Исследовательская краеведческая работа "У земляков своих спроси, как играли на Руси".
Ивановская область
Кинешемский муниципальный район.
«У земляков своих спроси, как играли на Руси».
Исследовательская работа
учащихся 3 класса МОУ «Дьячевская средняя школа»
Ильичева Ивана Сергеевича,
Гуленковой Ксении Владимировны,
Демьяненко Матвея Александровича,
Гусева Матвея Михайловича,
Лебедевой Полины Сергеевны,
Рыжакова Сергея Борисовича,
Метлиной Виктории Максимовны,
Лопаткиной Вероники Александровны,
Научный руководитель:
учитель начальных классов МОУ «Дьячевская средняя школа», руководитель объединения дополнительного образования «Краеведение для малышей» Горева Наталья Викторовна
2013г.
Оглавление.
Введение. с.2-3.
Глава 1. «Хоть одним глазком взгляну, как играли в старину». с.3-6.
Глава 2. «Игры и календарь». с.6-9.
Заключение. с.9.
Литература. с.10.
Список респондентов. с.10
Приложение.
Введение.
Игра в жизни каждого ребенка занимает особое место. Ведь малыш всё, что его окружает, воспринимает через игру: играя в «дом», учится быть мамой, папой, учится вести хозяйство. Так интересно делать пирожки из глины, повторяя движения мамы, когда она печет пироги. Мальчики повторяют папину работу, играя в машинки, различные железки. Невозможно представить ребят, которые бы не любили играть в догонялки, прятки. Многие игры живут веками, в них когда-то играли бабушки, потом внуки. Но не все игры сохраняются в памяти людей, и сейчас современные дети не знают порой, во что же играли их бабушки и дедушки.
Изучение забытых игр прошлого стало целью данного исследования. Нет ничего ценнее достоверного материала, основанного на воспоминаниях респондентов. И этот материал мы планируем передать Ирине Анатольевне Комиссаровой, преподавателю исторического факультета Ивановского Государственного Университета.
Актуальность исследования заключается в том, что в последнее время вновь возрос интерес к русским народным традициям, к народной культуре. Да и практическая значимость нашей работы немаловажна: старинные игры помогут нам с пользой скрасить свой досуг, научить этому младших ребят.
Вся работа построена на воспоминаниях старожилов наших родных сёл. Было опрошено около 20 человек. Респонденты, с которыми мы работали, были детьми в 50-60 годы двадцатого века. Этот период времени стал основным в исследовании. Осталось определиться с территорией, которую будет охватывать исследование. И здесь мы не смогли ограничиться одним селом и даже поселением, так как респонденты проживают в селах Дьячево, Журихино, Решма, Ильинское. Поэтому территорию мы определили, как восточную часть Кинешемского района.
Мы не предлагали респондентам анкету, а просили в свободной форме рассказать о том, во что они любили играть, когда были маленькими. Очень интересно было разговаривать с пожилыми людьми об их детстве, юности. Мы узнавали их с новой стороны, ведь до этого мы не задумывались, что наши бабушки и дедушки тоже были малышами.
После все рассказы были изучены, обработаны и на основании обработки появились несколько глав исследования. На этом этапе нам пришлось обращаться и к литературным источникам, так как люди порой вспоминали названия игр, но забывали их правила.
Очень хотелось нам узнать, занимался ли кто-то до нас такими исследованиями, но, к сожалению, мы не смогли обратиться в Кинешемский художественно-исторический музей, так как он сейчас не принимает посетителей.
Надеемся, что все собранное и изученное нами заинтересует многих. И не только как «памятник старины», но и как руководство к действию, то есть поможет организовать чей-то досуг, сделает чью-то жизнь более интересной, стоит только обратить внимание на то, что веками хранит народная душа.
Глава 1.
«Хоть одним глазком взгляну, как играли в старину».
Общаясь с бабушками и дедушками, мы поняли, что они, когда были маленькими, любили играть, так же как и мы. «Трудно вспомнить свои детские игры. Но все-таки играли даже в военные годы[1].» - вспоминает жительница Журихина Александра Ивановна Кашина. Хотя домашних обязанностей у детей было намного больше, чем у нас сейчас. Самое главное, на ребят возлагалась забота о младших братьях и сестренках. «Играть-то порой некогда было, водились с маленькими».[2] И все-таки любовь к играм брала свое. «Убегали в подлесок за деревней, строили шалаши, играли там самодельными куклами. Делали их из тряпок или соломы, раскрашивали деревянные чурочки».[3] «Дома играли в куклы из полена или тряпок. Разложим ухваты по всей избе и в домики играем»,[4] – вспоминали наши респонденты.
