Театр возвращает нас к красоте и неповторимости настоящего мира. Он учит через своё волшебство жизненной мудрости. В театре человек становится более открытым и сопереживающим. Вот почему так важно соприкасаться с театральным искусством.
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа "Этот удивительный мир театра теней" | 49.88 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 47 имени К. В. Благодарова»
Ленинского района города Саратова
Проектная работа на тему:
«Этот удивительный мир театра теней»
Работу выполнила:
учащаяся 3 «Б» класса
Костяева Дарина
Научный руководитель:
учитель начальных классов
Кюрджиева Н. А.
Саратов 2023
Оглавление
Введение……………………………………………………………3
Историей театра теней
Театр теней в древнем Китае……………………………..………4-6
Театр теней в древней Индии………………………..……….…..6-8
Театр теней в наше время……………………….............…….….8-9
Технология театра теней
Способы получения изображения………………………..….…...10
Спецэффекты………………………………...………..…………...11
Выполнение практической работы
Создание кукол-марионеток и декораций ............................…...12
Создание изображения на экране .................................................12
Постановка и съемка спектакля «Курочка Ряба» ..........................13 Заключение…………………………………………………..…..….14
Список литературы ………………………………………….....…..15
Приложения…………………………………………………..……..16-26
Введение
Она есть у каждого из нас, но мы часто её не замечаем. Всё куда-то спешим и торопимся, а она, как преданная подруга, неотрывно следует за нами. Наверное, вы уже догадались о чём это я, о тени. Люди давным-давно старались её «приручить» и театры теней в этом достигли успеха, им удалось создать атмосферу, в которой «молчаливые создания» правят балом!
Мерцают свечи, тихо гаснет день,
Театр теней готовит представление:
Прочь занавес, на сцене Леди-Тень
Чарует нас внезапным появлением…
Я очень люблю театр и весь этот волшебный процесс создания спектакля, когда появляется чудо. На каникулах мы всей семьей ходили на представление театра теней. Я очень заинтересовалась им. Само название – «Театр теней» таит в себе загадку, притягивает к себе магией недосказанного, как и всякий театр. Театр теней по-прежнему привлекает внимание. И это в век телевидения и компьютеров! «А почему бы не создать проект о теневом театре?» - подумала я. Это же так познавательно и интересно! И началась моя увлекательная работа!
Цель:
Сначала я определила для себя цель:
- узнать как можно больше о теневом театре и создать свой театр теней
Затем поставила следующие задачи:
- найти и изучить информацию о происхождении искусства театра теней, используя разные источники;
-изучить возможности создания изображения на экране;
- создать куклы-марионетки и макет сцены теневого театра для настольного спектакля;
-разыграть теневой спектакль по собственному сценарию.
Потом я выдвинула гипотезу.
«Получится ли у меня создать свой собственный театр теней, и будет ли он обладать магией притягательного?»
Актуальность работы
Театр возвращает нас к красоте и неповторимости настоящего мира. Он учит через своё волшебство жизненной мудрости. В театре человек становится более открытым и сопереживающим. Вот почему так важно соприкасаться с театральным искусством.
История театра теней
Театр теней в Китае
Театр теней - очень удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Театр теней родился в Китае и живет по сей день. С его помощью создаются удивительные театральные зрелища.
Театр теней – один из видов китайского народного искусства. В древнем Китае для развлечения и религиозных целей использовали театр теней. Действие происходило на специальном экране. Его сопровождали музыка и звуковые эффекты. (Приложение 1)
Легенда гласит, что Император Уди (156-87 до н.э.) из династии Западная Хань был подавлен смертью своей любимой наложницы Ли, умершей от болезни. Император скучал по ней так сильно, что потерял желание царствовать. Однажды, министр увидел детей, играющих с куклами, которые отбрасывали яркие тени на пол.
Вдохновленный этим, министр сделал из бумаги куклу — умершую наложницу императора, чтобы помочь ему преодолеть грусть. Когда наступила ночь, он пригласил императора посмотреть на это. Кукла отбрасывала тень на занавеску. Император был в восторге. Этот рассказ записан в официальной книге истории, считается, что именно с этого момента началась история китайского театра теней.
Говорят, что монгольские воины, которые завоевали Китай в 13-м веке, очень любили смотреть представления театра теней в своих лагерях. Они принесли этот вид искусства с собой на территорию Оттоманской империи, откуда после он распространился в соседних регионах.
Представление театра теней распространены в восточной части провинции Ганьсу. Театр теней особенно популярен в районе "географического треугольника", куда входят провинции Шаньси, Шэньси и Нинся-Хуэский автономный район.
