Работа посвящена истории пионерской организации. Автор на основе анализа воспоминаний расскрывает историю пионерской организации г. Волхова и школы.
Вложение | Размер |
---|---|
proektsonya.docx | 87.44 КБ |
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Волхова»
Тема:
«Страницы истории
пионерской организации»
Выполнила:
Ученица 11А класса
Резухина Софья
Руководитель:
учитель истории
Слюнина Елена Витальевна
2020
Оглавление
Введение 3
Глава 1.История пионерской организации 5
1.1 Основные хронологические этапы 5
1.2 Герои пионеры Великой Отечественной Войны 6
1.3 Структура пионерской организации 9
1.4 Атрибутика пионерской организации. 11
1.5 Ритуалы и традиции пионерсккой организации 16
Глава 2. Практическая часть 20
2.1 История пионерской организации города 21
2.2 История пионерской организации школы 27
Заключение 33
Источники 34
Приложение 1 35
Введение
Пионер - значит первый.
Через пионерскую организацию прошло не одно поколение ребят. Умение дружить и помогать друг другу, умение трудиться и выполнять свой долг перед коллективом, умение любить Родину – все эти качества советские люди впитали в себя с пионерской организации.
Сейчас для нас, детей нового поколения, история прошлого, а тем более советского, совсем утрачивает свою значимость. Многие школьники даже не представляют о былом существовании пионерской организации имени В.И.Ленина в целом, не говоря уже о ее задачах, уставах и атрибутике, что очень печально, именно поэтому выбранная тема весьма актуальна в наши дни. «Страна пионерия» - когда она возникла, какой она была, каким делам отдавали свои горячие сердца, ум и все свои силы пионеры разных лет и поколений.
Целью настоящего исследования является, отображение истории пионерской организации советского периода через воспоминания.
Для достижения цели, мною были поставлены следующие задачи:
Гипотеза: создание пионерской организации актуально в наши дни.
Объект: история советского прошлого.
Предмет: пионерская организация.
Методы исследования:
• связанные с поиском информации: поиск и изучение литературы об истории Всесоюзной пионерской организации, изучение городских и школьных архивных документов.
• связанные с практико-ориентированной работой: техническая обработка архивных фотографий, обработка информационного материала, иллюстрирование, оформление доклада и создание демонстрационного продукта в виде презентации.
• Практическая значимость заключается в том, что работа рассчитана на широкую аудиторию: школьников, учителей, выпускников школы, гостей школы. Собранный и оформленный материал может быть использован как краеведческий материал на различных уроках и классных часах.
Анализ литературы
Для своей работы я использовала материалы городского и школьного архива об истории пионерской организации. В основном практическая часть моей работы основана на воспоминаниях, в том числе взятых из книги Вандышева Г.А. «Есть в наших днях такая точность…». Также многие материалы были взяты мной с сайтов в Интернете.
Глава 1. История пионерской организации
Истоки пионерского движения лежат в российском скаутском движении, которое на территориях, контролировавшихся Советской властью, распалось на несколько направлений. В условиях наступившей Гражданской войны скауты помогали разыскивать беспризорных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь. Но позже в скаутизме возникли просоветские тенденции, и на их основе была создана пионерская организация.
Идея создания подобной организации была сформулирована Н. К. Крупской, выступившей на заседании ЦК РКСМ 29 ноября 1921 года с докладом, в котором было предложено комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию. 2 февраля 1922 года бюро ЦК РКСМ разослало местным организациям циркулярное письмо о создании детских групп при комсомольских ячейках заводов и фабрик, где пионерские отряды, объединявшие детей рабочих и крестьян, участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности.
Решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года стало повсеместное создание пионерских отрядов для организации детей в возрасте от 9 до 14 лет. Группа, образованная 13 февраля бывшим скаутмастером и членом РКСМ, 19-летним Михаилом Стремяковым, в школе фабрично-заводского ученичества имени Н. А. Борщевского на Красной Пресне обычно считается первым пионерским отрядом, в котором Стремяков начинает издавать пионерский журнал «Барабан», а впоследствии он становится первым редактором газеты «Пионерская правда».(См. Приложение 1)
На протяжении 1922 года возникают пионерские отряды в целом ряде городов и селений. 3 декабря пионерские отряды появляются в Петрограде. Самый первый из них был организован комсомольцем Сергеем Марго.
И уже в октябре 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака». 21 января 1924 года, в день смерти Ленина, решением ЦК РКСМ организации было присвоено имя Ленина, а в марте 1926 года установлено официальное название — Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина.
К 1923 году в пионерской организации насчитывалось до 75 тыс. пионеров, а к 1970 году насчитывалось свыше 118 тыс. дружин, объединявших 23 млн. пионеров. За все время существования Всесоюзной пионерской организации в ее рядах побывало более 210 млн. человек.
После "перестройки" Всесоюзная пионерская организация отказалась от политической окраски, взяв новый девиз: "За Родину, добро и справедливость" и уже в середине 1980-х годов предпринимались попытки реформировать пионерскую организацию, однако детская и юношеская организация в прежнем масштабе не была создана.Поэтому в Октябре 1990 года преемник пионерской организации - «Союз пионерских организаций –«Федерация детских союзов» зарегистрирован Министерством юстиции РФ в 1992 году всего лишь как негосударственная общественная организация, независимая от политических партий и движений.
Сейчас в Российской Федерации пионерами себя называют около пяти миллионов человек в возрасте от 10 до 50 лет.
Пионерская организация не обошла стороной Великую Отечественную войну1941-1945 годов.
Пионеры становились разведчиками, партизанами, юнгами на военных кораблях, помогали укрывать раненых. За боевые заслуги десятки тысяч пионеров награждены орденами и медалями, четверо посмертно удостоены звания Героя Советского Союза.
Самый значимый подвиг в его воинской биографии был совершен 13 августа 1942 года (на этот момент ему 16 лет), недалеко от деревни Варницы, на шоссе Луга – Псков. Находясь в разведке с напарником Александром Петровым, Голиков подорвал легковой автомобиль врага. Как оказалось, в ней находился генерал-майор инженерных немецких войск Ричард Виртц, найденный при нем портфель с документами доставили в штаб. Среди них оказались схемы минных полей, важные инспекционные донесения Виртца вышестоящему начальству, детальные очертания нескольких образцов немецких мин и другие, очень нужные для партизанского движения документы.
