Исследовательский проект «Мелодия души в любовной лирике Анны Ахматовой»
Вложение | Размер |
---|---|
rostovtseva_nastya_9b.docx | 33.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16»
662603, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Кретова., д.9
Тел. (39132) 2-60-31, e-mail: shkola016@mail.ru,
сайт: http://www.school16.minusa.ru
Исследовательский проект
«Мелодия души в любовной лирике Анны Ахматовой»
Выполнила:
Ростовцева Анастасия Алексеевна,
учащаяся 9Б класса
Руководитель проекта:
Ульянова Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
г. Минусинск, 2022
Оглавление
1.1 Анна Андреевна Ахматова-великая поэтесса Серебряного века 4
2.1 Любовь в произведениях А.А. Ахматовы-горечь, тоска, боль. 5
2.2 «Песня последней встречи» 5
2.4 «Двадцать первое. Ночь. Понедельник.» 7
2.5 «Сегодня мне письма не принесли» 9
Список использованной литературы. 12
Любовь всегда и везде занимает центральное место, будь то в произведениях многих классиков или в реальной жизни. Любовь-это сильные светлые чувства, благодаря которым человек готов на многое. Она многолика: она лечит, исцеляет, а иногда режет и убивает. Анна Ахматова в своих произведениях очень много пишет на тему любви. Поэтесса пишет про обыкновенное людское счастье, а также про трагичную любовь. Все эти чувства, описанные в ее произведениях, знакомы каждому слушателю и читателю, поэтому изучение данной темы актуально.
Объект исследования: лирика Анны Андреевны Ахматовой
Предмет исследования: стихотворения Анны Андреевны Ахматовой
Цель исследования: показать динамику развития любовной лирики Анны Андреевны Ахматовы
Задачи исследования:
Методы исследования: изучение критической литературы, анализ произведений.
Гипотеза: в лирике А.А. Ахматовой любовь в больших случаях показывается кризисно и трагично.
«Ее творчество стало как бы отметкой на шкале ценностей, в сравнении с которой было весьма заметно или соответствие, или падение в литературной морали. Я был на том вечере в Колонном зале после войны, когда все встали, как только было названо ее имя», - так говорил Владимир Соколов о великой поэтессе Серебряного века и одной из наиболее влиятельных творческих личностей 20-го столетия Анне Андреевне Ахматовой.
Анна Андреевна Ахматова родилась 11 (23 июня) 1889 года в Одессе. Поэтесса прошла через множество трудностей в своей жизни: две революции, две мировые войны, гибель близких людей и сталинские репрессии. Ахматова выходила замуж 3 раза, но ни один из этих браков не принес ей настоящего женского счастья. Долгое время ее стихи были запрещены. Работы великой поэтессы вдохновляют многих людей и заставляют испытывать новые чувства и эмоции после прочтения произведений, наполненных яркостью и глубиной. Они кипят страстью, а искренность повествования просто поражает. Одним из таких произведений, в котором Ахматова максимально точно передала свое эмоциональное состояние и сделала это стихотворение любимым для многих читателей, является «Песня последней встречи».
Поэзия Ахматовой — поэзия женской души. В своих произведениях Анна Андреевна пишет много личного, того, что знакомо каждой женщине и девушке. Она сама испытала на себе все эти чувства, поэтому ее произведения обладают такой любовью со стороны читателей.
Ее любовная лирика отличается глубоким психологизмом. Только ей удавалось раскрывать настоящие женские переживания, страдания и чувства, вызванные любовью. В большинстве ее стихотворений о любви рассказывается о расставаниях, чувствах и причинах последних встреч, а также состоянии лирической героини после ухода возлюбленного. Поэтому визитной карточкой раннего поэтического творчества А.А. Ахматовой стала «Песня последней встречи», каждая строка которой показывает грусть, печаль и боль, вызванные ссорой с любимым человеком.
В произведении все ее чувства не описываются, а лишь выражаются через мелкие детали, которые и образуют цельный образ, создавая полную картину происходящего. Только в полузабытьи возможны такие выразительные «ошибки»:
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
В произведении «Песня последней встречи» Анна Андреевна раскрыла чувства героини после ухода возлюбленного. Она испытывает сильное напряжение и волнение, об этом свидетельствуют её действия:
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала-их только три!
