Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в современных условиях волонтёрство является одной из основных форм проявления социальной активности граждан во всем мире.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nastya.docx | 99.53 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОНДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Научно-исследовательский проект
Тема: «Дари добро»
Выполнила: Солодкова Анастасия, учащаяся кадетского объединения 6 Б класса. Руководитель: Савельева Л.С., классный руководитель кадетского объединения 6 Б класса. |
П. Кондинское 2018г.
АННОТАЦИЯ
Научно-исследовательский проект на тему «Дари добро» посвящен проблеме изучения социальной активности подростков и молодежи нашего поселка.
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в современных условиях волонтерство является одной из основных форм проявления социальной активности граждан во всем мире. 2018 год объявлен годом волонтеров, одним из приоритетов которого названо системное вовлечение подростков и молодежи в общественную жизнь, развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи.
Исследование проводилось на примере добровольных объединений нашего поселка, в состав которых входили учащиеся МКОУ Кондинская СОШ.
В основу метода решения поставленной цели положен системный анализ и комплексный подход, позволяющие определить главные элементы среди множества взаимосвязанных факторов с целью выявления и осознания основного противоречия указанной проблемы.
Научно-исследовательский проект содержит иллюстративный материал, основан на статистических данных, при выполнении изучены отечественные и зарубежные источники, а также использована информация интернет и официальных сайтов.
Введение
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в современных условиях волонтерство является одной из основных форм проявления социальной активности граждан во всем мире. 2018 год объявлен годом волонтеров, одним из приоритетов которого названо системное вовлечение подростков и молодежи в общественную жизнь, развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда подростков и молодежи. Вместе с тем, показатель вовлечения граждан в добровольческую деятельность пока не превышает 19%, хотя в обществе имеется множество социально значимых задач, реализация которых напрямую связана с развертыванием волонтерского движения.
Актуальность нашего исследования определяется недостаточной разработанностью основ волонтёрского движения в школе.
Целью исследования является изучение влияния волонтерской деятельности на социальную активность школьников.
Объектом исследования является учащиеся 5-11 классов.
Предметом исследования является социальная активность учащихся в волонтерской деятельности.
Ход исследования определялся следующей гипотезой: волонтерское движение может быть рассмотрено как механизм социализации подростков и молодежи.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании ставились следующие задачи:
1. Изучить и обосновать зависимость развития социальной активности учащихся от её участия в волонтерском движении.
2. Уточнить сущность понятия «волонтерское движение» и определить его возможности в развитии социальной активности подростков и молодежи, функции и принципы.
3. Выявить и проверить факторы развития социальной активности подростков и молодежи.
4. Разработать проект программы развития волонтерского движения в школе на 2018-2019 учебный год.
Развитие волонтерской деятельности рассматривалось разными учеными. Некоторые авторы в своих исследованиях делают акцент на социальной активности подростков и молодежи, а волонтерская деятельность рассматривается как ее способ проявления.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования.
Теоретические методы: исторический анализ, понятийно-терминологический анализ, системный анализ. Эмпирические методы: анкетирование, экспертное оценивание, статистические методы обработки данных и проверки выдвигаемой гипотезы.
Исследование охватило несколько взаимосвязанных этапов:
На первом этапе изучалась литература, анализировался опыт работы волонтеров, результаты исследований по проблеме развития социальной активности учащихся.
На втором этапе с целью проверки гипотезы, была организована работа по определению состояния проблемы и выявлению возможностей и перспектив ее решения в условиях волонтерского движения.
На третьем этапе систематизировались и обобщались полученные результаты, уточнялись выводы, и разрабатывался проект программы волонтерского движения в школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: уточнена характеристика понятия «волонтерское движение».
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы и программа волонтерской деятельности могут быть использованы в организации волонтерской деятельности.
1. Социальная активность подростков и молодежи.
Исследуя проблему развития социальной активности подростков и молодежи в волонтерском движении, мы пришли к необходимости ее осмысления в теории и практике.
Анализ научной литературы показал, что разработка вопросов развития социальной активности молодежи всегда была в центре внимания.
Термин «активность» широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причем в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений. Словарь русского языка дает общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельность».
