Война явилась суровой проверкой жизнеспособности и системы народного образования. С первых дней войны учителя и учащиеся приняли активное участие в строительстве оборонительных сооружений, участвовали в противовоздушной обороне, уборке урожая в колхозах и совхозах, в сборе металлолома, лекарственных трав, в оказании помощи в госпиталях, в шефстве над семьями фронтовиков, развернули общественно-полезную работу.
Актуальность исследовательской работы: в школе учителя прививают любовь к родной земле, к народу, к еѐ традициям. А изучая биографии учителей - ветеранов, родная школа становится еще более близкой, когда знаешь ее историю.
История нашей школы многогранна , у нас она вызывает неподдельный интерес, поэтому мы и занялись изучением истории нашей школы. А так как в нашей школе работают замечательные учителя, то мы решили узнать об учителях - участниках Великой отечественной войны.
Своей целью мы считаем изучение истории нашей школы, самой первой средней школы в районе и изучение биографий наших учителей - ветеранов Великой Отечественной войны.
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 40.61 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Нижнетроицкий
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Направление "История и МХК"
НИЖНЕТРОИЦКАЯ ШКОЛА В ГОДЫ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Башмакова Юлия
Мухамадиярова Лиана,
ученицы 6 класса
Научный руководитель:
Каптелинина Ольга Павловна,
учитель истории и обществознания
с. Нижнетроицкий
2022 год
Оглавление
№ п/п | Содержание | страницы |
1 | Тезисы | 3 |
2 | Введение. Историческая справка | 4 |
3 | Глава 1. Школа в Годы Великой Отечественной войны. | 7 |
4 | Глава 2. Учителя - участники Великой Отечественной войны | 9 |
4.1 | Аполлонов Александр Елисеевич | 9 |
4.2 | Васильева Валентина Федоровна | 10 |
4.3 | Гуревич Фира Марковна | 10 |
4.4 | Завизион Василий Архипович | 11 |
4.5 | Кадыров Миргасим Саттарович | 12 |
4.6 | Мешков Григорий Емельянович | 12 |
4.7 | Лысенков Алексей Максимович | 13 |
5 | Заключение | 14 |
6 | Список использованной литературы: | 15 |
7 | Приложение | 16 |
Тезисы
Нижнетроицкая школа в годы Великой Отечественной войны
Башмакова Юлия Анатольевна, Мухамадиярова Лиана Ильдаровна, 6 класс
МАОУ СОШ с. Нижнетроицкий
научный руководитель Каптелинина Ольга Павловна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ с. Нижнетроицкий
Война явилась суровой проверкой жизнеспособности и системы народного образования. С первых дней войны учителя и учащиеся приняли активное участие в строительстве оборонительных сооружений, участвовали в противовоздушной обороне, уборке урожая в колхозах и совхозах, в сборе металлолома, лекарственных трав, в оказании помощи в госпиталях, в шефстве над семьями фронтовиков, развернули общественно-полезную работу.
Актуальность исследовательской работы: в школе учителя прививают любовь к родной земле, к народу, к еѐ традициям. А изучая биографии учителей - ветеранов, родная школа становится еще более близкой, когда знаешь ее историю.
История нашей школы многогранна , у нас она вызывает неподдельный интерес, поэтому мы и занялись изучением истории нашей школы. А так как в нашей школе работают замечательные учителя, то мы решили узнать об учителях - участниках Великой отечественной войны.
Своей целью мы считаем изучение истории нашей школы, самой первой средней школы в районе и изучение биографий наших учителей - ветеранов Великой Отечественной войны.
Для этого мы ставим перед собой задачи:
- Изучить и проанализировать теоретический материал из источников школьного Музея истории школы и села Нижнетроицкий.
- Восстановить воспоминания односельчан, родственников, коллег;
- Сформулировать выводы.
Гипотеза: 1. наша школа замечательная и учителя - участники Великой Отечественной войны внесли значительный вклад в историю нашей школы, они являются примером мужества и доблести для современной молодёжи.
