биология в профессиях
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_v_professiyah_kapitonov_aleksandr.docx | 47.93 КБ |
Оглавление
Введение 1
1.1. Что такое биология? 2
1.2. Роль биологии в жизни человека. 3
1.3. Биология в профессиях 4
Познакомимся с более востребованными профессиями современности…………………………5
И вот какие результаты я получил. (Приложение 3) 8
Заключение 8
Приложение 1 ТОП 10 самых престижных профессий 11
Приложение 2 Учебные заведения Амурской области 12
Приложение 3 Памятка для старшеклассника 14
Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Важнейшая задача школы — формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. От правильности выбора профиля обучения в старших классах, а затем профессии зависит, как и с чего начнёт свой профессиональный путь молодой человек. Сделает ли его выбранная профессия счастливым или несчастным на всю жизнь.
Выбирая будущую профессию, нужно принимать во внимание не только ее финансовую перспективность (хотя это, разумеется, немаловажный фактор), но и то, готовы ли вы посвятить свою жизнь выбранному направлению деятельности. Поэтому при выборе профессии следует опираться на то, какие предметы вам наиболее интересны. Скажем, если вы любите биологию, нужно узнать, какие существуют популярные профессии, связанные с биологией.
Мне стало интересно, что это за профессии? Какое они имеют значение в нашей жизни? Сколько же людей хотят связать свою жизнь с биологией?
Цель: узнать, какие профессии требуют биологических знаний;
Задачи:
Гипотеза: с биологий связано большое количество профессий, которые очень востребованы в обществе.
Объект: профессии
Предмет: профессии, связанные с биологией
Практическая значимость данного проекта в том, что учащиеся выпускных и предвыпускных классов смогут на классных часах ознакомиться с профессиями, для освоения которых требуются знания по биологии.
Ожидаемые результаты
Созданный проект поможет учителю биологии, а также классным руководителям привлечь внимание учащихся к данным профессиям. Я считаю, что проект будет способствовать повышению мотивации к изучению предмета.
Наша планета Земля не только прекрасна, она – удивительна и неповторима. А уникальна она тем, что на ней есть жизнь. Земля заселена растениями, животными, микроорганизмами. Жизнь есть везде: в лесах и горах, морях и пустынях. Наука, изучающая жизнь во всех ее проявлениях и свойства живого, называется биологией.
Биология (греч. bios — жизнь, logos — учение, наука) — наука о живой природе. Термин «биология» впервые был предложен в 1802 г. французским натуралистом Ж. Б. Ламарком и независимо от него немецким ботаником Г. Р. Тревиранусом.
Однако биология уходит своими корнями в глубокую древность. Египетские и шумерские жрецы, учёные Индии и Китая накопили немалый опыт в науке о жизни. В V веке до н. э. Гиппократ впервые поставил медицину на научную основу, за что его вполне заслуженно прозвали «отцом медицины». Спустя век Аристотель обобщил все биологические знания, став по праву основателем биологии. В истории науки Аристотель первым разработал систематику животных; он разделил их на животных с кровью и бескровных. Во II веке н. э. Гален заложил фундамент анатомии.
Более 1000 лет биология почти никого не интересовала, и только в эпоху Возрождения такие ученые, как Леонардо да Винчи, стали пытаться понять, как устроены живые существа, как они развиваются. В XVII веке Уильям Харви описал движение крови внутри тела. Изобретение микроскопа открыло для биологов массу новых возможностей. Они смогли узнать больше о животных и растительных клетках — мельчайших «кирпичиках», из которых состоят живые организмы. Изучение других микроскопических организмов — бактерий помогло Луи Пастеру узнать больше о болезнях и лучше справляться с ними. В XIX веке английский натуралист Чарльз Дарвин произвел революцию в биологии — он создал теорию эволюции живых организмов. Новейший революционный этап в развитии биологии -- это создание методологии генетической инженерии, которая открыла принципиально новые возможности для проникновения в глубь биологических процессов с целью дальнейшей характеристики живой материи и создания научной картины мира. Сейчас биология делится на множество различных направлений.
Для чего необходимо изучать биологию? Каково значение биологии?
Помимо познавательной и эстетической стороны, биологические знания имеют практическое применение во многих сферах деятельности человека. Исследования и достижения биологической науки широко используются в пищевой промышленности, фармакологии, производстве товаров народного потребления. Важнейшей проблемой в сельском хозяйстве является получение высокоурожайных сортов растений и высокопродуктивных пород животных и штаммов микроорганизмов, а также разработка на основе биологических исследований оптимальных условий культивирования растений и содержания животных.
