Вложение | Размер |
---|---|
proekt_markovoy_alyony.docx | 49.83 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30»
Маркова Алёна Игоревна
11 «Г» класс
Проект
ТЕМА
"Толкование снов как отражение мировоззрения народа"
Допущена к защите:
Руководитель работы: _________________________________________ (преподаватель английского языка Шепель Е. А.)
________________
(подпись)
Вологда
2021
Содержание
а) В новейшее время
б) В новое время
в) В средние века
г) В античности
д) В древнем мире
4. Древний Египет
а) Отношение ко сну
б) Методы толкования снов
5. Славянские народы
а) Отношение ко сну
б) Методы толкования снов
6. Сравнительный анализ двух толкований снов – египетского и славянского
7. Вывод
8. Приложения
9. Список использованной литературы
Введение
Сны. Вроде бы такое простое слово, а сколько за ним сокрыто. Загадки сновидений, подобно тайнам египетским, по-прежнему не дают покоя людям. Человек положил все свои силы на разгадку значений ночных видений. С одной стороны, толчком этому послужила суеверность человека. Несмотря на многие тысячелетия развития человечества, мы никак не изменились, и ищем смысл просто даже в нашем рождении, веря, что знак зодиака или имя полностью создают нас как личность. Я считаю, что на основе толкований снов можно судить не только о верованиях народа, но и о менталитете в целом.
Как объект исследования я выбрала древнеегипетские толкования снов и славянские.
Я подозреваю, что у этих народов, несмотря на полное различие культуры и даже географического положения, есть много общего, тем более что связь между ними можно усмотреть и в названиях рек. Я считаю, что разница культур – это не причина различий общечеловеческого восприятия мира внутреннего, сакрального.
Следовательно, моя гипотеза: На основе толкований снов можно судить о сходстве или различии менталитетов.
Моя цель – найти эти точки соприкосновения и рассмотреть причины возможного сходства или, если брать различия, то в чем заключается их причина.
Для достижения своей цели я поставила себе задачи:
Актуальность моей работы заключается в новизне темы и предмета исследования, а также в том, что современный человек по-прежнему интересуется снами. Помимо этого, на данный момент российская египтология не освещена для широкой публики, что, несомненно, большая потеря.
"Сновидения - это маленькая потайная дверь,
ведущая к глубочайшим и интимнейшим тайникам души".
К.Г. Юнг
Сомнология и онейрология
Сомнология (от лат. somnus — сон и греч. λόγος — учение) — раздел медицины и нейробиологии, посвящённый исследованиям сна, расстройств сна, их лечению и влиянию на здоровье человека. Сомнология активно развивается последние три десятилетия, что не удивительно, особенно если учитывать важность сна в жизни человека. Сон – это не просто время, которое вы провели вне мира, но важный физиологический процесс, отвечающий за восстановление организма, избавление от дневного стресса, за иммунную систему, память и нормальное психологическое состояние. Долгое время изучение сна не воспринималось наукой как серьезное и респектабельное направление. Однако это не только явление биологическое, но и культурное.
Сон (лат. somnus) — естественное физиологическое состояние, противоположное состоянию бодрствования, характеризующееся пониженной реакцией на окружающий мир, присущee млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым.
Помимо этого, словом «сон» называют последовательность образов (формируемых в течение фазы т. н. «быстрого сна»), которые человек может помнить, — сновидение. Физиологически обычный сон отличается от других, похожих на него состояний — анабиоза и спячки у животных, гипнотического сна, комы, обморока, летаргического сна. Сну предшествует процесс перехода от бодрствования — засыпание, заканчивается сон пробуждением.
У здорового человека сон начинается с первой стадии медленного сна, которая длится 5—10 минут. Затем наступает 2-я стадия, которая продолжается около 20 минут. Ещё 30—45 минут приходится на период 3-й и 4-й стадий. После этого спящий снова возвращается во 2-ю стадию медленного сна, после которой возникает первый эпизод быстрого сна, который имеет короткую продолжительность — около 5 минут. Вся эта последовательность называется циклом. Конкретно сновидения человек видит во время фазы быстрого сна. Все люди способны видеть сны, но не всегда могут о них вспомнить после пробуждения. Некоторым сны вспоминаются тусклыми и обесцвеченными, другим напротив — яркими и насыщенными. Красочные сны обычно свойственны детям или людям с развитым воображением. Особой разновидностью снов являются осознанные сновидения, в которых человек осознаёт, что он спит, и иногда — пытается управлять сновидением.