Некоторые игры наших односельчан были похожи на современные, но назывались по-другому. Прятки назывались «коронячки[5]», догонялки – «ловлячки[6]». «Коронячки» от слова «корониться» (хорониться) – прятаться, а «ловлячки» от слова ловить. Причем «ловлячки» были не простые, существовало несколько разных игр, где водящий должен был догонять игроков: например игра «Ноги от земли[7]», где игроки могли спастись от водящего, только вскочив на какие-нибудь предметы: лавки, деревья, заборы, лишь бы только не стоять на земле. Другое название этой же игры – «Белка на дереве – собака на земле[8]». Еще один вид догонялок, это игра «колдун[9]», когда игроки должны замирать и стоять на месте, если их догнал водящий, а водящий должен переловить всех игроков.
Знакомой показалась нам и игра «царица[10]» (другое название «человечек»). Она похожа на игру «классики», в которую играем мы.
Некоторые игры наших бабушек сохранились без изменений до нашего времени, например «ручеек», «пятнашки», «цепи кованые», «вышибала», но, оказывается, есть очень много интересных игр, в которые мы никогда не играли, а их так любили раньше дети.
Самым интересным в нашем исследовании стало то, что мы узнали об одной игре, описание которой не смогли найти ни в одной из книг. А ведь в нее когда-то играли зимой все дети Журихина, Матвеева, Антипина и других соседних деревень, вытаптывая огромные круги на снегу. Игра называлась «кало», от слова «калять» - пинать какой-нибудь круглый предмет. Мячей тогда было мало. Можно было «калять» картошину, но её на дороге найти было нельзя. Кто-то из дома приносил, но редко. А лошадей тогда много было, на дорогах часто попадались замерзшие лошадиные катышки, вот их-то чаще всего и пинали. Все вставали в круг, ставили ноги «пятки вместе, носки врозь», а водящий должен был забить катышек в эти «ворота», если попадал, игрок тут же должен был перебросить катышек в другие «ворота», если промахнется, то он «кало», то есть водящий[11].
Самыми популярными играми наших односельчан были игры «Русская лапта» и «Чиж». О русской лапте рассказывали многие, и мужчины, и женщины. Но вот правила игры вспомнить смогли не все. Помнили, что играть нужно двумя командами, попадать палкой по мячу. А самые подробные правила нам рассказал Валерий Анатольевич Прозументов, житель села Ильинское. Позднее, изучив литературные источники[12], мы выяснили, что Валерий Анатольевич помнит правила, наиболее близкие к классической игре в лапту.
А вот на игре «чиж» хотелось бы остановиться подробнее. До исследования мы о ней даже не слышали. А бабушки и дедушки почти все с удовольствием вспоминают о ней. Для игры был нужен «чиж» – четырехгранная палочка с двумя, срезанными наискосок, кончиками, и лаптичка, которой били по кончику «чижа». «На земле чертили круг, диаметром один метр, в центре клали «чижик» - маленькую деревянную чурочку. В двух метрах от круга чертится линия, за которой начинается поле. Выбирается метальщик и водящий. Метальщик ударяет лаптичкой по заостренному концу «чижика». «Чижик» взлетает в воздух. И метальщик вторым ударом отбивает его в поле. Водящий должен поймать «чижик» на лету и с того места, куда упал «чижик», он должен попасть им в круг. Если водящий не попадет в круг, то метальщик снова бьет по «чижику». Каждый удар – одно очко»[13].
