В психологии конформизм – понятие, характеризующее пассивное некритичное восприятие существующего порядка, идей, убеждений; на бытовом языке это понятие часто заменяют выражением «стадный инстинкт». С одной стороны, без конформизма сложно представить слаженную, организованную коллективную работу, с другой стороны, конформизм затрудняет проявление личностной самобытности, индивидуальности, уникальности человека.
Изучению конформизма как общественного явления было посвящено множество научных трудов XIX-Xвв. Теоретическое исследование конформизма в связи с поведением человека в группе и особенностями групп начали Габриэль Тард, Гюстав Лебон, Э.Дюркгейм. Вопрос отношения личности и общества впервые экспериментально исследовал Соломон Аш.
Сейчас многие личные и социальные проблемы подростков связанны с проявлением конформности в различных сферах жизни и деятельности.
На протяжении всей своей жизни человек подвергается убеждению, внушению и манипулированию со стороны различных социальных групп. Наиболее подвержен манипуляции и убеждению подросток со стороны значимого окружения, таким окружением для него является группа сверстников.
Вложение | Размер |
---|---|
aseevva_yuliya_psihologicheskiy_analiz_konformizma_i_samootsenki_podrostkov.docx | 80.52 КБ |
Муниципальное бюджетной учреждение дополнительного образования города Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодежи»
Донская академия наук юных исследователей им. Ю. А. Жданова
_____________________________________________________________
Тема: «Психологический анализ конформизма и самооценки подростков»
Автор работы:
Асеева Юлия, 10 кл.,
МБОУ «Гимназия № 118»,
г. Ростов-на-Дону
Руководитель:
Маслова Елена Васильевна,
учитель биологии,
МБОУ «Гимназия № 118»,
г. Ростов-на-Дону
г. Ростов-на-Дону
2021 год
Содержание
1. Введение……………………………………………...…………………. | 3 |
2. Основная часть……………………………..…………………………… | |
2.1 Определение понятия конформность………………………………... | 5 |
2.2 Личностные особенности конформных подростков………………... | 8 |
2.3 Состояние изучения проблемы самооценки в психологической науке………………………………………………………………………... | 10 |
3. Практическая часть…………………………………………………….. | 13 |
4. Выводы и результаты исследования………………………………… | 13 |
5. Заключение……………………………………………………………… | 20 |
6. Литература………………………………………………………………. | 21 |
7. Приложение…………………………………………………………… | 23 |
Недавно мне удалось увидеть очень интересный научно-популярный фильм «Я и другие», снятый 1971 году, где показываются социально-психологические эксперименты, посвящённые стадному инстинкту человека. Эксперименты демонстрировали, как люди сами дoдумывают то, что не могут запомнить, и как они способны поддаваться мнению окружающих, даже дoходя до абсолютно очевидного абсурда. Я очень заинтересовалась и удивилась итогам данного исследования, и мне захотелось подробно рассмотреть особенности поведения человека в обществе, в том числе такой феномен как конформизм.
В социальной психологии конформизм – понятие, характеризующее пассивное некритичное восприятие существующего порядка, идей, убеждений; на бытовом языке это понятие часто заменяют выражением «стадный инстинкт». С одной стороны, без конформизма сложно представить слаженную, организованную коллективную работу, с другой стороны, конформизм затрудняет проявление личностной самобытности, индивидуальности, уникальности человека.
Изучению конформизма как общественного явления было посвящено множество научных трудов XIX-Xвв. Теоретическое исследование конформизма в связи с поведением человека в группе и особенностями групп начали Габриэль Тард, Гюстав Лебон, Э.Дюркгейм. Вопрос отношения личности и общества впервые экспериментально исследовал Соломон Аш.
Сейчас многие личные и социальные проблемы подростков связанны с проявлением конформности в различных сферах жизни и деятельности.
На протяжении всей своей жизни человек подвергается убеждению, внушению и манипулированию со стороны различных социальных групп. Наиболее подвержен манипуляции и убеждению подросток со стороны значимого окружения, таким окружением для него является группа сверстников.
