Научно-исследовательская работа
РЕГИОНАЛЬНЫЙ СИМПОЗИУМ
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
«МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ - РОДНОМУ КРАЮ»
Секция: социально-экономическая
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧАЩИХСЯ
8 КЛАССОВ МАОУ «СОШ №16»
Автор: Романенко А.А.
Научный руководитель:
Финогеева Н.В.
Место выполнения работы:
МАОУ «СОШ №16»
Губкин, 2017
Содержание
Стр.
Введение 3
Основная часть 4
Количественные характеристики 4
Возрастно-половой состав семей учащихся 8 классов 4
Национальный и религиозный состав семей учащихся 5
Миграции учащихся и их семей 6
Социальное положение семей 6
Заключение 7
Список использованных источников и литературы 9
Приложения 10
Введение
Главным богатством Российской Федерации является ее многонациональное население. Будущее нашей страны определяется не только ее природно-ресурсным потенциалом, технологиями и инфраструктурой, но в первую очередь состоянием и динамикой населения, его количественными и качественными характеристиками.
Что же такое население? Население – совокупность людей, проживающих на определенной территории в данный период времени [1]. Население влияет на территориальную структуру хозяйства, отраслевую специализацию хозяйства регионов. Значительное влияние оказывает на экономический потенциал, на развитие производительных сил общества. Для России характерна демографическая проблема, которая выражается в преобладании смертности над рождаемостью. По прогнозу изменения численности населения России в 2031 году по низкому варианту численность будет составлять 142649,0 тысяч человек, а по высокому – 152382,2 тысячи человек [2]. С точки зрения демографии самой важной частью всего населения является молодежь. От нее зависит демографическая и часто социально-политическая ситуация в стране, социальный климат, миграционная подвижность населения. Сокращение численности всего населения повлечет сокращение и данной возрастной категории.
Современная демографическая ситуация является актуальной проблемой нашего времени. В связи с этим нам захотелось узнать, является ли учащиеся и их семьи отражением демографической ситуации страны в целом.
Цель работы: составление социально-демографического портрета учащихся 8 классов МАОУ «СОШ №16».
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
Объект исследования – учащиеся 8 классов МАОУ «СОШ №16» и их семьи.
Предмет исследования – социально-демографический портрет учащихся 8 классов.
Гипотеза исследования – социально-демографические показатели семей учащихся являются отражением демографической ситуации страны в целом.
Методы исследования:
Основная часть
Изучением населения занимается наука демография. Демография рассматривает естественное движение населения (рождаемость и смертность), механическое движение и переход людей из одного состояние в другое (начало трудовой жизни, получения образование). Население постоянно подвержено изменению через смену поколений и изменением характеристик людей, миграционным процессам.
Демографические процессы влияют на ход общественных процессов. Например, низкий уровень рождаемости ведет к увеличению доли пожилых людей в обществе. Изменения уровня рождаемости через определенное время проявятся в колебаниях уровня занятости на рынке труда.
Долгое время на территории России была убыль населения, и только с 2013 года в нашей стране наблюдается небольшой естественный прирост населения (0,2‰) [3]. Несмотря на общероссийский показатель роста естественного прироста населения, для территории Белгородской области характерна естественная убыль населения - -2,7‰ (2016 год) [4]. М.В. Ломоносов в 1761 году писал о населении в «О сохранении и размножении российского народа», что это «величество, могущество и богатство всего государства» [5].
Количественные характеристики
В 2016-2017 учебном году в МАОУ «СОШ №16», на момент проведения исследования, обучается 904 человек. Количество классов комплектов – 35, из них:
Параллель 8 классов состоит из трех классов, в них обучается 79 человек: 8 «А» - 28 учащихся, 8 «Б» - 25, 8 «В» - 26 (Приложение 1). От общего количества обучающихся в школе это составляет 8,7%.
Численность изученных семей составляет 271 человек, из них 79 это наши ученики (29,2% от общего показателя).