Структура и виды социальной активности будут различными для каждого вида деятельности, т.е. социальная активность может рассматриваться только совместно с определенным видом деятельности. Традиционно выделяют такие виды социальной активности как трудовая, общественно-политическая и познавательная.
Трудовая деятельность может быть направлена как на получение определенного опыта в профессиональной сфере, умений и навыков, направленных на перспективу дальнейшего карьерного роста, так и только на получение заработка независимо от вида деятельности и дальнейших целей.
Социальная активность может стимулироваться под условием внешних и внутренних факторов. Стимулирование социальной активности личности – это процесс создания стройной системы ситуаций и мотивов, включающих в себя общественно ценные цели, оптимальные формы и методы, а так же социально-значимые изменения в личности, проявляющиеся в активной, сознательной и самостоятельной деятельности и поведении.
Сегодня проблема стимулирования социальной активности актуальна для молодежи и детей ввиду нескольких причин. Это и потребность в общении, потребность в самореализации, потребность в самостоятельной деятельности. Однако, целью социальной активности подростков и молодежи может быть результат деятельности и общения, когда они являются средством для достижения узко-личностных целей. Как показывают исследования прошлых лет, мотив благополучия был в числе основных мотивов участия подростков и юношей в общественной работе в школе (тимуровская работа). Существуют различные подходы к определению форм социальной активности. Наиболее распространенные и выделяемые формы социальной активности можно определить следующим образом: участие в различных культурно-досуговых мероприятиях; участие в жизни своего поселка, работа волонтером, проведение благотворительных акций; организация мероприятий в школе.
Степень социальной активности можно определить, сопоставляя следующие характеристики субъектов:
мобильность (считая подростков и молодежь наиболее социально активной);
разнообразие способов и сфер действия;
сознательность осуществляемых действий, приобретающих свойства общественно значимых поступков;
использование опыта других волонтеров, что помогает расширить объем и усилить интенсивность преобразующей деятельности;
привлечение сил друзей и знакомых для достижения общественно значимых целей;
творческий потенциал, обеспечивающий генерацию новых способов преобразования природы и общественных отношений.
К одной из наиболее распространенных форм социальной активности подростков и молодежи относится волонтерская деятельность.
Добровольчество, как осуществление благотворительной деятельности в форме бескорыстного труда, содействует: подготовке подростков и молодежи к жизни в условиях меняющегося общества, формированию личности, способной адаптироваться к социально-экономическим переменам, устойчивую к воздействию негативных факторов внешней среды. Социальная активность подростков и молодежи, участие в волонтерских движениях может способствовать развитию социальной работы с различными категориями населения.
2. Волонтерская деятельность: основные характеристики
История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста. Она может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных на преодоление последствий стихийного бедствия, урегулирование конфликтных ситуаций, искоренение бедности.
Добровольная помощь включает в себя действия, предпринимаемые на местном, общенациональном и международном уровнях, а также на уровне международного сообщества в целом, которые осуществляются, невзирая на границы.
Вовлеченность в добровольчество не имеет религиозных, расовых, возрастных и даже политических границ. Многочисленные транснациональные платформы и сети добровольческих некоммерческих организаций привлекают в свои проекты и программы свыше сотни миллионов людей ежегодно.
Волонтер - человек, действующий по доброй воле, а не из материального или финансового интереса или под воздействием внешнего социального, политического или экономического давления.
«Волонтеры (от англ. volunteer - доброволец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно, как в государственных, так и частных организациях медицинской, образовательной сферы, либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих организаций… Волонтеры в современном значении этого слова - это члены общественного объединения социальной направленности».
Основные характеристики, присущие волонтерской деятельности:
Вознаграждение. Волонтер не должен заниматься волонтерской деятельностью главным образом с целью получения финансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы.
Добрая воля. Хотя мотивация участия в волонтерской деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.
Приносимая польза.
Организационная структура. Волонтерство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, общественных или частных организациях.
Неорганизованное волонтерство - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений, аренда оборудования или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах.
Организованное волонтерство осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе, и, как правило, более систематично и регулярно.