Цель данной работы: изучение феномена конформности подростков и его связи с уровнем самооценки
Задачи:
– провести анализ литературы по данной теме;
– определить уровень конформности подростков;
– определить уровень самооценки обучающихся 10 класса;
– определить уровень корреляции между степенью внушаемости, конформности и самооценкой подростков.
Объект исследования – конформность и самооценка как регуляторы поведения подростков в классе.
Предмет исследования – конформное поведение подростков.
В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Подростки проявляют высокую степень конформности. Конформность и внушаемость имеют высокую степень корреляции.
2. Степень конформности зависит от самооценки: высокую степень конформности и внушаемости имеют подростки с заниженной самооценкой.
Проблема взаимоотношения в подростковом коллективе, является актуальной для родителей, педагогов и психологов в той же мере, как и для самих подростков. Та модель поведения в малой социальной группе, та роль, которую выбирает подросток, во многом отражается в его дальнейшем личностном формировании.
Методы исследования: анкетирование, тестирование, методы математической статистики.
Практическая значимость работы заключается в том, что зная особенности подросткового возраста, конформного поведения, можно разработать формы воздействия на подростка для предотвращения деструктивных форм поведения.
2.1.Определение понятия конформность
Конформизм (от поздне лат. conformis – «подобный», «сообразный») – пассивное, некритичное принятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций, законов и т.д. Проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с изменением позиции большинства. Конформность – это изменение модели поведения или взглядов человека под влиянием суждений со стороны других людей. Конформность синоним слова «конформизм»
Выделяют внешний конформизм и внутренний конформизм. Внешний конформизм (уступчивость, приспособление) характеризуется внешним согласием с мнением группы или поведением, соответствующим групповым нормам, при котором внутренне человек проявляет несогласие, но не демонстрирует его, чтобы не вступать в открытую конфронтацию с группой. Многие люди в обществе ведут себя так, как принято, при этом, не одобряя в душе то, что делают (например, надевают галстук или платье, хотя это не нравится). Такой не искренний, внешний конформизм называется уступчивостью. Человек уступает для того, чтобы заслужить поощрение или избежать наказания, если же он подчиняется явно выраженному приказу, это – повиновение. При внешней конформности человек возвращается к своему первоначальному мнению после того, как снимается давление группы.
Внутренний конформизм (одобрение, согласие) характеризуется изменением первоначальной позиции в пользу группы. Другая ситуация – человек искренне верит в то, что его вынуждает делать группа. Такой внутренний конформизм называется одобрением. Одобрение подчас возникает вслед за уступкой.
Внешне сходное «конформное» поведение может иметь в своей основе принципиально разные психологические механизмы. Психологическими механизмами внутреннего конформизма могут служить:
– идентификация (полное или частичное уподобление партнеру по взаимодействию или группе в целом в силу позитивного эмоционального отношения к ним);
– интернализация, т. е. внутреннее усвоение установок и ценностей других людей или группы в целом, принятие их как своих собственных.
При внутренней конформности человек сохраняет мнение группы – оно продолжает быть для него источником ориентации и руководства – даже после того, как группа перестала оказывать давление.
Явление конформизма было открыто американским психологом Соломоном Ашем в 1951г. В его знаменитых экспериментах с подставной группой перед испытуемыми ставилась задача сравнения и оценки длины линий, изображенных на предъявляемых карточках. Результаты работы Аша стали чрезвычайно важны для психологии в следующих двух аспектах. Во-первых, они продемонстрировали реальную силу социального давления, причем впервые это было сделано так четко и научно обоснованно. Во-вторых, его работа породила целую волну исследований.
Чаще всего в литературе говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению.
В работах последних лет часто употребляется термин «социальное влияние». Противоположными конформности понятиями являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции», «устойчивость к групповому давлению» и т.п.
Таким образом, в психологии конформизм представляет собой податливость личности реальному или воображаемому давлению группы. Конформизм проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с ранее не разделяемой позицией большинства.