Узнали мы и другие правила этой игры. Они немного отличаются от предыдущих. «На земле рисуют квадрат. Берут маленькую деревянную чурку. На чурке одна сторона острая, другая – наискосок. На всех сторонах цифры. Берут деревянную лопаточку, стукают по кончику чурки, и она подпрыгивает. Нужно стараться, чтоб как можно дальше упала чурка. А потом посмотреть, куда чурка упала и на какое число. Кто больше наберет очков, тот и выиграл»[14]. «Цифры на сторонах «чижа» обозначают, на сколько шагов подойти к кругу, чтоб попасть в него. Следующий игрок отбивает летящий «чиж»[15]. Получается, что в разных селах в эту игру играли по-своему. Но это только лишний раз говорит о её необыкновенной популярности. «Как только весной проталины появляются, вся ребятня до темноты в «чижа» гоняет», - вспоминает житель Журихина Цветков Алексей Илларионович.
Заинтересовались этой игрой и мы. Взрослые сделали нам подарок – «чижа» и «лаптичку». Ну а с правилами наверняка разберемся. Выберем то, что нам больше понравится. И думаем, что в Дьячеве эта игра получит новую жизнь.
Глава 2.
«Игры и календарь».
Работая над исследованием, мы все больше убеждались, что детские игры были тесно связаны с календарем природы и народными праздниками. Мы уже упоминали, что, например, в игру «кало» играли чаще всего зимой, когда замерзали лошадиные катышки, чтоб их легче всего было пинать. Еще зимой катались на «козах» - деревянных лавочках с ручками, их обливали водой с нижней стороны, замораживали, и так катались с горы. «Бывало, штаны навыпуск одеваем – и на горку, домой придем – штаны в угол можно ставить, так заморозились», - рассказывала Сипугина Нина Николаевна.
В «чижа» играли весной, когда вытаивали проталинки, а детишкам надоедали «зимние» игры. Лапта и городки считались летними играми. Еще одной любимой летней игрой была игра «Поп-погоняла». «В «попа-погонялу» целое лето играли, добегали от Журихина до Дебовского кладбища»[16], - вспоминает Цветков Алексей Илларионович. Но, к сожалению, правила вспомнить этот респондент не смог. Нас эта игра заинтересовала, и мы стали спрашивать старожилов о ней. И нашелся человек, который рассказал нам правила. Это Воронков Руфаил Андреевич. Вот, что он рассказал: - «На кирпич клали дощечку, на неё 12 палочек. Выбирали водящего, наступали на дощечку, палочки разлетались, водящий их собирал, а остальные игроки в это время прятались. Если водящий отходил далеко от палочек, то игрок, спрятавшийся поближе, снова наступал на дощечку, и приходилось опять собирать палочки»[17]. А девочки летом играли в «ярки» - кидали мячик на крышу (чаще всего бани, у домов родители не разрешали, чтоб окна не побили). Когда мяч скатывался с крыши, то ребята называли съедобные и несъедобные предметы. Водящий должен был поймать мяч, когда он падал с крыши. Если поймал на съедобное, кидал еще раз, если на несъедобное, то передавал мяч другому игроку[18].
А поздней осенью наступало время игры в «лодыжки». «Лодыжки» - овечьи косточки, которые выбирали, когда в доме варили студень, а делали это с наступленьем первых морозов. «Играли за столом, били щелчком по косточке, старались попасть в другую. Если попадал, то забирал лодыжки себе. Если нет, то отдавал их тому, с кем играл. Все дети копили лодыжки, раскрашивали их, выменивали друг у друга»[19].
С особым трепетом ждали когда-то ребята Масленицу. Ведь для маленьких детей это означало – катание на лошадях.[20] Малыши заранее предвкушали удовольствие, считали дни до праздника. А дети постарше играли в «чехарду». ( Была в наших краях и особая разновидность этой игры, называлась она «слон». «Набирали две команды. Одна команда изображает «слона», игроки другой команды напрыгивают на него. Самый сильный, крепкий парень встает впереди у стены, опирается на нее, согнувшись и опустив голову. Другой игрок обхватывает его за пояс, за ним третий и так далее, но не больше шести человек. Крепко держась друг за друга, они изображают слона. Остальные участники, разбежавшись, по очереди прыгают на «слона» так, чтобы сесть верхом как можно дальше вперед, оставив место для следующих. Затем прыгает следующий по очереди. Кто уже вспрыгнул, остается на «слоне». Когда все будут на «слоне», игроки меняются ролями»)[21].