2. если провести исследование о детях войны, учителях, их помощи фронту в годы войны. то получится «настольная книга» для более глубокого изучения истории своей страны.
Объект исследования: Школа села Нижнетроицкий.
Предмет исследования: Учителя Нижнетроицкой школы - ветераны Великой Отечественной войны.
Новизна исследовательской работы состоит в том, что до этого момента было мало работ по систематизации данных по истории школы и Великой Победы, хотя школа, как и село в целом, сыграла большую роль в развитии села Нижнетроицкий и внесла огромный вклад в Великую победу над фашистской Германией.
Краткий обзор литературы: При проведении исследовательской работы используются фотодокументы, книги Константина Чернова, Книги Приказов по школе, книги Эдуарда Солодовникова, документы, связанные с историей нашей школы, школьные фотоархивы.
Введение. Историческая справка.
Забота государства об охвате обучением всех детей и подростков, по разным причинам, прекратившим посещение школ, отразилась в следующих правительственных документах: «О сохранении контингента учащихся старших классов средней школы» (от 26 февраля 1942 г.), «О вовлечении в школы всех детей школьного возраста и использовании всех зданий по назначению» (от 30 июля 1942 г.), «Об освобождении школьных зданий» (от 27 ноября 1942 г.) и др. Появились новые виды учебных заведений: с 1 сентября 1943 года стали функционировать школы рабочей молодёжи (ШРМ). Осенью следующего года были образованы подобные школы для сельской молодёжи (ШСМ). В интересах быстро растущей потребности оборонной промышленности в кадрах проводилась мобилизация молодёжи в школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) и ремесленные училища. Уже в январе 1942 года в школах ФЗО состоялись первые выпуски.[1] Реализация школьного всеобуча должна была решить проблемы беспризорности, безнадзорности и детской преступности. В начале 1942 года Совет народных комиссаров СССР утвердил план борьбы с детской беспризорностью. Были созданы комиссии по борьбе с безнадзорностью, организована специальная инспектура, открыта сеть детских приёмников и детских домов. К 1 января 1943 года по республике было выявлено 2182 беспризорных и безнадзорных ребенка. Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот, где они обрели себе новых родителей. К сентябрю 1942 года в республику из прифронтовой полосы было эвакуировано 20 дошкольных интернатов с контингентом 2 тысячи детей, 7 школьных интернатов, 15 детских домов. Для них необходимо было найти помещения, привлечь педагогические кадры, обеспечить питанием, одеждой, обувью.
Вскоре после начала войны из прифронтовых областей стало прибывать эвакуированное население. 15 июля 1941 г в Туймазинский район прибыла первая партия эвакуированных детей и семей в количестве 1550 человек. В Нижнетроицком разместили 500 человек. Для них предоставлен клуб фабрики, два дома, помещение фабкома профсоюза и два вновь построенных жилых дома.
В 1944 году в Туймазинском районе было детей всех возрастов 15357 человек. Из них обучались 9440 в 72 школах (7 средних,14 семилетних и 51 начальной). Во всех школах для детей были организованы горячие завтраки. Отделом гособеспечения 210 детей фронтовиков охвачены школами фабрично-заводского обучения и 59 детей, оставшихся без родителей, устроены в детские дома.
В условиях войны были пересмотрены учебные программы, скорректированы учебные планы. Некоторые предметы (рисование, пение) могли временно исключаться из учебного плана, увеличивалось число часов на русский язык, литературу, математику. В тяжелейшее для нее время страна издавала для детей произведения Пушкина, Лермонтова, Горького, Шекспира, Гете, книги, без которых невозможно приобщение к основам мировой культуры. Вместе с тем страна вынуждена была издавать книги, которые учили детей делать убежища и распознавать самолеты врага, бороться с зажигательными бомбами и оказывать первую помощь при ранениях и ожогах.
