Конфетный фантик вызывает интерес у детей, а анализ орфограмм, используемых в названиях конфет, позволяет развивать у детей орфографическую зоркость. Эта работа стала победителем в краевом конкурсе исследовательских работ "Стартис" в номинации "Филология".
Вложение | Размер |
---|---|
Доценко | 55.26 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шушенская начальная общеобразовательная школа
Направление «филология»
Учебно - исследовательская работа
Тема. Можно ли конфеты поедать и орфограммы повторять?
Выполнила: Доценко Валерия
Руководитель:
учитель начальных классов
Чудайкина Анастасия Викторовна
2021-2022 гг.
Очень часто можно услышать, что поедание сладкого – вредное занятие, что от этого разрушаются зубы, нарушается обмен веществ, а уж фантики и обертки – вообще бесполезный мусор!
Я задумалась: «Если сладкое так вредно и бесполезно, почему же тогда на протяжении многих веков кондитерские изделия выпускаются в огромном количестве?», и, главное, «неужели фантики – бесполезный мусор?».
Так можно ли найти применение «бесполезному мусору» - оберткам от конфет? [1]
Нам в школе иногда дают конфеты. И наш учитель показал нам, что в названии конфет можно встретить изученные орфограммы.
Мне очень понравилась эта идея, я захотела собрать свою коллекцию фантиков распределить их по орфограммам, узнать все ли орфограммы можно встретить? Чем это может быть полезно мне и другим ученикам?
Актуальность выбранной темы заключается в том, что конфетный фантик вызывает интерес у детей, а анализ орфограмм, используемых в названиях конфет, позволяет развивать у детей орфографическую зоркость.
Цель работы: изучение возможности повторения изученных орфограмм и развитие орфографической зоркости с помощью конфетных фантиков у учащихся.
Задачи:
Гипотеза: Предположим, что поедая конфеты и обращая внимание на их название можно отработать умение определять изученные орфограммы, развивать орфографическую зоркость у учеников.
Методы исследования:
II.Основная часть
2.1. История появления фантиков и название конфет.
Идея заворачивать конфеты в бумажные обертки появилась в конце 19 века. Ее изобретателем стал Томас Эдисон. Российские кондитеры быстро подхватили эту идею.
Дизайн оберток очень тщательно продумывали. Эскизы делали такие известные художники, как Васнецов, Билибин, Бенуа, Врубель, Андреев и многие другие. Каждая упаковочная коробочка, обертка становилась настоящим шедевром.
Само слово "фантик" это уменьшительно-ласкательное от исходного слова "фант".
Обертку стали называть фантиком в раннесоветское время, когда игра в Фанты пришла к нам. В качестве фишек использовались самые доступные вещи, в том числе и сложенные в несколько раз обертки конфет. Вот так игра дала название этому предмету. [3]
Но и сейчас словом "фантик" конфетную обертку называют только в просторечии, официальное её название осталось таким же - обертка.
Узнаем, как толкуется значение данного слова в разных словарях.
Фантик (по С.И. Ожегова Словарь русского языка) - фант; цветная обёртка конфеты. [2]
Фантик (Википедия) — народное название обёртки, которая служит для заворачивания конфет и иной кондитерской продукции (карамель, ирис, жевательная резинка). [4]
Первые названия у конфет, также как и рецепты их производства, в России были иностранными, в основном французскими: «Батон де Гралье»; «Финшампань». Со временем эти названия перевели на русский язык и появились - «Сливочная Венера», «Кошачий язык», «Девичья кожа».
Названия конфет отражали важные исторические события. В начале 20 века в Императорской России можно было купить карамель «Царская малина» или «Царь Федор Михайлович», а после 1917 года названия конфет резко изменились. В продаже появились карамельки «Крестьянская» и «Красноармейская», «Серп и молот» и «Наша индустрия».
Так в 30-е годы прошлого века выпускались: «Борись за технику», «Будь готов», «Доярка», «Героям Арктики». Покорение человеком космоса в 60-е годы XX века нашло свое отражение в появлении конфет «Космические» и «Космос».
