Исследовательская работа по естественно-научному направлению обучающегося 4 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
КОНФЕРЕНЦИЯ ПРОЕКТНЫХ И УЧЕБНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ЧТО, КАК И ПОЧЕМУ?»
Тема проекта:
«Роль физической подготовки в сценическом движении театра»
Автор проекта:
Гуледани Георгий Тимурович
Образовательное учреждение:
МОУ СОШ № 12
Класс:4Б
Руководитель проекта:
Бобрышева Наталья Александровна,
учитель начальных классов
Подольск
2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...……………....3
ГЛАВА 1. Теоретическая часть
1.1 Физическая подготовка и сценическое движение…………………………………………………………………………………4
1.2 Виды сценического движения…………………………………………………..…4
1.3 Основные физические упражнения при изучении дисциплины сценическое движение…………………………………………………………………………………5
ГЛАВА 2. Практическая часть.
2.1 Исследование роли физической подготовки в сценическом движении………….6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….10
Список использованной литературы…………………………………………….……..11
Приложения………………………………………………………………………………12
ВВЕДЕНИЕ
Основная задача актера на сцене – грамотно донести замысел произведения. Нужно создать художественный образ, способный передать внутренний мир и переживания героя через язык тела.
Актуальность : сценическое движение – основа активного и интересного для зрителя присутствия актера на сцене. Все мы любим театрализованные постановки, но мало кто задумывается каким трудом актеры добиваются успеха! Внешне благополучная картинка на сцене требует от юных дарований большой физической подготовленности.
Почему я выбрал эту тему? Я люблю театр и кино. В свободное от учебы время я занимаюсь в театре «Подмастерья». Мне нравится быть не только зрителем, но и актером. Но к сожалению, в наше время юные актеры не дооценивают значимость физической подготовки в театре.
Цель проекта – разобраться в значимости физической подготовки в сценическом движении.
Объектом исследования является сценическое движение в театре.
Предметом исследования – физическая подготовка актера.
Задачи проекта:
- выяснить, что такое физическая подготовка, дать определение сценическому движению, его видам
- исследовать взаимосвязь, значимость физической подготовки в сценическом движении
- обобщить полученные результаты и сделать выводы
Методы: сбор и изучение литературы, просмотр фото-видео-материалов, метод поиска в интернете, наблюдение, обработка и анализ полученных данных.
Практическая значимость: результаты моего исследования могут быть использованы преподавателями и юными актерами при овладении дисциплиной сценическое движение.
Я выдвинул гипотезу: овладение сценическим движением невозможно без физической подготовленности актера.
ГЛАВА 1. Теоретическая часть
1.1 Физическая подготовка и сценическое движение
Физическая подготовка
Что такое физическая подготовка? Это система упражнений для укрепления здоровья и развития наиболее полезных и необходимых в жизни физических качеств, таких как выносливость, ловкость, координация, гибкость, скорость, сила, направленных на всестороннее развитие человека.
Я давно занимаюсь спортом. Заниматься спортом не легко. Надо это делать регулярно. Секция легкой атлетики дает мне скорость, ловкость, а карате – силу, координацию, растяжку, выносливость.
У меня есть любимые упражнения:
- кардио упражнения – езда на велосипеде, бег
- силовые – подъем гантелей, подтягивание
- различные упражнения на растяжку мышц.
Сценическое движение
Моей любимой дисциплиной в театре, является сценическое движение. Нас обучают сценическим падениям, прыжкам, различным способам передвижения и преодоления препятствий, сценическим ударам, элементам сценической борьбы.
Сценическое движение – это навыки искусного владения телом. Навыки передвижения на сцене –важнейшее умение для актера, показывающее его внешнюю технику игры.
Актер – мастер перевоплощения. Он способен прожить жизнь героя. А значит, повторить его жесты, движения, речь и мимику. Поэтому так важно изучать магию движений на сцене.
1.2 Виды сценического движения
Среди всех видов сценических движений выделяют:
Локомоторные –повседневные или автоматические. Из них состоит любое действие и их больше всего: шаги и ходьба, отталкивание, притягивание.