Степень участия. Хотя в большинстве случаев степень вовлечения в волонтерство постоянна, все же оно может осуществляться с различной степенью участия - от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности.
Выделяют несколько различных видов волонтерства:
Взаимопомощь или самопомощь. Люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или сообщества.
Благотворительность или служба на благо других. Первичным бенефициарием является не участник группы, членом которой является волонтер, а третья сторона.
Участие и самоуправление. Роль отдельных лиц в процессе управления - от представительства в совещательных органах правительства до участия в местных проектах развития.
Просвещение или пропаганда каких-либо вопросов, касающихся определенных групп общества.
Мотивы участия в волонтерской деятельности основываются на ряде потребностей личности, которые группируются следующим образом:
1) потребность в признании - люди хотят, чтобы их работа или проявленные способности высоко оценивались другими;
2) потребность в достижении - людям нравится ощущать, что они выполняли что-то важное;
3) потребность в самоконтроле - многим людям хочется ощущать себя независимыми, чувствовать, что они несут ответственность за свою жизнь и поступки;
4) потребность в разнообразии - людям, как правило, надоедает делать одно и то же;
5) потребность в росте - люди стремятся к развитию, расширению и обогащению своего опыта, знаний и повышению своего жизненного статуса;
6) потребность в общении - потребность человека принадлежать какой-то группе, быть признанным, любимым, сотрудничать с другим человеком или группой. Для этих людей важно работать в команде, получать групповые задания;
7) потребность в развлечении - хотя это может показаться несерьезным, но потребность в развлечении и приключениях очень сильна, иногда сильнее всех остальных;
8) потребность быть единственным - это потребность чувствовать себя особенным и значимым.
На основании исследований мотивации добровольцев можно выявить некоторые тенденции: подростки и молодежь стремится получить какие- либо нефинансовые выгоды, люди среднего возраста хотят работать в хорошо организованной группе, а старшее поколение - получить эмоционально-психологический комфорт.
Для удовлетворения потребностей той или иной группы необходимо и достаточно более или менее длительное участие в волонтерской деятельности. Ключевым моментом в работе с таким добровольцем будет совместное планирование деятельности, а стилем взаимоотношений - равноправное партнерство. Характерные черты добровольца на добрый срок: преданность идее или организации, которая позволяет ему испытать чувство сопричастности; такой волонтер, как правило, находит работу сам либо «растет» внутри организации, стремится самостоятельно определять расписание и продолжительность своей работы, приспосабливает свое время и расход сил так, чтобы достигнуть успеха в решении проблемы «глобального » характера.
В качестве черт характера, которые наиболее часто наблюдаются у людей, занимающихся волонтерской деятельностью выступают: честность, порядочность, доброжелательность, стремление к знаниям, искренность, справедливость, милосердие, целенаправленность, ответственность, великодушие, щедрость, смелость, толерантность, чувство юмора, аккуратность, порядочность, тактичность, сочувствие, уравновешенность, независимость, инициативность, позитивное мышление, вера в себя, пунктуальность, умение доверять, благодарность, терпеливость, убеждённость, оптимизм.
Волонтерская деятельность - это путь самопознания и самопроверки. Поэтому в добровольной работе принимают участие различные категории волонтеров.
Согласно возрасту, социальной роли и социального статуса можно выделить следующие группы добровольных помощников:
Дети и подростки. Для подростков главной причиной участия в волонтерской деятельности есть возможность самоутвердиться в глазах сверстников, родителей, учителей, желание найти новых друзей, возможность общения со сверстниками, возможность приобрести новых навыков и знаний и проведения собственного досуга.
Профессиональная квалификация волонтеров-подростков обычно достаточно низкая, однако они обладают иными качествами и способностями, поэтому эта категория волонтеров является незаменимой в практической деятельности.
Волонтеры-специалисты - это психологи, педагоги, социальные педагоги, социальные работники, юристы, врачи.
Студенты различных учебных заведений разного типа в подавляющем большинстве работают как волонтеры в организациях во время прохождения практики.
Родители.
Итак, волонтером может быть человек, любого пола и возраста, с любым образованием, или без нее, которая способна чувствовать определенные потребности других людей и на добровольных началах помогать им.
