Проект направлен на помощь учителям в освоении популярного приложения для видеоконференций «Zoom». На специально созданном сайте будет изложена информация о регистрации и работе с приложением. Учителя смогут наконец разобраться в «Zoom», а те, кто уже имел опыт работы с приложением - обновят свою память и узнать что-нибудь новое.
Цель проекта: рассказать о роли информационных технологий в дистанционном обучении, создать сайт с информацией о возможностях программы «Zoom», как зарегистрироваться на платформе и настроить свой собственный видеоурок.
Вложение | Размер |
---|---|
Роль информационных технологий в дистанционном обучении | 276.02 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
г. Копейск “Средняя школа №4”
Итоговый индивидуальный проект
на тему:
«Роль информационных технологий в дистанционном обучении»
Выполнил:
ученик 10 класса «А»
Кузнецов Кирилл Вячеславович
Руководитель:
учитель информатики
Малясова Людмила Геннадьевна
г. Копейск
2022
Оглавление
Глава 1. Теоретическая часть 4
1.1. Что такое дистанционное обучение? 4
1.2. Виды дистанционного обучения 4
1.3. Сервисы и сайты для удаленного обучения 4
1.4. Программа для видеоконференций «Zoom» 4
Актуальность: На протяжении года вспышки инфекции «Covid-19» запирали школы России на дистанционное обучение. Во время написания проекта приходилось несколько раз учиться удаленно, но если юные ученики обходятся с компьютером и телефоном достаточно умело, то большинство учителей опробовали такой вид обучения и столкнулись с трудностями в технической части, и поэтому, например, в нашей школе уроки по видеосвязи не пользовались популярностью во время карантинов.
Возможно сейчас эпидемия «Covid-19» понемногу спадает, но не факт что в следующем учебный году мы не встретим новый штамм Коронавируса. Поэтому учителям нужно быть готовыми к различным ситуациям, в связи с которыми учебные заведения переведут в дистанционный режим.
Проект направлен на помощь учителям в освоении популярного приложения для видеоконференций «Zoom». На специально созданном сайте будет изложена информация о регистрации и работе с приложением. Учителя смогут наконец разобраться в «Zoom», а те, кто уже имел опыт работы с приложением - обновят свою память и узнать что-нибудь новое.
Цель проекта: рассказать о роли информационных технологий в дистанционном обучении, создать сайт с информацией о возможностях программы «Zoom», как зарегистрироваться на платформе и настроить свой собственный видеоурок.
Задачи проекта:
Методы исследования:
Практическая значимость моего проекта заключается в том, что разработанные материалы могут быть использованы в школах для инструктирования педагогов.
Дистанционное обучение (ДО) — образовательный процесс с применением технологий, обеспечивающих связь обучающихся и преподавателей на расстоянии, без непосредственного контакта. Такие технологии называются информационными. Под информационными технологиями в данном случае подразумеваются различные приложения для видеоконференций и сайты организующие обучение на расстоянии.
Такой вид обучения зародился еще очень давно в Европе XVII века, но в то время не было ни компьютеров, ни интернета, приходилось использовать почту - студентам присылали учебные материалы и задания, а затем они отправляли их профессору на проверку.
В наше время обучение по почте явно устарело, ведь существуют различные приложения и сайты, где учитель может провести урок, задать задание или тест.
В марте 2020 года в период пандемии COVID-19 Министерство просвещения Российской Федерации разработало, опубликовало и направило в регионы методические рекомендации по организации дистанционного обучения. Кроме того, министерство инициировало создание ресурса по дистанционному образованию для учителей с видеокурсами по организации онлайн-уроков.
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
В XXI веке перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения , который предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению.
Для преподавания могут применяться любые виды дистанционного обучения, их успешное сочетание позволяет сделать процесс познания нового менее монотонным и главное продуктивным. Мы рассмотрим основные виды ДО, которые используются на данный момент:
Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. Зачастую, под видом чат-занятий проводятся видеоконференции в определенных для этого приложениях.
Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей интернета.
От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
Телеприсутствие - не особо популярный вид обучения, для которого требуется потратить большое количество бюджета. Для обеспечения полного телеприсутствия необходимо, чтобы пользователь получал те же ощущения, как если бы находился в другом месте. Например, из недавних новостей - дистанционное присутствие осуществлялось с помощью робота R.Bot 100. В нашем времени технологий в Москве, в одной из школ, проходил эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик-инвалид, находясь дома за компьютером, мог слышать, видеть и разговаривать при помощи робота. Этот эксперимент может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода дистанционного обучения по всей России.