Биология является теоретической основой таких наук как медицина, психология, социология, гигиена и других. Это особенно необходимо человеку как части природы.
Но наиболее остро стоит вопрос о взаимоотношении человека с окружающей средой, рациональном природопользовании и охране природы. Вся деятельность современного человека показывает, что незнание законов природы приводит к тяжелейшим и часто необратимым последствиям, как для природы, так и для человечества. К сожалению, человечество все ближе приближается к той черте, за которой существование человека как уникального биологического вида может стать невозможным. Остановить этот процесс могут, в том числе, и биологические исследования. По мере роста численности населения земного шара, роль биологии все больше возрастет. Проблемы человечества, которые являются весьма актуальными в настоящее время, такие как нехватка продовольствия, проблема производства лекарственных препаратов, качество медицинского обслуживания, борьба с различными заболеваниями и другие, вплотную связаны с биологическими исследованиями. Вполне возможно, что XXI век будет веком биологии, а может быть, он станет веком проблем, которые может помочь решить современная биология.
Сколько же всего существует профессий? В документе, который называется «Единый тарифно-квалификационный справочник», насчитывается более 6 тыс. профессий и специальностей, имеющихся на сегодняшний день в России. В таком огромном количестве довольно трудно ориентироваться, тем более что постоянно появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые дробятся и делятся.
ТОП 10 самых престижных профессий (Приложение 1)
Обратите внимание, 40 % в мире и 50 % в России профессий связано с биологией. И это не удивительно. В последние годы человечество является свидетелем бурного развития биологии. Эта наука становится все более интересной людям самых разнообразных профессий.
А знаете ли вы, в каких областях деятельности человека необходимы знания этой науки? Люди каких профессий используют биологические знания? Будет ли ваша будущая профессия связана с биологией? Чем обусловлен Ваш выбор будущей профессии?
Биология – это «наука о жизни», а значит, она не может быть скучной.
С таким предметом, как биология в основном связаны профессии человек – природа и человек – человек.
Остановимся на типе профессии «Человек — человек». Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам личности, как умение устанавливать и поддерживать контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, сочувствие, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
Тип профессии «Человек - природа». Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, умения менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта в работе.
Познакомимся с более востребованными профессиями современности.
В последнее время все возрастающее значение имеет работа экологов. Эколог. Повседневная работа защитника окружающей среды — изучение состояния земли, воды и воздуха, анализ влияния отходов производства на человека, растения, животных. Специальность эколога требует знаний физики, химии, биологии, умений компьютерного моделирования происходящих в природе процессов. В будущем эта профессия станет одной из важнейших и наиболее востребованных. Уже сейчас без экологической экспертизы нельзя ни построить жилой дом, ни проложить новую дорогу, ни открыть фабрику, завод или небольшое кафе. Ни одно промышленное предприятие не может функционировать без наблюдения экологов.
Инженер-эколог. Главной задачей инженеров-экологов является обеспечение соблюдения природоохранного законодательства на предприятии. Представители этой профессии участвуют в проведении экологической экспертизы проектов, технологий и оборудования предприятия, разрабатывают и согласовывают проектную и разрешительную документацию. Инженеры-экологи ответственны за составление планов по охране окружающей среды, разработку мер по предотвращению загрязнения биосферы, а также осуществляют контроль за их выполнением.
Лаборант-эколог, аппаратчик химического производства со знанием основ промышленной экологии, техник-технолог по охране окружающей среды - профессии новые и перспективные. Данные специалисты проводят лабораторный анализ экологических свойств воды, воздуха, почвы; следят за технологическими процессами очистки сточных вод, промышленных отходов, детоксикацией ядовитых веществ и др. В системе среднего и высшего профессионального образования готовят экологов, агрономов-агроэкологов, инженеров-технологов по лазерным технологиям и экологическому приборостроению, инженеров по защите окружающей среды в строительстве, промышленности, энергетике, водном хозяйстве, специалистов по радиационной безопасности окружающей среды и человека, юристов-экологов и т. д. Названные профессии требуют прочных знаний по биологии и экологии, а также по математике, химии, физике и социальным наукам.
Биотехнолог. Представитель этой профессии работает с технологиями, использующими биологические системы и их элементы, генную инженерию. Биотехнолог — это специалист, который с помощью живых организмов или их компонентов (генов, ферментов, белков) создает то, чего раньше даже не существовало в природе — новые организмы, растения и продукты. В настоящее время биотехнологии довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Биотехнологии используют в молекулярной медицине, в биофармацевтических производствах и в других отраслях. Образование биотехнологу требуется биологическое или химическое.
