Одной из самых уважаемых и одновременно трудных считается работа педагога. Для детей учитель является значимой фигурой, обязанной обучать не только школьным премудростям, но и жизненным. Хороший наставник может найти подход к каждому ребёнку, увлечь своим предметом, научить уважать своих одноклассников.
Актуальность работы объясняется рядом причин:
- 200-летие одного из основателей российской педагогики К.Д.Ушинского. Его невероятные по богатству наследие не только не устарело, но и продолжает ставить перед педагогами важные вопросы — и одновременно отвечать на них;
- 2023 год Президентом РФ объявлен Годом педагога и наставника в России, а это говорит «о высоком статусе этих специальностей в нашем обществе, о важности их работы, о повышении престижа учительской профессии».
Работа имеет как высокую исследовательскую значимость, так и практическую значимость. Собранные материалы могут широко использоваться во время подготовки к мероприятиям Года педагога и наставника.
Вложение | Размер |
---|---|
ushakov_georgiy_sosh_no18_4_g.docx | 108.44 КБ |
uchitel_i_uchenik_rastut_vmeste.pptx | 2.98 МБ |
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Управление образования Исполнительного комитета
Муниципального образования г.Казани
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей № 23» Ново-Савиновского района г.Казани
V Республиканская конференция школьников им.Д.В.Вилькеева
«Вилькеевские чтения-2023»
Секция «Юный исследователь»
Научно –исследовательская (или исследовательская) работа
«Учитель и ученик растут вместе…»
Выполнил :Ушаков Георгий Александрович, ученик (ца)_4 Г класса МАОУ «СОШ №18 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г.Казани
Руководитель: Касаткина Венера Галимхановна, учитель МАОУ ««СОШ №18 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г.Казани
Казань-2023
ОГЛАВЛЕНИЕ стр.
2.1. Понятие слов «педагог-наставник», «наставничество»
2.2. Наставничество в историческом аспекте
2.3. Учительская династия
3. Практическая часть исследования 7
4. Заключение. 8
5. Список используемой литературы (информационные источники) 9
6. Приложения, таблицы, иллюстрации 10
Введение
Одной из самых уважаемых и одновременно трудных считается работа педагога. Для детей учитель является значимой фигурой, обязанной обучать не только школьным премудростям, но и жизненным. Хороший наставник может найти подход к каждому ребёнку, увлечь своим предметом, научить уважать своих одноклассников.
Актуальность работы объясняется рядом причин:
- 200-летие одного из основателей российской педагогики К.Д.Ушинского. Его невероятные по богатству наследие не только не устарело, но и продолжает ставить перед педагогами важные вопросы — и одновременно отвечать на них;
- 2023 год Президентом РФ объявлен Годом педагога и наставника в России, а это говорит «о высоком статусе этих специальностей в нашем обществе, о важности их работы, о повышении престижа учительской профессии».
Работа имеет как высокую исследовательскую значимость, так и практическую значимость. Собранные материалы могут широко использоваться во время подготовки к мероприятиям Года педагога и наставника.
Предмет исследования: педагог-наставник-учитель; вклад учительской династии моей семьи в образование. Предмет нашего исследования довольно сложный, многоплановый.
Объект исследования: миссия учителя в истории педагогики.
Цель моей работы: роль педагога-наставника.
Исходя из поставленной цели определены следующие задачи:
Для решения поставленной цели и задач был использован комплекс методов исследования: сравнительно-исторический анализ, систематизация информации при работе с источниками, архивной информации (семейный архив), социологический опрос, подготовка и презентация исследовательской работы.
Основная часть
Великое счастье встретить такого педагога, который учит доброте и справедливости, учит быть человеком. Хорошего учителя не забывают и вспоминают всю жизнь, рассказывая о нём друзьям и внукам, считая его идеалом добра и справедливости.
Педагог-наставник – это учитель-энтузиаст, открывающий перед ребенком дверь в мир знаний, закладывающий основы его будущего. В большинстве случаев именно от наставника зависит успех ученика.
Наставничество – неформальный процесс передачи знаний, умений, навыков от более опытного и знающего, оказание ученику помощи и совета, необходимой психологической поддержки во взрослении. Эта древнейшая форма обучения старшими младших прикладным знаниям, необходимому поведению, формирования у них жизненных ценностей и позитивных установок.
Своими корнями наставничество уходит в доисторические времена Первым профессиональным наставником (ментором), давшим имя всем будущим поколениям наставников, был древний грек Ментор. Этот герой древнегреческой мифологии был мудрым советчиком, пользовавшимся всеобщим доверием. Он стал примером мудрого и эффективного наставника.