Благодаря внутреннему монологу, можно заметить индивидуальность чувств лирической героини. Через бытовые подробности передается психология героини: вокруг все по-прежнему, а внутрь себя страшно заглянуть: тоска, пустота, потеря. Конец стихотворения также передает ощущение невосполнимой утраты:
Я взглянула на темный дом
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
Дополняет всю атмосферу утраты в произведении также эпитет «равнодушно-желтый огонь», который показывает опустошённость героини. В своем произведении Анне Ахматовой удалось передать различные чувства девушки после последней встречи и осознания того, что все взаимоотношения с возлюбленным теперь разрушены, и она вряд ли когда-нибудь с ним увидится.
Лирическая героиня Ахматовой чаще всего героиня неразделенной, безнадежной любви. Любовь предстает в лирике Ахматовой как "смертельный поединок", поэтому любовь почти никогда не изображается в спокойной, идиллической манере, а, наоборот, в драматические моменты: в моменты разлуки, расставания, потери чувств и первого сильного ослепления страстью. Одно из стихотворений, написанных о состоянии героини после ухода возлюбленного, - «Дверь полуоткрыта».
В лирическом произведении эмоция передана через характерную деталь, внешний образ:
На столе забыты
Хлыстик и перчатка, -
свидетельствующие на самом деле об укрощении женщины. Героиня не понимает, почему ушел ее возлюбленный, она пытается успокоить себя заверениями в том, что завтра будет лучше, но сама она уже очень устала:
Радостно и ясно
Завтра будет утро.
…Сердце, будь же мудро.
Ты совсем устало,
Даже в своих первых, ранних произведениях Анна Ахматова изображает любовь как сложное, обманчивое чувство, поэтому она чаще всего показывает момент расставания, ухода любимого человека. Корней Иванович Чуковский говорил об Анне Ахматовой как о мастере недомолвок, намеков, многозначительных пауз. Тихие, едва слышные звуки обладают для нее невыразимой сладостью. Главное очарование ее текстов заключается не в том, что сказано, а в том, что не сказано. Ее упущения говорят больше, чем слова. Чтобы изобразить любое, даже огромное чувство, она использует мельчайшие, почти незаметные, микроскопически маленькие образы, которые приобретают необычайную силу на ее страницах.
Тема разочарования в любви постоянно отражается в произведениях Анны Андреевны Ахматовой. Ахматова часто испытывала чувство любви, но всегда для нее это было с печальным концом, поэтому она говорит в своих стихах о любви с иронией, отвергая ее существование. Одно из популярнейших произведений, проникнутых темой любви и разочарования в ней - «Двадцать первое. Ночь. Понедельник.»
При чтении стихотворения "Двадцать первое. Ночь. Понедельник" чувствуется мотив нестабильности, слишком сильно и резко пронизывающий поиск нового смысла жизни, и поэтому сама жизнь, которая окружает человека, нестабильна.
Это стихотворение небольшое, но в нем отражено душевное состояние Ахматовой, наполненное горем и страданием, что и привело к отрицанию любви:
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
В стихотворении нет начала, в нем лишь показано окончание драмы. Оно отражает взятую из жизни историю, которая, к сожалению, оказалась трагичной и печальной.
Композиция стихотворения достаточно необычна, служит для раскрытия основной мысли, идеи. Первые 8 строк-отрицание любви, и вдруг в конце - противоречие, будто героиня сняла маску.
Лирическая героиня сама не может признаться себе, что любовь существует, и это чувство прекрасно. Несмотря на отрицание существование любви, все-таки она хочет испытать все эти эмоции и чувства.
Важное значение в этом стихотворении для создания картины имеет синтаксис. Вначале назывные предложения, как наброски к большому полотну:
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Как и во многих произведениях поэтессы, в нем содержится минимальное количество выразительных средств.
Стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник" похоже на беглую запись в своем дневнике или даже часть страницы из него, у которой нет начала и конца. Возможно, Ахматова пыталась своим произведением дать возможность читателю самому поразмышлять над тем, что произошло с героиней и почему она не может поверить больше в любовь. И, возможно, посмотрев на чужую трагедию, многие смогут избежать собственной.
