Нам, калмыкам, имя Пушкина особенно дорого в связи с тем, что фольклор калмыков питал его творчество. Примером тому может служить старинная калмыцкая сказка об Орле и Вороне, которую он использовал в повести «Капитанская дочка». Во время поездки в Оренбург и на Урал в 1832 году Пушкин, собирая материал о пугачевском восстании, записал эту великолепную калмыцкую сказку, которую вложил в уста Пугачева в повести «Капитанская дочка».
Стихотворение «Памятник» было создано за несколько месяцев до смерти поэта в 1836 году. Поэт подводит итоги своему творчеству, пытаясь заглянуть и в будущее.
Мы знаем, что строки из этого известного стихотворения выгравированы на пьедестале памятника поэту в г. Москва (архитектор А. М. Опекушин).
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.
В начале нашей исследовательской работы мы поставили ряд задач для достижения основной цели. В ходе изучения специальной литературы, мы изучили, проанализировали и систематизировали большую информацию по теме. Также мы узнали много дополнительных фактов по биографии А.С. Пушкина, относящихся к его пребыванию в калмыцких степях. Работая над этой темой, я соприкоснулась со многими произведениями писателя, в которых он показал образы моего калмыцкого народа.
Становится очевидным тот факт, что без влияния творчества поэта невозможно было бы подняться так высоко нашей калмыцкой литературе и культуре в целом.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_-_urostaeva_dilyara.docx | 51.29 КБ |
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Институт филологии и межкультурной коммуникации
ХX Всероссийская научно-практическая конференция «Литературоведение и эстетика в ХХI веке»
КАЛМЫЦКАЯ ТЕМАТИКА
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
А. С. ПУШКИНА
Автор: Уростаева Диляра -
9 б класс, МПГ
г. Лагань, Калмыкия
н. р.: З. М. Очирова-учитель МХК
Казань 2022 г.
Оглавление
Введение
Глава I. Образ калмыков в поэзии А. С. Пушкина («В кругу семьи», «Братья-разбойники, «Путевые заметки», «Калмычке», «Евгений Онегин»)
Глава II. Калмыцкая пушкиниана в прозе («История Пугачёва» «История Петра», «Путешествие в Арзрум», Капитанская дочка», «Памятник»)
Заключение
Литература и источники
Введение
Мы обратились к калмыцкой пушкиниане потому что, произведения А. С. Пушкина, отразившие образы калмыков, представляют для нас особую ценность, потому что в них воспитывается чувство гордости, патриотизма, любви к малой Родине.
Работая над темой своего исследования, я узнала для себя много нового. В России проживают люди разных национальностей, их – более двухсот. Мы знаем, что в творчестве А. С. Пушкина запечатлены картины жизни многих народов России. Но классик хорошо знал и мой народ, поэтому калмыцкая тема: история и быт, культура и фольклор калмыков, немало отразилась в ряде его произведений. Калмыцкий народ относится к Пушкину с особым почитанием.
Цель нашего исследования: изучение произведений Пушкина, в которых запечатлены образы калмыков. Чтобы достичь этой цели мы решали следующие задачи:
- воспитание ценностного отношения к культуре калмыцкого народа
- развитие исследовательских навыков
- изучение полотен художников Калмыкии, в которых отразилась калмыцкая тематика творчества А. С. Пушкина
Гипотеза – изучая, анализируя и распространяя информацию о самобытной культуре калмыцкого народа, мы изменяем национальное самосознание.
Объектом нашего исследования являются произведения, в которых отображена калмыцкая пушкиниана.
Формы исследования:
-изучение поэзии и прозы А. С. Пушкина с калмыцкой тематикой.
-сбор информации материалов из газет, журналов и книг.
-поиск материалов в районном краеведческом музее г. Лагань, Национальном музее им. Пальмова Республики Калмыкия, районной библиотеке, а также в городской библиотеке им. А. С. Пушкина г. Элиста.
-обобщение и систематизация собранного материала.
Я решила обратить внимание наших гимназистов, а затем и жителей моего города на то, что творческое наследие классика помогает увидеть свой народ, его культуру иначе; оценить её как бы заново. В этом актуальность нашей работы, ведь осознание национальной принадлежности подводит человека к ощущению значимости своего народа в общекультурном пространстве.
