Исследование о влиянии общества на человека
Вложение | Размер |
---|---|
Исследование о влиянии общества на человека | 32.35 КБ |
Исследование о влиянии общества на человека | 355.33 КБ |
ГБОУ Школа №1368
Жить в обществе, и быть свободным от общества нельзя
Автор проекта: Ученица 10 «А» класса
Колмыкова Екатерина Александровна
Руководитель проекта: учитель истории
и обществознания, ГБОУ Школа №1368
Никулина Надежда Викторовна
Москва, 2022
«Человек создан для общества.
Он не способен и не имеет
мужества жить один»
У. Блэкстоун
ВВЕДЕНИЕ
Еще в самом начале существования человечества люди объединялись в группы с целью выживания и добычи пропитания. В современном обществе также существует немало социальных кругов и движений, которые объединяют людей со схожими интересами и взглядами на жизнь. Казалось бы, каждый человек волен сам выбирать к какой из групп примкнуть и какую идею поддерживать, но далеко не всегда люди могут контролировать процесс вовлечения…
Актуальность темы: такой раздел социологии, как «Теория общественных движений» начал свое официальное существование лишь в 1970-х годах и продолжает дополнятся по сей день. Ученые пытаются объяснить, что именно оказывает влияние на формирование социальных ожиданий индивидов в условиях глобализации и урбанизации, а также, как депривация (обделенность социальными благами, объясняющаяся растущими ожиданиями и неудовлетворенностью реальным положением дел) влияет на участие человека в социальных движениях.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Гипотеза: человек, старающийся сохранять нейтралитет по отношению ко всякого рода движениям, так или иначе все равно оказывается вовлечен в различные ассоциации, прислушивается к другому мнению и участвует в социальных инициативах.
Цель: изучить проблему вовлечения людей в социальные движения, отследить факторы воздействия на желание человека принимать в них участие. Посредством выпущенного продукта, фильма, позволить потребителю определять представителей различных социальных движений в возникающих ситуациях, сравнить и определить свои действия в подобной обстановке, а также понять: какие действия или реакции были навязаны обществом, а какие исходят из личных убеждений.
Задачи:
- выявить у молодежи склонность к участию в социальных движениях
- отследить конкретные ситуации, в которых человек встречается с проявлением инициатив тех или иных ассоциаций
- провести опрос «Как бы вы отреагировали на (разные случаи взаимодействия с представителями какого-либо социального движения и на их открытое выражение своей позиции)?». Проанализировать результаты
- на основе наблюдений снять короткометражный фильм, где будут представлены возможные варианты взаимодействия человека с выражением основных убеждений участников разных социальных движений.
Обоснование методов
Способы воздействия общества на человека, научные исследования феномена депривации
«Нам, людям, нравится чувствовать свою уникальность и быть хозяевами собственных жизней, но мы также и социальные создания, имеющие базовую потребность принадлежать к той или иной группе»
Дэвид Майерс «Социальная психология»
В период активной социализации (13-19) лет, многие подростки начинают искать себя в этом мире заново. Часть из них старается противопоставить себя обществу, показать собственное «Я», тем временем другая часть наоборот старается примкнуть к какой-либо компании и идентифицировать себя исходя из идей той или иной группы. Но так или иначе, именно в подростковом возрасте любому человеку важно самоутвердиться среди других и показать свои независимость.
Часто молодежь склонна называть себя самодостаточными людьми, живущими собственной жизнью, решения которых ничуть не подвергаются мнению большинства. Но на деле, учеными давно доказано, что личность человека формируется еще в детстве и во многом зависит от родителей, воспитания, окружения и т.д., следовательно, никто не может с точностью сказать, где заканчивается навязанное в детстве мнение, и где начинается точка зрения самого человека.
Именно поэтому сложно объяснить, что конкретно движет людьми, когда они решают вступить в ту или иную организацию или принять участие в какой-либо общественной инициативе. Среди основных способов влияния общества на человека можно выделить: навязанную с детства позицию родителей; мнение друзей и знакомых, их положительное отношение к рассматриваемой проблеме (или их непосредственное участие в движении); также немалое влияние на личность, её поведение, выбор и поступки, помимо перечисленных факторов влияют установки и публичные высказывания медийных личностей или других авторитетных для данного человека источников (например, учителей или руководства, тех же друзей и родителей)
Так, влияние авторитета и подчинения его слову было подробно изучено в ходе эксперимента Стэнли Милгрэма. В нем участвовали три человека: экспериментатор, испытуемый и актер. Экспериментатор говорил, что в лаборатории проводится инновационное исследование - изучается влияние наказания на обучение. Один из участников ("учитель") должен был заставить другого ("ученика") запомнить список парных понятий, наказывая за ошибки электрошоком возрастающей силы.