Издавна на Руси самым любимым праздником была Пасха. К этому празднику детям обязательно шили новую одежду. А утром, в Светлое Христово Воскресенье ребятишки собирались на горе и катали яйца. Причем, яйца сначала собирали по всей деревне, где в каждом доме с утра ждали детей. Правда, не всегда обходилось без обид. «Бывало, младшие яиц насобирают, а старшие отберут».[22] Фраза «катали яйца» нас особенно заинтересовала. Зачем нужно было катать яйца и как? И мы решили провести второе, дополнительное исследование. Теперь в разговоре с респондентами нас интересовали только пасхальные игры с яйцами. К нашему удивлению, старожилы помнили достаточно много игр с крашеными яйцами. Это позволило нам составить небольшой буклет с играми на Пасху. Мы решили этот буклет подарить ребятам из других школ, чтоб они весело проводили время в Светлое Христово Воскресенье. Вот некоторые игры с пасхальной недели: «Катание яиц» - «Катали яйца с горки, кто дальше укатит яйцо, тот и выиграл. Играли по двое, выигравший забирал себе оба яйца».[23] «Стук, стук» - «Ребята берут яйца, подходят друг к другу, потом стукаются яичками. У кого яйцо не разбилось, тот забирает яйцо у того, у кого разбилось. У кого самое крепкое яйцо, тот и насобирает много яиц».[24] «Достань яйцо» - «Кладут яйцо на землю. Игроку завязывают глаза, поворачивают несколько раз вокруг себя и заставляют лечь. Потом повязку снимают, игрок не может повернуться, изменить положение, и должен рукой дотянуться до яйца. Достал – берет яйцо себе».[25] Тут важно, чтоб место для игры было сухим: деревянный настил, если Пасха поздняя, то подойдет и полянка. «Кто больше?» - «В эту игру играли уже битыми яйцами, после катания с горы. Брали несколько шапок, под них один из игроков укладывал яйца (разное количество под каждую шапку, в некоторые шапки вообще ни одного яйца не клали). Потом игроки по очереди подходили к шапкам, их спрашивали: «Где коки паришь?». Игрок показывал на одну из шапок, если там были яйца, то он забирал их себе. Кому больше досталось, тот и выиграл».[26] «Катание яиц с деревянной горки» - «Делали деревянный лоток, устанавливали его наклонно, вокруг освобождали ровное место, на него раскладывали маленькие подарки (конфеты, пряники). Игроки по очереди спускали с лотка яйца. Какого предмета коснулось яйцо, тот можно было забрать как приз».[27]
Это только часть пасхальных игр, найденных нами. В Приложении даем полный список.
Заключение.
При написании данной работы мы поняли, как много разных интересных игр ещё не знаем. Что наши бабушки и дедушки владеют огромным сокровищем: копилкой народных игр. А самое главное, они готовы поделиться с нами тем, что знают.
Конечно, раскрыть полностью заявленную тему невозможно, ведь каждая деревня - это отдельная история, со своими традициями, реликвиями... Но мы попытались найти во всех нами записанных рассказах земляков что-то общее, очень ценное не только для прошлого.
Теперь мы сможем разнообразить свой досуг старинными играми.
Литература.
Список респондентов.
Приложение №1.
«Игры в Светлое Христово Воскресенье и на пасхальной неделе».
Приложение №2.
Рассказы респондентов.
« Мы играли в лапту. Это делается так: ребята делятся на две команды. Одна команда на поле, другая команда за чертой этого поля. Мяч находится у команды, которая за чертой, и один игрок этой команды бьет палкой «лаптой» по мячу в сторону поля, за это время этот игрок должен перебежать через поле, где находится другая команда, которая ищет мячик и старается им попасть в этого игрока. Если они в него попадают мячом, он выходит из игры. Играют до тех пор, пока в команде, которая находится за чертой, не останется ни одного игрока. Затем команды меняются местами.
Играли в «чижик». Палочка длиной 8 см, заостренная с двух сторон. Суть, как «чикание»теннисного мяча. Кто больше начикает, тот и выиграл.
Играли мы и в городки, в футбол, в догонялки, прятки, хоккей»
(Собирал информацию ученик 3 класса Гусев Матвей).
