Пришло время, когда нам надо оглянуться назад – к истокам. Мы обращаемся к нравственности наших предков, истокам нравственной культуры – уважительного отношения к себе, семье, роду.
Вложение | Размер |
---|---|
semeynye_poucheniya_roda_mongush_.docx | 63.98 КБ |
Республиканский конкурс научно-исследовательских и творческих работ по краеведению «Тува - мой край родной»
Управление Образования Администрации Барун-Хемчикского района
Республики Тыва
МБОУ «СОШ с. Дон-Терезин » Барун-Хемчикского кожууна
Научно-исследовательская работа на тему:
Семейные традиции (поучения) рода МОНГУШ
Номинация: Народные традиции и обычаи в моей семье.
Выполнила: Араптан Айза Алексеевна.
ученица 8 класса МБОУ СОШ
с. Дон-Терезин Барун-Хемчикского кожууна.
Научный руководитель: Ооржак Зоя Сартыбаевна
учитель русского языка и литературы
Дон-Терезин 2022 г.
Оглавление:
Введение --------------------------------------------------------------------------------3
История --------------------------------------------------------------------------------5
Традиция поучений в тувинской семье ------------------------------------------ 6
Традиции поучений русского народа в произведении «Поучения Владимира Мономаха»-------------------------------------------------------------------------------8
Семейные нравственные традиции (поучения) рода МОНГУШ ----------10
Вывод-------------------------------------------------------------------------------------13
Список источников и использованной литературы ----------------------------14
Приложение 1 --------------------------------------------------------------------------15
Приложение 2---------------------------------------------------------------------------16
Введение
Пришло время, когда нам надо оглянуться назад – к истокам. Мы обращаемся к нравственности наших предков, истокам нравственной культуры – уважительного отношения к себе, семье, роду.
Мы с вами, живущие в особой современной среде, в среде материального благополучия, теряем ценностные ориентиры, свои корни, основы экологической нравственности. Изучение родословной семьи, рода, племени традиций воспитания позволяет выйти на исторические корни формирования общечеловеческих ценностей.
Тувинская семья воспитывала детей на традициях и обычаях, ограничивающих желания и поступки ребенка, выраженных в этикете поведения в семье, хозяйстве и окружающей природе[1].
Каждая тувинская семья несет в себе частицу своего рода, воспитывает чувство причастности к своей земле, ее проблемам. Именно тувинской семье присуща духовно-нравственная среда, включающая такие понятия, как истоки, корни – родословная, традиции семьи, рода, где зарождаются основы нравственности, начало экологической культуры человека.
Вследствие этого сегодня актуально исследовать значение семейных нравственных поучений как объекта семейного нравственного воспитания;
- изучить наиболее эффективное использование традиций и обычаев касающихся тувинских поучений;
- своеобразная система воздействия на ум, сердце, волю и чувства ребенка с целью формирования у него нравственного, чистого, эстетического образа жизни;
Исследование проводилось в селе Дон-Терезин с октября 2021 г по ноябрь 2022 года
Поэтому объектом исследования является тувинские национальные семейные поучения рода Монгуш , а предметом – отношение современных людей к народным семейным поучениям в целом.
Следовательно, целью работы является попытка разъяснения отношения к неписаных тувинских семейных нравственных поучений в конкретном роде Монгуш ; и осмысление значения семейных поучений как руководства к воспитанию современной молодежи.
- изучить и уточнить значение поучений в тувинской семье для всего народа;
- повышать общественный интерес к семейным поучениям , национальным традициям;
- воспитывать патриотические чувства, чувства гордости за самобытность своего рода и народа в целом ;
Для достижения поставленной цели предусматривается решение ряда задач:
- ознакомление с научными и литературными источниками описания семейных поучений, вспомнить, что мы знаем о семейных поучениях из истории;
- определение и выяснение отношения к этому предмету;- сравнение с другими подобными предметами; -
-познакомиться с поучениями;
-найти общее в моральных устоях древности и в сегодняшних нравственных нормах;
-составить поучения своему сверстнику;
Новизна: значимость тувинских семейных поучений для духовного и нравственного роста современного человека.