Анна Ахматова кардинально поменяла представление о любовной поэзии и сделала национальной сокровищницей личные признания и истории, когда-то произошедшие в ее жизни. Ее произведения -это моменты, воплощенные навсегда. Это небольшого размера истории, которые показывают настоящие, искренние чувства, поэтому они по-прежнему затрагивают души читателей.
Ахматова- мастер первой строки, которая является визитной карточкой стихотворения. Неудивительно, что большая часть ее стихотворений названы по первой строчке. «Сегодня мне письма не принесли…» не является исключением. В нем представлено все: любовь и разлука, блаженство и печаль. С самое начала присутствует какая-то безысходность, страдание и одновременно вера в то, что, возможно, завтра все-таки ей придет письмо от возлюбленного…
У Анны Ахматовой герои в основном всегда не вместе. Она - страдающая любовь, он - далекий путник, но при этом не так давно был рядом с ней, любил ее…:
Он был со мной еще совсем недавно,
Такой влюбленный, ласковый и мой…
Она любила его тогда и любит сейчас. Героиня очень тяжело переживает расставание, а все вокруг теряет смысл, после того как она осознает, что ей так и не принесли письмо от него.
В произведении присутствует параллелизм, который играет здесь большую роль: спокойствие и тепло контрастирует с тяжелыми душевными переживаниями главной героини.
А для героини «…грусть весны отравна», «…страшно, что сердце разорвется…». Ей ближе «белая зима», ведь тогда она была любима им. Зимой она чувствовала себя счастливой, а не такой, которая испытывает сильную боль, ожидая письма от своего бывшего возлюбленного.
Композиция представлена тремя строфами, которые описывают ее прошлое, настоящие и будущее. В первой строфе героиня вспоминает прошлое, те времена, когда все было хорошо и между возлюбленными пылал огонь любви. В настоящее же время героиня опечалена, потому что нет больше возлюбленного в ее жизни, она больше не может испытать тех самых чувств, которые были в прошлом. Ей остается лишь ждать письма и каждый день надеяться на то, что сегодня его доставят.
Он забыл написать или ушел…
В последней строфе героиня рассказывает о своих переживаниях. Она не знает, что будет с ней в будущем, очень переживает и боится, что
…сердце разорвется
Не допишу я этих нежных строк…
Анна Ахматова практически не использовала выразительные средства. Всего несколько эпитетов, описывающих возлюбленного, а также противопоставления образа весны и душевного состояния героини. Весна для всех - это счастье, новые чувства и эмоции, тепло, а душа героини до сих пор осталась в «белой зиме», ведь она не может забыть всего того, что было именно в то время года.
Стихотворение написано простым языком, но это не лишает его глубоких чувств и эмоций, которые испытала героиня. Ахматова умеет "улавливать незаметные приметы собственного момента", она замечает все так, что ее внутренний мир воедино сходится с внешним. Легкое движение, наружная примета, которая, казалось бы, никак не украсила произведение, максимально точно обрисовывает душу героини и показывает ее истинные чувства, благодаря чему произведения Ахматовой так нравятся читателям.
Таким образом, проведя свое исследование, я прочла множество стихотворений великой русской поэтессы Серебряного века А.А. Ахматовы и, проведя полный анализ этих произведений, я смогла доказать свою гипотезу и выполнить поставленные цели.
На основе анализов произведений мы подтвердили гипотезу. Анна Ахматова очень часто писала о несчастной, трагичной любви, опираясь на свой жизненный опыт, поэтому мою гипотезу можно считать правдивой.
Прочитав стихи Анны Ахматовой, полностью погружаешься в них, испытываешь новые чувства и эмоции, а также влюбляешься в ее произведения. Я испытала гордость за то, что в России проживали такие величайшие поэтессы, как Анна Ахматова, произведения которой до сих пор завораживают читателей.
Печатная литература:
Электронные ресурсы:
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Привередница
Снежная сказка
Что есть на свете красота?
Разноцветное дерево