Индивидуальная проектная работа «Альтернативные способы запоминания»
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_darya_laperdina.docx | 65.19 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
662603, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Кретова., д. 9
Тел. (39132) 2-60-31, e-mail: shkola016@mail.ru,
сайт: http://www.school16.minusa.ru
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ЗАПОМИНАНИЯ»
Работу выполнила:
Лапердина Дарья Дмитриевна,
ученица 9 класса Б
Руководитель проекта:
Ульянова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы
Минусинск, 2022
Оглавление
1.1. Учеба по-новому. Разрушение стереотипов. 4
1.2. Стратегические действия в борьбе с ошибками 4
1.3. Альтернативные способы запоминания правил 5
Как успешно подготовиться к итоговым контрольным и проверочным работам младших классов и старшеклассникам к экзаменам таким как ОГЭ и ЕГЭ. Всем необходимо повторить пройденный материал, чтобы достойно написать работу. Но как упростить себе задачу, чтобы не учить десятки важных правил? Русский язык без заучивания правил возможен. Альтернативные способы запоминания решают все проблемы с грамотностью, включая успешную сдачу ОГЭ и ЕГЭ.
Актуальность: альтернативные способы запоминания помогут подготовиться к предстоящим экзаменам, не заучивая сложные правила.
Объект исследования: правила русского языка, способы их запоминания.
Цель исследования: изучить различные правила сгруппировать их, выделить самое основное.
Гипотеза: можно добиться идеальной грамотности без правил и словарей.
Методы исследования:
Практическая значимость работы: данная работа может быть полезна ученикам, испытывающим трудности в изучении русского языка, а именно поможет решить все проблемы, связанные с практической грамотностью, которые стоят перед школьниками, включая успешную сдачу ОГЭ, ЕГЭ, а также ВПР.
Альтернативные способы запоминания предназначены тем, кто решил избавиться от ошибок в письменной речи и кто хочет хорошо подготовиться к предстоящей сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Русский язык - один из самых сложных языков, и наибольшую трудность вызывает пунктуация и орфография. Во всех учреждениях образования, особенно в старших классах, русскому языку уделяется много времени. Но правила русского языка, которые были когда-то изучены, забываются, а уровень грамотности у обучающихся резко снижается. Мы уверены в том, что новые способы запоминания помогут исправить такое положение.
Для победы над безграмотностью необходима правильная стратегия. Ошибки надо строго классифицировать по значимости и частотности. Прежде всего придется отказаться от многих известных и привычных понятий. Некоторые будут под запретом, а некоторые покажутся новыми. Многие правила и понятия сейчас устарели, к тому же школьные учебники с каждым годом становятся сложнее. В альтернативном способе запоминания будут предложены новые стратегии, необходимые для того чтобы победить свои ошибки. Главным объектом внимания, в первую очередь, будут упорные и вездесущие ошибки.
Таких стратегических значимых объектов всего два. Пока нет опоры, кажется, что трудностей куда больше, чем вариантов «ошибиться нельзя». Позиция «легко» во много раз превышает позицию «ошибка возможна». Примем к сведению, что вариантов при письме всего два, в скором времени останется один. Нужно идти по пути сокращения количества позиций, вместо того чтобы, наоборот, их увеличивать, как это делается в традиционной грамматике и программе.
Русский язык - наше культурное достояние, но многие школьники учат правила с трудом и без особого желания. Скучные формулировки правил плохо запоминаются и, к сожалению, часто забываются. Но если запоминание правил сделать интересным, увлекательным, то тогда эти правила успешно переместятся в нашу память.
Существуют различные способы запоминания правил в русском языке. Давно известно, что легче всего запомнить теоретический материал, представленный в виде таблицы, схемы и алгоритма. Особенно эффективен этот способ запоминания для ребят с логическим типом мышления. Школьникам-аудилам и визуалам такой способ представляет определенную трудность, но схемы, написание столбиком повышают процент запоминания.
Итак, способы запоминания:
-алгоритм, который представляет собой пошаговую инструкцию для применения правила русской орфографии. Для успешного решения задач алгоритм всегда должен быть перед глазами. Также помогут лучшему запоминанию схемы-алгоритмы, где можно выделить самое важное, основное;
-комикс - современный жанр школьников. Создание интерактивных плакатов по русскому языку, подписи и рисунки к ним привлекают внимание школьников. Ведь детям хорошо запоминается то, что интересно;
-рифмовки- тоже один из распространенных приемов запоминания правил. Когда сталкиваешься с трудно запоминающей информацией, то ее можно зарифмовать;
-таблицы и схемы помогут лучше понять структуру правила, и тогда оно запомниться легче.
А зачем же вообще нужны правила? Мы убеждены, что незнание правил русского языка приводит не только к безграмотности, но и к полному искажению смысла.
