Актуальность данной темы заключается в том, что, зная основные способы невербального общения, вы сможете лучше понять и «раскусить» другого человека, когда он в общении с вами пытается контролировать свое поведение, ведь невербальные сигналы проявляются бессознательно, и ваш собеседник просто не может ими управлять. Классификация невербальных средств общения и примеры их использования помогут не только лучше понять себя, но и научат распознавать ложь и манипуляции со стороны других людей.
Проблема: невербальные средства являются неотъемлемой частью общения.
Гипотеза: невербальные средства помогают более точно передавать и воспринимать информацию.
Объектом исследования является невербальное общение.
Предметом исследования стали мимика, жесты и интонация, используемые при общении.
Цель нашей работы: на основе выявления, описания и объяснения невербальных средств общения и их влияние на эффективность коммуникации, создать презентацию невербальных средств общения.
Данная цель повлияла на постановку решения следующих задач:
· изучить литературу о невербальных средствах общения;
· проанализировать и обобщить изученный материал;
· создать презентацию о невербальных средствах общения.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется анализ и синтез справочной литературы, сравнительно-сопоставимый анализ, метод наблюдения.
Материалом для исследования послужила научна
Вложение | Размер |
---|---|
proekt1_russkiy_yazyk.doc | 137.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа»
Проектная работа по русскому языку
на тему: «Невербальные средства общения »
Выполнил: Середкин
Иван, ученик 9 класса
Руководитель: Гольская
Екатерина Владимировна,
учитель русского языка
2023
| стр. 3 |
| стр. 4 |
Глава 1. Невербальные средства коммуникации | стр. 4 |
1.1 Движения экспрессивно-выразительные | стр. 4 - 5 |
1.2 Особенности жестов в разных странах | стр. 6 |
1.3 Мимика | стр. 7 - 8 |
Глава 2. Практическая часть | стр. 9 |
| стр. 10 |
| стр. 11 |
| стр. 12 |
Вся наша жизнь состоит из общения с другими людьми. Часто предаваемая информация сопровождается мимикой, жестами, прикосновениями. Это невербальные средства общения, которые дополняют то, о чём мы говорим или то, что слушаем. Знать виды невербального общения и понимать невербальные сигналы важно по нескольким причинам. Во-первых, они выполняют функции точного выражения чувств, ведь очень часто мы испытываем чувства настолько сложные, что просто не в состоянии подобрать для их описания нужные слова. Во-вторых, они выполняют функции более глубокого взаимопонимания.
Актуальность данной темы заключается в том, что, зная основные способы невербального общения, вы сможете лучше понять и «раскусить» другого человека, когда он в общении с вами пытается контролировать свое поведение, ведь невербальные сигналы проявляются бессознательно, и ваш собеседник просто не может ими управлять. Классификация невербальных средств общения и примеры их использования помогут не только лучше понять себя, но и научат распознавать ложь и манипуляции со стороны других людей.
Проблема: невербальные средства являются неотъемлемой частью общения.
Гипотеза: невербальные средства помогают более точно передавать и воспринимать информацию.
Объектом исследования является невербальное общение.
Предметом исследования стали мимика, жесты и интонация, используемые при общении.
Цель нашей работы: на основе выявления, описания и объяснения невербальных средств общения и их влияние на эффективность коммуникации, создать презентацию невербальных средств общения.
Данная цель повлияла на постановку решения следующих задач:
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется анализ и синтез справочной литературы, сравнительно-сопоставимый анализ, метод наблюдения.
Материалом для исследования послужила научная и научно-популярная литература.
Конечным продуктом данного исследования является презентация «Невербальные средства общения».
Теоретическая и практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования в процессе изучения русского языка непосредственно на уроках, а также при проведении дальнейших исследований в данном направлении.
Структура работы определяется последовательностью решения поставленных задач. Работа состояла из нескольких этапов: подготовительного; теоретической и практической частей; заключения.
Глава 1. Невербальные средства коммуникации
Кто из нас не сталкивался с ощущением неясной тревоги при общении с человеком, когда он утверждал одно, однако подсознательно вы чувствовали его фальшь. Вы скажете, что это интуиция и хорошо тем, кто ее имеет. На самом деле, интуицию легко развить, наблюдая за собеседником и, зная конкретное значение жестов, сделать верные выводы.