Теоретическая обоснованность состоит в изучении значения традиционных поучений русской семьи ,в частности у тувинской семьи и рода Монгуш.
Предметом работы является исследование поучений в современных тувинских семьях . В качестве объекта исследования послужили поучения -изречения- назидания нашего рода Монгуш.
Гипотеза исследовательской работы: я предполагаю, что Поучения –назидания нашего рода способны повлиять на умы людей современности .
Практическая значимость работы состоит в том, что изучая отношение современного человека к семейным поучениям, мы узнаем больше о нравственном значении этих поучений в целом всех тувинцев и в возможности использовании материала и результатов данного исследования на уроках литературы, истории, МХК, в воспитательных мероприятиях нравственного и патриотического характера,в занятиях внеурочной деятельности и в классных часах «Разговоры о важном »
В работе использованы методы исследования:описательный, поисковый, исследовательский, анализа и синтеза, включающие следующие приемы: анкетирование, анализ, поиск, обработка информации, обобщение
В ходе исследования использовались работы: Аракчаа Л.К. «Истоки экологического воспитания» и Д.С.Лихачёв «Письма о добром» , Поучение Владимира Мономаха», Большой Энциклопедический Словарь под редакцией А.Д.Прохорова, Г.Д.Сундуй. «Народная педагогика»Г.Д.Сундуй,В.А.Сухомлинского «Письма к сыну»,М.Б.Кенин-Лопсана «Традиционная этика тувинцев»,Салчака К.Б.,Салчака Л.П «Развитие тувинской народной педагогики»,А.К.Ооржака.,С.Б.Оюна «Традиции,обычаи тувинцев И.Т.Аасамы «Как вести себя»,А.С.Шаалы « Девичий нрав», .На основе данных этнографических, письменных источников рассматриваются все аспекты многовековой истории традиций, обычаев, касающихся тувинской семьи и поучений, которые несут в себе частицу своего рода, воспитывает чувство причастности к своей земле, ее проблемам, присущих духовно-нравственной среде, включающей такие понятия, как истоки, корни – родословная, традиции семьи, рода, где зарождаются основы нравственности, начало этнологической культуры человека.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, вывод, литература, приложения.
ИСТОРИЯ
История семейных поучений длинная и уходит вглубь веков. В традиционном тувинском обществе воспитанием детей занимались не только на основе жизненного опыта, но и духовных знаний. Особой проблемы, связанной с воспитанием детей не существовало, поскольку кочевой образ жизни, требующий мобильности и собранности в быту, не позволял в целом человеку быть ленивым. Проблемы же в воспитании возникают, при отсутствии занятости ребенка. Жизнь кочевника была полна ежедневных хлопот, к отдельным видам работ детей приучали уже с малых лет, постепенно втягивая их в полный рабочий цикл.
Воспитание детей шло ненавязчиво, а мировоззренческие взгляды вносились в сознание детей естественным образом – через легкие напутствия-поучения , пословицы, поговорки, сказки и т.д. В них заключалось глубоко философское содержание, основанное на жизненном опыте многих поколений людей. Основными воспитателями являлись родители. Но поскольку тувинская семья была в основном патриархальной, т.е. молодое и среднее поколение проживало вместе со старыми людьми, в воспитании детей немалую, а возможно, и главную роль играли именно они. К советам, да и просто к разговорам взрослых членов семьи всегда прислушивались. Но роль матери и отца не умалялась, а ответственность за воспитание детей лежала именно на них. Так, по неписаным правилам, воспитание девочки было обязанностью матери, сына – отца. За оплошность в воспитании детей ответственность несли родители, а не бабушка или дедушка. Нерадивую дочь сравнивали с матерью, сына – с отцом, имея в виду то, что именно они не дали должного воспитания своему ребенку, хотя, осуждению подвергались не только родители, но и вся семья, и даже род. С другой стороны, примерных и воспитанных детей также сравнивали с родными людьми. По этой причине, с малых лет тувинцы старались научить своих детей заботиться не только о своей репутации, но и чести своей семьи: Ады өлүрүнүң орнунга, боду өлгени дээре – «Лучше самому умереть, чем имени [чести] умереть» или Ады өлүрүнүң орнунга аъды өлгени дээре – «Лучше коню погибнуть, чем имени [хозяина] умереть [опозориться]».
