снежной вершиной,спускающейся по склонам к краям щита; гора обременена серебряным скачущим конём, по сторонам которого и поверх горы по три соединённых в основании золотых колоса,выходящих из положенного в оконечности вьющегося лазоревого, окаймленного серебром, шарфа (хадак); в главе над вершиной горы золотой соёмбо (в виде безанта над полумесяцем и под пламенем о трех язычках)».
Герб муниципального образования «Курумканский район», в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований, утверждёнными Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации 28.06.2006 года, может воспроизводиться со статусной короной установленного образца.
Муниципальная корона для муниципальных районов – золотая территориальная корона о пяти заострённых зубцах.
Обоснование символики:
Герб Курумканского района языком аллегорий символизирует исторические, природные и экономико-географические особенности муниципального образования.
Курумканский район расположен на северо-востоке Бурятии, в среднем и верхнем течении реки Баргузин, между Икатским и Баргузинским хребтами.
Гора со снежной вершиной символизирует расположение территории района в Баргузинской долине промеж двух горных гряд. Снежная вершина – символ суровых климатических условий района, который приравнен к районам Крайнего Севера.
Зеленый цвет горы – символ природных ресурсов, а также окружающих поселения горных лесистых склонов отрогов хребтов, сопок и падей.
Образ коня в гербе многозначен. Конь для бурята – не только неотъемлемый элемент подсобного хозяйства и средство передвижения, но, скорее, дар богов, который надо беречь и лелеять. Конь исторически всегда был рядом с бурятом. Он не только спасал всадника во время перекочевок и вооруженных стычек, но и давал мясо, кумыс. Конский волос шел на изготовление веревок, из кожи шили обувь, из сухожилий сучили прочные нити. Все лошади, говорят буряты, – чисты, что связано с чувствами преданности, добра, любви. Особо почитаемыми всегда были беломастные животные. В поверьях бурят, считается, что конь – существо небесного происхождения и место его на небе, а Млечный путь – ничто иное, как молоко небесной кобылицы. Образ коня воспет в бурятском героическом эпосе «Гэсэр», в котором конь, наряду с самим Гэсэром, является одним из центральных персонажей.
Колосья – символ трудолюбия местных жителей и ценных даров земли и богатства края. Также колосья – традиционный символ сельскохозяйственной специализации территории.
Помещенный в оконечности щита герба вьющийся лазоревый шарф (хадак) символизирует гостеприимство бурятов. Хадак – традиционно почетный подарок, непременный атрибут приветствия дорогих гостей, знак уважения и добрых намерений. Также вьющийся лазоревый хадак, окаймленный серебром, символизирует протекающую через всю территорию района реку Баргузин. Кроме того, хадак – традиционный бурятский символ Вечного синего неба.
Золотой знак соёмбо – традиционный бурятский символ вечной жизни. Также соёмбо символизирует в гербе принадлежность района к Республике Бурятия.
Примененные цвета в геральдике символизируют:
Синий цвет (лазурь) – символ возвышенных устремлений, искренности и добродетели, а также цвет водных объектов и чистого неба.
Зелёный цвет – символ природы, здоровья, жизненного роста.
Золото (жёлтый цвет) – символ урожая, богатства, стабильности, уважения и интеллекта. Кроме того, золото как цвет солнца символизирует радушие жителей района и их трудолюбие.
Серебро (белый цвет) – символ чистоты помыслов и стремлений, совершенства, мира и взаимопонимания. Также серебро символизирует снежные вершины гор.
10) Геральдическое описание Кяхтинского района.
В поле зеленом и червленом, рассеченном и опрокинуто-стропильно разбитом без числа – золотые сообращенные оторванные головы орла и дракона, имеющие червленые глаза и языки.
Щит увенчан муниципальной короной достоинства: золотой территориальной с пятью видимыми зубцами.
Герб может воспроизводиться как с короной (полный герб), так и без нее (сокращенный герб); обе версии герба равноправны и имеют одинаковый статус.
11) Геральдическое описание Муйского района.
Эмблема представляет собой круг, обрамленный голубой лентой в виде национального атрибута «Хадак» - символа почета и уважения, с надписью «Муйский район» в верхней части. На концах «Ходака» - бурятский национальный орнамент. В середине круга на голубом фоне изображены: в верхней части – солнце, горы, Северомуйский тоннель, железная дорога. Левее – часть поселка (два дома, самолет – памятник первопроходцам БАМа). Ниже изображено (лес, два медведя), что соответствует географическому и природному положению местности
12) Геральдическое описание Мухоршибирского района
В золотом поле два сообращённых с серебряной шеей и червлёными клювами и бровями чёрных журавля с одной согнутой ногой – у левого левой, у правого - правой; в чёрной оконечности золотой бурятский национальный орнамент в пояс.
Обоснование символики:
Герб языком символов и аллегорий передает природные, историко-культурные и экономические особенности района.
