Исследовательская работа "Дети-герои"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_deti_geroi.docx | 25.51 КБ |
Исследовательская работа
«Дети-герои»
Выполнила :
Ученица 8 класса Б
МБОУ «СШ №4»
Шуваловой Анны
Руководитель:
Шувалова Н.Э.
2020г, г. Касимов
Введение
Много лет назад над нашей Родиной прокатилась война, которая принесла горе, боль и смерть на её землю. Она обрушилась на страну бомбовыми ударами по городам. Её вехами стали Брест, Смоленск, Ржев, Минск, Ленинград, Москва, Сталинград. Вся страна поднялась на бой с врагом. Добровольцами уходили на фронт наши прадеды. Многие отдали жизнь за Отечество, не вернувшись с войны. В одну шеренгу с взрослыми на защиту Родины встали и юные граждане страны – мальчишки и девчонки, чье детство закончилось в одночасье. Ушло в историю это страшное время, но память жива. Никто не забыт и ничто не забыто.
Данную тему исследовательской работы я выбрала потому, что она очень интересна для меня. Я прочитала много книг о юных участниках войны, смотрела кинофильмы, слушала рассказы ветеранов о ребятах, которых называли сыновьями полка. Считаю, что исследовательская работа должна содержать доказательства событий. В своей работе я старалась выделить конкретные примеры, конкретных героев земли Русской. Также, хочу отметить, что я опиралась на менее известные примеры, но за каждым таким событием стоит судьба человека, судьба мальчишки и девчонки, которые, подчас, жертвовали жизнью ради нас, ради будущего своей Родины.
Цель: Исследование боевых подвигов юных героев Великой Отечественной войны.
Задачи:
1.Изучить биографии и боевые подвиги молодежи в различные периоды войны.
2.Определить и понять вклад юных героев в достижение Великой Победы.
2. Обоснование направления исследования.
Читая воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны о том, как дети сражались с фашистами рядом с взрослыми, как ребята уходили в партизанские отряды, были разведчиками и связными, я решила узнать как можно больше о них, понять, что вдохновляло того или иного маленького гражданина моей Родины идти на подвиг, рискуя жизнью.
Методы и способы работы:
1. Чтение художественной литературы о детях-героях войны.
2. Изучение воспоминаний партизан- ветеранов Великой Отечественной войны об участии детей в партизанском движении.
3. Работа с Интернетом.
Предмет изучения:
Участие детей в Великой Отечественной войне.
Объект изучения:
Дети – герои Великой Отечественной войны.
3. Результаты исследования.
Надя Богданова, обычная белорусская девочка, воспитывалась в детском доме. В 41 году ей исполнилось 10 лет . Детей эвакуировали из детского дома, и на одной из остановок Надя и несколько ребят сошли с поезда чтобы отправиться на фронт. Позже на состав с детдомовцами налетели фашистские самолеты и сбросили 3 бомбы. Много детей погибло, многие разбрелись кто куда. Через три недели Надя попала в оккупированный немцами Витебск. Дети ютились в подвалах разрушенных домов. Чтобы не умереть от голода, они ходили и просили милостыню.
Надя умела каждый раз облапошивать патрули. То убогой прикидывалась, то, наоборот, нахально песни пела вроде за милостыню. А сама все смотрела и запоминала.
Одновременно крали у фашистов продовольствие и боеприпасы. Дети планировали взорвать один из складов немцев. Группа детей отправились на склад , а Надя и Ваня остались сторожить. Из-за неумения обращаться с боеприпасами несколько детей подорвались вместе со складом. Надя с Ваней Звонцовым находились далеко от склада и не пострадали.
Вскоре Надя и Ваня попали к партизанам в отряд дяди Вани. Надя обманула, что ей 13 лет, и ее приняли в отряд. Детей научили всему, что пригодится для разведки. Вскоре им дали первое боевое задание разведать вражеские укрепления в деревнях Долганы и Рудня. Они внимательно изучили вражеские позиции. Позже вместе с разведчиками дети участвовали в операции по взрыву немецкого штаба в деревне Комары. Несколько раз доставляли пленных из вражеских гарнизонов. В 1942 году участвовали в разведке в деревне Чурилово. В результате той операции гарнизон был разгромлен. Гитлеровцы понесли большие потери.