Первые российские кондитерские фабрики стали появляться с середины XIX века. Старейшими из них являются «Кондитерский концерн «Бабаевский» (бывшее товарищество «Абрикосов и сыновья»), кондитерская фирма «Красный Октябрь». В настоящее время эти кондитерские предприятия работают вместе как один холдинг «Объединенные кондитеры России». Они запатентовали все названия конфет. Сейчас любая фабрика, если хочет выпускать, например, конфеты «Мишка на Севере», должна выкупить лицензию у холдинга или переименовать конфеты. Поэтому появились «Мишка на льдине», конфеты «Тузик» стали «Полканчиком», карамель «Му-му» - «Конфил –Му». [5]
Новые названия конфет, это чаще всего творчество всего коллектива кондитерского предприятия.
От названия и состава сладостей зависит и популярность конфет. Запоминая название, покупатель уже точно знает и вкус лакомства, и его упаковку.
2.2 Орфограммы, изучаемые в начальной школе.
Для того чтобы вспомнить, что обозначает слово орфограмма, я обратилась к учебнику по русскому языку под редакцией В.П.Канакиной. В первой части 2 класса говорится, что орфограммой называют букву, написание которой надо проверить или запомнить. Их написание подчиняется правилам, которые мы изучаем. [6]
Умение замечать орфограммы называют орфографической зоркостью.
Пересмотрев учебники по русскому языку с 1 по 4 класс, я составила список изучаемых орфограмм:
Заглавная буква в начале предложения.
Заглавная буква в именах собственных.
Буквы и, у, а после шипящих под ударением.
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН, НЧ.
Безударные проверяемые гласные в корне слова.
Проверяемые согласные в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Непроизносимые согласные в корне слова.
Раздельное написание предлогов.
Буква Ь для обозначения мягкости.
Разделительные Ъ и Ь.
Буквы Е и И в суффиксах существительных.
Соединительные гласные О и Е в сложных словах.
Гласные и согласные в приставках.
Гласные буквы после шипящих в суффиксах существительных.
Употребление Ь на конце существительных после шипящих.
Перенос слов.
Безударные гласные окончания имен существительных.
Родовые окончания имен прилагательных.
Безударные гласные окончания имен прилагательных.
Раздельное написание частицы НЕ с глаголами.
Безударные гласные в личных окончаниях глаголов.
Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глаголов и во 2 лице единственного числа.
ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах.
Этот список мне понадобиться, чтобы проанализировать все ли орфограммы можно встретить на конфетных обертках.
III. Практическая часть
3.1 Распределение название конфет по орфограммам.
Я собрала 70 фантиков от конфет. Мы распределили названия конфет по орфограммам, результаты оформили в таблицу 3.1.
Таблица 3.1. Орфограммы в названиях конфет.
Орфограмма | Названия конфет |
Заглавная буква в именах собственных. | «Кочегар Петя», «Ананас Денисович», «Миндаль Иванович», «Лёвушка», «Нафаня». |
Буквы и, у, а после шипящих под ударением. | «Чудеса бывают», «Новогоднее чудо», «К чаю», «Скучаю по тебе». |
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН, НЧ. | «Батончик сливочный», «Столичная», «Сочный фрукт», «Красная шапочка», «Заначка от жены», «Ласточка», «Черноморочка». |
Безударные проверяемые гласные в корне слова. | «Лимонадный», «Сладкие зверята», «Морской бриз». |
Проверяемые согласные в корне слова. | «Буревестник», «Маска», самый дерзкий, «сладкие зверята», «Морской бриз», «Красный мак», «Гусятки», «Снежка», «Сказка», «Няшка-вкусняшка», «Ешки-мошки», «Парад-помад», «Ешкина коровка», «Клубника со сливками». |
Непроверяемые гласные и согласные буквы в корне слова. | «Одуванчик», «Пилот», «Апельсин», «Сгущенное молоко», «Лимон», «Мечта», «Яшкинская картошка», «Ромашки», «Шоколадная магия», «Марсианка», «Ананасовая долина», «Слаще поцелуя». |
Раздельное написание предлогов. | «Один на двоих», «Выбери меня», «Клубника со сливками», «Скучаю по тебе», «К чаю», «Заначка от жены». |
Гласные буквы после шипящих в суффиксах существительных. | «Фигурный бочонок». |
Употребление Ь на конце существительных после шипящих. | «Супер мышь», «Полярная ночь», «Испанская ночь». |
Перенос слов. | «Тру-ля-ля» |
Родовые окончания имен прилагательных. | «Красный мак», «Мятная карамель», «Сгущенное молоко», «Батончик сливочный», «Полярная ночь», «Новогоднее чудо», «Яшкинская картошка», «Шоколадная магия», «Фигурный бочонок», «Красная шапочка» |
Буква Ь для обозначения мягкости. | «Миндаль Иванович», «Угостись и удивись» |
Встретилось незнакомое слово, толкование которого я нашла в словаре Ожегова.