Но всегда ли проявлять конформное поведение – это плохо? Существуют как положительные, так и отрицательные черты конформизма.
К положительным чертам относят:
– формирование единства в кризисных ситуациях позволяющего группе выжить в сложных условиях;
– упрощение группе совместной деятельности за счет отсутствия раздумий по поводу поведения в стандартных обстоятельствах и получения инструкций по поведению в нестандартных обстоятельствах;
– уменьшается время адаптации человека в коллективе;
– социальная группа приобретает единое лицо.
В то же время явлению конформизма сопутствуют и отрицательные черты. Среди них можно выделить следующие:
– беспрекословное следование человека нормам и правилам большинства приводит к потере способности принимать самостоятельные решения и самостоятельно ориентироваться в новых и непривычных условиях;
– конформизм часто служит нравственно-психологическим фундаментом тоталитарных сект и тоталитарных государств;
– конформизм создает условия и предпосылки для осуществления массовых убийств и геноцида, так как индивидуальные участники таких акций часто не в состоянии подвергнуть сомнению их целесообразность или соответствие общечеловеческим моральным принципам;
– конформизм часто превращается в питательную среду для всякого рода предрассудков и предубеждений против меньшинств;
– конформизм значительно уменьшает способность человека сделать весомый вклад в культуру или науку так как убивает в нём способность оригинально и творчески мыслить.
Степень конформизма индивида зависит от ряда обстоятельств:
– характера межличностных отношений (дружественных или конфликтных);
– необходимости и возможности принимать самостоятельные решения;
– размера коллектива (чем он многочисленнее, тем сильнее конформизм);
– наличия сплоченной группы, оказывающей влияние на остальных членов коллектива;
– сложившейся ситуации или решаемой проблемы (сложные вопросы могут решаться коллективно);
– статуса человека в группе (чем выше статус, тем меньше проявление конформизма).
2.2. Личностные особенности конформных подростков
Для подростков большое значение имеет возможность разделить с друзьями общие интересы и увлечения; также важны верность, честность, и отзывчивость. Они направлены на поиск такого контакта, который позволил бы им найти понимание и сопереживание их чувствам, мыслям, идеям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных проблем, связанных с возрастным развитием.
Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе, дает дополнительные возможности самоутверждения. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность от группы, может вызвать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности и агрессивности.
Для подростковых групп характерна чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритично относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Желание быть «как все» (а «все» – это исключительно свои) распространяется на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. Очень важным для подростка является мнение группы.
Конформные подростки очень дорожат своим местом в привычной группе сверстников, стабильностью этой группы, постоянством окружения. Они совсем не склонны менять свою подростковую группу, в которой свыклись и освоились. Нередко решающим в выборе учебного заведения является, куда идет большинство товарищей. Одной из самых тяжелых психических травм, которая, по-видимому, для них существует – это когда привычная подростковая группа почему-либо их изгоняет. Конформные подростки обычно оказываются также в трудном положении, когда общепринятые суждения и обычаи их среды приходят в столкновение с их личностными качествами.
Слабое звено конформной личности – чрезмерная податливость влиянию среды и чрезмерная привязанность ко всему привычному. Ломка стереотипа, лишение обычного для них общества может послужить причиной реактивных состояний, а дурное влияние окружающей среды толкнуть на путь интенсивной алкоголизации или приобщения к наркотикам. Длительное неблагоприятное влияние может послужить причиной психопатического развития по неустойчивому типу.
Особенностью психологии подростков является сориентированность на нормы поведения, действующие в его референтной группе. Подросток зависит от сверстников, стремится к ним и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа.
Таким образом, у подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, с другой – не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Это становится важнейшей потребностью. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы порождают тяжелые переживания, расцениваются как личная драма.
Проблема возникновения и развития самооценки – одна из центральных проблем становления личности, которой посвящено много работ как в зарубежной так и в отечественной психологии. Часто самооценку рассматривают только как составляющую эмоционально – ценностного отношения к себе. Так, например, У. Джеймс понимает самооценку как довольство или недовольство собой.