Мы предлагаем принципиально иной, альтернативный взгляд на грамматику. Этот взгляд не приемлет школьные стереотипы.
Для победы над безграмотностью нужно строго классифицировать ошибки по значимости (основные и второстепенные) и частотности (частые и менее распространённые). Всё должно быть под контролем и внимание сосредоточено и направлено на определённую, конкретную ошибку. Рассмотрим на следующих примерах.
Все слова делятся на две группы:
«Действия», где суффиксы под запретом | «Чисты», в которых всё решают суффиксы |
Позиции «чистых» рассмотрим на примерах:
старина
туман
картина
Что общего в этих словах? Все они все заканчиваются на «Н». Значит, одна Н уже есть. А если мы добавим ещё одну Н, то получается простейшая позиция:
«1+1=2»
луна – лунный
старина – старинный
туман – туманный
картина – картинный
глиняный
песчаный
кожаный
Это суффиксы «ан» - «ян» = 1 н
Важно: в «чистых» только эта позиция является опасной. Именно здесь и допускается больше всего ошибок. Почему-то эти слова многие пишут с двумя «н».
Причиной тому являются три слова - исключения (оловянный, деревянный, стеклянный). Это очень вредные слова: слова - сорняки, все «исключения» - это вредоносные вирусы, сами по себе бесполезны и бессмысленны. Их не надо воспринимать всерьёз.
лебединый
осиный
змеиный
Это суффикс «ин», связанный со зверями, со всякой живностью, этот суффикс принадлежит живым, одушевлённым предметам, то есть «жив». Сравним: «мышиный» и «машинный». На слух звучит одинаково. Но «мышиный» это живое, а «машинный» нет! – это 1+1.
ослиный хвост
пчелиный яд
осиное гнездо
соловьиная трель
большая гостиная
Гостиный Двор
уютная гостиница
дядина трость
Вопрос: почему в последних четырёх примерах одна «н»? Являются ли они словами того же ряда?
ЕСЛИ СРАЗУ НЕТ ОТВЕТА, ДЕЛАЙТЕ ПРОВЕРКУ «СКАЖИ ИНАЧЕ» - БУДЕТ ОТВЕТ!
гостиная – это комната для гостей.
Гостиный Двор – это двор для гостя.
гостиница – дом для гостей.
дядина трость – трость дяди – тоже «жив».
Гость – это живое, одушевлённое существо, как и дядя. Выходит, это слова того же ряда, поэтому суффикс «жив». Значит пишем «ин». В ряду «чистых» - это самая простая позиция.
Но есть еще суффиксы «ан» - «ян» = 1.
Сделаем обобщение: «ан» - «ян» - «ин» («жив») = 1.
революционный
безветренный
вдохновенный
Это суффикс «онн» - «енн» = нн.
«Действия»
Суффиксы под запретом!
жарить - жареный
варить - варёный
пугать - пуганый
рвать - рваный
писать - писаный
калить - калёный
бесить - бешеный
Вопрос: Почему в «действиях» ни в коем случае нельзя опираться на суффиксы?
Суффиксами «онн» - «енн», где 2н («мгновенный», «естественный»). А «пареный», «стриженый» - тоже «ен», но без удвоения! Суффикс «енн» в «чистых» сюда никакого отношения не имеет! Он остался в другой позиции - в «чистых». А здесь «действия».
Во время выполнения тренировочных задач выделять их категорически запрещено. Здесь решают приставки.
тушёный - потушить
жареный - зажарить
варёный - сваренный
пуганый - испуганный
рваный - порванный
писаный - написанный
калённый - закалённый
бешеный - взбешённый
Итак,
мазаный - замазанный - немазаный
пуганый - испуганный - непуганый
«Не» не работает. Это неработающая недействующая псевдоприставка
Позиция, где решает приставка, - основная. Чаще всего имеем дело именно с ней! Она лучше всего усваивается, легко различается при письме.
калёные орехи
Скажем более подробно и проследим, что изменилось:
жареный гусь - жаренный мамой гусь
калёные орехи - каленные в печке орехи
Изменилось то, что из-за этих «подробностей» прибавилось «н»! (такие «подробности» называются в грамматике «зависимые слова»)
Итак, «плохая» позиция. Она отличается, усваивается и различается - без усилий и тренировок.
асфальтированная дорога
маринованный огурец
иллюстрированный жанр
гофрированная бумага
Это блок «ованн» (2н).
Сделаем проверку «скажи иначе», чтобы убедиться, что это «действия».
асфальтированная дорога - та, которую заасфальтировали
маринованный огурец - тот, который замариновали
иллюстрированный журнал - тот, который иллюстрировали
гофрированная бумага - та, которую гофрировали
Ею можно и пренебречь, но могут возникать вопросы, и лучше ответить сразу.
