Человеческий мозг[1] – это наиболее совершеннейший орган в живой природе. А память – это всего лишь одна из его психических функций, один из видов умственной деятельности. Но именно память человека позволяет людям оставаться на вершине эволюции, мыслить и совершенствоваться, использовать опыт окружающих в своей повседневной жизни. Но как она работает? От чего зависит? Почему бывает плохой или хорошей? И можно ли как-то развить память? Подобные вопросы задают ученые давно. Существует множество противоречивых мнений по способам воздействия на память нестандартно.
С одним из таких способов случайно познакомилась в Интернете.
В Калифорнийском университете (США) ученые доказали[2], что интенсивные физические упражнения приводят к устойчивому повышению активности головного мозга, связанной с памятью и настроением.
Они наблюдали за 38 здоровыми добровольцами. Двадцать минут интенсивных упражнений повысили уровень содержания в головном мозге глутаминовой и гамма-аминомасляной кислот.
Эти аминокислоты принимают участие в нейромедиаторном (для передачи нервных импульсов) и метаболическом (обмене веществ) процессах в головном мозге, связанных с памятью и настроением. Повышение концентрации этих соединений у испытуемых после упражнений наблюдалось в течение получаса.
Данная информация меня заинтересовала. И поэтому решила провести свое исследование и поделиться ее результатами на уроках физической культуры и основам здорового образа жизни.
Объектом исследования является взаимосвязь физических упражнений и памяти учащихся.
Цель проекта:
Экспериментальным путем доказать либо опровергнуть результаты исследования Калифорнийских ученых и поделиться информацией в виде доклада на уроках физической культуры и основам здорового образа жизни.
Задачи проекта:
О том, что физическая культура необходима человеку для ведения здорового образа жизни неоднократно доказана учеными, а вот то, что она еще и взаимосвязана с памятью и настроением вызывает некоторые сомнения.
Если удастся доказать эту взаимосвязь, можно будет, как минимум заинтересовать учащихся вести активный образ жизни и попробовать использовать физические упражнения например скажем: перед заучиванием стихов или параграфов по различным предметам.
Память
(проект по физической культуре)
Выполнила: ученица 10 «а» класса МОУ-СОШ №1
Брюкина Ульяна Дмитриевна
Руководитель проекта: учитель по физической культуре
Половиков Владимир Валерьянович
Красный Кут 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3
Глава 1. Память………………………………………………………………5
Глава 2. Исследование ………………………………...................................7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………………………………………………………….13
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………...……14
ВВЕДЕНИЕ
Человеческий мозг[1] – это наиболее совершеннейший орган в живой природе. А память – это всего лишь одна из его психических функций, один из видов умственной деятельности. Но именно память человека позволяет людям оставаться на вершине эволюции, мыслить и совершенствоваться, использовать опыт окружающих в своей повседневной жизни. Но как она работает? От чего зависит? Почему бывает плохой или хорошей? И можно ли как-то развить память? Подобные вопросы задают ученые давно. Существует множество противоречивых мнений по способам воздействия на память нестандартно.
С одним из таких способов случайно познакомилась в Интернете.
В Калифорнийском университете (США) ученые доказали[2], что интенсивные физические упражнения приводят к устойчивому повышению активности головного мозга, связанной с памятью и настроением.
Они наблюдали за 38 здоровыми добровольцами. Двадцать минут интенсивных упражнений повысили уровень содержания в головном мозге глутаминовой и гамма-аминомасляной кислот.
Эти аминокислоты принимают участие в нейромедиаторном (для передачи нервных импульсов) и метаболическом (обмене веществ) процессах в головном мозге, связанных с памятью и настроением. Повышение концентрации этих соединений у испытуемых после упражнений наблюдалось в течение получаса.
Данная информация меня заинтересовала. И поэтому решила провести свое исследование и поделиться ее результатами на уроках физической культуры и основам здорового образа жизни.
Объектом исследования является взаимосвязь физических упражнений и памяти учащихся.
Цель проекта:
Экспериментальным путем доказать либо опровергнуть результаты исследования Калифорнийских ученых и поделиться информацией в виде доклада на уроках физической культуры и основам здорового образа жизни.
Задачи проекта:
О том, что физическая культура необходима человеку для ведения здорового образа жизни неоднократно доказана учеными, а вот то, что она еще и взаимосвязана с памятью и настроением вызывает некоторые сомнения.
Если удастся доказать эту взаимосвязь, можно будет, как минимум заинтересовать учащихся вести активный образ жизни и попробовать использовать физические упражнения например скажем: перед заучиванием стихов или параграфов по различным предметам.
Глава 1. Память
Память[3] – это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков.
Память в разных формах и видах присуща всем высшим животным. Наиболее развитый уровень памяти характерен для человека.
Если выражаться не научным языком память, это способность запоминать, сохранять и в нужный момент доставать (воспроизводить) нужную информацию. При более широком понимании к памяти относят и процессы забывания.