Мы провели анкетирование, в социологическом опросе приняли участие 65 учеников. Анкеты (Приложение 2) были обработаны, на основе результатов был составлен социально-демографический портрет учащихся.
Возрастно-половой состав семей учащихся 8 классов
Количество учеников в выбранной параллели за последние три года изменилось незначительно (Приложение 3).
Анализ социологического опроса позволил нам построить возрастно-половую диаграмму (Приложение 4). Из данной диаграммы видно, что численность женщин превышает численность мужчин в семьях учащихся. Данная динамика характерна и для России.
По классам половой состав распределяется следующим образом (Приложение 5):
Класс | Мальчики | Девочки. |
8 «А» | 11 | 17 |
8 «Б» | 12 | 13 |
8 «В» | 14 | 12 |
Всего | 37 | 42 |
Таким образом, мальчики в параллели 8 классов составляют 46,8% от общей численности классов, а девочек - 53,2 %. Преобладание девочек в параллели 8 классов не отражает общероссийской тенденции преобладания мужского населения до 30-летнего возраста.
Построенная нами возрастно-половая диаграмма, позволяет отразить и распределение школьников и членов их семей по возрастным группам. В семьях учащихся возрастная группа «0-9 лет» составляет 23 человека, группа «25-29 лет» - 1 человек, и самая многочисленная после нашего возраста, это «35-39 лет» - 45 человек. Данная возрастно-половая пирамида соответствует общероссийской тенденции выравнивания мужского и женского населения к 30-летнему возрасту.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2001 году составляет 67,5 лет, в 2002 – 67,6, в 2003 – 68 лет [6]. Данные показатели меньше ожидаемой продолжительности жизни в 2016 году, которая составляет 72,5 года [7].
Национальный и религиозный состав семей учащихся
Учащиеся и их семьи принадлежат индоевропейской языковой семье славянской группе (99,3%), алтайской семье тюркской группе (0,7% участников исследования) [8].
Национальный состав следующий:
- русские - 261 (из 271 человек) – 96,3%;
- украинцы – 7 человек – 2,6%;
- белорусы – 1 человек – 0,4%;
- киргизы – 1 человек – 0,4%;
- татары – 1 человек – 0,4%.
Наиболее пестрый состав характерен для родителей учащихся, среди них есть украинцы (2 папы, 3 мамы), мамы белоруски, киргизка и татарка. 78 учащихся – русские, 1 украинец (Приложение 6).
Данные национального состава учащихся и их семей почти совпадают с показателями национального состава Белгородской области. По переписи населения 2010 года русские на территории области составляли 94,4 % (у нас на 1,9% больше), украинцы 2,8 % (у нас на 0,2% меньше).
Конфессиональный состав однороден, учащиеся и их семьи исповедуют христианство православного толка. Только три ученика при социологическом опросе затруднились ответить на этот вопрос.
Миграции учащихся и их семей
Перемещение людей из одного постоянного места жительства в другое называется миграцией [9]. Для наших классов миграцией можно считать выбытие учеников из класса и прибытие в класс новых учеников. За летний период 2016 года выбыли из классов 6 учеников, 2016 -2017 учебном году выбыл 1 ученик. Три ученика перешли в другие школы Губкина, в связи со сменой места жительства, 2 ученика выбыли за пределы Белгородской области – в Курск и Санкт-Петербург, 1 ученик – в город Старый Оскол. В течение этого учебного года в 8 «А» и 8 «Б» класс прибыли ученики из школ города Губкина.
Миграцию семей учащихся можно проследить по месту рождения детей. 67 учеников коренные губкинцы (84,8%). Внутренние миграции по Белгородской области совершали 7 учащихся с семьями: 2 – из Белгорода, 1 – из поселка Строитель Белгородского района, 2- из города Старый Оскол, 2 - из поселка Троицкий Губкинского городского округа. Межрегиональная миграция представлена учащимися приехавшими в Губкин из города Чусовой Пермской области (сейчас Пермского края), Липецка (Липецкая область), города Надым Ямало-Ненецкого автономного округа. Внешняя миграция представлена семьями учеников, приехавшими из СНГ – по одной семье из Узбекистана (Новойская область) и Украины (Полтавская область).