Театр теней восточной Ганьсу получил широкое распространение при династиях Мин и Цин, т.е., в XIV – XIX веках. Фигурки для театра теней в этих местах особенно красивы, сделаны с большим вкусом.
Материалом для изготовления марионеток театра теней восточной Ганьсу служила черная кожа молодых буйволов. Такая кожа достаточно тонкая, но прочная и гибкая. Для подготовки материала для будущей куклы нужно, прежде всего, сбрить шерсть, высушить кожу до состояния прозрачности. Именно тогда на подготовленную кожу наносится эскиз для будущей фигурки, которая вырезается при помощи ножей и ножичков разного размера и формы, а потом – раскрашивается.
Цвет фигурки не должен быть монотонным, кукла может быть однотонной, яркой или очень пестрой. Ключевым и наиболее сложным элементом изготовления считается утюжка, которая производится после вырезания и окраски. Когда подготовительный этап пройден, отдельные детали соединяют вместе, и кукла полностью готова.
В театре теней особенно важно создание эффекта движения, ведь все тело куклы может свободно двигаться. Куклы двигаются на фоне мелодичного напева, во всем действе чувствуется глубокий национальный колорит.
Театр теней Шэньси отличается своей простотой, и одновременно обладает тонким художественным стилем. Фигурки-персонажи для театра теней Шэньси вырезаны очень красиво и живо. Для создания фигурки применяется как ажурная резьба, так и изготовление простых деталей, поэтому в облике персонажа присутствует синтез сложного и простого. Все части фигурок и декорации украшены различными узорами. Таким образом, все детали не только в отдельности, но и в целом создают единую великолепную картину.
Театр теней северной Шаньси отличается своей нормативностью. По художественному стилю и способам изготовления фигурок он похож на театр теней провинции Шэньси. Многие мелкие украшения, которые трудно поддаются вырезке, изящно нарисованы. Куклы театра теней провинции Шаньси разноцветные, раскрашены в ярко-красный, ярко-зеленый и оранжево-желтый цвета. Благодаря умелому сочетанию цветов, фигурки получаются красивыми, изящными, они могут храниться долгое время, такие куклы не подвержены деформации.
Фигурки и декорации театра теней южной Шаньси отличаются своеобразным характером изображений, которые символизируют благопожелания: счастье, долголетие и др. Такие фигурки украшены благопожелательными сюжетами, которые также характерны для архитектуры, орнаментики керамических изделий и фарфора. Эти сюжеты сулят богатство, долголетие их владельцу, а также всем зрителям.
В последние время много выдающихся произведений театра теней, одно за другим вывозят за границу, где они становятся экспонатами частных коллекций и зарубежных музеев. К счастью, в Китае продолжают свое существование внушительная группа китайских художников, которые ежегодно радуют новыми образами и историями. Силой и верой этих художников театр теней продолжает развиваться и сохранять свои традиции для потомков.
Более того современные китайские мастера используют пластик, освещение, управляемое компьютерными программами, современные краски и звук. Они также могут создавать персонажи, которые полностью управляются компьютерами. Мастерам кукольного театра теней трудно соперничать с современными развлекательными средствами, но, по крайней мере, те новые технологии, которые они используют, помогают им оставаться интересными для многих зрителей в Китае и других странах.
Театр теней Индии
Считается, что театр теней возник три тысячелетия назад в Юго-Восточной Азии и постепенно проник в Индостан. Театр теней очень популярен в Андхра-Прадеше, Карнатаке, Керале и Ориссе. Традиционно теневые куклы Ориссы и Кералы черно-белые. А в Карнатаке и Андхра-Прадеше цветные.
Тхолу боммалата является традиционным видом театрального искусства в Андхра-Прадеше. Дословно тхолу означает «кожа», а боммалату — «танец куклы». Не имея постоянного места жительства, бродячие кукловоды тхолу боммалата странствуя по штату, дают представления, показывают акробатические номера, а также гадают, продают украшения и починяют утварь. Местные жители называют их гомберамы.
Традиционные классические куклы тхолу боммалата изготавливают из кожи, окрашенной растительными красителями. В наши дни их вырезают даже из пленки для рентгеновских снимков. Размер готовых фигур достигает почти метровой высоты. Руки и ноги кукол подвижны. Сами куклы управляются с помощью прикрепленных к ним палок. Простой белый экран становится центром представления, рассказывающего истории из «Рамаяны», «Махабхараты» и местных преданий.