Если за средний возраст принять 70 лет, то из них человек спит около 23 лет, из которых 8 лет видит сновидения. Остальные 15 лет сна проходят без сновидений!
Онейрология – наука, изучающая сновидения. Молодая отрасль психологии и биологии. Самые известные исследователи, по сути, возродившие эту науку из небытия – З. Фрейд и К. Юнг. Фрейд впервые выдвинул общую теорию о бессознательном и его взаимодействии с сознательной частью психики. Соотношение между сознательном и бессознательным сравнивается в теории Фрейда с айсбергом: обычно видима только небольшая его часть (сознательное), тогда как 90 % его объёма скрыты под водой (бессознательное). Карл Юнг дополнил учение Зигмунда Фрейда. Он разделил бессознательное на две части: индивидуальное и коллективное бессознательное. В то время как индивидуальное бессознательное формируется на основе нашего личного опыта, коллективное бессознательное содержит унаследованный нами коллективный опыт человечества. Это хранилище всеобщего опыта представлено в форме архетипов, которые иногда определяют некоторые образы сновидений.
Отношение ко сну
В новейшее время
Начать стоит с ближайшего времени и с XX века, когда на пике популярности были спиритизм и парапсихология. Примерно в конце XIX века начал возвращаться интерес к психологии как к экспериментальной науке, цель которой была объяснение и выявление способностей человека, не входящих в границы формулировок официальных гипотез. Конец этого века – создание групп и обществ, интересующихся паранормальными явлениями, экстрасенсорными способностями. Двадцатые годы XX века – создание научных лабораторий. В Советском Союзе исследованиями явлений телепатии, медиумизма или спиритизма занимался Институт Мозга, который, по решению Сталина, был закрыт, однако в послевоенное время возобновил деятельность. Однако к 70-м годам века вновь возрастает популярность спиритизма, девяностые – спиритизм по телевизору, экстрасенсы и проч. Стоит вспомнить хотя бы Алана Чумака и Кашпировского.
Ритуалы сна на новом месте, как и подкладывание под подушку расчески – отражение культуры суеверия в современном человеке. Христианство официально было принято в 988 году, когда Владимир Святой «крестил Русь огнем и мечом». Несмотря на это, русский народ так и остался суеверен. Многие ритуалы трансформировались в христианские праздники, многие остались на уровне обычаев. Так что не удивительно, что мы по-прежнему водим хороводы вокруг ёлки.
В новое время
Тема гаданий была очень популярна в литературе XIX и XVIII веков, проблема сна и сновидений всегда стояла остро перед писателями и поэтами, стоит вспомнить хотя бы ту роль, которую играет сон в таких произведениях как «Обломов» И.А. Гончарова, «Светлана» В.А. Жуковского, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова. Сон раскрывает глубинное содержание душевной жизни героя, позволяет выразить «невыразимое», ускользающее от рационального анализа.
В средние века
В средневековой Европе возвращались тенденции языческого отношения ко снам. Складывалась традиция изображения спящего человека. Интерес ко снам возник в основном благодаря литературе, где самой главной идеей выступало расставание души с телом во время сна и опасность этого. Однако до этого, примерно в XII веке толкование снов было демократичнее. Была потеряна сакральность сна, присущая язычеству. Толкование снов основывалось на настроениях и физиологии человека. Мы видим не только дальнейшее влияние христианства на толкование сна, поворот осуществлялся, по-видимому, ещё и под влиянием античной культуры и науки, которые распространялись посредством византийцев, евреев и арабов. Средневековье вновь обращалось к сновидению. «Люди, сны которых сбываются, чаще всего бывают умеренного телосложения», — утверждал, например, арабский философ Аверроэс. Происходило взаимопроникновение, о котором свидетельствует популярность приходивших с Востока «ключей к снам».