Первая электронная платформа появилась в 1960 году в Иллинойском университете США. Система PLATO («ПЛАТОН») была разработана как технологическое решение для предоставления индивидуального обучения по тысячам предметов от алгебры до зоологии учащимся школ и университетов по всей стране. Можно сказать, что PLATO является прародителем всех платформ дистанционного обучения. Для платформы создавались терминалы, устанавливали их в некоторые школы и университеты. Хоть система и была прорывной в то время, но она не стала популярной, тем более для использования терминала все равно приходилось ходить в учебное заведение, что исключает удаленную форму обучения. Такой была первая и единственная на тот момент электронная платформа обучения
В современности информационные технологии уже достаточно развиты, чтобы иметь десятки и сотни систем, с которыми можно работать прямо из дома со своего персонального компьютера, а то и с мобильного телефона. Электронное издательство FinancesOnline пишет, что на данный момент в мире более 1 000 различных онлайн-платформ для дистанционного обучения. Рассмотрим же одни из самых популярных в России:
Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) – это веб-система для организации и управления дистанционным обучением, была запущена еще в 2001 году. Moodle отличается гибкой схемой наполнения. В нее можно загружать простые схемы вроде файлов и папок или более сложные: разделы Wiki, глоссарии, задания, различные формы тестирования[4].
Самое главное преимущество, на которое сразу обращают внимание потенциальные пользователи, – бесплатное использование Moodle. Система работает по схеме открытого исходного кода. Из-за чего обширное сообщество программистов регулярно создает полезные расширения и модули для платформы.
Skysmart – платформа направлена больше на детей, с помощью игр и ярких визуальных образов учит ребенка различным предметам, но так же имеются уроки и для старших возрастов.
Skysmart дает возможность учителям и ученикам получать удовольствие от домашних заданий. Учитель выбирает класс, или даже отдельных учащихся, и выбирает подходящие упражнения для домашней работы. Задания проверяются автоматически, остается только внести оценки в электронный журнал[5].
ЯКласс – это образовательный ресурс, разработанный на базе платформы GenExis, полнофункциональной системы обучения и проверки знаний учащихся, совмещённой с электронным журналом[6]. Особенность платформы в том, что она способна генерировать огромное количество задач по любой заданной теме, то есть представляет собой тренажёр с бесконечным числом вариантов
Google Classroom – это не классическая образовательная платформа для дистанционного обучения, а скорее набор инструментов для совместной работы, здесь есть необходимый минимум для запуска онлайн-обучения: от редактора курсов до удобного календаря для планирования занятий[7]. Преимуществом платформы является простая регистрация и хорошая организация уроков.
Так мы познакомились с различными системами дистанционного обучения, все они оказывают неоценимую помощь учителю, а ученикам интересно получать знания через интернет.
Приложение Zoom можно назвать ведущей системой для проведения уроков через видеоконференции. Именно поэтому его использует большинство учителей, ведь у платформы обширные технические возможности.
У сервиса Zoom есть как платный, так и бесплатный тарифный план, причем бесплатная версия предоставляет довольно обширные возможности. Можно организовать видеоконференцию, в которой смогут принять участие до 100 человек, но максимальная длительность сеанса составляет всего 40 минут. Если этого недостаточно, придется перейти на платный тариф, либо через каждые 40 минут перезапускаться.
Использовать сервис Zoom можно как на персональном компьютере, так и на смартфоне с помощью официального мобильного приложения. Во время проведения видеоконференции можно не только разговаривать, но и писать сообщения в чат, обмениваться файлами, включать демонстрацию экрана и оставлять на нем заметки с помощью встроенных инструментов.
Функционал сервиса предполагание:
Zoom организовывает онлайн-трансляции в нескольких форматах:
Конференции
Это мероприятия с интерактивной составляющей, предназначенные для множества участников. Пользователи демонстрируют экран рабочего стола, включают камеру и звук, наблюдают за списком присутствующих участников. Все конференции делятся на:
Вебинары (веб-семинары)
В этом формате выступают несколько участников трансляции. На вебинаре пользователи смотрят, слушают и обмениваются информацией во встроенном чате. Главные отличия трансляций в:
Почему же Zoom такой популярный?
«Классические» сервисы видеоконференций требовали установки приложения со сложной настройкой. Быстро разобраться могли только технические специалисты.
Zoom это исправил. Его простота — главное преимущество по сравнению с другими сервисами. Всё, что требуется для работы — устройство с микрофоном, камерой и доступом в интернет.
