Данная работа представляет ученическую исследовательскую работу на научно-практиеской конференции естественно-математического цикла.
Многими славными именами по праву гордится Россия, но имя М.В. Ломоносова стоит особняком. На уроках мы часто говорим о жизни и научных открытиях великого учёного, мыслителя, государственного деятеля, но нами был проведен опрос среди учеников и сотрудников школы, и выяснилось, что ни так много мы знаем об этом человеке, как он того заслуживает
Поэтому объектом нашего исследования мы выбрали биографию и научную деятельность Михаила Васильевича Ломоносова.
Цель нашей работы:
-узнать побольше фактов из его жизни, понять какие качества помогли Михаилу Васильевичу добиться таких успехов и результатов.
- выяснить предпосылки воспитания патриота – гражданина своего Отечества на основе познания ценного жизненного опыта прошлых поколений (через жизнь и деятельность М.В. Ломоносова).
Задачи исследования:
- выяснить, что повлияло на становление характера М.В Ломоносова.
- рассмотреть информацию о том, какую научную деятельность вел М.В. Ломоносов
- научиться работать с научными материалами; Интернет-ресурсами, онлайн-сервисами;
- сохранить полученный материал в электронном варианте.
Методы: анализ научной литературы, моделирование интерактивного плаката.
Практическая значимость моего исследования
– способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению школьных предметов;
- развитие творческих и ораторских способностей.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchn.-prakt.konf_._fevral_2023estestv-mat.tsikl_.doc | 69 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №6»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Научно-практическая ученическая конференция
«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух..».
Тема работы:
М. В. Ломоносов глазами современного школьника.
Выполнил: | Артем Дмитриевич Елизаров,11б класс МКОУ «В(С)ОШ №6» |
Руководитель: | Дмитрий Владимирович Гончаров, учитель информатики МКОУ «В(С)ОШ №6» |
Энгельс, 2022-2023 учебный год
Содержание
Список используемой литературы: 7
Введение.
Более трех столетий прошло с того времени, когда жил и творил замечательный сын русского народа – М. В. Ломоносов.
Простой русский человек, сын архангельского крестьянина – помора, он поднялся до таких высот науки и культуры, о которых никто из его предшественников не мог и мечтать.
Короток жизненный путь Ломоносова. Но за это время он совершил столько научных открытий, осуществил столько изобретений, что трудно найти во всей предшествующей мировой истории другого человека таких огромных и плодотворных дерзаний, творческих подвигов.
По силе мысли, глубине знаний, разносторонности творчества Ломоносов не знал себе равных в предшествующей истории человечества, да и на протяжении последующих веков. В его жизни и делах воплощены лучшие черты русского народа.
Ломоносов был рожден в России, жил для России и все свои силы, знания и помыслы отдал России.
Многими славными именами по праву гордится Россия, но имя М.В. Ломоносова стоит особняком. На уроках мы часто говорим о жизни и научных открытиях великого учёного, мыслителя, государственного деятеля, но нами был проведен опрос среди учеников и сотрудников школы, и выяснилось, что ни так много мы знаем об этом человеке, как он того заслуживает
Поэтому объектом нашего исследования мы выбрали биографию и научную деятельность Михаила Васильевича Ломоносова.
Цель нашей работы:
-узнать побольше фактов из его жизни, понять какие качества помогли Михаилу Васильевичу добиться таких успехов и результатов.
- выяснить предпосылки воспитания патриота – гражданина своего Отечества на основе познания ценного жизненного опыта прошлых поколений (через жизнь и деятельность М.В. Ломоносова).
Задачи исследования:
- выяснить, что повлияло на становление характера М.В Ломоносова.
- рассмотреть информацию о том, какую научную деятельность вел М.В. Ломоносов
- научиться работать с научными материалами; Интернет-ресурсами, онлайн-сервисами;
- сохранить полученный материал в электронном варианте.
Методы: анализ научной литературы, моделирование интерактивного плаката.