Во II-IV веках происходило смешение языческих и христианских представлений. Люди, с одной стороны, испытывали очевидный интерес к снам (во сне происходили обращения, являлся Господь, предсказывалось мученичество). Однако сны служили и частым поводом для беспокойства. Создавались различные книги, описывающие правильный сон и его составляющие (питание перед сном или поза во время сна). А ведь древние люди тоже классифицировали сны в соответствии с их природой и составляли иерархию провидцев! Наиболее законченный трактат о снах относится к концу IV века — «Толкование на Сон Сципиона» (Цицерона), он различал пять видов снов: somnium, visio, oraculum, insomnium и visum, — две из которых не имеют «никакой пользы или значения». Insomnium — это тревожный сон, кошмар. Visum — своего рода видение, иллюзорное блуждание во сне, лживый сон. Сны трех оставшихся категорий предсказывают будущее. Somnium — это сон-загадка, в нем предстоящее является в затуманенном виде. Visio — это внятное пророчество. Oraculum — сон-прорицание, когда спящий прямо предупреждается о предстоящем событии посредством родственников, жрецов или даже божества.
В Античности
Во времена Античности толкование снов было обычным делом. Народные прорицатели занимались своим ремеслом на ярмарках и рынках, где за скромную плату разъясняли гражданам их сны, наподобие наших гадалок по картам, кофейной гуще и т.п. Профессиональные гадальщики как настоящие специалисты работали обычно у себя дома или даже в храмах. К толкователям сновидений с уважением прислушивались и часто обращались за советом, хотя, быть может, и не почитали так, как авгуров и гаруспиков — жрецов, гадавших по внутренностям жертвенных животных или по полету птиц. В культуре римлян и греков очень чётко разграничивались ложные сны и истинные.
В древнем мире
С давних времен сон имел сакральное значение, ведь само по себе «не-бодрствование» это отсутствие в мире человеческом и перенос разума далеко за грань, достижимую человеком. Сюжет выхода души из тела во время сна особенно был популярен Он воспринимался ещё и как момент единения с высшими силами в том мире.
Древний Египет
Отношение ко сну
В Древнем Египте снам придавалось огромное значение. Откровения, полученные в сновидениях, наряду с "правителями прирожденными" и действием магии считались основой мирового порядка, сотворенного богами. В папирусе Инсингер звучит очень распространенная мысль: сны - это дар богов: "Бог создал сновидения, чтобы указать путь спящему, глаза которого во мраке". Естественно, снам фараонов, детей Ра, уделялось большее внимание. Это явление присуще не только Египту, но и в принципе любой политеистической стране. Одно лишь отличие монотеистических стран – в них сон посылает один Бог, что иногда затрудняет трактовку. В странах, где распространено многобожие, разные боги имели возможность «присылать» сны, что облегчало понимание.
Явление богов к простым людям воспринималось чудом высшего разряда. То, что какому-то Псентаису за его благочестие было обещано рождение сына, а Хорсиесису было открыто, сколько лет ему осталось жить на земле, слепцу Тотертаису, который заснул в храме было явлено избавление от слепоты (что и случилось), уже сродни невозможному. Конечно, можно найти и больше подтверждений подобных чудес.
В египетском языке понятие "сновидение" передавалось словом rswt, которое восходит к глаголу r(j)s, "бодрствовать". Как я уже упоминала ранее, сон воспринимался как существование души в иной реальности. Прежде всего толкователи опирались на устойчивые парные словосочетания, трактуя их как вопрос (центральный мотив сновидения) и ответ (толкование).
Методы толкования снов
Толкование снов относится к малым формам фольклора, поэтому его очень трудно анализировать. По структуре оно состоит из двух частей: образ, сновидение и его непосредственное толкование, раскрытие символов. Сразу упомяну, что египетский сонник Честер-Бити III имеет три части: образ сновидения, толкование и «вердикт» – к добру сон или нет. В целом сон может принимать два основных значения. Самое распространенное – это предсказание, повествующее о ближайшем будущем. Менее распространенное – диагностическое, описывающее то, что происходит в данный момент скрыто или открыто.