Традиция поучений в тувинской семье .
Нравственность в тувинской семье , прежде всего, заключалась в уважительном отношении к другим, что зависело, в свою очередь, от скромности ума [души] человека: Сеткилдиң бичези херек, эртемниң улуу херек – «Меньше – спеси [ума], больше – учености [знаний] надо». Данное выражение обозначало, что нравственность являлась не просто пассивным (ровным) состоянием человека, а приложением усилий, стремлением выработать в себе хорошие качества.
Детей остерегали также от человеческих пороков, таких как, лицемерие или подобострастие. Чтобы дети не замечали и не говорили про других людей плохое: Бодунуң бажында теве көрбес, эжиниң бажында тевене көөр – «На чужой голове иголку заметит, на своей – верблюда не заметит».
Поведение и слова человека должны были быть взвешенными, вдумчивыми и ровными, продуманными на перспективу: Аспас дизе хая көрүн, алдавас дизе айтырып чор – «Оборачивайся, чтобы не заблудиться, спрашивай, чтобы не ошибиться». Человек не должен был терять бдительности с самим собой и с другими, уметь преодолевать жизненные трудности.
При проступках самого ребенка, вместо наказания могли быть использованы выражения, касающиеся характера данной провинности, что действовало более эффективно. Например, упрямому или вспыльчивому ребенку говорили, что нельзя быть таким, потому что последствия его будут плачевны именно для него: Кылык ботту човадыр, даг аътты човадыр – «Гнев самого замучает [приведет к смущению], коня гора замучает [подниматься на нее]». Отсутствие гневливости должно быть искренним.Шло выравнивание характера ребенка – он не должен был быть слишком зависимым от обстоятельств.
Пороком тувинцы считали также жадность. Традиционно они были не просто гостеприимными людьми, а радовались гостям. Вошедшему в юрту даже соседу, предлагали чай. Делать это должны были дочери, начиная уже с 5-6-летнего возраста. Так они приучались к женским обязанностям. Быть жадным для тувинцев было стыдно, такие люди не только осуждались, но и осмеивались.
Честь семьи для тувинцев была высокой, чтобы о ней не говорили плохо,и почитать также их домашний очаг.Это является свидетельством глубоких семейных традиций, устойчиво сохраняющихся на протяжении многих столетий, но и сохранения гармонии в отдельной семье и обществе в целом.
В воспитании мальчиков имелись свои особенности- это опытные пастухи,знающие формы выпаса скота, табуна, охоту, обработку или орошение полей, постройку хозяйственных построек, на заготовку дров . Родители на словах, и на живом примере обучали детей труду. Любую работу надо выполнять быстро, и качественно.
Самое главное достоинство мужчины при кочевом образе жизни- его работоспособность ,от которого зависело благополучие семьи. Поэтому мальчиков с 4-5-летнего возраста учили ездить верхом, пасти мелкий рогатый скот. Выполнение ежедневных работ: рубка дров, очистка загона для скота, ходьба за водой и пр., мальчики должны проявлять активность, Мужчина должен быть сдержанным в поведении, ответственным за свои поступки, надежным человеком, честным, уравновешенным.
В семье учили не хвалиться физической силой, не быть пустословом. О том, есть у человека ум или нет, начинали судить уже с подросткового возраста. В мужском воспитании у тувинцев слово отца в семье было весомым-достаточно было лишь одного его слова.
Тувинцы должны были придерживаться определенных правил, находясь и на природе.Бережное отношение к природе для маленьких детей- запрет без надобности рвать растительность, нельзя без надобности ломать ветки деревьев, рубить дерево,загрязнять источник воды, реку, вообще воду, к живой природе. Детям запрещалось трогать птичьи гнезда, говоря, что если дотронуться до птенцов, то мать, учуяв запах человека, уже не вернется к ним, рыть норки животных. Этими наставлениями-поучениями тувинцы взращивали в детях чувство сострадания, жалости к живым существам. Это были общепринятые в тувинском обществе правила приучения детей к живой природе и этикету поведения в естественной среде – не просто уважать, но и уважить, оказав то или иное внимание.Дети присутствовали и наблюдали обряды с самого раннего детства, впитывая в себя сакральные знания и прививались тувинцу с раннего детства.