Наставничество в России корнями уходит в историю нашего государства, где каждая высокопоставленная особа имела своего наставника. Начиная с X-XII веков, со времен Киевской Руси характер образования и воспитания в России находился по влиянием византийской традиции. Главным сосредоточением образованности и «книжности» были монастыри. Первые образованные люди на Руси вышли именно из монастырских школ. Киевские князья способствовали созданию и открытию школ в крупных городах – Киеве, Суздали, Новгороде, Полоцке, Чернигове. Князья и представители церкви, будучи литературно одаренными и образованными людьми, высказали много педагогических идей. Население Киевской Руси по уровню образованности намного превосходило жителей Западной Европы. Воспитанием детей занимались главным образом в семье и под наблюдением наставника – монаха-книжника или приходского священника.
В эпоху Средневековья (XIV-XVII в.в.) развитию педагогической мысли и наставничества на Руси способствовала деятельность выдающихся деятелей культуры – Ивана Федорова, Кориона Истомина, Сильвестра Медведева. В 1687 году по проекту Симеона Полоцкого в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия. Симеон Полоцкий был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Марии Милославской: Фёдора, Ивана, Софьи, и их единокровного брата Петра от Нарышкиной. Одним из образованнейших людей последней четверти XVII века заслуженно является Карион Истомин –известный деятель русского просвещения, талантливый педагог, поэт и переводчик, монах Московского Чудова монастыря. В своей книге «Вразумление» он наставлял «мудрости» 11-летнего царя Петра I: «Учися ныне, прилежно учися. В младости твоей царь мудр просветися». Карион Истомин выступал последовательным и настойчивым певцом науки и просвещения. Он хотел учить всех: детей и взрослых, мужчин и женщин, рабов и слуг, православных и иноверных. В этом он видел источник силы, славы и богатства государства, его украшение и гордость. Основным проводником просвещения он считал школу. Поэтому горячо убеждал всех открывать школы, чтобы учить детей с самого раннего возраста. И в Казанском крае в эпоху Булгарского государства происходит становление и развитие организованных форм обучения (мектебе и медресе). Ю.Баласагуни, Кул, Мухаммедьяр - именно они оказали наиболее сильное влияние на развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли.
Значительный вклад в развитие педагогики XIX века внес Константин Дмитриевич Ушинский, основоположник научной педагогики в России. К.Д.Ушинский считал, что развитие ребенка напрямую зависит от педагогического мастерства, опыта и знаний наставника.
Среди педагогов-просветителей в области татарской педагогики значительное место занимает педагог-наставник Музафар Муштариев, который всю свою жизнь посвятил распространению передовых идей и знаний. Педагог-наставник М. Муштариев стремился принести в татарское общество светское образование и русский язык. Эта цель сопровождала его на протяжении всей жизни. Его слова «дети - цветы нашей жизни и будущее человечества» актуальны и по сей день.
Разговор о наставничестве, на мой взгляд, был бы не полный, если не вспомнить об учительских династиях. Это семьи, в которых есть несколько поколений педагогических работников: преподавателей, учителей, воспитателей. Именно в этих семьях процесс наставничества – многолетний, последовательный и очень тщательно отработанный, отработанный самой жизнью. Именно здесь самые ответственные и заинтересованные наставники. Этот тип семейного наставничества характеризуется искренностью, отсутствием назиданий, менторского тона. Трудно представить, чтобы после звонка с урока учитель закрыл кабинет на ключ и до следующего рабочего дня забыл обо всех школьных проблемах. В учительских семьях каждый день – мини-педсоветы: проработка учебной проблемы, поиск путей разрешения конфликтной ситуации, выявление причин неуспешности школьника, совместное изготовление наглядных пособий и создание презентаций к уроку, сопровождение детей на экскурсию…
Я - наследник, потомок учительской династии. Ей более 100 лет. Три поколения учителей.
Прапрабабушка Жук Анна Фёдоровна и ее сестра Горшенина Варвара Фёдоровна -учителя начальных классов. До революции работали г. Северное Оренбургской области. После революции Варвару Фёдоровну направили в Казахстан. Через несколько лет она переехала в Самару, там работала до пенсии. Варвара Федоровна заслуженный учитель РСФСР. За многолетний учительский труд обе награждены орденом Ленина.
