Одна из самых неоднозначных книг, которые мне доводилось читать, это – необыкновенный роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Сложность произведения заключается прежде всего в том, что даже для самой себя я не могу ответить на простой вопрос: о чем же этот роман? О любви? Безусловно. Любовь Маргариты к Мастеру стала совершенно особым эталоном любви в литературе. Но есть в книге и иная любовь. Тоже особенная. Божественная любовь к человеку. Об этой любви следовало бы написать отдельно. Ведь сколько самых разных любовей существует в мире, но, пожалуй, одна из самых удивительных – это любовь Бога к человеку. Об этом пытаются рассказать многие книги, однако впервые хоть отдаленно испытать это странное чувство мне удалось только при чтении «Мастера и Маргариты».
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.45 КБ |
ВВЕДЕНИЕ
Одна из самых неоднозначных книг, которые мне доводилось читать, это – необыкновенный роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Сложность произведения заключается прежде всего в том, что даже для самой себя я не могу ответить на простой вопрос: о чем же этот роман? О любви? Безусловно. Любовь Маргариты к Мастеру стала совершенно особым эталоном любви в литературе. Но есть в книге и иная любовь. Тоже особенная. Божественная любовь к человеку. Об этой любви следовало бы написать отдельно. Ведь сколько самых разных любовей существует в мире, но, пожалуй, одна из самых удивительных – это любовь Бога к человеку. Об этом пытаются рассказать многие книги, однако впервые хоть отдаленно испытать это странное чувство мне удалось только при чтении «Мастера и Маргариты».
Цель исследования: выявить философский смысл и назначение ершалаимских глав в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Задачи:
Практическая значимость: Человек во все века и времена является загадкой природы. Именно человек является героем романа М.А. Булгакова. Человек, представленный в самых разных своих обликах – обыкновенный и необычайный, глупый и мудрый, несчастный и бесконечно счастливый, смешной, вызывающий жалость и ненависть, внушающий уважение, достойный поклонения, самый человечный и богоподобный. Герои произведения – главные и второстепенные – самые разные, но все мы есть человечество – разнообразное, уродливое и прекрасное. Нас есть за что любить и найдется немало поводов презирать.
Гипотеза: если читать внимательно роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», можно открыть для себя непреходящие нравственные ценности.
Методы исследования: анализ, систематизация, выбор главного, конкретизация, синтез.
Объекты исследования: роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», Библия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Специфика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
"Мастер и Маргарита" — это итоговое произведение М. А. Булгакова. Так расценивал свой роман и автор. Елена Сергеевна Булгакова вспоминала: "Умирая, он говорил: "Может быть, это и правильно… Что я мог написать после "Мастера"?"
Булгаков назвал свой роман фантастическим романом. Так же обычно определяют его жанр и читатели, поскольку фантастические картины в нем действительно ярки и колоритны. Роман можно также назвать произведением авантюрным, сатирическим, философским.
Но жанровая природа романа сложнее. Это роман уникальный. Традиционным стало определение жанра романа как мениппЕи, к которой принадлежит, например, роман "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле[1]. В мениппЕе под смеховой маской скрывается серьезное философское содержание. "Мастер и Маргарита", как и любая мениппЕя, — это двуплановый роман, в нем совмещаются полярные начала: философское и сатирическое, трагическое и фарсовое, фантастическое и реалистическое. Причем не просто совмещаются, а образуют органичное единство.
Для мениппеи характерна также стилистическая разноплановость, смещение и смешение пространственных, временных и психологических планов. И это тоже мы находим в "Мастере и Маргарите": повествование здесь ведется то в ключе сатирическом, то серьезном; читатель этого романа оказывается то в современной Москве, то в древнем Ершалаиме, то в ином измерении.
Роман "Мастер и Маргарита" имеет ещё одну важную особенность — это двойной роман, роман в романе (текст в тексте): героем одного романа является Мастер и действие его происходит в современной Москве, героем другого романа (написанного Мастером) является Иешуа Га-Ноцри и действие этого романа происходит в древнем Ершалаиме. Эти романы в романе очень разные, они как будто написаны не одним автором.