Его легче использовать, чем Hangouts (Meet), Skype и другие сервисы.
Для того чтобы узнать, как учителя нашей школы относятся к приложению «Zoom», был составлен опрос (см. приложение 1) и было опрошено 13 преподавателей. По результатам опроса, стало понятно, что 11 учителей уже использовало «Zoom» во время своей работы, а 9 из них даже планируют использовать приложение в будущем, когда наступит дистанционное обучение.
Проанализировав результаты опроса (см. приложение 2) мы видим, что большинство учителей знакомы с приложением и готовы использовать его в будущем, но так же учителя указали на проблемы, возникавшие во время работы (см. приложение 3).
Так, стало известно, что основные проблемы были связаны со связью и плохой работой приложения. Но этих проблем можно уже не боятся, ведь со временем разработчики приложения поправили эти проблемы и обновили программу, теперь можно пользоваться видеозвонками и не бояться, что программа зависнет или ученика не будет слышно из-за проблем со стороны приложения.
Но все еще остались проблемы, которые возникали из-за незнания функций программы. Учителя указывали, на то что ученики часто мешали проведению занятий, не зная как успокоить его. Немного учителей указывали на сложность интерфейса и функций.
Исследуя результаты опроса, мы решили помочь учителям в освоении программы - именно об этом наша следующая глава.
В ходе работы был разработан веб-сайт, с размещенной инструкцией пользования приложением «Zoom». Веб-сайт создан с помощью платформы конструирования сайтов Wix, что позволяет легко изменять и дополнять информацию.
Ссылка и QR-код для перехода на сайт:
https://parifernandez.wixsite.com/dist-inst
На сайте присутствует ряд страниц:
На «Главной» присутствует описание сайта и переходы между разделами. «Как зарегистрироваться в Zoom» содержит в себе пошаговое руководство по регистрации на сайте приложения с наглядными изображениями. После регистрации в приложении можно сразу начать урок, но я посоветовал бы для начала изучить раздел «Инструкция пользования Zoom», в котором досконально описываются все функции приложения - от информации как выключить микрофон у особо разговорчивого ученика, до включения демонстрации экрана. В последнем разделе «Сайты для дистанционного обучения» показан обзор рекомендуемых мной сайтов для обучения и выполнения домашних заданий, которые могут стать отличным дополнением к урокам после видеоконференции в Zoom.
Я надеюсь, этот разработанный сайт послужит хорошей помощью учителям, во время очередного дистанционного обучения.
В заключении своей работы хочется сказать, что информационных технологий для дистанционного обучения существует очень много, все они имеют разные виды, от чат-занятий до телеприсутствий, разный функционал, от простого выполнения тестов и заданий, до видеоконференций, которые могут полностью заменить реальные уроки. Если дистанционное обучение все же наступит, то учителя все еще смогут неплохо контролировать обучение учеников.
Я считаю, что цель проекта, рассказать о роли информационных технологий в дистанционном обучении, была выполнена. Так же был создан сайт с информацией о возможностях программы «Zoom», инструкцией как зарегистрироваться в приложении и составлен список других сайтов для дистанционного обучения. Сайт выложен в открытый доступ, его можно посмотреть с персонального компьютера и даже с мобильного телефона.
Мой проект должен помочь учителям изучить или вспомнить одну из самых популярных систем для видеоконференций, а так же подготовиться к возможному дистанционному режиму в новом учебном году.
Список литературы
1. Дистанционное обучение. Материал из Википедии - свободной энциклопедии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дистанционное_обучение, дата обращения: 14.09.2021
2. Информация о количестве учебных заведений на дистанционном обучении в Челябинске [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://chel.aif.ru/society/112_shkol_ushli_na_distancionnoe_obuchenie_v_chelyabinske, дата обращения: 08.11.2021
3. О платформе PLATO [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.friendlyorangeglow.com/about.html,
дата обращения: 21.02.2022
4. Информация о сайте для онлайн-обучения «Moodle» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moodle.com/getstarted/,
дата обращения: 02.03.2022
5. Информация о сайте для онлайн-обучения «Skysmart» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://skysmart.ru/about-school,
дата обращения: 02.03.2022
6. Информация о сайте для онлайн-обучения «ЯКласс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.yaklass.ru/info/about,
дата обращения: 02.03.2022
7. Информация о сайте для онлайн-обучения «Google Classroom» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edu.google.com/products/classroom/, дата обращения: 02.03.2022
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Смекалка против Змея-Горыныча
Лиса и волк
Музыка космоса
Сочини стихи, Машина
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой