Тему «Жизненный подвиг святителя Митрофания и его роль в духовном развитии Воронежского края» мы находим актуальной, так как духовно-нравственные правила, по которым жил и которые проповедовал епископ, не только не утратили своего значения, но и приобрели, новый глубокий смысл потому как обращены к внутреннему, духовному миру человека. Нам кажется, что стоит брать пример с таких людей, как святитель Митрофаний. Ведь и сегодня важно в современном мире находить силы проявлять благородство, доброту, заботу о ближних. В России память Святителя Митрофана чтится с большой любовью.
Вложение | Размер |
---|---|
творческая работа о святителе Митрофании. | 52.62 КБ |
Областной краеведческий конкурс
среди школьников и студентов
«Край Воронежский Православный»
Класс 9 «В»
Сергеева Надежда
МБОУ «Новоусманский образовательный центр»
Тема исследования:
«Жизненный подвиг святителя Митрофания и его роль в духовном развитии Воронежского края».
Дата начала работы:5 декабряя 2022г.
Дата окончания работы:14 января 2023г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………………….. 3 стр.
1. Первый епископ воронежский…………………………………………..... 5 стр.
2. Святитель Митрофаний и царь Петр I…………………………………… 8 стр.
3. Почитание святого. ……………………………………………………….11 стр.
Заключение………………………………………………………………….15 стр.
Список литературы……………………………………………………….. 18 стр.
Тему нашего исследования мы выбрали не случайно.
В этом учебном году на уроках истории мы проходим петровскую эпоху в России, на уроках исторического краеведения мы изучили деятельность Петра на Воронежской земле. И, конечно, рассматривали тему духовно развитие нашего края в 17-18 веках. Нам показалась очень интересным тема взаимоотношений императора Петра 1 с воронежским митрополитом Митрофанием. Поэтому, когда нам предложили поучаствовать в конкуре работ по краеведению, мы сразу определились с темой: «Жизненный подвиг святителя Митрофания и его роль в духовном развитии Воронежского края».
Примечательно что:
В 2022 году исполняется 350 лет со дня рождения первого российского императора — Петра Великого. 2022 год в России проходит под знаком 350-летия со дня рождения Петра Великого.
А в следующем 2023 году будет исполняется 400 лет с рождения Митрофания воронежского.
Тему «Жизненный подвиг святителя Митрофания и его роль в духовном развитии Воронежского края» мы находим актуальной, так как духовно-нравственные правила, по которым жил и которые проповедовал епископ, не только не утратили своего значения, но и приобрели, новый глубокий смысл потому как обращены к внутреннему, духовному миру человека.
Нам кажется, что стоит брать пример с таких людей, как святитель Митрофаний. Ведь и сегодня важно в современном мире находить силы проявлять благородство, доброту, заботу о ближних.
В России память Святителя Митрофана чтится с большой любовью.
Личность Митрофания вызывает огромный интерес, так как этот святой был прославлен на земле Воронежской и сегодня его мощи пребывают в Благовещенском кафедральном соборе.
Цель работы: Определить роль святителя Митрофания в духовном развитии Воронежского края в конце XVII, ответить на вопрос в чем состоял его жизненный подвиг.
В ходе исследования мы познакомились с литературой по данной теме, собрали подбор иллюстраций, репродукций картин и икон для оформления проекта.
и определили задачи нашей работы:
4 оформить результат своей работы (организация выставки и создание обучающего ролика как социально-просвятительского проекта ).
Объектом исследования является личность Святителя Митрофания
Предмет исследования - история жизни и служения Святителя Митрофания в Воронежского крае.
В ходе исследования мы познакомились с литературой по данной теме, собрали подбор иллюстраций, репродукций картин и икон для оформления проекта, провели беседу и взяли интервью у настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» с.Новая Усмань иерея Ильи Вострикова.
Для того что бы организовать выставку «Роль святителя Митрофания в духовном развитии Воронежского края», нами были собраны и проанализированы материалы и иллюстрации соответствующие тематике, подготовлен иллюстративный материал для экспозиций.
Мы разработали программу выступления и провели ряд экскурсий для учащихся 5-6 классов во время которых знакомили ребят с жизнью и деятельностью Митрофания, старались показать его огромный вклад в духовное развитие нашего края.
Для школьников постарше мы создали обучающий ролик о вкладе святителя Митрофания в духовное развитие нашего края.
Мы считаем, что дальнейшее использование результатов нашей работы может послужить материалом для мероприятий, посвященных православной тематике, что повлияет на духовно-нравственное воспитание школьников.