Одним из самых древних источников толкования снов является папирус Честер-Бити III, древнейший сонник. Для дальнейшего разбора я взяла за основу именно его. Текст датируется эпохой XIX династии, но скопирован с более древнего оригинала, который предположительно восходит ко времени Среднего царства. Сонник занимает одиннадцать листов. К сожалению, начало и конец папируса утрачены и первоначальный объем источника установить не представляется возможным. Направление письма - справа налево. Описание каждого сна с его толкованием занимает одну горизонтальную строку. Общее построение следующее: в начале каждого листа справа имеется вертикальная колонка с выписанной крупными демотическими знаками фразой: "ЕСЛИ ЧЕЛОВЕКУ ПРИСНИТСЯ", - далее следует описательная часть, а затем, в конце строки, помещена собственно трактовка сна, которая предваряется словами ХОРОШО или ПЛОХО. Эти слова, так же, как и текст вертикальной колонки, выписаны крупно, причем для обозначения "ПЛОХО" использованы красные чернила (цвет Сета, пустыни, крови, огня и т.д.).
В основе такого подхода лежало соединение созвучных, но неодинаковых по значению слов. Поэтому дерево (nˁḫt) предвещало утрату (nḫj), журавль (ḏˁt) - благополучие (wḏȝ), большая кошка (mjwˁȝ) - большой урожай (šmwˁȝ), бусы (wḏw) - благополучие (wḏȝ), трава (ḏˁis) - враждебность (ḏˁis) и т. д. Это условие соблюдалось не всегда, например, схожесть следующих элементов очень спорна, хоть и относится к этой же группе: ослиное мясо (iwf nˁȝ) – это продвижение сновидца по службе - (sˁȝ f), а мокрые (iwḥ) одежды предвещали драку - (ˁḥȝ).
Здесь, как и отмечено в заголовке, явления разгадываются на основе противоположных им явлениях. Например, жестокая смерть во сне обещала сновидцу долгую жизнь, рыдания - умножение имущества, белые сандалии - скитания по земле, вино - праведную жизнь, а если бог осушил его слезы, то ожидала человека драка.
Последний случай свидетельствует, что не всегда видение во сне божества рассматривалось как доброе предзнаменование. Кстати, в папирусе Честер-Бити III лишь однажды упоминается о непосредственном видении "бога в небе" (2,14), что обещало сновидцу "много пищи"; в папирусе Карлсберг XIV, напротив, имелся целый раздел о "приказаниях богов, полученных человеком во сне", но, к сожалению, он полностью утрачен. В более поздних греческих и византийских сонниках мотив встречи во сне с божеством и вступления с ним в контакт занимает одно из центральных мест, и именно с него обычно начинались греческие, византийские и сирийские сонники. С другой стороны, очень часто мотив дурного предвещал беду, а мотив добра сулил благополучие. Так, связывание во сне злодеев в папирусе Честер-Бити III сулило надежду избавиться от наговора врагов, пребывание во фруктовом саду - удовольствие, а молитва, обращенная к Ра, - оправдание на загробном суде. Любопытен мотив встречи с карликом, предвещавший уменьшение "вполовину" жизненного срока сновидца. Интересен также ярко выраженный моральный аспект некоторых сновидений: например, похороны во сне незнакомого старика (бедняка?) оборачивались для сновидца земным благополучием.
Славянские народы
Отношение ко сну
В славянской мифологии существовал отдельный персонаж, Дрёма. Дрема - вечерний или ночной дух в образе доброй старушки с мягкими, ласковыми руками или же в обличье маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом. В сумерках Дрема бродит под окнами, а когда темень cгyщается, то просачивается сквозь щели или проскальзывает в дверь. Дрема приходит к детям, закрывает им глаза, поправляет одеяло, гладит по волосам; со взрослыми этот дух не так нежен и порою навевает кошмары
Методы толкования снов.
Обращаясь к русскому, в основе своей славянскому соннику, мы видим, что у русских, как и у других славян и иных европейских народов, существовали два вида снотолкователей: а) сонники книжные и б) сонники устные, народные. Старые рукописные и более новые печатные сонники в большинстве своём выглядят как набор элементов разных времен, будто бы они дополнялись вновь и вновь, в зависимости от ситуации.
Методы нахождения связи между образом в сновидении и его значением почти идентичны египетским.