Рабочие или профессиональные, свойственные представителям какой-то профессии: официант, учитель, горничная в отеле.
Семантические – восклицания, вопросы, утверждения, отрицания. Они отражают определенный смысл и понятны окружающим, к примеру, «Пойдем» - взмах руки. «Тише» - палец к губам.
Иллюстративные –усиливают эффект от сказанного, но не должны сильно отвлекать внимание зрителя. Характеризуют качества предмета и вектор его нахождения – подушка мягкая, рюкзак тяжелый, книга лежит там.
Пантомимические или эмоциональные - непроизвольные движения, которые должны полностью передать эмоции героя.
К сценическим движениям относится танец, фехтование и акробатическое движение.
1.3 Основные физические упражнения при изучении дисциплины сценическое движение
Чтобы качественно, правильно выполнять сценические движения на сцене, нам на занятиях дают физические упражнения. Упражнений достаточно много, расскажу про самые интересные из них.
Развитие баланса
«Цапля» на одной ноге: в позе стоя согнуть в колене ногу и упереться в колено другой. Потянуться макушкой к потолку и закрыть глаза. Максимально долго удерживать вертикаль. Усложнить задачу: поднять руки над головой, соединить ладони. Еще труднее – согнуться в пояснице, не меняя положения ног, опустить руки на пол. Поменять опорную ногу.
Простые, но хорошо стимулирующие вестибулярный аппарат упражнения: «Ласточка» и «Ходьба по прямой линии».
Развитие координации
«Упражнение на восемь счетов». Стоя на полу, руки вниз. На счет раз, два – поставить руки на пояс по очереди, сначала левую, потом правую. На счет три, четыре – поставить руки на плечи (левую, правую). На счет пять-шесть – поднять левую, затем правую руку над головой. Семь-восемь – два хлопка руками над головой.
Все в обратном порядке: раз-два – поставить руки на плечи, три-четыре – перенести руки на пояс, пять-шесть – опустить вниз. Семь-восемь – два хлопка руками внизу у живота.
Усложним задание: убыстряем темп вдвое. Подключаем ноги – делаем упражнение руками и одновременно подпрыгиваем на каждый счет. Еще сложнее: на каждый счет ноги раздвигаем и сдвигаем в прыжке.
Тренинги на напряжение
Взять в руки воображаемую гирю, поднять ее и бросить с высоты.
«Пластилиновые куклы»: представить себя куклой из пластилина. В комнате холодно и тело куклы жесткое, твердое, не пластичное. Преподаватель командой меняет позу куклы, но непластичное тело поддается плохо. «Включили обогреватели» и куклы начинают медленно размягчаться.
«Марионетка»: правое плечо потянули вверх к правому уху, а левая рука расслаблена, опущена безвольно, тянется вниз. Поменяли положение – левое плечо потянули вверх, правая расслабленная рука полностью.
Ноги на ширину плеч, дует ветер, отклоняемся, как деревья вбок, руки расслаблены. Ветер сильнее – отклоняемся сильнее. Колено той ноги, в которую сторону клонимся, чуть сгибается.
Падение
Сложнее падение, когда тело постепенно расслабляется, чем случай, когда человека просто толкнули в спину. Упражнение представляет собой алгоритм постепенного «укладывания тела на мягкие части». При быстром выполнении выглядит, как настоящее падение от потери сознания или смерти героя.
Акробатика
Акробатические упражнения в дальнейшем называют трюки. Они развивают гибкость, смелость, уверенность в своих силах. Это простые упражнения для детей «мостик», «березка», кувырки, так и сложные комплексы в паре.
ГЛАВА 2. Практическая часть.
2.1 Исследование роли физической подготовки в сценическом движении
Свое исследование я провел по сценическому движению спектакля «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» режиссера Надежды Закора образцового коллектива «Театр Подмастерья», в котором сам участвую и играю одного из богатырей. (Приложение 1)
В этом спектакле есть сцены, где богатыри выполняют различные сложные сценические движения, такие как: колесо, бои на мечах, кувырок с нырком, кувырок вперед и кувырок назад. Один из богатырей должен сделать трюк на сцене –колесо.