Накануне праздника Октябрьской революции командир отряда Дьячков решил вывешивать в честь праздника красные флаги, которые должны послужить жителям города знаком ,что партизанская война продолжается , чтобы поднять боевой настрой витебчан. Надю и Ваню отправили на это задание, и за ночь они повесили красные флаги на железнодорожном вокзале, ремесленном училище и фабрике. Утром был переполох, фашисты подняли тревогу. Подозрение пало на двух детей: мальчика и девочку. Их догнали, когда они вышли из города на большую дорогу. При обыске у детей обнаружили папиросы, жандармы догадались, кому те их несут. Детей допрашивали, потом повезли в Городок. Ребята всю дорогу плакали. В штабе их допрашивал начальник жандармерии, приставив детей к стене и стреляя над их головами, затем их били шомполами. После допроса их приказали расстрелять. Детей поместили в подвал, где находилось много советских военнопленных. На следующий день всех вывели из Городка на расстрел.
Надя и Ваня стояли у рва под прицелом фашистов. Дети держались за руки и плакали. За долю секунды до выстрела Надя упала в ров из-за боли в ногах после ударов шомполами. Она долго пролежала во рву среди убитых, в их числе был и Ваня Звонцов. Очнулась от голода и тошноты. Поняв, что охраны нет, собрав все силы, девочка стала пробираться к дороге. Изможденная, она направилась в сторону леса, где ее нашел командир бригадной разведки Федор Федорович Уклея. С тех пор отряд ей долгое время не позволял самостоятельно выполнять задания.
В начале февраля 1943года в захваченной деревне Барбеки Шарковщинского района гитлеровцы установили огневые точки, минировали дороги, вкапывали в землю танки. Необходимо было провести разведку и установить, где у немцев замаскированы пушки, пулеметы, где часовые, с какой стороны лучше атаковать деревню. После неудачной попытки взрослых партизан получить сведения командование решило отправить на задание начальника разведки Ферапонта Слесаренко и Надю Богданову. Надя, переодевшись в побирушку, должна была обходить деревню, а Слесаренко прикрывать ее отход в лесочке. Фашисты легко пропустили девочку в деревню, посчитав ее бездомной. Надя обошла все дворы, насобирала подаяние и запомнила все, что нужно. К вечеру она вернулась в лесок к Слесаренко. В ночь на 5 февраля 1943 года 2-я Белорусская бригада имени Пономаренко вместе с партизанами пулеметной очередью ударила по фашистам с обеих сторон. Тогда Надя впервые участвовала в ночном бою. Она взорвала фашистский штаб.
При ее участии был пущен под откос эшелон фашистов, направлявшихся в районы Езерища и Городок, была сожжена моторно-тракторная станция, в которой фашисты ремонтировали танковую технику. Надя разведала гарнизон Борнавалы и заминировала указанные командованием объекты. В бою за Балбеки Слесаренко ранило в левую руку: он упал и на какое-то время потерял сознание. Надя перевязала ему рану. В небо взмыла зеленая ракета, которая была сигналом от командира всем партизанам отходить в лес. Надя и раненый Слесаренко пытались уйти в отряд, но в глубоких сугробах Слесаренко потерял много крови и изнемог. Он приказал Наде оставить его и отправляться в отряд за помощью. Положив под командира еловых веток, Надя отправилась в отряд.
До отряда было примерно 10 километров. Ночью по сугробам в мороз добраться туда было сложно. Пройдя около трех километров, Надя забрела в небольшой хуторок. Возле одного их домов, где ужинали полицейские, стояла лошадь с санями. Подкравшись к дому, Надя села в сани и вернулась к раненому Слесаренко. Взобравшись в сани, они вместе вернулись в отряд. После этой операции фашисты объявили за голову Нади вознаграждение в оккупационных марках.