Психоаналитик. Как правило, это «доверенные лица» политиков, звезд шоу-бизнеса, бизнесменов. Довольно редкая в настоящее время специальность, все более востребованная по ходу развития современного общества. Страх потерять плоды своих достижений, не суметь достичь новых высот вызывает неврозы, депрессии и различные тревожные состояния. Специалисты-психоаналитики помогают вернуть человеку душевное равновесие, покой и уверенность. Как правило, психоаналитики — это люди, способные хорошо чувствовать людей, склонные к анализу, умеющие слушать.
Медицинский представитель. Эта профессия появилась на российском рынке относительно недавно. Ещё 10-15 лет назад существовало довольно размытое представление, как о медицинском представителе, так и о его деятельности. Одной из причин ее появления стал запрет на законодательном уровне прямой рекламы лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам врача. «Медицинский представитель» информирует врачей о преимуществах продвигаемого препарата по сравнению с препаратами компаний-конкурентов, приводит результаты сравнений их характеристик, рекомендации и отзывы авторитетных экспертов. Также распространяет среди врачей различные информационные материалы, схемы лечения заболеваний с применением продвигаемых препаратов. Что немаловажно, МП собирают факты применения продвигаемых лекарственных средств и передают их для аналитики в медицинский отдел компании. Медицинский представитель, помимо контактов с конкретными специалистами, проводит большую информационную работу среди работников аптек, широкого круга врачей на специальных фарм. кружках, лекциях. Участвует в различных конференциях, выставках, встречах с авторитетными экспертами и т. п.
Если вам нравится работать с растениями, у вас развито эстетическое чувство, вкус, воображение и фантазия, то можно выбрать профессию фитодизайнера. Люди этой профессии должны хорошо ориентироваться в мире растений: знать особенности строения и жизнедеятельности, разбираться в их многообразии.
Интересны и актуальны профессии в области зеленого строительства. В лесных и садово-архитектурных лицеях и колледжах можно получить профессии садовника, мастера растениеводства (цветовод-декоратор, цветовод-овощевод), техника лесного и лесопаркового хозяйства. Специалисты этих профессий ухаживают за садово-парковыми растениями, выполняют работу по благоустройству городских улиц, организуют и осуществляют мероприятия по защите лесных насаждений. В лесотехнических вузах готовят инженеров лесного и лесопаркового хозяйства, инженеров-архитекторов ландшафтного строительства. Они планируют и руководят мероприятиями по уходу, защите и восстановлению лесных и лесопарковых насаждений, проектируют и организуют работы по устройству садов и парков.
Ландшафтный дизайнер. Это специалист в садово-парковой области, какого бы размера ни были эти сады и парки — от традиционных нескольких соток до безграничных территорий загородных резиденций. Дизайнер ландшафта умеет создавать красоту буквально на ровном месте. Возвести «альпийскую горку», высадить редкие растения, устроить беседки, бассейны, фонтаны, скульптурные сооружения, вплести все это в окружающую среду. Эта работа для людей, которые любят рисовать, с уважением относятся к природе и растениям, имеют вкус.
Как видите, современных и востребованных профессий, связанных с биологией, достаточно много. Это еще не полный перечень.
2.1. Учебные заведения Амурской области
Я выяснил, в каких учебных заведениях можно получить образование, чтобы связать свою жизнь с биологией.(Приложение 2)
Чтобы не ошибиться с выбором, советую сориентироваться в трех направлениях.
Во-первых, определить свои профессиональные интересы и склонности (с помощью теста и путем изучения содержания различных профессий). Также необходимо проанализировать собственные мотивы выбора. Мотивы могут быть следующие: интересная работа, наличие способностей, легко устроиться на работу по специальности, хорошие условия труда, достойная оплата. Второстепенные мотивы: желание учиться с друзьями, легкость получения профессии, желание быть похожим на кого-то, мода на профессию.
Во-вторых, оценить свои профессионально важные качества. К ним относятся: здоровье, профессиональные способности, индивидуально-психологические особенности, т.е. надо ответить на вопрос: «Смогу ли я получить выбранную профессию, а затем успешно работать по ней?».
В-третьих, узнать, по каким профессиям можно найти работу.
2.3. Социологический опрос
Я провел опрос среди учащихся и задал следующие вопросы:
Всего в опросе приняло участие 54 респондента.