Путем фальшивого голосования актер получает роль студента, и его удаляют в другую комнату. Испытуемый ("учитель") получает легкий "ознакомительный" удар электрическим током, чтобы проверить достоверность эксперимента. После этого он наблюдает, как "студента" усаживают в кресло, привязывают к нему и прикрепляют электроды к его запястью.
Перед объектом находится источник тока, показатели которого начинаются с 15 вольт и заканчиваются на 450. Шкала также отмечает "Слабый удар", "Очень сильный удар", "Опасно: самый сильный удар!". Экспериментатор объяснил "учителю", что при нажатии каждого из переключателей через тело ученика проходит электрический ток соответствующего напряжения, при отпускании переключателя ток не течет.
После инструктажа эксперимент начался. "Учитель" зачитал список слов, которые "ученик" должен был запомнить. Затем он задавал вопрос и давал четкие ответы. "Студент" выбрал правильный вариант и нажал соответствующую кнопку под рукой. Его ответ был выведен на световую доску перед учителем. В случае ошибки "учитель" сообщал, что ответ был неправильным, указывал силу удара и нажимал кнопку, якобы наказывая "ученика". С каждым неправильным ответом сила тока увеличивалась. Если испытуемый проявлял колебания, то экспериментатор требовал продолжения, убеждая «учителя» в том, что это необходимо для чистоты эксперимента и что его нужно продолжать.
В результате, большинство испытуемых – «учителей» - дошли до максимальных отметок интенсивности тока. По мнению Милгрэма, это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета.
Эксперимент подтвердил, что даже взрослые люди, с уже сформировавшимися взглядами и ценностями, способны на любые действия под влиянием авторитетного лица. Таким образом, подростки, которые только ищут свое место в мире, еще больше подвержены влиянию общества и почти не могут самостоятельно контролировать процесс вовлечения в различные движения и ассоциации.
Говоря о присоединении человека к группе и объясняя поведенческие реакции индивидов, стоит упомянуть так называемый феномен «относительной депривации», который определяется, как несоответствие между ожиданиями и фактическим результатом. В современном мире представители некоторых социальных групп изначально имеют меньше шансов реализовать себя. При этом депривация становится тем сильнее, чем больше расхождение между тем, что люди, с их точки зрения, заслуживают, и тем, что происходит на самом деле. Такое несоответствие часто вызывает у людей чувство несправедливости и острое желание изменить обстановку в лучшую для себя сторону. В некоторых случаях депривация переходит в депрессию – тогда, когда человек теряет всякую надежду на то, что он может на что-то повлиять, а в некоторых, как раз то, что мы часто можем наблюдать в современном обществе, когда люди находят единомышленников и объединяются в различные движения с целью изменить окружающую действительность.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
03.09.2021- 02.01.2022
составление опроса в Гугл форме, распространение среди молодежи
сроки проведения опроса, анализ результатов и подведение итогов -
03.01.2022 – 28.02.2022
Написание сценария, подбор команды, актеров и локаций
Съемки и монтаж
Публикация
10.09.2021 – 28.11.2021
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
«Влияние общественного мнения на формирование взглядов и поведенческих реакций индивида»
В теоретическом опросе были приведены примеры ситуаций столкновения со всеми основными факторами воздействия общества на человека. Целевая аудитория: 14-25 лет. Всего в опросе приняло участие 125 человек.
По результатам опроса, большинство людей, так или иначе столкнувшихся с представителями или проявлениями разных мнений и взглядов на жизнь, выбрали углубиться в предлагаемые инициативы или узнать о них более подробную информацию, либо и вовсе уже были в курсе, знали с кем они имеют дело, и поддерживали убеждения представителей различных существующих в обществе групп из этих ситуаций.
Далее будет приведена сводка по каждому из пунктов опроса и краткий вывод исходя из результатов* теста.