Портновой удалось устроиться в столовую курсов переподготовки немецких офицеров для личного состава, по указанию подполья отравила суп. Пострадали более 100 немцев.
С августа 1943 года Зина Портнова - разведчица партизанского отряда имени К.Е. Ворошилова. В декабре 1943 года она получила задание выявить причины провала организации "Юные мстители" и наладить связь с подпольем. Установить связь она успела, но вот доложить об этом в отряд – нет. Позже ею плотно занялось гестапо, поскольку Зина была в списке подозреваемых в диверсии в столовой. Во время одного из допросов ей удалось взять со стола пистолет, ранить следователя и, воспользовавшись переполохом, выбежать из здания. Скрыться она не успела – ее ранили, после чего отправили в Витебскую тюрьму. Там ее уже не допрашивали – принадлежность Зины к "бандитам" у немцев сомнений не вызывала, её просто методично мучили, заставляя признаться в диверсии в столовой. Выкололи глаза, отрезали уши, даже загоняли под ногти иголки. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой, так ничего не сказав врагу. 13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли, ей было 16 лет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1958 года Зинаиде Мартыновне Портновой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с награждением орденом Ленина.
В марте 1943 года Марат фактически спас партизанский отряд. Когда каратели взяли партизан «в клещи» у деревни Румок, именно разведчику Казею удалось прорваться сквозь «кольцо» противника и привести на помощь партизанский отряд им. Д. А. Фурманова, который находился в семи километрах от окружённых партизан.
В декабре 1943 года в бою на Слуцком шоссе Марат Казей добыл ценные документы неприятеля — военные карты и планы гитлеровского командования.
За проявленные в боях и диверсиях смелость, отвагу и совершенные им подвиги, в конце 1943 г, 14-летний Марат Казей был награжден тремя высокими наградами: медалями «За боевые заслуги», «За отвагу» и орденом Отечественной войны 1-й степени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Казею Марату Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно — через 21 год после гибели.
В 1973 году в свет вышла книга писателя Бориса Костюковского «Жизнь, как она есть»,который посвятил ее биографии и подвигам Марата Казея и его сестры Ариадны Казей (умерла в 2008 году).
В октябре 1943 года Валя Котик совершил свой первый громкий подвиг - сумел обнаружить подземный телефонный кабель ставки немецкого командования, который затем был благополучно взорван партизанами.
На боевом счету мужественного пионера находятся и другие подвиги - успешные подрывы шести складов и железнодорожных эшелонов, а также многочисленные засады, в которых он принимал участие.
В день своего рождения 11 февраля 1944 года мальчик узнал, что Красная Армия освободила его родной город Шепетовку. На радостях он упросил взять его освобождать соседний Изяслав. Освобождение города стало его последним боем. Он был смертельно ранен в живот. 17 февраля (почти через неделю после своего 14-летия) отважный герой скончался.
При жизни Валя Котик был награждён орденами Ленина и Отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны» II степени, а посмертно был удостоен звания Герой Советского Союза.
В послевоенные годы по всей стране развернулось массовое тимуровское движение, возникновение которого связано с именем писателя Аркадия Гайдара и его повестью "Тимур и его команда".
Юные пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая.
Правда, в первой половине 1930-х годов имелись случаи привлечения пионеров к борьбе с антисоветскими элементами. Такая борьба пропагандировалась как гражданский долг пионера. Образцом пионера был провозглашён Павлик Морозов, который, согласно официальной версии, донёс властям на своего отца, бросившего семью и помогавшего «кулакам», и выступил против него в суде. Павлик Морозов не только следил за кулаками, укрывавшими хлеб, но и доносил на них, за что позже был убит.
1.3 Структура пионерской организацией
Всесоюзная пионерская организация руководилась Всесоюзным Ленинским Коммунистическим Союзом Молодёжи (ВЛКСМ), который в свою очередь контролировался КПСС. Все советы пионерских организаций работали под руководством соответствующих комитетов комсомола. Съезды и конференции комсомола заслушивали отчёты советов пионерских организаций, давали оценку их деятельности. Председателей, заместителей и секретарей советов пионерских организаций от Центрального до районного утверждали Пленумы соответствующих комитетов комсомола.
Правила приема
В пионеры принимали в 3 классе. Прием в пионеры проходил в два потока: самых лучших учеников (отличников и ударников учебы, активистов) принимали 22 апреля, в день рождения В.И.Ленина, в торжественной обстановке. Оставшуюся часть учеников принимали на праздничной линейке 19 мая. Формально прием осуществлялся на добровольной основе, однако в 1950-1980х фактически все школьники по достижению соответствующего возраста принимались в пионеры. Не брали в пионеры редко, обычно только отпетых хулиганов.
В соответствии с положением об организации, целью пионерской организации было — воспитывать юных борцов за дело Коммунистической партии Советского Союза. Цель была выражена в девизе организации. На призыв: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» — следует ответ: «Всегда готов!».
Пионерская организация воспитывала юных ленинцев в духе коммунистической идейности и преданности Советской Родине, пролетарского, социалистического интернационализма, сознательного отношения к труду и общественному достоянию, освоению духовной культуры, непримиримости ко всему, что чуждо социалистическому образу жизни.[1]
Законы пионеров
(Редакция 1986 года)
1.4 Атрибутика пионерской организации
Из всей общей структуры пионерской организации для современного подростка узнаваема лишь только особенная символика, но никто даже и не задумывается, откуда она берет свою история и из чего же конкретно состоит.
И.В.Жукову просто пришла идея сохранить некоторые позитивные стороны скаутского движения, именно он предложил название для новой организации - «пионеры» (заимствованное из практики пионеринга Сетона-Томпсона). Пионерская организация сохранила некоторые элементы скаутизма, такие как: игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра. В то же время были видоизменены элементы символики скаутов: например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, красный галстук вместо зелёного; белая вместо зелёной блуза. Сохранился также скаутский призыв «Будь готов!» с изменением его направленности на борьбу за освобождение рабочих и крестьян всего мира и скаутский же ответ на него «Всегда готов!»
Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом. Председатель дружины имел красный галстук с желтой каймой. В довоенные годы одним из атрибутов пионерской формы был специальный зажим, которым скреплялись концы пионерского галстука. Атрибут этот был желательным, но не обязательным. Интересна символика зажима. Пять поленьев костра означают пять континентов. Три язычка пламени - Коминтерн (3-й Интернационал). Исчезновение в послевоенные годы зажимов из обихода имеет несколько причин. В первую очередь это роспуск самого Коминтерна, в пламени которого сгорают поленья-континенты (соответственно символика теряла смысл). Поспособствовал этому и массовый психоз, охвативший широкие пионерские массы в конце тридцатых. Кому-то вдруг показалось, что в пламени костра при внимательном рассмотрении можно обнаружить все - от нацистской свастики до профиля Троцкого.
(Повязывание пионерского галстука, см. Приложение 1)
Значок пионеров был описан в Положении о детских коммунистических группах имени Спартака (старое название пионеров) от 28 августа 1923 года: на красном развевающемся флаге изображены серп и молот, горящий костер, девиз "Будь готов!". В 1927 году на значке появилось изображение Ленина. .В 1944 году вместо костра в центре звезды появились серп и молот, а над звездой стали изображаться три языка пламени. В 1962 году был принят последний образец значка: в центре пятиконечной звезды - профиль Ленина, под ним девиз "Всегда готов!", над звездой три языка пламени. Существовали отрядные значки пионерии – красные с изображением пионерского значка.
Салют - приветствие пионеров. Поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше собственных. Пионер отдавал салют, находясь в строю и вне строя: при исполнении «Интернационала», Гимна Советского Союза и гимнов союзных республик, при ответе на пионерский девиз, по команде «Равнение на знамя!», «Равнение на флаг!», у Мавзолея, у памятников В. И. Ленину и памятников и обелисков павшим героям. При сдаче рапорта, при смене караула у знамени, при объявлении благодарности перед строем, награждении, при получении Красного знамени, отрядного флага или пионерских атрибутов, приветствуя воинский и пионерский строй. На параде, линейке, проходя мимо трибун, пионеры выполняли команду «Смирно!» с равнением направо или налево. Во время приветствия руководителей пионерской организации, почетных пионеров салют отдавали только ведущие колонну старший вожатый, председатель совета дружины, отрядные вожатые, председатели советов отрядов, ассистенты у знамени.
Пионерское знамя - красное полотнище, на котором были изображены пионерский значок и девиз «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!». К главному знамени Всесоюзной пионерской организации были приколоты два Ордена Ленина. Знамёна были даже у пионерских отрядов (на бытовом уровне это школьный класс) - красные с пионерским значком, номером отряда и почётным именем отряда.
Отрядный флаг был символом чести и сплоченности пионеров, знак их принадлежности к конкретному пионерскому коллективу. С отрядным флагом пионеры выходили на сборы, линейки, парады, праздники, походы, экскурсий, трудовые дела. На марше флаговый шел непосредственно за вожатым и председателем совета отряда, впереди горниста и барабанщика. На воскреснике, туристском привале флаг устанавливался или закреплялся на видном месте.
Флаговый должен был уметь выполнять следующие команды: «Равняйсь!», «Смирно!»,«Вольно!», «Шагом марш!". Названия пионерские горн и барабан появились почти одновременно со словом «пионер». История этих музыкальных инструментов так же велика, как и история человечества. Но это нечто большее, чем просто музыкальные инструменты. Звуки горна и барабана - это призыв к пионерам, к их единению, к их деятельности, направленной на защиту Родины, служению добру, к поиску и утверждению справедливости.
Горн созывал пионеров сигналами: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. Горнист отряда - это было ответственное пионерское поручение, он должен был уметь выполнять строевые приемы с горном и подавать сигналы: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. На пионерской линейке место горниста было на правом фланге строя рядом с барабанщиком, в колонне отряда - за флаговым.
Барабан сопровождал строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда должен был уметь выполнять строевые приемы, исполнять «Марш», «Дробь».
В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились соответствующие предметы, и проходили заседания совета дружины. В пионерской комнате, как правило, оформлялась стена с пионерскими символами, ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. В школе и в классах выпускались и вывешивались дружинные и отрядные стенгазеты.
Пионерская форма
Пионерская форма в обычные дни совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой – красным галстуком и пионерским значком. В торжественных случаях (праздники, приветствия на партийных и комсомольских форумах, встреча иностранных делегаций и т. п.) надевалась парадная форма, которая включала в себя:
Звёздочки были двух размеров и обозначали следующее:
Награды в соревнованиях
Существовало торжественное обещание пионера Советского Союза, которое пионер должен был знать наизусть.
Торжественное обещание пионеров Советского союза
Я (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской
организации имени Владимира Ильича Ленина,
перед лицом своих товарищей торжественно обещаю:
горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться,
как завещал великий Ленин,
как учит коммунистическая партия,
всегда выполнять Законы пионеров Советского союза.
Пионерские ритуалы
Пионерские ритуалы – это точно и строго определённые в своей последовательности исполнения действия пионеров, совершаемые в различных, чаще всего, торжественных случаях.
Пионерские ритуалы подразделяются на:
Пионерская линейка.
Пионерская линейка – наиболее распространённый пионерский ритуал- это традиционное общее построение пионерского коллектива отряда, дружины, организации. Пионерская линейка собирается, когда необходимо начать свое пионерское дело, подвести итоги проведённого; дать старт новому дню, завершить прошедший; когда необходимо отпраздновать торжественное событие в жизни пионерской организации. Пионерские линейки бывают рабочие и торжественные.
Рабочая линейка проводится как рабочий момент жизни коллектива. Пионеры, как правило, присутствуют на ней в повседневной пионерской форме или своей рабочей форме, но обязательно с галстуками. Пионерское знамя, чаще всего ,на рабочую линейку не выносится, но отрядные флаги, как правило, присутствуют.
Торжественная линейка собирается по торжественным поводам: по случаю повязывания пионерских галстуков новым членам организации, в праздничные для организации, в начале торжественных и наиболее значительных, важных для организации пионерских дел, а именно пионерских Слётов, это когда в гостях у пионеров находятся их друзья, ветераны, почётные гости...
На торжественной линейке пионеры присутствуют в парадной пионерской форме, на ней обязательно выносится пионерское знамя.
Ритуалы, связанные со Знаменем.