Со всеми молодой человек старался придерживаться ровного, теплого отношения, а с людьми старше себя принимал не просто уважительный, а учтивый тон. Таким образом, традиционное воспитание детей у тувинцев основывалось на воспитании экологического сознания, и в социализации ребенка – обучении ребенка правильно ощущать и вести себя в обществе людей.
Традиции поучений русского народа в произведении «Летопись временных лет » «Поучения» Владимира Мономаха
После изучения на уроках литературы «Поучения Владимира Мономаха», я поняла, что произведение, написанное почти десять веков назад, до сих пор современно не только для русской семьи, но и для нас. Наставления Владимира Мономаха можно воспринимать как советы, настоящие поучения - назидания для потомков всех времен и всех народов.
«Поучение Владимира Мономаха» -памятник Древней Руси. Владимир Всеволодович (1053-1125),прозванный Мономахом, великий князь киевский, сын Всеволода Ярославича- самый талантливейший из русских князей дотатарского периода нашей истории, оставивший после себя громкую славу и добрую память государством-Русью правил 12 лет(1113-1125). Родился Владимир Мономах 26 мая 1053 года. По матери - внук византийского императора Константина Мономаха. Современники любили и уважали князя Владимира за его ратные подвиги во имя объединения русских земель, за то, что сумел усмирить кочевников. За 12 лет княжения Владимир Мономах сделал много общественных дел. Уважение современников заслужил своими поучениями для своих сыновей, где перечисляет примеры из своей жизни, которые считает достойными подражания: «А теперь поведаю вам, дети мои, труд свой, как трудился я, в разъездах и на охотах, с тринадцати лет…Ловил с отцом всякого зверя, коней диких своими руками связал в пущах десять и двадцать живых коней, а кроме того, по степи ездя, тех же коней диких своими руками ловил.»
«Поучение» - по энциклопедическим изданиям – это назидательный совет, наставление», в котором дается образец поведения для простых людей, обличаются пороки и прославляются добродетели.«Поучение Владимира Мономаха» – это первый литературный памятник- проповедь 11-12 веков и автобиография.
Владимир Мономах собственную жизнь строил по тем же заповедям, о которых пишет сыновьям. Мономах - личность, полагающий, что в быту князь должен быть примером для всех, отношения в семье нужно строить на доверии и уважении, дает ответы на многие социальные и нравственные вопросы своей эпохи.
Основные наставления «Поучения» Мономаха
- Не ленитесь, но за всем наблюдайте!
- Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…
- Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.
- Напоите и накормите просящего
- Убогих не забывайте и подавайте сироте.
- Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его..
- Соблюдайте свое слово…
- Гордости не имейте в сердце и в уме..
- Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев
- Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны
- Не пропустите человека, не приветив его- это приобретение доброго имени человека
- Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь
В центре внимания князя – семейственность и государственность.
Мономах адресует свое поучение своим детям, и надеется на то, что они прислушаются к его слову:
«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться». |
Молодым своим современникам он советует:«Иметь душу чистую и непорочную, беседу кроткую, при старых молчать, старшим покоряться, беседовать без лукавства, не хулить в беседе, душу держать ввысь» и важно быть в жизни гуманным и милосердным без гордыни в сердце, просит почитать пожилых людей, как отца, а молодых, как братьев. В хозяйстве не лениться, не полагаться на других и смотреть за всем самому, остерегаться лжи, пьянства и блуда, от которых гибнет и душа, и тело.
Семейные поучения рода Монгуш
Семья и связь поколений…Сегодня в особой среде материального благополучия теряются ценностные ориентиры, свои корни, основы нравственности. Это и есть проблема передачи жизненного и исторического опыта от одного поколения к другому разными путями и формами. Одной из этих форм в нашем роду Монгуш(по линии моей матери ) поучения детям как один из давних жанров, и пример родителей.
Сотни тысяч слов в нашем родном языке, но на первое место наши деды и бабушки ставили и ставят 3 слова-корня : семья, труд, народ, на которых держится наше государство-они порождают могучее древо мысли, понятий, проблем и принципов: голос совести, призвание и труд, мысль и чувство, личность и общество, мужество и честность ума, преступность, свобода и долг, ненависть ко злу, о женственности, о внешней и внутренней красоте, о смысле жизни и т. д. и т. п.