Ершалаимские главы — то есть роман о Понтии Пилате, Иешуа Га-Ноцри — написаны чеканной и лаконичной, скупой прозой. Никаких элементов фантастики, гротеска не позволяет себе автор. И это вполне понятно: речь идет о событии всемирно-исторического масштаба — смерти Иешуа. Автор здесь как будто не сочиняет художественный текст, а воссоздает историю, пишет Евангелие размеренно, строго, торжественно.
Совсем иначе написаны современные московские главы — роман о Мастере. Здесь много фантастики, комизма, гротеска, чертовщины, разряжающих трагическое напряжение. Здесь есть и лирические страницы. Причем нередко лирика и фарс совмещаются в одной ситуации, в пределах одного абзаца, например, в знаменитом начале второй части: "За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!"
Древняя (античная) и современная (московская) части романа и самостоятельны, отличны друг от друга, и в то же время перекликаются, представляют собой целостное единство, в них представлена история человечества, состояние нравственности за последние две тысячи лет.
В начале христианской эры, две тысячи лет назад, в мир пришел Иешуа Га-Ноцри с учением о добре, но его истину современники не приняли, а Иешуа был приговорен к позорной смертной казни — повешению на столбе.[2] Сама дата — ХХ век — как бы обязывала подводить итоги жизни человечества в лоне христианства: стал ли мир лучше, стал ли человек умней, добрей, милосердней за это время, изменились ли, в частности, московские жители внутренне, коль изменились внешние обстоятельства? какие ценности они считают главными в жизни? К тому же в современной Москве в 1920-1930-е годы было объявлено о строительстве нового мира, о создании нового человека. И Булгаков сравнивает в своем романе человечество современное с тем, каким оно было во времена Иешуа Га-Ноцри. Итог отнюдь не оптимистический, если вспомнить "справку" о жителях Москвы, которую получил Воланд во время представления в Варьете:
«Ну что же, они — люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их».
Роман М. Булгакова в целом — это и есть своеобразная "справка" автора о человечестве в условиях советского эксперимента и о человеке вообще, о философско-этических ценностях в этом мире в понимании М. Булгакова.
Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита»
Что лежит в основе человеческой жизни: стечение обстоятельств, ряд случайностей или следование избранным идеалам, идеям? Если Бога нет, кто же управляет жизнью? Иван Бездомный, главный герой романа «Мастер и Маргарита», уверен: «Сам человек». Но нелепая смерть Берлиоза ставит его в тупик. Смыслом его жизни становится история Иешуа и Понтия Пилата. Так в роман входят ершалаимские главы. Попробуем их исследовать и сопоставить с Евангелием. Каков же булгаковский Иешуа?
Критерии сопоставления | Иешуа | Христос |
Возраст | 27 лет | 33 года |
Происхождение | Нищий философ (отец сириец, мать – женщина сомнительного поведения) | Царь, сын Божий |
Сподвижники | Левий Матвей | 12 апостолов |
Популярность | Никто в городе не знал | Популярен в народе |
Убеждения | Все люди добрые! Всякая власть является насилием над людьми, и настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой-либо иной власти. | Проповедь о жизни |
Казнь | Повешен на столбе. После смерти Левий Матвей похищает тело и предаёт земле. | Распят на кресте |
Судьба Иуды | Убит по приказанию Понтия Пилата, чтобы успокоить совесть. | Повесился |
Очевидно, что М.А. Булгаков опротестовывает божественное происхождение Иешуа, подчёркивая только предначертанность его смерти во имя искупления грехов человечества.[3]
«Всякая власть является насилием над людьми, и настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой-либо иной власти»… Олицетворением власти в романе является Понтий Пилат. Что это за человек в изображении Булгакова? Пилат жесток, его называют «свирепым чудовищем». За плечами у него жизнь воина, полная борьбы, лишений, опасности. В ней побеждает только сильный, не знающий жалости и сострадания, поэтому он может равнодушно отправить человека на казнь. Пилат знает, что победитель всегда одинок, у него есть только верный пёс. А вокруг враги и завистники. Великий прокуратор уверен: мир основан на насилии и власти. И вдруг появляется человек, озаривший его жизнь новым смыслом. Почему же тогда Понтий Пилат утверждает смертный приговор Иешуа? Он просто умывает руки. Иешуа опасен для тоталитарного государства своими утопическими идеями о «царстве истины и справедливости». Впоследствии М. Булгаков накажет своего Понтия угрызениями души, но Иешуа, к сожалению, это уже не спасёт. В образе Пилата автор раскрывает роковую необратимость каждого поступка. Его собственная ошибка обрекает героя на вечные муки совести. На слова философа: «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» в вымышленном диалоге с Иешуа Пилат отвечает: «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок».