Принципами добровольческой деятельности являются:
1) добровольность: волонтером можно стать только по желанию.
2) независимость: возможность принимать собственные решения.
3) единство: много идей, но одна цель.
4) универсальность: равные возможности каждого.
5) неординарность: полет фантазии не ограничен.
6) заинтересованность: волонтерство - это работа, за которую не нужно платить, потому что в ней самой содержится вознаграждение.
Таким образом, для развития волонтерского движения необходим ряд условий:
- наличие группы единомышленников, выступающих инициаторами и координаторами волонтерской деятельности;
- учет специфики мотивационной структуры добровольцев по отношению к участию в волонтерской деятельности;
- обеспечение благоприятного морального климата, престижности, создание «моды» на волонтерское движение;
- использование значимой для добровольцев деятельности как основы волонтерства;
- использование волонтерства как способа повышения социального статуса человека.
Сегодня добровольцы - это люди, которые не ограничиваются оплачиваемой работой и исполнением обычных житейских обязанностей, а расходуют время и силы на дела, не приносящие им материальной выгоды. Они делают это потому, что их работа полезна другим, а также приносит удовлетворение им самим.
Положительные моменты организации волонтерской деятельности студентов заключается также в следующем:
1) подростки и молодежь чувствуют, что с ними считаются и предоставляют им известную свободу;
2) они работают с более четкой мотивацией и большей отдачей;
3) им удается избежать неприятного чувства, которое возникает всякий раз, когда их заставляют заниматься чем-то против их воли.
Анализ социальной активности подростков и молодежи МКОУ Кондснская СОШ.
С целью изучения социальной активности и волонтерской деятельности подростков и молодежи было проведено исследование. В исследовании приняли участие 196 учащихся 5-11 классов.
В процессе исследования полученная информация была обработана и изучена при помощи анализа.
Свои определения «волонтерской деятельности» учащиеся строили на основе «помощи нуждающимся». Ключевые слова «благо», «благотворительность», «безвозмездный».
Основными качествами, присущими волонтеру, должны быть: доброжелательность, ответственность, умение общаться с детьми и взрослыми (общительность), активность, терпимость, толерантность.
Возросший интерес среди молодежи к добровольческой деятельности, говорит о необходимости изучения и совершенствования системы привлечения студентов к волонтерской деятельности и о необходимости их последующего сопровождения.
По результатам индивидуальных бесед, анкетирования и интервью с людьми пожилого возраста и инвалидами - клиентами центра социальной защиты, выявлено, что волонтерская помощь, является необходимым и значимым элементом жизнедеятельности, повышению социальной активности подростков и молодежи.
Таким образом, полученные данные показали необходимость организации и вовлечения подростков в волонтерскую деятельность с целью решения следующих задач: повышение уровня социальной активности учащихся; формирование готовности к осуществлению волонтерской деятельности. Мы видим, что потенциал для развития волонтерского движения в школе существует.
Успех выполнения всех вышеперечисленных технологий зависит от работы руководителя волонтерского движения.
Заключение.
Во всем мире волонтерская деятельность давно получило широкое распространение.
В топ-пять добровольческой деятельности преобладают занятия, направленные на восстановление окружающей среды, заботу о природе: озеленение, уборка территорий, помощь бездомным животным и заповедникам. Также к наиболее популярным видам добровольчества относятся благотворительность и целенаправленная помощь социально незащищенным категориям граждан.
Итак, в рамках представленной работы был проведен анализ отношения учащихся к волонтерской, общественной деятельности, сделана попытка объяснить сложившуюся ситуацию в молодежной среде.
Для решения вышеперечисленных проблем нами были предложены следующие мероприятия: 1) разработка положения о волонтерской деятельности, 2) создание проекта программы волонтерского движения.
В целом, волонтерская деятельность позволяет человеку не только стать профессионалом в той или иной деятельности, предоставляя почву для самореализации и самоорганизации, являясь источником интересного досуга и социальных связей, но и способствует реализации одной из главных задач инновационного образования - актуализация "человеческого в человеке".
Список используемой литературы
Злая мать и добрая тётя
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Рисуем лошадь акварелью
Три орешка для Золушки
Снежная сказка