Итак, рассмотрим невербальные средства общения. Чтобы четко понять их многообразную структуру, приведем их классификацию:
Мы подробно остановимся на первой группе средств невербального общения и постараемся охарактеризовать их смысл. Следует помнить, что интерпретировать отдельно взятый жест без совокупности других сигналов тела, значит, ввести себя в заблуждение. Поэтому, прежде чем сделать конкретные выводы, нужно учесть все нюансы поведения собеседника, а также его физическое и психологическое состояние.
Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много.
Вообще же интенсивность жестикуляции растет вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.
Открытые жесты и позы тела
Открытость
Руки собеседника повернуты ладонями вверх и широко раскинуты в стороны. Посадка головы прямая, плечи расправлены. Взгляд прямой. Выражение лица естественное, без напряжения и скованности. Эта поза дружелюбия, как средство невербального общения говорит об открытости, искренности. О ней также говорит пожатие руки с обхватом ее двумя своими руками. Мужчины могут в разговоре расстегнуть рубашку или пиджак. Общаясь с таким человеком, невольно расслабляешься и испытываешь к нему доверие.
Симпатия
В невербальном общении существует понятие ментального контакта, которое выражается в непроизвольном копировании жестов друг друга или всего поведения. Друг другу посылается сигнал: «Я тебя прекрасно понимаю». И действительно, если бросить взгляд на мирно беседующую пару за столиком, увидим схожие позы, одинаковое расположение рук вплоть до зеркальности. Если вы хотите убедить другого человека в безоговорочном разделении его мнения, просто скопируйте его положение тела.
Если понаблюдать за походкой счастливого влюбленного человека, отметим летящую походку, которая сильно бросается в глаза. Она также характерна для уверенных в себе, энергичных людей.
Закрытые жесты и позы (защита, подозрительность, скрытность)
Обман
Вы, наверно, видели, как в разговоре кто-то прячет руки? Вполне вероятно, что он говорит неправду, так как подсознательно мозг человека посылает сигналы телу и при сказанной лжи возникает сильное желание убрать руки в карман, почесать нос, потереть глаза.
Оборона
Руки, скрещенные на груди, перекрещенные ноги в положениях стоя и сидя – классический жест закрытости, недоступности. Частое моргание является признаком защиты, растерянности. Эмоциональный статус человека не позволяет чувствовать себя свободно и непринужденно. Если вы попробуете договориться о чем-то с таким собеседником, вполне вероятно, что получите отказ. Чтобы «растопить лед» попытайтесь принять открытую позу с ладонями вверх.
Жесты оценки
Сосредоточенность
Выражается в пощипывании переносицы с закрытыми глазами. Когда человек, с которым вы общаетесь, решает, как поступить или что делать, в общем, думает над решением определённого вопроса – в это время он может потирать подбородок.
Критичность
Если человек держит руку у подбородка, с вытягиванием указательного пальца вдоль щеки, а другой рукой поддерживает локоть, его левая бровь опущена – вы поймете, что у него созрела негативная оценка к происходящему.
Позитивность
Интерпретируется как небольшой наклон головы вперед и легкое касание рукой щеки. Корпус тела наклонен вперед. Перед вами заинтересованный в происходящем, положительно относящийся к информации человек.
Жесты сомнения и неуверенности
Недоверие
Наверно, вы замечали, как некоторые студенты, слушая говорящего, прикрывают рот ладонью? Этот жест говорит о несогласии с мнением лектора. Они как бы сдерживают свои высказывания, подавляют истинные чувства и переживания. Если в беседе ваш друг неожиданно сделал жест недоверия, остановитесь и подумайте, какие слова вызвали такую его реакцию? Наблюдая за поведением начальника, подчиненный поймет, что нужно сказать, а о чем лучше промолчать.
Неуверенность
Такой невербальный жест как почесывание или потирание сзади уха или шеи может свидетельствовать о том, что человек не вполне понимает, что от него хотят или что в беседе вы имеете в виду. Рука, обхватывающая другую за локоть сзади, также говорит о неуверенности, вероятно, ее хозяин находится в малознакомом обществе.
Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать
Скука
Собеседник подпирает свою голову рукой. Понятно, что он безразличен к происходящему.
Неодобрение
Стряхивание с себя несуществующих ворсинок, расправление складок одежды, одергивание юбки в невербальном общении - признак несогласия вашего оппонента с излагаемой точкой зрения. Вы быстро поймете необходимость перейти на нейтральные темы.