И если Га-Ноцри напоминает нам божественный прообраз, то римский прокуратор больше воплощает в себе черты обычного человека – властного, равнодушного и …сомневающегося. Кстати, сомнениям, роман Булгакова уделяет важное значение. И, может, в этих сомнениях и отражается настоящая истина. Сомневается Понтий Пилат, обрекая на смерть неповинного, сомневается Мастер в своей книге, сомневается Маргарита в своей любви, сомневается Воланд, и даже сын божий не лишен сомнений. Обычные люди сомневаются в своих мелких поступках, а Великие сомневаются в своих эпохальных свершениях. Сомневается даже читатель в своем отношении к книге и персонажам истории. Но в этих сомнениях герои произведения становятся более живыми, более настоящими. Может, читая эту книгу, становятся более живыми и настоящими читатели.
В чем «вечность» знаменитой книги М.А. Булгакова?
Мы в пyти всегда, смеpть идет за нами следом,
Hо спасает Бог нас каждый pаз.
Именем Хpиста нас ведет звезда,
К кpаешкам земли, к любви.
В. Цыганова
Как оказалось, не только человек является героем книги. Рядом с ним, противопоставляя себя человечеству и сливаясь с ним в единое целое, действуют и божества – Иисус, сын божий, Воланд, падший ангел, он же - Сатана и множество другой «нечисти». И тут же, во взаимодействии с небожителями (прекрасное, кстати, слово) появляется и еще один важный атрибут сосуществования Бога и человека – Вера. Причем, вера не только человека в божественное, но и обратно – вера божественного в человека. И здесь тоже есть над чем подумать, в чем усомниться, и во что поверить слепо.
Какое же дело нам, людям 21 века, до трагического духовного поединка Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата?
Преданный в руки фанатиков-иудеев неправедным судом Пилата и обречённый на мучительную смерть, Иешуа-Христос издалека подаёт великий пример людям, убеждая нас: все люди добрые, всякая власть является насилием, создастся новый храм истины. Га-Ноцри – идеал, олицетворённая совесть человеческая. Его трагедия лишь в физической гибели, но морально он одерживает победу. Человечеству надо знать о пустынной вершине горы, где врыт столб с перекладиной, надо помнить о голых безрадостных камнях, о леденящем душу одиночестве, о совести, когтистом звере, который не даёт спать по ночам.
Но только ли об этом рассказывает книга «Мастер и Маргарита»? Не уверена. Скорее – и об этом тоже. И о еще о многом другом – о судьбе и о том, что каждый сам является хозяином своей жизни, о подвигах, предательстве и прощении, о чудесах и скучном быте, о самом обыкновенном человеческом счастье и о необыкновенном времяпрепровождении тех, кто не является ни богом, ни человеком, ни чертом.
Даже повествование произведения неоднозначно – то смеешься, то вдруг чувствуешь, как ноет и болит некая составляющая нашего земного бытия, которую принято называть душой, а то начинаешь злиться на автора произведения или на его героев, или восхищаешься людьми, способными на великие подвиги и теми, кто является и выше и мудрее людей, иной же раз вообще не понимаешь, что происходит и к чему было об этом рассказывать.