Мухоршибирский район известен своими каменноугольными месторождениями, поэтому чёрная оконечность символизирует богатство каменным углём. Бурятский национальный орнамент указывает не только на принадлежность района к Республике Бурятия, но и олицетворяет разведанные в районе запасы золота. Природные особенности района отражены двумя журавлями – на территории района расположены Тугнуйский дрофино-журавлинный заказник и Усть-Алтачейский государственный природный заказник.
Золотой цвет также олицетворяет такие качества и понятия как верность, справедливость, умеренность, великодушие и щедрость. Чёрный цвет в гербе означает благородство, терпение и упорство, а также плодородие. Червлёный (красный) цвет символизирует силу, мужество и доблесть.
13) Геральдическое Описание Окинского района.
Герб муниципального образования «Окинский район» представляет собой геральдический щит жёлтого (золотого) цвета традиционной формы, на котором размещен круг с фоном синего цвета, обозначающим цвет вечного синего неба.
В верхней части круга – золотое соёмбо – традиционный символ вечной жизни (серп луны, диск солнца и три языка пламени). В центре круга – графическое изображение вершин горы Мунко-Саридак, олицетворяющих 13 божественных покровителей и защитников края и его жителей.
В нижней части круга, у подножия гор, расположено изображение снежного барса – редкого, красивого животного, являющегося символом смелости и стойкости к суровым условиям, а также обозначающего уникальный животный мир Окинского района.
Снежный барс опирается на графическое изображение алмаза, олицетворяющего богатства недр Окинского района.
Символическое значение цветов:
Желтый (золотой) – духовное начало, гармония человека и природы, солнце, тепло, прочность, великодушие;
Синий – космос, вселенная, возвышенность устремлений, нерушимость, верность, искренность;
Белый – чистота души и помыслов народа, чистосердечность, счастье, спокойствие, благородство, откровенность;
Черный – мудрый, постоянство.
14) Геральдическое Описание Прибайкальского района.
Герб представляет собой круг, в верхней трети которого размещено стилизованное чёрно-белое изображение чайки, кончики крыльев которой выходят за пределы круга и под углом 45 градусов опущены книзу; в левой части окружности расположено жёлтое соцветие колоса из шести попарно сомкнутых зерен. Начинающееся с нижней середины окружности и почти примыкающее к крыльям чайки; в правой части окружности расположены стилизованные чёрно-коричневые изображения четырёх кедровых шишек на зелёном фоне, также расположенных до крыла чайки; в верхней части окружности по центру – стилизованное изображение зелёной ели на светло-голубом фоне; в центре круга жёлто-голубых тонов национального флага Бурятии- две синего цвета волнистые линии, символизирующие Байкал.
Обоснование символики:
Геральдический щит традиционной французской формы. Имеет трехчастную композицию. Использование некоторых символов из герба Республики Бурятия и композиции – «подножие», указывает на принадлежность Северо-байкальского района к Республике Бурятия.
Верх композиции рассечен на две части:
- в первой, верхней левой части герба, на бирюзовом (мечты и надежды) фоне изображена эмблема Баргузинского биосферного заповедника – соболь, т.к. баргузинский соболь издавна является драгоценной пушниной, повлиявшей на историческое развитие Северного Байкала. На голубом контуре озера Байкал «горит» Полярная звезда, определяя географическое местонахождение СевероБайкальского района.
- во второй, верхней правой части герба, на бирюзовом фоне, на синих волнах одинаковой ширины лежит железнодорожное полотно черного цвета в лучах восходящего солнца. Так определено значение строительства БайкалоАмурской магистрали. В связи со строительством БАМа появились новые населенные пункты, восход солнца определяет будущие изменения экономики района, это подчеркнуто светло-зелеными (будущее) и темно-зелеными (настоящее) цветами горных вершин, характерными для местного ландшафта.
В третьей, нижней части герба изображены на синем (сила) фоне одинаковой ширины три белые волнистые полосы – серебристые (священные) волны Байкала и Золотое (благополучие) Соембо – традиционный символ вечно счастливой жизни (солнце, луна, очаг).
15) Геральдическое описание Тункинского района.
Герб МО «Тункинский район» представляет собой изображение одного из трехглавых пиков Тункинских гольцов Восточных Саян, снежные вершины которого символизируют экологическую чистоту, а также зримую связь с прошлым, с судьбами людей, народов. Поскольку гольцы расположены цепью с Запада на Восток по Северной стороне Тункинской долины, для жителей долины горы всегда освещены утренним солнцем справа. Именно это состояние передано на гербе, и орел, летящий навстречу солнцу, подчеркивает устремленность района в будущее. Все это обрамлено кругами (знак вечности) с традиционными буддийскими цветами (красный, желтый, зеленый). Круг вверху увенчан золотистым соембо. Ниже середины круг дважды опоясывает ярко красная лента, на верхней полосе ленты белыми буквами написаны названия района и республики. Нижний пояс ленты зрительно уравновешивает всю композицию геральдического знака, придает ей визуальную устойчивость и логически замыкает узел в виде круга, внутри которого старомонгольской вязью написано «Тунхэн» на зеленом фоне. Герб размещен на геральдическом щите.
16) Геральдическое описание Хоринского района.