Детские пионерские лагеря
Большинство пионеров проводило школьные каникулы в пионерских лагерях, включающих в себя различные организационные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Грубо говоря, лагерь СССР является неким образцом для современных лагерей. В СССР функционировало до 40 тыс. летних и круглогодичных пионерских лагерей, где ежегодно отдыхало около 10 млн. детей. Самым известным из них был Всесоюзный пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Артек», имевший международный статус. Второе место по престижности занимал Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок» (Краснодарский край, РСФСР). Третье место занимал Всесоюзный пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Океан» (Приморский край, РСФСР). Далее следовали республиканские лагеря отдыха: «Молодая гвардия» (Одесская область, УССР) и «Зубренок» (Минская область, БССР).
Пионерские информационные издания
ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ союзных республик, крайкомы и обкомы комсомола, Центральный, Республиканские, краевые и областные советы пионерских организаций издавали пионерские газеты и журналы и другую детскую литературу, в том числе:
Радио и телевидение регулярно выпускали передачи для пионеров, ежедневно в эфир выходила радиогазета «Пионерская зорька», на Центральном телевидении работала телестудия «Орлёнок», в кинотеатрах перед демонстрацией фильма нередко показывали ежемесячный документальный киножурнал «Пионерия».
Глава 2. Практическая часть.
2.1 История пионерской организации города.
В ходе написания работы я провела исследования и решила приоткрыть занавес истории и рассказать о пионерской организации нашей школы и города, о вожатых, об активистах и просто, о том далеком и таком удивительном времени.
Я просмотрела городские и школьные архивы, чтобы найти что-нибудь интересное по моей теме, взяла интервью у бывших учеников и учителей, и именно их воспоминания помогут более подробно окунуться в историю создания и развития пионерской организации в городе и в нашей школе.
«Дворец детского (юношеского) творчества Волховского муниципального района» (ДДЮТ) — самое большое многопрофильное образовательное учреждение дополнительного образования в Волховском районе. История его уходит в 1947 год, когда в городе Волхове был открыт «Дом пионера и школьника», который стал центром пионерской работы.
1956 год – Дом пионеров обосновался в здании нынешнего музея истории Волхова – в доме Графтио. Здесь занимались в кружках будущие моряки, авиамоделисты, модельеры и швеи, танцоры, шахматисты, фотографы.
50-80-е годы – Дом пионеров и школьников является Центром инструктивно-методической работы со школьниками, пионерскими дружинами. Волхова.
1980 год –Большое здание школы горисполком передал Дому пионеров и школьников, выполнив наказ горожан. В новом здании - новые возможности: здесь же открываются две станции - Станция юных натуралистов (СЮН) и Станция юных техников (СЮТ).
1992 год – Станция юных натуралистов и Центр допризывной и спортивно-технической подготовки молодежи послужил основой для создания в г. Волхове Технико-экологического Центра «Юность».
1993 год – для детей левобережья создается «Дом детства и юношества».
Пионерская организация существовала в каждом городе и в каждой школе советского союза, и наш Волхов не был исключением.
Поскольку эта тема интересна мне, я пообщалась с бывшими пионерами, которые с радостью поделились своими воспоминаниями, о том как пионерская организация зарождалась и процветала.
Бывший член пионерской дружины, а позже пионервожатая, Пудова Ольга Николаевна с большим удовольствием рассказала мне о ее пионерской школьной жизни и общей структуре пионерской организации в нашем городе.
«Ребёнок приходил в школу, в первый класс. К 7 ноября всех первоклашек без разбора принимали в октябрята- младшие друзья пионеров. Каждый класс-это октябрятский отряд и его делили на звездочки (подобие микрогрупп), в них проводилась работа по сбору макулатуры и металлолома, и проводилось раз в четверть. Когда наступил 3 класс (обучение же в начальной школе было 3 года) нам становилось по 10 лет и тогда уже выбирали, кто достоин стать пионером. Существовало несколько этапов приема в пионеры. Самым массовым был приём 22 апреля в день рождения В.И.Ленина.
В классе деление на звенья, несколько звеньев это пионерский отряд, следовательно, несколько пионерских отрядов это пионерская дружина школы, а далее совет дружины и городской пионерский штаб с 7-8 класса. Учебный процесс и деятельность пионеров шли параллельно, но все равно где-то соединялись, но то, что пионерская деятельность вне школы практически не зависела от учебной это остаётся фактом.
Классный час проводился по учебным вопросам, а вот общественные мероприятия мы с ребятами обсуждали в совете отряда. В классе всегда было множество поручений: кто-то был членом Учкома (комитета по учебным вопросам), кто-то санитаром, то есть следящим за внешним опрятным видом одноклассников, кто-то готовил классные часы или школьные мероприятия, также были ответственные за спортивный сектор. И главное из этого то, что учитель не сам назначал кого-то, очень многое делалось самостоятельно внутри коллектива класса, непосредственно под контролем учителей и старших пионеров, но хочу ещё раз подчеркнуть, что инициатива исходила всегда от нас -учеников пионеров.
Так как пионерский праздник был 19 мая, то ежегодно перед этим числом проходили отчетно-выборные собрания. Там решалось, кого похвалить, кого выдвинуть на значок за активную работу (помимо пионерской) или за соревнования в течение года по направлениям работы (трудовая, спортивная, тимуровский за помощь, плюс работа в детских садах, так как за каждой школой был прикреплён садик). Все это отслеживалось в классе, и подводились итоги, дальше составлялся общешкольный рейтинг классов на звание лучшего пионерского отряда, который уже потом участвовал в подготовке и непосредственно в самом общегородском праздник.
19 мая пионеры шли парадом по площади и награждались, но самых-самых активных уже из пионерских дружин возили на праздник в Ленинград во дворец имени Жданова(ныне Аничков дворец), где проходил уже областной праздник активных пионеров. Как не странно запоминающимся для меня было скорее не то, что меня награждала сама Валентина Матвиенко, а буфет того пионерского дворца особенно в условиях командной экономики советского периода с характерным дефицитом товаров. Например, кофе и бутерброды с икрой или бужениной можно было найти только там, и продавались они по достаточно приемлемой цене даже для учеников. Вот такие детские воспоминания…
В городе Волхов пионерские дружины чаще всего носили чьё-то имя. Например, 1-ая школа имени 3 гвардейской дивизии Волховского фронта, 3-ая школа ныне гимназия имени А.Лукьянова, а 8-ая школа была имени … волховской стрелковой дивизии. А 5 школа, в которой я училась, носила имя советского поэта, героя советского союза и военного корреспондента времен Великой Отечественной войны Мусы Джалиля. В каждой школы в соответствии со своим название изучали историю и происхождение названия вместе с учителями и вожатыми. Поскольку наша дружина 5 школы носила имя Мусы Джалиля, мы изучали его биографию, был даже свой собственный клуб «Джалиловец», в который входили ребята, и вот они уже вели переписку с теми, кто воевал, кто до войны знал Мусу Джалиля, а также с его родственниками.
