Что же такое прилагательное?
Имя прилагательное это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета. Отвечает на вопросы, «какой?» «чей?» и чаще всего в предложении несет функцию определения. Прилагательные описывают, дополняют и украшают предложение, без них бы речь была скудной, и было бы трудно понять смысл.
Вложение | Размер |
---|---|
vanag.docx | 21.11 КБ |
Муниципальное автономное учреждение
Омутинская средняя общеобразовательная школа №1
Научно-исследовательская работа
«Роль прилагательных в рассказе Тёплый хлеб»
Выполнила: Ванаг Ангелина,
учащаяся 6А класса МАОУ ОСОШ №1
Руководитель: Молодых Любовь Владимировна,
Учитель русского языка и литературы
Содержание
Введение
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 3
Практическая часть
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 4-7
Заключение
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 8
Список литературы
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 9
Введение
Что же такое прилагательное?
Имя прилагательное это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета. Отвечает на вопросы, «какой?» «чей?» и чаще всего в предложении несет функцию определения. Прилагательные описывают, дополняют и украшают предложение, без них бы речь была скудной, и было бы трудно понять смысл.
В тексте прилагательные используются для обогащения речи, для того чтобы она не была непонятной и некрасивой.
Эта часть речи может указывать на принадлежность предмета и его назначение: спальная комната, мамино пальто.
Прилагательное уточняет предмет: красная книга, белая подушка.
Оно описывает форму: круглый стол, овальный стол.
Эта часть речи может описать состояние: грустное настроение, холодная осень.
Так же можно легко описать важное событие: радостный праздник, весенний день.
Я поставила себе цель и задачи.
Цель: Найти и узнать роль прилагательных в рассказе «Тёплый хлеб»
Задачи: Узнать, что такое прилагательное и для чего его используют.
Прилагательные в рассказе «Тёплый хлеб»
Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня.
Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушел дальше, пыля и позванивая удилами, -ушел, закатился за рощи, за холмы, где ветер качал спелую рожь.
Мельница давно не работала, но мучная пыль навеки въелась в Панкрата.
Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе.
Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника.
Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном.
Постоит, пофыркает, постучит мордой о калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или чёрствого хлеба, или, случалось даже, сладкую морковку.
По деревне говорили что конь ничей, а вернее - общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить.
К тому же конь - раненный, пострадал от врага.
Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»
Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом : «Да ну тебя! Ищи сам!»
Зима в этот год стояла теплая.
Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга.
Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла черная, тихая, и в ней кружились льдинки.
Панкрат починил к тому времени мельницу и собирался молоть зерно, - хозяйки жаловались, что мука кончается, осталось у каждой на два-три дня, а зерно лежит немолотое.
В один из таких теплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке.
Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.
Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:
И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головой, потому что сами не знают, было ли это, или ничего такого не было.
Конь заржал жалобно,протяжно,взмахнул ,и тотчас в голых деревьях , в изгородях и печных трубах завыл , засвистел пронзительный ветер , вздул снег , запорошил Фильке горло.
Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни.
И все выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.
Ревела, обезумев, метель, но сквозь её рёв Филька слышал тонкий и короткий свист, - так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам.
А к ночи небо зазеленело как лёд , звёзды примёрзли к небесному своду и колючий мороз прошел по деревне.
Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твердому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые бревна в стенах и они трещали и лопались.
Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замёрзли колодцы и теперь их ждёт неминуемая смерть.
-Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз, - говорила бабка.
- Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку.
«Ничего. Раз дюже голодный – подымешь,» - засмеялся мужик.
Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит – это не хлеб, а одна зеленая плесень.
Тогда солдат вышел на двор, свистнул – и враз сорвалась метель. пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз.
-Знать и нынче завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело.
- На то, что поправит дурной человек своё злодейство.
Он старик хитрый, учёный.
За окнами воздух был синий, густой, страшный.
В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами.
Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой.
Казалось, воздух замёрз и между землёй и луной осталась пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло пылинку на километр от земли, то и её было бы видно и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.
Чёрные ивы около мельничной плотины поседели от стужи.
Ветки их поблёскивали, как стеклянные.
Тот час в сарае за избой заржал и забил копытом раненый конь.
Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз.
Бессмысленный ты гражданин!
Мельница моя стоит, как запаянная морозом навеки, а муки нет, и воды нет, и что нам придумать- неизвестно.
И перед раненой лошадью – тоже.
Будешь ты чистый человек, весёлый.
Ответил упавшим голосом Филька.
Сорока была опытная, старая и нарочно летела у самой земли, потому что от деревень и лесов всё-таки тянуло теплом и сорока не боялась замёрзнуть.
Никто её не видел, только лисица в осиновом яру высунула морду из норы, повела носом, заметила, как тёмной тенью пронеслась по небу сорока, шарахнулась обратно в нору и долго сидела, почёсываясь и соображая: куда ж это в такую страшную ночь подалась сорока?
- Ну, - сказал наконец Панкрат, затаптывая махорочную цигарку, – время твоё вышло.
- Ишь ты, шустрый какой!
В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму.
На реке был слышен частый стук ломов.
И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер.
А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща.
Не было только старой сороки.
Она прилетела к вечеру, когда от теплоты лёд начал оседать, работа у мельницы пошла быстро и показалась первая полынья с тёмной водой.
Панкрат говорил, что если бы не тёплый ветер, то, пожалуй, и не обколоть бы лёд ребятам и старикам.
А сорока рассказывала , что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям.
И если хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по оврагам под снегом бурлит-журчит тёплая вода, моет корни брусники, ломает лёд на реке.
Всем известно, что сорока – самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей и не поверили – покаркали только между собой, что вот, мол, опять совралась старая.
Одно только известно, что к вечеру лёд треснул, разошёлся, ребята и старики нажали – и в мельничный лоток хлынула с шумом вода.
Старое колесо скрипнуло – с него посыпались сосульки - и медленно повернунось.
Заскрежетали жернова, потом колесо повернулось быстрее, ещё быстрее, и вдруг вся старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошлу стучать, скрипеть, молоть зерно.
Панкрат сыпал зерно, а из-под жернова лилась в мешки горячая мука.
Женщины окунали в неё озябшие руки и смеялись.
По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова.
Избы светились от жаркого печного огня.
Женщины месили тугое сладкое тесто.
И всё, что было живого в избах, - ребята, кошки, даже мыши, - всё это вертелось около хозяек, а хозяйки шлёпали ребят по спине белой от муки рукой, чтобы не лезли в самую квашню и не мешались.
Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.
На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице.
Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи, не давал им ни на минуту перевести дух, и потом по земле неслись вперемешку то холодные тени, то горячие солнечные пятна.
Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николай держал деревянную солонку с крупной желтой солью.
А это раненому коню.
Конь вышел, вытянул голову, заржал – учуял запах свежего хлеба.
Филька – не злой человек.
Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами.
Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок.
Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой.
Заключение
Для чего же в рассказе «Тёплый хлеб» используют прилагательные?
В этом рассказе прилагательные в основном отвечают на вопрос, «какой?» и используются для обогащения речи, более хорошего описания предмета и чтобы читатель прочувствовал всю атмосферу рассказа.
Вывод: Без прилагательных в речи не обойтись, без них будет трудно всё обьяснить, речь станет скучной и некрасивой, а рассказы скорей всего будет невозможно читать.
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Компас своими руками
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Два плуга
Пейзаж