Наши бабушки и дедушки, наши родители всегда напоминают о том, что честность ума состоит в том, чтобы не отступать перед правдой, стремиться к ней, находить ее любой ценой, гнушаться легких и удобных решений, унизительной лжи. Иметь смелость самостоятельно мыслить и поступать так, как позволяет совесть - быть человеком.
Каждое молодое поколение немного снисходительно относится к поучениям родителей: вы, мол, не можете видеть и понимать все то, что видим и понимаем мы в современном обществе. Может быть, это в чем-то и так.Но самое главное - уметь чувствовать рядом с собой человека, понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир, радость и горе. Думать и чувствовать, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причинять своими поступками, поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжелых переживаний другим людям. Уметь поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помнить и то, что такое же горе может постигнуть и тебя. Не быть равнодушным - душевно слепым.
Каждая тувинская семья несёт в себе частицу своего рода, воспитывает чувство причастности к своим близким, их проблемам- духовно-нравственная среда, включающая такие понятия, как истоки, корни - родословная, традиции семьи, рода, где зарождаются основы нравственности.
Настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными. В нашей семье с детства строго воспитывали общечеловеческие ценности как любовь к ближнему, труд, здоровье, верования и традиции, которые несли равновесие мира человека. Всё это – поведение каждого человека, передающееся по наследству, сохраняющееся и частично обновляющееся. Нам с детства нужно было усвоить этот опыт своих предков, чтобы состоялось наше «второе рождение»- рождение своего собственного жизненного пути. Это требует работы над собой в стремлении стать лучше. Потому и национальные, культурные, семейные ценности навсегда останутся в каждом новом поколении рода, чётко передавая свою тайну смысла жизни.
Наши родители всегда напоминают нам, своим детям, что труд- это условие существования человека. Благодаря труду развиваются способности, дарования человека, формируется желание проявить заботу и оказать помощь близким, стремление принести пользу людям. Поэтому впустили нас, всех детей, в мир взрослых хлопот и занятий, постарались дать нам большой простор для собственной деятельности. В четком порядке обязанностей всех членов нашей семьи важно было, чтобы за свой день мы успевали непременно всё сделать: уход за маленькими братьями и сестрами в многодетной семье,
уход за домашними животными и их пастьба, оказание посильной помощи по хозяйству, выполнение домашних заданий …
Осознание себя частицей своей семьи, своего рода, воспитание понятия малой родины родовых земель - своего дома, его защиты и полноправная ответственность внутри семьи, как и остальные взрослые члены- это влияния вошедшие в сознание ,душевная необходимость и потребность.
Богатство любой тувинской семьи - дети, их здоровье: их умственная, чувственная, физическая активность. В семье у нас шестеро детей , учат нас не жаловаться на судьбу и ценить здоровье, не завидовать, не ревновать, не злиться, не жадничать, не обижать и не обижаться. Воспитание чувства ограничения желаний и поступков говорит о том, что не обязательно предоставлять детям все, что они просят. Быть твердым с детьми позволяет им же определить свое место. Не заставлять детей чувствовать себя младше, чем есть на самом деле внушает им доверие.
С раннего детства мы усвоили что, разумная любовь должна быть основою взаимных отношений между родителями и детьми. Абсолютное равенство душевных и духовных контактов, проявление сочувствия членов семьи друг к другу, забота скрепляет семью.