Тогалу гомбията — представление театра теней в Карнатаке. Ранее это был религиозный ритуал подношение богам с мольбой о дожде или защите от болезней. Сегодня тогалу гомбията лишь средство развлечения. Основными сюжетами являются истории из «Рамаяны» и «Махабхараты». По традиции спектакли начинаются поздно вечером и длятся до утра. Куклы для постановок изготавливаются из козьей кожи и раскрашиваются в яркие цвета. Этот театр теней можно увидеть во многих деревнях Карнатаки, но все же, как и все традиционное, он утрачивает свое значение, уступая место современным тенденциям, таким как телевидение, интернет и тд.
Тхолпавакутху— это форма теневого театра в штате Керала. Считается, что это искусство возникло в IX в. Тхолпавакутху — сугубо религиозный ритуал, посвященный Бхадракали, который проводят в многочисленных храмах Деви (Дурги). Спектакль представляет собой полную версию «Камба-Рамаяны» — тамильского варианта «Рамаяны». Постановка идет как на тамильском языке, так и на санскрите, а также на малаялам и длится 21 день по 9 часов. Но есть и более длинные версии, длящиеся до 70 дней, что зависит от традиций храма, где проходят эти постановки. По традиции, представление начинается вечером и заканчивается на рассвете. В этом театральном ритуале задействовано от 180 до 200 марионеток, что требует присутствия около 40 артистов. Куклы с подвижными руками и ногами, как правило, чуть больше метра в высоту. Их изготавливают из козьей кожи. Тхолпавакутху, как и многие традиционные виды искусства попал под угрозу исчезновения. До недавнего времени только несколько семей общины пулавар продолжали эту традицию. Лишь благодаря поддержке правительства, внедрению современных тем в репертуар и сокращению времени спектакля удалось немного улучшить эту ситуацию. Сегодня спектакли идут не только в храмах, но и в колледжах, а также на Международном кинофестивале в Керале.
Равана чхайя. Орисский театр теней именуется Равана чхайя, что дословно означает «тень Раваны». Это самый примитивный из всех сохранившихся в Индии театров теней. Равана чхайя была широко распространена в сельской местности, жители которой относились к ней как к ритуалу, способному предотвратить стихийные бедствия и болезни. Сюжет спектакля — это краткая версия знаменитого эпоса «Рамаяны» на слова средневекового орисского поэта Вишванатха Кхунтии. Небольшого размера марионетки изготавливают из оленьей кожи и крепят на бамбуковые палки. Куклы монохромны, их конечности неподвижны. В спектакле используется около 700 фигурок. Зачастую в постановках события, описанные в эпосах, пересекаются с нашим временем. Представление, длящееся 7 дней, показывают по ночам под ритмичную народную музыку, декламацию рассказчика и пение двух певцов. В последнее время раваначхайя стала быстро терять свою популярность. В связи с этим, Национальным центром искусств имени Индиры Ганди были предприняты немалые усилия для поддержания и возрождения этого вида искусства. (Приложение 2)
Театр теней в наше время
В наше время театр теней уже не столь популярен, как раньше, он постепенно вытесняется новыми, более современными видами театрального искусства. Тем не менее, он продолжает жить и все более совершенствуется с учетом появления новых технологий и возможностей. В Китае даже было предложено взять этот вид театрального искусства под охрану ЮНЕСКО, чтобы сохранить для будущих поколений культурное наследие наших предков.
Современные представления театра кукол разнообразны по стилю и имеют свои особенности. Но главная функция их всех — развлекательная. Привлечь, заинтересовать зрителя этим видом театрального творчества и навсегда сделать его поклонником театра теней - вот главная задача каждого художника-постановщика.
Самые известные театры теней:
«Тень» — московский театр теней, кукол и синтетического жанра, основанный в 1988 году. Именно в этом году его руководители Майя Краснопольская и Илья Эпельбаум открыли двери для публики своим первым спектаклем.
Вместе они открыли первый в России частный семейный театр, который вскоре стал московским муниципальным. Театр «Тень» работает в разных жанрах, каждый следующий спектакль не похож на предыдущий. История театра началась с теневого спектакля «Волшебная дудочка», который с успехом шел в России и за рубежом.
На представлениях в этом театре можно увидеть не только театр теней. Здесь можно увидеть теневые, кукольные, драматические, музыкальные спектакли и синтез всех этих жанров. В постановках широко используются разнообразные театральные и околотеатральные техники, видеопроекция, анимация и пр. Одним из излюбленных приёмов является мистификация. Театр любит экспериментировать и придумывать собственный театральный язык.