1.Вы наткнулись на группу людей в парке, которые выкрикивают экологические лозунги в поддержку фонда по спасению вымирающего вида пингвинов. Они активно призывают вас принять участие в их движении. Ваша реакция?
Вывод: большинство опрошенных заинтересовалось подробностями и не стало игнорировать ситуацию.
2. Вам предложили отправиться в экспедицию с целью помощи фонду по спасению вымирающих пингвинов или перевести средства на действительно существующую программу для поддержания стабильной экологической обстановки в местах обитания видов на грани исчезновения. Ваши действия?
Вывод: большинство опрошенных не осталось равнодушным и прислушалось к предложению, согласилось на поездку и перевело небольшую сумму в фонд. Такой результат может говорить о том, что молодежь предрасположена к участию в подобных общественных инициативах.
3. Вы находитесь в супермаркете в разделе "Вегетарианские продукты" и выбираете мюсли. К вам подходит человек и говорит, что вы не можете покупать продукты в этом разделе, потому что в вашей корзине лежит то, что вегетарианцы не употребляют в пищу. Ваша реакция?
Вывод: большинство опрошенных отказалось вступать в контакт с представителем и продолжать конфликтную ситуацию. Такой результат может означать, что молодежь скорее избежит открытого конфликта с отличающимся мнением, чем попытается его оспорить.
4. Ваш близкий друг заинтересовался темой вегетарианства и предлагает вам попробовать вести такой же образ жизни, описав преимущества такой системы питания. Ваша реакция?
Вывод: большинство участников опроса предпочли отказаться и попытаться объяснить свою точку зрения. А также значительная часть людей не откажется узнать подробнее о предложении товарища. Результат может говорить о том, что молодежь способна взять на себя роль авторитетного источника и попытаться аргументировать свою позицию.
5. В новостях рассказали о представителях радикального феминизма, которые выдвигали условия равного распределения рабочих мест и заработной платы среди мужского и женского персонала, бойкотируя начальство и не появляясь на рабочем месте, до удовлетворения выдвинутых условий. Ваша реакция?
Вывод: большинство опрошенных поискало бы более подробную информацию, проверяя подлинность выдвигаемых условий. Такой результат может говорить о том, что не все новостные источники являются для нее авторитетными и достоверными.
6. Ваш любимый блогер в одной из своих социальных сетей заявил, что является представителем феминистического движения и призывает подписчиков также поддержать это течение. Ваши действия?
Вывод: большинство опрошенных проигнорировало заявление блогера о принадлежности к феминизму, но также значительная часть людей подтвердила, что могла бы вдохновиться и присоединиться к движению. Результат может говорить о том, что молодежи не всегда важно отношение того или иного человека к какому-либо социальному движению, а также, что она способна вступать в различные организации, доверясь словам авторитетного источника.
*Результаты одного теста не могут в точности доказать или опровергнуть выдвигаемую гипотезу
Оценивая результаты опроса в целом, можно сказать, что современная молодежь хорошо осведомлена о существовании различных социальных движений и в целом имеет представление о том, как действовать в случае встречи с представителем той или иной организации. Многие участники опроса и сами принадлежат к какой-то из групп. Некоторые участники подтвердили, что могли бы участвовать в социальных инициативах, опираясь на знания и слова, данные авторитетным источником (блогером или экологическим фондом). Также большая часть опрошенных проявила интерес к предлагаемым ситуациям и изъявила желание узнать обо всем подробнее, тем самым подтверждая тот факт, что человек так или иначе вовлекается в различные ассоциации и не может оставаться полностью нейтральным.
ВЫВОДЫ
Человек не может не социализироваться, следовательно, не может оставаться в стороне от существующих в социуме движений. Современная молодежь особенно сильно подвержена влиянию общества, так как в условиях постоянно меняющегося мира, смещения приоритетов и растущих ожиданий, стремится как можно скорее найти свое место, не редко наталкиваясь на неоправданные ожидания и неудовлетворенность реальным положением дел. Видя настоящую картину мира, часто не совпадающую с представлениями многих подростков о собственном будущем, еще не сформировавшая до конца свои взгляды личность оказывается вовлеченной в различные социальные движения и ассоциации, идеи которых близки или совпадают с представлениями подростков о том, как должен действовать и функционировать тот или иной раздел общественной жизни. Таким образом, человек присваивает себе взгляды группы и чаще всего склонен считать, что этот выбор был сделан им самим, хотя на деле его действия могли быть продиктованы навязанными с детства взглядами родителей или мнением авторитетных источников (друзей, блогеров, учителей и т.д.)