В серебряном поле - два переплетённых наподобие звезды тонких сквозных квадрата со скругленными углами, из которых первый просечён лазурью и червленью, а второй - лазурью и золотом; и внутри - лазоревый шар, имеющий одиннадцать золотых шатроподобных зубцов, тонко окаймленных лазурью (двумя зубцами вверх), и обремененный серебряным лебедем, плывущим с воздетыми крыльями; расстояние между двумя верхними зубцами больше прочих, и там, поверх края шара и переплетения - золотое соёмбо: безант под пламенем и над полумесяцем.
Обоснование символики:
По преданиям, на южном берегу Байкала, примерно 1700 лет назад поселилось раннемонгольское племя Буртэ-Чино (Бурити-шоно). Одного из сыновей Буртэ-Чино звали Хорилтай-мэргэн. По «Сокровенному сказанию монголов» (исторический и литературный памятник монгольских племен) Хорилтай-мэргэн был во главе племенного объединения хори-туматов. Хоридой-Мэргэн взял в жены небесную птицу-лебедицу (хун шубуун), земное имя которой Хобойши-хатан. У них родились 11 сыновей: Галзуд, Хуацай, Хубдуд, Гушад, Шарайд, Харгана, Худай, Бодонгуд, Хальбин, Саган, Батанай, которые стали во главе 11 родов хоринцев. На протяжении многих веков хоринцы поклоняются своей небесной защитнице - белой лебедице. Интересно и то, что в средневековой монгольской историографии дочь Хорилтай-Мэргэна (Хоридой-Мэргэн) – Алан-гуа была возведена в ранг родоначальницы монгольского рода борджигин, к которому принадлежал Чингисхан (Тэмучин).
К середине XVII века, когда в Забайкалье появились русские, хоринцы населяли обширную территорию Забайкалья.
Символика герба Хоринского района отражает происхождение коренных жителей Хоринского района и особенности их проживания и потому многозначна:
- белый лебедь – символ, которому поклоняются хоринцы, являющийся их небесным покровителем. Лебедь – символ красоты, верности, чистоты и милосердия;
- лазоревый круг – аллегория озера Байкал, берега которого являлись территориями расселения хоринских бурят;
- окружающие круг 11 шатровых зубцов – символ 11 родов хоринских родов. В символике Китая и Монголии число 11 считается символом соединения Небес и Земля;
- три фигуры, возвышающиеся над кругом, традиционный символ бурят Соёмбо является древним комплексным символом, восходящим к индо-буддийскому наследию, традиционный символ вечной жизни.
Пламя (знак огня), символизирует не только тепло и свет. Оно считается и символом чистоты, и символом очага (хранителя дома). Три язычка пламени олицетворяют процветание в трёх временах — прошлом, настоящем и будущем.
Солнце и луна — древние тотемы, символизирующие свет и вечность. С солнцем связаны представления как об источнике жизни, жизненной силы, света, богатства, изобилия. Луну монгольские, тюркские и многие другие народы Азии считали главным светилом, называли отец-Луна, на основании фаз, циклов движения луны строилась система восточного летоисчисления, создан был календарь.
Золотой цвет Соёмбо — символ неизменности и постоянства, а вся в целом эмблема является олицетворением свободы и независимости;
- две ленты в сочетании с серебряным (белым) цветом поля щита (полотнища) перекликаются с цветами флага России (лазорево-красная) и Бурятии (лазорево-желтая). Их переплетение в единую звезду образует бурятский орнамент "Харилсаан" - вечное содружество народов населяющих Россию.
Серебро – символ чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения.
Лазурь – символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения.
Червлень (красный цвет) — символизирует силу, мужество, красоту и праздник;
Золото – символ высшей ценности, величия, богатства, урожая.
1) Баргузинский район, 2) Баунтовский район, 3) Бичурский, 4) Джидинский, 5) Еравнинский, 6) Заиграевский, 7) Закаменский, 8) Иволгинский, 9) Кабанский, 10) Кижингинский, 11) Курумканский, 12) Кяхтинский, 13) Муйский, 14) Мухоршибирский, 15) Окински, 16) Прибайкальский, 17) Северо-Байкальский, 18) Селенгинский, 19) Тарбагатайский, 20) Тункинский, 21) Хоринский.
Заключение
Результативность работы
В ходе работы над проектом проводились интересные и сложные поиски информации. Трудности заключались в том , что районных гербов было много и по некоторым не хватало информации. Интерес заключался в изучении районных гербов Республики Бурятия, узнал о гербе своей малой родины, где выросли мои родители. Перед началом я думал , что никаких проблем не будет, но в связи с нехваткой некоторой информации о нескольких регионов, я не включил их в проект. Дополнительной проблемой была медленная скорость интернета.
Хотел бы добавить от себя, что делать проект нужно заранее, чтобы потом не работать ночью. Интерес к этому проекту еще есть, ведь проект можно дополнить подробной историей, которая бы придала объем работе.
Источники информации:
Басня "Две подруги"
Тупое - острое
Денис-изобретатель (отрывок)
В поисках капитана Гранта
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?