По словам доктора искусствоведения С. Г. Батыревой «образ Пушкина многозначен для современной калмыцкой культуры, узревшей в его творчестве свои самобытные истоки. В этом причина необыкновенной в республике популярности великого русского поэта…» [2, с. 60]
Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учащимися и учителями для духовно-нравственного воспитания обучающихся. С нашей помощью значительно пополнился фонд музея нашей гимназии. В связи с публикацией материалов нашего исследования жители моего родного города смогли ближе узнать произведения А. С. Пушкина, я близко познакомилась с рядом произведений великого классика, соприкоснулась ближе к его произведениям, отражающим национальный колорит калмыцкого народа. Могу с уверенностью сказать, что теперь мое отношение к родному краю стало более трепетным. Вместе с русской культурой национальные культуры народов России составляют духовное богатство нашей Родины. У нас общая Родина, общая земля, общая судьба….
Глава I. Образ калмыков в поэзии А. С. Пушкина
Первое упоминание о калмыках мы находим в стихотворении А. С. Пушкина «В кругу семьи…». Это стихотворение в 1922 году поэт поместил в письме Якову Толстому – писателю, публицисту. В нём Пушкин вспоминает былые встречи литературного сообщества «Зелёная лампа». Последняя фраза стихотворения адресована мальчику - калмыку, прислуживавшему за столом.
Об этом калмыке Я. Н. Толстой рассказывал: «мы решили, что этот мальчик всякий раз, как услышит пошлое словцо, должен подойти к тому, кто его отпустит, и сказать: «Здравия желаю!»». С удивительной сметливостью калмык исполнял свою обязанность. По свидетельству Я. Н. Толстого, – Пушкин ни разу не подвергался калмыцкому желанию здравствия. Пушкин иногда говорил: «Калмык меня балует. Азия протежирует Африку». (5)
Упоминание о калмыках мы также находим в поэме «Братья – разбойники» А. С. Пушкина Он называет здесь калмыков «дикими сынами степей».
Устойчивый интерес Пушкина к истории и культуре калмыков уже само по себе явление значительное и уникальное. Калмыцкая тема звучит во многих произведениях поэта, он писал о калмыках с неизменной симпатией.
… Можно предположить, что первая строка известного стихотворения «Калмычке» – «Прощай, любезная калмычка!», написана с большой иронией: такого «любезного» ответа на ухаживания поэт вряд ли где удостаивался…. Красота степной красавицы не оставила равнодушным поэта, доказательством этому является довольно известное стихотворение «Калмычке», датированное автором «22 мая 1829 г. Кап-Кой» (старое осетинское название Владикавказа). Впервые оно было напечатано в «Литературной газете» за 1880 г., № 38.
В знаменитом романе в стихах «Евгений Онегин» в VI и VII главе есть такие слова: «С коня калмыцкого свалясь»; « Им настежь отворяет дверь, в очках, в изорванном мундире, с чулком в руке, седой калмык».
Стихотворение «Памятник» было создано за несколько месяцев до смерти поэта в 1836 году. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» в какой-то степени является подражанием известному стихотворению Г. Р. Державина
«Памятник» (в основе которого в свою очередь, лежит стих Горация). Пушкин следует за текстом Державина, однако вкладывает в свои строчки совершенно другой смысл.
Поэт подводит итоги своему творчеству, пытаясь заглянуть и в будущее. Стихотворение «Памятник» посвящено размышлениям о назначении поэта и поэзии на земле. Мне кажется, данное стихотворение выражает твердые, уже сложившиеся взгляды поэта. По мнению Пушкина, поэт – божий посланник, который несет праведное слово народу. Автор уверен в том, что его творчество не померкнет с годами, и люди всегда будут интересоваться его творениями.
Мы знаем, что строки из этого известного стихотворения выгравированы на пьедестале памятника поэту в г. Москва (архитектор А. М. Опекушин).
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.
Интересно, что, работая над последними двумя строчками третьего четверостишия, поэт долго подбирал нужные слова. Необходимо обратить внимание на то, что в одном из вариантов стихотворения было: «и сын степей калмык». Такой же эпитет поэт использует в поэме «Братья - разбойники» («… и дикие сыны степей»), написанной в 1822 году. Почему Пушкин заменил слово «сын» на слово «друг»? Здесь сказалось стремление поэта к исторической точности. Работая над «Историей Пугачёва» Пушкин изучал историю калмыцкого народа.