Увидеть во сне покойника-родственника, приглашающего к себе – это к смерти того, кто видит сон. Однако использование такого принципа в толкованиях встречается редко, чаще выступает принцип сходства, которое при этом может быть разного рода. Возможно просто подобие: Дождь - к слезам или горох - слезы. При этом в первом случае - подобие по свойству, а во втором - по форме. Примеры паронимии распространены еще меньше. Так, на Ровенщине говорят корона - корогва (т.е. «хоругвь») и поясняют: буде мэртвэц, а на Гомельщине корова - хвороба, а на Волыни толкуют в рифму корова – крёву (к рёву, к слезам). Так же поясняют на Ярославской земле и в восточном Полесье. Того же типа предсказание гора – горе.
Часть толкований снов основывается на метонимии – пространственно-временной или иной. Например, песок или тина снятся - к смерти, к похоронам, т.е. к вырытой могиле; рушник, полотно - к дороге. Часть толкований снов основана на метафоре: если снится, что укусила гадюка, то «остерегайся лихого человека», а когда убиваешь гадюку, то побеждаешь и врага; видеть во сне огонь - повстречаться со злодеем.
Наиболее характерным и, вероятно, древним принципом толкования является принцип переворачивания значения символа-знака, придания противоположного смысла результату. В народной традиции широко распространено убеждение, что видеть во сне экскременты - к деньгам, к золоту, измараться ими – это к большим деньгам, а видеть во сне золото, значит испачкать постель. На основе этого мотива возникло много быличек, кратких юмористических рассказов и анекдотов, известных не только в крестьянской, но и в городской среде. По сути дела, на основе именно такого поверья и возникли в прошлом ароматные русские слова золотарь, золотая рота, золоторотец. Если же снится чья-то смерть, то приснившееся лицо будет жить долго. В Полесье считалось, что смех во сне – к слезам, а слёзы во сне – к счастью.
Перевёрнутые толкования отражают сразу же несколько очень важных пунктов менталитета и показывают отношение людей ко сну. Отсюда вытекают такие положения:
Сравнительный анализ двух толкований снов – египетского и славянского
Для начала сравним методы толкования снов. В египетском соннике представлено два основных типа, в славянских – три. Интересно, что именно метод толкования за счет противоположности явлений оказался общим. Что более интересно, так это то, что таким образом толкуют в основном плохие сны. Это легко объяснимо, так как страшных или странных снов человек боится, и потому желает верить, что его не ждет встреча с предками и т.п. Ассоциативная связь частично отражена в виде паронимии у славянских народов, что совпадает с первым методом толкования египетских сонников. Мне лично этот метод кажется очень интересным, так как в нем отражена больше фонетическая находчивость народов.
Что касается образов, то их можно разделить на несколько основных категорий: анималистические, бытовые, абстрактные (вроде смерти) и природные. В принципе, примерно все, что человек видел наяву, он видел и во сне. Я провела сравнительный анализ образов, встречающихся в сонниках. Результат данного анализа можно увидеть в приложении 1. Данное приложение оформлено как небольшой сонник, где можно увидеть два разных толкования одного и того же образа египетскими сонниками Честер-Бити III и Кенхерхепешефа и славянскими сонниками. Интересно, что, если анималистические образы в большинстве своем совпадают, то природные или абстрактные имеют некоторые различия. Так, например, роль огня в сонниках различна. Это связано с общим характеров сонников. Если египетские сонники трактуют все довольно прямо, то славянские предпочитают свести большинство абстрактных явлений к хорошему исходу для сновидца. Отчасти это связано с довольно жизнелюбивым национальным характером, отчасти – с временем, когда были созданы данные источники. Для эпохи, соответствующей сонникам характерна некоторая приземленность и суеверность суждений, тогда как красота и замысловатость (если разбирать конкретно Египет) появилась ближе к Новому царству и приходу эллинов. Славянские же сонники относятся к первым векам нашей эры и, несмотря на огромную культурно-историческую разницу, все же находились на новом уровне понимания мира.