«Стратосфера» - верхний слой атмосферы, расположенный над тратосферой.
3.2 Результаты эксперимента.
Перед тем как начать собирать фантики и писать исследовательскую работу, учитель провел со мной словарный диктант.
Под диктовку я написала слова: кокос, астроном, зверята, ромашка, лебёдушка, сказка, Алёнка, ласточка, львенок, миндаль, птичье молоко.
Мною было допущено 4 ошибки. Я путалась в определении и названии орфограмм.
После проведенной работы, написав контрольный диктант, я уже не допустила ни одной ошибки и лучше определяла и называла орфограммы.
Полученные результаты меня еще больше вдохновили.
3.3 Проведение и анализ результатов опроса.
Ученики нашего класса заинтересовались этой темой, приносили свои фантики, обсуждали названия и определяли орфограммы. Поэтому мы решили провести опрос среди детей из другого класса. Они не знали, над какой темой я работаю.
Ученикам 3 и 4 класса было предложено ответить «ДА» ил «НЕТ» на следующие вопросы:
1. Любите ли вы конфеты?
2. Обращаете ли вы внимание на названия конфет?
3. Знаете ли вы, что обращая внимания на названия конфет, определяя в них орфограммы, можно повысить свою грамотность?
Рисунок 3.1 Результаты опроса среди учеников 3 и 4 классов.
IV. Выводы
В результате моей работы, я пришла к следующим выводам:
1. По названиям конфет можно отследить исторические события. Постоянно появляются новые названия. Их огромное множество.
2. В ходе исследования, мы обнаружили 12 орфограмм на фантиках от конфет. Больше всего на следующие правила: проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слова, падежные окончания имен прилагательных, Буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН, НЧ, раздельное написание предлогов.
3. На собственном примере я убедилась в эффективности данного способа отработки орфограмм и развитию орфографической зоркости.
4. Опрос 42 двух учеников показало, что 41 ребенок любит конфеты. Обращают на название конфет 35 детей. Не знают и не обращают на орфограммы спрятанные в названия конфет 37 учеников (рис.3.1). Значит надо их познакомить с интересным и полезным способом закрепления орфограмм и развития орфографической зоркости.
V. Заключение
В результате работы мы показали, что конфетные фантики – это НЕ бесполезный мусор.
Гипотеза о том, что поедая конфеты и обращая внимание на их название можно отработать умение определять изученные орфограммы, развивать орфографическую зоркость подтвердилась.
Данная работа позволила закрепить умение определять орфограммы, позволила доказать интересный способ закрепления орфограмм и развития орфографической зоркости.
Планирую дальше собирать коллекцию фантиков. Познакомить с результатами своей работы других учеников нашей школы, постараться их заинтересовать.
VI. Список используемых литературных источников
1. https://videouroki.net/razrabotki/material-dlya-nachalnykh-klassov-na-temu-vkusnaya-orfografiya.html
2.Толковый словарь русского языка: Ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений /С.И.Ожегов; Под ред.проф. Л.И.Скворцова. = 27-е изд.испр. = Москва: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2018. – 736с.
3. https://www.ababilova.com/istoriya-konfetnogo-fantika
4.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BA
5. https://volgasib.ru/virtual/obshestvo/kto-pridumyvaet-nazvaniya-konfetam/
6. Канакина В.П. Русский язык. 1,2,3,4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2019-2021 гг.
Мост Леонардо
Рисуем "Ночь в лесу"
Муравьиная кухня
Лист Мёбиуса
Интересные факты о мультфильме "Моана"