Память[4] формируется постепенно, вначале как животная память, в связи с созреванием нейронных связей и миелинизацией оболочек нейронов: ребенок с первых дней уже отличает маму от всех остальных, с 8 месяцев узнают близких, с года помнят, где шкаф с игрушками и что "нельзя". При этом, что происходило в нашей жизни у нас до трех лет - обычно не помнит никто, у нас тогда не было той специальной памяти, чтобы это запечатлеть. Эта специальная память, которую можно назвать собственно человеческой памятью, формируется позже, с развитием речи, начиная где-то с трех лет: ребенок уже может рассказывать, что с ним было, и теперь может фиксировать свои впечатления.
Видов памяти столько, что у вас не хватит памяти все это запомнить. Различают память зрительную и моторную, долговременную и кратковременную, позитивную и негативную, внутреннюю и внешнюю, индивидуальную и память рода, память прошлого и память будущего... Интересно, что один из самых важных видов памяти, который называется «собственный личный опыт» - регулярно забывают… Действительно, память бывает разной, и полезна память не всякая и не всегда. Для многих людей актуальный запрос - как избавиться от тяжелых и ненужных воспоминаний.
В данном проекте исследоваться будут изменения лишь связанные со зрительной кратковременной памятью, так как и всей жизни не хватит проделать подобную работу со всеми видами и формами.
Перечислю только классификацию видов памяти[5]:
Сенсорная, иконическая, эхоическая, тактильная, вкусовая, обонятельная, эйдетическая, социальная, пространственная, долговременная и кратковременная.
Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Зрительная память очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, конструкторов.
Кратковременная память – сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память «включается», когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями).
Глава 2. Исследование
Объектом исследования является взаимосвязь физических упражнений и памяти учащихся.
Гипотеза: предполагается, что урок физической культуры способствует улучшению настроения и зрительной кратковременной памяти.
Участниками (добровольцами) исследования являются учащиеся 6 «б» (23 учащихся), Среди них 11 девочек и 12 мальчиков.
Таблица 1. Учащиеся 6-б класса школы №1
Классы | 6 «б» |
Мальчики | 12 |
Девочки | 11 |
Всего | 23 |
Для исследования настроения использовала метод опроса через анкетирование. А для исследования зрительной кратковременной памяти метод эксперимента, который позаимствовала у Германа Эббингауза.
Герман Эббингауз[6] (Эббингхауз; нем. Hermann Ebbinghaus; 24 января 1850 года – 26 февраля 1909 года) – немецкий психолог-экспериментатор. Занимался изучением закономерности запоминания, для чего разработал метод бессмысленных слогов.
Всем учащимся предлагается до урока физической культуры (на уроке нельзя использовать музыку и другие формы и приемы для поднятия настроения) предлагается посмотреть на ряды слогов в течение 20 с. Которые представляли одинаковые трудности для заучивания, все они были построены по одному и тому же типу. Каждый слог состоял из трёх букв: гласной и двух согласных. Гласная стояла в середине, а согласные по бокам (бар, вис, гет и т. д.). При соединении слогов соблюдалось следующее правило: слоги, стоящие рядом, не должны образовывать каких-либо понятных слов или фраз.
В состав рядов входили новые слоги, пока не исчерпывался их запас. Представляю в виде Таблицы 2. Всего 100 слогов. Поэтому в диаграмме представлены результаты в процентах правильно написанных слогов.
Таблица 2. Слоги
гет | мес | лих | тус | чаб | вух | пиз | хес |
зом | риб | сив | тег | дук | зар | мют | тян |
гят | чон | риг | сут | хяк | сал | тев | баг |
Потом им давался лист бумаги, где сначала им предстояло ответить на вопрос закрытого типа: «Какое у Вас настроение?» с вариантами ответов – замечательное, хорошее, среднее, плохое, хуже не бывает. И следом пустая таблица, куда необходимо было вписать увиденные слоги в том же порядке.
После проведенного урока учащимся опять давалась уже другая подобная таблица со слогами и через 20 с. анкета с вопросом о настроении и пустая таблица для слогов.
Далее обработала полученные результаты и свела их в диаграммы.
Мне было интересно, какие результаты получатся у мальчиков и девочек отдельно, а потом вместе. Поэтому представляю 3 диаграммы по настроению и 3 диаграммы по зрительной кратковременной памяти.
Диаграмма 1. Изменения в настроении у мальчиков
Диаграмма 2. Изменения в настроении у девочек
Диаграмма 3. Изменения в настроении у всех учащихся
Во всех трех диаграммах можно проследить заметную положительную динамику в настроении. Отсюда следует, что гипотеза по поводу улучшения настроения нашла свое подтверждение. Кроме того, мне приятно осознавать еще и то, что у девочек настроение было чуточку лучше, чем у мальчиков, как до урока, так и после него.