Учебный процесс был тесно связан с трудовым. По постановлению ГКО с сентября 1941 года в школах была начата военно-допризывная подготовка учащихся старших классов, а с 1942-43 учебного года введен новый предмет - военное дело. Особое внимание уделялось укреплению дисциплины, организованности школьников. Этому способствовало введение в 1944 году «Правил для учащихся».[2]
Узнавать историю школы нам помогает работа в Школьном Музее истории школы и села Нижнетроицкий, ведь здесь мы можем познакомиться с архивными документами, поработать с фотоматериалами. Работа в Музее дает нам:
- уверенность в общении с людьми;
- уважение к истории,
- приобщаемся к общечеловеческим ценностям;
Глава 1. Школа в Годы Великой Отечественной войны.
Осенью 1934 года Нижне-Троицкая ФЗС была преобразована в среднюю школу с десятилетним обучением. Это была первая средняя школа в нашем районе.
Её первым директором стал Мадянов Петр Михайлович, проработавший в нашей школе более тридцати лет. Учителем работала и его жена, Елена Павловна. Кроме них в школе работали в конце тридцатых годов такие учителя как: Люминарский А.Г., Мухаметзянов А.М., Селишанский В.Д., Васильев Т.Х., а также Мешков Григорий Емельянович, Кучерова Мария Андреевна, Шульченко Прасковья Кузьминична, Советникова Елизавета Николаевна, Магницкий Николай Александрович, Казанцева Софья Васильевна и другие.
В 1937 году состоялся первый выпуск десятилетки. Их было всего семнадцать - тех выпускников. В живых сейчас не осталось никого. Вот этот небольшой список: Неклеенова Е.И., Меринова М.П., Попова А.М., Попова А.Д., Щепотьева М.М., Дружинин Б.М., Еремченкова О.В., Каптелинина А.М., Кирьянова П.С., Сидоркина B.C., Кирьянов Б.С., Шульченко А.М., Ситников П.П., Зубкова А.И., Люминарский А.А., Добрина Т.И., Казанцева Г.И.
Летом 1937года в Туймазинском районе открылось много малокомплектных школ в деревнях и учителей не хватало, да и во всем Туймазинском районе была одна средняя школа - наша. Поэтому район направил десять выпускников из этого выпуска работать учителями в деревни. Пятеро поступили в институты, двое уехали на новостройки страны.
В 1938 году директором школы был назначен Волков Леонид Николаевич, работавший до этого в РОНО.
В 1941 году грянула война. Ушли на фронт учителя-мужчины. Ушли и выпускники. Во время войны погиб лучший ученик первого выпуска - Кирьянов Борис. Пришел изувеченным Шульченко Алексей Андреевич. Работал учителем истории в Верхне-Троицкой школе. Щепотьева Мария Михайловна работала завучем начальных классов школы №17 города Октябрьского. Сидоркина Валентина Степановна - преподавателем русского языка и литературы в Серафимовской школе №1. В нашей школе работали две выпускницы 1937 года: Неклеенова Евдокия Осиповна - учитель математики и Еремченкова Ольга Владимировна - учитель биологии.
В записях Константина Чернова сказано, что в годы войны директором школы была эвакуирована с Запада Волкова (Михайлова) Полина Михайловна. Но, разбирая книги приказов 40-х годов, этой фамилии мы не встретили. Пока этот вопрос остается открытым.
Учителем работал Шамарин Павел Васильевич. Он был награжден орденом Ленина. Языковедом работала Листвина Клавдия Андреевна. Одним из выпускников военного времени была Староверова (Малахова) Евгения Михайловна. Она пришла в нашу школу в 1940 году. Как вспоминает она, в классах было по 17-18 человек. Между классными комнатами были дощатые перегородки с засыпкой. Слышимость была превосходная, что мешало заниматься. Тогда учились Карлова А.К., Неклеенова А О., Манзюк Н.К., Морозова Н.В., Еремеев В.И., Болоявленская Т.Т., Гудков А.Т., Выленжанина Н.К., Никифорова Т., Севастьянов Е., Нефедов В., Чикунова и другие. Комсоргом школы была Клавдия Андреевна Листвинова. Староверова Евгения была членом комскомитета. В 1943 году Евгения закончила десятилетку и поступила в Димитровградский филиал Ульяновского педагогического института на математический факультет. Успешно закончив его, она в 1946 году приехала в поселок и поступила на работу в школу.