Колесо – это акробатическое упражнение, при выполнении которого, тело поворачивается через голову на 360 градусов. Кроме того, этот трюк захватывающе смотрится и показывает красоту гибкого тела, колесо тренирует и укрепляет мышцы рук, мышцы ног, плечевой сустав. (Приложение 2)
В нашей группе по сценическому движению занимаются 8 мальчиков. Никто из нас не выполнял ранее трюк колесо. Помимо театра, четверо из нас занимаются в спортивных секциях в свободное время, несколько человек занимаются физическими упражнениями дома (зарядка). А один посещает только сценическое движение и спортом не занимается вообще. Педагог по сценическому движению начал обучать нас этому трюку.
На первом занятии у меня при поддержке преподавателя получилось выполнить это задание. Также справились с этим заданием 6 других мальчиков, которые занимаются спортом дома и в секциях. Преподаватель показал нам упражнения на координацию и сказал, чтобы мы дома дополнительно тренировались. А ученик, (далее назовем его Дима), который вообще не занимается спортом, не смог выполнить ни одного элемента в трюке колесо, так как для выполнения ему нужны сильные руки и ноги, координация, растяжка. Педагог предложил ему дополнительно дома выполнять упражнения на укрепление рук, ног и координации.
Уже на следующем занятии, я и 6 ребят выполнили колесо без поддержки, самостоятельно. Спустя еще пару занятий, мы стали выполнять упражнение уверенно, качественно, красиво! А Дима только спустя несколько недель смог выполнить этот трюк без поддержки педагога, уверенно и качественно еще через пару недель.
Бои на мечах очень красивы и очень сложны в исполнении. По возрасту я еще не подхожу в группу фехтования и боях на мечах. А как бы хотелось побыстрее! Во время наблюдения за репетициями старшей группы я подметил, что ребятам, у которых развиты мышцы рук, спины, выносливость, проще было изучать и выполнять сцену боя на мечах. Далее я уточнял у преподавателя по фехтованию, кто же из юных актров лучше развит физически и, возможно, посещает спортивные кружки и секции? На что получит ответ, что все те ребята, кторые с первого занятия выполняли сцены боев качественнее и увереннее, те как раз и занимались спортом где-то еще, помимо занятий в театре. (Приложение 3)
Разберем еще одно сценическое движение - кувырок с нырком.
Кувырок с нырком - профессиональное упражнение, а потому без надлежащей подготовки выполнять его не рекомендуется. Для удобства выполнения можно представить, что впереди лежит бревно, которое нужно перепрыгнуть. Далее посильнее толкаемся ногами и выставляем руки вперед. Как только ладони касаются земли, локти сгибаются, подбородок плотно прижимается в груди, и выполняется перекат. Кувырок вперед прыжком завершается так же, как и прочие варианты этого упражнения – в фронтальной стойке с вытянутыми вверх руками. (Приложение 4)
Это упражнение я остальные ребята выполнили не сразу, а лишь через несколько занятий. Дистанция кувырка у меня стала получаться быстрее, чем у других ребят, так как на занятиях карате и легкой атлетике меня научили технике выполнения кувырков. Ученику Диме, который не занимался спортом, пришлось сложнее. Он смог выполнить это задание только тогда, когда выучил все элементы его выполнения, а также тренировался на гибкость, силу и укрепил мышцы рук.
Хотелось отметить, что мои одногруппники по сценическому движению, которые тоже посещают спортивные секции и занимаются спортом самостоятельно с легкостью могут выдержать несколько часов репетиций перед серьезным выступлением. Без труда выполняют упражнения, показанные преподавателем, трюки даются легче и быстрее. А юные актеры, которые не занимаются всерьез физическими упражнениями и не развивают силу, гибкость и выносливость, устают во время репетиций и не могут выдержать 1-2 часа занятий по сценическому движению. Также есть большая вероятность получения травмы неподготовленным ребятам, поэтому прогресс для них в данном мастерстве достигается дольше и тернистее.