Мы считаем, что нашу работу можно использовать на уроках истории, ОДНКНР, краеведения или при проведении классных часов, она может служить основой для дальнейших исследований деятельности святителя Митрофана, а также стать материалом для проведения музейных уроков и экскурсий для школьного краеведческого музея.
Проходит время, сегодня в нашей стране и на территории нашей малой родины, по-другому относятся к православной церкви. Тысячи россиян приходят в храмы, обретая здесь духовную защиту и поддержку. В настоящее время, на наш взгляд, первоочередными проблемами в современном обществе являются: недостаток патриотических качеств в человеке и душевной теплоты. Все чаще мы видим, что люди стремясь к собственному благополучию, забывают, что живут в этом мире не одни, что кругом тоже люди, с которыми необходимо считаться. Черствость души – самая страшная болезнь на свете.
Жизнь святого епископа Митрофания ярко показывает, что христианские идеалы ведут человека через все испытания, учат милосердию и терпению. В духовном завещании Святитель наставляет людей: “Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность – богат будеши; воздержно пий, мало яждь – здрав будеши; твори благо, бегай злаго – спасен будеши…”.
Много лет отделяет нас от его жизни, но и сейчас можно с уверенностью сказать, что такие его душевные качества как любовь, милосердие, терпение, доброта – это пример для подражания многим людям XXI века, а жизнь святителя Митрофания – образец патриотизма, духовного и нравственного совершенства.
Первый епископ воронежский.
Святитель Митрофан Воронежский — великий праведник и чудотворец, творивший помощь и чудеса как при своей земной жизни, так и после смерти. Одного лишь прикосновения к его облачению было достаточно для исцеления от всевозможных недугов, так и сегодня молитвословия к великому святому не сходят с уст православных христиан всего мира.
Святитель Митрофан (в миру Михаил) родился в ноябре 1623 г. в селе Антилохово Суздальского уезда (ныне Савинский район Ивановской области). Его родители принадлежали к духовному званию, по словам самого святителя, «я родился в мир сей от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере». Был женат, имел сына. До 40 лет будущий Святитель служил приходским священником в селе Сидоровское Шуйского уезда.
В начале 1660 г. решает принять монашеский постриг и уходит в Николо-Шартомский монастырь. Подстрижен в монахи с именем Митрофан. В Золотниковской Успенской пустыни (ныне Тейковский район Ивановской области) тоже находился несколько лет.
В 1665 г., уже ставший известным своей благочестивой, строгой монашеской жизнью Митрофан избран настоятелем Яхромского Успенского. Этим монастырем он управлял 10 лет. Жил он в скромной келье в подвальной части Храма. Помещение этой кельи сохранилось до наших дней: после прославления святителя Митрофана на Лике Святых там находился Храм в его честь.
Патриарх Иоаким, узнав о святой жизни игумена Митрофана, возвел его в 1675 году в сан архимандрита знаменитого Макарьево-Унженского монастыря. Под его руководством был построен каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней.
В 1682 год Святитель Митрофан стал епископом Воронежским. Под мудрым управлением Святителя церковная и государственная жизнь края испытывали благодетельную перемену.
Надо учесть, что наша епархия в те далекие годы (конец XVII в.) была бедной и в церковном отношении, и в мирском. Митрофаний, приехав в Воронеж с шестнадцатью архиереями, понимает, что в 58 лет ему придется много потрудиться. Воронежский край был недавно заселен, сам город не насчитывал и ста лет с основания, а жили в округе в основном невольные, которых согнал государь для защиты края от нападения крымских татар. В деревнях и селах жили не только крестьяне, казаки, служилые люди, но и скрывались беглые, бездомные, безземельные.
Дела воронежской епархии были сильно запущены тогда: жители области не показывали никакого доверия к церкви, практически не посещали храмы. Образовательный уровень их был низок. Церковная жизнь состояла в жутком запустении: имеющихся храмов катастрофически не хватало для растущего населения. Отсутствие храмов и монастырей вследствие их разрушения, породило скудность духовного и нравственного состояния народа. На дорогах разбойничали шайки бандитов, а на берегах Дона собирались крестьяне, горожане и раскольники, желающие вольной жизни.
В таком убогом и нищем состоянии досталась кафедра Митрофану Воронежскому. Но святитель не побоялся трудностей.
Свою деятельность он начал с распространения послания, в котором призывал народ к исправлению падшей нравственности церковнослужителей и мирян. Когда Митрофан являлся епископом Воронежским, число церквей значительно увеличилось. Были основаны несколько монастырей и каменный пятикупольный храм в самом Воронеже. Шла активная замена деревянных церквей на каменные и строительство новых . Епископ активно строил в селах школы, занимался благотворительностью. Был строгим, но честным и справедливым, благодаря чему смог завоевать доверие простых людей.