«Весной и летом самая распространенная игра была – «чижик». На земле чертили круг, диаметром один метр, в центре клали «чижик» - маленькую деревянную чурочку. В двух метрах от круга чертится линия, за которой начинается поле. Выбирается метальщик и водящий. Метальщик ударяет битой по заостренному концу «чижика». «Чижик» взлетает в воздух. И метальщик вторым ударом отбивает его в поле. Водящий должен поймать «чижик» на лету и с того места, куда упал «чижик», он должен попасть им в круг. Если водящий не попадет в круг, то метальщик снова бьет по «чижику». Каждый удар – одно очко.
Часто играли и в жмурки. Где одному из водящих закрывают глаза, отводят от остальных игроков и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Затем участники игры разбегаются, а водящий их ловит. Кого он поймал, тот становится водящим».
(Собирал информацию ученик 3 класса Ильичев Иван».
«Мы, бывало, играли в русскую лапту. Играли двумя командами, в каждой команде лапта и 1 мяч. Мяч посылали в другую команду, если мяч отбил, то остаешься в своей команде, если нет, то один игрок переходит в другую команду.
Зимой хорошо было играть в «цепи кованые», если падали, то не больно в снег упасть.
А летом играли в «чижика», били лаптичкой по «чижу». Цифры на сторонах «чижа» обозначают, на сколько шагов подойти к кругу, чтоб попасть в него. Следующий игрок отбивает летящий «чиж».
Еще летом чертили «царицу», как классики. Кидали камешки в «окошечки» и прыгали, стараясь не попасть на черту.
Тихие игры, в которые играли в школе, до уроков – это «колечко» (колечко, колечко, выйди на крылечко). Еще играли в «сломанный телефон».
Летом играли в «ярки», кидали мячик на крышу (чаще всего бани, у домов родители не разрешали, чтоб окна не побили). Когда мяч скатывался с крыши, то ребята называли съедобные и несъедобные предметы. Водящий должен был поймать мяч, когда он падал с крыши. Если поймал на съедобное, кидал еще раз, если на несъедобное, то передавал мяч другому игроку.
Еще мы играли в «коронячки», в «колдуна», в «картошку» с мячом, когда все игроки вставали в круг, перекидывали мяч, а уронившие мяч игроки должны были садиться в центр круга, а остальные иногда били их мячом («окучивали картошку»).
На Пасху у нас своя игра была. Делали деревянный лоток, устанавливали его наклонно, вокруг освобождали ровное место, на него раскладывали маленькие подарки (конфеты, пряники). Игроки по очереди спускали с лотка яйца. Какого предмета коснулось яйцо, тот можно было забрать как приз.
(Собирала информацию ученица 3 класса Шепелева Настя).
«Трудно вспомнить свои детские игры. Но все-таки играли даже в военные годы. Убегали в подлесок за деревней, строили шалаши, играли там самодельными куклами. Делали их из тряпок или соломы, раскрашивали деревянные чурочки. В прятки играли, много играли в «школу». Деревня Пеньки, где я росла, была небольшая. Мальчики у нас играли чаще всего отдельно от девочек. И игры у них были свои. Зимой они играли в «слона», игроки одной команды изображают «слона», другая команда напрыгивает на них. Главная задача, всей команде удержаться «на слоне».
Если мячик «изгодился», играли в мяч. Ловили в кругу, особых правил не было.
Любили играть в «пятнашки». Игра в классики называлась по-другому, по-моему в «человечка».
Зимой играли реже, сидели дома, было мало зимней одежды. Только на Масленицу катались на лошадях, играли в чехарду.»
(Собирала информацию ученица 3 класса Шепелева Настя).
«Любимыми играми были «русская лапта» и «чиж». Объясняю игру «чиж». На земле рисуют квадрат. Берут маленькую деревянную чурку. На чурке одна сторона острая, другая – наискосок. На всех сторонах цифры. Берут деревянную лопаточку, стукают по кончику чурки, и она подпрыгивает. Нужно стараться, чтоб как можно дальше упала чурка. А потом посмотреть, куда чурка упала и на какое число. Кто больше наберет очков, тот и выиграл.
Русская лапта. Дети делятся на две команды. Проводится черта на одной стороне поля и на другой. Одна команда остается за чертой, а другая в поле идет. Игрок, который стоит за чертой, должен стукнуть по мячу так, стобы он улетел в поле. А пока игроки в поле ловят мяч, тот игрок, который кидал мяч, должен добежать до одной черты поля и обратно. А другая команда, которая ловила мяч, должна попасть в бегущего. Если попали, то команда идет за черту, а кто кидал мяч – идет в поле.