В конце февраля 1943 года партизанам-подрывникам 6-го отряда под командованием Блинова был дан приказ заминировать недалеко от деревни Чурилово перекресток шоссейных дорог Невель-Великие Луки- Усвяты, который охранялся полицейскими, чтобы перекрыть движение фашистов в сторону Ленинграда. В этой операции участвовала Надя с Юрой Семеновым. Когда дети заминировали дорогу и начали возвращаться в отряд, их остановили полицаи. Надя стала прикидываться нищенкой, тогда они обыскали ее и нашли в ее рюкзачке кусок взрывчатки. Надю и Юру стали допрашивать. Полицейские поняли, что дети заминировали перекресток и, связав, повезли их в гестапо в деревню Карасёво. Там Юру расстреляли, а Надю семь дней пытали, били по голове, раскаленным прутом выжигали на спине пятиконечную звезду, обливали на морозе ледяной водой, ставили на раскаленные камни. Не добившись от нее сведений, фашисты выбросили истерзанную и окровавленную девочку на мороз, решив что она не выживет. Надю нашли партизаны Иван Лохмотко и Александр Шамков и отвезли в деревню Заналючки. Там над Надей взяли опеку местные жительницы.
В пытках Надя потеряла слух и зрение, у нее отнялись ноги. В деревне ее выхаживали и лечил народными средствами Лидия Шаренок и Татьяна Самокалева. Через месяц слух девочки восстановился. Зрение восстановилось частично, от побоев у нее свело зрачки. Участвовать в военных действиях ввиду потери зрения Надя не могла. За участие в минировании Надя была награждена медалью «За боевые заслуги».
В январе 1944 года вместе с жителями деревни Заналючки Надя Богданова встретила группу воинов-автоматчиков Красной Армии, освобождавших от немецко-фашистских захватчиков Витебскую область, и своих товарищей партизан.
После войны Надю отвезли в Витебскую больницу, где ее вылечил врач невропатолог Иосиф Лазаревич Сосновик, после чего по его направлению она была отправлена в Одессу к известному офтальмологу Владимиру Петровичу Филатову, который вернул ей один глаз.
В 1960году она приехала в Витебск и устроилась на работу сторожем, поскольку ей были противопоказаны большие нагрузки, параллельно она за еду играла на гармони и пела песни в жилом массиве Витебска. После устроилась разнорабочей на фабрику.
О том, что она воевала с фашистами, Надя долгое время никому не рассказывала. Она даже не знала, что ей поставили памятник. Посмертно, как думали ее товарищи.
Спустя 15 лет после войны она услышала по радио, как начальник разведки 6-го партизанского отряда Ферапонт Слесаренко — её командир — говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь. Только тогда Надя смогла подтвердить свои боевые заслуги и получить награды.
Только тогда узнали люди, какой удивительной судьбы человек живет рядом с ними.
Надя Богданова награждена орденами
Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, Отечественной войны 2 степени и медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «Партизану Отечественной войны 1 степени»
Она стала самым юным пионером-героем, ее имя занесено в Книгу почёта Белорусской республиканской пионерской организации имени В. И. Ленина.
В 1962 году вышла замуж . Вырастила 1 родного и 7-х приемных детей: Виктора, Галину, Людмилу, Альберта, Аллу, Валентину, Наталью и Андрея. Алла и Валентина – родные дети Татьяны Самокалевой, которая в годы войны спасла Надю и выходила ее.
Умерла Надя Богданова 21 августа 1991года
5. Заключение.
Почему мы вспоминаем Великую Отечественную войну?
Я думаю, что наше внимание к ветеранам и стремление сохранить память о войне – это признаки любви и уважения к своей Родине. Есть в нашей стране святой праздник, объединяющий весь народ - День Победы, когда чествуют ветеранов войны, вспоминают о павших за Родину, о вкладе взрослых и детей в дело Победы. Мы должны помнить об этом, ибо «…народ, потерявший память, не имеет права на существование»…
Мы должны помнить, чтобы не повторился ужас той страшной войны, чтобы дети росли и учились под мирным небом. Чтобы они ходили в парк или в кино, а не в разведку. Чтобы получали награды не за боевые, а за трудовые заслуги. Это наш долг перед теми взрослыми и юными участниками той страшной войны, кто отдал свои жизни за Родину, за нас с вами.
Гордость за детей, которые сражались с фашистскими захватчиками наравне со взрослыми усиливает то, что это были реальные дети, а не вымышленные писателями персонажи. Судьба уготовила им тяжелый путь, который они прошли с достоинством, сделав все, что было в их силах, чтобы приблизить Великую Победу.
В Советской стране каждый школьник не только знал всех пионеров-героев, но и считал для себя большой честью быть похожими на них. Или во всяком случае стремиться к этому.
Барсучья кладовая. Александр Барков
Швейня
Самый главный и трудный вопрос
Сторож
Попробуем на вкус солёность моря?