Он призывал людей к добропорядочному житию и непрестанному молению, принятию Крещения, покаянию, вниманию к недужным, частому причастию.
Воронежский святитель усердно опекал свою паству: искоренял беспорядки в монастырях, утверждал в них житие по иноческому уставу, утешал плачущих, покровительствовал вдовам и сиротам, заступался за обиженных.
В своем доме он принимал странников, здесь же святой обустроил лечебницу для болящих, а в свободное время и ночами возносил мольбы о живых и об усопших христианах.
В августе 1703 г., когда Святителю было уже 80 лет, его постигла тяжелая болезнь. В своем завещании он писал, что нет у него ни золота, ни денег, чтобы оставить на собственные поминки. Все средства, которые у него были, он потратил на нищих, на обустройство храма, на государственные нужды. Братии своей он завещал жить в благочестии и молиться за него, Митрофана. Просил похоронить его в простой монашеской одежде, просил прощения у всех, кого обидел или оскорбил.
Скончался святитель Митрофан 23 ноября 1703г. После заупокойного богослужения Пётр I, который лично присутствовал на похоронах епископа, сказал всем присутствующим: «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности благодетельному сему пастырю отданием ему последней почести. Итак, вынесем его тело сами». Царь лично нёс гроб владыки, а после похорон, обратившись к приближённым, сказал: «Не осталось у меня такого святого старца». Владыка Митрофан был похоронен в Благовещенском соборе Воронежа.
Святитель Митрофаний и царь ПетрI.
Известность Святителя Митрофана переросла границы Воронежской епархии, много был наслышан о нем и император Петр Первый.
Когда Пётр строил на Воронежской верфи корабли, святитель рассказывал людям, что это необходимо для пользы Отечества, и поддерживал тех, кто был занят на тяжких работах, добрым пастырским утешением и молитвой.
Святитель хорошо понимал значение всех начинаний государя для отечества и народа. В своих проповедях он призывал паству помогать царю в строительстве флота в Воронеже, так как многие считали это напрасным трудом. Царский замысел не имел поддержки, как среди части бояр, так и в народе.
В это трудное время для Петра Первого и России Святитель Митрофан поддерживал добрые начинания царя, фактически он стал в Воронеже главным союзником Петра Великого в его флотских делах. Он лично всячески содействовал Петру Первому, отдавая все средства на государственные нужды, понимая, что они идут на благо родины.
Он пожертвовал значительные средства на постройку двух кораблей и трех галер. Узнав, что на нужды Отечества срочно требуются большие денежные средства, святитель, собрав всё, что было в епархиальной казне – 6000 рублей – безотлагательно передал собранную сумму государю. Когда корабли были построены, Святитель Митрофан благословил и напутствовал русские войска, отправившиеся в Азовский поход. Вернулись войска с долгожданной победой. После того как царь Пётр взял Азов, он тут же отправил посланника сообщить святителю Митрофану, что отныне тот будет именоваться епископом Воронежским и Азовским.
Епископ Митрофан оказывал поддержку Петру I, царь, в свою очередь, с уважением относился к святителю, для некоторых воронежских обителей им по ходатайству епископа Митрофана были уменьшены государственные повинности (что было нехарактерно для Петра I, но объяснялось его хорошими отношениями с владыкой).
К епископу Митрофану Пётр относился положительно. В свою очередь и святитель почитал царскую власть, называл её данной Богом и требовал такого понимания от народа.
Между тем, Пётр ценил его не только за помощь Отечеству, но и за монашеские добродетели. Об этом свидетельствуют и его отзывы, и сами факты посещения святителя для испрашивания у него благословения.
Приведем отрывок из "Избранных житий святых" А. Н. Бахметьевой: "Петр Великий очень любил Святителя и часто посещал его. Ревнуя о пользе Отечества, св. Митрофан не раз жертвовал собственные доходы для продолжения корабельных работ и для содержания ратных людей. Смело говорил он правду царю, не боясь обличать, когда какое-нибудь действие его было несогласно со строгими правилами благочестия».