Театр неоднократно удостаивался высшей театральной премии Золотая маска, а также был лауреатом международных театральных фестивалей.(Приложение 3)
Немецкий театр танца «Helianthus (Подсолнечник)» считает, что любое явление природы может быть изображено при помощи игры теней, созданных телами танцовщиков и искусной хореографией. В 2014 году танцевальная труппа, покорила зрителей по всей Европе, показав теневое шоу «Фантастические тени». Выдающиеся акробаты и художники театра танца Helianthus вдыхают жизнь в тени, и воплощение задуманного требует уникального мастерства и совершенства физической формы.
Артисты дали новую жизнь театру теней — заменили бумажные фигуры на человеческие тела, использовали новые технологии, в частности, проекторы, которые позволяют создать более красивый и четкий силуэт тени. (Приложение 4)
Московский детский театр теней «Конёк-горбунок». Основателями, вернее основательницами Московского детского театра теней в июне 1944 года стали художник Екатерина Зонненштраль и режиссер Софья Свободина. Именно они, работая в Московском отделении ВГКО, вместе с актерами - энтузиастами, были инициаторами создания профессионального теневого театра. До конца 50-х годов театр работал только с проекционной куклой, дающей на экране черный силуэт, что всегда очень эмоционально выразительно и даже эстетически изысканно, а в выборе репертуара он опирался на произведения зарубежной и русской классической литературы. (Приложение 5)
Технология театра теней
В 20-х годах ХХ века широкое применение и распространение получило так называемое "живое кино" - своего рода публицистические программы, основанные на использовании принципа "театра теней". В современной культуре мало используют это яркое, живое, выразительное средство театрализации. При этом теряется как методика, так и технология организации подобных программ. Теперь уже говорят о сложностях использования принципа "театра теней". Однако это не так. Современные технологии дают все необходимые предпосылки для возрождения этого вида световой проекции.
Технология теневой проекции довольно проста и доступна. Для ее реализации необходимы три основных элемента:
1. Экран нужен просвечивающийся. Можно использовать тонкую ткань или кальку. С появлением широких полиэтиленовых пленок различного качества изготовление экрана перестало быть проблемой.
2. Освещение экрана, т. е. источник света. В качестве источника света могут быть использованы различные театральные светильники, прожектора. При использовании прожекторного освещения зритель видит тень, отбрасываемую исполнителем или предметом на полотно экрана, на просвет.
3. Источник тени, т. е. человек или какой-то предмет. (Приложение 6)
Способы получения изображения.
Получать изображение на экране можно различными способами. «Артистами» театра теней могут быть самые разные объекты. Самый простой вариант, известный всем с детства это изображения животных полученные при помощи кистей рук. (Приложение 7) Чаще всего в театрах теней встречаются персонажи, выполненные из картона, кожи, пластика и т.п. материалов. Они могут быть непрозрачными или полупрозрачными. Главное чтобы материал был достаточно лёгким и удобным в обработке.
Спецэффекты
При помощи тени и света в таком театре можно использовать различные спецэффекты.
1. Тень может расти, если удалять исполнителя от экрана, и уменьшаться, если приближать его к экрану.
2. При использовании двух прожекторов получают две тени от одного объекта, при трех — три и т. д.
3. Чтобы получить тень нужного света, в прожектор ставят светофильтр. А если во все три используемые прожектора поставить разного цвета светофильтры, то получим от одного объекта три тени разного цвета.
Более того, если два прожектора с разными цветами света установить на легкие тележки и начать их развозить друг от друга, то на экране тень от одного объекта начнет раздваиваться на две разного цвета тени. Эти тени могут сходиться и расходиться, раздваиваться, разделяться на три части и т. д. Тень одного цвета может вступать в конфликтные отношения с тенью другого цвета и т. п. Все это открывает очень привлекательные возможности для художественной практики клубов. В сценарно-режиссерской работе использование теневой проекции по принципу "театра теней" может быть самым различным.
Среди основных выразительных средств, прежде всего надо выделить следующее: большая динамичность, способность легко трансформироваться. Тени людей, кукол, символов могут легко изменять размеры и цвет, могут плавно или почти мгновенно появляться или исчезать и т. п.
Выполнение практической работы
Для изготовления экрана, кукол и декораций необходимы следующие материалы и инструменты: коробка, картон черного цвета, двусторонний скотч, клеевой пистолет, ткань неплотная белая, нож для картона, ножницы, ткань портьерная. Во время работы необходимо соблюдать правила безопасности.
На первом этапе работы для изготовления силуэтов мне понадобилось:
Для начала я распечатала нужные силуэты кукол из интернета, раскрасили их в чёрный цвет. Тоже сделала и с декорациями.