Вернулись с фронта Магницкий Николай Александрович, Мешков Григорий Михайлович, Аполлонов Александр Елисеевич. Директором школы был назначен Байков Заки Мавлютович. Его жена Фания Халяфовна была учительницей. При Байкове сложился очень хороший педагогический коллектив. Заки Мавлютович был хороший психолог, прекрасно разбирался в людях, умел выслушать и понять каждого, был очень душевным человеком. После работы в нашей школе был заведующий ГорОНО.
Глава 2. Учителя - участники Великой Отечественной войны.
В годы Великой Отечественной войны воевали на фронте: Магницкий Николай Александрович, Мешков Григорий Емельянович, Аполлонов Александр Елисеевич.
Аполлонов Александр Елисеевич
Александр Елисеевич родился в селе Яхово Ермекеевского района 30 января 1914 года. Сын бедного крестьянина. Учиться начал поздно, В 14 лет поступил на рабфак. Учиться было трудно. Отец не разрешал посещать школу. Но тайком от отца, мать, желая дать сыну образование, провожала его е школу, положив ему в сумку кусок хлеба. С 15 лет начал работать, но учебу не бросил. В 16 лет, окончил рабфак, стал учителем в сельской шкале. С 1933 по 1936 годы был на военной службе. Вернувшись, стал преподавать русский язык в Белебеевском педучилище. А в 1939 году заочно поступил в пединститут на исторический факультет.
В 1940 году с отличием его закончил.
В 1941 году добровольцем ушел на фронт. Год учится в авиационном училище, но не закончил, его перевели в танково-политическое училище города Горького, где он проучился 1,5года. 1943-1945г. Воевал на 1-ом Украинском фронте, был замполитом полка. В 1949 году, тяжело заболев малярией, демобилизовался. Направили в совхоз «8 марта» Ермекеевского района директором средней школы. Тянуло домой, но только построили по его инициативе новую школу, как наконец отпустили работать в Нижнетроицкую среднюю школу учителем истории.
Но проработал всего год. Его перевели в Верхнетроицкую школу директором В 1953 году он опять вернулся в наш поселок. Преподавал русский язык и историю. Был на посту до 60 лет.
Общий учительский стаж - 44 года. За свой труд имеет грамоты, медали и 2 ордена: «Красной Звезды» и «Отечественной войны».
Васильева Валентина Федоровна
Валентина Федоровна родилась в 1922 году в большой семье служащих. Закончила семилетку. Поступила в Башкирский Педагогический Институт города Уфы. Проучилась два года, но началась Великая отечественная война. Пришлось оставить учебу, стала работать в школе, а потом в 20 лет она добровольно ушла на фронт. Окончила школу младших авиационных специалистов. Была направлена в действующую армию. Служила в 5 гвардейской штурмовой авиадивизии радистом - кодировщиком при штабе дивизии в звании Гвардии младший сержант.
После окончания войны работала учителем русского языка в школе совхоза «8 марта» Ермекеевского района. В 1950 году поступила в Ошский учительский институт Киргизской ССР. Окончила с отличием. С 1952 года работала завучем начальных классов в городе Сулюкта.
С 1961 года работала в Нижнетроицкой средней школе. Валентина Федоровна всегда была душой коллектива. Творчески подходила к любой работе, помогала молодым педагогам Жизнерадостная, энергичная, она по всей жизни пронесла любовь к фотографическому делу. Постоянно дарила фото коллегам.
24 ноября 2022 года Валентине Федоровне исполнилось бы 100 лет
Ее педагогическую деятельность продолжает дочь Ольга Павловна, которая работает в нашей школе учителем истории и также занимается фотографией
Гуревич Фира Марковна
Фира Марковна родилась в 1924 году в семье рабочего в городе Клинцы Брянской области. Там же училась и закончила 9 классов, по всем предметам у нее были одни пятерки. Летом 1941 года началась война. Фира Марковна в числе комсомольцев - добровольцев была отправлена под Смоленск, где они рыли окопы и строили оборонительные сооружения. После войны она приехала в Нижнетроицкий, где в 1950 году продолжила учиться в 10 классе.