В то же время святитель Митрофан не одобрял бездумного подражания некоторым обычаям иноземных иноверцев. В житии святителя описан его конфликт с Петром I во время одной из поездок царя в Воронеж: государь пожелал видеть у себя святого Митрофана и велел ему явиться во дворец. Святитель тотчас же отправился к царю пешком. Но, войдя во двор, ведущий ко дворцу, он увидел статуи греческих богов и богинь, поставленные в качестве украшения по царскому приказанию. Святитель сейчас же повернулся и пошел домой. Об этом доложили императору, который, не зная, почему святой Митрофан возвратился обратно, вторично отправил к нему посланного с приказанием явиться. Но святитель ответил: «Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец». Разгневанный такими словами Петр приказал передать святому: «Если он не придет, то ослушанием предержащей власти подвергнет себя смертной казни». На эту угрозу епископ Митрофан отвечал: «В жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца». Конфликт завершился примирением — царь простил епископа и приказал убрать статуи, после чего владыка явился во дворец благодарить государя. После этих событий царь проникся к епископу Митрофану ещё большим уважением.
Чудотворец обладал высоким патриотизмом и благодаря своему авторитету содействовал преобразованиям Петра I, жертвуя свои средства на благо Родины и обустройство флота.
Социальная жизнь Воронежа в то время была напряженной. На верфь стекалось много народа без рода и племени. Святитель выдавал странникам и неимущим из своей архиерейской казны одежду, белье, пособия деньгами, для нищих устраивал столы. Он благодетельствовал не только русским, но и иностранцам; умиравших на чужбине безвестных тружеников, если не кому и не на что было их похоронить, святитель погребал на свои средства. У святителя делались расходы на десятки гробов; покупались саваны, а иногда и прямо выдавались деньги на погребение неимущих. О всех этих делах свидетельствуют все те же записи в расходных книгах епархии.
Петр Великий уважал и любил святого Митрофания Воронежского. Бывая в Воронеже по корабельным и иным делам, он подолгу беседовал с ним, часто посещал его богослужения и всегда старался чем-либо отличить усердную деятельность святителя. И в последующие свои приезды в Воронеж Петр Великий, по примеру прошлых лет, присутствовал за богослужением на храмовых праздниках Благовещения у Митрофания Воронежского, после которых обедал у него с морскими и воинскими чинами.
Почитание святого.
Память о глубоком благочестии и пастырских добродетелях святителя Митрофания святого чтима была в Воронеж. Преемники его считали священным долгом ежегодно творить поминовение по нему и его родителям. Жители Воронежа и окрестностей приходили в Благовещенский собор на панихиды, которые совершались на месте погребения святителя. Побуждением к усиленному поминовению святителя Митрофания было и предсмертное его завещание — совершать о нем молитвы.
К месту погребения Святителя Митрофана долгое время приходили воронежцы и жители окрестных сел. По заведенной традиции, богомольцы из дальних приходов добирались до Воронежа пешком, лишь трудные участки пути преодолевая на лошади. Совершались панихиды с молитвами о помощи в болезнях и скорбях. Многие из верующих получали исцеление.
В последствии новое поколение хотя и не знало святителя, но также благоговейно почитало его память. Уверенность в святости первосвятителя Воронежской епархии подтверждалась нетлением его мощей, освидетельствованных при неоднократном перенесении их из одного храма в другой.
Во время ремонта Благовещенского кафедрального собора мощи святителя дважды переносили (в 1718 и 1735 годах). Каждый раз было засвидетельствовано нетление тела святителя Митрофана. С этого времени началось благоговейное почитание святителя Митрофана и увеличились чудесные явления помощи Божией у его могилы. 1832 году святитель Митрофан Воронежский был прославлен в Лике святых, а память его празднуется 23 ноября в день преставления и 7 августа в день прославления. От его святых мощей по милости Божией начали происходить многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных.
С 1820 года было замечено, что число почитателей памяти святителя Митрофания, стекавшихся в Воронеж, чрезвычайно возросло. Чаще стали происходить и благодатные знамения.
Митрофаниевский Воронежский монастырь — с соборами Архангельским и Благовещенским, церквями Михаила Архангела и Митрофания Воронежского и великолепной колокольней, построенной по проекту зодчего Джакомо Кваренги, — привлекал до революции тысячи паломников и богомольцев со всех концов необъятной России. Основанный в 1836 году монастырь являлся одним из духовных центров Отечества, жемчужиной и главной достопримечательностью старого Воронежа. И не было в России места, где бы ни звучало имя святителя Митрофания. В его честь строились часовни, храмы и монастыри — на Афоне, в Севастополе, Москве, Воронеже и других городах православной России. К святителю и чудотворцу обращались за помощью, исцелением, спасением и защитой герои-моряки легендарного Севастополя и участники Крымской, русско-турецкой, русско-японской и первой мировой войн. После закрытия (1920) и разрушения фашистами (1942) Митрофаниевского Благовещенского монастыря на его месте построили главный корпус университета (1964). Уникальная серебряная рака воронежского чудотворца была переплавлена в эпоху разорения обители, а сами многоцелебные мощи на долгие годы спрятаны в городском краеведческом музее. И только в октябре 1989 года мощи первого Воронежского епископа и чудотворца были наконец возвращены православным России.