Готовность уйти
Можно определить по таким признакам как опускание век (потеря интереса), почесывание уха (отгорожение от потока речи), потягивание мочки уха (не хочет высказываться), поворачивание всем корпусом тела к двери или направление ноги в эту сторону. Жест в виде снятия очков также дает сигнал для окончания беседы.
Раздражение
Когда человек говорит явную ложь, и понимает, что вы его раскусили, он будет испытывать раздражение от вашей правоты, которое может проявиться в непроизвольном ослаблении галстука или воротника. В невербальном общении это может также проявляться в потирании шеи, лишних движениях руками.
Жесты доминирования
Превосходство
Так называемая «директорская поза» или «поза босса» в сидячем положении. Руки лежат за головой, одна нога на другой. Если веки едва прикрыты или уголки глаз чуть прищурены, взгляд направлен вниз – перед вами высокомерие, пренебрежение. Это положение тела как средство невербального общения часто принимают начальники, люди руководящих должностей. Они уверены в себе.
Равенство
Подобный жест употребляют практически все мужчины, женщины намного меньше. Характер рукопожатия может о многом сказать, в первую очередь раскроет намерения другого человека. Если в момент соединения двух рук одна оказывается выше тыльной стороной, ее владелец демонстрирует свое ведущее положение. Можно проверить, насколько прочно тот отстаивает свой статус лидера простым способом: повернуть свою руку вверх. Если почувствовали сопротивление, значит, вам не удастся убедить его занять равенство между вами.
Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
· Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)
· Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.)
· Описательные жесты, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания.
При посещении других стран особенно внимательно следят за своими жестами. Так, жест «все о' кэй» (все хорошо), хорошо известный во всех англоязычных странах, а также в Европе и Азии, в других странах имеет совершенно другое происхождение и значение. Во Франции он означает «ноль» или «ничего». В
Поднятый вверх большой палец в Америке, Австралии, Англии и Новой Зеландии имеет два значения: Попытка поймать полную машину («останови») и «Всё в порядке».
В России поднятый вверх большой палец означает «хорошо», «здорово». В Греции жест с поднятием большого пальца означает «заткнись». У итальянцев это символизирует цифру «1».
Говоря о себе, европеец покажет рукой на грудь, а японец – на нос.
Жесты, мимика, интонации — важнейшая часть общения. Порой с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов.
Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или «читал» ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. Считается, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств— 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.
Мимика в невербальной коммуникации используется для передачи чувств и представляет движение лицевых мышц. Проводимые тесты на практике показали, что отсутствие эмоций на лице во время разговора ведет к потере 15% произносимой информации.
Главную мимическую роль выполняют губы и брови человека. Для выражения гнева, отвращения, радости, страха, печали, удивления мышцы лица действуют слаженно и целостно. Изучение основных мимических состояний, таких как радость, гнев, страх, отвращение, удивление, страдание выработало единицу анализа лицевого выражения — мимический признак. Совокупность таких признаков образует структуру различных лицевых экспрессий[9]. Рассмотрим наиболее типичные эмоциональные состояния.
Первые и нередко главные впечатления о человеке можно составить из наблюдения гримас его лица.
Гримаса испытующая (губы вытянуты вперед, могут быть приоткрыты или неплотно закрыты) возникает при оценивании, экспертизе. Протест (уголки рта чуть приподняты, рот может быть слегка приоткрыт) часто сопровождается широко открытыми глазами.
Удивление — рот открыт максимально. Если эта гримаса сопровождается широко открытыми глазами, бровями, поднятыми вверх, горизонтальными складками на лбу, она выражает высшую степень удивления — ошеломление.
Озабоченность (губы вытянуты в «трубочку») часто сопровождается оценивающим взглядом, уставленным в пустоту.
Открытый рот («отвисшая» челюсть) означает не только удивление, но и неспособность в данный момент принять решение, неспособность к волевым усилиям. Эта гримаса может выражать и расслабление, пассивность.
Подчеркнуто закрытый рот (напряженный) свидетельствует о твердости характера, часто об отсутствии желания продолжить разговор, об отрицании возможности компромисса.
Сжатый рот (часто побелевшие губы втянуты, полоска рта узкая) означает отказ, отрицание, упорство и даже жестокость, упрямство и досаду.
«Вытянутое» лицо возникает при расслаблении свисающих уголков губ. Такое расслабление говорит о разочаровании, грусти, тоске, нехватке оптимизма.
Степень расслабленности, дополняемая тусклыми глазами, приоткрытым ртом, вертикальными складками на лбу говорит о глубине подобного эмоционального состояния, вплоть до страдания.