Также проводились внутренние праздники, и именно в эти праздники чаще всего проходил преждевременный приём самых лучших кандидатур в пионеры. День Рождения Мусы Джалиля был 15 февраля, то есть раньше чем день рождения Ленина, то самых-самых первых пионеров и самых лучших у нас принимали именно 15 февраля.
Ученики, не принятые в пионеры даже после дня рождения В.И.Ленина, ещё имели шанс вступить в ряды 9 мая. Тут уже подключались и учителя, хотя мы были жёстче в этом плане, то есть мы ребята могли осуждать и говорить, что слишком много двоек для будущего пионера, «вякали», что не достоин, но учитель всегда заступался и произносил заветную фразу: «Давайте дадим шанс, этого достоин каждый». На моей памяти, много кто оттягивал с вступлением в пионеры, но чтоб его не принимали вовсе, такого не было. Но был один запоминающийся случай исключения трех мальчиков.
Возле стенда, посвященному дню рождения Мусы Джалиля, всегда стояла знаменная группа.То есть ребята стояли, не имели права ни с кем разговаривать пока тебя не снимут. Ну, вот и были у нас такие мальчики, причем это был 7 класс, они решили подшутить над знаменной группой, всячески кривлялись перед ними и дразнили. И один из них решил взять край знамени и вытереть себе нос… Всё трое сразу же полетели из пионеров. Я помню наш спортзал, там вся дружина стояла, и эти трое тогда еще с пионерскими галстуками стояли перед нами, директор выступал с речью о том, как люди сражались за красное знамя, как гибли ради того, чтобы доставить его в нужное место. Они стояли и понимали, что стали худшими из всех и плакали. Члены совета дружины снимали с них галстуки перед всеми, и даже у меня были слезы на глазах. Ведь пионерский галстук был тогда важным символом. Заходишь в класс и первый, кто бросается в глаза это ученик без галстука, первое, что мы могли даже спросить друг у друга-это не:« Привет, как дела?», а- «Где твой галстук?».
Помимо этого в каждой школе существовал клуб интернациональной дружбы. Переписки велись не только с другими странами , но и с ребятами из союзных республик. У нас у 5 школы были тесные связи с Туркменской республикой. Мы где-то искали способы завести переписку, а раньше же в пионерских журналах можно было написать: «Я девочка, хочу познакомиться и общаться с ребятами из Туркменской республики», чтоб найти хоть какую-то информацию, отправляли друг другу открытки и фотографии. (См.Приложение 1)
Более подробно познакомиться с прошлым пионерской организации в городе, когда у него еще и не было такого статуса, мне помогли воспоминания Карпенко Степана Константиновича:
«Теперь о пионерской организации тех лет. Я уже говорил, что тогда она называлась база юных пионеров, она состояла из 5-6-10 отрядов. Я был вожатым базы на станции Званка (тогда еще города Волхова не было). Все ребята этой базы учились в одной школе, которая существует и сейчас, находится на Советской улице. Но работа пионеров тогда не была сосредоточена в школе, она велась в послешкольное время в пионерском клубе. Пионер клуб был в небольшом одноэтажном домике на улице Коммунаров. В клубе вечерами кипела работа. Собирались отряды на сборы. Существовали кружки (радио, кройки и шитья, оркестр, живая газета). Выходили стенгазеты. Каждый отряд имел знамя, барабан, горн. Оркестр состоял из баяна, гармошки, балалаек, мандолин, гребенок, кастаньет. Руководил оркестром кто-нибудь из вожатых. Вожатыми были комсомольцы из паровозного и вагонного депо. Очень хорошо помню таких вожатых, как Ефим Цыркин, Василий Посохов, Алексей Кузнецов. Это были инициативные, влюбленные в свое дело вожатые. Они были и музыкантами, и художниками, и затейниками. С оркестром, с живой газетой ходили в деревни к сельским пионерам. Эти походы ребята очень любили.
Помню грандиозную антиалкогольную демонстрацию. Долго к ней готовились. Рисовали и вырезали из фанеры плакаты «Папа, не пей водку», какие-нибудь бутылки, красноносые физиономии. С этими плакатами ходили в депо, по мастерским, по поселку.
Лично мне пришлось быть старшим вожатым (он же начальник лагеря) в 1929г. в Новой Ладоге. Лагерь был из двух смен. В смене человек по 100. Обслуживающий персонал был: начальник лагеря, он же старший пионервожатый; завхоз (лицо, материально ответственное); еще один вожатый с оплатой, повариха, судомойка и все. Остальные вожатые были из старших пионеров, которые состояли и в комсомоле. Врач был приходящий. За продуктами ездили старшие пионеры с большим удовольствием. Они же возили воду на лошади. И тем не менее жили весело и дружно. Устраивали походы, костры, катались на лодках, любители занимались рыбной ловлей. Устраивали концерты, играли в футбол, загорали. Родителей встречали организованно по воскресеньям на городской пристани с барабаном, горном, со знаменем. Все было строго, торжественно. Никаких болезней не было. Это о лагерях.
Зимой, конечно, кроме клубной работы, занимались и борьбой за успеваемость. Было соревнование отрядов и звеньев. Раз в месяц человек 70-80 ездили в ТЮЗ, в Ленинград. Ребята тогда очень увлекались помощью партии в ее делах. Кажется, в году 1930 или 1931-м в пятом отряде по инициативе одного из самых недисциплинированных пионеров Кости Тимофеева возникла так называемая «партия юных отрядовцев». Это была тайная организация, которая ставила себе целью борьбу с вредительством на железной дороге. Ребята тайно собирались по цепочке оповещали друг друга о заданиях, ночью дежурили вблизи паровозного депо, караулили, чтобы предотвратить вредительство и выловить вредителей. Все это было наивно, конечно, вредителей ребята не поймали, но они увлекались. О тайне своей рассказали одной молодой учительнице, она обещала им содействовать. Эту организацию бюро райкома распустило и убедило ребят, что этими делами должна заниматься сама пионерская организация. Костю Тимофеева (он был с одной рукой) по требованию ребят избрали председателем совета отряда, и этот отряд стал одним из самых инициативных.