По всей стране построено много храмов святителя Митрофана: Первым храмом во имя святителя Митрофана была надвратная церковь в Хотьковском монастыре, которую в 1833 году освятил митрополит Филарет. В Москве существуют храм Митрофана Воронежского, построенный в 1895 году при детском приюте великой княгини Елизаветы Фёдоровны в Петровском парке. В Павелецком вокзале, с которого отправляются поезда в Воронеж, находится часовня во имя святителя, освящённая в 2001 году.
В Петербурге в 1847 году на территории Тентелевского кладбища была построена церковь Митрофана Воронежского, в связи с чем и само кладбище стало именоваться Митрофаниевским. Этот храм был снесён в 1929 году.
На территории Карелии на берегу Важозера находитсяМитрофаниевская пустынь Петрозаводской и Карельской епархии, основанная (как скит) в 1904 году и возрождённая в 2000 году. В Псковской епархии в селе Лосицы (Плюсское благочиние) в 1856 году был освящён храм Митрофана Воронежского. В 2003 году был построен храм во имя святителя на территории Воронежского института МВД России.
В храме Апостолов Петра и Павла в Басманной слободе в Москве хранится скуфья святого.
В 2003 году в Воронеже, во время празднования Дня славянской письменности и культуры, около Благовещенского собора был открыт памятник святителю Митрофану.
Памятник выполнен авторами многих воронежских скульптур скульпторами И.П. Дикуновым и Э.Н. Пак и их сыновьями.
Бронзовая скульптура высотой 6 метров установлена на постаменте, облицованном чёрными гранитными плитами. Высота памятника с постаментом — 8,5 м. Святитель изображён в момент благословения своей паствы. В его левой руке — посох, являющийся символом духовной власти. Над головой Митрофана — нимб, символизирующий его святость. Фигуру святителя окружают четыре ангела, установленных на бронзовых шарах.
В руке одного из ангелов — раскрытая книга, напоминающая о большой роли святителя в просвещении народа. Другой ангел держит кораблик, символизирующий участие Митрофана в деяниях по созданию русского военного флота. В руках третьего ангела — макет Петропавловской крепости. Это знак того, что святитель благословил Петра І на строительство Санкт-Петербурга. Ещё один ангел держит копьё — символ борьбы добра со злом.
Для сбора пожертвований на строительство кафедрального Благовещенского собора в городе был основан Фонд святителя Митрофана Воронежского. В Воронеже действует Православная гимназия во имя святителя Митрофана Воронежского.
Заключение.
Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:
1) Ревностно потрудившись на пользу Православной Церкви и своего Отечества, Митрофаний по справедливости носит имя «светильника веры, ревнителя благочестия и прославенного России чудотворца».
2) Жизненный подвиг Митрофания заключается в безграничной любви к Богу, которая выражалась в любви к людям. Чем заслужил безмерную любовь и уважение к себе. Он проявлял безграничное милосердие, любовь к людям и снисхождение к их немощам. И наряду с этими качествами прослеживается также повелительная строгость и непреклонность воли.
3) Изучив этапы пасторского служения Митрофания , мы увидели, что его отличали такие качества как: трудолюбие, заботливость, неподдельная вера, которая подкреплялась делами. Жизнь святого епископа Митрофания ярко показывает, что христианские идеалы ведут человека через все испытания, учат милосердию и терпению.
4) Святитель Митрофан даровал нам не только пример духовной жизни, но и образ христианина, любящего свое Отечество и стремящегося к его благу.
Время служения в Воронежской епархиии является одним из значимых периодов в жизни Митрофания. Святитель Митрофаний много сделал для православной церкви, для возрождения духовности.
5) Обладая большим государственным умом и авторитетом в народе, Митрофан прославил своё имя многими благими деяниями. Был сподвижником Петра І в заботах по созданию российского военного флота. В 1832 году Митрофан Воронежский был причислен к лику святых.
6) Святитель Митрофаний и после смерти остается верен своей вере, это подтверждается той помощью, которую люди получают от его нетленных мощей.
Список литературы.
Источники:
http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-chudotvorca-mitrofana-voronezhskogo.html http://ru.wikipedia.org/wiki/Митрофан_Воронежский.
10 осенних мастер-классов для детей
Просто так
5 зимних аудиосказок
Глупый мальчишка
Самый богатый воробей на свете