В 1951 году окончила десятый класс. Когда училась в школе, мечтала стать учителем, Она очень любила детей. В1951 году поступила в Башкирский Государственный Университет, но не окончила его. В 1953 году стала работать в вечерней школе учителем физики и математики. Двадцать шесть лет проработала учителем, в 1979 году ушла на заслуженный отдых.
Она очень любила работать. Все делала с любовью. Ребята очень ее любили. Продолжили профессию учителя ее младшая сестра и племянница. Ее ученица Кузьмина Нина Николаевна, тоже работала учителем.
У нее есть награды, медали: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «Ветеран труда», «К 30-летию Победы в Великой Отечественной войне», «К 40-летию Победы в Великой Отечественной войне» - и другие У нее много грамот и благодарностей.
Завизион Василий Архипович
Родился 29 января 1920 года в деревне Нефорощанка Буздякского района.
В1939 году закончил 10 класс, осенью был призван в ряды Советской Армии, служил до июня 1946 года в районе Дальневосточного фронта, где формировалась Японская Квантунская армия.
Демобилизовался в июне 1946 года.
В сентябре 1946 года поступил в Харьковскую высшую профсоюзную школу, закончил Белоцерковский сельхозтехникум, заочно. С1947года по 1959 год работал агрономом, потом перешел в школу завучем производственного обучения в Кандринскую среднюю школу №2.
С1961 по 1965 годы учился и успешно закончил Бирский педагогический институт.
В 1968 году по решению горкома был переведен директором Нижнетроицкой средней школы, где работал до пенсии. С1968 по 1977 годы, по состоянию здоровья, перешел работать учителем химии и биологии. Был постоянным депутатом Кандринского, Нижнетроицкого и городского совета народных депутатов. Проводил занятия в высшей партийной школе при Нижнетроицком суконном комбинате.
Кадыров Миргасим Саттарович
Кадыров Миргасим Саттарович родился 5 января 1919 года в многодетной крестьянской семье в деревне Мулла-Камыш, которая находится в 15 км от нашего поселка. Деревня состоят из 40 домов. В таких маленьких деревнях школ не было.
В 1931 году в деревне организовали колхоз, открыли начальную школу. Миргасим Саттарович окончил там первый класс.
В 1935 году поступил в Белебеевское педагогическое училище. Окончил его в 1938году, проработал один год учителем математики Кугарчин- Булякской семилетней школы Шаранского района. Затем служил в армии, прошел Великую Отечественную войну. После демобилизации был заведующим школы в своей деревне . Окончил физико-математическое отделение Башкирского учительского института. После института работал физиком в Бишиндинской семилетней школе, был завучем Буздякской школы, директором Буздякской русско-татарской школы. С1965года по 1973 год работал в Уфимской средней школе,
В1972 году заочно окончил физико-математический факультет Бирского пединститута. Переехал в Нижнетроицкий. Проработал 6 лет завучем нашей школы.
Общий педагогический стаж насчитывает 37лет. Награжден медалью «Ветеран труда».
Работа была нелегкой, но он никогда не сожалел о том, что выбрал эту профессию.
Мешков Григорий Емельянович
Григорий Емельянович родился в поселке Нижнетроицкий в 1909 году. С двух лет остался сиротой, а с 10 лет начал работать на фабрике, собирал клочки.
Окончил 4 класса Земской школы.
В1931 году окончил ФЗУ с отличием и стал работать помощником сменного мастера аппаратного цеха. За хорошую работу фабком и комитет комсомола наградили путевкой на учебу на Рабфак Дошел пешком до города Белебея, дальше ехать не было средств. Тогда горком комсомола рекомендовал в педучилище. Днем учился, а ночью работал. Училище окончил с отличием, Когда учился па третьем курсе, преподавал первокурсникам. По направлению работал в Давлекановском районе. Позднее переехал в Бокалы. Работал год завучем, а потом директором. Но тянуло в родной поселок. Переехал в Нижнетроицкий. Стал преподавать в школе географию, ботанику, музыку.