Р. Уайли считает, что в основе эмоционально-ценностного отношения могут лежать расхождения между самооценкой индивида и оценкой его со стороны окружающих. Исследователь считает, что самооценка – очень сложное явление, т.к. многие индивиды имеют упрощенное представление о себе, чем это требует обстоятельство, поэтому их самооценка примитивна.
З. Фрейд и его последователи самооценку рассматривали как функцию целостной личности и связывали её с аффективно-потребностной сферой индивида. Они считали, что самооценка – это механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, т.е. «максимальную направленность личности с окружающей его социальной средой». Такое понимание самооценки крайне одностороннее и противоречит положению об активности личности в её взаимодействии со средой.
Однако в ряде исследований психологи получили противоположные выводы: чем ниже самооценка индивида, тем важнее для него положительное мнение окружающих и тем выше они их оценивают. И, наоборот, люди с высокой самооценкой гораздо меньше нуждаются в одобрении окружающих, меньше ориентируются на их мнение о себе, следовательно, ниже их оценивают. Противоречивые результаты обусловлены прежде всего тем, что исследователи оперировали разными составляющими эмоционально – ценностного отношения к себе.
Самооценка – это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.
Функции самооценки:
– Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора.
– Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.
– Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности.
Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка – это оценивание человеком самого себя.
Различают следующие уровни описания самооценки:
Адекватная самооценка – реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Правильная самооценка является необходимым условием развития личности, правильной ориентацией ее в своих силах, умениях и способностях.
Завышенная самооценка – неадекватное завышение в оценивании себя субъектом. Это склонность личности переоценивать себя, приводящая к конфликтам с окружающими.
Заниженная самооценка – неадекватное принижение в оценивании себя субъектом. Склонность личности недооценивать себя, ведущая к чувству неуверенности, тревожности, безынициативности.
Специфика самооценки подростка выражается в стремлении к самостоятельности, ориентации на нормативы, принятые в среде сверстников. Чувство взрослости есть основная психологическая особенность подросткового периода развития. Эта особенность реализуется во всех видах деятельности, определяет характер общения со сверстниками, с родителями и другими значимыми взрослыми. Характер развития самооценки современных подростков в существенной мере определяется объективными (политика, экономика, культура, средства массовой информации, стратегия воспитания) и субъективными условиями (опыт взаимодействия с окружающими людьми, поиск индивидуального способа включения в действительность, социальная активность и т.д.).
В подростковом возрасте начинается переориентация с внешних оценок на самооценку, усиливается её роль в жизни личности. Это связано с ростом познавательных возможностей подростка, усилением интереса к себе. Изменяется содержание самооценки, усложняется её структура, растет критичность в отношении к себе. Развитие самооценки в этот период характеризуется рядом противоречий. Эмоционально-ценностное отношение к себе становится ведущим переживанием в жизни подростка. Рост эмоциональной напряженности в отношении к себе как бы блокирует развитие чувственного элемента самооценки. Подростки оценивают себя, прежде всего, с позиций личностных качеств и способов общения.
Для выявления конформного поведения у подростков в качестве испытуемых были опрошены ученики 10 класса МБОУ «Гимназия № 118»(26 человек).
На первом этапе исследования мы определили:
– степень внушаемости (приложение 1);
– уровень конформности (приложение 2);
– уровень самооценки (приложение 3).
На втором этапе исследования мы определили как коррелируют между собой внушаемость, конформность и самооценка. Для этого использовали коэффициент корреляции Пирсона (приложение 3)
4. Выводы и результаты исследования
Из 26 респондентов 4 имеют пониженный уровень внушаемости – 15%
Средний уровень внушаемости имеют 10 респондентов – 39%
Повышенный уровень внушаемости – 12 респондентов (46%)
слабая конформность: 1-5 баллов;
умеренная конформность: 6-14 баллов;
сильная конформность: 15-20 баллов.