Плакаты-призывы вывешивали на зданиях поселка. Собирали утильсырье, макулатуру, металлолом, вырученные деньги расходовали на материал для кружков или передавали в общество «Друг детей». Ездили и в лагеря. Для лагеря подбирали где-нибудь более-менее удобное помещение, доставали кровати, солому для матрацев, а подушку, одеяло и простыни ребята должны были брать с собой из дома. Один год лагерь был в Новой Ладоге, несколько раз в Старой Ладоге, в Стуглеве, а также на острове Октября»[3]
В период этого времени также и Михаил Николаевич Тарасов упоминает о том, что «..существовал некий клуб, в котором проводили время пионеры». Этот клуб был основным местом отдыха и разносторонней учебы. А художественный кружок, существовавший при нем, помогал в исполнении декораций, афиш, готовил к праздникам плакаты, лозунги. И по большей части в этом всем участвовали пионеры и комсомольцы, уж очень были заинтересованы в деятельности клуба.[4]
Помимо этого, мне удалось узнать и об истории пионерской организации конкретно нашей школы, благодаря воспоминаниям Моисеевой Светланы Вениаминовны. Вот что она говорит, о незабываемых пионерских годах: «Пионер – всем детям пример!» Аx, какие бы были счастливые и гордые, кода в апреле 1974 года дружной ватагой шагали по Кировскому проспекту к площади Ленина! И хотя погода была, прямо скажем, нелётная, наши пальтишки были широко распаxнуты, чтобы все вокруг видели, что на груди у нас – красные галстуки! В этот день, накануне дня рождения В.И.Ленина, прямо в машинном зале Волxовской ГЭС на торжественной линейке нам, четвероклассникам, повязали эти красные треугольнички – мы стали пионерами!
Так и началась наша пионерская жизнь, полная открытий и детской романтики. Наш пионерский отряд носил яркое название «Факел», и девиз я помню до сиx пор – «Сам умри – другиx зажги!» Что мы только ни делали: проводили пионерские собрания и слёты, участвовали во Всесоюзныx политическиx акцияx (например, одна из ниx называлась «Свободу Луису Корвалану!»/, собирали макулатуру и металлолом, соревновались за право называться «Лучший пионерский отряд». А пионерские песни, которые мы пели с большим удовольствием, я с тем же удовольствием пою до сиx пор. До сиx пор помню нашиx пионерских вожатых – девочек из старших классов Зою и Веру. И сейчас узнаю иx, кода встречаю в городе.
Пудова Ольга Николаевна тоже упоминает об активной школьной деятельности школы №8,она говорит: «Что проводилось в 8 школе, такого же не было нигде, ни в одной из других школ, потому что здесь действовали ребята- сами все придумывали, сами организовывали. Тут такие конкурсы проводились, которых не было нигде, постоянно ставились какие-то сценки и инсценировки, кого-то постоянно приглашали, выпускали даже свою газету. Просто приходишь, а дети уже снова что-то напридумывали и сами организовали, поспевай только за ними. Под конец 80х во многих школах такое начинало угасать, но в 8 школе это било ключом, настолько было самодостаточно, что школа даже не нуждалась в помощи и поддержке извне, чего нельзя сказать о других, как методист по воспитательной работе с уверенностью могу в этом заверить.»
Вот, что еще вспоминает Светлана Вениаминовна уже о своей внешкольной пионерской жизни: «Летом в пионерском лагере «Стуглево» тоже кипела пионерская жизнь, за месяц успевали сдружиться настолько сильно, что, расставаясь в конце смены, плакали. Какая это была красота – пионерский костёр: поздним вечером на костровой поляне собирались все старшие отряды, с замиранием сердца следили за рассыпающимися на фоне темного неба огненными искрами и обязательно пели, ощущая небывалое родство душ. Может быть, именно поэтому я сейчас очень xорошо понимаю, как сближает людей пение xором!».
Вполне вероятно, что сейчас мы несколько идеализируем свои пионерские годы: в детстве всё кажется прекрасным. Но именно пионерская организация воспитала в нас умение дружить, ответственность за свои поступки, целеустремленность, способность не пасовать перед трудностями. Жаль, что у современных школьников нет подобной, пусть не настолько идеологизированной, организации! Очень жаль!» (См.Приложение 1)
Благодаря подробному рассмотрению и изучению выбранной темы, я узнала много нового об истории, ритуалах, атрибутике и традициях пионерской организации. Основываясь на воспоминаниях бывших пионеров, мне удалось подробно исследовать историю пионерской организации в городе и выявить значение её деятельности в жизни школы и города,
тем самым выполнив поставленные задачи. Так как я подобно изучила структуру пионерской организации, то разделяю мнение Ольги Николаевны, которое лишний раз подтверждает мою гипотезу о том, что создание подобной организации было бы актуально и в наше время. «Большое количество молодёжи направляют свои энергетические ресурсы не в то русло, а возобновление таких дружин помогло бы проводить им своё время с большей пользой для себя и окружающих, духовно обогащаться, заводить новые знакомства, мотивировать друг друга на совершенствования и просто насыщенно, интересно жить. Для того, чтобы этого добиться, стоит начать с созданиях подростковых организаций или же клубов под контролем взрослых, которые помогут скорректировать взгляды ребят».
Отойдя немного от темы, я узнала о существование во многих городах и селах нашей страны прообразов пионерской организации, то есть общественно-государственных детско-юношеских организаций, таких как РДШ (Российское движение школьников), Всероссийская скаутская ассоциация, а также различные детские и подростковые волонтерские организации, помогающие учащимся занимать активную жизненную позицию и быть неравнодушными к тем, кто находится рядом, служит доказательством того, что пионерское движение – это светлая страница истории нашей страны и неотъемлемая часть не только советского прошлого, но и нашего настоящего.
«Пионер – всем детям пример!» Аx, какие бы были счастливые и гордые, кода в апреле 1974 года дружной ватагой шагали по Кировскому проспекту к площади Ленина! И хотя погода была, прямо скажем, нелётная, наши пальтишки были широко распаxнуты, чтобы все вокруг видели, что на груди у нас – красные галстуки! В этот день, накануне дня рождения В.И.Ленина, прямо в машинном зале Волxовской ГЭС на торжественной линейке нам, четвероклассникам, повязали эти красные треугольнички – мы стали пионерами!