Практическая значимость моего исследования
– способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению школьных предметов;
- развитие творческих и ораторских способностей.
Основная часть.
Биография.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово),расположенной на острове на Северной Двине в Архангельской губернии. Почти все Ломоносовы деревни жили одной артелью, мужчины сообща выходили в море — промысел в суровых северных морях был нелёгким и опасным делом, но он служил главным источником благосостояния Ломоносовых. Михаил начал помогать отцу с десяти лет, выходя на промысел в Белое море и до Соловецких островов.
Узнав, что отец хочет женить его, Михаил Ломоносов решил бежать в Москву. В декабре 1730 года он тайно ночью покинул дом и отправился вместе с караваном с рыбой в Москву. Путешествие до Москвы заняло три недели, и в начале января 1731 года Ломоносов прибыл в Москву. С собой он взял только одежду и две книжки — «Грамматику» и «Арифметику»
Отправляясь в Москву, Михаил Ломоносов уже был вполне грамотен, чтобы поступить в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Однако, чтобы быть зачисленным в это известное учебное заведение, Ломоносову пришлось подделать документы и выдать себя за сына холмогорского дворянина.
На момент поступления в академию М.В. было 20лет, он был самым старшим, что вызывало много усмешек и издевательст в его адрес со стороны одноклассников, кроме того на проживание ему выдавалось всего 3 копейки в день, которых едва хватало на жизнь Но несмотря ни на что М.В. за 5 лет окончил 12-ти летний курс обучения и как один из лучших выпускников был отправлен на учебу за границу.
После возвращения из-за границы М.В. был зачислен в Петербургскую Академию наук, где вел очень активную научную деятельность в области химии, физики, астрономии, метеорологии, став профессором химии, читал лекции, писал стихи, оды и многое др., сделал много научных открытий, изобретений, которые актуальны и в наше время.
Но, научные труды не уменьшили физической силы Ломоносова и его крутого нрава, чему есть много свидетельств его современников. Однажды его рукоприкладство даже стало причиной суда и непродолжительного заключения. Другой случай стал поводом для исторического анекдота, когда вечером на Васильевском острове на него напали три матроса. В ходе схватки, он обратил двоих из них в бегство, а оставшегося повалил на землю и стал требовать, чтобы тот «открыл ему, как зовут двух других разбойников и что они хотели с ним сделать». Услышав, что матросы хотели просто ограбить его, Ломоносов закричал: «Каналья, так я же тебя и ограблю!» — после чего отобрал одежду грабителя и принёс её в качестве трофея себе домой.
Другой исторический анекдот связан с литературными талантами Ломоносова. В 1748 году Ломоносов написал оду в честь годовщины восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны. За это он был награждён двумя тысячами рублей, но в казне на тот момент были только медные деньги, и награда была выдана именно ими. Чтобы получить «литературную награду», Ломоносову потребовалось два воза, куда он и погрузил медные деньги.
Все свои открытия и достижения М.В. смог свершить благодаря своим труду, увлеченности и уважения к математике вот что он говорил об этой науки:
Умер М.В. 4 апреля 1765 г и похоронен в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре
В результате своей работы я понял, что М.В. это тот человек, который не отступает от своих целей и добивается их несмотря ни на что. На него стоит равняться и брать пример.
Научная деятельность.
Объектом моего исследования я выбрал научную деятельность Михаила Васильевича поскольку меня всегда интересовали опыты и изобретения, а еще мне стало любопытно почему Пушкин сказал о нем:
«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»
Помимо того, что М.В. в 1748 основал при Академии Наук первую в России химическую лабораторию. По инициативе Ломоносова был основан Московский университет (1755).
Он вел такую научную деятельность, что наверно, ни одна наука не прошла мимо него.
Одним из выдающихся достижений Ломоносова стала его корпускулярно-кинетическая теория тепла, где он предвосхитил многие гипотезы и положения теорий строения материи, ставшие актуальными лишь сто лет спустя. В своих работах в 1740-ых годах он утверждает, что все вещества состоят из корпускул — молекул, которые, в свою очередь, являются «собраниями» элементов — атомов.