Из 26 респондентов 6 имеют слабый уровень конформности – 23%
Умеренный уровень конформности имеют 14 респондентов – 54%
Сильный уровень конформности– 6 респондентов (23%)
3.В ходе определения уровня самооценки полученные результаты разделяют на три уровня:
высокий уровень самооценки - Сумма баллов от 0 до 45
средний уровень самооценки – сумма баллов от 46 до 84
низкий уровень самооценки – сумма баллов от 85 до 128
Из 26 респондентов высокую самооценку имеют 2 респондента – 8%
Средний уровень самооценки имеют 18 респондентов – 69%
Низкий уровень самооценки – 6 респондентов (23%)
Результаты тестов мы занесли в таблицу:
Номер респондента | Количество баллов (степень внушаемости) | Степень внушаемости | Количество баллов (конформность-внушаемость) | Уровень конформности-внушаемости | Количество баллов самооценка | Уровень самооценки |
1 | 37 | средняя | 4 | слабый | 81 | средний |
2 | 46 | повышенное | 15 | сильный | 91 | низкий |
3 | 48 | повышенное | 13 | умеренный | 105 | низкий |
4 | 28 | пониженная | 9 | умеренный | 83 | средний |
5 | 35 | средняя | 3 | слабый | 82 | средний |
6 | 46 | повышенное | 17 | сильный | 46 | средний |
7 | 47 | повышенное | 11 | умеренный | 49 | средний |
8 | 37 | средняя | 4 | слабый | 56 | средний |
9 | 35 | средняя | 3 | слабый | 89 | низкий |
10 | 27 | пониженная | 2 | слабый | 16 | высокий |
11 | 46 | повышенное | 12 | умеренный | 49 | средний |
12 | 39 | средняя | 9 | умеренный | 83 | средний |
13 | 46 | повышенное | 18 | сильный | 98 | низкий |
14 | 43 | средняя | 8 | умеренный | 50 | средний |
15 | 46 | повышенное | 11 | умеренный | 53 | средний |
16 | 47 | повышенное | 15 | сильный | 96 | низкий |
17 | 39 | средняя | 7 | умеренный | 81 | средний |
18 | 41 | средняя | 8 | умеренный | 79 | средний |
19 | 38 | средняя | 9 | умеренный | 59 | средний |
20 | 47 | повышенное | 16 | сильный | 86 | низкий |
21 | 32 | средняя | 5 | умеренный | 72 | средний |
22 | 46 | повышенное | 19 | сильный | 115 | низкий |
23 | 46 | повышенное | 13 | умеренный | 69 | средний |
24 | 26 | пониженная | 3 | слабый | 32 | высокий |
25 | 30 | пониженная | 12 | умеренный | 48 | средний |
26 | 47 | повышенное | 14 | умеренный | 69 | средний |
На втором этапе исследования мы вычислили коэффициент корреляции Пирсона:
Оценка степени внушаемости (X) и уровня конформности (Y) представлена в таблице:
Степень внушаемости Х | Уровень конформности-внушаемости Y | Отклонение от среднего значения (dx) | Отклонение от среднего значения (dy) | dx2 | dy2 | dx x dy | |
1 | 37 | 4 | -3,2 | -6 | 10,24 | 36 | 19,2 |
2 | 46 | 15 | 5,8 | 5 | 31,9 | 25 | 29 |
3 | 48 | 13 | 7,8 | 3 | 60,84 | 9 | 23,4 |
4 | 28 | 9 | -12,2 | -1 | 148,84 | 1 | 12,2 |
5 | 35 | 3 | -5,2 | -7 | 27,04 | 49 | 36,4 |
6 | 46 | 17 | 5,8 | 7 | 31,9 | 49 | 40,6 |
7 | 47 | 11 | 6,8 | 1 | 46,24 | 1 | 6,8 |
8 | 37 | 4 | -3,2 | -6 | 10,24 | 36 | 19,2 |
9 | 35 | 3 | -5,2 | -7 | 27,04 | 49 | 36,4 |
10 | 27 | 2 | -13,2 | -8 | 174,24 | 64 | 105,6 |
11 | 46 | 12 | 5,8 | 2 | 31,9 | 4 | 11,6 |