Исходя из всего вышесказанного, могу сделать вывод, что физическая подготовка крайне важна для актера. Хорошо развитая мускулатура рук, ног и всего тела позволяет успешно справляться с такой непростой дисциплиной, как сценическое движение. Ведь неправильно выполненные упражнения на сцене могут привести к непониманию зрителя действий актера, а также к травме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заниматься и совершенствовать свое тело, чтобы постоянно находиться в хорошей физической форме – это часть профессиональной деятельности актера. Актер, владеющий хорошей физической подготовкой, легко справится с сценическим движением, выполнит его качественно, быстро, красиво.
В ходе выполнения проекта, моя гипотеза подтвердилась: овладение сценическим движением невозможно без физической подготовленности актера.
Таким образом, результаты проведенного мной исследования, позволяют сделать вывод, что цели и задачи реализованы.
Рекомендую развивать свои физические способности не только на сценическом движении, но и в повседневной жизни. Занимайтесь спортом!
Список использованной литературы
Часть фотографий, любезно предоставлены руководителем Образцового коллектива «Театр Подмастерья», режиссером Закорой Н.В., фотограф Бажин Владимир.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Слайд 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 КОНФЕРЕНЦИЯ ПРОЕКТНЫХ И УЧЕБНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ЧТО, КАК И ПОЧЕМУ?» «Роль физической подготовки в сценическом движении театра» Автор проекта : Гуледани Георгий Ученик 4Бкласса МОУ СОШ №12 г.о.Подольск Московской области Руководитель проекта : Бобрышева Наталья Александровна Учитель начальных классов МОУ СОШ №12 г.о.Подольск Московской областиСлайд 2
Задачи проекта : - выяснить, что такое физическая подготовка, дать определение сценическому движению, его видам - исследовать взаимосвязь, значимость физической подготовки в сценическом движении - обобщить полученные результаты и сделать выводы Цель проекта – разобраться в значимости физической подготовки в сценическом движении.
Слайд 3
Практическая значимость: результаты моего исследования могут быть использованы преподавателями и юными актерами при овладении дисциплиной сценическое движение. Я выдвинул гипотезу : овладение сценическим движением невозможно без физической подготовленности актера.
Слайд 4
Физическая подготовка
Слайд 5
Сценическое движение-это навыки искусного владения телом. ВИДЫ : - локомоторные или повседневные - рабочие или профессиональные - семантические - иллюстративные - эмоциональные - акробатика фехтование танец
Слайд 6
Основные физические упражнения выполняемые на уроках сценического движения. - Цапля Ласточка Ходьба по прямой линии Упражнение на восемь счетов Пластилиновые куклы Марионетки Падение Мостик Березка и другие Упражнения направлены на развитие –баланса, координации, гибкости, силы, ловкости.
Слайд 7
Мое исследование роли физической подготовки в сценическом движении спектакля «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» режиссер Надежда Закора , фотограф Владимир Бажин
Слайд 8
Богатыри выполняют сценические движения : колесо, кувырок с нырком, кувырок вперед и кувырок назад, бои на мечах, борьба на руках. Колесо
Слайд 9
Бои на мечах, борьба на руках
Слайд 10
Кувырок с нырком
Слайд 11
Заключение Заниматься и совершенствовать свое тело, чтобы постоянно находиться в хорошей физической форме – это часть профессиональной деятельности актера. В ходе выполнения проекта, моя гипотеза подтвердилась: овладение сценическим движением невозможно без физической подготовленности актера. Таким образом, результаты проведенного мной исследования, позволяют сделать вывод, что цели и задачи реализованы. Рекомендую развивать свои физические способности не только на сценическом движении, но и в повседневной жизни. Занимайтесь спортом!
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Дерево в снегу
Сказка "Узнай-зеркала"
Голубая лягушка
Флейта и Ветер