Большое значение для его творчества в этот период сыграло знакомство с Н. Я. Бичуриным - талантливым ученым, священником, известным востоковедом. Поэтому поэт знал, что калмыки пришли в эти степи всего двести лет назад. Значит, правильнее было употребить слово «друг». Достоверно известно, что, калмыки пришли в низовья Волги из далёкой Джунгарии. Но это тоже степные края, поэтому калмыцкий народ с полным основанием можно назвать и сынами степей. Очевидно, поэт посчитал, что слово «друг» делает акцент на отношение народа к степям, как друг сердца.
«Друг степей калмык» - назвал калмыков А. С. Пушкин. Это изречение верно: настоящий друг – это человек любящий, заботливый, верный.
Глава II. Калмыцкая пушкиниана в прозе
Образ Пушкина многозначен в современной калмыцкой культуре. Творческое наследие классика помогает увидеть свой народ и его культуру иначе, оценить её как бы заново. Нам, калмыкам, имя Пушкина особенно дорого в связи с тем, что фольклор калмыков тоже питал его творчество. Примером тому может служить старинная калмыцкая сказка об Орле и Вороне, которую он использовал в повести «Капитанская дочка». Во время поездки в Оренбург и на Урал в 1832 году Пушкин, собирая материал о пугачевском восстании, записал эту великолепную калмыцкую сказку, которую вложил в уста Пугачева в повести «Капитанская дочка».
Сказка помогает раскрыть образы главных героев повести - Пугачева и Гринёва. Писатель сумел разглядеть мудрость, мораль сказки, не всем доступную. Для бунтаря Пугачёва, который рассказывает эту сказку, Орел - символ свободы и власти. «Лучше раз испить горячей крови, чем всю жизнь питаться мертвечиной». Эта фраза - его кредо. Законопослушному Гринёву эта мораль не подходит: «По мне так уж лучше мертвечиной питаться. А там, как Бог даст!». Так Пушкин умело ввел калмыцкую народную сказку в художественную ткань произведения.
Калмыцкая сказка, составляющая идейную сердцевину романа, - удивительный по выразительности и емкости образец народной мудрости. Пушкин акцентирует внимание читателя на исконно народном характере иноязычной старинной сказки. Общий пафос рассказанной Пугачевым «с диким вдохновением» сказки не вызывает никаких сомнений: это апофеоз свободолюбия и борьбы, героики и трагизма, которые олицетворяются в символическом образе Орла.
Ученые с полным основанием полагают, что переработанная народом калмыцкая сказка и в наше время широко бытует на Урале и в Поволжье.
Ещё одно произведение, в котором отражены образы калмыков, мы находим в «Путевых заметках» Пушкина, где описываются события русско-турецкого похода 1929 года. Эти походные записи, стали основой для его художественного произведения «Путешествие в Арзрум». Путь пролегал через калмыцкие степи….
В «Путевых заметках» даны выразительные зарисовки калмыков, он отмечает их радушие и гостеприимство, а также Пушкин поведал нам о памятной встрече с дочерью калмыка – кочевника. Рассмотрим небольшой отрывок из первого варианта «Путевых заметок»: «…я думал, что имею право на некоторое вознаграждение. Но моя гордая красавица ударила меня по голове мусикийским орудием, подобной нашей балалайке…». «Мусикийское орудие» означает - «музыкальный инструмент». Понятно, что это могла быть калмыцкая домбра или, похожий на неё, старинный товшур. Домбра тоже, как и балалайка, имеет треугольную форму. Отличается она длиной грифа и количеством струн – их у домбры две/у балалайки – три/, поэтому и звучание этого инструмента сильно разнится…
«История Петра I» — незавершенный труд Пушкина. Он дошёл до нас в виде обширного подготовительного текста, в котором Пушкин закрепил результаты изучения им Петровской эпохи. На основе этого текста (или так называемых «Материалов для Истории Петра Великого»), охватывающего в хронологическом порядке события петровского времени, Пушкин предполагал, как он сам сказал незадолго до смерти, написать свою «Историю Петра» «в год или в течение полугода» и затем «исправлять по документам». Он надеялся в короткий срок закончить всю работу. Однако выполнить эту задачу и написать окончательный текст «Истории Петра» он не успел.