Я сделал вывод, что в основном учащиеся знают профессию врача и биолога. Связать свою жизнь с биологией хочет всего лишь 22% опрошенных учащихся, а не хочет 70%. Если бы будущие выпускники знали больше о профессиях, то и количество желающих изучать биологию возросло. Таким образом, считаю, что профессии, связанные с биологией, нужно продвигать и рекомендовать выпускным классам.
Я пришел к выводу, что биология – это нужная наука. Благодаря ей, люди получают продукты питания и медицинскую помощь, но не только это. Зачастую мы даже не понимаем, что нас окружает, и разобраться в этом нам помогает биология. Биология в жизни человека очень значима.
Проведя опрос в 8 - 10 классах, обнаружил, что самые известные профессии среди учащихся - это врач и биолог. А связать свою жизнь с биологией хочет всего лишь 22% опрошенных учеников. Я понял, что нужно пропагандировать эти профессии, и тогда наше будущее в надежных руках. Также узнал, в каких заведениях Амурской области можно выучиться на специальности и что рекомендовать интересующимся.
Во избежание ошибок при выборе профессии я подготовил памятку. (Приложение 4)
Для того чтобы обучающиеся знали какие профессии связанны с биологией мною был разработан и создан стенд содержащий данную информацию.
Исходя из этого, я подтвердил свою гипотезу и доказал, что с биологий связано большое количество профессий, которые очень востребованы в обществе.
Приложение 1
ТОП 10 самых престижных профессий
место | В МИРЕ | В РОССИИ |
10 | Психолог | Фрилансер |
9 | Химия | Микробиолог |
8 | Пилот | Специалист по нано и биотехнологиям |
7 | Финансовый аналитик | Эколог |
6 | Юрист | Дизайнер |
5 | Эколог | Специалист-международник |
4 | Медик | Инженер |
3 | Специалист сферы IT | Медик |
2 | Биотехнолог | Топ-менеджер |
1 | Нанотехнолог | Специалист сферы IT |
Приложение 2
Название учреждения | Профессии | ||
Амурская Государственная Медицинская Академия | Врач | ||
Врач космической медицины | |||
Врач телемедицины | |||
Диетолог | |||
Оптометрист | |||
Педиатр | |||
Благовещенский Государственный Педагогический Университет | Методист в образовании | ||
Профориентолог | |||
Психолог | |||
Спортивный тренер | |||
Агроэколог | |||
Массажист | |||
Амурский Государственный Университет | Инженер-химик | ||
Лаборант химического анализа | |||
Проектировщик | |||
Психолог-консультант | |||
Психодиагност | |||
Психолог | |||
Игромастер | |||
Игропедагог | |||
Преподаватель психологии | |||
Дальневосточный Государственный Аграрный Университет | Агроном | ||
Садовник | |||
Архитектор ландшафтов | |||
Лесозаготовитель | |||
Полевод | |||
Зоолог | |||
Охотовед | |||
Амурский Медицинский Колледж г. Благовещенск | Акушер | ||
Санитарный фельдшер | |||
Медицинский технолог | |||
Фармацевт | |||
Медицинская сестра (брат) | |||
Гигиенист | |||
Зубной техник | |||
Амурский Медицинский Колледж Филиал г. Райчихинск | Акушер | ||
Медицинская сестра | |||
Врач | |||
Колледж ДВГУПС Филиал г. Свободный | Медицинская сестра | ||
Стоматолог | |||
Врач | |||
Акушер | |||
Амурский Медицинский Колледж Филиал г. Зея | Врач | ||
Медицинская сестра |
Приложение 3
Социологический опрос
Приложение 4
Памятка для старшеклассника
1. При выборе профессии соотноси личные интересы, склонности и способности с качествами, необходимыми для успешной профессиональной деятельности.
2. Не отождествляй школьный предмет биологию и «биологическую» профессию. Биология — основа для многих профессий, но каждая имеет свои особенности.
3. Современные биологические знания востребованы не только в профессиях биологического, сельскохозяйственного, медицинского профиля, но и в области педагогики, техники, инженерии, кибернетики, юриспруденции и т.д.
4. Не выбирай профессию «за компанию». Наличие профессиональных способностей у твоего товарища не гарантирует их наличия и у тебя.
Приложение 5
Анкета старшеклассника
Востребованной | Престижной | Популярной |
_________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Три орешка для Золушки
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Пустой колос голову кверху носит
Бородино. М.Ю. Лермонтов