Мечтал закончить университет, но помешала война.
Прошел Великую Отечественную войну от начала до конца,
В1945 году вернулся домой и снова стал работать в школе.
Был награжден орденом Трудовой Славы, Красной Звезды, многочисленными грамотами и медалями. Проработав учителем сорок с лишним лет Увлекался пчеловодством, имел хороший сад. По его педагогическим стопам пошла и его дочь Людмила Григорьевна.
Она работала в нашей школе учителем начальных классов.
Выпускником нашей школы был Алексей Максимович Лысенков.
Лысенков А.М. родился 19 сентября 1916 года в деревне Константиновка Туймазинского района в крестьянской семье. 8 классов он окончил в д. Константиновка, а 9 - 10 классы заканчивал в Нижнетроицкой школе. После школы работал в колхозе. В Красную армию призван в 1940 году. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В 1943 году Алексей Максимович окончил Киевское артиллерийское училище. Командир батареи САУ 1458-го самоходного артиллерийского полка, младший лейтенант Лысенков А.М. отличился в Корсунь-Шевченковской операции.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленное мужество в боях с немецко-фашистскими захватчиками младшему лейтенанту Лысенкову А.М. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№4267).
Лысенков Алексей Максимович пал смертью храбрых 19 марта 1945 года в бою за село Гуттамаши в Венгрии. Похоронен в этом же селе.
Мемориальная доска на стене Нижнетроицкой школы открыта 2 октября 1968 года. 6 мая 2005 года в городе Туймазы была торжественно открыта аллея Героев в честь Героев Советского Союза, на которой установлен бюст героя.
Заключение
Тема нашей исследовательской работы очень узкая, она касается только учителей нашей школы в годы Великой Отечественной войны. Поэтому информации относительно немного. В своей работе нами использованы материалы нашего краеведа Чернова Константина Александровича, Книга приказов по Нижнетроицкой школе 40-50-х годов.
В ходе работы, мы соприкоснулись с судьбами людей, стали лучше понимать то трудное для нашей страны время. Выяснили, что во время Великой Отечественной войны победа ковалась трудом каждого человека. Самоотверженно приближали её и люди на нашей Нижнетроицкой суконной фабрике, где выпускалось шинельное сукно. Наше село не осталось в стороне и внёсло свой вклад в достижение великой цели. Данная работа помогла нам понять, что жизнь людей во время Великой Отечественной войны была очень тяжёлой.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена частично. А именно, нам нужно найти точные материалы по поводу директоров во время войны, а для этого мы обращаемся в Архив Республики Башкортостан.
Считаем, что наше поколение должно знать историю своей страны, города, школы. Мы должны помнить о тех, благодаря кому мы сейчас живем и учимся в этой школе!!!
Хотим выступить с этой темой перед учащимися в начальных классах на классных часах, чтобы познакомить их с судьбой нашей школы в годы ВОВ.
Список использованной литературы:
- Гайсин У.Б. Вклад молодежи Урала в победу в Великой Отечественной войне. Уфа, 1999.. search.rsl.ru›ru/record/01000300230
- Каримов К.К. Наука Башкирии в годы Великой Отечественной войны. Уфа. 1999.. rusist.info›book/94067
- Материалы Музея истории школы и села Нижнетроицкий
- Чернов К.А. «Комбинат и поселок – история и люди»
- Воспоминания учеников и коллег
- Ресурсы интернета: http://nizhnetroick.ru/istoriya-sela-nizhnetroitskij/
http://shkolantroits.ucoz.ru/
[1] Гайсин У.Б. Вклад молодежи Урала в победу в Великой Отечественной войне. Уфа, 1999.. search.rsl.ru›ru/record/01000300230
[2] Каримов К.К. Наука Башкирии в годы Великой Отечественной войны. Уфа. 1999.. rusist.info›book/94067
Круговорот воды в пакете
Кто грамотней?
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Алые паруса
Яблоко