12 | 39 | 9 | -1,2 | -1 | 1,44 | 1 | 1,2 |
13 | 46 | 18 | 5,8 | 8 | 31,9 | 64 | 46,4 |
14 | 43 | 8 | 2,8 | -2 | 7,84 | 4 | -5,6 |
15 | 46 | 11 | 5,8 | 1 | 31,9 | 1 | 5,8 |
16 | 47 | 15 | 6,8 | 5 | 46,24 | 25 | 34 |
17 | 39 | 7 | -1,2 | -3 | 1,44 | 9 | 3,6 |
18 | 41 | 8 | 0,8 | -2 | 0,64 | 4 | -1,6 |
19 | 38 | 9 | -2,2 | -1 | 4,84 | 1 | 2,2 |
20 | 47 | 16 | 6,8 | 6 | 46,24 | 36 | 40,8 |
21 | 32 | 5 | -8,2 | -5 | 67,24 | 25 | 41 |
22 | 46 | 19 | 5,8 | 9 | 31,9 | 81 | 52,2 |
23 | 46 | 13 | 5,8 | 3 | 31,9 | 9 | 14,4 |
24 | 26 | 3 | -14,2 | -7 | 201,64 | 49 | 99,4 |
25 | 30 | 12 | -10,2 | 2 | 104,04 | 4 | -20,4 |
26 | 47 | 14 | 6,8 | 4 | 46,24 | 16 | 27,2 |
Определим значения суммы квадратов отклонений Σ(dx2) и Σ(dy2):
Σ(dx2) = 1255,86
Σ(dy2) = 652
Найдем значение суммы произведений отклонений Σ(dx x dy):
Σ(dx x dy) = 681
Рассчитаем значение коэффициента корреляции Пирсона rxy по приведенной выше формуле: rxy =0,75
Степень внушаемости (X) и уровень конформности (Y) имеют высокую степень корреляции
Оценка степени внушаемости (X) и уровня самооценки (Y) представлена в таблице:
Степень внушаемости Х | Уровень самооценки Y | Отклонение от среднего значения (dx) | Отклонение от среднего значения (dy) | dx2 | dy2 | dx x dy | |
1 | 37 | 81 | -3,2 | 10,3 | 10,24 | 106,09 | -32,96 |
2 | 46 | 91 | 5,8 | 20,3 | 31,9 | 412,09 | 117,74 |
3 | 48 | 105 | 7,8 | 34,3 | 60,84 | 1176,49 | 267,54 |
4 | 28 | 83 | -12,2 | 12,3 | 148,84 | 151,29 | -150,06 |
5 | 35 | 82 | -5,2 | 11,3 | 27,04 | 127,69 | -58,76 |
6 | 46 | 46 | 5,8 | -24,7 | 31,9 | 610,09 | -143,26 |
7 | 47 | 49 | 6,8 | -21,7 | 46,24 | 470,89 | -147,56 |
8 | 37 | 56 | -3,2 | -14,7 | 10,24 | 216,09 | 47,04 |
9 | 35 | 89 | -5,2 | 18,3 | 27,04 | 334,89 | -95,16 |
10 | 27 | 16 | -13,2 | -54,7 | 174,24 | 2992,09 | 722,04 |
11 | 46 | 49 | 5,8 | -21,7 | 31,9 | 470,89 | -125,86 |
12 | 39 | 83 | -1,2 | 12,3 | 1,44 | 151,29 | -14,76 |
13 | 46 | 98 | 5,8 | 27,3 | 31,9 | 745,29 | 158,34 |
14 | 43 | 50 | 2,8 | -20,7 | 7,84 | 428,49 | -57,96 |
15 | 46 | 53 | 5,8 | -17,7 | 31,9 | 313,29 | -102,66 |
16 | 47 | 96 | 6,8 | 25,3 | 46,24 | 640,09 | 172,04 |
17 | 39 | 81 | -1,2 | 10,3 | 1,44 | 106,09 | -12,36 |
18 | 41 | 79 | 0,8 | 8,3 | 0,64 | 68,89 | 6,64 |
19 | 38 | 59 | -2,2 | -11,7 | 4,84 | 136,82 | 25,74 |
20 | 47 | 86 | 6,8 | 15,3 | 46,24 | 234,09 | 104,04 |
21 | 32 | 72 | -8,2 | 1,3 | 67,24 | 1,69 | -10,66 |
22 | 46 | 115 | 5,8 | 44,3 | 31,9 | 1962,49 | 256,94 |
23 | 46 | 69 | 5,8 | -1,7 | 31,9 | 2,89 | 9,86 |
24 | 26 | 32 | -14,2 | -38,7 | 201,64 | 1497,69 | 549,54 |
25 | 30 | 48 | -10,2 | -22,7 | 104,04 | 515,29 | 231,54 |
26 | 47 | 69 | 6,8 | -1,7 | 46,24 | 2,89 | -11,56 |
Определим значения суммы квадратов отклонений Σ(dx2) и Σ(dy2):
Σ(dx2) = 1255,86
Σ(dy2) = 13875,87
Найдем значение суммы произведений отклонений Σ(dx x dy):
Σ(dx x dy) = 1705,46
Рассчитаем значение коэффициента корреляции Пирсона rxy по приведенной выше формуле: rxy =0,41