Большая часть обширной пушкинской рукописи стала известна читателю лишь столетие спустя после смерти поэта, когда она была опубликована в 1938 г. в большом советском академическом издании его сочинений. Объясняется это тем, что после смерти Пушкина рукопись была запрещена Николаем I, затем затеряна и обнаружена только после революции — в 1917 г. До 1938 г. из нее известны были в печати лишь отдельные отрывки, составлявшие меньше одной четверти ее.
Калмыцкая тема отражена в ряде произведений Пушкина ещё и по той причине, калмыки к началу тридцатых годов XIX века уже были более двухсот лет подданными России, сражались с ее врагами и верно охраняли южные границы государства. Калмыцкая конница участвовала в Северной войне на различных направлениях боевых действий. По подсчетам специалистов, в ходе Северной войны калмыцкий Аюка выделил на поддержку русской армии около 50-ти тысяч калмыков.
Калмыцкие войны храбро сражались в схватках с крымскими и кубанскими татарами, а также в персидском походе Петра I; громкую славу стяжали калмыцкие кавалерийские полки и в Отечественной войне 1812 года
Поэтому не случайно основательное знакомство Пушкина с немногочисленными в ту пору исследованиями по истории калмыцкого народа.
Известный факт из истории России: в 1709 г калмыки решили исход Полтавской битвы. Калмыцкие кочевники, отбившие атаку шведов под Полтавой и опрокинувшие фланг шведской армии, с криком «Уралан!» (калмыцкое – «Вперёд!) произвели на Петра I восхитительную смелость и отвагу калмыцкой конницы. С тех пор Петр I заменил боевой клич «Виват» на «Ура» от калмыцкого «Уралан».
И. Фейнберг. Незавершенные работы Пушкина, изд. 2-е, М. 1958, стр. 70—170
Многочисленные образы калмыков А. С. Пушкин вводит и в книге «История Пугачева». Писатель углубленно изучает быт, социальные отношения и историю калмыков. Начав сбор материалов к целиком захватившей его «Истории Пугачева», он не мог не обратить внимания на исключительно активное участие калмыков в крестьянской войне. На протяжении всего восстания его вождь Емельян Иванович Пугачев наряду с русскими и горнозаводскими рабочими видел свою надежную опору в башкирах, яицких, оренбургских и волжских калмыках. Во время восстания Пугачева из примкнувшего к нему первого пополнения на хуторе Толкачевых треть (60 человек) составляли калмыки. Во время крестьянской войны 1773-1775 гг. калмыцкие наездники составляли существенную часть ядра конницы Пугачева.
На территории ставропольского уезда к концу 1773 года действовало до 5000 калмыков-повстанцев. Во главе отдельного калмыцкого отряда в течение двух лет бесстрашно сражался и геройски погиб прославленный атаман повстанцев Федор Дербетов.
Работая над произведением «История Пугачева», Пушкин хотел, во-первых, ознакомиться с давно его интересовавшей личностью Пугачева, во-вторых, показать, что обстановка в стране могла привести к новой вспышке народного возмущения.
Для своих исторических исследований А. С. Пушкин привлекал не только печатный, но и архивный материал, и народные сказания. В рукописи первой главы «Истории Пугачева» излагаются обстоятельства вынужденного ухода большей части российских калмыков во главе с Убаши-ханом в Джунгарию. Здесь, прежде всего, обращает внимание сочувственное отношение писателя к калмыкам: это «мирные» кочевники, «смирный и добрый народ», в свое время добровольно отдавшийся «под покровительство белого царя».
При написании «Истории Пугачева» Пушкин использовал труды замечательного ученого-востоковеда того времени – Никиты Яковлевича Бичурина (в монашестве – «отец Иакинф»). Трудолюбивый исследователь и путешественник Бичурин положил в России начало научному изучению Китая и соседних с ним государств. Во время своего 14-летнего пребывания в Китае в качестве главы русской православной миссии в Пекине (1807-1821) Бичурин в совершенстве изучил китайский язык, на основании уникальных китайских источников составил описание Китая и осветил историю ряда народов Азии, в частности, издал 2 книги о Тибете, который был для Европы малознакомой землей. Его труды по истории Китая, Монголии, Джунгарского ханства, калмыков, алтайцев, тувинцев и иных народов Востока по сей день служат надежным фундаментом для многих исследователей.