мощёный | купленный |
меченый | лишенный |
бешеный | брошенный |
Восстановим глаголы, поставим к ним вопросы:
мостить | решить |
варить | лишить |
мазать | бросить |
что делать? | что сделать? |
Во второй колонке в вопросе есть приставка: «с» (есть приставка - 2н, как мы уже знаем).
Итак, обобщим опыт наблюдений: 1н или 2н?
«действия» | «чистые» |
есть приставка (2н) | 1+1 (2 н) |
есть подробность (2н) | ан - ян - ин (1н) |
есть блок «ованн» (2н) | онн - енн (2н) |
Есть в вопросе приставка «с» (2н) | в «трудных» словах проверка «скажи иначе» |
Мы выстроили алгоритм. В нем учтены все позиции. Пользоваться им нужно только в том случае, если возникает неуверенность и сомнения.
Есть ещё и простейший мгновенный проверки без всякого алгоритма. Пользовать этим способом можно всегда, а алгоритм - только в крайних случаях, когда этот способ не действует.
Внимание: ОПОРА НА РЕЧЬ!
синий - осенний
рваный - странный
ослиный - длинный
веник - племянник
вареник - родственник
львиный - полынный
драный - дрянной
Простейший речевой приём. Как можно более внятно и чётко, без спешки, сказать слова. 1) сначала держать язык долго в прижатом виде; 2) а теперь, не прижимая его, наблюдаем, что будет. Здесь очень важно, хоть и так все понятно, обязательно проделать эту минимальную речевую работу! Обязательно проговорить вслух чётко и внятно.
Поведение при письме: 1. Обходиться этим способом - он работает всегда. Не пользуясь алгоритмом без особой необходимости, но до него может не дойти. 2. Если дойдёт - тогда пользоваться.
«ЧИСТЫЕ»
баня - банный карман - карманный машина - машинный чугун - чугунный | позиция 1+1=2н позиция «легко» язык прижат |
серебряный полотняный глиняный ржаной | позиция «ан» - «ян» = 1н язык прижать нельзя (1н) позиция «легко» |
мышиный куриный козлиный львиный | позиция «ин» («жив») язык прижать нельзя! (1н) позиция «легко» |
традиционный хозяйственный лиственный естественный | позиция «онн» - «енн» язык прижат! (2н) позиция «легко» |
«ДЕЙСТВИЯ»
плетённый - сплетённый крашеный - выкрашенный гружёный - погружённый меченый - замеченный | язык прижат! |
жареный гусь -жаренный мамой калёные орехи - калённые в печке орехи | позиция «подробность». это плохая позиция: речевая проверка не работает, язык не прижимается, поэтому надо учитывать «подробности» |
асфальтированный маринованный гофрированная | Блок «ованн» Тут 50 на 50 Все же решает блок (2н) |
решённый брошенный варёный мазаный | язык прижат позиция «легко» |
Вывод:
Вначале мы построили подробный алгоритм, а затем сняли с контроля позиции. Во-первых, теперь есть безусловна и надёжная опора в выборе своих действий. Во-вторых, сумеем правильно решить любой тест ЕГЭ по теме «н» - «нн»
Правописание «не» с причастиями - одна из сложных тем в орфографии. Почему? Давайте разберемся.
Итак, будет 4 позиции. Сразу вопрос: какие из них мы снимем с контроля, так как в них нет ничего нового и это позиция «легко».
Наблюдаем за примерами:
1. Нерешенная задача
2. Не решенная учеником задача
3. Не решенная, а списанная задача
4. Задача не решена
Мы убедились, это позиция «легко» («не синий, а зелёный», «не Красноярск, а Минусинск», «не химия, а биология»)
Следующая позиция № 4 (задача не решена) теперь уже тоже позиция «легко», потому что все «действия» легко превращаются в простые глаголы с проверкой «скажи иначе».
Задача не решена = её не решили
В этой позиции ничего нового нет, потому что подобные примеры мы давно уже перевели в позицию «легко».
Решает зависимое слово («подробность») |
Нет Есть Слитно Не слитно |
Оставляем позиции № 1 и 2.
Непролитая вода Нескошенный луг Невысохшая рубашка | Не _ пролитая дежурным вода Не_ скошенный вовремя луг Ещё не _ высохшая рубашка |
Замечено, что тема этой особой проработки не требует, так как ранее, в теме «н» и «нн», мы говорили о роли зависимых слов, «подробностей».
Задача № 1
1. Счёт всех слитных позиций (без «подробностей»)
Ещё (не)остывший от зноя, (не)опубликованное произведение, (не) заживающие раны, (не)утихающий весь вечер ливень, (ни)кем (не) потревоженные утки, (не)замеченная ошибка, (не)завершённая в срок работа, полы (не)выкрашены, (не)взошедшее солнце, (не)выкрашенные скамейки.