Так и началась наша пионерская жизнь, полная открытий и детской романтики. Наш пионерский отряд носил яркое название «Факел», и девиз я помню до сиx пор – «Сам умри – другиx зажги!» Что мы только ни делали: проводили пионерские собрания и слёты, участвовали во Всесоюзныxполитическиxакцияx (например, одна из ниx называлась «Свободу Луису Корвалану!»/, собирали макулатуру и металлолом, соревновались за право называться «Лучший пионерский отряд». А пионерские песни, которые мы пели с большим удовольствием, я с тем же удовольствием пою до сиx пор. До сиx пор помню нашиx пионерских вожатых – девочек из старших классов Зою и Веру. И сейчас узнаю иx, кода встречаю в городе.
Летом в пионерском лагере «Стуглево» тоже кипела пионерская жизнь, за месяц успевали сдружиться настолько сильно, что, расставаясь в конце смены, плакали. Какая это была красота – пионерский костёр: поздним вечером на костровой поляне собирались все старшие отряды, с замиранием сердца следили за рассыпающимися на фоне темного неба огненными искрами и обязательно пели, ощущая небывалое родство душ. Может быть, именно поэтому я сейчас очень xорошо понимаю, как сближает людей пение xором!
Вполне вероятно, что сейчас мы несколько идеализируем свои пионерские годы: в детстве всё кажется прекрасным. Но именно пионерская организация воспитала в нас умение дружить, ответственность за свои поступки, целеустремленность, способность не пасовать перед трудностями. Жаль, что у современныx школьников нет подобной, пусть не настолько идеологизированной, организации! Очень жаль!»
«Ребёнок приходил в школу, в первый класс. К 7 ноября всех первоклашек без разбора принимали в октябрята- младшие друзья пионеров. Каждый класс-это октябрятский отряд и его делили на звездочки (подобие микрогрупп), в них проводилась работа по сбору макулатуры и металлолома, и проводилось раз в четверть.Когда наступил 3 класс (обучение же в начальной школе было 3 года) нам становилось по 10 лет и тогда уже выбирали, кто достоин стать пионером. Существовало несколько этапов приема в пионеры. Самым массовым был приём 22 апреля в день рождения В.И.Ленина.
В городе Волхов пионерские дружины чаще всего носили чьё-то имя. Например, 1ая школа имени 3 гвардейской дивизии Волховского фронта, 3ая школа ныне гимназия имени А.Лукьянова, а 8ая школа была имени (?) волховской стрелковой дивизии. А 5 школа, в которой я училась, носила имя советского поэта, героя советского союза и военного корреспондента времен Великой Отечественной войны Мусы Джалиля.В каждой школы в соответствии со своим название изучали историю и происхождение названия вместе с учителями и вожатыми, также проводились внутренние праздники и именно в эти праздники чаще всего проходил преждевременный приём самых лучших кандидатур в пионеры.
Пионерский праздник был 19 мая, поэтому ежегодно перед этим числом проходили отчетно-выборные собрания. Там решалось, кого похвалить, кого выдвинуть на значок за активную работу (помимо пионерской) или за соревнования в течение года по направлениям работы (трудовая, спортивная, тимуровский за помощь, плюс работа в детских садах, так как за каждой школой был прикреплён садик). Все это отслеживалось в классе, и подводились итоги, дальше составлялся общешкольный рейтинг классов на звание лучшего пионерского отряда, который уже потом участвовал в подготовке и непосредственно в самом общегородском празднике.
19 числа пионеры шли парадом по площади и награждались, но самых-самых активных уже из пионерских дружин возили на праздник в Ленинград во дворец имени Жданова(ныне Аничков дворец),где проходил уже областной праздник активных пионеров. Как не странно запоминающимся для меня было скорее не то, что меня награждала сама Валентина Матвиенко, а буфет того пионерского дворца особенно в условиях командно-административной экономической системы советского периода с характерным дефицитом товаров. Например, кофе и бутерброды с икрой или бужениной можно было найти только там, и продавались они по достаточно приемлемой цене даже для учеников. Вот такие детские воспоминания…
Классный час проводился по учебным вопросам, а вот общественные мероприятия мы с ребятами обсуждали в совете отряда, который образовывался из октябрятских звёздочек и делился на пионерские звенья как объединяющий элемент большой цепи. Во главе звена был звеньевой, в классе всегда было множество поручений : кто-то был членом Учкома (комитета по учебным вопросам), кто-то санитаром, то есть следящим за внешним опрятным видом одноклассников, кто-то готовил классные часы или школьные мероприятия, также были ответственные за спортивный сектор. И главное из этого то, что учитель не сам назначал кого-то или побуждал на что-то, очень многое делалось самостоятельно внутри коллектива класса, непосредственно под контролем учителей и старших пионеров, но хочу ещё раз подчеркнуть, что инициатива исходила всегда от нас -учеников пионеров.
В классе деление на звенья, несколько звеньев это пионерский отряд, следовательно, несколько пионерских отрядов это пионерская дружина школы, а далее совет дружины и городской пионерский штаб с 7-8 класса. Учебный процесс и деятельность пионеров шли параллельно,но все равно где-то соединялись, но то, что пионерская деятельность вне школы практически не зависела от учебной это остаётся фактом.
Совет отряда существовал в каждом классе, совет дружины- в каждой школе. В городе Волхов пионерские дружины чаще всего носили чьё-то имя. Например, 1ая школа имени 3 гвардейской дивизии Волховского фронта, 3ая школа ныне гимназия имени А.Лукьянова, а 8ая школа была имени (?) волховской стрелковой дивизии. 5 школа, в которой я училась, носила имя татарского поэта, героя советского союза и военного корреспондента времен Великой Отечественной войны Мусы Джалиля.
В каждой школы в соответствии со своим название изучали историю и происхождение названия вместе с учителями и вожатыми. Поскольку наша дружина 5 школы носила имя Мусы Джалиля, мы изучали его биографию, был даже свой собственный клуб «Джалиловец»,в который входили ребята, и вот они уже вели переписку с теми, кто воевал, кто до войны знал Мусу Джалиля, а также с его родственниками.
Также проводились внутренние праздники, и именно в эти праздники чаще всего проходил преждевременный приём самых лучших кандидатур в пионеры. День Рождения Мусы Джалиля был 15 февраля, то есть раньше чем день рождения Ленина, то самых-самых первых пионеров и самых лучших у нас принимали именно 15 февраля.