Быть добрым сыном, доброй дочерью – это должно быть в плоти и в крови детства, отрочества, юности, зрелости и старости. До конца дней своих человек должен оставаться самым ответственным любящим сыном и дочерью:уметь чувствовать тончайшие душевные движения матери и отца, сестры или брата. Их болезнь – твое горе. Их неудача и неприятности на работе – твоя беда. Их позор – твой позор. Только упорным душевным трудом ты можешь облегчить труд своих родителей. Этот труд – самое сложное человеческое дело.Несчастье, горе, беда матери и отца преодолеваются часто уже тем, что и как ты думаешь. Уметь думать хорошо, уметь быть добрым в мыслях и чувствах - вот главные поучения нашего рода Монгуш , передаваемые из поколения в поколение:-уважать человеческую личность, а потому всегда быть снисходительным, мягким, вежливым, уступчивым,сострадательным. Уважать чужую собственность. Быть чистосердечными. Не лгать даже в пустяках, не пускать пыли в глаза…
Мать и отец – два лица одного существа – человека. Ребенок же является их общей вечной надеждой.Некому отдать для конечного завершения свою великую обрывающуюся жизнь. Некому – кроме ребенка. Без рассуждений, без критики. Не испортить, не подавить его. Быть разборчивыми в своих похвалах. Соответствовать слову и делу в воспитании. И каждые отец и мать служат наглядным примером благонравия ,подражания для детей.
Нравственность должна соблюдаться на всех уровнях жизни человека: уважение к любому человеку, ко всему живому, природе и её окружению.
Вот такой полезный потенциал перенимаю от своего старшего поколения и буду передавать дальше - мудрость и возвращение к истокам: любовь к родному краю,к родной культуре, к родному селу,к родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Без уважения к истории народа, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан своей страны.
Никогда не станет большим ,благородным человеком тот, кто с детства не умел быть хорошим сыном, нежной дочерью. Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье ,но и у самого себя…
Таким образом, изучив литературу по произведению «Поучение» Владимира Мономаха ,народные традиции и поучения рода Монгуш можно сделать следующие выводы:
В современной тувинской семье старые традиции теряются. Именно по этой причине, в Туве много брошенных детей, детей-сирот и, в целом, высок уровень преступности. Изменить данную ситуацию можно не только восстановлением традиционных знаний, но и закреплением правил поведения в форме обычного права. Для выработки поведенческого этикета у современных тувинцев, необходимы усилия людей разных специальностей с привлечением средств массовой информации, и возможно, государственных структур. В 21 веке люди, погрузившись в компьютерные технологии, совершенно перестали замечать друг друга, что в свою очередь не может не вызывать тревогу в обществе.
В заключение можно сказать, что семья, друзья, телевизор, интернет, садик, школа, случайный прохожий может воздействовать на ребенка. В любом случае основы воспитания закладываются родителями в семье. «Поучение» великого князя Владимира и традиционное семейное воспитание поучениями – это не простое нравоучение, а настоящий духовно-нравственный кодекс. Любая семья - это ценность, основа любого государства и сохранения духовной истории народа. Обесценивание наших национальных духовных сокровищ, ведет к опустошению и вымиранию нравственных ,душевных ценностей. Очень трудно порой бывает нам, подросткам, действовать и поступать так, как нас воспитывают. Оказывается, идти дорогой добра – это великий труд. И для того, чтобы быть хорошим человеком, нужно неустанно работать над собой.
Список источников и использованной литературы
1. Аракчаа Л.К.Истоки экологического воспитания. Кызыл 2004
2.А.К.Ооржак.,С.Б.Оюн. Традиции,обычаи тувинцев.Кызыл 2003
3. А.С.Шаалы. Девичий нрав.Кызыл.2001
4. В.А.Сухомлинский.Письма к сыну.Москва «Просвещение» 1987
5.Г.Д.Сундуй.Народная педагогика.Кызыл.2004
6. Г.Д.Сундуй Народная педагогика. Кызыл 1995
7.Д.С.Лихачёв Письма о добром.Санкт-Петербург.2007
8. И.Т.Аасамаа.Как вести себя.Кызыл 1990
9.М.Б.Кенин-Лопсан.Традиционная Этика тувинцев.Кызыл.1994
10.Салчак К.Б.,Салчак Л.П. Развитие тувинской народной педагогики.Кызыл.1984
11.Поучения Владимира Мономаха Учебник русской литературы 7 класса Коровин
Приложение 1.
Анкетирование
Мы провели анкетирование среди учащихся МБОУ СОШ с.Дон-Терезин на тему «Мое отношение к «Поучению Владимира Мономаха» и наставлениям родителей,традициям воспитания моего тувинского народа . Было опрошено 53 учащихся (5-9 классов) В анкете 4 вопроса.