1. Распределить примеры по колонкам:
Слитно с «подробностями» (зависимыми словами).
Задача №2
1. Счёт на слух всех слитных позиций (только причастие с «не»).
Войдя, я оглядел (не)прибранную комнату. (Не)погашенный свет средь бела дня производил (не)приятное впечатление. На столе стояла пустая, никем (не)занятая клетка. (Не)убранные хозяином коробки с книгами громоздились в углу. Вся обувь, что была в доме, валялась на полу, образуя (не) организованную свалку. На полу так(же) стояли (не)поставленные в шкаф какие (то) сковородки и канистры. (Не)заставленный диван был покрыт шубой из (не)щипа(н/нн) ого кролика. Комната, (не)ухоже(н/нн) ая хозяином, срочно требовала ремонта.
Я хорошо знал хозяина, (не)выучившего за всю жизнь ни одного урока, (не) раскрывшего учебника, но первого ученика в школе. Он и сейчас такой(же): (не)стриже(н/нн)ын волосы, давно(не) стира(н/нн)ая холщ…овая куртка, (не)чище(н/нн)ые шнурова(н/нн)ые боты. Он (н...)сколько (не) похож на преуспевающего человека: ему просто некогда, да и н... к чему заниматься своим образом. У него (не)ограниченное количество идей и проектов. (Пол)года назад он совершил н... с чем (не)сравнимое открытие в ф...рм...к...логии, которое (в)последствии может изменить жизнь многих людей, нуждающихся в лечени... и поддержк...
(Ответ: слитные с «не» причастия = 9)
2. Переписать; ставить паузы, рамки.
2. Сколько здесь всех оборотов?
3. (Ответ = 7)
Все запятые делим на две группы:
Все запятые – это
Правый оборот Все остальные
Правый оборот держит под контролем около половины пауз из всех, что есть. Самый первый оборот в «Паузной речевой пунктуации» - это правый.
Вот алгоритм на поиск правого оборота (соблюдать точный порядок действий!)
- Сколько здесь пауз?
*
Знакомый попугай ( ) говорящий по-турецки ( ) сидит на лампе. (Две).
По этой модели отработаем алгоритм. Соблюдаем порядок действий:
1. Ищем «слово»: «знакомый» -слово? – Нет.
«Попугай» - слово? – Да.
2. Смотрим вправо.
3. Задаем вопрос «какой?».
Попугай какой?
4.Отвечать всей фразой: ответ- в рамку!
Говорящий по-турецки.
Рамки попали в паузы! Запятые ставь на рамке! Проследи: не рядом, а на них.
Это был правый. Проверка: убираем его из предложения и смотрим остаток («голова»-«хвост»):
Знакомый попугай сидит на лампе.
Опасный момент: непопадание рамки в паузу.
Это бывает довольно редко, но это надо учесть.
Изучив литературу по данной теме, я пришла к выводу: добиться улучшения грамотности можно, если использовать альтернативные способы запоминания.
Примером того может служить мой собственный опыт, а также моих одноклассников, с которыми я опробовала применение некоторых алгоритмов («Н-НН» в разных частях речи», а также «Не» с причастиями»).
1. Г.Г. Граник «Секреты орфографии» М.: «Просвещение» 1991
2. Наталья Романова «Идеальная грамотность». Русский язык без правил и словарей. – Санкт – Петербург: Питер, 2013.
3. Т.Я. Фролова «Минуя рифы русской орфографии» С.: «Таврида» 1994
4. Как быстро и надолго выучить правила по русскому языку: 10 способов от Zaochnik. https://zaochnik.ru/blog/kak-bystro-i-nadolgo-vyuchit-pravila-po-russkomu-jazyku/
5. Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки. https://www.7ya.ru/article/Russkij-yazyk-kak-stat-gramotnym-9-sposobov-i-veselye-zapominalki/
6. Легкие способы запоминания правил по русскому языку. https://multiurok.ru/files/legkie-sposoby-zapominaniia-pravil-po-russkomu-iaz.html
7. Как помочь школьнику запомнить правила по русскому языку. https://umnayavorona.ru/publications/kak-pomoch-shkolniku-zapominat-pravila-po-russkomu-yazyku
8. Способы запоминания на уроках русского языка. https://infourok.ru/sposobi-zapominaniya-na-urokah-russkogo-yazika-2636737.html
9. 10 легких способов запомнить правила русского языка. https://molotokrus.ru/10-legkih-sposobov-zapomnit-pravila-russkogo-yazyka/
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Сторож
Ребята и утята
Муравьиная кухня
Развешиваем детские рисунки дома