На Пасху игра была «Стук, стук». Ребята берут яйца, подходят друг к другу, потом стукаются яичками. У кого яйцо не разбилось, тот забирает яйцо у того, у кого разбилось. У кого самое крепкое яйцо, тот и насобирает много яиц.
(Собирала информацию ученица 3 класса Лебедева Полина).
«Мы любили играть в «мячик-козленок». В ряд становились 4-7 человек. Мячик ударяется об стену, и надо через него перепрыгнуть. Кто не перепрыгнет, тот проиграет и выходит из игры. А после игры победитель стукает об пол 40 раз».
Игра «статуя». Один-два человека водят. А все остальные участники стоят и не двигаются. Водящие ищут тех, кто пошевелился, чтоб убрать их из игры. Когда определится победитель, проигравшие должны стоять неподвижно на одной ноге и считать до 50.
Еще играли в «разноцветные стекляшки». Закапывали стекляшку, через два дня забирали вместо стекляшки конфету.
На Пасху собирались на горе и катали яйца. Причем яйца собирали по всей деревне, где в каждом доме с утра ждали детей. Правда, не всегда обходилось без обид. Бывало, младшие яиц насобирают, а старшие отберут».
(Собирала информацию ученица 3 класса Гуленкова Ксения).
«Дома играли в куклы из полена или тряпок. Разложим ухваты по всей избе и в домики играем. А на улице в городки, в лапту или «чижа». Хоть играть-то некогда было, водились с маленькими детьми.
Качели делали в сараях и на деревьях. Играли в мяч в «вышибалы». Любили играть в коронячки и поодиночке и командами. А еще была у нас игра «Белка на дереве – собака на земле». Водящий ловил игроков, а они спасались, залезая на какие-нибудь деревянные вещи.
Зимой катались на «козах» - деревянных лавочках с ручками, их обливали водой с нижней стороны, замораживали, и так катались с горы. Бывало, штаны навыпуск одеваем – и на горку, домой придем – штаны в угол можно ставить, так заморозились.»
(Собирал информацию ученик 3 класса Харчев Антон).
«Мы каждую зиму играли в «кало». Все дети из Журихина, Матвеева и других соседних деревень играли, вытаптывая огромные круги на снегу. Игра называлась «кало» от слова «калять» - пинать какой-нибудь круглый предмет. Мячей тогда было мало. Можно было «калять» картошину, но её на дороге найти было нельзя. Кто-то из дома приносил, но редко. А лошадей тогда много было, на дорогах часто попадались лошадиные катышки, вот их-то чаще всего и пинали. Все вставали в круг, ставили ноги «пятки вместе, носки врозь», а водящий должен был забить катышек в эти «ворота», если попадал, игрок тут же должен был перебросить катышек в другие «ворота», если промахнется, то он «кало», то есть водящий.
В «попа-погонялу» целое лето играли, добегали от Журихина до Дебовского кладбища.
А когда резали скотину, играли в «лодыжки». Играли за столом, били щелчком по косточке, старались попасть в другую. Если попадал, то забирал лодыжки себе. Если нет, то отдавал их тому, с кем играл. Все дети копили лодыжки, раскрашивали их, выменивали друг у друга
А на Пасху была игра «Кто больше?». В эту игру играли уже битыми яйцами, после катания с горы. Брали несколько шапок, под них один из игроков укладывал яйца (разное количество под каждую шапку, в некоторые шапки вообще ни одного яйца не клали). Потом игроки по очереди подходили к шапкам, их спрашивали: «Где коки паришь?». Игрок показывал на одну из шапок, если там были яйца, то он забирал их себе. Кому больше досталось, тот и выиграл».
(Собирал информацию ученик 3 класса Харчев Антон).
«В лапту играли, в «ловлячки», в «свечи», это игра с мячом. Подкидывали мяч, кричали имя. Кто поймал – салил другого. В «мордобой» тоже мячом играли, кол в землю вкапывали, на него в сетке мяч вешали и играли. А еще в «попа-погонялу». На кирпич клали дощечку, на неё 12 палочек. Выбирали водящего, наступали на дощечку, палочки разлетались, водящий их собирал, а остальные игроки в это время прятались. Если водящий отходил далеко от палочек, то игрок, спрятавшийся поближе, снова наступал на дощечку, и приходилось опять собирать палочки.