Теперь нужно закрепить на фигурках палочки, за которые их будут держать кукловоды. Палочки, за которые будут водить силуэты – это трубочки для коктейля. Трубочки приклеиваем клеевым пистолетом к кукле.
Фигуры-силуэты готовы. Теперь займемся декорациями. Декорации также раскрасили в чёрный цвет, вырезали. Теперь необходимо укрепить силуэты к экрану. (Приложение 8).
Создание изображения на экране
Основой театра теней является экран. Это второй этап. На этом этапе работы нам понадобилось:
Экран сделали так: 1. Вырезали в коробке экран. 2. Обклеили бумагой А 4 2. Обтянули белой тканью. 3. Зафиксировали скобами с помощью мебельного степлера.
Для моего настольного театра я решила использовать настольную лампу. В качестве источника света она очень хорошо подошла. (Приложение 9)
И вот, следующий этап – организационно-творческий, считаю завершен. Куклы-актеры и декорации готовы, экран и свет установлены, можно приступать к творчеству.
Постановка и съемка спектакля «Курочка - Ряба»
В постановке спектакля мне помогла моя семья. За сценарий взяли русскую народную сказку «Курочка - Ряба». У нас получилось пять кукол-марионеток: бабка, дедка, Курочка-Ряба, яйцо, мышка. Из декораций: стол и изба. Теперь, когда все составляющие настольного театра теней готовы осталось распределить куклы-марионетки между кукловодами. Управлять марионетками оказалось не совсем просто, но интерес к результату не пропадал. Несколько репетиций и мы готовы к съемке. Сделали несколько дублей и, выбрав наиболее удачный, представили зрителям для просмотра. (Приложение 10)
Я показала нашу постановку учащимся моего класса. Ребята с удовольствием смотрели спектакль.
Я решила провести опрос. Результаты анкетирования показали, что многие дети знакомы с театром теней. Очень радует, что ребята хотели бы принять участие в представлении теневого театра. Я нашла себе группу единомышленников для постановки новых спектаклей! (Приложение 11 )
Заключение
1. Работая над проектом, я узнала историю возникновения теневого театра.
2. Работая с информацией из разных источников, я поняла, что театр теней не столько умирает, сколько перерождается, эволюционирует.
3. Пофантазировав, я смогла осуществить работу над созданием собственного теневого театра, и интересно провести время .
Своим спектаклем «Курочка - Ряба» я старались удивить зрителей зрелищным, завораживающим видом искусства не только на время действия, но и попытаться доказать, что подобное волшебство доступно каждому увлеченному человеку. Он погружает в атмосферу сказки, динамики, действия и волшебства. Истории, рассказанные актерами – это мир, окунувшись в который, больше никогда его не забудешь.
Я увлеклась этим видом театра, в будущем я буду продолжать, и расширять репертуар.
Теневой театр можно устраивать со своей семьей - семейные спектакли. Результат моего проекта уже работает, некоторые ребята из нашего класса такие театры изготовили дома.
Моя гипотеза подтверждена! Мой собственный теневой театр создан. И он обладает магией притягательного!
Спасибо за внимание!
Список литературы:
1. Г.В. Генов «Теневой театр для самых маленьких», издательство «Учпедгиз», 1981г.
2. С.В. Игнатова, И.В. Илларионова «Теневой театр своими руками», издательство «Айрис-Пресс», 2008г.
3. И.А. Лыкова, В.А Шипунова «Теневой театр вчера и сегодня», издательство «Цветной мир», 2012г.
4. И.С. Скрипник «Искусство светотени. Театр теней», издательство «АСТ», 2005г.
Интернет-ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Театр_теней
https://www.livemaster.ru/topic/2524293-indonezijskij-kukolnyj-teatr-tenej-vayang
http://www.liveinternet.ru/users/karinalin/post126014423/
– театр теней, история.
– история Московского детского театра теней
Приложение 11
Анкета
1 | Любишь ли ты театр? | да | нет |
2 | Как часто ты ходишь в театр? | часто | редко |
3 | Знаком(а) ли ты с театром теней? | да | нет |
4 | Оцени спектакль «Курочка Ряба» от 1 до 10 баллов | ______баллов | |
5 | Хотел(а) бы ты стать зрителем театра теней? | да | нет |
6 | Хотел(а) бы ты создать собственный театр теней или принять участие в постановке спектакля в классе. | да | нет |
Как нарисовать ветку ели?
Сила слова
Лепесток и цветок
Пока бьют часы
Где спят снеговики?