Можно сказать, что детей уже с детства приучали к существованию определенной иерархии, развивали в них соревновательный дух и прививали активную жизненную позицию. Но также детей заставляли жить по существующим нормам, которые нельзя было нарушать ни в коем случае, нельзя было даже просто так не пойти на субботник без уважительной причины. За невыполнение норм следовало наказание. Самым ужасным из них было исключение из пионеров, но исключали в том числе за хулиганство и плохую учебу.
Ученики, не принятые в пионеры даже после дня рождения В.И.Ленина, ещё имели шанс вступить в ряды 9 мая. Тут уже подключались и учителя, хотя мы были жёстче в этом плане, то есть мы ребята могли осуждать и говорить, что слишком много двоек для будущего пионера, «вякали», что не достоин, но учитель всегда заступался и произносил заветную фразу: «Давайте дадим шанс, этого достоин каждый». На моей памяти, много кто оттягивал с вступлением в пионеры, но чтоб его не принимали вовсе, такого не было. Но был один запоминающийся случай исключения трех мальчиков.
Возле стенда, посвященному дню рождения Мусы Джалиля, всегда стояла знаменная группа .То есть ребята стояли, не имели права ни с кем разговаривать пока тебя не снимут. Ну, вот и были у нас такие мальчики, причем это был 7 класс, они решили подшутить над знаменной группой, всячески кривлялись перед ними и дразнили. И один из них решил взять край знамени и вытереть себе нос… Всё трое сразу же полетели из пионеров. Я помню наш спортзал, там вся дружина стояла, и эти трое тогда еще с пионерскими галстуками стояли перед нами, директор выступал с речью о том, как люди сражались за красное знамя, как гибли ради того, чтобы доставить его в нужное место. Они стояли и понимали, что стали худшими из всех и плакали. Члены совета дружины снимали с них галстуки перед всеми, и даже у меня были слезы на глазах. Ведь пионерский галстук был тогда важным символом. Заходишь в класс и первый, кто бросается в глаза это ученик без галстука, первое, что мы могли даже спросить друг у друга-это не:« Привет, как дела?», а- «Где твой галстук?».
В Волхове самой передовой по вопросам организации школьной и внешкольной деятельности была 8 школа, именно тут был человек, который понимал в коллективно-творческих делах. Что проводилось в 8 школе, такого же не было нигде, ни в одной из других школ, потому что здесь действовали ребята, сами все придумывали, сами организовывали. Наша Наталья Викторовна Герасимова на этом выросла!Тут такие конкурсы проводились, которых не было нигде, постоянно ставились какие-то сценки и инсценировки, кого-то постоянно приглашали, выпускали даже свою газету. Просто приходишь ,а дети уже снова что-то напридумывали и сами организовали, поспевай только за ними. Под конец 80х во многих школах такое начинало угасать, но в 8 школе это било ключом, настолько было самодостаточно, что школа даже не нуждалась в помощи и поддержке извне, чего нельзя сказать о других, как методист по воспитательной работе с уверенностью могут в этом заверить.
В начале моей работы с Таисией Анатольевной мы проводили 30 декабря в день образования Советского союза, то есть мы готовили помимо елок и новогодних праздничных представлений параллельно еще и что-то, что кроме светского еще и политический. Каждый класс был какой-то республикой. Мы готовили газету и концерт, на котором представляли номер, чаще всего стихи, сценки или танец этого народа, а каждый класс еще у себя готовил материал и приходил с рассказом в другие. Получался такой фестиваль республик с угощениями разных народов и в национальных костюмах.
Помимо этого в каждой школе существовал клуб интернациональной дружбы. Лучший из всех был в 8 школе, так поддерживались отношения с другой страной ,в данном случае с Финляндией, но также велись переписки не только с заграничными ребятами, но и с союзными республиками. У нас у 5 школы были тесные связи с Туркменской республикой. Мы где-то искали способы завести переписку, а раньше же в пионерских журналах можно было написать: « Я девочка, хочу познакомиться и общаться с ребятами из Туркменской республики»,чтоб найти хоть какую-то информацию, отправляли друг другу открытки и фотографии.
Ребятами проводились не только предметные недели, но и школьные ярмарки, где что умеешь, то и продаешь - от вышивки и выжигания до каких-то сладких булочек или трубочек с кремом. А вот уже все деньги, вырученные с ярмарки, пионерский вожатый собирал, нес в сберкассу, и все это переводилось на счет фонда мира. Еще один момент, который был неотъемлемой частью школьной жизни и полностью ложился на плечи ребят. Это еженедельный сбор политической информации, уже с начала школы мы выписывали себе такие газеты как «Пионерская правда», журнал «Костёр», «Пионеры» , «Искра». Вот мы просматривали их первые страницы, где всегда было что-то о политике прямо как взрослые. И на школьных беседах сообщали друг другу, что нового творится, где что находится, какая обстановка и так далее.
«-Как вы считаете, актуально ли было создание подобной организации в наше время?»
Я думаю, что да. В принципе потребность в подобном имеется. Но начинать сейчас стоит не со школы, так как уж много дел сейчас свалено на школы. Просто так будет тяжелей, а если уж пойдёт, то в школах позже и само приживется.
Пионерские организации же и существовали сначала вне школы в виде неких собраний ребят , такие были даже во втором Волхове. Был определенный педагог-организатор, у которого ребята могли просто собираться, чтоб не болтаться по городу без дела и замёрзшими, могли прийти в определенной место, скорее даже просто на квартиру с необходимыми условиям, и попить чаю, пообсуждать вопросы, так как все это под присмотром взрослого , и тут уже ион мог ненавязчиво вклиниться и возможно скорректировать взгляды ребят, подать им какую-то идею или наоборот привести жизненный пример.
Я бы начала с создания подобных подростковых организаций или может быть даже клубов, так как необходимость с целью некого присмотра за досугом современных детей все-таки имеется.»
[1] Богданов Н.В. «Гори, пионерский костер!» //издательство «Малыш»,1982г.;
[2] Богданов Н.В. «Гори, пионерский костер!» //издательство «Малыш»,1982г.;
[3]Вандышева Г.А. «Есть в наших днях такая точность…», Волхов, 2019г.;
[4]М.Н.Тарасов «Клуб Волховстроя»; Вандышева Г.А. «Есть в наших днях такая точность…», Волхов, 2019г.;
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Алые паруса
Снежная книга
Три способа изобразить акварелью отражения в воде