В Петербурге Бичурин часто встречался с Пушкиным, дарил ему свои книги. В 1828 году ученый преподнес поэту «Описание поэта» с дарственной надписью: «Милостивому Государю моему Александру Сергеевичу Пушкину от переводчика в знак истинного уважения. Апрель, 26, 1828». Кроме того, в личной библиотеке поэта хранились и другие книги ученого, в том числе «Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени». Поэтому в своих примечаниях к «Истории Пугачева» Пушкин писал: «Самым достоверным и беспристрастным известием о побеге калмыков обязаны мы отцы Иакинфу, коего глубокие познания и добросовестные труды разлили столь яркий свет на сношения наши с Востоком».
Итак, вначале писателя заинтересовал этот эпизод истории (бегство калмыков в 1771 г.) как пролог к пугачевскому восстанию. Но затем, очевидно, горькие странствия калмыков обрели в глазах Пушкина определенный смысл, самостоятельный интерес. Он стал внимательно изучать источники, и первоначальный рассказ о калмыках разросся.
Пушкин высоко ценил научную достоверность материалов Бичурина и стремился их популяризировать.
Поэт приводит в примечаниях манифесты и указы Пугачева, восхищавшие писателя доходчивой для простых людей, энергичной формой и зажигательной силой воздействия. Показательно, что во многих этих документах калмыкам уделено большое внимание. Даже в одежде вождя восстания, видимо, не случайно, оттеняется существенная деталь калмыцкого народа:
«Незнакомец был росту среднего, широкоплеч и худощав. Черная борода его начинала седеть. Он был в верблюжьем армяке, в голубой калмыцкой шапке и вооружен винтовкою».
Заключение
В начале нашей исследовательской работы мы поставили ряд задач для достижения основной цели.
В ходе изучения специальной литературы, мы изучили, проанализировали и систематизировали большую информацию по теме. Также мы узнали много дополнительных фактов по биографии А.С. Пушкина, относящихся к его пребыванию в калмыцких степях. Работая над этой темой, я соприкоснулась со многими произведениями писателя, в которых он показал образы моего калмыцкого народа. Становится очевидным тот факт, что без влияния творчества поэта невозможно было бы подняться так высоко нашей калмыцкой литературе и культуре в целом.
Таким образом, поставленные нами задачи решены. Основная цель по изучению калмыцкой пушкинианы достигнута.
Впервые я презентировала наше исследование своим одноклассникам, а затем поделилась найденной информацией на тематических классных часах в родной гимназии.
Мы планируем опубликовать материалы этой исследовательской работыв нашей районной газете, а затем в республиканском журнале «Теегин герл » («Свет в степи»).
Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учащимися и учителями для художественно-эстетического воспитания обучающихся. С нашей помощью значительно пополнился фонд музея нашей многопрофильной гимназии.
В результате исследования мы получили ответы на многие интересующие нас вопросы, о которых не знали даже ведущие специалисты культуры республики Калмыкия. Долгосрочные наши планы таковы: продолжить исследовательскую работу по изучению произведений А. С. Пушкина, в которых раскрывается калмыцкая тема.
Необходимо подчеркнуть, что воздействие Пушкина очень плодотворно сказалось на калмыцкой литературе. Значение творчества поэта для Калмыкии очень велико. Пушкин стал не только гордостью русского народа, но и родным поэтом Калмыкии: его произведения переводились многими калмыцкими писателями. Они стремились сохранить все особенности художественного мастерства Пушкина. Несмотря на свою короткую жизнь, Пушкин смог увековечить себя в памяти народной. Его творчество - поистине тот "нерукотворный памятник", к которому никогда не зарастет "народная тропа".
Идут годы, десятилетия, и они как будто всё больше приближают нас к Пушкину. У известного калмыцкого поэта Давида Кугультинова есть замечательные строки: «…Все мы связаны друг с другом этим образом одним». И это прекрасно, что Пушкин удивительным образом объединяет всех нас!
Литература и источники
1.Батырева С.Г. Изобразительное Искусство Калмыкии XX века (1957-2000).Элиста, КИГИ РАН,2014
2.Батырева С.Г. Образная память предков. Элиста, ЗАОр «НПП «Джангар» 2013
3.Пушкин А.С., « И друг степей калмык»
Калмыцкая тема в художественной литературе. Элиста,ЗАОр «НПП «Джангар»,2009
4.https://eduard-nesterov.livejournal.com
Госпожа Метелица
Рисуем осенние листья
Есть в осени первоначальной...
Сказочные цветы за 15 минут
Медведь и солнце