Общество и окружение имеет на каждого человека куда большее влияние, чем иногда кажется. Нужно хорошо разобраться в себе и своих взглядах, чтобы хотя бы примерно понимать, какая реакция, мнение или действие исходит из личных убеждений, а какая была навязана или продиктована другими людьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1)Дэвид Майерс Социальная психология - 7-е изд. - 2002. - 1314 с.
2)Дэвид Майерс Социальная психология. Интенсивный курс – 1-е изд. – 2002. – 512 с.
3)Стэнли Милгрем Подчинение авторитету. Научный взгляд на власть и мораль. - Москва: Альпина, 2016. - 130 с.
4)Адлер А. Индивидуальная психология. / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История зарубежной психологии. 30 - 60 годы ХХ века. (Тексты). - М., 1986. - с.131 - 140.
5)Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - М.: Прогресс, 2017. - 392 c
6)Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений –1964 г.–288 с.
7)Дружинин, В. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. – 2010 г. – 160 с.
8) Дружинин, В. Психология семьи. – 3-е изд. – СПБ: Питер, 2006 г. – 182 с.
Слайд 1
«Жить в обществе, и быть свободным от общества нельзя» Автор проекта: ученица 10 класса Колмыкова Екатерина Александровна Руководитель проекта: учитель обществознания и истории Никулина Надежда Викторовна ГБОУ СОШ Школа №1368 В.И. ЛЕНИНСлайд 2
Еще в самом начале существования человечества люди объединялись в группы с целью выживания и добычи пропитания. В современном обществе также существует немало социальных кругов и движений , которые объединяют людей со схожими интересами и взглядами на жизнь. Казалось бы, каждый человек волен сам выбирать к какой из групп примкнуть и какую идею поддерживать, но далеко не всегда люди могут контролировать процесс вовлечения …
Слайд 3
Гипотеза человек , старающийся сохранять нейтралитет по отношению ко всякого рода движениям, так или иначе все равно оказывается вовлечен в различные ассоциации, прислушивается к другому мнению и участвует в социальных инициативах.
Слайд 4
Цель изучить проблему вовлечения людей в социальные движения, отследить факторы воздействия на желание человека принимать в них участие. Посредством выпущенного продукта, фильма, позволить потребителю определять представителей различных социальных движений в возникающих ситуациях, сравнить и определить свои действия в подобной обстановке, а также понять: какие действия или реакции были навязаны обществом, а какие исходят из личных убеждений.
Слайд 5
Задачи - выявить у молодежи склонность к участию в социальных движениях - отследить конкретные ситуации, в которых человек встречается с проявлением инициатив тех или иных ассоциаций - провести опрос «Как бы вы отреагировали на (разные случаи взаимодействия с представителями какого-либо социального движения и на их открытое выражение своей позиции)?». Проанализировать результаты - на основе наблюдений снять короткометражный фильм, где будут представлены возможные варианты взаимодействия человека с выражением основных убеждений участников разных социальных движений.
Слайд 6
Методы (теоретический опрос) «Влияние общественного мнения на формирование взглядов и поведенческих реакций индивида » В опросе были приведены примеры ситуаций столкновения со всеми основными факторами воздействия общества на человека. Целевая аудитория: 14-25 лет. Всего в опросе приняло участие 125 человек.
Слайд 7
Результаты опроса 74% 10% 9 % 7%
Слайд 8
Методы (короткометражный фильм) Раскрывает проблему открытого столкновения с представителями тех или иных социальных движений, а также наглядно показывает, что каждый человек в обычной жизни может попасть в такую ситуации. Фильм помогает зрителю сравнить и определить свои действия в подобной обстановке, а также увидеть каким образом и с помощью каких средств может быть навязано общественное мнение.
Слайд 9
Вывод Общество и окружение имеет на каждого человека куда большее влияние, чем иногда кажется. Нужно очень хорошо разобраться в себе и своих взглядах, чтобы хотя бы примерно понимать, какая реакция, мнение или действие исходит из личных убеждений, а какая была навязана или продиктована другими людьми.
Слайд 10
Спасибо за внимание!
Как нарисовать лимон акварелью
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Девочка-Снегурочка