Михаил Ломоносов создал более десятка принципиально новых оптических приборов. По словам академика С. И. Вавилова, Ломоносов был «одним из самых передовых оптиков своего времени и, безусловно, первым русским творческим опто-механиком».
Одно из важнейших изобретений Ломоносова это «ночезрительная труба», которая в сумерки позволяет четче рассматривать предметы и сконструировал зеркальный телескоп.
Эти приборы использовались им и для астрономических наблюдений. 26 мая 1761 года, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, Ломоносов обратил внимание на «тонкое, как волос, сияние» вокруг планеты — что было объяснено им как наличие атмосферы у Венеры. Это явление наблюдалось во всём мире, но только Ломоносов обратил на него внимание и правильно интерпретировал.
Исследуя небо с помощью своих приборов, Ломоносов отстаивал идею бесконечности Вселенной, множества миров в её глубинах. Ломоносов высказал правильную догадку о вертикальных течениях в атмосфере. Правильно указал на электрическую природу молний, полярных (северных) сияний и оценил их высоту. Это было совершенно новое объяснение природных явлений- первый шаг к разгадке их реальной сущности. Он попытался разработать эфирную теорию электрических явлений и думал о связи электричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально.
В 1750-ых годах Ломоносов развивает теорию электричества, активно изучая электричество атмосферное — то есть молнии. В ходе этих совместных с Г. В. Рихманом исследований был разработан первый электроизмерительный прибор экспериментального наблюдения — «электрический указатель», а также «Громовая машина» для стабильного наблюдения электричества, содержащегося в атмосфере при любой погоде. С этим связана одна из научных трагедий: 26 июля 1753 года во время опытов Г. В. Рихман был убит ударом молнии, что было использовано противниками учёных в Академии наук.
Ещё одной дисциплиной, основателем которой является Ломоносов, является наука о стекле. Создав в 1748 году Химическую лабораторию, первую научно-исследовательскую лабораторию в России, он начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, в частности стёкол.
Здесь он провёл свыше четырёх тысяч опытов и разработал технологию цветных стёкол, которую затем применил в промышленной варке цветного стекла и для создания изделий из него. Одновременно с этим Ломоносов занимался разработкой собственной теории света и цвета.
Первой мозаичной картиной, работы самого Ломоносова, был образ Богоматери, на который пошло более 4000 кусков стекла, поднесенный 4 сентября 1752 года Елисавете. Воодушевленный успехом, Ломоносов представил вскоре проект мозаичной фабрики, а затем — стеклянного завода,
Некоторые из картин до сих пор украшают музеи. Например, картина Петра 1
или огромная картина Полтавская Баталия
В настоящее время этот драгоценный образчик русского мозаичного искусства,после многихпревратностей, реставрирован и находится в музее Общества по-ощрения художеств .
Заключение:
После проведенного исследования я убедился в том, что Александр Сергеевич был целиком и полностью прав в своем сравнении. Михаил Васильевич это кладезь знаний, фундамент многих наук и действительно наш "университет". Это был яркий и независимый ум, взгляды которого во многом опередили эпоху. Но признание пришло к нему слишком поздно. Непрерывная работа в тяжёлых условиях, постоянное напряжение сил, связанное с борьбой против “недругов наук российских” надломило силы и здоровье учёного. Он скончался, не прожив и 54 лет.
Это был многогранный учёный, оставивший яркий след в разных областях науки, техники, литературы и искусства. Смерть Ломоносова была невосполнимой утратой для русской науки, так как гений его вторгался во все области человеческого знания. Ему не удалось полностью реализовать свои ошибочные научные замыслы, но того, что он сделал, оказалось достаточно, чтобы обеспечить ему почётное место в науке.
Список используемой литературы:
Рыжие листья
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
О чем поет Шотландская волынка?
Два плуга
Сила слова