Опущенные уголки губ при напряженном рте (замкнута щель между губами) характеризуют активно-негативную позицию, злость, пренебрежение, отвращение, досаду, насмешку, издевку.
Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:
- удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;
- страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;
- гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;
- отвращение — брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;
- печаль — брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;
- счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.
Выражение лица — главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции — счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции — печаль гнев и отвращение.
Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица могут отражать эмоции по-разному. Недавние исследования объясняют это тем, что левая и правая стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга. Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Связи управления перекрещиваются так, что работа доминирующего левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю.
Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой стороне лица, то на этой стороне лица труднее скрыть чувства. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются нюансов выражения.
Особенно экспрессивны губы человека. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же самое время улыбка как элемент мимики и поведения зависит от региональных и культурных различий: так, южане склонны улыбаться чаще, чем жители северных районов. Поскольку улыбка может отражать разные мотивы, следует быть осторожным в истолковании улыбки собеседника. Однако чрезмерная улыбчивость, например, часто выражает потребность в одобрении или почтение перед начальством. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает, как правило, готовность подчиняться, в то время как улыбка с опущенными бровями выражает превосходство.
Глава 2. Практическая часть
Я провел опрос среди учеников. Моей целью было узнать, а замечают ли другие, когда используют невербальное общение и используют его вообще. Мною было опрошено 16 человек.
Первый вопрос дал нам понять, что 81% опрошенных знают, что такое невербальное общение. Второй вопрос дал нам понять, что 62 % пользуются языком жестов. Многие, отвечая на третий вопрос, написали, что языком жестов они выражают свои эмоции и чувства. 56% опрошенных обращают внимание на жесты друзей и родственников и т.д.
Кроме того, мы проанализировали учебные успехи одноклассников на протяжении нескольких уроков литературы. Материал тех уроков, на которых учитель при объяснении использовала улыбку, мимику, демонстрирующую удивление и заинтересованность, запоминался школьниками лучше. Когда учитель намеренно не проявляла никаких эмоций и не применяла жестикуляцию, девятиклассникам материал показался неинтересным, они не смогли на следующем уроке ответить достаточно полно на поставленные вопросы. Таким образом, мы пришли к выводу, что жесты и мимика помогают не только передать информацию наиболее точно и эмоционально, но и воспринять её так же.
Работая над темой «Невербальные средства общения», мы достигли поставленной перед собой цели: на основе выявления, описания и объяснения невербальных средств общения и их влияние на эффективность коммуникации, создали презентацию невербальных средств общения.
Для этого были решены следующие задачи: мы изучили литературу о невербальных средствах общения, проанализировали и обобщили изученный материал, создали презентацию о невербальных средствах общения.
Мы убедились, что общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен. Если информация, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верить следует невербальной. Также можно отметить большое разнообразие средств невербального общения, начиная от мимики, заканчивая обменом рукопожатиями.
В процессе выполнения работы о невербальные средствах общения, мы пришли к выводу, что понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить наши отношения с окружающими людьми. При любом взаимодействии с другим человеком цель состоит в общении, однако слишком часто наши жесты при этом неясны в лучшем случае и противоречивы в худшем. Как бы хорошо мы не знали кого-то, никто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило бы общение, представляется ценным.
Также, проведенное нами исследование показало, чтобы научиться лучше понимать собеседника и распознавать его скрытые сигналы, для начала следует научиться обращать внимание одновременно на все элементы или средства невербального общения, а к невербальным средствам общения относятся мимика, жесты, позы, интонация и тембр голоса, визуальный контакт и межличностное пространство.
В перспективе мы хотим найти примеры жестов, мимики и интонации, опираясь на презентацию, в среде учащихся и педагогов нашей школы, с дальнейшим представлением этих примеров в сравнительной таблице и выяснения их роли в процессе общения.
И в заключении, конечно, хочется добавить, что знание невербального языка помогает лучше понимать то, что происходит внутри человека, каково его психическое состояние, его отношение к другому. Язык тела – универсальный язык человечества, который отражает культуру, выступает источником дополнительной информации и облегчает человеческое общение.
Приложение
Анкета
1) Что такое невербальное общение?
2) Используешь ли ты его?
3) С какой целью используете их?
4) Обращаете ли вы внимание на жесты друзей, родственников и т.п.?
Девочка-Снегурочка
Несчастный Андрей
Привередница
Мать-и-мачеха
Басня "Две подруги"