Степень внушаемости (X) и уровень самооценки(Y) имеют умеренную степень корреляции. При этом следует отметить, что люди с высоким уровнем оценки имеют низкий уровень внушаемости, тогда как люди с низким уровнем самооценки чаще имеют высокий уровень внушаемости
5. Заключение
Говоря о конформизме, мы предполагаем чувство общности с социальной средой. Именно социальная группа для подростков имеет важное значение.
В ходе анализа литературы и практического исследования было экспериментально подтверждено наличие феномена конформности среди подростков. Подростки проявляют высокую степень конформности. Конформность и внушаемость имеют высокую степень корреляции.
В ходе исследования получены данные о зависимости внушаемости подростков от уровня самооценки: наиболее подвержены внушаемости подростки с низким уровнем самооценки, наименее – со средним и высоким уровнем самооценки.
Конформизм может способствовать сплоченности группы и эффективному решению групповой задачи или наоборот приводить к негативным последствиям, например к глубокому внутриличностному конфликту – трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами. Мы надеемся, что полученные результаты будут приняты во внимание педагогами, а также другими лицами, работающими с детьми, ведь зная возрастные и индивидуальные особенности, можно вести профилактическую работу по недопущению асоциального поведения подростков.
Приложение 1
Определение степени внушаемости
Смысл методики для испытуемых обязательно раскрывается после ее выполнения. Поэтому без предварительного пояснения следует точно выполнить предлагаемую инструкцию.
Проставьте, пожалуйста, по вертикали друг над другом пять цифр: 1, 2, 3, 4 и 5 – ими обозначаются номера заданий, которые следует выполнить очень быстро, так, что не будет специального времени проставить эти номера; не будет достаточного времени и для обдумывания ответов, – важно только успеть хотя бы обозначить против номеров заданий то первое, что придет в голову, когда эти задания прочитываются. Повторения заданий не будет; если не успеваете понять их смысл или не успеваете ответить на очередное задание, о нем не следует переспрашивать, а необходимо постараться выполнить следующее за ним. Сигналом, обозначающим конец задания и предлагающим его срочно выполнить, является слово «пора!». Следом за этим словом почти немедленно диктуется следующее задание. Итак, внимание, – пять срочных заданий.
Обработка результатов: если при выполнении задания воспроизводится именно тот пример, который в нем предлагается, – ставится 4 балла. Если ответ достаточно близок по смыслу к содержанию примера – ставится 3 балла. Скорее далекий, чем близкий по смыслу ответ оценивается в 2 балла; и совершенно не связанный с содержанием приводимого в задании примера ответ соответствует 1 баллу. Далее подсчитывается общая сумма полученных баллов и результат умножается на 3:
Вн = (О1 + О2 + О3 + О4 + О5) х 3 =…
Приложение 2
Определение конформности-внушаемости
Предложен С.В. Клаучеком и В.В. Деларю в 1997 г. и предназначен для исследования лиц, обладающих повышенной внушаемостью.