Частью моей исследовательской работы было так же то, что я провела опрос среди разных возрастных категорий: 12-13 лет, 16-17 лет и 30-50 лет. Вопросы были такие:
Опрос показал, что чем младше опрашиваемый, тем больше вера в сны. Так, среди ребят возрастом 12-13 лет большая часть верит (Приложение 2 диаграмма 1). Более того, после этапа отрицания снов в подростковом возрасте (Приложение 2 диаграмма 2), люди, уже в более взрослом возрасте, опять возвращаются к ним (Приложение 2 диаграмма 3)
Помимо этого, я рассмотрела процент доверия сонникам среди вышеуказанных возрастных категорий (Приложение 2 диаграмма 4). Видно, что большинство людей всё же обращается к сонникам. Люди, не обращающиеся к сонникам, как правило, и во сны не верят. Однако часть людей даже при вере не обращаются к сонникам, что так же вполне логично, ведь зачастую человек пытается интерпретировать свой сон самостоятельно.
Вывод:
Моя работа сама по себе имеет характер фольклористический. Я не ставила себе целью приравнять культуры египетскую и славянскую. Но я смогла достичь своей цели – я выделила сходства и различия толкований снов и доказала, что толкования снов являются вполне состоятельными источниками в плане этнологических и культурологических исследований. Я выполнила задачи, которые ставила перед собой. В процессе исследования я открыла для себя много нового и интересного, и, надеюсь, смогла заинтересовать человека несведущего.
Моя работа относится к междисциплинарной, в себе она совместила не только фольклороведение, но и культурологию, историю, психологию и переводческую деятельность. Для своей работы я была вынуждена переводить тексты с английского языка не только обработанные и авторские, но и тексты свитков, представленных в относительно необработанном варианте.
Моя работа будет полезна для тех, кто хочет узнать больше о культуре Древнего Египта и о славянской.
Помимо этого, я планирую продолжить свою работу над рассмотрением сонников других эпох или народов.
На основе своей работы я создала учебный модуль в приложении Quizlet, помогающий максимально кратко выделить основные термины работы и важные моменты. Ссылка на данный модуль находится в Приложении 4.
Приложения:
Диаграмма 1.
Диаграмма 2.
Диаграмма 3.
Дополнение к диаграмме 3: опрошенные разделяются на 20 женщин и 7 мужчин. Подобное разделение не связано с показателями диаграммы.
Диаграмма 4. Доверие сонникам вне зависимости от возрастной категории.
Список используемой литературы:
Онлайн-ресурсы:
Технологическая карта учебного проекта
Автор – Маркова Алёна Игоревна, ученица 11 «Г» класса МОУ «Средней общеобразовательной школы №30», г. Вологды
Тема учебного проекта: | "Толкование снов как отражение мировоззрения народа" Руководитель проекта: Евгения Андреевна Шепель (учитель английского языка). | ||
Цель проекта. Кому адресован проект. | Цель: найти точки соприкосновения и рассмотреть причины возможного сходства и различия менталитетов или, если брать различия, то в чем заключается их причина на основе толкования снов. Проект адресован людям, которым интересно понять таинство снов. | ||
Результат проектной деятельности: | Продукт | Составление сонника | |
Критерии оценки |
| ||
Что необходимо для выполнения проекта: | Источники информации |
Онлайн-ресурсы:
| |
Приборы и материалы | Компьютер, принтер, текстовый редактор Microsoft Office Word | ||
Необходимые умения, способы работы |
| ||
Время | 3 месяца. | ||
План работы над проектом: | Этап 1 | Ноябрь (1-3 недели) | Определение замысла проектной работы. Отбор источников информации и их изучение. Согласование с родителями. Оформление технологической карты. Представление промежуточных результатов руководителю проекта, корректирование сделанной работы. |
Этап 2 | Ноябрь (4 неделя) | Поиск различных метод изучения языков, отбор наиболее подходящих для проекта. | |
Этап 3 | Декабрь (1-4 недели) | Создание проекта, его оформление. Согласование с родителями. Представление промежуточных результатов руководителю проекта, корректирование сделанной работы. | |
Этап 4 | Январь (1-3 недели) | Изготовление продукта. Завершение работы над проектом. Согласование с родителями. Представление результатов руководителю проекта, корректирование сделанной работы. | |
Этап 5 | Январь (4 неделя) | Подготовка к защите проекта. Защита проекта: запись видео своей защиты (5-7 минут), отправка его руководителю, а затем и комиссии. | |
Одеяльце
Можно от Солнца уйти...
Стеклянный Человечек
Н. Гумилёв. Жираф
Четыре художника. Осень