Мальчишки постарше любили играть в «слона». Набирали две команды. Одна команда изображает «слона», игроки другой команды напрыгивают на него. Самый сильный, крепкий парень встает впереди у стены, опирается на нее, согнувшись и опустив голову. Другой игрок обхватывает его за пояс, за ним третий и так далее, но не больше шести человек. Крепко держась друг за друга, они изображают слона. Остальные участники, разбежавшись, по очереди прыгают на «слона» так, чтобы сесть верхом как можно дальше вперед, оставив место для следующих. Затем прыгает следующий по очереди. Кто уже вспрыгнул, остается на «слоне». Когда все будут на «слоне», игроки меняются ролями
На Пасху играли так: Кладут яйцо на землю. Игроку завязывают глаза, поворачивают несколько раз вокруг себя и заставляют лечь. Потом повязку снимают, игрок не может повернуться, изменить положение, и должен рукой дотянуться до яйца. Достал – берет яйцо себе».
(Собирал информацию ученик 3 класса Харчев Антон).
«Когда мне было 8 лет, мы с подругами вырезали кукол из картона. Затем нужно было рисовать и вырезать для них одежду из бумаги. Бумажные платья, кофты, брюки, шапки, юбки крепились на куклу. Всем девочкам нравилась эта игра».
Еще играли в игру «Ноги от земли», нужно было убегать от водящего и залезать на какие-нибудь предметы: лавочки, деревья, камни, доски, тогда нельзя было осалить игрока. Но долго сидеть в укрытии тоже нельзя, нужно было перебегать с предмета на предмет.
(Собирал информацию ученик 3 класса Баранов Алексей).
[1] Из рассказа Кашиной Александры Ивановны, 1935г.р.
[2] Из рассказа Сипугиной Нины Николаевны, 1949г.
[3] Из рассказа Кашиной Александры Ивановны, 1935г.р.
[4] Из рассказа Сипугиной Нины Николаевны, 1949г.р.
[5] Из рассказа Пигаревой Валентины Федоровны, 1958г.р Сипугиной Нины Николаевны 1949г.р.
[6] Из рассказа Воронкова Руфаила Андреевича, 1933г.р.
[7] Из рассказа Крыловой Натальи Борисовны, 1951г.р.
[8] Из рассказа Сипугиной Нины Николаевны, 1949г.р.
[9] Из рассказа Пигаревой Валентины Федоровны, 1958г.р.
[10] Из рассказа Пигаревой Валентины Федоровны, 1958г.р.
[11] Из рассказа Цветкова Алексея Илларионовича, 1950г.р.
[12] Л.В.Былеева, В.М.Григорьев. Игры народов СССР. М: Физкультура и спорт. 1985г.
[13] Из рассказа Гришина Виталия Николаевича, 1957г.р.
[14] Из рассказа Лебедевой Галины Анатольевны, 1953г.р.
[15] Из рассказа Пигаревой Валентины Федоровны, 1958г.р.
[16] Из рассказа Цветкова Алексея Илларионовича, 1950г.р.
[17] Из рассказа Воронкова Руфаила Андреевича, 1933г.р.
[18] Из рассказа Пигаревой Валентины Федоровны, 1958 г.р.
[19] Из рассказа Цветкова Алексея Илларионовича, 1950 г.р.
[20] Из рассказов Кашиной Александры Ивановны, 1935г.р.
[21] Из рассказа Воронкова Руфаила Андреевича, 1933г.р.
[22] Из рассказа Генрих Зинаиды Александровны, 1931г.р.
[23] Из рассказа Прозументовой Галины Николаевны, 1954г.р.
[24] Из рассказа Лебедевой Галины Анатольевны, 1953г.р.
[25] Из рассказа Воронкова Руфаила Андреевича, 1933г.р
[26] Из рассказа Цветкова Алексея Илларионовича, 1950г.р.
3 Из рассказа Пигаревой Валентины Федоровны, 1958г.р.
Астрономический календарь. Февраль, 2019
3 загадки Солнечной системы
Загадочная система из шести экзопланет
Ледяная внучка
Сладость для сердца