Жук Мария Дмитриевна (прабабушка) - учитель математики, ветеран труда, Отличник народного просвещения. Жук Мария Дмитриевна (моя прабабушка) родилась в 1931-2009, Жила и работала Бугульме, в школе- интернате для детей с ограниченными возможностями. Преподавала математику у слабослышащих детей.
Шаповалова Анна Константиновна (двоюродная бабушка), родом из Бугульмы, закончила Лениградский педагогический институт. Работала учителем математики в гимназии №116 Санкт-Петербурга. Ее учительский стаж 43 года. Награждена почетной грамотой как победитель конкурса лучших учителей РФ.
Практическая часть исследования
Учитель! Как много в этом слове… какой он современный учитель? Представляю результаты соцопроса. (Приложение). В качестве объекта исследования были выбраны демографические группы по возрастному признаку. Сроки проведения опроса ноябрь-декабрь 2022 г. Помимо этого, к работе имеется проект – обращение к президенту РТ, при необходимости будет представлен на очный тур НПК. Результаты исследования подтверждают тот факт, что какими бы современными ресурсами не владел учитель, ключ к успешному обучению кроется в умении заинтересовать ребят, пробудить в них живой интерес к предмету и , считаю, - это основная функция педагога-наставника.
Заключение
Решение посвятить это год Учителю еще раз подтверждает значимость для общества гуманистической миссии, которая лежит в основе профессии. Ведь именно талантливый педагог, опытный наставник открывает детям путь к познанию и развитию, достижениям и открытиям.
И в заключении моего вступления, желаю ребятам найти точку соприкосновения с учителем. Потому что когда один стремится дать знания, а другой получить их, то всегда получится хорошее.
Список используемой литературы (информационные источники)
Приложение
Результаты исследования (опроса) по возрастным группам
Родители обучающихся класса, представители старшего поколения (бабушки и дедушки)
Ученики 4- классов
Слайд 1
V Республиканская конференция школьников им. Д.В.Вилькеева « Вилькеевские чтения-2023» Секция « Юный исследователь » проектно - исследовательская работа «Учитель и ученик растут вместе…» Выполнил : Ушаков Георгий, ученик 4 Г класса МАОУ «СОШ№18 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г.Казани Р уководитель : Касаткина Венера Галимхановна, учитель начальных классов высш. кв.категории МАОУ «СОШ №18 с углубленным изучением английского языка»Слайд 2
. Объект исследования : миссия учителя в истории педагогики. Цель моей работы : роль педагога-наставника. Исходя из поставленной цели определены следующие задачи : исследование истории вопроса, проведение социологического опроса, его интерпретация, логическое обоснование, изучение материалов из личного архива семьи Ушаковых, демонстрация значения учительского труда. Предмет исследования: педагог-наставник-учитель; вклад учительской династии моей семьи в образование. Предмет исследования довольно сложный, многоплановый
Слайд 3
Ментор Наставник Педагог Педагог-наставник – это учитель-энтузиаст, открывающий перед ребенком дверь в мир знаний, закладывающий основы его будущего. В большинстве случаев именно от наставника зависит успех ученика.
Слайд 4
X - XII в., Киевская Русь Константинопольская философская школа. Первые школы Древней Руси
Слайд 5
XIV - XVII в.в.- эпоха Средневековья Иван Федоров Корион Истомин Сильвестр Медведев Симеон Полоцкий 1687 «Учися ныне, прилежно учися. В младости твоей царь мудр просветися»
Слайд 6
Эпоха Булгарского государства Юсуф Баласагуни Мухаммедьяр Махмуд Хаджи улы Кул Гали́
Слайд 7
XIX век Константин Дмитриевич Ушинский Музафар Муштариев «Дети - цветы нашей жизни и будущее человечества»
Слайд 9
Жук Анна Федоровна Жук Варвара Федоровна, заслуженный учитель РСФСР Учительская династия
Слайд 10
Жук Мария Дмитриевна (моя прабабушка). Отличник народного просвещения ГБОУ « Сокольская школа-интернат» Бугульминского района РТ
Слайд 11
Шаповалова Анна Константиновна (моя двоюродная бабушка) ГБОУ «Гимназия №116 Санкт-Петербурга .
Слайд 12
Учитель! Как много в этом слове… какой он современный учитель?
Слайд 14
«Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством...» Конфуций
Пчёлы и муха
Ледяная внучка
Цветение вишни в лунную ночь
Барсучья кладовая. Александр Барков
Смекалка против Змея-Горыныча