Диаграмма 4. Динамика в зрительной кратковременной памяти у
мальчиков
Диаграмма 5. Динамика в зрительной кратковременной памяти у
девочек
Диаграмма 6. Динамика в зрительной кратковременной памяти у
всех учащихся
Гипотеза и здесь нашла свое подтверждение, правда здесь результаты девочек несколько похуже. Эксперимент показал, что зрительная кратковременная память у девочек слабее, чем у мальчиков. И положительная динамика у девочек после урока тоже меньше.
Выводы: исследование дало больше интересных ответов, чем было запланировано.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большинство сверстников предпочитают максимум времени проводить с телефоном или ноутбуком, чем вести активный образ жизни. От этого конечно больше болеют, и как показало исследование, в результате не тренированная память.
Проект состоит из 13 страниц, 2 таблиц, 6 диаграмм, 1 приложения и 6 источников информации.
Выдвинутая в начале гипотеза подтверждена результатами проведенного исследования.
Выходным продуктом является мой доклад сделанный перед учащимися 6-х классов на уроке физической культуры.
Собираюсь и в дальнейшем проводить исследования в этой области и проверить гипотезу по другим видам памяти и возрастным категориям.
В завершении мне бы хотелось обратить внимание на то, что прошлое неизменяемо, однако память о нем может меняться. Взгляд человека на свое прошлое всегда субъективен и неполон. Мы помним то, что выбрали помнить, и забываем – что выбрали забыть. О своей памяти люди говорят чаще, чем о своем уме, и жалобы на плохую память более распространены, чем жалобы на плохую сообразительность или нехватку разума.
Произнося фразу «У меня плохая память» люди часто подразумевают совершенно разные вещи. Для одних это невозможность запомнить номера телефонов, для других - лица людей. Некоторые борются с рассеянностью - постоянно забывают ключи и документы, пропускают назначенные встречи и т.д. А есть люди, для которых хорошая память - это возможность быстро выучить большой объем информации к экзамену. Разобравшись, что именно вам нужно, вы сумеете сэкономить много сил и времени.
Плохой памяти «вообще» – нет. Когда кто-то жалуется на плохую память и просит вас помочь, вначале выясните, что его беспокоит конкретно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. http://ladyvenus.ru/articles/zdorove-i-dolgoletie/prakticheskaya-psikhologiya/chto-takoe-pamyat-cheloveka-kakoi-ona-byva
2.https://wiki2.org/ru/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82_%D0%B2_%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BB%D0%B8
3.https://go.mail.ru/search?q=%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C&fm=1&test_id=407
4. http://www.psychologos.ru/articles/view/pamyat
5.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C#.D0.A2.D0.B5.D0.BE.D1.80.D0.B5.D1.82.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D0.BC.D0.BE.D0.B4.D0.B5.D0.BB.D0.B8_.D0.BF.D0.B0.D0.BC.D1.8F.D1.82.D0.B8_.D0.B2_.D0.BF.D1.81.D0.B8.D1.85.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B3.D0.B8.D0.B8
6.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B1%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%83%D0%B7,_%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета
Какое у Вас настроение?
Вариант ответа подчеркнуть
Замечательное Хорошее Среднее Плохое Хуже не бывает
гет | мес | лих | тус | чаб | вух | пиз | хес | гак | чит |
зом | риб | сив | тег | дук | зар | мют | тян | мас | вут |
гят | чон | риг | сут | хяк | сал | тев | баг | дер | няс |
бер | пус | выч | ног | фац | чоп | гуц | син | гув | маз |
чув | кац | цып | раф | боз | мез | зан | куф | щот | пац |
шет | пош | веп | фыс | шол | цар | вок | бюз | шыс | ган |
гуп | бир | зен | шен | дуч | виф | леч | жом | руц | хяс |
ноб | люв | хут | рещ | быц | шож | зюц | чыт | вез | гош |
чюд | жыц | зар | гаш | ляч | хяп | беч | дюц | рюш | нех |
дяч | зос | риг | вод | нид | гюз | чож | лиш | жем | пур |
[1] http://ladyvenus.ru/articles/zdorove-i-dolgoletie/prakticheskaya-psikhologiya/chto-takoe-pamyat-cheloveka-kakoi-ona-byva
[2]https://wiki2.org/ru/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82_%D0%B2_%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BB%D0%B8
[3] https://go.mail.ru/search?q=%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C&fm=1&test_id=407
[4] http://www.psychologos.ru/articles/view/pamyat
[5]https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C#.D0.A2.D0.B5.D0.BE.D1.80.D0.B5.D1.82.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D0.BC.D0.BE.D0.B4.D0.B5.D0.BB.D0.B8_.D0.BF.D0.B0.D0.BC.D1.8F.D1.82.D0.B8_.D0.B2_.D0.BF.D1.81.D0.B8.D1.85.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B3.D0.B8.D0.B8
[6]https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B1%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%83%D0%B7,_%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD
Лиса Лариска и белка Ленка
Вода может клеить?
Никто меня не любит
Ёжикина Радость
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