№ | Вопрос | ответы | ||
нет | да | воздержались | ||
1 | Люди в наше время проявляют милосердие? | 18 | 30 | 5 |
2 | Хотели бы вы, чтобы ваша будущая семья была похожа на ту семью, в которой вы растете? | 25 | 18 | 10 |
3 | «Какие качества можно воспитать в себе современному школьнику, читая «Поучение» Владимира Мономаха?» и слушая наставления не только своих родителей ,но и вообще всех взрослых? «дисциплинированность» | 12 | 35 | 6 |
«уважительное отношение к старшим» | 11 | 16 | 26 | |
«трудолюбие» | 13 | 32 | 8 | |
«патриотизм» | 23 | 18 | 12 | |
«доброта и любовь к людям» | 9 | 24 | 20 | |
4 | «Нужно ли нашим сверстникам сегодня читать наставления «Поучения Владимира Мономаха»? и знать семейные поучения» | 20 | 25 | 8 |
Вывод: Результаты опроса неутешительные. Роль семьи в наше время потеряла свою ценность -ребята в большинстве своем не желают видеть свою нынешнюю семью примером для подражания. Нынешние ребята уже не верят в силу милосердия. Только 30 учащихся посчитали, что милосердие имеет место в современной жизни. Надеемся, что категоричные ответы свойственны подростковому максимализму моих ровесников. Этот пессимизм имеет под собой определенную почву. Ребята увидели положительное воспитательное воздействие в народной традиции и русской литературы: всю важность, которая воспитывает в нас дисциплинированность, трудолюбие, уважительное отношение к старшим, доброту и любовь к людям. И ответ на последний вопрос, когда 25 учащихся посчитали, что их сверстникам необходимо читать наставления «Поучения» и знать народные поучения говорит о том, что они требуют переосмысления, ведь это тот источник, который поможет стать нам чище и добрее.
№ | Поучения Мономаха | Поучения в традициях тувинского народа | Поучения рода Монгуш |
1 | Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью… | уважительное отношение к другим | Иметь смелость мыслить самостоятельно и поступать так, как позволяет совесть - быть человеком |
2 | Соблюдайте свое слово… | Не иметь человеческие пороки | честность -не отступать перед правдой, стремиться к ней |
3 | Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело. | Поведение взвешенное, вдумчивое и ровное | любовь к ближнему, труд, здоровье, верования и традиции- равновесие мира человека. |
4 | Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь | уметь преодолевать жизненные трудности | труд- это условие существования человека, естественная необходимость |
5 | Гордости не имейте в сердце и в уме.. | Отсутствие гневливости должно быть искренним, а не показным | Осознание себя частицей своей семьи, своего рода, своего дома, его защиты и ответственность внутри семьи |
6 | Не пропустите человека, не приветив его | гостеприимность, почитание домашнего очага | Воспитание чувства ограничения желаний и поступков |
7 | Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев | уважительный, и учтивый тон со старшими | Быть ответственным любящим сыном и дочерью |
Приложение 2
Приложение 3
Поучения своему сверстнику
Нравственность – это категория вечная. Именно от ответа на вопрос «Какой ты Человек?» зависит и наше настоящее, и наше будущее.. :
- Развивай разум серьезного труда души –это достойная , счастливая жизнь
- Говори мудрые культурные слова ,совершай только правильные поступки и действия
- Имей нравственные качества:
- человеколюбие – доброта к людям, помощь слабым и обездоленным;
- уважение к другим – понимание того, что все разные и каждого человека есть за что уважать;
- верность – качество, относящееся как к себе (быть верным своим принципам), так и более глобальное понятие – верность Родине;
- бескорыстие – совершение действий из благих побуждений, без поиска выгоды для себя;
духовность – качество, включающее в себя все нравственные аспекты, возвеличивающие дух человека.
- Жить по чести и совести –вот основы духовно-нравственных традиций русского и тувинского народов еще с древних времен
- Не увлекайся телефоном,развивай свои физические и умственные способности
[1] Аракчаа Л.К. Истоки экологического воспитания. Кызыл 2004. с. 10
Как зима кончилась
"Разделите так, как делили работу..."
Заяц-хваста
Два Мороза
Как нарисовать небо акварелью