Опросник состоит из 20 утверждений, отобранных из известных личностных опросников, его оценка испытуемым проводится по дихотомической шкале ("да", "нет").
Инструкция: Оцените, свойственны ли вам следующие особенности, согласны ли вы с утверждениями.
Текст опросника:
Обработка результатов. За положительные ответы на вопросы: №№2, 4, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 15, 17, 18, 19, вы присваиваете по обдному баллу. Также за отрицательные ответы на вопросы: №№1, 3, 5, 10, 11, 14, 16, 20, вы присваиваете по обдному баллу. В итоге считается общая сумма баллов.
Полученные результаты разделяются на три уровня:
слабая конформность: 1-5 баллов;
умеренная конформность: 6-14 баллов;
сильная конформность: 15-20 баллов.
Приложение 3
ТЕСТ – ОПРОСНИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ
Автор С. В. Ковалев
Цель: определение уровня самооценки личности.
Оснащение: лист ответов.
Инструкция
Вам предлагаются 32 суждения и пять возможных вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Выражая степень своего согласия с суждениями, вы проставляете баллы:
4 – очень часто;
3 – часто;
2 – иногда;
1 – редко;
0 – никогда.
1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу (учебу).
3. Я беспокоюсь о своем будущем.
4. Многие меня ненавидят.
5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
7. Я боюсь выглядеть глупцом.
8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
9. Я боюсь выступать с речью перед незнаковыми людьми.
10. Я часто допускаю ошибки.
11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.
12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.
14. Я слишком скромен.
15. Моя жизнь бесполезна.
16. Многие неправильного мнения обо мне.
17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
18. Люди ждут от меня многого.
19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
20. Я слегка смущаюсь.
21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
22. Я не чувствую себя в безопасности.
23. Я часто понапрасну волнуюсь.
24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
25. Я чувствую себя скованным.
26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.
28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
30. Как жаль, что я не так общителен.
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.
Обработка результатов проводится суммированием баллов по всем 32 суждениям.
Интерпретация результатов
– Сумма баллов от 0 до 45 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и трезво оценивает свои действия;
– сумма баллов от 46 до 84 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Человек с таким уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований.
– сумма баллов от 85 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости.
Приложение 4
Вычисление коэффициента корреляции Пирсона
Целью исследования явилось выявление, определение тесноты и
статистической значимости корреляционной связи между двумя показателями
Ход :
Значения коэффициента корреляции Пирсона интерпретируются исходя из его абсолютных значений. Возможные значения коэффициента корреляции варьируют от 0 до ±1. Чем больше абсолютное значение rxy – тем выше теснота связи между двумя величинами. rxy = 0 говорит о полном отсутствии связи. rxy = 1 – свидетельствует о наличии абсолютной (функциональной) связи. Если значение критерия корреляции Пирсона оказалось больше 1 или меньше -1 – в расчетах допущена ошибка.
Для оценки тесноты, или силы, корреляционной связи обычно используют общепринятые критерии, согласно которым абсолютные значения rxy < 0.3 свидетельствуют о слабой связи, значения rxy от 0.3 до 0.7 – о связи средней тесноты, значения rxy > 0.7 – о сильной связи.
Более точную оценку силы корреляционной связи можно получить, если воспользоваться таблицей Чеддока:
Абсолютное значение rxy | Теснота (сила) корреляционной связи |
менее 0.3 | слабая |
от 0.3 до 0.5 | умеренная |
от 0.5 до 0.7 | заметная |
от 0.7 до 0.9 | высокая |
более 0.9 | весьма высокая |
Фокус-покус! Раз, два,три!
Рисуем осень: поле после сбора урожая
"Разделите так, как делили работу..."
Хрюк на ёлке
Сказка "Колосок"