Произведение сложное, хоть и читается легко и с интересом, а герои настолько яркие, что забыть их не представляется возможным даже спустя долгое время. И поэтому тем, кто собирается прочитать книгу Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», я бы посоветовала не настраивать себя на что-то определенное, а просто прочитать роман. Прочитать с удовольствием, так как книга действительно заслуживает этого. После прочтения роман изменит вас, хотя, может, вы заметите это не сразу. Но (уверена в этом), закрыв последнюю страницу, вы совсем иначе будете видеть мир. И мир этот станет куда богаче на удивительное и необыкновенное.
Читательский дневник
Ссылки на роман «Мастер и Маргарита» при написании
итогового сочинения в 11 классе.
Учитывая популярность булгаковского произведения, советую выпускникам использовать ссылку именно на роман «Мастер и Маргарита». Так как это произведение воспитывает непреходящие нравственные ценности в человеке, оно может подойти под многие концепты итогового сочинения.
Гордость и смирение
Преданный в руки фанатиков-иудеев неправедным судом Пилата и обречённый на мучительную смерть, Иешуа-Христос издалека подаёт великий пример смирения, убеждая нас: все люди добрые, всякая власть является насилием, создастся новый храм истины. Га-Ноцри – идеал, олицетворённая совесть человеческая. Его трагедия лишь в физической гибели, но морально он одерживает победу.
Смелость и трусость
В образе Понтия Пилата автор раскрывает роковую необратимость каждого поступка. Его собственная ошибка обрекает героя на вечные муки совести. На слова философа: «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» в вымышленном диалоге с Иешуа Пилат отвечает: «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок».
Человек и общество
Сатана, приехавший для очередного бала в Москву, проводит своеобразную ревизию с целью оценки современного человека. Кульминацией при этом является представление в Варьете. После фокуса с хлынувшим в зал денежным дождём Воланд подводит итог: «Люди как люди. Любят деньги…, легкомысленны, милосердие иногда стучится в их сердца. Обыкновенные люди, квартирный вопрос только испортил их».
Любовь и верность
В противовес теме предательства развивается в романе тема любви и верности. Маргарита ради своего любимого готова на всё, даже продать душу дьяволу. Она не отделяет своей жизни от жизни Мастера, судьба его романа становится и её судьбой. Любовь и творчество – вот что, по мнению автора, может противостоять вечному злу.
Добро и зло
На страницах романа автор поднимает проблему зла – олицетворения пороков, порождённых государственной системой. Его обитатели обезличены, лишены человеческих чувств, стремятся только к материальному благополучию. Противостоит этому злу квартирка в подвальчике, оберегающая традиционные, родственные, духовные связи, где очаг – это место любви и творчества. Ещё есть в романе вечный Дом, открытый космосу, добру и истории. Именно его обретают герои в финале. К нему же стремится и Иван Бездомный, центром жизни которого становится история Иешуа и Понтия Пилата.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данного исследования мною были сделаны выводы:
- роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является мениппЕей, то есть произведением с глубоким философским содержанием;
- философским центром произведения являются ершалаимские главы, заключающие в себе непреходящие нравственные ценности;
- нравственные ценности произведения М.А. Булгакова являются залогом «вечности» его романа.
Также мною были разработаны ссылки на данное произведение для итогового сочинения выпускников. Эти ссылки составили страницу читательского дневника учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Грознова, Н. А. Творчество Михаила Булгакова / Н. А. Грознова.- М., 2013.
[2] Соколов, Б. В. Булгаковская энциклопедия. / Б. В. Соколов.- М., 2007.
[3] Яновская, Л. М. Треугольник Воланда/ Л. М. Яновская. - М.,2011.
Снегири и коты
Иван Васильевич меняет профессию
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Мост Леонардо