Данные потоки иммиграции подтверждают популярность нашей области среди приезжающих из северных районов России и из стран СНГ (Украина, Узбекистан, Киргизия, Казахстан).
Социальное положение семей
Социологический опрос помог выявить количество братьев и сестер у учащихся 8 классов нашей школы. Проанализировав данные, полученные при опросе, составили таблицу и построили диаграмму (Приложение 7).
Количество детей в семье | Количество семей |
1 | 33 |
2 | 40 |
3 | 5 |
4 | 1 |
Из таблицы видно, что преобладают семьи с один-двумя детьми, и только 6 семей являются многодетными. Главным фактором, оказывающим влияние на количество детей в семье, является структура семьи (полная или неполная). Из 79 семей 19 имеют статус неполной семьи, где воспитывается как по одному, так и по двое детей. Распад семей приводит к уменьшению количества детей в семьях. Постепенно растет количество семей с одним ребенком – это тенденция, характерная для всей России.
С введением такой формы государственной поддержки российский семей как материнский капитал с 1 января 2007 года [10], многие семьи воспользовались такой поддержкой. 25 детей появились на свет после введения данной формы демографической политики. Самому младшему из данной категории детей - 10 месяцев.
Образовательный уровень родителей складывается следующим образом: высшее образование имеют 67 родителей, среднее специальное – 52 человека, среднее – 15 человек, основное - 5 человек. Большинство учащихся хотели бы получить высшее образование (49 опрошенных), 7 человек – среднее специальное, среднее общее образование – 4 человека, основное общее – 5 человек.
Заключение
В настоящее время большое внимание уделяется демографической ситуации в нашей стране. Наши семьи являются зеркалом, которое отражает все процессы, происходящие с населением нашей страны. Данная работа отражает важность, актуальность демографического вопроса в нашей параллели 8 классов, в нашем городе, области и страны в целом.
Проанализировав социологический опрос учащихся, школьные документы, можно сделать следующие выводы:
Таким образом, гипотеза нашего исследования, что социально-демографические показатели семей учащихся являются отражением демографической ситуации страны в целом, подтверждена.
Красота и сила России заключается в ее населении, многонациональном населении. Если правительство не будет уделять должного внимания проблемам населения, то по пессимистическим прогнозам наша численность может сократиться до 125 млн человек.
Основными способами решения демографической проблемы, мы видим в финансировании семей, повышение статуса семьи и улучшение социально-экономических условий.
Список использованных источников и литературы
Приложение 1
Наполняемость 8 классов МАОУ «СОШ №16»
в 2016-2017 учебном году
Класс | Количество учащихся |
8 «А» | 28 |
8 «Б» | 25 |
8 «В» | 26 |
Всего | 79 |
Доля учащихся 8 классов общешкольной численности и численности населения в их семьях
Приложение 2
Анкета для социологического опроса
1. Фамилия, имя.
2. Дата и место рождения
3. Укажите свою национальность.
4. Какую религию исповедуешь?
5. Сколько детей (включая тебя) в твоей семье?
6. Где они обучаются (сад, школа, учится, работает), сколько им лет.
7. Кем работают твои родители (указать сферу деятельности)?
8. Сколько лет родителям, какое образование.
9. Какое образование ты хотел бы получить?
Приложение 3
Изменение численности в 8 классах за три года
Класс | 2014-2015 учебный год | 2015-2016 учебный год | 2016-2017 учебный год |
8 «А» | 27 | 28 | 28 |
8 «Б» | 28 | 28 | 25 |
8 «В» | 27 | 27 | 26 |
Приложение 4
Возрастно-половая пирамида для семей учащихся 8 классов
Приложение 5
Половой состав классов
Приложение 6
Национальный состав семей
Приложение 7
Количество детей в семьях
«Течет река Волга»
Карандаши в пакете
Проказы старухи-зимы
Рисуем домики зимой
Астрономический календарь. Октябрь, 2018